в каком году изобрели футболки
История футболки
На всей нашей планете едва ли возможно встретить человека, у которого в гардеробе отсутствуют футболки. Для некоторых они являются обязательной частью повседневного стиля. Но, как и все вещи, окружающие нас, футболка имеет свою историю создания.
Начиная с середины XX-го столетия эти майки, отличающиеся простотой, универсальностью и удобством, прочно заняли свои позиции в категории одежды, на которую не влияют перемены в моде, время и конкуренция!
Происхождение русского названия футболки, на самом деле, не имеет ничего общего с футболом. Этот предмет одежды появился благодаря предприимчивости американцев в Первую мировую войну. Проблемы с обмундированием возникли у Пентагона в 1941 году, когда случилось нападение японцев на Перл Харбор, в армию в то время было призвано 11 миллионов новобранцев.
Внимание американцев привлекло легкое хлопковое белье, которое носили европейские солдаты – «коллеги по оружию». Недолго думая, они решили его усовершенствовать, в результате чего появилась трикотажная хлопковая рубашка, у которой были круглый ворот и короткие рукава. Плавающие на суднах в Тихом океане могли носить эти рубашки как верхнюю одежду, а на материке, где климат более холодный, ее стали использовать как нательное белье.
Официальное название армейской нижней рубашки на английском языке стало t-shirt (Т-образная). Под привычным названием «футболка» она появилась в Советском Союзе в качестве одежды для спорта, став не просто элементом футбольной формы, а культовым атрибутом и для игроков, и для болельщиков.
Также благодаря американцам, а вернее звездам американского кинематографа, футболка стала «модной вещью». Появляясь на широком экране в таком нижнем белье, актеры тем самым способствовали быстрому массовому продвижению футболок.
Первые в истории футболки были только белыми. Но вскоре в американской моде появился обычай наносить на них либо название военной базы, либо название корабля. 60-е годы стали началом эпохи печати на футболках. Свои пристрастия и убеждения молодежь стала выражать на майке, сделав ее символом бунтарства. Футболка сегодня – не просто недорогая и удобная одежда, а произведение текстильного искусства, созданное благодаря высоким технологиям из хлопковой рубашки.
История одной вещи: футболка
Пожалуй, сложно представить наиболее удобный и универсальный вид одежды, как футболка! К тому же это самый «говорящий» элемент гардероба – на футболках часто изображают всевозможные надписи, рисунки, логотипы, подписи и принты. В гардеробе каждого человека можно обнаружить футболку и не одну, ведь её можно подобрать абсолютно для любого образа и события. Кому же нужно сказать спасибо за столь удобную и функциональную находку? Ответ –военным, а не футболистам, как многим может показаться из-за названия. Хотя сам термин «футболка» используется только в России и связан с тем, что изначально у нас её стали носить спортсмены.
В 19-м веке рабочий класс активно носил слитное нижнее бельё, так называемый нательный комбинезон («union suit»), который был запатентован в Нью-Йорке в 1868 году. Он напоминал другой вариант нижнего белья – комбинезон, популярный среди ковбоев, «long johns» и также хорошо сохранял тепло в прохладное время года. Однако носить такие нательные комбинезоны в жаркую погоду было не очень комфортно, поэтому многие рабочие стали разрезать их пополам. Получалось нижнее бельё, состоящее из двух частей: низа, напоминающего кальсоны, и верха – прототипа футболки.
Судьба футболки стала меняться в 1904 году, когда Cooper Underwear Company начала продавать нижнее белье для одиноких мужчин или мужчин с женами, не обладающими швейными навыками. Рекламный лозунг торжественно гласил: «Нет булавки — нет кнопки — нет иглы — нет нити».
В 1910 году американская компания Chalmers Knitting Company выпустила свою версию раздельного нижнего белья, а немного позднее их примеру последовала другая американская компания P. H. Hanes Knitting Company. В конце концов, в 1938 году, когда в производстве стали использовать нейлон, крупная американская компания Sears, Roebuck and Company представила миру собственный вариант футболки, с длинным рукавом, но без кнопок и с округлым воротом.
