в каком году началась мусорная реформа в россии
Мусорная реформа: причины введения, суть закона, почему протестует население
69 регионов России перешли на новый порядок обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами) с 01.01.2019.
С 01 января 2020 мусорная реформа охватит почти всю страну. Контроль осуществляет ОНФ, создана горячая линия по мусорной реформе (8-800-555-97-76), чтобы россияне имели возможность получить ответы на волнующие их вопросы.
Частных лиц интересуют тарифы и возможность получить льготы при оплате новой услуги. Мусорная реформа вызвала протесты не только населения, но и отдельных депутатов и министров.
Какие законы определяют суть мусорной реформы
Законом о мусорной реформе население называет поправки к закону № 89-ФЗ, вступившие в силу 01.01.2019 — Закон № 503-ФЗ.
Статьи 435, 436, 437, 438 ГК РФ определяют условия заключения договора по мусорной реформе:
Суть этих статей – договор, заключенный с оператором, невозможно будет расторгнуть после первой оплаты без подачи иска в суд. По мнению инициаторов нововведения, прекратится выброс бытовых отходов в неотведенных для этой цели местах. Старые полигоны планируют преобразовать в технологические объекты, не вредящие окружающей среде. Свалки у многоквартирных домов планируется убрать, места очистить и засадить деревьями. Конечная цель мусорной реформы – изменить менталитет граждан до уровня, который не позволяет выбрасывать ТКО в оврагах и лесах.
Важно! Стоимость услуги снизится, если жильцы будут сортировать мусор — осуществлять раздельный сбор мусора.
Что стало причиной появления
Ответ на вопрос, для чего нужна мусорная реформа в России, простой. В стране уже накоплено 40 млрд тонн отходов, ежегодно добавляется дополнительных 70 млн тонн, увеличивая площадь свалок на 500 тыс. га. ТКО выбрасываются в основном на несанкционированных площадях. В последние годы к биологическим и пищевым отходам добавились пластики, полимеры, электроприборы, содержащие токсические вещества.
На конец 2018 года сжигалось всего 4-5% мусора. Инициаторы мусорной реформы 2019 планируют утилизировать до 60% в 2024 году и 95% в 2030 году. Для этого должно быть построено 130 комплексов для переработки, позволяющих ликвидировать все несанкционированные свалки и развить эффективную структуру переработки.
Какие изменения ждут владельцев городских квартир, частных домов
Если переноса мусорной реформы нет:
Где мусор будет сортироваться, определят региональные власти. В Московской области ввели 2 контейнера – один для пищевых отходов, второй — для бумаги, пластика и стекла.
Договора должны заключить также владельцы частных домов в городах и на селе, в том числе на садовых участках.
Важно! Тариф для села теоретически должен быть пониженным, но затраты увеличатся по сравнению с расходами до реформы.
В сельской местности многие никогда и никуда не возили мусор, в том числе из огороднических и садоводческих обществ. В частных домах с печным отоплением отходы сжигают, даже старую мебель, а сейчас придется обязательно заключать договора и оплачивать эту услугу. Перевозчики будут гонять полупустые машины за сотни километров, пока население не привыкнет к новым правилам. А оплачивать бензин будут люди, которым эта услуга, как им кажется, не нужна. Ведь то, что нельзя сжечь, многие из них привыкли вывозить в лес и лесополосы. Есть надежда, что сельские жители активно будут выносить мусор к мусорным контейнерам, и больше никто не вывалит его в лес. Например, в густых лесах Псковской области часто можно увидеть горы мусора.
Кто покрывает расходы по мусорной реформе
Реализация мусорной реформы требует 78 млрд рублей. 30% будет финансировать государство в виде субсидий на лизинг и концессий. Это значит, что комплексы должны строить региональные операторы с поддержкой государства, остальные затраты компенсировать за счет выплат населения.
На данный момент практически никто ничего не строит. Бизнесменов настораживает частое изменение законов, которыми то вводятся, то отменяются различные налоги. У государства тоже нет средств, позволяющих создать комплексную систему. На самом деле большинство регионов оказались не готовы к реформе.
