в каком году было падение ниневии
Осада и падение Ниневии
Осада и падение Ниневии
Осенью 624 г. до н. э. ассирийские войска возобновили свой натиск на Вавилонию. Обойдя столицу и опираясь на Ниппур, прикрывавший их тыл, они проникли на юг страны и овладели Уруком.
Однако силы их были уже истощены. В 623 г. до н. э. Набопаласар перешел в наступление. Он двинулся на северо-восток и захватил г. Дер (по ту сторону Тигра), обеспечив себе таким образом связь с Мидией. Вавилоняне осадили Урук, и Синшаруишкун оказался не в состоянии освободить его. В довершение всех бед ассирийцы были отвлечены на запад нападением арабских племен, поспешивших на выручку Вавилону. Пока они сражались с этими племенами, вновь возросла опасность со стороны Мидии. В 623 г. до н. э., заключив соглашение со скифами, Киаксар возобновляет нападение на Ассирию.
Теперь вновь Ассирии угрожают мидийские войска, овладевшие Аррапхой в Северо-Восточном Двуречье. После этого Киаксар в 614 г. до н. э. переправляется через Тигр и движется на Ашшур. Он штурмом овладел городом, укрепления которого отличались мощью и искусством постройки. Киаксар жестоко расправился с жителями; вся находившаяся в городе ассирийская знать была вырезана. Набопаласар также собирался принять участие в дележе добычи, но опоздал. Все досталось мидянам. Город был разграблен и сожжен. Встретившись с Набопаласаром, Киаксар разработал план совместных военных действий против Ниневии. Земли, подвластные Ассирии, должны были быть разделены между Мидией и Вавилоном. Чтобы еще больше укрепить дружбу, союзники решили породниться. Царь Мидии Киаксар выдал свою дочь Амитиду за сына Набопаласара – царевича Навуходоносора. После падения Ашшура Синшаруишкун поднял против Вавилона приевфратские племена арамеев и, отвлекшии таким образом Набопаласара от Ассирии, сумел нанести ему поражение. Но силы державы оказались надломленными, мощь ее ослаблена. Звезда Ниневии неумолимо клонилась к закату. Ассирия теряла свои города и провинции, но мужественно продолжала неравную борьбу, пытаясь любыми средствами предотвратить надвигающуюся над Ниневией грозу.
К походу на ассирийскую столицу союзники готовились два года. В 612 г. до н. э. войска Мидии и Вавилона появились у стен ассирийской столицы и приступили к ее осаде. Не подлежит сомнению, что каждый из союзников привел с собой армию, куда вошли все народы и племена, подвластные Мидии и Вавилону.
По царскому приказов храмах Ниневии возносились моления; горожанам и воинам был предписан строгий стодневный пост. Город хорошо подготовился к обороне. Два месяца шла ожесточенная борьба, а он не сдавался.
Ассирийский царь лично руководил обороной Ниневии. Союзники поняли, что им не взять столицу штурмом. Но если войска и тараны бессильны против укреплений, решили они, то вместо них будет действовать мощная река. Запрудив Тигр, союзники заставили его изменить течение, и воды реки хлынули в город.
Мощный поток пробил городскую стену, открыв широкую брешь осаждающим. На улицах города начались ожесточенные бои. Ассирийцы сражались героически, но силы оказались неравными. К тому же в ассирийской армии вспыхнула чума. Ниневия была взята.
Киаксар и Навуходоносор поступили с ассирийской столицей так же жестоко, как в свое время Синаххериб с Вавилоном. Однако следует иметь в виду, что Вавилон был через десять лет полностью восстановлен сыном Синаххериба Асархаддоном, а Ниневия предана забвению. Жилые дома, царские дворцы, храмы и стены Ниневии были разрушены и превращены в груду развалин, жители перебиты. Вся ассирийская знать, попавшая в руки врагов, умерщвлена. Огромные богатства вывезены.
Подробное описание гибели Ассирии дал библейский пророк Наум. Он происходил из плененных и переселенных в Ассирию израильтян, был хорошо знаком с современной ему великой Ниневией. Характерные черты ассирийской народности выведены им с неподражаемым мастерством. Синшаруишкун был последним преемником династии Саргонидов. Слишком гордый, чтобы перенести катастрофу любимой столицы, он, по преданию, поджег свой дворец и бросился в пылающий огонь.
