в каком году изобрели т34
История создания Т-34
Михаил Кошкин родился в крестьянской семье и рано осиротел. Путь к дальнему родственнику в Ленинград, голод на грани смерти, доброта случайного прохожего и работа на кондитерской фабрике. Армия, фронт, демобилизация по ранению и снова Красная Армия. Гражданская война. Первая «встреча» с танком «Рикардо» в госпитале и увлечение тяжелой военной техникой на всю жизнь.
Даже став директором Вятской кондитерской фабрики, Кошкин не оставлял мечту стать конструктором. С просьбой о содействии он обратился к Сергею Кирову, вятскому земляку. Киров помог сменить профессию: рекомендовал Кошкина в Ленинградский университет, а затем в опытно-конструкторский отдел одного из военных заводов.
Дипломная работа – новая коробка передач для среднего танка Т-29 – получает реализацию в производстве, а Кошкин получает направление на танкостроительный завод в Харьков, где в скором времени к 40 годам возглавляет конструкторское бюро танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода и собирает команду энтузиастов для работы над новым танком.
Работать над проектом приходится в свободное время: основной работой было повышение защищенности танков БТ (за нее Кошкин получил орден Красного Знамени). Работая над рискованным проектом, Кошкин буквально рискует жизнью: в это же время происходят аресты и расстрелы известных конструкторов.
Уже летом 1938 года Кошкин предложил новый проект на рассмотрение Главному военному совету. Танк был раскритикован, но все-таки допущен к дальнейшей разработке. К 1940 году создание Т-34 завершилось, но отсутствовал пробег, необходимый для допуска к испытаниям и показу высшему руководству страны. Кошкин решил эту проблему, возглавив пробег на Т-34 своим ходом из Харькова в Москву, а затем обратно. Долгий путь холодной зимой на незавершенном танке подорвал здоровье конструктора, но дал его детищу билет в жизнь. Кошкин успел запустить Т-34 в серийное производство до начала войны его. К 22 июня 1941 года было создано 1225 танков этого образца.
Из инструкции немецкого военного командования по борьбе с Т-34: «Т-34 быстрее, более маневренный, имеет лучшую проходимость вне дорог, чем наши основные танки. Его броня сильнее. Пробивная способность его 7,62 сантиметрового орудия превосходит наши пятисантиметровые танковые пушки…». Уже посмертно Кошкин был объявлен личным врагом Гитлера.
Вдохновляющую биографию создателя Т-34 рассказывает ролик компании Wargaming.
Броня Победы: история танка Т-34
31 марта на вооружение встал известный во всем мире танк, ставший самой массовой машиной в истории танкостроения и без преувеличения лучшим средним танком Второй мировой войны – Т-34
Пожалуй, и формата книги будет мало для того, чтобы описать сложную предвоенную и не менее сложную военную судьбу этого танка. В некоторых странах, к примеру, в Йемене, он стоит на вооружении и успешно ведет боевые действия и в наши дни.
Но для нас судьба Т-34 неразрывно связана с достижением победы в Великой Отечественной войне. Своим огнем и маневром танк вел за собой в атаку наших пехотинцев, броней сдерживал удары растерявшихся асов из панцерваффе, на полной скорости ходил в лихие атаки на полях под Курском против тяжелых «Тигров» и «Пантер». А в конце войны, наматывая на гусеницы сотни километров восточноевропейских дорог и расстреливая по пути из нового мощного орудия уже «королевских» «Тигров», довез наших танкистов до площадей и улиц Берлина.
Сегодня, в день годовщины появления главного символа нашей победы, труженика боевых будней войны мы вспомним основные этапы развития и эволюции танка Т-34 – Танка с большой буквы «Т».
На пороге войны
К концу 30-х годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Со времен неповоротливых «стальных монстров» Первой мировой сменилось уже целое поколение бронемашин и танков, в прошлое постепенно уходили и разработки начала тридцатых.
