в каком году начали показывать формулу 1 в россии
История трансляций Формулы 1 в России
В наше время, когда новости автоспорта доступны каждому, а помимо телевидения можно смотреть Формулу 1 онлайн, трудно представить, что было время, когда российским болельщикам приходилось, что называется, бороться за свое право смотреть Королевские автогонки по телевизору.
История трансляций Формулы 1 в России уходит не так уж и далеко. Вскоре после распада СССР телеканал РТР начал впервые транслировать гонки на территории России. В наше время, когда можно смотреть гонки в интернете, а также узнавать все новости на новостных ресурсах, как этот, трудно поверить, что когда-то о Королеве автоспорта можно было узнать только из газет. Первой гонкой, показанной на российском телеканале, стал Гран При Бельгии 1992, а в роли комментатора дебютировал молодой Алексей Попов. В разное время гонки шли как в прямом эфире, так и в записи, а комментировали их Алексей Попов, Алексей Бурков, Сергей Ческидов и Лев Шугуров. Летом 1997 года новый канал ТВ Центр приобрел права на трансляции Формулы 1, и Королевские гонки на три с лишним года транслировались на новом месте с комментариями Сергея Анисимова и Сергея Ческидова.
В 2000 году, в результате долгих споров, Формула 1 снова вернулась на РТР. Формат трансляций стал более демократичным — гонки показывали сначала в прямом эфире, а затем в записи (в ночное время). Комментатором вновь стал Алексей Попов. В 2003 году телевизионная компания ВГТРК, которая контролировала канал РТР, учредила новый телеканал «Спорт», на который частично переехали трансляции. Гонки по-прежнему шли по телеканалу «Россия» (бывший РТР).
С 2006 по 2008 год права на трансляцию Формулы 1 были выкуплены телеканалом RenTV (впоследствии РенТВ). В первый год комментатором был Алексей Попов, а на следующие 2 года он был заменен на Александра Кабановского и Александра Каминского. В связи с уходом Королевских автогонок на RenTV, была закрыта передача «Гран При с Алексеем Поповым», которая шла по телеканалу «Спорт».
С 2009 года права на трансляции Гран При Формулы 1 вернулись к ВГТРК, которые к тому времени закрыли канал «Спорт» и открыли на его месте новый канал «Россия 2», который и взял на себя трансляции. Позже появился профильный канал «Спорт 1», который специализировался на трансляциях без рекламы, в то время как «Россия 2» продолжает транслировать гонки в обычном режиме. В ближайшее время ВГТРК отказываться от показа Формулы 1 не собирается, поэтому на следующие несколько лет в плане трансляций гонок на российском телевидении намечается некоторый статус-кво.
Россия и Формула-1
Россия и Формула-1 — условное название всего, что в чемпионатах «Формула-1» связано с Россией.
Автоспорт международного уровня в России начал своё развитие ещё в годы Российской Империи — именно тогда появилось Гран-при России. Первыми российскими гоночными автомобилями были «Лесснер-32» и «Руссо-Балт».
Содержание
[править] Команды
В сезоне 1952 г. чемпионата мира Формулы-1 мог появиться первый советский болид «Сокол-650», разработанный немецкими специалистами на базе немецких болидов Auto Union. Но автомобиль получился не сопоставимым по характеристикам с болидами Формулы-1 того времени. На трассы чемпионата он так и не вышел. [1]
В советский период ещё были попытки заиметь национальную команду в гонках Больших Призов. Например, в 60-х был создан болид «Москвич-Г5» с двигателем «Москвич-ГД1». Для него изначально планировалось использование двигателя «Москвич-412-2В», но, в результате, был выбран «ГД1». За его основу был взят двухцилиндровый двигатель серпуховского гоночного мотоцикла «Восток-С360», который переделали в V-образный 1,5-литровый восьмицилиндровый. В нём было много нововведений для того времени. На испытаниях двигатель себя показал очень хорошо. Даже, по сравнению с показателями болидов, участвовавших в Чемпионате Мира Формулы-1. Болид так и не вышел на старт мирового первенства. Чтобы произвести испытания двигателя на стенде, нужно было записываться в очередь. А регламент Формулы-1 не стоял на месте. И предел объёма двигателей сменили с 1,5 до 3 литров. Чтобы начать все заново, нужны были не малые средства. А финансирование было слабым.
