что такое предикат в программировании
Жаргон функционального программирования
У функционального программирования много преимуществ, и его популярность постоянно растет. Но, как и у любой парадигмы программирования, у ФП есть свой жаргон. Мы решили сделать небольшой словарь для всех, кто знакомится с ФП.
В примерах используется JavaScript ES2015). (Почему JavaScript?)
Работа над материалом продолжается; присылайте свои пулл-реквесты в оригинальный репозиторий на английском языке.
В документе используются термины из спецификации Fantasy Land spec по мере необходимости.
Arity (арность)
Количество аргументов функции. От слов унарный, бинарный, тернарный (unary, binary, ternary) и так далее. Это необычное слово, потому что состоит из двух суффиксов: «-ary» и «-ity.». Сложение, к примеру, принимает два аргумента, поэтому это бинарная функция, или функция, у которой арность равна двум. Иногда используют термин «диадный» (dyadic), если предпочитают греческие корни вместо латинских. Функция, которая принимает произвольное количество аргументов называется, соответственно, вариативной (variadic). Но бинарная функция может принимать два и только два аргумента, без учета каррирования или частичного применения.
Higher-Order Functions (функции высокого порядка)
Функция, которая принимает функцию в качестве аргумента и/или возвращает функцию.
Partial Application (частичное применение)
Частичное применение функции означает создание новой функции с пред-заполнением некоторых аргументов оригинальной функции.
Также в JS можно использовать Function.prototype.bind для частичного применения функции:
Благодаря предварительной подготовке данных частичное применение помогает создавать более простые функции из более сложных. Функции с каррированием автоматически выполняют частичное применение.
Currying (каррирование)
Процесс конвертации функции, которая принимает несколько аргументов, в функцию, которая принимает один аргумент за раз.
При каждом вызове функции она принимает один аргумент и возвращает функцию, которая принимает один аргумент до тех пор, пока все аргументы не будут обработаны.
Auto Currying (автоматическое каррирование)
Трансформация функции, которая принимает несколько аргументов, в новую функцию. Если в новую функцию передать меньшее чем предусмотрено количество аргументов, то она вернет функцию, которая принимает оставшиеся аргументы. Когда функция получает правильное количество аргументов, то она исполняется.
Дополнительные материалы
Function Composition (композиция функций)
Соединение двух функций для формирования новой функции, в которой вывод первой функции является вводом второй.
Purity (чистота)
Функция является чистой, если возвращаемое ей значение определяется исключительно вводными значениями, и функция не имеет побочных эффектов.
Side effects (побочные эффекты)
У функции есть побочные эффекты если кроме возврата значения она взаимодействует (читает или пишет) с внешним изменяемым состоянием.
Idempotent (идемпотентность)
Функция является идемпотентной если повторное ее исполнение производит такой же результат.
Point-Free Style (бесточечная нотация)
Написание функций в таком виде, что определение не явно указывает на количество используемых аргументов. Такой стиль обычно требует каррирования или другой функции высокого порядка (или в целом — неявного программирования).
Predicate (предикат)
Предикат — это функция, которая возвращает true или false в зависимости от переданного значения. Распространенный случай использования предиката — функция обратного вызова (callback) для фильтра массива.
Categories (категории)
Объекты с функциями, которые подчиняются определенным правилам. Например, моноиды.
Value (значение)
Все, что может быть присвоено переменной.
Constant (константа)
Переменная, которую нельзя переназначить после определения.
Константы обладают референциальной прозрачностью или прозрачностью ссылок (referential transparency). То есть, их можно заменить значениями, которые они представляют, и это не повлияет на результат.
Functor (функтор)
Pointed Functor (указывающий функтор)
Lifting — это когда значение помещается в объект вроде функтора. Если «поднять» (lift) функцию в аппликативный функтор, то можно заставить ее работать со значениями, которые также присутствуют в функторе.
Referential Transparency (прозрачность ссылок)
Если выражение можно заменить его значением без влияния на поведение программы, то оно обладает прозрачностью ссылок.
Например, есть функция greet :
Lambda (лямбда)
Анонимная функция, которую можно использовать как значение.
Лямбды часто передают в качестве аргументов в функции высокого порядка.
Лямбду можно присвоить переменной.
Lambda Calculus (лямбда-исчисление)
Область информатики, в которой функции используются для создания универсальной модели исчисления.
