что такое барс в медицине это система
Новосибирские врачи попросили Травникова отказаться от МИС «Барс»
Новосибирская областная ассоциация врачей (НОАВ) предложила губернатору Новосибирской области Андрею Травникову отказаться от внедрения в регионе медицинской информационной системы (МИС), разрабатываемой компанией «Барс Груп». Текст обращения опубликован на сайте ассоциации за подписью председателя Сергея Дорофеева.
«Данная программа разрабатывается и внедряется в наших медицинских учреждениях на протяжении уже восьми лет. До настоящего времени многие разделы программы не разработаны, работает она крайне ненадежно», — говорится в обращении к Травникову.
Там же отмечено, что за 2020 год программа не работала, полный день или частично, 44 раза. За первые восемь дней октября система «зависала» в течение пяти дней. Во время резкого роста обращаемости за медицинской помощью с явлениями ОРВИ и коронавирусом сбои в программе «Барс» практически парализуют работу поликлиник.
Это вызывает крайне нервозную обстановку в медицинских коллективах, нарекания пациентов на длительные ожидания оформления в регистратуре, вызова на дом и на приёме у врачей. Сотрудникам медучреждений приходится «вручную» оформлять медицинскую документацию, а потом повторно, когда заработает программа, «перебивать» в компьютер.
Во всех лечебных учреждениях сейчас имеется большой дефицит финансовых средств для лечебного процесса из-за необходимости соблюдения требований Роспотребнадзора. Речь идет о дополнительной дезинфекции помещений, приобретении большого количества одноразовых защитных средств для персонала, бактерицидных облучателей и инфракрасных термометров.
«Просим Вас рассмотреть данный вопрос и изыскать дополнительное финансирование для обеспечения медицинской деятельности лечебных учреждений», — отметил Дорофеев в обращении.
Как ранее писал РБК Новосибирск, претензии к работе медицинских информационных систем начались практически сразу же после их установки. В 2014 году председатель НОАВ Сергей Дорофеев направлял врио губернатора Новосибирской области Владимиру Городецкому письмо, в котором говорится: «внедряемые в настоящее время в промышленную эксплуатацию программы «Барс» не соответствуют необходимым требованиям, содержат большое количество недоработок, не готовы к практическому использованию».
В 2015 году информатизацию здравоохранения в регионе проверила областная прокуратура. В ходе проверки специалисты ведомства выявили, что «модули ЕГИСЗ (единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения) работают со сбоями и недостатками. Это влечет увеличение времени приема пациентов, создает препятствия в нормальном функционировании лечебных учреждений».
Взаимные претензии регулярно возникают между «БАРС ГРУП» и одним из заказчиков работ — Департаментом информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области (ДИиРТТ). Только в 2019 году «БАРС» несколько раз подавал в арбитражный суд на ДИиРТТ. Последний, в свою очередь, подает встречные иски на взыскание пени и неустойки.
По данным «Контур.Фокус», акционерное общество «Барс Груп» образовано 3 сентября 2012 года в Казани. Генеральным директором является Тимур Ахмеров, основной вид деятельности — разработка компьютерного программного обеспечения. На конец 2019 года выручка компании составила 2,5 млрд руб., чистая прибыль — 160,9 млн руб. Компания является действующим членом торгово-промышленной палаты РФ.
МИС «Барс»: трудности переходного периода
Переход системы здравоохранения на цифровые рельсы – процесс мучительный и болезненный для всех сторон. Просто взять и перевести стрелки не получится – необходимо полностью перестроить пути и платформы. Нужно должным образом подготовить материально-техническую базу и создать условия для внедрения новых электронных сервисов с их одновременной тонкой подстройкой под нужды и потребности конкретного лечебного учреждения. Тем более если речь идет о таком масштабном программном продукте, как медицинская информационная система, которая предусматривает автоматизацию всех видов деятельности ЛПУ и переход на электронный медицинский документооборот. При этом участникам проекта со стороны ПК МИАЦ приходится принимать компромиссные решения, лавировать между требованиями Минздрава России, чаяниями медицинских организаций и интересами жителей региона. С какими трудностями сталкиваются специалисты, как воспринимает новую МИС администрация медорганизаций, и что в итоге получат пациенты, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала директор ГАУЗ «Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» Мария Волкова.