На новшества в мужском нижнем белье обратили внимание военные. Этот вариант оказался для них кране удобным: футболка быстро сохла, так как изготавливалась из 100% хлопка, не сковывала движений, была комфортна телу и хорошо сидела. Вскоре британские солдаты и матросы Королевского флота стали носить такие футболки с длинным рукавом под униформой в период Первой Мировой войны.
Обмундирование европейских солдат привлекло и американцев. Гладя на противников, они изобрели в 40-х годах хлопковую рубашку, которая имела круглый ворот, была без застежек, но с коротким рукавом. Этот вариант оказался ещё удобнее предыдущего: она быстро натягивалась через голову и не требовала больших затрат на производство. Модель получила название – «Т-образная рубашка», а солдаты носили её как верхнюю одежду в жаркую погоду и в качестве нижнего белья только в холодных широтах. Изначально все футболки были только белого цвета и только одного стандартного кроя.
После размещения на обложке известным журналом «Life» фотографии солдата в белой футболке с принтами, популярность данного типа одежды стал стремительно расти. По окончанию военных действий футболки стали появляться в гардеробе у гражданского населения, представителей субкультуры «нормкор». А некоторое время спустя «Т-образная рубашка» вошла в гардероб учеников средней школы: сначала их носили футболисты, но вскоре студенты стали воровать их для повседневного ношения.
В 50-х годах весомый вклад в популяризацию футболок внес кинематограф. Благодаря кинозвездам, использовавших их в своем гардеробе, белая футболка стала восприниматься не просто как универсальный повседневный вариант, но и как стильный и модный элемент одежды. Самым хитом становятся футболки с рисунками из комиксов. А с изобретением пластизоля в 1959 году появляется возможность наносить изображения на ткани с практически вечным сроком гарантии качества.
Новым витком в истории футболки стали 60-е года. Мода на молодежные движения и всевозможные акции с лозунгами сказались и на эволюции внешнего вида футболок. Выпускается разноцветная футболка Tie-dye, популярная в среде хиппи, которая была окрашена благодаря особой технике «завяжи и покрась».
Уже в те времена способы нанесения изображений по технологии были аналогичны современным, и футболка довольно быстро стала активно использоваться для размещения лозунгов и надписей различного содержания. Затем футболки стали разнообразно декорировать, наносить всевозможные рисунки и принты. Хиппи украшали футболки своими символами: птицами, цветами, пацифик, надписями. Самыми популярными неформальными украшениями в то время были булавки и кнопки. Футболка стала шикарной возможностью для молодежи выразить свой протест или раскрыть свои убеждения и вкусы.
А в 70-х годах настало время влияния музыкальной индустрии и поп/рок-футболки стали настоящим культом. На них изображались символика рок-групп, поп-музыканты и их, порой провокационные, высказывания.
Одним из главных новшеств этого времени был выпуск футболки, изготовленной из смеси полиэстера и хлопка.
Футболки стали изготавливаться в качестве сувенирной продукции и как раз в то время на свет появились футболки с логотипом, состоящим из буквы «Я», символа сердца и аббревиатуры штата Нью-Йорк. Логотип быстро переняли и другие города и страны.
Появилось новое направление – футболки для серфинга, которые сразу стали символом свободолюбивого стиля жизни сёрферов.
К 80-м годам футболки стали очень востребованным товаром рекламного рынка. Теперь футболки «говорили» не только на политические и социальные темы, но и несли в массы рекламные лозунги и изображения. При чем, рекламировалось всё: конкретный товар, грядущее событие, бренд или имя. Большой популярностью пользуются ироничные футболки, с юмористическим содержанием: смешными или даже нелепыми картинками, цитатами или, например, в виде других элементов одежды (футболка-смокниг).
Стильным вариантом считается сочетание однотонной футболки с спортивным пиджаком.
В 90-х годах стало модно носить футболки с логотипами брендов, чем активно пользовались крупные мировые марки.
В СССР «Т-образная рубашка» пришла в 20-м веке в качестве спортивной одежды, оттого и получила название «футболка». Её носили как элемент футбольной формы спортсмены и в как фанатский атрибут болельщики.