Сейчас два болида «Москвич-Г5» можно увидеть в Москве в музее ретро-автомобилей по адресу: г. Москва, ул. Рогожский вал, дом 9/2 (метро «Римская»).
Также существует мнение, что при должном внимании и финансировании выхода на высокий уровень могли добиться ХАДИ-8 и МАДИ-01. [2] [3]
Первой же командой, выступавшей под российским флагом, стала Midland F1 Racing (шасси Midland M16, двигатель Toyota). Её пилотами были португалец Тьягу Монтейру и голландец Кристиан Альберс, а владельцем являлся канадский бизнесмен русского происхождения Алекс Шнайдер. Он выкупил команду у знаменитой Jordan Grand Prix. Но Midland провела лишь один неполный сезон 2006 года. Из 18 Гран-При чемпионата, было принято участие в 14. После своей продажи последние 4 гонки команда провела уже как голландская Spyker F1 Team, которая, в свою очередь потом стала Force India F1.
Но после того как компания Marussia Motors во главе с Николаем Фоменко выкупила значительный пакет акций Virgin Racing, в чемпионате 2011 года появилась ещё команда с российской аккредитацией Marussia Virgin Racing.
В СССР проводился национальный чемпионат Формулы-1 в сезонах 1960, 1963—1967, 1969—1976 гг. Но болиды этих соревнований сильно не дотягивали до настоящей Формулы-1. В этом чемпионате выступал и уже упомянутый «Москвич-Г5», но не с двигателем «ГД1», а с двигателями «Москвич-412» и «Москвич-412-2В», ХАДИ-8 и МАДИ-01. И, например, в Британии и ЮАР тоже проводились свои национальные чемпионаты Ф-1 (в Британии в 1978—1980, 1982 гг., в ЮАР 1960—1986 гг.), но и там, в основном, использовались старые автомобили Формулы.
Перед сезоном 2012 года команда Marussia Virgin Racing изменила название на Marussia F1 Team и изменила логотип.
Год | Пилот | # | Команда | Шасси | Мотор | Шины | Гран-При | Победы | Поулы | Быстрый круг | Подиумы | Место | Очки | Кубок конструкторов |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2006 | 20 | Midland M16 | Toyota RVX-06 2.4 V8 | B | 18 | 0 | 0 | 0 | 0 | 21 | 0 | 10 | ||
21 | Midland M16 | Toyota RVX-06 2.4 V8 | B | 18 | 0 | 0 | 0 | 0 | 22 | 0 | ||||
— | Midland | Toyota | B | Тест-пилот | ||||||||||
2011 | ||||||||||||||
24 | Virgin MVR-02 | Cosworth CA2011 2.4 V8 | P | 19 | 0 | 0 | 0 | 0 | 25 | 0 | 12 | |||
25 | Virgin MVR-02 | Cosworth CA2011 2.4 V8 | P | 19 | 0 | 0 | 0 | 0 | 24 | 0 | ||||
2012 | ||||||||||||||
24 | Marussia MR01 | Cosworth CA2012 2.4 V8 | P | 5* | 0* | 0* | 0* | 0* | 19* | 0* | 10* | |||
25 | Marussia MR01 | Cosworth CA2012 2.4 V8 | P | 5* | 0* | 0* | 0* | 0* | 20* | 0* |
[править] Трассы
Первой гонкой в истории российского автоспорта является гонка на Кубок Общества Велосипедной Езды, состоявшаяся 11 октября 1898 года (через четыре года после первой гонки в истории автоспорта Париж — Руан (22 июля 1894 года)). Эта гонка была второй официальной гонкой, проводимой не на территории Франции и была международным соревнованием. Гонщики стартовали на станции Александрово до Стрельны и обратно. Дистанция равнялась 39 верстам. Победителем стал Павел Николаевич Беляев на «Клементе».