Ожидаемая реакция отторжения
— Мария Викторовна, а почему было принято решение централизованно переходить именно на МИС «Барс»?
— На самом деле был проведен анализ не одного десятка медицинских информационных систем на предмет их соответствия требованиям Минздрава РФ и наличия функционала, востребованного со стороны медицинских организаций. Это не являлось спущенной сверху категорической инициативой, мы задействовали даже IT-специалистов лечебных учреждений, чтобы учесть их специфику, сделать все максимально корректно и правильно. Мы сравнивали технические решения от разных разработчиков, изучали их возможности и потенциал для подбора оптимального продукта, отвечающего потребностям ЛПУ, пациентов и специфике нашего региона. Также принималось в расчет наличие данной системы и успешный опыт ее использования в других регионах, а также присутствие в Приморье. Конечно, заказчиком выступал федеральный Минздрав и на внедрение МИС выделялись средства федерального бюджета, поэтому прежде всего должны были быть учтены и соблюдены условия ведомства.Среди них – возможность обмена документами на единой цифровой платформе, выгрузка выписок из медицинской карты в личный кабинет пациента на портале госуслуг. Медицинские организации не всегда в этом заинтересованы, с их точки зрения это может не является актуальной задачей, особенно сегодня, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Но никуда не денешься – приходится выходить из своего внутреннего мира и смотреть на вопрос шире, с точки зрения потребностей всех участников системы здравоохранения, это необходимое требование времени. А любые перемены сопровождаются болью и дискомфортом.
— Сколько лечебных учреждений края уже перешли на новую информационную систему, и какие проблемы чаще всего возникают на этапе внедрения этого продукта?
— Первые 16 ЛПУ перешли на «Барс» в прошлом году, до конца текущего мы должны задействовать еще 50. Конечно, замечаний и нареканий хватает, в значительной мере они обоснованы, но есть и неконструктивная критика, волны которой всегда появляются на пути внедрения чего-то нового. Достаточно вспомнить 2013 год, когда появиллась МИС «Дока+», и все недоумевали, какому умнику пришла в голову мысль выбрать данную информационную систему – она сырая, «мертвая», и даже на своей технологической родине – Новосибирске –присутствует всего в трех-четырех медучреждениях. Но прошло время, и те медорганизации, которые уделили ей внимание, развивали и совершенствовали, сегодня говорят: мы не можем отказаться от «доки», это замечательная МИС, позволяющая нам работать и решать большинство наших задач. Схожая ситуация наблюдается и сейчас – мы берем «сырую» и не настроенную систему, которая не заточена под нужды конкретных ЛПУ, и получаем закономерную и ожидаемую реакцию отторжения и негатива. Одно время было много разговоров о том, что у нас слишком много разных систем, пора переходить на одну централизованную, а еще лучше – пусть Минздрав России создаст свою ведомственную МИС по принципу федеральных информационных систем судебных и налоговых органов. В итоге выбрали «Барс», которая работает во многих регионах страны, но все опять недовольны. Это характерное свойство русского человека, который всегда жалуется на то, что есть, и убежден, что там хорошо, где нас нет.
Обсуждение на всех уровнях
— Но есть же и объективные проблемы?
— А как происходит процедура отладки системы, каким образом вы взаимодействуете с лечебными учреждениями?