Сейчас футболки носят абсолютно все: мужчины, женщины, подростки и дети. Их «меняют как перчатки», ходят в магазин или в клуб, занимаются спортом, спят, надевают в офис или на деловую встречу. Есть те, кто футболки коллекционирует (если их носил какой-либо известный человек или они производились в ограниченном количестве), либо хранит на память.
Для нанесения изображения на футболку сейчас используют множество разных технологий: шелкография, вышивка или аппликация, термопечать, прямая и сублимационная печать, аэрография. А для непосредственно изготовления футболки используют различные трикотажные материалы, вискозу, полиэстер и сочетание этих материалов. Некоторые дизайнеры используют дорогие и роскошные ткани, прибавляющие футболке стоимости и значимости.
В зависимости от вида модели, вы можете выбрать себе футболку с рукавами (с короткими, длинными или реглан) или без, а также с разным вырезом горловины: с V-образным или круглым вырезом.
В наше время просто нереально представить гардероб современного человека, любого возраста, пола и социального положения, без футболки. И будет казаться невероятно странным, если она будет в единственном экземпляре.
Футболки удобны, функциональны, универсальны и уместны в любой ситуации. Она неприхотлива в уходе, а иногда даже не требует глажки. Сложно сказать сразу, с какой вещью нельзя сочетать футболку, пожалуй, её можно подобрать абсолютно ко всему. Это не просто предмет одежды, это некий инструмент самовыражения, борьбы или наоборот, поддержки. Человек в футболке может многое сказать, даже не раскрывая рта. Данный вид одежды становится отражением внутреннего состояния человека и подчеркнуть его индивидуальность. А благодаря современным технологиям, существует возможность создать свою собственную, неповторимую футболку: разместить на ней какую-угодно надпись, картинку, принт или даже свою или чужую фотографию. Поэтому футболка может ещё стать и отличным подарком другу или близкому человеку.
В случае с футболкой все просто: если у вас серьезный настрой, деловая встреча и нужна строгость, сдержанность и элегантность – вы выберите простую футболку белого цвета или пастельных тонов, без каких-либо кричащих декоративных элементов или изображений. В остальных случаях – полная свобода воли. А что еще немаловажно – футболка, благодаря всем своим вышеперечисленным особенностям, никогда не «опопсеет» и не выйдет из моды!
Краткая история принтов на футболках
50-е. Чистый белый
В 1951 году на больших экранах вышел фильм «Трамвай „Желание“», в котором Марлон Брандо, исполнивший главную роль, неоднократно появляется в кадре в белой обтягивающей футболке. После этого предмет одежды, который раньше носили только рабочие и военные, вошел в моду. Поспособствовал росту его популярности и Джеймс Дин, который в 1955 году появился в белой футболке в фильме «Бунтарь без причины».
60-е. Первые лозунги
70-е. Эпатаж
Расцвет рок-культуры в 1970-х вывел футболки на новый уровень популярности. Первыми футболку с символикой своей группы сделали Rolling Stones, напечатав знаменитый принт с языком, нарисованный художником Джоном Паше. До сих пор разные марки одежды периодически наносят этот принт на футболки новых коллекций. Примеру Rolling Stones последовали и другие рок-группы — и футболка стала способом продемонстрировать миру свои музыкальные предпочтения, не произнося ни слова.
Тогда же весь художественный потенциал футболок оценила дизайнер Вивьен Вествуд, использовав их в коллекциях в стиле панк. Многие из них вызвали настоящую полемику в обществе — так, в 1975 году в городе Челси за непристойное поведение арестовали человека в футболке, на которой были изображены два ковбоя, соприкасающиеся пенисами.
Фото: Taylor/Unsplash
80-е. Против СПИДа и наркотиков
В 1980-е в мире резко выросло число людей, зараженных СПИДом. В 1987 году американские активисты, обеспокоенные как самой проблемой, так и бездействием властей, пытались привлечь внимание к тому, что замалчивание проблемы и стигматизация гей- и би-сообществ, на которые общественность возложила ответственность за распространение инфекции, только усугубит ситуацию. Чтобы начать диалог, активисты выпустили серию футболок с перевернутым розовым треугольником, которым в концентрационных лагерях нацисты отмечали геев, и надписью «МОЛЧАНИЕ = СМЕРТЬ».