Однако расправиться с Ассирией было не так-то просто. Несколько отрядов ассирийских войск оставалось на западе, в районах Харрана и Кархемыша. Здесь первосвященник Харрана – Ашшурбанапал, став во главе армии, объявил себя царем Ассирии. Он еще семь долгих лет продолжал борьбу, рассчитывая на помощь своего египетского союзника – Нехо. Однако в 605 г. до н. э. египетский гарнизон был разбит вавилонянами под командованием царевича Вавилона Навуходоносора.
Ниневия и Ассирия не исчезли, впрочем, с лица земли, как это иногда считают, ссылаясь на Ксенофонта, не упомянувшего о Ниневии, хотя, участвуя в походе Кира-младшего, он и прошел недалеко от ее развалин. При этом забывают о том, что в тот критический момент, когда Ксенофонт, окруженный врагами, принимал на себя командование греческими войсками и приступил к знаменитому обратному «походу десяти тысяч» в Грецию, ему было, конечно, не до судьбы Ассирии. После падения централизованного государства Ассирия больше никогда уже не занимала прежнего места на мировой арене. Ассирийского государства не стало, но народ Ассирии не был уничтожен.
Он продолжал жить на тех же местах и землях, где жил и раньше, хотя родной его язык (ассирийский диалект аккадского), с которым успешно соперничал широко распространенный в ассирийской державе арамейский, был окончательно забыт. Сохранив имя Атуриа, Ассирия стала персидской провинцией, а город Ниневия при римских императорах становится военной колонией.
Так закончилась история первой великой рабовладельческой империи на Ближнем Востоке.
Читайте также
ПЕСНЬ О РАЗГРАБЛЕНИИ НИНЕВИИ
ПЕСНЬ О РАЗГРАБЛЕНИИ НИНЕВИИ Экбатана, город царя, властвовавшего над многими другими царями, лежал далеко в сторону холодного севера. Его бастионы из нового серого камня возвышались над темными соснами у подножия одинокого заснеженного пика. Это название означало
12. Падение Неаполя = Нового Города и падение Трои. Средневековый акведук — водопровод, передвижная осадная башня и «античный» Троянский конь
12. Падение Неаполя = Нового Города и падение Трои. Средневековый акведук — водопровод, передвижная осадная башня и «античный» Троянский конь 49а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. НЕУДАЧНЫЕ ШТУРМЫ ТЮИ. Падению Трои предшествует длительная безуспешная осада. Несколько штурмов кончаются
ПЕСНЬ О РАЗГРАБЛЕНИИ НИНЕВИИ
ПЕСНЬ О РАЗГРАБЛЕНИИ НИНЕВИИ Экбатана, город царя, властвовавшего над многими другими царями, лежал далеко в сторону холодного севера. Его бастионы из нового серого камня возвышались над темными соснами у подножия одинокого заснеженного пика. Это название означало
3. Поход Карла в Италию. — Осада Павии. — Карл празднует Пасху в Риме. — Подтверждение дара Пипина. — Падение Павии и Лангобардского королевства в 774 г.