Большую часть расходов оплачивает только население, что неизбежно приведет к повышению тарифов. Все это понимают, поэтому большинство против мусорной реформы.
Кто определяет размер тарифов
До конца 2018 года владельцы городских квартир платили за вывоз бытовых отходов 70-80 рублей ежемесячно. С первого января среднее значение выросло до 150 рублей на каждого человека, зарегистрированного в квартире, услуга стала вписываться в отдельную строку.
Размер тарифа зависит от региона и оператора. Если в какой-то местности их несколько, каждый устанавливает свой. Тариф будет индексироваться в январе и июле так же, как размер оплаты за электроэнергию, воду и отопление. Но это теория. На практике вывозом бытовых отходов, скорее всего, будут заниматься не только операторы, но и субподрядчики. Каждый захочет получить прибыль, поэтому не согласные с мусорной реформой могут оказаться правы.
Люди против мусорной реформы, так как не верят, что деньги и правда пойдут на утилизацию и переработку мусора.
Кто получил отсрочку
Мусорная реформа с 1 января 2019 года не была введена в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. До начала 2022 года утилизация бытовых отходов осуществляется управляющими компаниями, оплата включается в раздел «содержание жилого фонда». Регионы, которые не выбрали оператора, могут отложить начало реформы до 01.01.2020. Что делать с бытовым мусором, решают органы исполнительной власти.
Можно ли не платить за вывоз мусора, кому и какие льготы предусмотрены
После ввода мусорной реформы о том, как не платить, думают не только малообеспеченные семьи. На самом деле уклониться от оплаты нельзя, так как вывоз отходов является коммунальной услугой, за просрочки предусмотрено начисление пени.
Малоимущие граждане могут получить субсидии так же, как на другие виды коммунальных услуг, если сумма квитанции ЖКХ больше, чем 22% от дохода.
Льготы по мусорной реформе предусмотрены для:
Отдельные регионы федеральный список пополняют. Подробности можно узнать в органах социальной защиты.
Почему проходят митинги против реформы, суть петиций участников
Протестуют против нововведения 25 регионов страны, в том числе Москва. Много шума наделали митинги против мусорной реформы в Нижнем Тагиле 3 и 23 февраля. Основная причина раздражения населения — экономическая. Большинство недовольно увеличением расценок за вывоз мусора в городах и запрет самостоятельно распоряжаться отходами на селе. Жители некоторых регионов выступают так же против строительства новых полигонов.
В петициях против мусорной реформы митингующие требуют:
В Нижнем Тагиле основной причиной недовольства стали ошибки в квитанциях, которые оператор объяснил сбоем программного обеспечения. Расценки критиковало не только население, но и полпред Президента Н. Цуканов. После митингов начался сбор подписей за снижение тарифов.
Последние новости о мусорной реформе не радуют. На законодательном уровне все кажется прогрессивно и правильно, но мусор по-прежнему никто не перерабатывает, он просто складируется. Желающих работать в этой сфере мало, недостаточно заводов и полигонов. У предпринимателей нет уверенности в наличии перспективы, у населения – мотивации что-то менять. Операторы считают тарифы низкими. Население – высокими.
На 15 апреля в среднем по стране собрано примерно 50% оплаты. В девяти регионах сборы такие низкие, что операторы почти отказываются работать. В Самарской области и Дагестане собрано всего 5%, немного больше в Адыгее (14%), Кабардино-Балкарии (15%) и Пермском крае (20%), не достаточно средств так же в новосибирской области (23%), Алтайском и Красноярском крае (по 25%) и ульяновской области (30%).
Не поступайте никогда так, как делает человек на фото, несмотря ни на какие реформы и законы!
Надеемся, что все же загрязнение окружающей среды будет снижаться с принятием новых законов в данной сфере, ведь смотреть на горы мусора, которыми завалена прекрасная российская природа, очень больно, как и видеть поведения людей, которые ведут себя в храме природы хуже животных.
Мусорная реформа: что это такое
В январе 2019 г. запущен новый проект Правительства РФ – мусорная реформа в России. Ее задача — передача обязанностей по вывозу, переработке, утилизации бытовых отходов компании-оператору.
