в каком году иностранный самолет сел на красной площади
Этот день в истории: 1987 год — в центре Москвы сел самолет Матиаса Руста
28 мая 1987 года, когда в СССР праздновали День пограничника, спортивный самолет американского производства «Сессна», за штурвалом которого находился Матиас Руст, нарушил воздушное пространство СССР и пересек советскую границу возле города Кохтла-Ярве, взяв курс на Москву.
Нарушение границы произошло около 14.00 на высоте 600 метров и было зафиксировано средствами ПВО, которые «вели» нарушителя в течение всего полета, однако приказа на его уничтожение так и не поступило.
Локаторы засекли его еще на границе, дежурные ракетные дивизионы были приведены в боевую готовность. На перехват был выслан истребитель, который быстро обнаружил нарушителя. Но ему не разрешили сбить «Сессну», который благополучно добрался до Москвы.
Как позже пояснил глава Минобороны маршал Дмитрий Язов, войска ПВО не пресекали этот полёт, потому что после инцидента с южно-корейским лайнером (1984) получили распоряжение гражданские самолеты не сбивать.
В итоге никем не остановленный спортивный самолет совершил посадку в Москве недалеко от Красной площади на Васильевском спуске. Точнее, он приземлился на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до собора Василия Блаженного.
Множество фотоаппаратов и видеокамер туристов зафиксировали момент, когда летчик вылез из кабины самолета и тут же стал раздавать автографы. Через 10 минут его арестовали.
Тут и была установлена личность нарушителя. Им оказался гражданин ФРГ 19-летний спортсмен-пилот Матиас Руст. Его отец был бизнесменом, продававшим самолеты «Сессна» в Германии.
Газеты того времени писали: «Страна в шоке! Пилот-любитель, и, как назло, немецкий, с ходу обесславил громадный оборонный арсенал СССР и в такой праздник — День пограничника».
В советских СМИ данный полёт был представлен как провал системы ПВО страны. При этом не учитывалось, что эта система не предназначалась для противодействия воздушным хулиганам.
Но даже в этих условиях она показала себя эффективной и могла легко пресечь полет нарушителя, если бы поступил такой приказ.
Тогда своих должностей лишились министр обороны Сергей Соколов, главком войсками ПВО Александр Колдунов и еще около 300 генералов и офицеров. А в народе Красную площадь стали именовать «аэропортом Шереметьево-3».
4 сентября 1987 года Руст был осужден на 4 года лишения свободы за незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство. При этом сам Руст заявил на суде, что его полет был «призывом к миру».
Проведя в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня, 3 августа 1988 года он был помилован Президиумом Верховного Совета и выдворен с территории СССР.
После возвращения в Германию Руста лишили лицензии пилота. Позже он был дважды осужден на родине — за нападение на медсестру и кражу в универмаге — и зарабатывал на жизнь игрой в покер. Мемуары Руста были опубликованы в 2012 году, к 25-летнему юбилею его знаменитого перелёта.
Очевидец посадки Руста на Красную площадь раскрыл секретные детали
Доклады о прилете немца-нелегала принимали за бред
В 1987-м году Ковалев был действующим сотрудником госбезопасности и «нечаянно» оказался в гуще событий, связанных с рустовским «подвигом».
— На вторую половину дня 28 мая 1987 года у меня была назначена оперативная встреча в гостинице «Россия», — вспоминает Дмитрий Леонидович. — После ее завершения, уже к вечеру, я вышел из отеля и направился в сторону Красной площади. Приблизившись к Васильевскому спуску, увидел необычную картину: на брусчатке застыл маленький легкомоторный самолет, а вокруг толпятся удивленные москвичи и гости столицы. «Опять снимают какой-то рекламный ролик», — мелькнула в голове мысль. Однако почти сразу же стало ясно, что здесь совсем иная история.
Со стороны Спасской башни появился полковник с много говорящими знающему человеку фиолетовыми петлицами на кителе. Он подошел к толпе, посмотрел на самолет, на улыбающегося летчика, который с радостью раздавал автографы, сдвинул фуражку на затылок и произнес какую-то резкую фразу. Слов я не расслышал, но по дрожащим губам и выражению лица бедного чекиста понял, что тот серьезно задумался о своей пенсии, которая может неожиданно настать для него в ближайшие дни, если не часы.
