что такое арпеджио в музыке на пианино
Арпеджио
Арпе́джио, Арпеджиату́ра (от итал. arpa — арфа, буквально означает как на арфе) — способ исполнения аккордов на фортепиано и струнных инструментах, при котором звуки аккорда следуют один за другим. Чаще всего арпеджио обозначается волнообразной линией или дугой перед аккордом.
Арпеджированные аккорды называются также «ломанными» или разбитыми, с этим выражением связаны такие звуковые группы в гармонической фигурации, которые происходят от раздробления аккордов, и в которых отдельные ноты аккорда могут подвергаться различной перестановке.
Арпеджио часто использовались в старинной фортепианной музыке около 1700 г. Венецианский композитор, певец и виртуоз-клавесинист, живший в первой половине XVIII столетия в Италии и Испании Доменико Альберти начал использовать этот приём в качестве арпеджированного аккомпанемента к басу, за что этот вид исполнения получил название басы Альберти.
В жанре чиптюн под арпеджио обычно подразумевается эффект, когда быстро сменяющиеся ноты образуют аккорд. В большинстве композиций данного жанра арпеджио уделяется особое значение. В ZX-чиптюне арпеджио обычно называют орнаментом (узором, чаще — паттерном).
Источники
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Техника игры на струнных инструментах
Полезное
Смотреть что такое «Арпеджио» в других словарях:
АРПЕДЖИО — (итал. arpeggio, от arpa арфа). Аккорды, в которых звуки, составляющие их, извлекаются последовательно, один за другим. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРПЕДЖИО ит. arpeggio, от arpa, арфа.… … Словарь иностранных слов русского языка
АРПЕДЖИО — (правильнее арпеджо) (итальянское arpeggio, от arpeggiare играть на арфе), исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно, обычно начиная с нижнего тона, при игре на струнных и клавишных инструментах … Современная энциклопедия
АРПЕДЖИО — (правильнее арпеджо) (итал. arpeggio от arpa арфа), исполнение звуков аккорда последовательно, большей частью начиная с нижнего тона, при игре на арфе, фортепиано и др. инструментах … Большой Энциклопедический словарь
арпеджио́не — [нэ] и арпеджоне[нэ], нареч.; нескл., с … Русское словесное ударение
АРПЕДЖИО — (точнее арпэджо; итал. arpeggio от arpa арфа) (муз.). 1. нареч. О способе исполнения аккордов, при котором составляющие их тоны берутся не сразу, а быстро один за другим. 2. сущ., в ед. нескл., мн. арпеджии, арпеджий, ср. Самый аккорд,… … Толковый словарь Ушакова
АРПЕДЖИО — ср., нескл., итал., муз. взятие (пальцами или смычком) аккорда, созвучия, но не зараз, а переваливаясь со струны на струну, со звука на звук; перевал. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
арпеджио — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
арпеджио — сущ., кол во синонимов: 1 • арпеджо (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Арпеджио — Арпеджио, Арпеджиатура (от итал. arpa арфа) так называетсяисполнение аккордов на фортепиано и струнных инструментах, как на арфе,причем звуки аккорда следуют один за другим. Самый употребительный знакдля А. ставится перед аккордом; иногда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
АРПЕДЖИО — Что такое аккорд вы, наверное, уже прочли, если не знали этого раньше. Когда звуки аккорда берут не одновременно, а поочередно, то и получается арпеджио. Называется этот способ исполнения аккордов итальянским словом arpeggio (правильнее его… … Музыкальный словарь
Арпеджио, гармоническая фигурация (часть 1)
В самом простом случае данный тип аккомпанемента получается путём последовательной игры тонов трезвучия. Например, в случае до-мажорного трезвучия (аккорд С) нужно последовательно сыграть ноты до, ми и соль.
Одной из характеристик арпеджио является направление его движения, которое может происходить в одну или в две стороны:
При игре арпеджио правой рукой в срелднем и верхнем регистрах основа гармонии не затрагивается, благодаря чему арпеджио может логично развиваться и влево, и вправо. Для игры сложной гармонической фигурации требуется уверенная игра пальцами руки в обе стороны, над чем стоит поработать отдельно.