Lazy evaluation (ленивые вычисления)
Механизм вычисления при необходимости, с задержкой вычисления выражения до того момента, пока значение не потребуется. В функциональных языках это позволяет создавать структуры вроде бесконечных списков, которые в обычных условиях невозможны в императивных языках программирования, где очередность команд имеет значение.
Monoid (моноид)
Объект с функцией, которая «комбинирует» объект с другим объектом того же типа. Простой пример моноида это сложение чисел:
В этом случае число — это объект, а + это функция.
Также необходимо, чтобы группировка операций не влияла на результат (ассоциативность):
Конкатенация массивов — это тоже моноид:
Нейтральный элемент — это пустой массив []
Если существуют функции нейтрального элемента и композиции, то функции в целом формируют моноид:
foo — это любая функция с одним аргументом.
Monad (монада)
of также известен как return в других функциональных языках.
chain также известен как flatmap и bind в других языках.
Comonad (комонада)
Extract берет значение из функтора.
Extend выполняет функцию на комонаде. Функция должна вернуть тот же тип, что комонада.
Applicative Functor (аппликативный функтор)
Это полезно, когда есть два объекта, и нужно применить бинарную операцию на их содержимом.
В итоге получим массив функций, которые можно вызвать с ap чтобы получить результат:
Morphism (морфизм)
Endomorphism (эндоморфизм)
Функция, у которой ввод и вывод — одного типа.
Isomorphism (изоморфизм)
Пара структурных трансформаций между двумя типами объектов без потери данных.
Например, двумерные координаты можно хранить в массиве [2,3] или объекте
Setoid
Сделать массив сетоидом:
Semigroup (полугруппа)
Foldable
Type Signatures (сигнатуры типа)
Часто функции в JavaScript содержат комментарии с указанием типов их аргументов и возвращаемых значений. В сообществе существуют разные подходы, но они все схожи:
Если функция принимает другую функцию в качестве аргумента, то ее помещают в скобки.
Дополнительные материалы
Union type (тип-объединение)
Комбинация двух типов в один, новый тип.
Операция + в JavaScript работает со строками и числами, так что можно использовать наш новый тип для описания его ввода и вывода:
Тип-объединение также известно как алгебраический тип, размеченное объединение и тип-сумма.
Существует пара библиотек в JavaScript для определения и использования таких типов.
Product type (тип-произведение)
Тип-произведение комбинирует типы таким способом, который вам скорее всего знаком:
Его называют произведением, потому что возможное значение структуры данных это произведение (product) разных значений.
Option (опцион)
Что такое предикат в программировании
Объекты-функции – это объекты, у которых перегружен оператор вызова функций operator(). В библиотеке STL уже определено несколько полезных арифметических и других объектов-функций (описание в файле ):
Рассмотрим пример с отрицанием всех элементов вектора. Можно выполнить этот пример с помощью цикла, а можно сделать намного проще с использованием алгоритма transform и стандартной функции negate.
Алгоритмы (описание в файле ) позволяют выполнять некоторые типовые действия надо контейнерами с использованием объектов-функций стандартной библиотеки или своих объектов-функций. Подробно алгоритмы, функции, и другие возможности библиотеки STL приводятся в Приложении 5.
Стандартные алгоритмы можно использовать и для ввода и вывод контейнера на экран. При чтении ввод происходит до ввода первого не числового символа.
Программисты могут определить свои объекты-функции, которые могут быть наследниками от стандартных. В объектах-функциях обязательно должен быть перегружен оператор вызова функции (), в конструкторе могут задаваться необходимые параметры, или он может быть пустым (см.пример 6.5).
Функции могут быть двух типов:
Для унарных функций перегруженный оператор вызова функции должен содержать один параметр, в бинарных – два параметра.
Иногда нужно преобразовать бинарную функцию в унарную, например умножение – бинарная функция, нужны два элемента, а мы хотим умножить все элементы контейнера на одно и то же число. Для этого можно использовать функцию bind2nd.
Функция binder2nd – преобразует бинарную функцию в унарную, и принимает второй аргумент как параметр бинарной функции (описание в файле )
Пример 6.5. Использование объектов-функций
6.4.2. Предикаты. Пример 6.6 (использование предикатов)
Предикаты позволяют без изменения шаблона изменять критерии сравнения элементов контейнера и другие подобные действия. У предикатов объект-функция возвращает значение bool.