7 июня 1907 года состоялась гонка уже по эгидой Гран-При Москва — Санкт-Петербург и проходила она на дорогах общего пользования. Победителем стал бельгиец Артур Дюрэй на «Lorraine-Dietrich».
1 июня 1908 года — Санкт-Петербург — Москва. Победителем стал француз Виктор Хемери на «Бенце».
7 июня 1913 года — Гран-При России (Санкт-Петербург). Победил россиянин Георгий М. Суворин на «Бенце».
31 мая 1914 года — Гран-При России (Санкт-Петербург). Победил немец Вилли Шолль на «Бенце». [4] [5]
[править] Пилоты
После окончания сезона 2011 года команда Lotus Renault GP объявила о досрочном расторжении контракта с Виталием Петровым, у которого контракт был подписан до окончания сезона 2012. Долго не было ясно, будет ли Виталий участвовать в новом сезоне или нет. Но 17 февраля 2012 года команда Caterham F1 Team объявила, что Виталий Петров стал её призовым пилотом, заменив Ярно Трулли.
Год | Пилот | # | Команда | Шасси | Мотор | Шины | Гран-При | Победы | Поулы | Быстрый круг | Подиумы | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2002 | — | Minardi PS02 | Asiatech AT02 3.0 V10 | M | Тест-пилот | ||||||||
2006 | 20 | Midland M16 | Toyota RVX-06 2.4 V8 | B | 18 | 0 | 0 | 0 | 0 | 21 | 0 | ||
21 | Midland M16 | Toyota RVX-06 2.4 V8 | B | 18 | 0 | 0 | 0 | 0 | 22 | 0 | |||
— | Midland | Toyota | B | Тест-пилот | |||||||||
2010 | 12 | Renault R30 | Renault RS27-2010 2.4 V8 | B | 19 | 0 | 0 | 1 | 0 | 13 | 27 | ||
2011 | 10 | Renault R31 | Renault RS27-2011 2.4 V8 | P | 19 | 0 | 0 | 0 | 1 | 10 | 37 | ||
2012 | 21 | Caterham CT01 | Renault RS27-2012 2.4 V8 | P | 5* | 0* | 0* | 0* | 0* | 21* | 0* |
[править] События
Летом 1990 года в Москве и Ленинграде состоялась презентация итальянской команды Life Racing Engines.
25 февраля 2005 года команда Jordan Grand Prix (на тот момент уже купленая Midland Group и Алексом Шнайдером) на Красной площади презентовала свой новый автомобиль Jordan-Toyota EJ15. Был там основатель и владелец Jordan Эдди Джордан, представлены пилоты португалец Тьягу Монтейру и индиец Нараин Картикеян, третий пилот Роберт Доорнбос и Роман Русинов, как будущий тест-пилот. На боковом понтоне болида находилась надпись «Moscow 2012» в поддержку кандидатуры Москвы на проведение Олимпиады 2012 года.
В 2003 и 2005 годах команда Mild Seven Renault F1 Team проводила в Москве демонстрационные заезды. 18 октября 2003 года команда была представлена пилотами Ярно Трулли и Фернандо Алонсо, а 28 августа 2005 года Джанкарло Физикелла и Фернандо Алонсо
Начиная с 2008 года в Москве проводится авто-мото шоу Moscow City Racing с участием болидов Ф-1. Мероприятие планируется проводить каждый год.
Представители Формулы-1 на Moscow City Racing:
2010 год (18.07): Vodafone McLaren Mersedes, пилот Дженсон Баттон (на тот момент действующий чемпион мира); Renault F1 Team, Виталий Петров (на тот момент первый российский гонщик в Формуле-1).