Упражнение 1. Привычное и непривычное арпеджио для левой руки.
Пример 1. Пример композиции с противоположными вариантами арпеджио.
Второй фрагмент в этом примере звучит непривычно, но благодаря ему появляется возможность поработать над непривычными сочетаниями пальцев для более уверенной игры сложных волнообразных арпеджио.
В четырёхдольном размере можно последний тон сыграть половинной длительностью.
Упражнение 2. Четырёхдольное арпеджио с использованием трёх тонов.
Попробуйте теперь самостоятельно придумать какую-нибудь композицию в выбранной тональности и гармонической последовательности. Если возникают сложности с сочинением мелодии, то нужно понять, что мешает этому и решить, что с этим делать и нужно ли с этим вообще что-то делать:
Нередко сочинению мелодии мешает то, что музыкант слишком много смотрит и слишком мало слушает и думает. Вместо того, чтобы слушать и думать об услышанном он внимательно смотрит на процесс нажимания пальцами клавиш. Уделите больше внимания звучанию. Если фрагмент понравился, то запоминаем его, повторив несколько раз.
При игре на синтезаторе я часто делаю так: сначала разучиваю упражнение, а затем использую его в практической импровизации. Это позволяет увидеть практическое применение полученных навыков от игры упражнения и произвести его адаптацию. Да и занятие становится более интересным.
Пример 2. Арпеджио с использованием четырёх тонов.
Упражнение 3. Перебор в пределах октавы
С практической точки зрения данный перебор не представляет ценности, так как он играется в тесном расположении тонов и звучит громоздко. Но он неплохо подходит для разработки малоподвижного безымянного пальца.
Аккомпанемент в примере 2 выглядит достаточно просто. Звено из четырёх звуков играется в неизменном виде от разных нот. За исключением одного места аккомпанемент играется компактно, и я решил не адаптировать его для более плавного ведения аккомпанемента. А вот использование перебора из упражнения 3 без адаптации приведёт к появлению разрывов в звучании и большим скачкам. Для их устранения пришлось добавить вариант с немного измененным окончанием звена и ввести низходящее арпеджио от ноты соль. Сравните исходный вариант перебора и его улучшенную, но более сложную версию.
Упражнение 4. Исходный вариант и улучшенный (повышенная сложность)
Пример с использованием этого вида перебора получился очень сложным, но при желании вы можете посмотреть его в медленном темпе и увидеть, как используются три варианта арпеджио для осуществления плавных переходов.
Пример 3. Пример гармонической фигурации в виде перебора (медленно)
Пример 3а. Пример гармонической фигурации в виде перебора (быстро)
Для получения гитарного перебора достаточно немного изменить рассмотренный выше вариант. Пальцы такие: 5-2-1-5-1-2-4-1
Упражнение 5. Гитарный перебор
Послушаем пример использования этого перебора.
Пример 4. Импровизация.
С хорошей растяжкой пальцев левой руки игра арпеджио в пределах октавы не вызывает трудностей, чего нельзя сказать об исполнении арпеджио на 1,5 октавы с переносом пальца: 5-2-1-2-1-2-1-2-5
Упражнение 6. Игра арпеджио на 1,5 октавы
Пример 5. Импровизация
Движение баса по тонам трезвучия в пределах 1,5 октавы достаточно неплохо воспринимается в качестве аккомпанемента. Если же сыграть этот пример на 2,3 октавы, то вместо аккомпанемента мы услышим обычное арпеджио. Для получения аккомпанемента в этом случае можно к исходной последовательности добавить нону. Пальцы: 5-2-1-3-2-1-3-2-1-2-3-1-2-3-1-2-5.
Упражнение 7. Гармоническая фигурация на 2,3 октавы
Построение композиции с использованием такого аккомпанемента с одной стороны достаточно сложное, а с другой простое. Сложность заключается в том, чтобы заставить левую руку играть свою партию без ошибок. Также нужно подумать над мелодией, каждый звук которой должен гармонично звучать в окружении звуков аккомпанемента. На 5-октавном синтезаторе такой аккомпанемент серьёзно ограничивает свободу перемещений правой руки и можно остановиться на исполнении простой мелодии.