— Это ежедневный, зачастую неблагодарный труд, когда в условиях той нагрузки, которая ложится на плечи коллективов медицинских организаций, им просто не до новой МИС. Конечно, те больницы, которые стали ковидными госпиталями, пока работают на старой системе, мы их не беспокоим. Но в целом дело движется, мы каждый четверг по видеоконференцсвязи обсуждаем эти проблемы с руководителями медорганизаций, а по вторникам встречаемся с представителями компании-разработчика. Близится конец года, и такие обсуждения становятся все более напряженными и насыщенными. Кроме того, у нас есть общий чат «IT в здравоохранении», где оперативно обсуждаются и решаются все вопросы, плюс собственный чат айтишников тех ЛПУ, в которых МИС «Барс» внедрялась в прошлом году, а также отдельный чат главных врачей данных лечебных учреждений. И еще один чат IT-специалистов, где новая система вводится в этом году. В настоящее время мы думаем о том, чтобы на уровне ПК МИАЦ организовать первую линию технической поддержки. Полученный опыт внедрения побуждает нас принимать дальнейшие решения, чтобы оптимизировать этот процесс, сделать его как можно более комфортным и безболезненным.
Здоровье – в личном кабинете
— А своих специалистов вам хватает?
— К сожалению, при таком объеме работ нам остро не хватает кадрового ресурса, я с тоской и завистью вспоминаю презентацию на Дальневосточном цифровом форуме южнокорейской клиники, где трудится 120 (!) айтишников. Ведь речь идет не просто о 50-ти юридических лицах, где мы внедряем новую МИС, а о 300 площадках, т.к в проекте задействованы все структурные подразделения ЛПУ, включая ФАПы и службы скорой помощи. В каждом из них должны быть созданы автоматизированные рабочие места, подключенные к защищенной сети передачи данных, настроены все модули МИС, проведено обучение администраторов и инструктаж пользователей. Кроме того, при приемке работ медицинская организация должна проверить, все ли модули настроены должным образом, и хотя бы одного пациента необходимо протестировать, «прогнать» по данному функционалу. И это только начальный стартовый этап, чтобы развиваться дальше. Я знаю точно – если бы нам дали больше времени и более многочисленную команду, то все происходило бы без таких жертв и напряжения.
— Что даст новая система обычным пациентам, какие актуальные сервисы в ней предусмотрены?
— Прежде всего это возможность получать информацию о своем здоровье в личном кабинете на портале госуслуг. Уже налажен процесс, когда туда попадают результаты осмотра врача первичного звена. При этом перечень медицинских документов, которые будут появляться в личном кабинете, мы планируем расширять. В тех лечебных учреждениях, где МИС «Барс» была внедрена в прошлом году, запись в поликлиники уже ведется из централизованной системы. В настоящий момент внедрен и активно вводится в эксплуатацию функционал, позволяющий передавать в электронном виде направления на медико-социальную экспертизу. Технически цифровое межведомственное взаимодействие уже работает, но его нужно отладить, здесь требуется больше практического опыта, чтобы увидеть и исправить ошибки. Причем это взаимодействие происходит на федеральном уровне: сначала направление поступает в ЕГИСЗ Минздрава, а оттуда – в наше бюро медико-социальной экспертизы. Также успешно выписываются листки временной нетрудоспособности в электронном виде, на очереди – внедрение лабораторной информационной системы. Кроме того, централизованная МИС позволит обмениваться документами между лечебными учреждениями, что, в частности, даст возможность увидеть выписку из стационара в поликлинике, куда после госпитализации обратится пациент. В перспективе это формирование в том же личном кабинете единой электронной медкарты, где будут отражены все этапы лечения.
Передовики цифровой модернизации
— А вы можете назвать передовиков, в каких медучреждениях процесс перехода идет в плановом порядке, без серьезных сбоев и сопротивления?
— Да, на сегодняшний день есть медучреждения, которые активно работают по данному направлению, и, к примеру, в части передачи электронной документации на МСЭ и в личный кабинет пациента занимают ведущие позиции. Это, даже несмотря на ковидный госпиталь, Владивостокская клиническая больница №4, с самого начала в передовиках была Краевая детская клиническая больница №2, очень достойно выглядят поликлиника ККБ №2 и «третья» детская поликлиника. Это действительно лидеры информатизации, на которых можно равняться. При этом сегодня все из 16 лечебных учреждений оформляют запись к докторам в МИС «Барс», но лучше всех – перинатальный центр Приморья, демонстрирующий достаточно глубокое внедрение, где эксплуатация МИС, а также лабораторной информационной системы продолжается не один год.