Какие законы определяют суть мусорной реформы
Реформирование отрасли началось с внесения важных поправок в 89 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Подготовка изменений проводилась с 2011 года по указу Президента РФ В. В. Путина №781. В 2013 г. авторами из Минприроды разработана стратегия утилизации ТКО до 2030 г. Поправки в ФЗ-89 внесены 29.12.2014 законом номер 458. Было много горячих споров по общей концепции проекта. В 2016 году принят ряд Постановлений Правительства, определяющий следующие моменты:
В декабре 2017 г. принят ФЗ-503, который определил порядок обращения с мусорными отходами с 01.01.2019. Взаимоотношения между оператором и гражданами регулируются Жилищным кодексом РФ. Договорные отношения определяются содержанием статей 435-438 ГК РФ. Сфера коммунальных услуг регулируется ФЗ-354 от 06.05.2011 г.
Мусорная реформа с 1 января 2019: что новое принесет нам программа?
Модель вывоза и размещения мусорных отходов переработана полностью. На смену ЖКХ придут лицензированные региональные операторы.
Сбор платы теперь будет производиться централизованно на счет компании. Тарифы устанавливаются региональными властями.
В идеале компания-оператор должна взять на себя обязательства по контролю за полным циклом обращения ТКО. То есть обеспечить вывоз мусора плюс его захоронение или вторичную переработку.
Меняется схема работ с бытовыми отходами. Их вывоз теперь считается отдельной услугой. В платежках эта строка называется «Обращение с ТКО». Оплата за услугу теперь начисляется по новым правилам. Закрываются полигоны с ТБО, не отвечающие требованиям и не внесенные в реестр. Все места складирования мусора должны быть приведены в соответствие с требованиями экологической безопасности и зарегистрированы.
Цель мусорной реформы
Законодатель с помощью реформирования мусорной отрасли пытается упорядочить систему работы с отходами. Сегодня вокруг населенных пунктов разрастаются свалки как официальные, так и несанкционированные. Лицензирование услуг по утилизации мусора должно решить проблему. Итогом реформы является наведение порядка в отрасли, пропаганда цивилизованного подхода при обращении с ТКО. Планируется открывать мусороперерабатывающие заводы, сокращать число свалок, бороться с незаконным выбросом мусора.
Где мусорная реформа началась, а где отложена?
Мусорная реформа в 2019 году вступила в действие с 1 января на всей территории России. Законодатель предусмотрел перенос сроков перехода на новую систему утилизации ТКО для некоторых регионов. Плавный переход необходим для приведения полигонов хранения ТБО в соответствие с законом.
На 3 года откладывают начало в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. За этот срок вышеназванные города должны разработать порядок обращения с отходами.
В период перехода вывоз мусора производят управляющие компании, они же и будут брать плату за услугу. Допускается использовать старые полигоны ТБО, которые не внесены в реестр.
При отсутствии регионального оператора субъекту дается отсрочка на его выбор до 01.01.2020. После этой даты изменения должны стартовать по всей стране. Порядок обращения с отходами определяют власти региона. Операторов может быть несколько, так, например, мусорная реформа в Московской области поделила регион на 7 зон, на каждой из них действует свой оператор.
Этапы мусорной реформы
Внедрение норм закона проходит в несколько этапов:
2018 год давался на подготовку регионов страны к началу реформирования. Однако не все субъекты справились в полной мере. Кто-то не смог провести конкурс и выбрать компанию-оператора, в некоторых областях нет зарегистрированных полигонов ТБО. Поэтому Правительство допускает вывоз мусора на старые свалки до момента введения в эксплуатацию новых объектов.
Конкурс на место регионального оператора проводят местные власти. Организация должна иметь лицензию на право работы с отходами. Крупные регионы могут иметь несколько операторов, разделенных территориальным признаком. Если по каким-либо причинам конкурс не состоялся или оператор отказался от работы, власть может назначить своего оператора до проведения нового тендера.
Как вопрос решался раньше
Потребность в нововведениях по обращению с отходами назрела давно. Предприятия ЖКХ просто собирали мусор у населения и вывозили на полигон. Перерабатывалось не более 7% отходов.