Пример 6. Импровизация
Гармоническая фигурация на 1,5 и 2,3 октавы, конечно, звучит неплохо, а есть ли варианты попроще? Есть. На следующем занятии мы рассмотрим простой с точки зрения строения аккомпанемент данного типа, благодаря которому можно выйти на новый уровень в импровизации. Но для его исполнения потребуется либо очень хорошая растяжка пальцев, либо сустейн-педаль.
Что такое гаммы, для чего они и как их играть?
Гамма в музыке – это ряд звуков, последовательное звучание которых в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав.
Чтобы построить гамму от какого-либо звука, воспользуйтесь формулой. Формула для мажора:
Формула для минора:
А вот как звучит гамма До-мажор, протяженностью в одну октаву:
А это гамма Ля-минор (натуральный вид):
Зачем нужно играть гаммы
Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.
Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.
Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.
Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.
Будьте предельно осторожны играя гаммы! Учитесь чувствовать тело и сигналы, которое оно вам посылает. Если почувствуете малейший дискомфорт — остановитесь, встряхните руки, отдохните. Если игнорировать дискомфорт в аппарате, есть вероятность «переиграть» руки. А это может грозить серьезными последствиями.
Аппликатура
Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.
Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:
Виды гамм
Как мы сказали, гаммы могут быть мажорными и минорными, но также они бывают разных видов. Чем выше мастерство исполнителя, тем более сложный вид ему по зубам. Начнем с простого.
Прямая гамма
Итак, самый простой вид гаммы – прямой. Руки играют параллельно вверх и вниз одни и те же ноты, с дистанцией в одну октаву.
Как вы видите, первый палец в правой руке равен пятому пальцу в левой.
Это, пожалуй, самая первая сложность с которой вы столкнетесь. Перекладывание пальцев в левой и правой руке происходит не синхронно — это может стать проблемой на ранних этапах разучивания гамм.
Играть гаммы, безусловно, полезно! Но рано или поздно, они могут надоесть. Вот тогда и наступает время этюдов! У Карла Черни есть этюды на все виды техники. Есть этюды для детей и более продвинутых исполнителей. Послушайте этюд Ля-минор на мелкий вид техники из 740 опуса:
Расходящаяся гамма
Следующий вид гаммы – расходящийся. Это такое упражнение, когда руки играют гамму в разные стороны. Изолированно расхождение не играют, ну разве что для тренировки. Расходящаяся гамма содержит в себе и параллельное и расходящееся движение. Вот как это выглядит и звучит в тональности До-мажор:
Знак «восьмерка», который пунктирной линией охватил некоторые ноты, означает, что эти ноты нужно играть на октаву выше, чем написано. Подробнее об этот читайте тут.
Если вы собираетесь приняться за расходящиеся гаммы, то начинать стоит с гаммы Ми мажор. Эта гамма устроена так, что при расхождении и схождении рук, пальцы будут выполнять синхронные движения, при этом встречные черные клавиши в обеих руках тоже совпадают. Поэтому начинайте тренироваться играть расходящуюся гамму именно в этой тональности. Для начала отточите параллельное движение, затем расходящееся:
Гамма в терцию
Гамма в терцию — такой вид гаммы, когда правая рука начинает гамму с терцового тона, а левая с основного. Например, в гамме «До мажор в терцию», правая рука начнет свой путь с ноты Ми, а левая с ноты До. Руки при этом находятся в одной октаве.
Гамма в сексту
Гамма в сексту, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с основного тона, а левая с терцового. В нашей любимой тональности До-мажор, правая рука начнет гамму с ноты До, а левая с ноты Ми.
Гамма в дециму
Гамма в дециму, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с терцового тона, а левая с основного. Но эти звуки располагаются через октаву. В гамме До-мажор правая рука начнет движение с ноты Ми, а левая с ноты До.
Гаммы развивают
С какой гаммы начать
Разумеется, начинать играть гаммы стоит с самых простых. Самые лёгкие гаммы – до-мажор и ля-минор. Они играются только по белым клавишам и не содержат знаков альтерации — диезов и бемолей.