В файле уже определено несколько полезных предикатов:
Логическое программирование на Prolog для чайников
Узнаем, что такое логическое программирование (ЛП ), и его области применения
Научимся писать простые программы на Prolog
Научимся спискам в Prolog
Разберем преимущества и недостатки Prolog.
Эта статья будет полезна для тех, кто:
Интересуется необычными подходами и расширяет свой кругозор
Начинает изучать Prolog (например, в институте)
В конце статьи я оставлю полезные ссылки. Если у вас останутся вопросы — пишите в комментариях!
Начнем туториал: Пролог для чайников!
Логическое программирование
Существуют разные подходы к программированию. Часто выделяют такие парадигмы программирования:
Императивное (оно же алгоритмическое или процедурное). Самая известная парадигма. Программист четко прописывает последовательность команд, которые должен выполнить процессор. Примеры: C/C++, Java, C#, Python, Golang, машина Тюрьнга, алгоритмы Маркова. Все четко, последовательно как надо. Синоним императивного — приказательное.
Аппликативное (Функциональное). Менее известная, но тоже широко используемая. Примеры языков: Haskell, F#, Лисп. Основывается на математической абстракции лямбда вычислениях. Благодаря чистым функциям очень удобно параллелить такие программы. Чистые функции — функции без побочных эффектов. Если такой функции передавать одни и те же аргументы, то результат всегда будет один и тот же. Такие языки обладают высокой надежностью кода.
И наконец — Декларативное (Логическое). Основывается на автоматическом доказательстве теорем на основе фактов и правил. Примеры языков: Prolog и его диалекты, Mercury. В таких языках мы описываем пространство состояний, в которых сам язык ищет решение к задаче. Мы просто даем ему правила, факты, а потом говорим, что «сочини все возможные стихи из этих слов», «реши логическую задачу», «найди всех братьев, сестер, золовок, свояков в генеалогическом древе», или «раскрась граф наименьшим кол-вом цветов так, что смежные ребра были разного цвета».
Установка Prolog
Существую разные реализации (имплементации) Пролога: SWI Prolog, Visual Prolog, GNU Prolog. Мы установим SWI Prolog.
Установка на Arch Linux:
Установка на Ubuntu:
Prolog работает в режиме интерпретатора. Теперь можем запустить SWI Prolog. Запускать не через swi-prolog, а через swipl:
Теперь поставим на Windows.
Перейдем на официальный сайт на страницу скачивания стабильной версии. Ссылка на скачивание. Клик. Скачаем 64х битную версию. Установка стандартная. Чтобы ничего не сломать, я решил галочки не снимать. Ради приличия я оставлю скрины установки.
Основы Prolog. Факты, правила, предикаты
Есть утверждения, предикаты:
Марк изучает книгу (учебник, документацию)
Маша видит клавиатуру (мышку, книгу, тетрадь, Марка)
Миша изучает математику (ЛП, документацию, учебник)
С английского «predicate» означает «логическое утверждение».
Есть объекты: книга, клавиатура, мышка, учебник, документация, тетрадь, математика, ЛП, Марк, Маша, Саша, Даша, Лёша, Миша, да что угодно может быть объектом.
Есть отношения между объектами, т.е то, что связывает объекты. Связь объектов можно выразить через глаголы, например: читать, видеть, изучать. Связь можно выразить через прилагательное. Миша старше Даши. Даша старше Лёши. Получается.. связью может быть любая часть речь? Получается так.
Прекрасно! Давайте попробуем запрограммировать эти утверждения на Прологе. Для этого нам нужно:
Создать новый текстовый файл, который я назову simple.pl (.pl — расширение Пролога)
В нем написать простой однострочный код на Прологе
Запустить код с помощью SWI Prolog
Спросить у Пролога этот факт
Запустим. На линуксе это делается таким образом:
На Windows я использую notepad++ для написания кода на Прологе. Я запущу SWI-Prolog и открою файл через consult.
Видим, что он скомпилировал условия. Даже написал «1 clauses», т.е один факт
Что мы сделали? Мы загрузили базу знаний (те, которые мы описали в простом однострочном файле simple.pl) и теперь можем задавать вопросы Прологу. То есть система такая: пишем знания в файле, загружаем эти знания в SWI Prolog и задаем вопросы интерпретатору. Так мы будем решать поставленную задачу. (Даже видно, в начале интерпретатор пишет «?- «. Это означает, что он ждет нашего вопроса, как великий мистик)
Давайте спросим «Марк изучает книгу?» На Прологе это выглядит так:
По сути мы спросили «есть ли факт study(mark, study) в твоей базе?», на что нам Пролог лаконично ответил «true.» и продолжает ждать следующего вопроса. А давайте спросим, «изучает ли Марк документацию?»