— Каковы дальнейшие перспективы внедрения МИС «Барс», сколько еще ЛПУ ожидает своей очереди?
— До конца следующего года мы должны перевести на рельсы МИС «Барс» все оставшиеся бюджетные учреждения здравоохранения. По большому счету чтобы медицинская информационная система заработала полноценно с учетом всех нюансов, необходимо потратить не год и не два. Критика есть, но мало кто смотрит на эту проблему широко, с позиций общего блага и коллективных интересов общества, при этом в приоритете – потребности конкретного медучреждения. Начальный процесс внедрения – всегда тяжелый, болезненный и мучительный, но мы обязаны пройти этот путь до конца. Слишком много сил и средств вложено, слишком крупные ставки сделаны.
Телемедицина в системе «БАРС»
Учитывая, что цифровая медицина готова решить несколько уникальных проблем, вызванных вспышкой COVID-19, многие разработчики телемедицинских технологий убеждены, что их проекты являются своевременным инструментом систем реагирования на вызов пандемии Coyid-19. Сегодня каждый телемедицинский проект несет возможность смягчить ожидаемое увеличение числа пострадавших от коронавируса.
Телемедицина вносит очень позитивный вклад в здравоохранение во время пандемии и используется для различных целей. Критически важно, что больницы быстро внедряют цифровое здравоохранение для лечения карантинных пациентов, инфицированных COVID-19.
Развертывая решения и программы удаленных врачебных консультаций, пациенты с хроническими заболеваниями могут получать помощь из дома, не посещая медицинские учреждения, что сводит к минимуму риск заражения вирусом.
О преимуществах телемедицинских технологий мы попросили рассказать генерального директора «БАРС Груп» Тимура Маратовича Ахмерова.
Так, обычно, в небольших населенных пунктах работает только фельдшер, у которого могут возникать трудности при постановке диагноза, например, в части сердечно-сосудистой патологии. Благодаря телемедицине медработник среднего звена имеет возможность отправить имеющиеся материалы, например, результаты ЭКГ, для расшифровки и описания, получить результаты и консультативную, организационно-методическую поддержку от специалистов региональных и даже ведущих федеральных клиник. Высококвалифицированные коллеги помогут поставить диагноз, назначить лечение, скорректировать маршрутизацию пациента и в целом предотвратить ошибки при оказании медицинской помощи. Особую актуальность это приобретает в период сложной эпидемиологической обстановки.
Изначально сервисы для телемедицины, созданные вашей компанией и другими разработчиками были задуманы в целом как типовой отраслевой инструментарий, планировались как инструмент для коммуникации «Врач-Врач» в первую очередь на федеральном уровне, чтобы врачи смогли обращаться в ведущие Национальные медицинские исследовательские центры (НМИЦ). Как происходило дальнейшее развитие?
— В дальнейшем, после апробации сервисов, наработки опыта оказания удаленной консультативной поддержки, а также увидев все преимущества технологии, потребность в ней почувствовали и регионы. На данный момент наш модуль «Телемедицина» внедрен в 4 субъектах РФ и охватывает более 330 медучреждений (47,5 тыс рабочих мест и 8,4 млн медицинских карт).
Реализовать в полном объёме механизм «врач-пациент» значительно сложнее, в том числе из-за отставания нормативно-правовой базы, нерешенности проблем аутентификации участников процесса, трудностей в определении перечня медицинских услуг, которые могут быть безопасно и качественно оказаны в таком формате.
Чем отличается ваш проект от аналогичных сервисов у ряда других коммерческих компаний?