Теперь подробнее о том, как играть мажорные и минорные гаммы.
Мажорные гаммы
В академической школе игры на фортепиано, мажорные гаммы играются всегда одном виде – натуральном. Напомню, что формула мажорной гаммы такова: ТОН – ТОН –ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН.
Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши.
Если мы используем эту формулу от ноты ДО, то получим гамму «До мажор». Эта гамма не содержит знаков альтерации и играется по белым клавишам. Если мы начнем строить гамму от ноты ФА, то благодаря формуле выясним, что для реализации не хватает знака – Си бемоль. В гамме Соль мажор появятся знак Фа диез…
Минорные гаммы
Если мы построим гамму опираясь на формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН), мы получим натуральный вид. Гаммы в натуральном виде не играют.
В минорном ладе, как правило, используют гармонический и мелодический виды.
Гармонический минор
В гамме гармонического минора при движении вверх и вниз, повышается VII ступень. Гамма «Ля минор» в гармоническом виде будет выглядеть так:
Мелодический минор
В гамме мелодического минора при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти диезы будут отменяться. Мелодический вид гаммы «Ля минор» будет выглядеть так:
Когда мы говорим о том, сколько знаков в той или иной тональности, мы всегда имеем в виду НАТУРАЛЬНЫЙ вид мажора или минора.
Хроматическая гамма
Хроматическая гамма — это восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам. Хроматическая гамма строится ОТ какой-либо ноты. Вот как будет выглядеть Хроматическая гамма от ноты До:
Может показаться, что музыкальности в хроматической гамме не много. Но я попробую вас переубедить. Послушайте начало этюда Ф. Шопена Си-минор из 25 опуса.
Арпеджио
Арпеджио — такой прием, когда звуки аккорда следует играть не гармонически, а мелодически. То есть не одновременно, а по очереди.
Разновидностей арпеджио много, но самые популярные — короткие, длинные и ломанные. Рассмотрим их.
Короткие арпеджио
Длинные арпеджио
Длинные арпеджио можно играть не только в две октавы, но и в четыре.
Популярнейшим произведением на такой вид техники, является этюд Шопена До мажор. Невероятно красивый этюд.
11 Арпеджио
11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:
Из чего состоят 11 арпеджио:
Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие
Арпеджио 2 — минорное трезвучие
Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд
Арпеджио 4 — минорный секстаккорд
Арпеджио 5 — мажорный квартсекстаккорд
Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд
Арпеджио 7 — доминантсептаккорд
Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд
Арпеджио 9 — терцквартаккорд
Арпеджио 10 — секундаккорд
Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд
Двойные терции
Двойные терции — такой вид гаммы, где каждая рука ведет сразу 2 голоса. Нижний голос начинает движение с основного тона, а верхний с терцового. В До-мажоре это будут ноты ДО и Ми соответственно. Взгляните ноты и послушайте эту гамму:
Как заниматься
Также полезно играть разными штрихами
Использовать разную динамику
Отличная статья 92
Бесполезная статья 6
Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.
А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский
Арпеджио для гитары джаз
Обзор того, что вы узнаете
Что такое гитарное арпеджио?
Вот определение слова арпеджио :
Арпе́джио (от итал. arpa — арфа, буквально означает как на арфе) — способ исполнения аккордов, при котором звуки аккорда исполняются не одновременно, а следуют один за другим отдельно.
Арпеджио используются во всех жанрах музыки, таких как джаз, блюз, рок, металл, классическая музыка, поп и т. Д. В джазе (и металле) арпеджио используются иначе, чем в других музыкальных жанрах.
Вот пример того, как арпеджио Am можно использовать в поп-музыке. Основа этого арпеджио – это форма аккорда Am, а ноты аккорда не приглушаются после исполнения, а звучат вместе.
В джазе (а также в блюзе, металле и т. Д.) Арпеджио используются как техника импровизации для исполнения соло вместо аккомпанемента. В отличие от арпеджио, используемых в других музыкальных жанрах, ноты арпеджио для джазовой гитары обычно воспроизводятся с помощью медиатора и заглушаются после того, как они сыграны, поэтому они не звучат вместе. Другой контраст состоит в том, что эти арпеджио не основаны на форме аккорда.