Интерпретатор сказал «false.». Это означает, что он не нашел этот факт в своей базе фактов.
Расширим базу фактов. После я определю более строгую терминологию и опишу, что происходит в этом коде.
Сделаю важное замечание для начинающих. Сложность Пролога состоит в специфичной терминологии и в непривычном синтаксисе, в отсутствии императивных фич, вроде привычного присвоения переменных.
Терминология. Объекты данных в Прологе называются термами (предполагаю, от слова «термин»). Термы бывают следующих видов:
Переменными. Начинаются с заглавной буквы: X, Y, Z, Peremennaya, Var.
Структурами (сложные термы). Например, study(misha, lp).
Списками. Пример: [X1], [Head|Tail]. Мы разберем их позже в этой статье.
Есть хорошая статья, которая подробно рассказывает про синтаксис и терминологию Пролога. Рекомендую её, чтобы лучше понять понятия Пролог.
Пролог использует методы полного перебора и обход дерева. Во время проверки условий (доказательства утверждений) Пролог заменяет переменные на конкретные значения. Через пару абзацев будут примеры.
study(mark, book). — такие конструкции называются фактами. Они всегда истинны. Если факта в базе знаний нету, то такой факт ложный. Факты нужно оканчивать точкой, так же как утверждения в русском языке.
Давайте загрузим факты в Пролог и будем задавать вопросы. Давайте узнаем, что изучал mark. Для этого нам нужно написать «study(mark, X).» Если мы прожмем «Enter«, то Пролог нам выдаст первое попавшееся решение
Чтобы получить все возможные решения, нужно прожимать точку с запятой «;«.
Можем узнать, кто изучал документацию.
Можно узнать, кто и что изучал!
Пролог проходится по всей базе фактов и находит все такие переменные Who и Object, что предикат study(Who, Object) будет истинным. Пролог перебирает факты и заменяет переменные на конкретные значения. Пролог выведет такие значения переменных, при которых утверждения будут истинными. У нас задача состояла только из фактов, и решение получилось очевидным.
Переменная Who перебирается среди имен mark, misha, а переменная Object среди book, studentbook, docs, lp, math.
Who не может равняться masha, потому что masha ничего не узнала согласно нашей базе фактов. Аналогично Object не может равняться tomuChevoNetuVBaze, так как такого значения не было в базе фактов. Для study на втором месте были только book, studentbook, docs, lp, math.
Короче, я старался понятным языком объяснить метод полного перебора, и что Пролог тупо все перебирает, пока что-то не подойдет. Все просто.
А теперь разберем правила в Прологе. Напишем ещё одну программу old.pl.
older(X,Y) :- older(X, Z), older(Z,Y) — такие конструкции называются правилами. Чтобы из факта получить правило, нужно заменить точку «.» на двоеточие дефис «:-» и написать условие, когда правило будет истинным. Правила истинны только при определенных условиях. Например, это правило будет истинно в случае, когда факты older(X,Z) и older(Z,Y) истинны. Если переформулировать, то получается «X старше Y, если X старше Z и Z старше Y». Если математически: «X > Y, если X > Z и Z > Y».
Запятая «,» в Прологе играет роль логического «И». Пример: «0 5». X меньше 0 ИЛИ больше 5.
Отрицание «not(Какой-нибудь предикат)» играет роль логического «НЕ». «not(X==5)». X НЕ равен 5.
Факты и правила образуют утверждения, предикаты. (хорошая статья про предикаты)
Сперва закомментируйте правило и поспрашивайте Пролог, кто старше кого.
Маша старше Миши. Пролог просто прошелся по фактам и нашел единственное верный факт. Но.. мы хотели узнать «Кого старше Маша?». Логично же, что если Миша старше Саши И Маша старше Миши, то Маша также старше Саши. И Пролог должен решать такие логические задачи. Поэтому нужно добавить правило older(X,Y) :- older(X, Z), older(Z,Y).
Повторим вопрос.