2011 год (17.07): Scuderia Ferrari, пилот Джанкарло Физикелла; Vodafone McLaren Mercedes, пилот Дженсон Баттон; Team Lotus, пилоты Карун Чандхок и Луис Разия.
18 сентября 2009 года впервые по Сочи проехали болиды ING Renault F1 в рамках авто-шоу «МегаФон Сочи Racing». Во время этого мероприятия звучали идеи о перспективе проведения Гран-При Сочи, своего рода, «русского Монако».
17 июля 2011 года — уличное шоу «Формула Сочи», где приняли участие болиды команд Red Bull Racing, Lotus Renault GP, Marussia Virgin Racing и Scuderia Ferrari. А пилотами были Виталий Петров, Себастьен Буэми, Тимо Глок и Жером Д’Амброзио. Также в шоу принимали участие гоночные коллективы других видов гонок, включая КАМАЗ-мастер.
Ежегодно с 1978 года в России проводится Гонка Звезд «За рулем». Организатором выступает одноименный журнал об автомобилях. Помимо российских гонщиков на соревнование приглашаются боевые пилоты Королевских гонок и пилоты прошлых лет. Также принимают участие и иностранные пилоты из других серий.
Представители Формулы-1 на Гонке Звезд «За рулем»:
2009 год (23.02): Нельсон Пике-младший (на тот момент пилот ING Renault F1).
2010 год (23.02): Виталий Петров (на тот момент пилот Renault F1 Team) и Дэвид Култхард (на тот момент пилот Red Bull Racing).
2011 год (23.02): Ромэн Грожан (на тот момент запасной пилот Lotus Renault GP).
2012 год (23.02): Ален Прост (на тот момент экс-пилот Формулы-1, четырёхкратный чемпион мира), Жером Д`Амброзио (на тот момент экс-пилот Marussia Virgin Racing) и Дэвид Култхард (на тот момент экс-пилот Формулы-1).
25 января 2012 года перед началом гоночного сезона Виталий Петров стал почетным гостем на презентации новых шин Pirelli, состоявшейся в Абу-Даби. За рулем двухместной машины Ф-1 он прокатил по трассе Яс Марина многих участников церемонии, а также ответил на многочисленные вопросы журналистов. [7]
[править] Реклама
В начале 1990-х годов советский кооператив «ПИК» сотрудничал с итальянской командой Life.
Команда Life была основана итальянским бизнесменом Эрнесто Вита.
Вита, познакомившись с бизнесменом Даниэлем Баттильино, вышел на советского предпринимателя из Ленинграда Михаила Пичковсковского, который руководил военным кооперативом «ПИК». Пичковский пообещал команде серьёзные денежные вливания и технологическую помощь советской оборонной промышленности для помощи в изготовлении деталей и узлов болида. А в обмен Life должна была помочь в подготовке советского персонала для команды и открыть свои разработки. Уже на четвёртом Гран-При в Монако сезона 1990 года команда выехала с рекламой советского спонсора на борту, в передней части кокпита появились итальянский и советский флаги, и называться команда официально стала Life-Pic. Летом 1990 года прошла и презентация болида в Москве и Ленинграде. Итальянская команда не получила из обещанного ничего. Пичковским в мае 1995 года был арестован за банковские махинации. На данный момент, по некоторой информации, Пичковский находится на свободе и является руководителем одной из фирм в Петербурге.
«Конюшня» провела один сезон 1990 года с одним болидом. Но болид Life L190 был далек от своих конкурентов по многим параметрам. Стоит отметить, что команда не прошла дальше, даже, предквалификации. И в двух последних Гран-При сезона (Япония и Австралия) команда не участвовала.
А когда Вита презентовал свой болид в Москве, он познакомился с россиянкой Ольгой. Они поженились и в 1992 году у них родился сын Алессандро Вита-Кузькин. Алессандро известен как гонщик по участию в итальянской и швейцарской Формуле Renault 2.0 и Международной Формуле Мастер (IFM). [8]
В 2002 году компания «Газпром» имела возможность размещать свой логотип на верхнем воздухозаборнике Minardi. Одним из условий договора между «Газпромом» и Minardi было присутствие Сергея Злобина в качестве тест-пилота.