Вот пример того, как арпеджио Am будет играться в джазе:
Для чего используются арпеджио?
Зачем изучать гитару и практиковать гитарные арпеджио? Потому что арпеджио – отличный инструмент для импровизации последовательностей аккордов и джазовых стандартов:
Как начать использовать арпеджио
Каждый джазовый гитарист должен уметь играть арпеджио всех типов аккордов во всех положениях грифа гитары.
Основные формы арпеджио: минор, доминанта и мажор
Мы собираемся изучить основные формы арпеджио, рассматривая наиболее распространенную последовательность аккордов в джазе – 2 5 1 (II V I). В этом примере мы будем работать с прогрессией 2 5 1 в тональности соль мажор :
Чтобы воспроизвести такую последовательность аккордов, вам понадобится 3 типа арпеджио: минор, доминанта и мажор.
Минорное арпеджио
А вот форма гитарного арпеджио для аккорда Am7 : красные точки обозначают основной тон или 1-ю ступень аккорда. Черные точки представляют другие ноты аккорда. Буквы – это названия нот.
Вот то же самое арпеджио по отношению к его гамме (A дорийский лад) и аккорду (Am7):
Арпеджио Am7 гаммы Дорийского лада
Арпеджио Am7
Упражнение № 1: практикуйте арпеджио ля минор, как указано на вкладках ниже (пока оно не будет исполняться естественным образом):
Упражнение # 2: вы также можете попрактиковаться, играя аккорд перед арпеджио, это хорошее упражнение для ваших ушей.
Паттерны арпеджио для гитары
Вот 2 паттерна арпеджио, которые являются немного более технически продвинутыми, это хорошее упражнение, чтобы изучить формы арпеджио. Эти паттерны только для Am7, но вы можете использовать один и тот же паттерн для всех арпеджио, включая доминантные и мажорные арпеджио.
Am7 арпеджио Паттерн # 1 : этот первый образец арпеджио в 5-м и 4-м интервалах, что достигается путем пропуска нот:
Паттерн # 2 : этот паттерн делит арпеджио на группы по 3 ноты:
Доминантное арпеджио
Переходим к нотам и формуле аккорда D7 :
Вот то же самое арпеджио в отношении гаммы (D Миксолидийский) и аккорда (D7):
D7 Арпеджио Упражнение № 1: Используйте это доминантное арпеджио, практикуясь, так же, как вы делали это с аккордом Am7:
Упражнение № 2: Подобно примерам минорного арпеджио, вы также можете сыграть аккорд перед арпеджио:
Основное тоническое арпеджио
И теперь мы подходим к последнему аккорду прогрессии, аккорду Gmaj7 :
Вот то же самое арпеджио в отношении его гаммы (G Major Ионийской гаммы G) и аккорда (Gmaj7):
Gmaj7 арпеджио Пример # 1: Практикуйте это мажорное арпеджио так же, как мы делали это для минорного и доминантного арпеджио:
Gmaj7 Арпеджио Упражнение № 2: И с аккордом Gmaj7 перед арпеджио:
Подвижные формы
Вам нужно знать одну вещь : все формы арпеджио подвижны. Если вы знаете арпеджио для Am7, вы можете использовать ту же «форму» арпеджио для других минорных аккордов.
Например : предположим, вы хотите найти арпеджио для Gm7. Все, что нам нужно сделать, это сдвинуть позицию арпеджио Am7 на 2 лада вниз. Вместо того, чтобы начинать с 5-го лада (в случае Am7), мы начинаем с 3-го лада для Gm7. Например:
Арпеджио на основе аккордовой последовательности II V I
Мы знаем основные позиции арпеджио, теперь мы объединим их, чтобы арпеджио следовали последовательности из 2 5 1 аккорда.