В те же годы начинается история принта D.A.R.E To keep kids off drugs, в футболках с которым до сих пор регулярно появляются американские актеры, блогеры и другие знаменитости. Аббревиатурой, которая расшифровывается как Drug Abuse Resistance Education (Образование для противостояния злоупотреблению наркотиками), обозначалась социальная программа, принятая администрацией США в ответ на рост количества несовершеннолетних наркозависимых. По приблизительным подсчетам, за первые десять лет на нее потратили больше 200 миллионов долларов. Кампания оказалась неэффективной, а вот футболка американцам приглянулась. Надпись на ней воспринималась как ирония: dare переводится с английского как «рискни, отважься», и этот посыл многим казался остроумным.
Во второй половине 80-х в СССР начинается перестройка, и одновременно набирает популярность советская символика в поп-культуре. Знамена с серпом и молотом, передовицы «Правды» и другие символы советской власти становятся модными принтами для футболок. В 1988 году в Зеленом театре парка им. Горького прошел первый международный музыкальный фестиваль «Музыканты за мир», где многие исполнители выступали в футболках с надписью «Перестройка» и символами Союза.
90-е. Ирония
Помимо принта D.A.R.E., который оставался популярным несколько десятилетий, в моду входят футболки с другими ироничными надписями и картинками. Тогда же на пике популярности оказываются вещи с портретом Че Гевары. Изображение революционера, боровшегося с капитализмом, становится одним из самых продаваемых в мире. Бывший товарищ Че Гевары Орландо Боррего так объяснил феномен «Че-мании»: «В мире свирепствующей конкуренции и консюмеризма части человечества необходим герой с истинными ценностями». Майкл Кейси, автор книги Che’s Afterlife: The Legacy of an Image, напротив, находит сложившуюся ситуацию скорее ироничной и прекрасно отражающей ситуацию в мире после холодной войны, чем воодушевляющей: «Как продемонстрировала Куба, “революция” — это, скорее, бренд, чем реальная цель».
Фото: Pexels
2000-е. Социальные кампании
Дизайн футболки «Я люблю Нью-Йорк» придумали еще в конце 70-х в рамках программы по развитию туризма. В начале нулевых, после трагедии 11 сентября, люди со всего мира надели футболки с этой надписью, чтобы выразить сочувствие тем, кто потерял родных и близких из-за теракта. Так сувенир для туристов превратился в знак солидарности и скорби. После этого футболки и толстовки со схожей символикой разных городов стали приобретать дополнительное значение, если там случались трагедии. Это произошло с футболками «Я люблю Мадрид» после терактов в 2004-м и «Я люблю Лондон» в 2005 году.
В конце нулевых дизайнеры с мировыми именами стали все чаще использовать футболки как способ привлечения внимания к общественно значимым явлениям и идеям. Так, Марк Джейкобс принял участие в масштабной кампании против рака кожи, выпустив коллекцию футболок со слоганом Protect the skin you’re in и изображением обнаженных американских знаменитостей. Благодаря участию таких звезд, как Виктория Бэкхем, Вайнона Райдер, Ева Мендес, Джейсон Томпсон, Хайди Клум и многих других, кампания привлекла огромное внимание, а дизайн стал культовым. Для одной из этих футболок обнаженным снялся и сам Марк Джейкобс.
2010-е. Феминизм и кириллица
В 2014 году новый креативный директор Dior Мария Грация Кьюри в своей первой коллекции для этого модного дома выпустила футболку с цитатой из речи нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи: We all should be feminists. После того как в таких футболках появились на публике певица Рианна и актриса Натали Портман, принт приобрел огромную популярность. Тогда и другие производители одежды стали наносить на футболки разные феминистские лозунги. Любопытно, что одна из самых популярных надписей — Future is female — появилась гораздо раньше: серию футболок с ней выпустили в США еще в 70-х в честь открытия первого в Нью-Йорке книжного магазина с феминистской литературой Labyris Books.