3. Поход Карла в Италию. — Осада Павии. — Карл празднует Пасху в Риме. — Подтверждение дара Пипина. — Падение Павии и Лангобардского королевства в 774 г. Безуспешно попытавшись склонить Дезидерия к миру и уговорить его согласиться на выкуп, Карл в сентябре 773 г. выступил со
1. Генрих IV идет в поход на Рим (1081 г.). — Первая осада Рима. — Вторая осада весной 1082 г. — Отступление к Фарфе. — Поход в Тиволи. — Климент III делает его своей резиденцией. — Опустошение земель маркграфини
1. Генрих IV идет в поход на Рим (1081 г.). — Первая осада Рима. — Вторая осада весной 1082 г. — Отступление к Фарфе. — Поход в Тиволи. — Климент III делает его своей резиденцией. — Опустошение земель маркграфини Борьба между обоими ожесточенными противниками, императором и папой,
6.4. Осада и разгром Мемфиса — это осада и разгром Казани
6.4. Осада и разгром Мемфиса — это осада и разгром Казани Как сообщает Геродот, после расправы египтян над персидскими послами, царь Камбис отдает приказ осадить и штурмовать Мемфис. В результате ДОЛГОЙ ОСАДЫ Мемфис был взят, см. выше. Падение Мемфиса и всего Египетского
Турецкая осада и падение Феодоро
Турецкая осада и падение Феодоро Накануне турецкого вторжения, в первой половине 1475 г. развернулась борьба за престол Феодоро. Узнав о смерти Исаака, его племянник Александр спешно прибыл с отрядом в триста воинов из Молдавии, где находился в изгнании. Ему удалось отбить
15. Падение Неаполя = Нового города и падение Трои Средневековый акведук-водопровод Передвижная осадная башня и «античный» троянский конь
15. Падение Неаполя = Нового города и падение Трои Средневековый акведук-водопровод Передвижная осадная башня и «античный» троянский конь 49а. Троянская война. НЕУДАЧНЫЕ ШТУРМЫ ТРОИ. Падению Трои предшествует длительная безуспешная осада. Несколько штурмов кончаются
Лэйярд в Нимруде и Ниневии
Лэйярд в Нимруде и Ниневии Успехи французов не на шутку взволновали их извечных соперников – англичан. И когда путешествующий по Ближнему Востоку лондонский адвокат Остен Генри Лэйярд попросил у посла Великобритании в Турции денег на раскопки в районе Мосула, тот
Писиы Ниневии
Писиы Ниневии В 1849 г. сэр Генри Лэйярд, пионер британской археологии в Ираке, раскапывая дворец Синаххериба в Ниневии, обнаружил «два больших помещения, в которых вся площадь (все пространство) была завалена (заполнена) на 30 или более сантиметров табличками». Три года
5.2. ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИИ, ОСАДА И ВЗЯТИЕ ЦАРЬ-ГРАДА МАГОМЕТОМ II В 1453 ГОДУ ОПИСАНЫ В БИБЛИИ КАК ОСАДА И ВЗЯТИЕ ДАВИДОМ ГОРОДА ИЕРУСАЛИМА
5.2. ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИИ, ОСАДА И ВЗЯТИЕ ЦАРЬ-ГРАДА МАГОМЕТОМ II В 1453 ГОДУ ОПИСАНЫ В БИБЛИИ КАК ОСАДА И ВЗЯТИЕ ДАВИДОМ ГОРОДА ИЕРУСАЛИМА «Водоразделом», отделяющим эпоху 1334–1453 от эпохи 14531566 является знаменитый 1453 год падения Византии, взятия Царь-Града войсками султана
Осада Иерусалима и падение Иудеи
Осада Иерусалима и падение Иудеи Ситуация существенно изменилась, когда в начале 589 г. до н. э. на престол Египта вступил очередной фараон саисской династии Априй. Новый правитель изменил приоритеты внешней политики, переместив главное внимание с Нубии на юге на
Падение Ашшура и Ниневии
Падение Ашшура и Ниневии Положение Син-шар-ишкуна продолжало стремительно ухудшаться. Привлечение военных сил союзных Манны и Египта не принесло желаемых результатов. Вавилон же усиливался стремительными темпами, и его аппетиты росли.В одиннадцатый год правления (615
19. Средневековая осада Царь-Града = Визáнтия — это «античная» осада Визáнтия
19. Средневековая осада Царь-Града = Виз?нтия — это «античная» осада Виз?нтия Падение Византии в 1453 году н. э. после осады Царь-Града и его взятия османами-оттоманами, является одним из самых крупных событий средневековья. Мы уже видели, что оно отразилось и в «античных»
У стен Ниневии[37]
У стен Ниневии[37] Попробуем вообразить себе, как выглядела столица «мировой» ассирийской державы в VII в. до н. э. Высокие желтоватые стены Ниневии, увенчанные ступенчатыми зубцами, возвышаются над водами мутной жёлтой реки. Здесь, на сухом юге, мало таких широких рек, но у
12. Падение Неаполя = Нового Города и падение Трои Средневековый акведук-водопровод, передвижная осадная башня и «античный» Троянский конь
12. Падение Неаполя = Нового Города и падение Трои Средневековый акведук-водопровод, передвижная осадная башня и «античный» Троянский конь 49а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. НЕУДАЧНЫЕ ШТУРМЫ ТРОИ. Падению Трои предшествует длительная безуспешная осада. Несколько штурмов кончаются
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Японский Сад Никка Юко (Nikka Yuko) представляет собой лоно красоты и спокойствия. Войдя.