Примерно в такой же ситуации (как рассказывали потом очевидцы) оказался и тогдашний министр обороны СССР, маршал Советского Союза Сергей Соколов, который в эти минуты летел над Европой в одном самолете с первым (и последним) президентом СССР Михаилом Горбачевым.
Михаилу Сергеевичу по спецсвязи из Москвы доложили, что на Красной площади сел неизвестный самолет, пилотом которого оказался молодой немецкий летчик. Горбачев, услышав такую новость, поинтересовался у маршала: может ли иностранный самолет приземлиться на Васильевском спуске в столице?
— Никак нет, это невозможно! — по-военному четко отрапортовал Соколов.
Тут ему Горбачев, не скрывая своего гнева, и сообщил о «Сессне» Матиаса Руста. А немногим более суток спустя в кресле министра обороны СССР уже сидел другой маршал — Дмитрий Язов.
Кроме Соколова, полетело со своих постов почти все командование ПВО страны. Потом настала очередь военных начальников рангом пониже — командиров частей и подразделений, которые «держали небо» по всему маршруту полета немца. Насколько мне известно, не выгнали, а даже, наоборот, наградили одного-единственного человека. Летчика, который поднялся по тревоге в воздух и первым увидел самолет Руста. Но докладу об этом на земле никто не поверил. Его непосредственное начальство приказало офицеру просто молчать. Благо, Руст тем временем перелетел уже в зону ответственности соседнего подразделения ПВО. («Вот пусть коллеги и парятся. »)
Однако вернусь к моей рустовской истории. Волею случая оказавшись на Васильевском спуске почти сразу после приземления там молодого немца, стоял я перед его самолетиком и думал, что делать. Форс-мажор полный! Решил вернуться в гостиницу, в наш оперативный номер и позвонить дежурному по управлению. Хотя реакцию его я, в принципе, просчитал заранее: «Дима! Ты что, утомился после оперативной встречи? Так иди домой и отдыхай. Не мешай людям работать. »
Я и пошел — в свой рабочий кабинет на Лубянку. Рассказал дежурившим ребятам-операм, что видел на Красной площади. Те подняли меня на смех: «Закусывать надо, товарищ майор!»
Матиас Руст. Фото: Александр Павлов
Зато на следующий день тот дежурный по управлению офицер, которому я звонил о самолете на Красной площади, встретил меня в коридоре и с горечью произнес: «Эх, послушал бы я тебя вчера вечером. Сейчас, наверное, еще одну звездочку на погоны получил бы. Но кто ж его знал?! Да еще вдобавок этого гада угораздило сесть на Красной площади в День пограничника!»
Чуть позже раздался звонок оперативной связи в моем рабочем кабинете. В трубке я услышал голос одного из начальников: он как-то непривычно вкрадчиво попросил повторить, что я видел вчера вечером на Красной площади. Я повторил. В ответ в трубке возникла явно затянувшаяся тишина. У меня возникло неприятное чувство, что где-то лопухнулся.
— А в чем, собственно, дело? — попытался я прояснить ситуацию у позвонившего.
— Да нет, ни в чем. А ты там растяжки не заметил? Между столбами?
— Ну, такие. Плакаты на стальных тросах с лозунгами типа «Москва приветствует гостей столицы!»
Мне стало не по себе.
— Не было там никаких растяжек и лозунгов, — четко отрапортовал я.
— Ну, хорошо, хорошо! Только не кипятись. Ты в отпуске-то давно был, усталость чрезмерная не накопилась? — елейным голосом поинтересовался начальник.
Вот тут мне совсем стало худо. Ведь так и в «дурку» сошлют!
А ларчик просто открывался. Оказывается, ночью после приземления Руста местные ответственные товарищи лихо провели операцию прикрытия. По их распоряжению на Васильевском спуске были натянуты эти самые пресловутые растяжки между фонарными столбами. А когда утром пришла официальная комиссия, они, показывая на стальные тросы в палец толщиной, стали уверять проверяющих, что никакой самолет здесь в принципе сесть не может. Инспектирующие начальники стояли и чесали репу.
В дальнейшем все пошло своим чередом. Самолетик немца-нарушителя по приказу тогдашнего председателя КГБ Виктора Михайловича Чебрикова разобрали до винтика. И ничего «криминального» не нашли. Однако вслед за тем поступила команда: проверить на земле весь маршрут полета злополучного самолета. Вдруг Руст выбросил шпионскую аппаратуру и пленки, скажем, на подлете к Москве?! Не знаю, какие силы были задействованы, но прочесали, как говорят, каждый метр, обследовали каждый кустик. Ничего так и не обнаружили.