В 2003 году банк «Северный Морской Путь» был одним из спонсоров команды Minardi.
Три сезона, с 2003 по 2005 гг., на боковых дефлекторах Sauber красовалась реклама сотового оператора МТС.
В 2009 году из русских компаний промелькнул только «МегаФон» на Renault.
С 2010 года на носу дебютанта формулы Virgin Racing реклама компании-производителя спорткаров из России Marussia, президентом которой является Николай Фоменко. С приходом Виталия Петрова в Формулу-1 на болидах Renault F1 один за одним стали появляться логотипы российских компаний: Lada, «Флагман», «Выборгский судостроительный завод». Помимо этого с 2011 года Виталию финансовую поддержку обеспечивают некоторые российские компании, логотипы которых на болиде не указаны, например, Государственная корпорация «Ростехнологии» и ООО «Ровер». По закону ОАЭ нельзя рекламировать спиртные напитки. И вместо «Флагмана» на Renault в последней гонке 2010 года Гран-При Абу-Даби появилась реклама «Банка Москвы».
С 2010 года российская компания Marussia Motors стала спонсором Virgin Racing.
6 мая 2010 г. Scuderia Ferrari объявила о начале сотрудничества с российской компанией «Лаборатория Касперского», специализирующаяся на разработке систем защиты от компьютерных вирусов, спама и хакерских атак. И логотип появился на болиде.
На все тех же Renault в 2010 году на боковых понтонах размещалась реклама Snoras Bank, который принадлежит российскому банкиру Владимиру Антонову. Он является одним из владельцев компании Spyker Cars, которая, как мы помним, была участником чемпионата Формулы-1. По некоторой информации, за помощью к нему обращалась Hispania Racing Team. [9]
С 2012 года на борту Caterham F1 Team появился логотип нефтехимического холдинга России «Сибур». Он же является спонсором Виталия Петрова. Этот же логотип был на борту болида Lotus Renault GP в 2011 году.
17 мая 2012 года во время международной выставки вертолётной индустрии МВВИ-2012 было объявлено, что российский вертолётостроительный холдинг «Вертолёты России» (Russian Helicopters) стал официальным партнёром команды Caterham и Виталия Петрова.
[править] Формула-1 на российском телевидении
Первой гонкой, транслировавшейся по российскому телевидению, был состоявшийся 3 мая 1992 года Гран-при Испании. [10]
Год(ы) | Телеканал | Телеформат | Комментатор(ы) |
---|---|---|---|
1992—1996 | РТР, Российские университеты (1995—1996) | прямые трансляции | Лев Шугуров (1993—1995), Николай Попов (1994—1995), Алексей Попов (1992,1996), Сергей Ческидов, Алексей Бурков (1992—1994), Сергей Анисимов (1995), Александр Потехин |
1997—1999 | ТВ Центр | прямые трансляции | Алексей Попов Сергей Ческидов Алексей Анисимов |
2000—2005 | РТР (c 2002 года Россия) | прямые трансляции, повторы с 2003 года — только в записи | Алексей Попов, Оксана Косаченко (2000) |
2003—2005 | РТР-Спорт | прямые трансляции, повторы | Алексей Попов |
2006 | Рен-ТВ | прямые трансляции, повторы | Алексей Попов |
2007—2008 | Рен-ТВ | прямые трансляции | Александр Кабановский, Александр Каминский |
2009 | РТР-Спорт | прямые трансляции, повторы | Алексей Попов, Константин Курочкин* |
с 2010 | Россия-2, Спорт-1 | тайм-шифт трансляции (Россия-2), прямые трансляции (Спорт-1), повторы, обзоры | Алексей Попов, Наталья Фабричнова, Михаил Цыбулин, Александр Гришин, Константин Курочкин |
* Комментировал квалификацию Гран-при Австралии в связи с болезнью Алексея Попова.