Streetwear и андерграунд-мода 2010-х годов запомнятся нам футболками с надписями кириллицей. Начало этому тренду положил дизайнер Гоша Рубчинский. Его коллекция футболок и других вещей с надписью «Рассвет не за горами», вышедшая в 2014 году, закрепила за кириллицей статус нового символа стритстайла во всем мире. В 2016 году тренд распространился и на масс-маркет: испанская компания Zara выпустила собственную коллекцию футболок с надписями на русском языке.
Компания «ИванычЪ GROUP» оказывает услуги пошива трикотажных изделий на заказ и нанесения принтов как на футболки, так и на любую другую одежду.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Невозможно представить себе гардероб современного человека без футболок. У каждого человека их несколько – на все случаи жизни. Это культовая часть стиля рокеров, необходимая часть одежды спортсменов и рабочих.
Сегодня трудно даже поверить в то, что еще лет 70 назад футболок не носили вовсе.
Кто и когда подал идею создания футболки доподлинно неизвестно. Но можно с уверенностью заявить, что массовое производство началось в Америке.
Есть вот такая версия: дата появления на свет Т-образной футболки является 1913 год. Изначально ее создали для солдат американского флота, потому как она не сковывала движения, а также быстро сохла.
Т.е во время первой мировой войны американские солдаты увидели на европейских лёгкие хлопковые «прафутболки». Они быстро позаимствовали этот вид одежды, вскоре футболки молниеносно обрели популярность в самих Штатах.
Именно тогда японская атака на Перл Харбор заставила правительство формировать новую, более многочисленную армию. В результате, было призвано несколько миллионов солдат, которых надо было обуть и одеть. Вот тогда и появились первые футболки из хлопка, как усовершенствованный вариант формы британских военных. Они могли быть верхней одеждой на судне у берегов Тихого океана и нижней рубашкой в более холодном климате. Армейская нижняя рубашка получила в английском языке (точнее — в его американской версии) официальное имя t-shirt (Т-образная рубашка). И лишь придя в СССР в качестве спортивной одежды, получила знакомое нам название «футболка», действительно став элементом футбольной формы и культовым атрибутом для болельщиков и игроков.
Долгое время они оставались привилегией армии и выпускались только одного цвета — белого. В мир моды футболка ворвалась благодаря кино. В 1951 году ее впервые показали широкой публике в кинофильме «Трамвай «Желание». Главный герой, которого играл Марлон Брандо, смотрелся в ней так органично, рельефно и мужественно, что сразу стало понятно — это новая модная тенденция. А наиболее известным фильмом, повлекшим за собой невероятную моду на футболки, по праву считается «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином (1955). Неоднократно появляясь в «нижнем белье» на широком экране, актеры оказывали большое влияние на продвижение футболок в массы. Дешевая, удобная и практичная, она ворвалась в мир, став любимой миллионами.
Футболка превратилась в «говорящую вещь»: с ее помощью протестовали, страдали, радовались, требовали… и творили историю! К восьмидесятым тенденция стала заметной благодаря британке Катарин Хэмнетт — она сделала футболки с текстами вроде «Frankie Say Arm The Unemployed» («Фрэнки говорит: «Вооружаем безработных») и «58% Don’t Want Pershing» («58% не одобряют «Першинг»; речь идет о размещении ракетной установки Pershing на территории Великобритании). Спрос на футболки рос как лавина, самые популярные надписи штамповались миллионами – например, легендарная Shit Happens или I`m With Stupid
Из предмета массовой культуры футболка незаметно стала стремиться к выделению своего носителя. И если для одних оригинальность достигается актуальными надписями, для других на первом месте винтаж. По секонд-хендам бегают толпы коллекционеров с безумными глазами, фанатично разыскивающих, например, советскую футболку с олимпийским мишкой и эмблемой «Олимпиада-80». Их поддерживает мощный фронт модников – кому, как не им, известно, что настоящий винтаж – это архимодная вещь, которая будет покруче футболок-однодневок.