Две «тридцатьчетверки» (справа) в комапнии БТ-7М и А-20
Схема бронирования Т-34
Работы над новой машиной начались в Харьковском КБ завода №183 под руководством легендарного «отца» танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина, его биографию вы можете прочитать на нашем портале. Уже опытный в ту пору конструктор, доведший, как у нас принято говорить, до ума легкий БТ-7, с энтузиазмом возглавил работы по новому танку. В короткие сроки харьковчане предложили целых два варианта будущей машины с индексами А-20 и А-32. «Двадцатый» оказался легче, чем нужно, и не имел потенциала к модернизации, а вот «тридцать второй» военным понравился.
«Первая ласточка»
Такими словами у стен Кремля встретил И.В.Сталин новенькие, производившие хорошее впечатление, приземистые и крепко сбитые машины во время их показа высшему руководству СССР 17 марта 1940 года. А уже 31 числа танк встал на производственные линии, стране требовалось как можно больше первоклассных машин.
Еще в январе 1940 года А-32 превратились в Т-34, броня была увеличена до 45 мм и имела рациональный угол наклона, что повышало ее стойкость, а 45- миллиметровое орудие сменила мощная 76-миллиметровая пушка Л-11, которую чуть позже заменили на Ф-34 (с лучшими характеристиками). Имелась у экипажа и пара пулеметов ДТ.
Новые танки нужно было показать военным в Москве. История перегона первых двух «ласточек» своим ходом из Харькова в Москву вне дорог общего пользования даже легла в основу художественного фильма, который, впрочем, больше похож на вымысел.
Т-34 первых серий с пушкой Л-11
Основные ТТХ танка Т-34: «Боевой вес 26,6 т; дизель В-2 мощностью 500 л. с.; максимальная скорость — 54 км/ч; броневая защита — толщиной 45 мм (35 — 15-10). Удельная мощность 19,5 л. с. на тонну веса».
В грозные годы войны
К 22 июня 1941 года в танковых частях и соединениях РККА имелось чуть больше тысячи новых машин. В первых же приграничных боях новая машина отличилась: она не только показала себя с лучшей стороны в бою, но и вызвала уважение со стороны противника.
Производство танков было начато лишь на двух заводах – №183 в Харькове (город вскоре попал в руки противника) и на СТЗ (завод был изрядно поврежден в ходе боев за Сталинград). Понятно, что ход войны, быстро смещающаяся линия фронта и эвакуация промышленности стали теми факторами, которые мешали быстро нарастить производство Т-34.
Руководство страны, понимая ценность новой машины, разворачивает производство нового танка на заводах «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (Свердловск, ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и «Уралвагонзаводе» (Нижний Тагил). До 1943 года развитие шло в рамках существующей модели. Упрощалась технология производства, наращивалось производство в условиях эвакуации предприятий (12520 танков – за 1942 год, 15696 машин – за 1943 год.).И это уже превысило немецкое производство средних танков. За годы войны было выпущено свыше 53 тысяч экземпляров Т-34 всех серий и модификаций. А выпуск свыше 6 тысяч лицензионных послевоенных танков в совокупности сделало «тридцатьчетверку» самым массовым танком, и это первенство сохраняется вплоть до наших дней.
Уже в первые месяцы войны немало наших танкистов отличились в боях именно на Т-34. К примеру, Герои Советского Союза Дмитрий Федорович Лавриненко (1-я гвардейская танковая бригада, 52 победы за 28 боев, звание присвоено посмертно); Владимир Александрович Бочковский (1-я гвардейская танковая бригада, 36 побед); Николай Родионович Андреев (6-я гвардейская танковая бригада, 27 побед, один танк уничтожен тараном).
В ходе войны конструкция Т-34 постоянно модернизировалась и дополнялась новыми элементами. Основной задачей было удешевить стоимость и трудоемкость его производства. Вместе с тем старались увеличить его боеспособность. На танке появляется командирская башенка, сама конструкция башен претерпевала изменения – от литой и сварной ранних типов до «гайки»; были попытки установки мощнейшего на тот момент 57-миллиметрового противотанкового орудия, упрощались катки и многое другое. Выпускались и самоходки на удачном шасси Т-34 (Су-122, Су-85, Су-100), была огнеметная версия ОТ-34 и ремонтно-эвакуационная машина.