В Баварии, округе Гармиш-Партенкирхе, есть чудесная деревушка мастеров художников и резчиков по д.
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Во время своего расцвета Ниневия простиралась вдоль реки на 4 км. Отличалась четкой и строгой планировкой, нарушать которую категорически запрещалось. Включала не один, а сразу четыре отдельных города, объединенных одной стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15-метровой толщины. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 м в высоту (как двадцатиэтажный дом).
Вода поступала в город по каналу шириной в 20 м и длиной свыше 50 км, который шел то по тоннелю, то по акведуку. Окружность города достигала 150 км. В черте поселения находились не только царские дворцы и храмы, но и пастбища, сады. Царская улица (главная улица города) шириной 26 м, залитая асфальтом, была украшена искусными статуями и имела большую ширину, чем Невский проспект в современном Петербурге.
Пророк Иона пишет, что город можно было обойти за три дня. Таких больших городов в древности не было. Но Ниневия состояла из нескольких частей: Великая, Большая и сама Ниневия. Все эти части соединены между собой оросительной системой и одной структурой безопасности — речной. Каждая часть охватывала земли вместе с городами. Например, в Великую Ниневию вошли сама Ниневия, города Нимруд и Дур-Шаррукин.
Сам город не был похож на большинство городов своего времени. Конечно, и здесь встречались лабиринты узких улочек-проходов между глухими глинобитными стенами домов; и здесь их захламлял всякого рода мусор. Но все же от городских ворот к храмам и от храма к храму вели широкие, спрямленные улицы, кое-где даже мощенные посредине плитами.
На этих улицах не было прекрасных домов с великолепными фасадами и стройных рядов, деревьев; виднелись лишь глухие беленые стены. Зато с них открывался прекрасный вид на высокие украшенные нишами и выступами белые стены храмов с многоярусными башнями и стены царского дворца.
Современники пророка Ионы говорили о Ниневии как о негусто заселённом городе. В нем проживало 120000 (по другим данным 170 000) человек. Однако, археологические раскопки подтвердили, что в столице Ассирии могло проживать и большее количество людей. В городе Нимруде, неподалёку от Ниневии, археологи раскопали монумент, на котором описывалась поимённо знать «грешного города». Там же был найден список гостей, имена которых были высечены на камне. Их количество составляло около 70 000 человек. Этот список готовился по случаю открытия дворца в IX в. до н. э. Само празднество длилось около 10 дней.
Как же выглядела Ниневия? Высокие желтоватые ее стены, увенчанные ступенчатыми зубцами, возвышались над водами мутной желтой р. Тигр. Вдоль реки тянулись низкие ивовые кусты, обозначающие линию берега; кое-где отходили влево и вправо арыки. Между ними – поля пшеницы и ячменя, местами – огороды и фруктовые сады. Из-за кустов виднелись высоконосые ладьи; круглые, обтянутые кожей куфы и плоты келеки. Их волокли на канатах против течения из Вавилона. Ниневия представляла собой громадный рынок, это был богатейший город Передней Азии. За его высокими кирпичными стенами, тянущимися на несколько километров с севера на юг, жили десятки тысяч людей.
Недалеко от р. Хоср проходила дорога, которую построил еще отец Синаххериба Саргон II в конце VIII в. до н. э., когда основал новую столицу. У самой дороги – огромный насыпанный по приказу Саргона холм, на вершине которого (над городской стеной) и был построен дворец.
Площадка на вершине холма была такой обширной, что на ней удалось разместить дворец и три храма. Из-за стен поднимались верхушки нескольких пестрых ступенчатых храмовых башен. Необычайно прочные стены ассирийской столицы были усилены рвами, башнями, дополнительными пристройками, всякого рода укреплениями. Высокая двойная башня окаймляла ворота, ведущие на площадь к дворцу.
Дворец царя Синаххериба в Ниневии
Дворец Синаххериба считался самым совершенным и величественным произведением своеобразного ассирийского зодчества. По словам Г.Роулинсона, «он превзошел размерами и великолепием все прежние строения того же рода». Дворец Ашшурбанапала, построенный на той же платформе внуком Синаххериба, достигает еще большего совершенства орнаментации, но даже это здание не сравнится с дворцом Синаххериба по числу покоев и величественности размеров.