— Модуль «телемедицина» подключается к государственной информационной системе субъекта РФ (ГИС СЗ РФ), благодаря этому врач имеет возможность, при необходимости, ознакомиться со всей имеющейся информацией о здоровье пациента, получить результаты исследований, посмотреть историю заболевания, установленные ранее диагнозы, что позволяет наиболее полно оценить состоянье здоровья пациента, выбрать правильную и обоснованную тактику при назначении дополнительных диагностических исследований, рекомендовать обоснованную схему лечения.
Существенный плюс для пациента – ему не требуется ехать в центральную больницу без крайней необходимости, что экономит время и финансовые ресурсы, обеспечивает оперативное реагирование специалистов нужного профиля с необходимым уровнем подготовки.
Наш модуль для телемедицинских консультаций также используется для видеоконференций: специалисты могут читать и слушать лекции в рамках дистанционного обучения медицинских работников. Лекции сохраняются в архиве для повторного прослушивания.
В будущем есть возможность создавать и распространять лекции о профилактике и здоровом образе жизни, которые пациент сможет просматривать в личном кабинете на портале Госуслуг.
Как в вашей системе организован удаленный осмотр и постановка диагноза?
— Телемедицина становится востребованной в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации в России и в мире: в скором времени планируется устанавливать диагноз и назначать лечение дистанционно – недавно в Госдуму внесли соответствующий законопроект.
Пока консультации проходят только на основе уже проведенных анализов и первичного приема. В основном это вторичная консультация, имеющая целью скорректировать лечение или разъяснить пациенту результаты анализов и рекомендации. Первичный прием тоже возможен и часто используется, но без медицинских назначений, лишь в формате советов и рекомендаций в связи с тем, что пока врач не имеет возможности и законного права дать полную оценку состояния здоровья пациента и лишен возможности поставить диагноз. С развитием технологий удаленной диагностики и дистанционного мониторинга параметров организма пациента, возможности врача существенно расширятся, и его права, вероятно, получат нормативное закрепление в законодательстве.
Какие проблемы телемедицины, на ваш взгляд, остаются нерешенными?
— Процесс развития телемедицины, по нашему мнению, тормозит и вопрос оплаты услуг. Законодательство в настоящее время не дает точного разъяснения, как тарифицировать и оплачивать телемедицинские услуги в разрезе разных источников финансирования. Сейчас телеконсультации в основном оказываются как дополнительные платные услуги. Чтобы организовать телемедицинский сервис в рамках ОМС, нужно окончательно описать, тарифицировать и методологически закрепить все этапы оказания телемедицинских услуг от уровня первичного приёма до направления на консультацию высокого уровня.
Существует и другая общая проблема: идентификация и аутентификация врача и пациента. В нашей системе пациент должен быть идентифицирован и авторизован через систему ЕСИА портала Государственных и муниципальных услуг, а врач должен быть верифицирован через федеральный регистр медработников.
Как организована работа с телемединским модулем в системе «БАРС»?
При оказании услуги работа врача системе происходит как при обычном приеме с использованием специализированного оконного интерфейса.
В обязательном порядке обеспечивается безопасность хранения и передачи данных, их конфиденциальность при оказании телемедицинской консультации. Пациенты дают согласие на использование персональных данных, авторизуются в системе. Все данные и видеозаписи хранятся в ЦОДе заказчика с обеспечением необходимого класса защиты.
Для врачей предусматривается обучение работе с нашей системой. Определяется круг ответственных в медорганизации, который сможет впоследствии обучать персонал в других медучреждениях оказывать телемедицинские консультации, проводить дистанционные консилиумы и читать лекции.
Также мы проводим обучение технического персонала медорганизаций, отвечающего за информационное обеспечение процесса оказания медицинской помощи.
Для решения любых возникающих дополнительных вопросов заказчик всегда может обратиться в «БАРС Груп», ознакомиться с руководствами, воспользоваться горячей линией и услугами специалистов службы технической поддержки.
Материал подготовлен при поддержке пресс-службы компании «БАРС Груп»