От Курска до Победы
С появлением у противника тяжелых танков, превосходящих «тридцатьчетверку» прежде всего в дальности вступления в бой, а значит – в калибре орудия и толщине брони, назрела необходимость коренной модернизации танка. Требовался «боец», чтобы он мог бороться на равных с «Пантерами» и «Тиграми». Например, под Курском нашим танкистам часто приходилось долго сближаться с танками противника, чтобы иметь возможность поразить их тонкие борта.
Но уже весной 1944 года на фронтах появляется новый Т-34, получивший индекс «85» по калибру новой пушки.
Эволюция башен Т-34
Т-34-85 стал танком Победы, вынес на себе основную тяжесть боев и длинных маршей завершающего периода войны. Легендарной в то время стала надежность и ремонтопригодность машины (часто чинили «на коленке»).
Т-34-85 в конце войны
Интенсивную службу Т-34-85 нес аж до конца 60-х годов во всех мыслимых земных пределах и точках света. Его характерный силуэт сложно спутать с другой машиной.
Но самое важное в биографии Т-34 – он стал символом Великой Победы. Как тогда, в 1945 году, парадный отряд этих танков каждый год проезжает 9 Мая по Красной Площади. А по всему боевому пути Красной Армии, в местах самых тяжелых боев на постаментах всегда будет гордо рваться вперед наш Т-34.
История создания танка Т-34: как зарождалась легенда
История и идея создания танка Т-34
Прототипы танка Т-34
Перед тем как заняться выпуском «оружия победы», конструкторам пришлось сделать несколько «опытных» образцов.
Заводской индекс модели — тот самый А-20. Завод им. Коминтерна получил техтребования от АБТУ в 1937 году. Над созданием техники работали группы 8 инженеров-конструкторов, стандартизатор и архивариус. При ОКБ была обустроена макетная мастерская, а все цеховые работы по изготовлению деталей ставились в приоритет.
Ходовая часть была спроектирована в трех вариантах, но утверждалось и подлежало испытаниям всего две. Конструкция машины базировалась на чертежах А. Дика, выполненных в 1937 году. Угол наклона верхней бортовой части, продольные карданные валы у колесного привода, наклонный рессор, пять опорных катков на ходовке позволяли распределять нагрузку и повышать маневренность. В дальнейшем эти технологии активно использовались.
Поскольку проект А-20 курировали А. Морозов и М. Кошкин, было решено разработать аналогичный, но уже гусеничного танка. Внешних различий с аналогом вооружение не имело, за исключением 5 опорных катков. Сталин вновь выразил свое мнение, предложив сделать две машины, представленные на суд комиссии в августе 1938 года.
А-32
В. Черняев не мог выбрать конкретную машину и подписал заключение, что оба прошли испытания успешно. До 1939 года работы приостановились. Но 23 сентября руководство Красной Армии просмотрело «выступление» А-32 с легким, изящным темпом хода, который без усилий двигался по колейному мосту, реке, косогору с уклоном 30 градусов, рву, эскарпу. Напоследок он поразил зрителей, сбив огромную сосну носовой частью бронекорпуса. Технику решили пустить в массовое производство, защитив корпус броней толщиной 45 мм.
Интересно знать! Заводские испытания 1938 года показали, что А-20 прошел на гусеницах 655 км, а А-32-235 км. На полигонных тестах расстояние А-20 составило 2176 км на гусеницах, А3-32 — 2886 км.
На 1938 год опытный цех 183-го завода приступил к сборке машин, получивших индекс А-32. Образцы догрузили до веса 6830 кг и пытались сделать на 7 ноября. Конструкторы столкнулись с несколькими трудностями:
Сборка первого экземпляра была закончена в январе 1940 года. На испытания он поступил сразу же. Тогда и обнаружились все проблемы машины:
На этапе войсковых тестов в феврале-апреле 1940 года выявлены другие недостатки:
Интересно знать! В директиве наркома обороны Г. Кулика — целых 15 листов недоработок и предложений для изменения конструкции А-34.