Дворец занимал площадь до трех гектаров земли; в нем располагалось не менее 70 или 80 комнат и зал. Парадные покои, как это тогда было принято, покрывали рельефы на алебастровых плитах, изображающие главные моменты и сцены из жизни царя, домашней и походной, военной и мирной. Двадцать семь пар крылатых чудовищ, множество глиняных табличек, сотни каменных плит, украшенных резными изображениями ассирийских царей, — все это было найдено при раскопках Ниневии.
Дворец окружен широким пустым пространством. Он воздвигнут на высокой облицованной кирпичом платформе и похож на крепость: те же высокие белые стены с чередующимися выступами башен, те же зубцы наверху и каменные глыбы цоколей. Между двух высоких белых башен с голубыми зубцами располагалась арка с окованными медью воротами. Из нее выступали два гигантских изваяния добрых духов – крылатых быков с человеческими лицами, с черными бородами и цветными крыльями.
Библиотека в Ниневии
Библиотеку Ашшурбанапала иногда называют «первой библиотекой в мире», и старейшей из сохранившихся царских библиотек в мире. Обнаружена археологами в ходе раскопок на месте Ниневии, сегодня известном как Kuyunjik. Библиотека содержит более 30 000 глиняных табличек и фрагментов с текстом, написанным клинописью. Собрано несколько тысяч глиняных книг. Они размещались по отраслям знаний. На всех глиняных «листах» стоит библиотечный штамп со словами: «Дворец Ашшурбанапала, царя Вселенной, царя Ассирии».
Библиотека в Ниневии
Огромные богатства Ниневии привели к развращению народа (Иона.1:2). Жители города «жили беспечно, говоря в сердце своем: «я, и нет иного, кроме меня» (Соф.2:15). » И потому столица Ассирии была обречена. Библия в лице пророков Ионы и Наума предрекла Ниневии гибель, превращение в пустыню. Пророческая Книга Наума посвящена падению Ниневии, а вместе с ней и всего Ассирийского царства.
Доре Гюстав «Иона проповедует Ниневитянам», Ветхий Завет
Кстати, первую осаду мидийцами Ниневия выдержала. И. продолжила свои завоевания. Покорив Сирию, Палестину, Вавилон, Ассирия опустошила эти земли, разрушила города и поработила население. Противники жестоко уничтожались: их распинали, сжигали, отрезали части тела, пилили и т.д. Вот как описывает один из своих походов очередной ассирийский владыка: «Из ушей юношей я сложил груду, а из голов старцев – башню. Детей я сжег, город разорил и сжег». Вскоре и Иудея была во власти ассирийского царя, остался только Иерусалим.
Именно тогда пророк Наум и предсказал окончательную гибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем. В это время Ниневия была в зените славы, и люди не могли в это поверить. Тем не менее в 614 году (через 23 года после пророчества) Ниневия в самом деле пала. Причем пророчество исполнилось буквально. Город три года стойко выдерживал осаду. Но нападающие разрушили плотину, дав Тигру возможность выйти из берегов и размыть часть крепостных стен. Столицу разграбили и сравняли ее с землей.
О степени ненависти к Ассирии говорит и то, что победители хватали за ноги младенцев и разбивали им головы о стены. Царь Ниневии Син-шарру-ишкун зажег дворец и погиб в пламени. В 609 году до н. э., когда были разбиты последние ассирийские отряды в битве при Харране, могущественнейшая держава Древнего Востока прекратила свое существование. Культура ассирийцев была окончательно похоронена в конце VII века до н э. Все города, все поселки, все дворцы и храмы Ассирии – решительно все в этой стране было ограблено, разрушено и сожжено. «Враги Ассирии сторицей отплатили ей за те удары, которые она когда-либо наносила. Тишина опустилась на огромную территорию верхнего Тигра».
Только в середине девятнадцатого века Ниневия вновь вернулась из небытия благодаря усилиям археолога Астона Генри Лэйярда. Раскопав руины, археологи обнаружили остатки знаменитой царской Куюнджикской библиотеки. Также нашли полихромную керамику, бронзовые скульптуры, многочисленные рельефы и статуи хранителей врат – крылатых быков и львов.