Программа смогла найти все решения. Но что это такое? Ошибка! Стек переполнен! Как вы думаете, с чем это может быть связано? Попробуйте подумать, почему это происходит. Хорошее упражнение — расписать на бумаге алгоритм older(masha,X) так, как будто вы — Пролог. Видите причину ошибки?
Это связано с бесконечной рекурсией. Это частая ошибка, которая возникает в программировании, в частности, на Прологе. older(X, Y) вызывает новый предикат older(X,Z), который в свою очередь вызывает следующий предикат older и так далее.
Нужно как-то остановить зацикливание. Если подумать, зачем нам проверять первый предикат «older(X, Z)» через правила? Если не нашел факт, то значит весь предикат older(X, Y) ложный (подумайте, почему).
Нужно объяснить Прологу, что факты и правила нужно проверять во второй части older(Z, Y), а в первой older(X, Y) — только факты
Нужно объяснить Прологу, что если он в первый раз не смог найти нужный факт, то ему не нужно приступать к правилу. Нам нужно как-то объяснить Прологу, где факт, а где правило.
Это задачу можно решить, добавив к предикатам ещё один аргумент, который будет показывать — это правило или факт.
Наша программа вывела все верные ответы.
Возможно, возникает вопрос: откуда Пролог знает, что изучает Марк и что Миша старше Даши? Как он понимает такие человеческие понятия? Почему ассоциируется study(mark, math) с фразой «Марк изучает математику»? Почему не с «математика изучает Марка»?. Это наше представление. Мы договорились, что пусть первый терм будет обозначать «субъект», сам предикат «взаимосвязь», а второй терм «объект». Мы могли бы воспринимать по-другому. Это просто договеренность о том, как воспринимать предикаты. Пролог позволяет нам абстрактно описать взаимоотношения между термами.
Напишем предикат для нахождения факториала от N.
«is» означает присвоить, т.е N1 будет равняться N-1. Присвоение значений переменным Пролога называется унификацией. «is» работает только для чисел. Чтобы можно было присваивать атомы, нужно вместо «is» использовать «=».
Зададим запросы. Здесь стоит прожимать Enter, чтобы получить первое решение и не попасть в бесконечный цикл.
Можно улучшить, добавив дополнительное условие, что N должно быть больше или равно 0. Тогда наше решение точно не попадет в бесконечный цикл.
В качестве упражнения я предлагаю вам решить такие задачи:
Описать свое генеалогическое древо на предикатах female(X), male(X) и parent(X,Y).
Написать предикат нахождения N числа ряда Фибоначчи.
Описать дерево (граф без циклов) и найти, с какими вершинами связанная заданная вершина.
Списки в Prolog
Списки — важная структура в Прологе. Списки позволяют хранить произвольное количество данных. Связный список — структура данных, состоящая из узлов. Узел содержит данные и ссылку (указатель, связку) на один или два соседних узла. Списки языка Prolog являются односвязными, т.е. каждый узел содержит лишь одну ссылку. Приложу наглядную картинку.
Списки выглядят так: [],[a], [abc, bc], [‘Слово 1’, ‘Слово 2’, 1234], [X], [Head|Tail].
Рассмотрим [Head|Tail]. Это всё список, в котором мы выделяем первый элемент, голову списка, и остальную часть, хвост списка. Чтобы отделить первые элементы от остальной части списка, используется прямая черта «|».
Можно было написать такой список [X1,X2,X3|Tail]. Тогда мы выделим первые три элемента списка и положим их в X1, X2, X3, а остальная часть списка будет в Tail.
В списках хранятся данные, и нам нужно с ними работать. Например, находить минимум, максимум, медиану, среднее, дисперсию. Может нужно найти длину списка, длину самого длинного атома, получить средний балл по N предмету среди студентов группы G. Может нужно проверить, есть ли элемент Elem в списке List. И так далее. Короче, нужно как-то работать со списками. Только предикаты могут обрабатывать списки (да и в целом в Прологе все обрабатывается предикатами).
Напишем предикат для перебора элементов списка, чтобы понять принцип работы списка.
element([Head|Tail],Element) будет истинным, если Element равен Head (первому элементу списка) ИЛИ если предикат element(Tail, Element) истинный. В какой-то момент эта рекурсия окончится. (Вопрос читателю: когда кончится рекурсия? Какое условие будет терминирующим?) Таким образом, предикат будет истинным, если Element будет равен каждому элементу списка [Head|Tail]. Пролог найдет все решения, и мы переберем все элементы списка.