Упражнение 2 – По убыванию
Упражнение № 4 – Чередование вариаций
Давайте посмотрим на другой альтернативный пример, начиная с другого места грифа гитары. Вместо того, чтобы исполнять арпеджио Am7 на 6-ой струне E, мы начнем его с 1-ой струны E:
Когда у вас под пальцами есть эти базовые формы арпеджио, следующим (важным) шагом будет начать импровизировать, используя эти формы. Практика арпеджио, начиная с тоники восьмыми длительностями – важный шаг в процессе обучения, но не очень музыкальный. Как только этот шаг будет пройден и вы уверенно начнете играть все эти упражнения, важно проявить творческий подход, чтобы в итоге не быть похожим на робота на сцене…
Арпеджио можно начинать с любой ноты и играть в любом порядке. Вы можете смешивать ноты, пропускать ноты и использовать любой ритм, который только можете придумать. Будь креативным!
Арпеджио для гитары Lick # 1
Таблицы арпеджио
Следующие таблицы в списке ниже представляют собой обзор позиций арпеджио для наиболее распространенных типов аккордов. На большой диаграмме показаны все ноты арпеджио по всему грифу, меньшие диаграммы показывают отдельные части арпеджио.
Таблица мажорных арпеджио (Gmaj7)
Те из вас, кто знаком с системой CAGED, поймут, что 5 форм арпеджио Gmaj7 выше соответствуют 5 основным формам аккордов (CAGED):
Таблица минорных арпеджио (Am7)
Таблица доминантных арпеджио (D7)
Таблица полууменьшенных арпеджио (Bm7b5)
Таблица уменьшенного арпеджио (B ° 7 = D ° 7 = F ° 7 = Ab ° 7)
Арпеджио до мажор
Вот диатонические аккорды в тональности C:
Арпеджио – Упражнение №1
В этом упражнении мы играем все аккордовые арпеджио на протяжении 1 такта, оставаясь на 7-й позиции
Упражнение №2
Это то же самое упражнение, что и выше, но на этот раз начиная со 2 позиции :
Выполняйте это упражнение во всех положениях грифа гитары.
Этюд Blue Bossa Arpeggio
При изучении мелодии важно уметь играть арпеджио любого аккорда, с которым вы столкнетесь, в любом месте грифа гитары.
Начните с игры арпеджио на протяжении всей песни, используя только четвертные ноты, и придерживайтесь использования только одной формы арпеджио на аккорд.
После тренировки Blue Bossa четвертными нотами попробуйте сыграть фразу ниже. В фразе используются те же ноты, что и в арпеджио из предыдущего примера, но изменяется порядок нот и ритм.
Для дополнительной практики и сольных идей играйте только восьмые ноты при смене аккорда:
Практика арпеджио для гитары
При отработке новых гамм, арпеджио или аккордов рекомендуется практиковаться в музыкальном контексте. Часто, когда я пытаюсь включить новую концепцию или аппликатуру в свою игру, я исполняю небольшую мелодию из нового материала.
Вот пример такой мелодии. Это упражнение научит вас играть 9 и 13 арпеджио, а также соответствующие аккорды.
F9 арпеджио
Первый аккорд и арпеджио – это F9, то есть F7 + надстройка 9:
В упражнении я использую вариации арпеджио, чтобы было интереснее:
Bb13 арпеджио
Второй тип аккорда и арпеджио – это Bb13, то есть Bb7 + надстройка 13:
В конце мелодии я использую блюзовую гамму фа минор (такт 15).
Минусовка для тренировки арпеджио для гитары
Слушайте и играйте вместе с аудио
Как использовать уменьшенные арпеджио вместо доминирующих аккордов
Вы можете сыграть арпеджио dim7 из b9, 3, 5 или b7 любого доминант септ аккорда. Это приведет к звучанию 7b9.
Например : через G7 вы можете сыграть арпеджио Abdim7, Bdim7, Ddim7 или Fdim7:
Dm7 (ii): поверх первого аккорда играется обычное арпеджио Dm7:
G7b9 (V): здесь играет уменьшенное арпеджио (Bdim7), начиная с 3-го (b) доминирующего аккорда. Существует небольшая разница между формой арпеджио, воспроизводимой по возрастанию, и формой, воспроизводимой по убыванию, чтобы упростить переход к следующей форме арпеджио.