Уже много позднее, когда версия о шпионаже отпала, все стали размышлять, кем же на самом деле был Матиас Руст. Очень понравилась запущенная кем-то «сказка», что он летел к русской девушке, с которой когда-то познакомился и которая жила в Москве и ждала его.
А еще мне понравился один из первых протоколов допроса Руста:
— Как вы вышли точно на Красную площадь? — грозно спросил следователь.
— Да очень просто. Купил в Хельсинки в магазине карту. Определил по ней направление полета: строго на Москву, включил радар и полетел. Маршрут сверял по церквям в селах и городах. А когда подлетел к Москве, сразу увидел Красную площадь. Взял и сел. Боялся только людей зацепить. Но все обошлось.
Говорят, бедный следователь еще долго бегал с этим протоколом допроса по высоким кабинетам. Никто его не принимал, вернее, не верил, что так просто можно пролететь через полстраны и сесть в самом центре Москвы.
Острословы потом говорили, что Красную площадь надо переименовать в «Шереметьево-3», Васильевскому спуску присвоить имя Матиаса Руста, а все прилегающие к центру столицы канализационные люки заварить, чтобы не смогла всплыть. вражеская подводная лодка.
Это все шутки, конечно, а история, в общем-то, получилась грустная. Как говорил герой популярного фильма: «За державу обидно!»
Что осталось за кадрами посадки Матиаса Руста у стен Кремля? Разбор полета
Ровно 40 лет назад 28 мая 1987 года немецкий авантюрист, 18-летний парень Матиас Руст посадил свой небольшой самолет прямо у Кремля, на Васильевском спуске. Это было поразительное событие. Как такое могло случиться? Как мощная, эшелонированной система ПВО, с истребителями-перехватчиками пропустила этот самолетик? Он беспрепятственно пересек границу и летел над территорией Советского Союза больше четырех часов.
Вокруг таких событий всегда возникает много версий и конспирологических теорий. И здесь есть такие версии. Вот одна из них. Будто бы руководство Советской Армии было настроено оппозиционно по отношению к Горбачеву. Не хотело Перестройки. А Горбачев воспользовался ситуацией. Этакое дело Кирова. Когда Сталин обвинил в убийстве своего соратника Сергея Кирова политических противников. Устроил чистку. Многих посадили, некоторых расстреляли.
На взлетной полосе небольшого аэродрома в Германии к вылету готовится одномоторная «Сесна». Немецкий ас и девушка-репортер попытаются повторить знаменитую посадку Матиаса Руста на Москворецком мосту, прямо у стен Кремля. За штурвалом самолета Томас Хеннинг — обладатель всех возможных призов за точность пилотирования. Цель эксперимента — не просто воспроизвести посадку Руста, но и попробовать сделать то, что 30 лет назад Русту не удалось — посадить самолет прямо на Красную площадь. Для этого на посадочной полосе аэродрома в Германии воспроизводятся все параметры — длинна площади, ее ширина и удаленность от различных сооружений.
Никто кроме 300 офицеров советской армии, включая министра обороны и главнокомандующего ПВО. К ответственности было привлечено свыше 30 человек. Двое офицеров 14-й дивизии противовоздушной обороны, дислоцированной в Эстонии, были подвергнуты суду и отправились за решетку. По словам их бывших сослуживцев, такой кадровой чистки, как после Руста, советская армия не знала с 1937 года.
Не произошло при том, что это было обычной практикой взаимодействия. Такая информация, иногда по несколько раз в день поступала в штаб ПВО, но в этот раз почему-то не поступила.
С этого начались все проблемы. Драгоценное время было потрачено на то, чтобы решить, действительно ли неопознанная низколетящая цель является нарушителем государственной границы. Или это просто стая гусей, появившаяся на радаре. Или нарушитель правил полетов из своих, не удосужившийся подать заявку на вылет. Кроме совершенно вопиющего и так и нерасследованного факта молчания пограничников генерал Мальцев, в то время заместитель главкома ПВО, видит в случившемся еще целый ряд странностей.