Часто бывает нужным знать длину списка. Напишем предикат для нахождения длины списка. Протестим.
Мой Пролог предупреждает, что была не использована переменная H. Код будет работать, но лучше использовать анонимную переменную _, вместо singleton переменной.
В SWI Prolog имеется встроенный предикат length. Я реализовал аналогичный предикат list_length. Если встречается пустой список, то его длина равна нулю. Иначе отсекается голова списка, рекурсивно определяется длина нового получившегося списка и к результату прибавляется единица.
Чтобы лучше понять алгоритм, пропишите его на бумаге. Последовательно, так, как делает Пролог.
Последняя задача про списки в этой статье, это определить, принадлежит ли элемент списку. Например, 1, 2, 3 и 4 являются элементами списка [1,2,3,4]. Этот предикат мы назовем list_member.
Очевидно, что если список начинается с искомого элемента, то элемент принадлежит списку. В противном случае необходимо отсечь голову списка и рекурсивно проверить наличие элемента в новом получившемся списке.
Преимущества и недостатки Prolog
Пролог удобен в решении задач, в которых мы знаем начальное состояние (объекты и отношения между ними) и в которых нам трудно задать четкий алгоритм поиска решений. То есть чтобы Пролог сам нашел ответ.
Список задач, в которых Пролог удобен:
Компьютерная лингвистика. Написание стихов, анализ речи
Поиск пути в графе. Работа с графами
Знаменитую логическую задачу Эйнштейна можно гораздо легче решить на Прологе, чем на любом другом императивном языке. Одна из вариаций такой задачи:
На улице стоят пять домов. Каждый из пяти домов окрашен в свой цвет, а их жители — разных национальностей, владеют разными животными, пьют разные напитки и имеют разные профессии.
Англичанин живёт в красном доме.
У испанца есть собака.
В зелёном доме пьют кофе.
Зелёный дом стоит сразу справа от белого дома.
Скульптор разводит улиток.
В жёлтом доме живет математик.
В центральном доме пьют молоко.
Норвежец живёт в первом доме.
Сосед поэта держит лису.
В доме по соседству с тем, в котором держат лошадь, живет математик.
Музыкант пьёт апельсиновый сок.
Норвежец живёт рядом с синим домом.
Кто пьёт воду? Кто держит зебру?
Замечание: в утверждении 6 справа означает справа относительно вас.
Научиться решать логические задачи на Пролог, можно по этой статье.
Ещё одна интересная статья. В ней автор пишет программу сочинитель стихов на Prolog.
Интересная задача, которую вы можете решить на Прологе: раскрасить граф наименьшим количеством цветов так, чтобы смежные вершины были разного цвета.
Иллюстрация к задаче
Пролог такой замечательный язык! Но почему его крайне редко используют?
Я вижу две причины:
Альтернативы (например, нейросетей на Python)
Пролог решает задачи методом полного перебора. Следовательно, его сложность растет как O(n!). Конечно, можно использовать отсечения, например, с помощью «!». Но все равно сложность останется факториальной. Простые задачи не так интересны, а сложные лучше реализовать жадным алгоритмом на императивном языке.
Области, для которых предназначен Пролог, могут также успешно решаться с помощью Python, C/C++, C#, Java, нейросетей. Например, сочинение стихов, анализ речи, поиск пути в графе и так далее.
Я не могу сказать, что логическое программирование не нужно. Оно действительно развивает логическое мышление. Элементы логического программирования можно встретить на практике. И в принципе, логическое программирование — интересная парадагима, которую полезно знать, например, специалистам ИИ.
Что дальше?
Я понимаю, что статью я написал суховато и слишком «логично» (вероятно, влияние Пролога). Я надеюсь, статья вам помогла в изучении основ Логического Программирования на примере Пролога.
(Мои мысли: я часто использую повторения в статье. Это не сочинение, это туториал. Лучше не плодить ненужные синонимы и чаще использовать термины. По крайней мере, в туториалах. Так лучше запоминается. Повторение — мать учения. А как вы считаете?).
Это моя дебютная статья, и я буду очень рад конструктивной критике. Задавайте вопросы, пишите комментарии, я постараюсь отвечать на них. В конце статьи я приведу все ссылки, которые я упоминал и которые мне показались полезными.
Статью написал Горохов Михаил, успехов в обучении и в работе!