Уменьшенные аккорды (и арпеджио) симметричны, потому что они построены путем наложения минорных терций. Это означает, что вы можете рассматривать любую ноту арпеджио dim7 в качестве основной ноты: вы можете думать об арпеджио Bdim7 как о Bdim7, Ddim7, Fdim7 или Abdim7, все они одинаковы.
Cmaj9 (I): здесь я играю аккорд Em7 поверх Cmaj7. Em7 – это первый наложенный аккорд Cmaj7, а форма арпеджио такая же, как у Dm7, который вы использовали ранее, но на 2 лада выше.
A7b9 (VI7): здесь исполняется уменьшенное арпеджио (C # dim7), начиная с 3-го (C #) аккорда A7. Во второй форме снова есть небольшое изменение, чтобы облегчить переход к следующему арпеджио.
Минусовка и ноты
Другой пример. Обратите внимание, что все ноты взяты из арпеджио Bdim7 ( арпеджио 3-b9 вместо G7b9), но я обозначил формы арпеджио Ddim7 и Bdim7, чтобы вы могли видеть, как вы можете использовать любую ноту первой ступени из Bdim7 для построения других форм dim7.
Использование арпеджио над минором II V I прогрессии
Это означает, что теперь вы можете играть iim7b5-iidim7 поверх iim7b5-V7b9 прогрессии, что позволяет вам солировать без изменения основной ноты и без перемещения руки на грифе между аккордами.
Вот образец фразы, в которой используются все четыре формы:
Двигаясь дальше, вот все четыре арпеджио в обороте минорной тональности до 5-й струны :
Вот пример, чтобы услышать эти формы в действии:
Чтобы помочь вам применить эти минорные арпеджио II VI в музыкальной ситуации, вот соло, записанное поверх смены аккордов мелодии, которая является версией из трека Майлза Дэвиса Tune Up.
Арпеджио и проходящие ноты
Арпеджио напрямую связаны с аккордом, на который вы играете соло, но они могут звучать немного просто, поскольку не предлагают ничего нового для этого аккорда. Чтобы избежать этого в ваших соло, можно использовать хроматические техники вместе с арпеджио.
Первая концепция арпеджио называется нотами подхода, когда вы приближаетесь к любой ноте в арпеджио на один лад ниже. При этом вы создаете напряжение и отпускаете звук в своих фразах.
Вот пример этой техники в действии, когда вы приближаетесь к каждой ноте в арпеджио Am7 с лада ниже. Примечания к подходу выделены синим цветом, поэтому вы можете легко увидеть их на грифе. После того, как вы поработали это упражнение на Am7, примените его к другим нотам и типам арпеджио в своих соло:
Это обратное предыдущему упражнению, так как теперь вы играете арпеджио Am7 вниз с проходящими нотами.
Вот фраза, в которой используются арпеджио и проходящие ноты, когда вы воплощаете эту концепцию в музыкальной ситуации. Изучите эту фразу в данном ключе, а затем примените его к другим позициям, если сможете. Затем напишите несколько собственных фраз по этой прогрессии.
Следующая техника бибопа использует две хроматические ноты для каждой ноты арпеджио. Вы играете на один лад сверху, затем на лад снизу, а затем исполняете аккордовый тон.
Следующее упражнение полностью изменяет предыдущее, так как теперь вы опускаете арпеджио Am7 с проходящими нотами.
Вот фраза, в которой используются фразы арпеджио на фоне прогрессии II V I VI соль мажор. После того, как вы выучите эту фразу, напишите 2-3 своих, в которых используются арпеджио и проходящие ноты.
Осенние листья арпеджио
Чтобы завершить наш урок по арпеджио, мы узнаем, как использовать арпеджио в песне. Чтобы вы начали применять арпеджио вместо смены аккордов, вот соло на основе «Осенних листьев», в котором используются арпеджио и концепции из этого раздела.
Работайте над соло по одной фразе, пока вы не сможете собрать все вместе, чтобы сформировать соло как единое целое. Вы можете играть его вместе с примером аудио, а также под минусовку, создавая свои собственные соло арпеджио на эту мелодию.
Теперь вы изучили основы арпеджио для гитары. Если вы хотите шаг за шагом научиться играть джаз на гитаре, ознакомьтесь с другими уроками нашей школы. Приятного обучения!