Что же в СССР? К нам футболки попали через спорт: на олимпиадах наши спортсмены увидели и оценили удобство этих изделий при занятиях спортом. Ну и переняли моду носить футболки на тренировках и соревнованиях. Отсюда, кстати, и русскоязычное название, ведь летом виднее всего были именно футболисты. В Советском Союзе футболка стала предметом спортивного гардероба. Это случилось в 60-е годы.
Если посмотреть фотографии тех лет, то футболки на людях встречаются крайне редко и только на мужчинах, что логично. А вот в 70-е годы хоть приоритет и сохраняется за рубашками, но футболки уже активно носятся всеми вне тренировок, в повседневной жизни. В 80-е же годы, даже до перестройки, футболки уже вовсю носятся молодежью и становятся более субкультурным предметом одежды. Чего уж и говорить о временах после 1985 года и произошедшей тогда диффузии западной и советской культур… К 1990 году футболка и в России стала привычным, абсолютно универсальным предметом одежды.
Но все они сходятся на одном: футболка – это не просто шмотка, «одна из» вашего шкафа. Это нечто большее, это вещь с душой, вещь, за которой стоит большая история и славное прошлое. А также… великое будущее, конечно!
Появление полноцветной шелкографии позволило, наконец, промышленным способом наносить рисунок на ткань. Сначала это были изображения лучших музыкантов того времени. Купить подобную футболку было сложно, так как, они продавались в основном на концертах в качестве рекламы. Но вскоре стало понятно, что это новый широкомасштабный вид бизнеса. Реклама на футболках, возможность просто и быстро создать неповторимый стиль сотрудников, расширение визуальных возможностей при проведении промо-акций – все это привело к тому, что футболка со стильным изображением стала одной из основных потребностей рекламного рынка.
Сейчас культовые футболки — как и прежде в первую очередь площадки для манифестов.
История футболки: все, что нужно знать
Как часть рабочей униформы перекочевала в базовый гардероб?
Первое официальное упоминание футболок датируется 1913 годом. Тогда их выдавали морякам на подводных лодках, чтобы надевать под комбинезоны вместо рубах. Так им не мешали рукава. Во Вторую мировую войну футболками обзавелись морские пехотинцы армии США, а после и обычные военные. Простая майка стала униформой разнорабочих – механиков, строителей, грузчиков и прочих трудяг. В остальных случаях она носилась в качестве нижнего белья и для занятий спортом.
Как футболка стала повседневной
Здесь не обошлось без Голливуда. Первым важным появлением футболки на экранах считается фильм «Трамвай «Желание» 1951 года с Марлоном Брандо. Еще три года спустя репутацию закрепит картина «Дикарь», а в 1955-м – «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином. Все они появлялись в довольно плотно сидящих светлых футболках, разумеется, однотонных и без принтов.
В 1950-х годах на футболках начинают размещать рекламу – из-за такого маркетингового механизма они почти умирают как одежда джентльмена. Все больше модели превращаются в мешковатые майки с ироничными надписями. Восстанавливают авторитет футболки хиппи с психоделическими принтами тай-дай. А в 1977 году появляется дизайн I (сердце) NY – пожалуй, самый известный на свете. Так к 1990-м футболка становится абсолютно повседневной одеждой, в ней ходят всегда и везде. Цены варьируются от бесплатных рекламных до дизайнерских за сотни долларов.
Какую выбрать футболку
Самый элегантный и беспроигрышный вариант – безусловно, однотонная белая, синяя или серая футболка. Выбирайте модели из натуральных материалов – например, льна, органического хлопка или шелка. Если вам надоел круглый вырез, то присмотритесь к V-образному – он подчеркнет атлетическую фигуру и визуально сделает плечи шире. Также не стоит забывать, что сегодня футболка – полотно для самовыражения. Поэтому советуем иметь в гардеробе несколько моделей с интересным принтом или надписью. Ниже собрали для вас несколько вариантов – от повседневных хлопковых Stüssy до Etro с принтом пейсли.