Раздельный сбор мусора не практиковался нигде. Пластиковую и стеклянную тару можно было сдать только коммерческим организациям.
В селах и садоводческих товариществах договоры на вывоз могли вообще не заключаться. Жители сваливали отходы где попало, замусорив берега рек, лесные массивы, окраины населенных пунктов.
Многие полигоны не отвечают требованиям экоконтроля. Свалки несут угрозу экологической и эпидемиологической безопасности населения. В атмосферу выбрасываются вредные вещества от горения и разложения ТКО.
Финансирование вывоза мусора происходило по остаточному принципу. Из платежей за коммунальные услуги вычитались все расходы, остатки шли на утилизацию ТБО. Не было обязанности по сортировке мусора, практически отсутствовали заводы по переработке вторичного сырья. Оплата за услугу рассчитывалась за квадратный метр площади помещения.
Что изменится
Мусорная реформа с 1 января 2019 г. коснется всех жителей страны. Изменится способ расчета тарифов и порядок начисления. Окончательная цифра будет зависеть от количества прописанных человек или собственников жилья.
Утверждение тарифов производится на уровне региона. Каждый производитель мусора должен заключить договор с оператором на его вывоз. На полигонах запрещается прием отходов у частных лиц.
Из сферы коммунальных услуг утилизация мусора будет выделена особо. Полномочия передаются выбранным операторам. Они обязаны обеспечить инфраструктуру оборота отходов, привести в соответствие или закрыть действующие полигоны.
В перспективе запланирован переход на сбор мусора в отдельные контейнеры и его дальнейшая сортировка. Операторы должны будут взять на себя обязанности по обработке всех видов отходов, в том числе и опасных.
Для каждого вида мусора предусмотрена отдельная емкость. Стекло складывается отдельно от пластика и от пищевых отходов. Граждане и организации самостоятельно проведут разграничение отходов по видам. Планируется сокращения числа мусорных полигонов и увеличение вторичного оборота ТКО.
Как полагается заключать договор
Собственники обязаны заключить прямой договор с региональным оператором путем принятия оферты. Обязанность подписания контракта на утилизацию отходов распространяется на физических лиц, товарищества садоводов и огородников, коммерческие организации, предпринимателей. Договор заключается в письменном виде. Уклониться от этого не получится.
Фактическим принятием оферты считается первая оплата за вывоз отходов или выброс мусора в установленное место.
Разработана типовая форма договора. Дополнительные условия, объем, сроки вывоза мусора прописываются в тексте соглашения к договору.
Согласно ст. 24.7 ФЗ-89 стороны подчиняются следующим правилам:
Для заключения договора нужно предоставить оператору данные собственника жилья и справку о количестве зарегистрированных лиц.
Кто отвечает за вывоз и утилизацию ТКО?
Согласно поправкам в ФЗ-89, в регионе назначается единый оператор по управлению твердыми коммунальными отходами. Организация выбирается на конкурсной основе. За тендер отвечает исполнительная власть региона. Конкурс проводится согласно Постановлению Правительства РФ № 881 от 5 сентября 2016 г.
Оператор заключает с гражданами договор, по которому обязуется за плату производить вывоз и утилизацию бытовых отходов. Граждане оплачивают услугу согласно утвержденному в регионе тарифу.
Когда конкурс не состоялся либо оператор отказывается от обязанностей по вывозу ТКО, глава субъекта вправе назначать компанию самостоятельно. Вывоз мусора имеет право производить организация, которая полностью отвечает требованиям закона. Операторами могут работать не только коммерческие, но и муниципальные и государственные унитарные предприятия с лицензией.
Компании по вывозу мусора существовали до внедрения новых правил. Однако их большое количество привело к неразберихе в данной области. Реформа значительно сократила число операторов.
Проверку мусора осуществляют граждане и активисты ОНФ. Проводятся рейды по выявлению незаконных свалок и недобросовестных операторов.
Какие тарифы за вывоз мусора установлены в регионах
Ранее плата за вывоз мусора взималась с квадратного метра жилья. Сейчас произошел перерасчет, и операторы берут плату с человека. Тарифы устанавливаются в каждом субъекте отдельно. Где-то тариф больше, где-то меньше.
Сумма зависит от нескольких факторов : удаленности полигона сбора мусора, наличия сортировки. Если площадка для размещения отходов находится недалеко от населенного пункта, то и стоимость доставки будет ниже. Сортировка мусора также включается в тариф. При установке раздельных контейнеров, которые можно купить, тариф уменьшится. В расчет принимаются расходы на банковскую гарантию оператора, затраты на захоронение ТКО и на сбыт.
Операторы вправе установить свои тарифы. Если в регионе их несколько, расценки могут различаться. Индексация тарифов будет производиться по общему правилу два раза в год.
Ответственность за неуплату
Все производители мусора обязаны оплатить его утилизацию. Не рассчитываться за мусор не получится. Эта услуга считается коммунальной, и за просрочку платежей начисляется пени. Если собственник уклоняется от заключения договора, то счета придут все равно по информации органа местного самоуправления. Оператор вправе обратиться в суд о взыскании с неплательщика суммы долга и пени.
Другой случай, если услуга не была оказана оператором. Так, при выставлении счета за невывезенный мусор собственник имеет право его не оплачивать и обратиться с претензией к обслуживающей фирме.
Предусмотрены ли льготы
Льготные категории граждан по мусорной реформе:
Для данных плательщиков предусмотрено субсидирование платежей. Оформить помощь можно в отделе социальной защиты населения по месту жительства. Тем гражданам, которые уже пользуются льготами по оплате коммунальных услуг, обращаться повторно на оформление не нужно.
Митинги и протесты против мусорной реформы
Последние новости мусорной реформы вызвали неоднозначную реакцию в обществе. С февраля по июнь по стране прокатилась волна возмущений и акций против нововведений. Народ говорит о необоснованном повышении тарифов, отсутствии полигонов ТБО, размещении новых свалок, «обязаловке» при заключении договора с оператором. Митинги организуются партиями КПРФ, ЛДПР и просто несогласными с реформой гражданами.
На популярных сайтах в сети созданы петиции против закона. Комментарии пестрят негативными отзывами. Обсуждения реформы ведутся на каналах ТВ, в соцсетях.
По мнению многих граждан, нормативы на выброс мусора завышены. Люди требуют произвести пересмотр платы исходя из фактического объема мусора. Некоторые считают, что изменения закончатся провалом.
В начале года в регионах, где не успели определиться с региональным оператором, граждане столкнулись с беспределом. Накопленные за новогодние праздники горы мусора никто не спешил вывозить. Старые компании уже не имели права заниматься вывозкой, а новых еще не нашли. Разразился скандал с привлечением СМИ.
Проблемы реализации мусорной реформы
С момента принятия изменений в 89-ФЗ до момента начала реформы прошел год, закон вступает в силу. Не все регионы смогли подготовиться к отмене старого порядка. Во многих населенных пунктах реформирование начало буксовать.
Кроме неготовности на местах, противоречия отмечены в самом нормативном акте. Реформа разработана «на перспективу». Некоторые положения реализовать сейчас сложно. Требуется предварительная подготовка, дополнительное техническое оснащение.
Сортировка ТБО почти нигде не применяется. На то, чтобы люди привыкли выбрасывать мусор в разные контейнеры и видели в этом смысл, потребуется время. На площадках должны стоять емкости под разные виды отходов. Транспорт для вывоза такого мусора должен быть специализированным, чтобы отбросы разных видов не смешивались при транспортировке.
Есть вопросы и по размещению баз отходов. Расположение полигона в 50 км от населенного пункта не вполне оправдано в регионах с высокой плотностью населения. Придется размещать их на большем расстоянии, что скажется на величине тарифа на вывоз.
Количество выбрасываемых отходов определено нормативами. Их разработка находится в ведении местной власти. Есть прецеденты, когда ТСЖ отказывались платить, так как фактический объем мусора был значительно ниже установленного. Люди не согласны тратиться на неоказанные услуги. Приводятся аргументы, видеосъемка объема вывозимого мусора. Верховный суд занимает противоречивую позицию по делам такого рода.
Перспективы и необходимость реформы в РФ
Завалы бытовых отходов, загрязнение окружающей среды стали национальной проблемой страны. Увеличение количества пластика происходит в геометрической прогрессии. Свалки мусора грозят перерасти в экологическую катастрофу.
Президент поручил Дмитрию Медведеву разработать ряд мер по изменению ситуации. Результатом стали свежие поправки в законодательство и решение реформировать существующую систему.
Несмотря на массовые выступления, реформа продвигается своим ходом. Депутаты при разработке концепции предусмотрели долговременные цели. Необходимость менять всю систему утилизации мусора назрела давно. Предлагается организовать переработку вторичных отходов – стекла, пластика, бумаги. Вместо полигонов надо строить линию современных мусоросжигательных комплексов. Система золоуловителей и фильтров делает такие заводы безопасными для окружающей среды.
Необходимо воспитать в гражданах ответственность за выброс мусора. Реформа способствует сокращению незаконных стихийных помоек. Раздельный сбор и сжигание остатков должно привести к сокращению свалок.
Мусорная реформа в сельской местности и частном секторе
Жителей деревни и владельцев дач обязали принять участие в реформе наравне со всеми. Собственники ИЖС заключают договор с оператором самостоятельно, садовые товарищества выступают от имени юридического лица.
Если ранее многие жители сжигали мусор или вывозили самостоятельно, этому пришел конец: нужно передать эту обязанность обслуживающей фирме. Договор заключать все равно придется, так как вступил в силу запрет на прием мусора у всех, кроме официального оператора. Предполагается применение пониженных ставок тарифа для жителей сельской местности.
На текущий момент вывоз мусора на селе не организован должным образом. Где-то действуют нормативы по объему с одного дома, где-то вообще селяне справляются своими силами. Бытовые отходы сжигаются, отравляя окружающую среду.
Новые требования запрещают вывозить мусор на полигон самостоятельно. Заключение договора будет производиться с каждым собственником. Это принесет пользу и максимально сократит несанкционированный выброс отходов.
Незаконные свалки и штрафы
Несанкционированные свалки остаются вне закона. Массовость загрязнения нарастает с каждым годом. Госдума рассматривает законопроект об увеличении штрафов. Предполагается наказывать организации на сумму в 800000 рублей, а граждан — 8000 рублей. Должностные лица, виновные в выбросе мусора в неположенном месте, получат штраф в 70000. Предложено приостанавливать деятельность юридических лиц на срок до 3 месяцев.
Помимо штрафа, виновного обяжут ликвидировать свалку и провести восстановление и оздоровление почвы. Это повлечет за собой дополнительные расходы. При обнаружении незаконного выброса мусора граждане имеют право подать жалобу в местную администрацию или природоохранную прокуратуру.
Что будет с нынешними мусорными полигонами?
Полигоны ТБО на практике не соответствуют требованиям закона. Предполагается создание новых площадок для захоронения отходов. Полигоны необходимо зарегистрировать в Росреестре. Для этого необходимо подать заявление и перечень документов.
Экологически безопасный полигон – комплексное сооружение. Переработка отходов происходит в соответствии с требованиями Росприроднадзора. Придуманы специальные защитные прокладки от соприкосновения мусора с грунтовыми водами. Масса тщательно утрамбовывается. Система газоотводных трубок предотвращает скопление газа. Нововведение – применение реагентов, которые препятствуют распространению запаха.
Действующие полигоны предложено «оздоровить» и привести в соответствие с требованиями. Рекультивация свалок будет проводиться по региональным схемам. В рамках нацпроекта «Экология» предусмотрено выделение для этой цели бюджетных средств. Регионы занимаются подготовкой документации для получения этих денег.
131 мусороперерабатывающий комплекс построят на территории России. Объем перерабатываемого мусора увеличится до 60% вместо текущих 7%. На месте рекультивированных полигонов через некоторое время построят новые объекты инфраструктуры.
Несмотря на ряд проблем, которые вскрывает реформа, несовершенство законодательства, меры по преобразованию отрасли вводятся в жизнь. Пункты сбора мусора и полигоны приводятся в соответствие с правилами экологической безопасности, устраняются несанкционированные свалки. Единые операторы контролируют оборот мусора в регионах.