Кто это были: спецслужбы или не спецслужбы, но это были серьезные специалисты, знающие не только летное дело, но хорошо информированные о нашем радиолокационным поле, о времени смены кодов в системе координат радиолокационной информации. То есть очень многое того, что обычно гражданские люди знать не могут.
По словам генерала, самолет Руста вошел в воздушное пространство Советского Союза ровно на стыке действия двух радиолокационных станций, в том самом месте, где при малой высоте полета его шансы оказаться обнаруженным были минимальны. Но на этом удачи Руста не заканчиваются. Он очень вовремя оказывается в зоне учебных полетов наших ВВС.
Генерал армии в отставке Петр Дейнекин, пожалуй, единственный из всех причастных к тому делу военных из тех, с которыми нам удалось пообщаться, кто сегодня убежден: случай с Рустом — это лишь воздушное хулиганство и пример некомпетентности и безответственности военных чинов разного уровня. Реакцию властей на это событие считает несправедливой и чрезмерной, особенно в том, что касается отставки министра обороны и Главкома ПВО. Однако политической подоплеки в этом не видит.
Действительно, кроме странных случайностей, сопровождавших Руста в небе над Советским Союзом, были и вполне объяснимые причины того, что он все же приземлился у стен Кремля. Абсолютно точно известно, что весь перелет «Сесны» от начала до конца так или иначе отслеживался ПВО. В воздух неоднократно поднимались истребители и передавали на землю информацию о летящем спортивном самолете.
После инцидента со сбитым корейским пассажирским «Боингом» в 1983 году, нарушившим советское воздушное пространство, армии был отдан четкий приказ — не сбивать невоенные самолеты. Не имея возможности однозначно идентифицировать цель, так и не опознав ее как нарушителя границы, военные предпочитали перекладывать ответственность за судьбу «Сессны» на погоны своих соседей. От округа к округу — и так до самой Москвы. Кроме того, мощная советская система ПВО предназначалась для отражения нападения на страну, а не для отлова инфантильного немца, решившего таким оригинальным способом доставить послание мира Михаилу Горбачеву, который в тот момент находился в Берлине.
Дальше незадачливый пилот миротворец надолго исчезает с радаров. Однако в 2001 году его имя вновь появляется в криминальной хронике, на этот раз в связи с попыткой кражи свитера в супермаркете. Еще совсем недавно с готовностью раздававший интервью за деньги, сегодня Матиус Руст наотрез отказывается от общения с журналистами, ссылаясь на то, что сейчас, спустя 30 лет, находится в процессе переосмысления своего отношения ко всему случившемуся.
Полет Матиаса Руста. Провокация с высоким прикрытием
4 сентября 1987 года, ровно тридцать лет назад, обвинительным приговором завершился судебный процесс по скандальному делу Матиаса Руста – молодого немецкого пилота-любителя, который несколькими месяцами ранее, 28 мая 1987 года, приземлился на своем самолете на Красной площади – в самом сердце советской столицы.
Самолет «Сессна-172», который пилотировал 18-летний гражданин ФРГ Матиас Руст, приземлился прямо у храма Св. Василия Блаженного в центре Москвы. Советское руководство было в настоящем шоке. Ведь мало того, что самолет простого немецкого парня преодолел расстояние от советской границы до столицы страны и не был сбит системами противовоздушной обороны, так еще и произошло это событие, что очень символично, 28 мая – в День пограничника. Это был настоящий плевок в лицо всей советской системе. Естественно, что Матиас Руст был сразу же после посадки самолета арестован.