Пробег Харьков-Москва и кремлевский показ
В ночь с 5 на 6 марта два А-34 и два тягача вышли из Харькова для пробега в Москву. По причинам засекреченности разработок колонна обходила населенные пункты и крупные дороги, по мостам через реки проезжала ночью. В графике пробега были указаны все данные, даже средняя скорость машин — 30 км/ч. При этом ни слова не говорилось о регламенте отдыха и езды, расписании поездов, погодных условиях.
Проезжая по целине из снега рядом с Белгородом, водитель обнаружил срыв главного фрикциона. Несколько источников информации называют причиной поломкой неопытность шофера, но за рулем были лучшие на заводе испытатели. В своих мемуарах Ю. Максарев уточняет, что сотрудник ГАБТУ начал поворот на снегу, что привело к поломке танка. М. Кошкин поехал вперед, к сломавшейся технике направилась бригада с завода.
В Серпухове колонну уже из двух машин встречал замнаркома А. Горегляд, исправная машина приехала на подмосковный завод № 37 (Черкизов). На Ивановскую площадь в Кремле ночью 17 марта кроме М. Кошкина смогли попасть два представителя завода № 183. Места стрелков были заняты работниками НКВД.
Осмотр машины Сталиным, Молотовым, Калининым, Берией, Ворошиловым состоялся утром. После сдачи рапорта и краткого слова М. Кошкина одно транспортное средство направилось к Троицким воротам, другое — к Спасским. Не доехав до ворот, они повернулись и быстро поехали в направлении друг друга, высекая искры, а затем сделали несколько круговых заездов с поворотами. Модели Сталин одобрил и лично распорядился об устранении недостатков.
По окончанию показа в танки были отправлены в Кубинку на полигон НИБТ, где прошли испытания 45-мм пушек, а затем двинулись по маршруту из Минска в Харьков через Киев.
А-34 (Т-34)
Танк модели 34 рассматривает Википедия очень подробно. В частности, в онлайн-энциклопедии отмечено несколько моментов:
Интересно знать! Отечественный танк могли слышать за 450 м на максимальной скорости, немца — только за 200 м.
Новый виток проекта
Руководители завода № 183 с отчетом не согласились и предложили выпускать образцы, но с гарантийным пробегом в 1000 км. Ворошилов «дал добро», но указал, что необходима модернизация — брони и КПП с 5-ю скоростями.
В сентябре 1940 года скончался М. Кошкин и главным конструктором бюро стал А. Морозов. Он спроектировал два варианта модернизации:
Завод № 75 в это время работал над улучшением опционала дизеля В-2. Он должен был функционировать 150 часов без сбоя. Комплектные 12 форсунок, трубопроводы и насосы проверялись на стендах. Девушки вручную протирали иглы, клапаны и форсунки, отверстия в которых просверливали ювелирным инструментом, хранящимся в спичечном коробке.
Пушки Л-11 на модель успешно испытаны летом-осенью 1940 года и поступили на оснащении 400 единиц. По тестам на Гороховецком полигоне одна пушка выдавала 1000 выстрелов.
Первые 3 серийных экземпляра попали на пробег Харьков-Кубинка-Смоленск-Киев-Харьков. /3 маршрута — бездорожье, грунтовка, целина. Машины двигались с закрытым люком 30 % времени, параллельно проверялись качество вооружения, внутренней связи, преодоления препятствий, бронестойкости и герметичности.
Интересно знать! После краш-тестов поступило предложение остановить выпуск Т-34 и «реанимировать» БТ-7М, но его отклонили.
А-43 (Т-34М)
Модернизированные танки модели Т-34 должны начали выпускаться в 1941 году. В марте приступили к сборке эталонных моделей. Первыми их начал проектировать завод № 92, а потом — харьковский. Штамповка башни со стенками 45 мм разработана в Мариуполе, там же изготовлено 5 деталей. Одновременно стартовало изготовление цельнолитых башен со стенками в 52 мм.