Ворота Нергал (Ниневия)
Крылатый бык, раскопанный иракскими археологами в Неби Юнус
Наум. Падение Ниневии
«Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина. Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе»
Наум 1:2).
«Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление. » (Наум 1:9), «Всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию» (Наум 1:8). Ко времени пророчеств Наума народ Иудеи уже многократно ощущал на себе наказание от руки Господа. Но пророк возвещает благо народу Божиему: «Тебя, хотя Я отягощал, более не буду отягощать » (Наум 1:12).
Царю же Ассирии объявлено, что его династии пришел конец.
«Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканы и кумиры, приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении»
Наум 1:14).
Итак, судьба Ассирии предрешена, и сыны Божии могут радоваться.
Пытаясь восстановить историческую обстановку, мы легко обнаружим, что пророк возвращает нас к стране служения другого пророка, Ионы. Богословы полагают, что в 785 году до Р.Х. Иона был послан в Ниневию и проповедовал для огромного города. Мы знаем, что жители города вняли словам Ионы и раскаялись. Однако через шестьдесят лет после этого те же ассирийцы захватили Северное царство, Израиль, и его столицу, Самарию. Десять колен, или племен, Израиля были угнаны в плен. Еще через шестьдесят лет ассирийцы, с невиданной жестокостью порабощая многие народы, установили свою империю, построенную на крови многих людей. И вот в это время Бог дает Своему пророку видение о великом городе, столице могущественной империи; видение, которое говорит о падении Ниневии.
Книга Наума разделена на три главы.
1 главу можно озаглавить так: «Падение Ниневии провозглашено».
2 главу: «Падение Ниневии описано»
и 3: «Падение Ниневии объяснено».
История античных времен, свидетельствует, что через 23 года после пророчества Наума Ниневия в самом деле пала. Когда Наум открывал народу Божию видения, полученные им от Господа, Ниневия была в зените своей славы. Естественно, люди не склонны были верить словам пророка; они, вероятно, считали такой поворот дел слишком невероятным. Ниневия была построена при слиянии двух рек. Город был настолько хорошо укреплен, что бытовала поговорка: Ниневия может пасть, только если река обернется вспять, против города. Интересно заметить, что пророчество Наума говорит как раз о том, что речные ворота впустят в город врага, дворец будет разрушен и город падет. Предсказания пророка исполнились в точности спустя 23 года.
Наум не упоминает в своей книге имен царей, которые позволили бы точно определить время жизни пророка. Однако мы знаем, что Самария и Израиль были захвачены в 663 году до Р.Х., а Ниневия пала в 607 году до Р.Х., и Наум должен был написать свою книгу где-то в промежутке между этими двумя событиями, Поэтому богословы согласились датировать Книгу Наума приблизительно 630 годом до Р.Х. В этом случае Наума следует считать современником пророков, предсказывавших, подобно Исаие, вавилонское пленение Иудеи, и современником благочестивого царя Езекии.
Относительно же того, откуда родом был Наум и где он жил, существует две гипотезы. Наум был Елкосеянин. Недалеко от Ниневии был небольшой город Елкос, и часть ученых полагает, что этот город и был местом жизни пророка. Однако на севере Галилеи располагался город Капернаум. Этот город иногда называют городом Иисуса Христа. Иисус Христос, конечно, вырос в Назарете. Но когда Он начал Свое служение, то был удивлен неверием, которое встретил в Назарете. И избрал для жизни Капернаум, город на берегу Галилейского моря. В Галилее и, в частности, в Капернауме Господь совершил большую часть Своего служения, избрал Себе учеников, проповедовал Свое учение, исцелял и провел много времени перед тем, как отправиться в Иерусалим, где Ему надлежало пострадать. Название Капернаум переводится как «город Наума» или «селение Наума». Поэтому некоторые предполагают, что Наум был основателем этого небольшого города, получившего его имя.
Интересно заметить, что имя Наум значит «исполненный утешения», и нам следует признать, что Книга Наума тоже исполнена утешения. Вы можете удивиться, какое утешение можно найти в полном грозных предсказаний послании? Утешение было предназначено народу Иудеи. Во времена служения Наума не было заметно никаких признаков падения Ниневии, так что иудеи должны были принять предсказание Наума верой. Слова пророка были благой вестью для них, большим утешением.