Практически сразу же после посадки самолета Руста на Красной площади генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев принял решение об отправке в отставку целого ряда высших военных руководителей, в первую очередь тех, кто отвечал за противовоздушную оборону советского государства. Самым высокопоставленным «отставником» оказался министр обороны Советского Союза 72-летний маршал Сергей Соколов. Он занимал эту должность с 1984 года, сменив на посту умершего маршала Дмитрия Устинова. До назначения министром обороны маршал Соколов с 1967 по 1984 гг., на протяжении семнадцати лет, был первым заместителем министра обороны СССР. Участник Великой Отечественной войны, маршал Соколов был одним из наиболее видных советских военачальников. В частности, с 1980 по 1985 гг. он отвечал за управление действиями советских войск на территории Демократической Республики Афганистан. Однако полет немецкого юноши стоил уважаемому маршалу карьеры. Конечно, «на улицу» заслуженного военачальника выкинуть не могли – уже в июне 1987 года он занял пост генерального инспектора Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Что касается самого Руста, то после задержания на Красной площади он был арестован. 1 июня, через несколько дней после полета, Матиасу Русту исполнилось девятнадцать лет. Свой день рождения молодой немец встретил в тюрьме. Весь мир следил за судьбой парня, продемонстрировавшего, что система обороны Советского Союза отнюдь не «железная». И это действительно было так – с откровенными предателями, проникшими в высшее руководство советского государства, железной она быть просто не могла. Естественно, что без «обеспечения» на самом высоком уровне полет Руста просто был бы невозможен. Его бы сбили в худшем случае еще в небе над Эстонией. Однако Русту буквально дали зеленый свет на полет до самой советской столицы. Происходить это могло только с санкции самых высших советских руководителей. Не очень понятно, кто конкретно дал добро на приземление Руста на Красной площади, да и вряд ли мы когда-нибудь об этом узнаем. Но очевидно, что это был человек или люди, входившие в самую высшую группу советской элиты.
Смещенные военачальники находились в оппозиции к тому курсу, который к этому времени стало проводить советское руководство во главе с Михаилом Горбачевым. Нанесение удара по командованию вооруженных сил было одной из главных задач тех людей, кто стоял за методичным и планомерным разрушением советского государства. Ведь прославленные маршалы и генералы, прошедшие Великую Отечественную войну и бывшие настоящими патриотами советского государства, могли просто не позволить произвести все те манипуляции со страной, которые привели к катастрофе 1991 года. Впоследствии американский военный эксперт Вильям Одом даже сравнил «зачистку» советской военной элиты после полета Матиаса Руста с репрессиями против советских военачальников, имевшими место в 1937-1938 гг. Интересно, что после каждой такой чистки через года три–четыре наступала катастрофа. В 1941 году началась ужасная Великая Отечественная война, а в 1991 году распался Советский Союз, и этот процесс также сопровождался реками крови в бывших союзных республиках, многочисленными военными конфликтами, массовыми беспорядками, небывалой волной преступности и насилия.
Поэтому вряд ли стоит оценивать поступок Матиаса Руста как «безобидную шалость» юного романтика–авиатора. Скорее всего, здесь имела место тщательно продуманная и организованная провокация, в которой могли участвовать и западные спецслужбы, и внушительное прикрытие с советской стороны. По крайней мере, в этом мнении сходятся многие видные советские и российские военачальники, которые считают, что без «кремлевской крыши» полет Матиаса Руста закончился бы для него трагически. Целью организации такого полета было ослабление советского государства посредством решения следующих задач: 1) создания повода для масштабной «чистки» неугодных высших военачальников, 2) дискредитации советской системы обороны в глазах граждан СССР и мировой общественности, 3) укрепления антисоветских настроений в обществе. Именно после полета Матиаса Руста и увольнения министра обороны СССР маршала Сергея Соколова Михаил Горбачев приступил к стремительному сокращению Вооруженных сил Советского Союза. Полет Руста в этом контексте был еще одним аргументом – зачем нам «такая армия», да еще в «таком количестве», которая пропустила полет и приземление на Красной площади спортивного самолета какого-то немецкого юноши.
Примечательно, что незадолго до полета Матиаса Руста министр обороны СССР маршал Соколов докладывал лично Михаилу Горбачеву о том, как организована и как работает система противовоздушной обороны советского государства. Выходя от генсека, Соколов забыл у него некоторые документы, включая очень секретную карту. Но на следующий день, когда он попытался документы вернуть назад, Горбачев сказал, что не помнит, где они находятся. Эту версию озвучивал впоследствии, согласно ряду публикаций в российских СМИ, генерал-полковник Леонид Ивашов. Как бы там ни было, но в одном большинство военачальников сходятся – акция с полетом Руста была продуманной и спланированной. Есть и еще одна очень интересная версия, согласно которой Руст приземлился на Красной площади с полными баками топлива, что свидетельствует лишь об одном – его заправляли где-то на советской территории. И делать это могли только непосредственно под контролем «всесильного» советского КГБ.
На суде Матиас Руст заявил, что прилетел в Москву для того, чтобы продемонстрировать советскому народу свое стремление к миру. Однако обвинение этим аргументам молодого немца не вняло. Прокурор просил для Матиаса Руста по трем статьям УК РСФСР десять лет лишения свободы. Но суд оказался куда более мягким, чем обвинение.
4 сентября 1987 года Матиасу Русту огласили приговор. Он был осужден на четыре года лишения свободы. С одной стороны, антисоветские элементы в самом Советском Союзе и мировая общественность сразу же выразили возмущение такой, с их точки зрения, жестокой расправой над «посланцем мира». С другой стороны, наоборот, сегодня возникает много вопросов по поводу приговора, который кажется некоторым чрезмерно либеральным. Во-первых, к Матиасу Русту применили те статьи Уголовного кодекса РСФСР, которые не были жесткими и не могли повлечь за собой таких серьезных мер как, скажем, смертная казнь. Во-вторых, все же четыре года лишения свободы за такой поступок государственного значения выглядели весьма странно, особенно по сравнению с тем, за что четыре года тогда давали рядовым советским гражданам.
Мягкость приговора Русту свидетельствовала о том, что никто и не собирался наказывать его серьезно. В былые времена, когда Советский Союз действительно был противником капиталистического Запада, Матиас Руст в лучшем случае получил бы лет десять в далеких северных лагерях, а в худшем был бы просто приговорен к расстрелу. Но в 1987 году ситуация изменилась. Возможно, что либеральная мера наказания Русту должна была продемонстрировать Западу дальнейшую готовность Советского Союза к «демократизации».
В начале августа 1988 года, менее чем через год после судебного процесса, Матиас Руст был амнистирован и благополучно уехал на родину. В предварительном заключении и в колонии молодой немец провел всего 14 месяцев. Фактически Михаил Горбачев великодушно простил Матиаса Руста за хлесткую пощечину Советскому Союзу и Советской Армии, нанесенную на глазах всего мира. Разумеется, за Матиаса Руста настойчиво просили «западные друзья» (к тому времени Москва уже смотрела на Запад широко открытыми глазами), к Михаилу Горбачеву мог обратиться лично канцлер ФРГ Гельмут Коль. Михаил Сергеевич, который через несколько лет благополучно отдал в состав ФРГ ГДР, отказать своему западногерманскому коллеге не смог.
Решение об освобождении Матиаса Руста было с восторгом воспринято как на Западе, где оно лишний раз подтвердило ослабление сверхдержавы и ее готовность отныне во всем уступать Западу, так и в самом Советском Союзе, благо антисоветские настроения в это время в обществе были уже весьма сильными, особенно среди «активной» части общества – столичной интеллигенции, молодых представителей номенклатуры. И полет Матиаса Руста, и мягкий приговор, и его скорое освобождение демонстрировали начало перемен в жизни Советского Союза и прекрасно укладывались в горбачевскую перестройку. Сначала простили Руста, затем позволили включить ГДР в состав ФРГ, свергнуть все просоветские режимы в Восточной Европе, а в конце концов – и развалить сам Советский Союз.
Кстати, жизнь Матиаса Руста после возвращения на родину в ФРГ складывалась весьма интересно. Некоторые поступки прекрасно характеризуют подлинный облик «посланца мира». Так, уже в ноябре 1989 года, по прошествии 15 месяцев после освобождения из советской колонии, Матиас Руст, который к тому времени проходил альтернативную службу в больнице в Риссене, стал ухаживать за медицинской сестрой. Он пригласил ее на свидание, а после того, как медсестра отказалась с ним пойти, ударил ее ножом. За это Матиаса Руста арестовали – уже «родные» немецкие власти. В 1991 году его приговорили к четырем годам лишения свободы – как раз такой же срок дали Русту и за приземление на Красной площади. Но уже через 15 месяцев Руст был освобожден из тюрьмы (и опять история повторяется – в СССР его освободили через четырнадцать месяцев).
В 1997 году, через десять лет после своего полета, Руст, проживавший к тому времени в далекой Вест-Индии, в государстве Тринидад-и-Тобаго, принял индуизм и женился на местной девушке индийского происхождения. Затем он вернулся с молодой женой на родину, в ФРГ, но в 2001 году вновь попал в поле зрения полиции – на этот раз за кражу свитера в одном из супермаркетов. В середине 2000-х гг., спустя двадцать лет после своего полета, Матиас Руст утверждал, что хотел «навести мосты» между Западом и Востоком. Но о подлинной истории своего полета он до сих пор предпочитает молчать.