К серийному производству на 1941 год было все готово — и 3 бронекорпуса, и сборка торсионы ХТЗ, и катки, и ходовая. Но двигатель В-5 не собрали ни к 1 мая, ни на момент начала войны.
Танк Т-34М (А-43)
Несмотря на то, что история производства и проектирования Т-34 достаточно запутана, стоит знать главные факты:
Интересно знать! В период бомбежек Харькова на ХТЗ персонал трудился в две смены, за июль-сентябрь было выпущено 500 машин.
Начало производства Т-34
Если рассматривать Т-34 как технику, сменившую легкоходные танки БТ, то история ее создания начинается с американского «Кристи». Модель была ввезена в СССР в 1931 году под видом «сельскохозяйственного трактора». Ходовая часть всех прототипов, которые сконструировал М. Кошкин, имела несколько преимуществ:
Новую машину было проблематично внедрить в серийное производство. ГАБТУ и Наркоматом дважды пытались свернуть проект, но только на начало Великой Отечественной войны его стали выпускать массово.
Создатель боевого танка модели 34 первой линейки разработал сооружение, отличавшееся от используемого в наши дни:
На заметку! Образцы до 1943 года по причине калибра вооружения называются Т-34-76.
После стабилизации работы на «Уралвагонзаводе» технологии машины оптимизирована — впервые применена электросварка для бронекорпуса. Соединение швов флюсовым слоем позволило увеличить производительность и радикально улучшить бронезащиту.
Интересно знать! Конструкторы провели эксперимент. Одна боковая часть танка сварилась вручную. Нос и вторая боковина — под воздействием флюса. После воздействия фугасами и бронебойными снарядами увидели, что борт, скрепленный вручную, растрескался. Швы под флюсом остались на месте после 7 прямых попаданий.
Танковое противостояние
Уже в 30-е годы прояснилось: модели Т-26 и БТ-2 на базе американского Кристи и английского Виккерса — неэффективны. Многобашенные монстры с легкой броней (Т-35, к примеру) полностью уничтожались в ходе боевых действий, а экипажи с них попросту сбегали.
Командование РККА и советские конструкторы понимали, что придется создавать бронетехнику, кардинально отличающуюся от предшественников. Инженеры, военные и руководство страны сходились в необходимости улучшения брони, огневой мощности и мотора. Вопрос был в другом: гусенично-колесная ходовка или гусеничная?
Два «лагеря» специалистов и заказчиков вели настоящее противостояние. В это число входил и ХПЗ. И тут появляются вопросы, ответов на которые до сих пор нет. Итак, главный апологет гусенично-колесных и плавающих версий — М. Тухачевский, заместитель наркома по военным и морским делам. Его противник — М. Кошкин, конструктор КБ № 90, настаивавший на создании гусеничного танка. Как произошло, что мнение представителя «верхушки» не учлось, а техника харьковского инженера стала популярной?
Один из вариантов — критика Ворошилова Тухачевским и обвинение последнего в госизмене, основанное на сфабрикованных обвинениях. Проекты расстрелянного в 1937 году человека реализовывать не полагалось. Но как тогда объяснить аресты руководства завода в том же 1937 году и назначение Кошкина главой нового конструкторского бюро?
Интересно знать! Компрометирующих документов из-за рубежа в уголовном деле Тухачевского нет — оно построено на собственных признаниях замнаркома.
Т-34 — быть или не быть?
С ретроспективы выпуска бронетанковых моделей в СССР можно сказать, что ни одна из них столько не тестировалась и не проверялась, как Т-34, поэтому его точная история начинается с 1940 г.
Одновременно на Кубинке проверили два Т-III. Результаты опытных исследований отражены в докладе руководителя ГАБТУ. Немецкая техника ездила на скорости почти 70 км/ч, была лучше вооружена и бронирована. Но целесообразно ли было сравнивать серийные машины с экспериментальными? Для маршала Кулика это был весомый аргумент, но Ворошилов «дал добро». И тут волей-неволей выстраивается логическая цепочка: открытая критика маршала Тухачевским, его арест, остановка колесно-гусеничного проекта… Все ради Т-34?
Информации на сегодняшний день настолько много, что истинных причин, по которым тормозили производство, просто не найти. Тем не менее итог есть: танк стал легендарным, овеянным множеством сплетен, «оружием победы».
Лучший танк второй мировой войны
У машины есть собственный музейно-мемориальный комплекс в Мытищинском районе, привлекающий толпы посетителей. Даже если убрать весь идеологический налет, связанный с Т-34, будет ясно, что итог войны без него был бы кардинально другим. Странность гусеничного танка в том, что он конструировался по одним чертежам на разных заводах, но отличался внешне в зависимости от места изготовления.
Корректировки 1941 года
Характеристики двигателя В-2
Мотор оказался настолько удачным, что его аналоги и усовершенствованные варианты ставились до начала 21 века. Он имел V-образную форму, располагался в моторном отделении. Двигатель на 12 цилиндров был четырехтактным, струйно распылял топливо. Его мощность — 500 л.с., объем — почти 40 л, а количество оборотов за минуту равняется 1800.
Модель Т-34-85
Согласно Постановлению ГКО № 5021 принят на вооружение с конца января 1944 года. Проект разрабатывался на базе образца 1942 года, получил пушку на 85 мм. Модели были включены в состав танковых войск до начала 1950-х, но официально сняты с вооружения в 1993 году. Некоторые мировые государства использовали Т-34-85 в 2010 году.
Первые машины выпускал завод № 112. Они оснащались громоздкой пушкой Д-5Т с двухместной башней, позже замененной на С-53 (3 места). Модель отличается:
На заметку! Коробка передач позволяла двигаться на 5 скоростях передним ходом.
Предсерийные танки Т-34 № 1 и Т-34 № 2
Комитет обороны зимой 1940 года составил техзадание на изготовление 2-х гусеничных моделей на базе А-32. Требовалось увеличить броню до 45 мм и поставить пушку Л-11 на 76 мм. В тексте Постановления № 85 можно уточнить, почему же модель Т-34 инженеры так назвали. Правительство предписывало так именовать машины с указанным типом брони.
С выпуском предсерийников связана одна история. На завод поставили пушки Л-11 и Ф-32, выпущенные в Ленинграде и Горьком. Орудия отличались по длине ствола, но заметно это стало после сборки. Кошкин о «дефекте» (выступ пушки за нос) знал, но отправил готовую единицу на испытание. Ф-32 впоследствии доработали и поставили на башню Т-34 выпуска завода № 92.
В феврале-марте опытные модели прошли тесты под Харьковом. После подтверждения технических характеристик машины были направлены на известный показ в Кремле. Тогда Сталин и назвал их «первыми ласточками», назначив тестирование на полигоне под Москвой и Карельском перешейке. Технику обстреливали фугасами и бронебойками, прогоняли по противотанковым препятствиям линии Маннергейма — рвам, вертикальным стенкам, надолбам. После проверки принято решение об изменении конструкции башенной части.
В марте 1940 г. одобрено серийное производство и составлен его примерный план. В текущем году требовалось выпустить 200 единиц, а с 1942 — перейти на 2000 единиц ежегодно. Модели № 1 и № 2 должны были изготавливать ХПЗ и СТЗ.
Серийное производство
Приказ о серийном выпуске на заводах № 183 и СТЗ подписан 31 марта. На июнь с конвейера должны были сойти 10 единиц. Увеличение производственного плана на 7 июня 1940 г. предусматривало выпуск 600 единиц. Задержки поставок комплектующих сделали возможной сборку только 4 машин. Конструкторское бюро получило новый техплан, где указывались следующие требования:
Завод приступил к доработкам и на осень текущего года стал отступать от графика. Пушек Л-11 просто не было и комиссия приняла только 1 модель.
Первые машины поступили в части РККА в сентябре. Танкисты испытали их и заметили недоделки, малую надежность двигателя. КБ завода устраняло недочеты, параллельно выпуская новые образцы.
После смерти Кошкина конструкторское бюро возглавил А. Морозов. Ему поручили сделать 3 модели для длительного пробега без привязки к заводским условиям. Офицеры НИ БТП были неудовлетворены видимостью приборов наблюдения, теснотой башни, малыми показателями проходимости и скорости. Производство остановилось.
Руководство завода № 183 обжаловало это решение на приемах у Малышева и Ворошилова, изменив конструкцию танка.
За весь период 1940 г. выпущено только 115 единиц. Сроки срывались в результате:
В 1942 году машины получили броню в 75 мм. Максимальное месячное количество моделей этого период изготовил УТЗ — 758 штук. В 1943 году швы бронировки начали сваривать под флюсом, что увеличило массу до 31 т. Новинку назвали Т-34/85 и поставили на массовый поток.
В 1944 году объем Т-34 в танкостроении СССР приблизился к отметке 96 %. В послевоенное время затраты на сборку 1-го образца упали с 270 тыс. до 142 тыс. руб. (на 1945 г).
Танки в Т-34 заводских цехах
Интересно знать! Серийная модель 1940 г. весила 26.8 т, оснащалась пушкой Л-11 с калибром 30.5, имела 45-мм броню, траки без грунтовых зацепов.
Характеристики и конструкция танка А-32
Модель А-32 отличалась высокой скоростью движения, а также:
В 1939 году машина доработана — броня приобрела усиление до 45 мм за счет добавления грузов, что повысило общую массу до 24 т. Пушку заменили на Л-10 с калибром 76 мм. Эта модель и стала основой, на которой проектировался и модифицировался знаменитый 34-й танк.
Интересно знать! В серийный выпуск А-32 не поступал — опытная единица продемонстрирована руководству СССР на полигоне в Кубинке.
Эксплуатация и боевое применение
По окончанию Второй мировой войны машины эксплуатировались:
Интересно знать! Танки Т-34 применялись в Анголе, Афганистане, Боснийской войне.
Модификации танка
Известно две модификации.
Т-34-57
В октябре техника передана 21-й танковой бригаде и полностью потеряна в боях 17-30 октября. Летом 1943 года собрано 4 машины, которые доставлены в танковую роту № 100. О дальнейшей их судьбе ничего не известно.
Т-34-57
Второй вариант наименования — ТО-34. Огнеметная техника вооружалась автоматическим пороховым орудием АТО-41. В состав экипажа не входил стрелок-радист. Модель спроектирована в 1941 г., но серийный выпуск начался в 1942 году. Всего было выпущено 1170 единиц.
ОТ-34
Интересно знать! Памятник ОТ-34 есть в Симферополе.
Остались ли реальные боевые машины?
Тридцатьчетверка до сих пор находится на вооружении стран «третьего мира», на постсоветском пространстве ей отведена роль памятника или экспоната выставок. Танки не являются макетами, это машины, на которых после капитальных работ можно выполнять боевые задачи. Они подбиты при боях, утрачены в процессе переправы, но подлежат реставрации. Именно так произошло с редким экземпляром с пушкой Ф-34 (г. Салават), собранным буквально по частям.
Можно ли проехаться на этом танке в 21 веке? Следует рассмотреть два факта:
Интересно знать! Последняя единица изготовлена Уралвагонзаводом и поставлена на проходной. В 1981 году она своим ходом переместилась на новый постамент. В парадах в честь Дня Победы участвует по настоящее время.
Недоработки у Бранденбургских ворот — вместо итогов
Фронтовики рассказывали о том, что осколки вязкой брони при поражениях становились причинами травм, башенный люк плохо открывался, а надежность трансмиссии оставляла желать лучшего. «Раскрученный» мотор В-2 был очень шумный, поэтому машина не могла подкрадываться подобно «Тигру».
Но даже при наличии недочетов массовость танка просто поражает. За все время, по подсчетам историков было выпущено 58-61 тыс. единиц. А скептикам, которые считают, что проект Т-34 был не что иное, как пиар, следует знать: именно этот танк в 1945 году оказался в Бранденбургских ворот. Качественного, бесшумного и надежного «Тигра» около Спасской башни не наблюдалось.