В сегодняшней беседе мы кратко коснемся общих сведений о Ниневии, чтобы с большим пониманием воспринимать содержание послания Наума.
«А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканы и кумиры, приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении»
Наум 1:14).
История свидетельствует, что Ниневия проводила государственную политику разбоя. Ассирийцы обычно шли войной на какой-либо народ и, разбив его армию, переселяли побежденные племена в другую землю, чтобы оторвать народ от его корней, уничтожить по возможности его чувство национального самосознания, сделав его более податливым и безропотным. Следует признать, что ассирийцы были великими воинами, преуспевавшими в искусстве грабежа и разбоя. В то время вообще многие народы вели грабительский образ жизни, нападая на другие земли и племена, но сыны Ассура, по-видимому, были наихудшими из всех. Все благополучие их полностью зиждилось на грабежах. Кроме того, ассирийцы проводили политику устрашения, исключительно жестоко обходясь со своими пленниками. Они могли снять кожу с живого человека, отрубить конечности, отрезать уши и HOC, вырвать глаза. Иногда на всеобщее обозрение выставлялись горы человеческих останков из черепов и костей. Все это наводило ужас на народы земли.
2-я глава этой небольшой книги детально рассказывает о падении Ниневии. Пророк очень красочно предсказывает это бедствие. В этот день храбрые воины побегут, спотыкаясь на ходу, многие из них в цепях будут отведены в рабство, сердца всех исполнятся ужасом, растают от страха, жители Ниневии будут дрожать и лица их потемнеют. Столица Ассирии будет разграблена, опустошена и разорена. Все это ярко описано во 2-й главе Книги Наума.
Ознакомившись с историей Ниневии, мы вправе задать себе вопрос: «Что содержит в себе Книга Наума для нашего духовного опыта?» В этой книге раскрываются черты Божьего характера. Много мы узнаем о Божием гневе. Интересно отметить, что еврейское слово, обозначающее гнев, имеет также значение «переход». Это слово употребляется, например, при описании перехода двенадцати колен Израилевых через реку Иордан. Безусловно, Бог есть Бог любви, и нам предпочтительнее знать Его с этой стороны. Но Бог, как справедливый Судья, ненавидит грех, неправедность, беззаконие, жестокость до такой степени, что если они переполняют чашу Божьего долготерпения, то Бог переходит в Своем выражении от любви ко гневу. Бог любит Свое творение, Своих детей, и Он ревнует о них.
Я приведу здесь три из множества возможных определений Божьего гнева. Гнев Божий есть изначально постоянное отношение святости к пороку. Гнев Бога есть изначально присущее отношение любящего Бога к тому, что губит предмет Его любви. Гнев Бога есть реакция уничтожения при соприкосновении абсолютной святости с пороком или уничтожение любящим Богом того, что разрушает предметы Его любви.
Приведу и другой пример. Американцы, как мы себя знаем, вообще миролюбивые и веселые люди. Однако, когда во время второй мировой войны японская авиация атаковала базу в Перл-Харборе, вся нация поднялась на защиту собственных интересов. И вы понимаете, что если бы армии союзников не объединили усилий в борьбе против нацизма, то, возможно, сегодня в живых не осталось бы ни одного еврея. Бог избрал Себе этот народ и возлюбил его. На протяжении всей истории человечества после Иакова еврейский народ постоянно подвергался опасности быть уничтоженным. Однако Бог не допускал уничтожения. Вот и тогда, в 40-е годы нашего века, Бог совершил этот «переход» от любви к гневу, чтобы уничтожить всю систему нацизма, все это нездоровое образование. Я полааю, что эта концепция, эта идея выражена в Книге Наума.
Конечно же, Бог есть Бог любящий, но когда чаша переполняется, когда неправедность, несправедливость, нечестие, грехи сильно умножаются, тогда Бог переходит к выражению другой черты Своего характера и являет Свой гнев. Книга Наума показывает, какова сила Божьего гнева, как страшна ярость Бога. Пророчества Наума звучат грозным предупреждением тем, кто разрушает предмет Божией любви. Делающие беззаконие испытают на себе переход от Божьей любви ко гневу Господнему.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов