в каком году были установлены дипломатические отношения между ссср и фрг
Историческая дата: 65 лет установления дипломатических отношений СССР и ФРГ
Федеративная Республика Германии воспринималась в СССР в 1955 г. не иначе как реваншистское, агрессивное и империалистическое государство, добивавшееся пересмотра итогов войны и не признававшее послевоенные границы. В свою очередь Бонн рассматривал Советский Союз как воплощение зла, мощного и непримиримого политического, идеологического и военного противника, главное препятствие на пути восстановления германского единства.
На эти противоречия накладывались и свежие воспоминания в широких слоях населения об ужасах недавней войны, которые подчас сознательно подогревались в политических целях.
В мае 1955 г. с вступлением ФРГ в НАТО и ЗЕС в военно-политической ситуации в Европе произошли качественные изменения: был открыт путь к ремилитаризации ФРГ, усилился раскол Европы, заметно возросла международная напряженность, степень взаимного недоверия и даже враждебность между Востоком и Западом, высокого накала достигла «холодная война».
В этой ситуации Советский Союз и его союзники из числа восточноевропейских стран предприняли ответный шаг: 14 мая 1955 г. представителями СССР, ГДР, Польши, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Албании в польской столице был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (Варшавский договор).
Но и в этих сложных условиях советское руководство стремилось использовать любые возможности для смягчения напряженности, предпринимало усилия, направленные на стабилизацию политического положения в Европе. В этом контексте важное значение придавалось СССР нормализации отношений с ФРГ.
О наличии у Москвы серьезных намерений в отношении ФРГ говорило принятие 25 января 1955 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР о прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией. Хотя в Указе упоминались только ГДР и германский народ, он непосредственно касался и перспектив отношений между СССР и ФРГ и устранял юридические препятствия на пути их нормализации.
Советское правительство в ноте правительству Федеративной Республики Германии от 7 июня 1955 г. Архив внешней политики Российской Федерации, ф. 82, оп. 37, п. 134, д. 5, л 2-7., переданной через посольства двух стран в Париже, предложило нормализовать межгосударственные отношения на основе полного равноправия и в целях мирного взаимовыгодного сотрудничества.
В ноте обращалось внимание на то, что интересы мира и европейской безопасности, равно как и национальные интересы советского и немецкого народов, требуют нормализации отношений между Советским Союзом и Германской Федеральной Республикой. «Исторический опыт учит, – отмечалось в ноте, – что сохранение и укрепление мира в Европе в решающей степени зависит от наличия нормальных, хороших отношений между советским и германским народами. С другой стороны, отсутствие таких отношений между обоими народами не может не порождать беспокойства в Европе и не усиливать общей международной напряженности» Там же..
В ноте говорилось также о желательности установления личного контакта между государственными деятелями двух стран и заявлялось, что в этой связи правительство СССР «приветствовало бы приезд в Москву в ближайшее время Канцлера Германской Федеральной Республики г-на К.Аденауэра» Там же..
К.Аденауэр не сразу дал согласие. Он опасался, что нормализация советско-западногерманских отношений затруднит дальнейшее развитие идеи о «единоличном представительстве всех немцев» Федеративной Республикой Германии. Канцлер использовал любой повод, в том числе затяжные консультации с союзниками, для чего он специально ездил в США, чтобы оттянуть переговоры с Москвой. Однако подавляющее большинство населения ФРГ думало иначе. Согласно опросам, более 90% западных немцев приветствовали поездку К.Аденауэра в Москву и возлагали на нее большие надежды. Такого же мнения придерживались и многие немецкие политики и предприниматели. В сложившейся ситуации отказаться от советского предложения было сложно.
В ответной ноте от 30 июня правительство ФРГ согласилось с предложением обсудить вопрос об установлении дипломатических, торговых и культурных отношений. Для уточнения круга связанных с этим вопросов Бонн предложил провести неофициальные переговоры по линии посольств в Париже.
В ответе Москвы от 3 августа были подтверждены темы, которые предлагалось обсудить с руководством ФРГ, – установление дипломатических, торговых и культурных отношений.
12 августа немцы сообщили свое видение предмета переговоров. Наряду с обсуждением документов, необходимых для установления и развития дипломатических, торговых и культурных отношений, руководство ФРГ предлагало рассмотреть два вопроса: о национальном единстве Германии и об освобождении немцев, находившихся в Советском Союзе.
При подготовке к переговорам в Бонне взвешивали плюсы и минусы установления дипломатических отношений с СССР. Явным минусом считалось то, что установление дипотношений де-факто означало бы признание послевоенных границ. В порядке компенсации немцы прорабатывали вопрос о том, чтобы при подписании документов в письменной форме в виде соответствующих оговорок была изложена позиция ФРГ на этот счет.
8 сентября 1955 г. германская делегация прибыла в Москву. С 9 по 13 сентября проходили напряженные советско-западногерманские переговоры. В центре внимания были два вопроса из пяти, которые стороны выносили в повестку дня. Тема германского единства глубоко не обсуждалась. Стороны ограничились изложением своих позиций: немцы хотели бы, чтобы Москва дала согласие на «механическое», как заявил канцлер, присоединение ГДР к ФРГ, советская делегация подтвердила позицию СССР, согласно которой объединение Германии является делом самих германских государств, которые должны в согласии друг с другом предпринять шаги в этом направлении.
Почти не обсуждались на переговорах вопросы торговых отношений и культурных связей. Для Москвы главным был вопрос об установлении дипломатических отношений, а для Бонна – о возвращении немцев, остававшихся в Советском Союзе после войны.
Председатель Совета Министров СССР Н.А.Булганин в своем вступительном заявлении 9 сентября обосновал целесообразность установления дипломатических отношений. В свою очередь канцлер ФРГ К.Аденауэр главный акцент сделал на возвращении военнопленных, что, по его признанию, было основной задачей немецкой делегации в Москве. Однако это требование носило несколько провокационный характер. Аденауэр не мог не знать, что военнослужащие уже давно были репатриированы.
В Советском Союзе оставалась лишь группа немецких военных численностью немногим более 9,5 тысяч человек, осужденных советскими судами, а также небольшое количество бывших военнопленных, работавших по контрактам. Выслушав друг друга, делегации разошлись изучать заявленные позиции.
Встретившись вновь 10 сентября, стороны еще раз подтвердили свои позиции. Булганин настаивал на том, чтобы вопрос о нормализации отношений обсуждался без предварительных условий. Вопрос о военнопленных он отклонял, ссылаясь на то, что около 10 тысяч человек, которые находились в СССР, являлись военными преступниками, отбывавшими наказание по приговору советского суда. Советская сторона исходила из того, что, если и обсуждать этот вопрос, то делать это надо с участием представителей Германской Демократической Республики, что в тех условиях было, по меньшей мере, проблематичным. Соответственно, и обсуждение этой темы на московских переговорах было нецелесообразным.
Глава советской делегации настойчиво добивался ответа западногерманской стороны на предложение СССР об установлении дипломатических отношений между двумя странами, об обмене посольствами и послами.
Министр иностранных дел ФРГ Г.фон Брентано возвращал разговор к проблемам военнопленных и объединения Германии. Такое «перетягивание каната» продолжалось и в последующие дни.
Прорыв был достигнут 12 сентября. К.Аденауэр согласился на установление дипломатических отношений с условием освобождения всех немецких военнопленных. Советская сторона в конечном счете сочла возможным принять это условие, учитывая положительные стороны нормализации отношений с Федеративной Республикой. Немцы подняли вопрос о письменном оформлении договоренности, но столкнулись с жестким отказом – это должно было остаться джентльменской договоренностью, формально не связанной с решением вопроса об установлении дипломатических отношений.
13 сентября на утреннем заседании в узком составе (с советской стороны – Н.А. Булганин, Н.С.Хрущев, В.М.Молотов и его заместитель, курировавший германское направление, В.С.Семенов, с немецкой – К.Аденауэр, Г. фон Брентано, статс-секретарь МИД ФРГ В.Хальштейн) был конкретизирован порядок решения судьбы военнопленных. Советская сторона готова была вернуть осужденных по «месту жительства» в ФРГ и ГДР при том понимании, что те из них, кто не заслуживал помилования, продолжали бы отбывать наказание на родине. Немцы же, работавшие в СССР на основе трудового договора, могли вернуться на родину по истечении срока контракта. На бумаге никакой фиксации этих договоренностей не было.
Вечером 13 сентября Н.А.Булганин и К.Аденауэр обменялись письмами об установлении дипломатических отношений. Тогда же было принято заключительное коммюнике.
Утром 14 сентября перед вылетом в Бонн К.Аденауэр на пресс-конференции рассказал журналистам об итогах визита немецкой делегации в Москву и зачитал текст письма Н.А.Булганину, в котором содержались так называемые оговорки: ФРГ по-прежнему исходит из того, что вопрос о границах Германии будет окончательно решен на основе мирного договора; ФРГ сохраняет за собой право представлять весь немецкий народ на международной арене.
В заявлении ТАСС, опубликованном 16 сентября, была изложена позиция Москвы по этим вопросам: СССР рассматривает ФРГ только «как часть Германии», другой частью которой является ГДР. Вопрос же о границах Германии, с точки зрения СССР, был «разрешен Потсдамским соглашением», и ФРГ «осуществляет свою юрисдикцию на территории, находящейся под ее суверенитетом» Газета «Правда» 16.09.1955..
После ратификации соглашения об установлении дипломатических отношений Бундестагом 23 сентября и Президиумом Верховного Совета СССР 24 сентября 1955 г. 28 сентября Президиум Верховного Совета СССР принял решение по осужденным в Советском Союзе немцам. 8877 человек были освобождены досрочно от дальнейшего отбывания наказания и репатриировались на родину. 749 человек подлежали репатриации для продолжения отбывания наказания в Германии.
Таким образом обе стороны решили основные задачи, которые они ставили перед московскими переговорами. Главный же их итог состоял в том, что отношения между СССР и ФРГ были нормализованы.
Этот шаг был по-разному воспринят в Западной Германии. К.Аденауэр считал, что такому событию не следует придавать слишком большое значение. Противоречия между двумя странами не уменьшились. Появилась лишь возможность, говорил канцлер, напрямую излагать свои взгляды, что увеличивает вероятность взаимопонимания.
Эту точку зрения разделял и министр иностранных дел ФРГ Г.фон Брентано, заявивший в Бундестаге: «Вообще установление отношений с СССР может нами оцениваться прежде всего как событие технического порядка…» Verhandlungen des Deutschen Bundestages, Bd 26, S. 5662.
Подавляющее же большинство откликов на установление отношений с СССР было положительным. Характерным был комментарий влиятельной газеты «Франкфуртер альгемайне», которая на вопрос «кто же действительно победил в Москве?» ответила: «победила разрядка международной напряженности» «Frankfurter Allgemeine Zeitung», 16.09.1955..
Что касается позиции правительства ФРГ, то оно, выступив в Бундестаге за утверждение соглашения с СССР, не намеривалось работать в направлении какого-либо серьезного поворота в отношениях между двумя странами.
В СССР установление дипломатических отношений с ФРГ было расценено как внешнеполитический успех. Нормализацию межгосударственных отношений с Западной Германией Советский Союз рассматривал как важную предпосылку для создания благоприятных условий в целях укрепления безопасности в Европе.
Прошедшие десятилетия подтвердили историческую оправданность и целесообразность политического акта 1955 года. Отношения между СССР и ФРГ не сразу, но шаг за шагом приобретали стабильный, взаимовыгодный характер, получали развитие по всем направлениям: политическом, экономическом, культурном. В настоящее время объединенная на мирной, демократической основе Германия является для России одним из главных международных партнеров.
audi0sam
audi0sam
audi0sam
Советский Союз пытался всячески замаскировать свое поражение на международной арене в германском вопросе. Делать «доброе выражение лица при плохой игре», превращать свой провал в «неслыханную победу» стало уже обычным поведением советского руководства.
Была у руководителей внешней политики СССР хоть и слабая, но все же надежда установить хорошие отношения с правительством ФРГ и хоть этим смягчить свой провал. 15 января 1955 года СССР заявил о своей готовности установить дипломатические отношения с ФРГ. 25 января Верховный Совет СССР издал указ о прекращении юридического состояния войны между СССР и Германией. А 7 июня советское правительство обратилось к правительству ФРГ с предложением провести переговоры о нормализации отношений между СССР и ФРГ.
Канцлер Аденауэр был далеко не в восторге от необходимости посетить Москву. Перед этим он посетил Вашингтон июня 1955 г.), где вел переговоры по поводу этой поездки не только с Даллесом и Эйзенхауэром, но и с министрами иностранных дел Великобритании и Франции. 30 июня 1955г. в Бонне был подписан договор о взаимопомощи между: ФРГ и СЕЛА. И только после этого Аденауэр уехал в советскую столицу.
Переговоры в Москве сентября 1955 г. были тяжелыми. Иногда казалось, что канцлер ФРГ забыл, что не Германия победила СССР, а как раз наоборот. Он категорически отказывался признавать ГДР и устанавливать с ней нормальные отношения, не признавал границы, которые сложились на конец второй мировой войны. И согласился он на минимум — установить дипломатические отношения между ФРГ и СССР. Видно было, что Аденауэр чувствовал за собой «широкие спины» Эйзенхауэра — Даллеса и британских и французских руководителей.
Сразу после этого, в Москве были проведены переговоры между представителями правительств СССР и ГДР, в результате которых был подписан бессрочный договор о дружеских и союзных отношения между двумя соц-государствами. ГДР получала полный суверенитет. Вслед за ликвидацией в мае 1953 г. Советской контрольной комиссии была ликвидирована должность Верховного комиссара СССР в Германии. Советские войска в ГДР оставались как силы ОВД.
Что же касается попыток СССР установить хотя бы лояльные отношения с ФРГ после визита Аденауэра в Москву, то эти надежды оказались напрасными. Откровенно враждебная политика Аденауэра к соседней ГДР нашла отражение в «доктрине Хальштейна», квалифицировав установления любым государством дипломатических отношений с ГДР как враждебной по ФРГ акт. И за это она должна быть наказана разрывом дипломатических отношений с ФРГ. В 1957 г. ФРГ разорвала на этом основании дипломатические отношения с Югославией, в 1963 г. с Кубой.
Дипломатические отношения
Дипломатические отношения СССР перед войной
С 1 сентября 1939 года до июня 1941 года советско-германские отношения развивались в духе договора о ненападении. Но с весны 1940 года они характеризовались охлаждением отношений и взаимным недоверием.
Весной 1940 г. в Москве из достоверных источников стало известно, что вермахт наращивает вилы на границах Советского Союза. На запрос советского правительства о причинах военных перемещений, Гитлер уклончиво дал ответ под благовидным предлогом военных учений.
После поражения Франции Сталину стало ясно, что Германия будет отходить от своей заинтересованности в нейтралитете Советского Союза. 25 июня 1940 года через британского посла С. Криппса Черчиль направил личное послание с предложением улучшения отношений между обоими странами.
Поражение Франции резко изменило соотношение сил не только на европейском континенте, но и повлияло на их расстановку в глобальном масштабе, придало новое направление мировому развитию. Во время германского наступления на западе в июне 1940 г. сталинское руководство приступило к реализации тех договоренностей, которые содержались в секретных протоколах к советско-германскому пакту 1939 года.
23 июня 1940 г. в газете «Известия» в заявлении ТАСС «О советско-германских отношениях» опровергло слухи о сосредоточении советских дивизий на литовско-германской границе. В связи с этим ТАСС еще раз подчеркивал, что «добрососедские отношения сложившиеся между СССР и Германией в результате заключения пакта о ненападении основаны на конкретных государственных интересах».
Фактически это была декларация о неизменности внешнеполитического курса СССР, и соблюдении нейтралитета по отношению к воюющим державам. Это в некоторой степени относилось к Великобритании, которая весной и летом не предпринимала дипломатического усилия в сближении с СССР.
В высших политических кругах Великобритании в то время заводились разговоры о решающей роли СССР в борьбе с гитлеризмом, будет ли Россия снабжать Германию сырьем и продовольствием. Прогрессивные партии склонялись к союзу с СССР. Об этом не раз сообщал из Лондона посол Майстит. Активными сторонниками сближения был У. Черчиль.
Прекратив дипломатические отношения с эмигрантскими правительствами стран Чехословакии, Бельгии, Нидерландии, Дании, Норвегии, Греции Советское правительство сочло возможным поддерживать политические отношения марионеточными правительствами стран оккупированных Гитлером.
В декабре 1940 г. с правительством независимого словацкого государства был подписан ряд договоров. 18 сентября 1940 г. соглашение о товарообороте и платежа подписано между СССР и марионетным правительством Дании. При посредстве советника германского посольства в Москве Хильгера подобные экономические соглашения подписаны с Бельгией и Норвегией.
Таким образом, внешняя политика СССР в отношении оккупированных Германией стран на международной политической арене выглядела как признание законности германской оккупации. Именно тот факт и дал повод для рассуждений о сговоре Гитлера со Сталиным, которые активно пропагандировался на Западе.
Встречаясь 1 июля 1940 года с английским послом Криппосом, Сталин подчеркивал свою уверенность в заинтересованности Германии в поддержке с СССР дружественных отношений.
Позиция германского руководства была совершенно иной. С конца июня 1940 года, то есть сразу после поражения Франции в Германии начались штабные разработки возможных военных действий против СССР. 31 июня 1940 года на совещании в Бергхофе Гитлер в присутствии руководствующего состава германских вооруженных сил сформулировал цели войны (после разгрома России Германия установит полное господство в Европе и на Балконах) задачу и сроки нападения (весна 1941 г.).
В июне месяце Риббентроп направил Сталину личное письмо с приглашением в Берлин для выяснения спорных вопросов. Советское правительство дало свое согласие. Осенью Риббентроп отправил еще одно письмо, в котором предлагал официально присоединится России к «тройственному соглашению» Германии, Японии и Италии.
27 сентября 1940 года это соглашение было заключено. При подготовке текста Берлин проявил заинтересованность в том, чтобы оно не рассматривалось, как заключенное против СССР. Сам факт заключения соглашения противоречил советско-германскому пакту от 1939 г., т. к. СССР не вошел с состав договаривавшихся стран.
Однако с середины лета Германия казалась уже не заинтересованной в сотрудничестве с СССР. На основе заключений нейтралитетных торговых соглашений Германия поставляла Советскому Союзу производственное оборудование. С конца осени сроки поставок немецкой стороной постоянно нарушались. На данное обстоятельство, советское правительство вынуждено было не раз обращать внимание в беседах с германскими представителями. Урегулирование этого вопроса предусматривалось вынести на предстоящую встречу в верхах в Берлине.
Во время переговоров Советскому союзу было предложено обратить свои стратегические устремления через Персидский залив и Аравийское море к Индийскому океану. Наконец, после часового монолога Гитлер позволил подключиться к разговору и Молотову.
Советский гость поднял следующие проблемы: о значении Тройственного пакта, о «новом порядке в Европе», о «Великом восточно-азиатском пространстве» в Азии. Финляндский вопрос осложнил переговоры.
13 ноября 1940 года Риббентроп вручил Советской делегации проект-соглашение между державами Тройственного союза и СССР. Для определения их конкретных территориальных интересов предусматривались секретные приложения. Текст соглашения отличался неприкрытыми экспансионистскими фразами.
Подписание плана «Барбаросса» завершили первый этап советско-германского противоборства на Балканах, когда он носил прежде всего дипломатический, кабинетный характер. С января 1941 года это противоборство приобретало открытый политический характер. Балканы стали местом, где столкнулись противоположные интересы Германии и СССР.
О МОСКОВСКОМ ДОГОВОРЕ МЕЖДУ СССР И ФРГ
Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германии от 12 августа 1970 года, получивший неофициальное название Московский договор, был и остается знаковым событием не только в отношениях наших двух стран, но и в истории международных отношений послевоенного периода. Он стал одним из важных факторов нормализации обстановки в Европе, развития процесса разрядки, укрепления безопасности и доверия на континенте, налаживания общеевропейского сотрудничества.
В конце 60-х годов в Европе сложилась обстановка, характеризовавшаяся нарастающей конфронтацией и гонкой вооружений двух противостоящих политико-идеологических систем и олицетворявших их военно-политических блоков – НАТО и Варшавского Договора. Одним из препятствий на пути разрядки и налаживания конструктивных отношений между Востоком и Западом была неурегулированность ситуации в центре Европы, вызванная позицией ФРГ, которая отказывалась признавать послевоенные границы.
Политика Бонна по отношению к Советскому Союзу и другим восточноевропейским странам на протяжении длительного периода строилась на основе непризнания европейских территориальных и политических реальностей, сложившихся после Второй мировой войны. Правительство ФРГ, отказываясь признавать государственный суверенитет ГДР, продолжало в своей дипломатической практике следовать в отношении ГДР т.н. «доктрине Хальштейна» (В.Хальштейн – до 1958г. статс-секретарь МИД ФРГ), предполагавшей «единоличное представительство» Западной Германией всего немецкого народа. В Бонне не скрывали намерений поглотить ГДР и возродить Германию в довоенных границах.
С приходом к власти в ФРГ в 1969 г. правительства Брандта-Шееля во внешней политике страны обозначился поворот в сторону большего реализма и взвешенности прежде всего в оценке положения и перспектив отношений Восток-Запад. Новые власти предприняли шаги в направлении подлинного улучшения отношений с Советским Союзом на единственно возможной основе – признания политических и территориальных реалий, сложившихся в Европе после Второй мировой войны. В правительственном заявлении, сделанном Брандтом в Бундестаге вскоре после сформирования нового кабинета министров, отмечалось: «Наши национальные интересы не позволяют нам занимать позицию между Западом и Востоком. Наша страна нуждается в сотрудничестве и согласии с Западом и взаимопонимании с Востоком. Немецкому народу нужен мир в полном смысле этого слова также с народами Советского Союза и всеми народами Восточной Европы». *
На этой основе в практическую плоскость перешла работа по подготовке основополагающего договора с СССР.
Переговоры о заключении договора начались в Москве осенью 1969г. Они проходили поэтапно и продолжались несколько месяцев. 7 августа 1970г. министрами иностранных дел СССР и ФРГ А.А.Громыко и В.Шеелем договор был парафирован, а затем 12 августа того же года торжественно подписан в Кремле. С советской стороны его подписали Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин и министр иностранных дел А.А.Громыко, с германской стороны – федеральный канцлер В.Брандт и министр иностранных дел В.Шеель.
Документ касался главных принципов взаимоотношений между обеими странами и их подхода к решению основных европейских и мировых проблем. Договор базировался на признании европейских политических и территориальных реальностей. Так, в статье 1 договора указывалось: «Союз Советских Социалистических Республик и Федеративная Республика Германии рассматривают поддержание международного мира и достижение разрядки напряженности в качестве важной цели своей политики. Они выражают стремление содействовать нормализации обстановки в Европе и развитию мирных отношений между всеми европейскими государствами, исходя при этом из существующего в этом районе действительного положения».**
Принципиально важное значение имело договорное закрепление нерушимости существующих в Европе границ, как и территориальной целостности государств континента. В документе зафиксировано, что заключившие его стороны «едины в признании ими того, что мир в Европе может быть сохранен только в том случае, если никто не будет посягать на современные границы». И далее: «Они берут на себя обязательство неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних границах; они заявляют, что не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было, и не будут выдвигать такие претензии в будущем; они рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе, как они проходят на день подписания настоящего договора, в том числе линию Одер–Нейсе, которая является западной границей Польской Народной Республики, и границу между Федеративной Республикой Германии и Германской Демократической Республикой».***
Весомой предпосылкой для обеспечения основ безопасности в Европе явилось положение Московского договора о том, что обе страны будут руководствоваться в своих взаимных отношениях целями и принципами, сформулированными в Уставе ООН. В соответствии с этим СССР и ФРГ обязались разрешать свои споры исключительно мирными средствами, воздерживаться от угрозы силой или угрозы ее применения. Такую же политику они должны были проводить и в вопросах, затрагивающих безопасность в Европе и международную безопасность в целом.
К Московскому договору был приложен отдельный согласованный документ – «Договоренность о намерениях сторон», в котором был зафиксирован общий подход сторон к решению ряда актуальных международных проблем. В этом документе шла речь, в частности, о готовности правительства ФРГ развивать отношения с Германской Демократической Республикой и другими социалистическими странами на договорной основе в соответствии с принципами полного равноправия, взаимного уважения и отсутствия дискриминации. Правительство ФРГ заявляло о своей готовности заключить с правительством ГДР такой договор, который будет иметь общепринятую между государствами обязывающую силу. Впервые за послевоенный период Бонн официально признавал, что на этой основе ни одна из «двух Германий» не может представлять другую за границей или действовать от ее имени.
Правительства СССР и ФРГ выразили готовность предпринять шаги, призванные содействовать вступлению Западной Германии и ГДР в Организацию Объединенных Наций, а также урегулированию между ФРГ и ЧССР вопросов, связанных с Мюнхенской конференцией 1938 года. В «Договоренности о намерениях сторон» зафиксировано также стремление Москвы и Бонна предпринять все от них зависящее для подготовки и успешного проведения Совещания по вопросам укрепления безопасности и развития сотрудничества в Европе.
Договор стал своего рода прорывом, открывавшим качественно новые перспективы в отношениях СССР с ФРГ. Именно так его оценивали в Москве и Бонне. Это событие вызвало позитивную реакцию и в международном сообществе. Подписание договора приветствовали в совместном заявлении государства – участники Варшавского Договора, генеральный секретарь ООН У Тан, президент Франции Ж.Помпиду, руководители многих других стран и организаций.
Правда, подобный поворот, при всей его востребованности, не мог пройти бесконфликтно в стране, в которой много лет господствовали настроения недоверия к Советскому Союзу и его политике. Консервативные политические силы ФРГ пытались не допустить ратификации Московского договора. Однако выяснилось, что борьба вокруг нового курса внешней политики уже вышла за стены парламента и всколыхнула широкие слои населения ФРГ. Во многих городах были созданы инициативные группы, которые вели сбор подписей в пользу ратификации Московского договора, устраивались агитационные стенды, распространялись материалы, в которых разъяснялось значение договора. Многотысячные демонстрации в поддержку договора прошли в Кельне, Эссене, Мюнхене и других крупных городах Западной Германии.
Нормализация отношений между СССР и ФРГ нашла поддержку и в западногерманских деловых кругах. Капитаны западногерманского бизнеса, включая такие крупные объединения, как «Крупп», «Маннесман», «Сименс» и другие, понимали важность более активного вовлечения Западной Германии в процесс разрядки, сулившей выгоду торговых, экономических и научно-технических связей с Советским Союзом и странами Восточной Европы.
Между тем в силу внутриполитических сложностей в ФРГ ратификация договора и его вступление в действие затягивались.
Настойчивая целенаправленная работа правящей коалиции, а также развернувшееся в стране массовое движение за ратификацию Московского договора вызвали в рядах его противников известное замешательство. В конечном счете, правление оппозиционного блока вынуждено было принять решение проголосовать за ратификацию. Однако перед самым началом заседания Бундестага оппозиционная фракция ХДС/ХСС решила воздержаться от голосования. Это свидетельствовало об остроте борьбы вокруг договора и того изменения политического курса, которое он олицетворял.
17 мая 1972 г. голосами депутатов партий правительственной коалиции
Бундестаг принял решение о ратификации Московского договора. Вскоре договор был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР. Обмен ратификационными грамотами состоялся в Бонне 3 июня 1972 г.
Московский договор стал не только правовой основой для коренного улучшения советско-западногерманских отношений, но и во многом способствовал благоприятному изменению политического климата в Европе, укреплению безопасности и доверия в центре европейского континента. Он снял наиболее серьезное препятствие на пути к обеспечению прочного мира в Европе – непризнание прежними правительствами ФРГ послевоенных границ. Договор сыграл важную роль в налаживании взаимовыгодного и равноправного сотрудничества между европейскими странами, содействовал консолидации процесса разрядки, утверждению в Европе и международном сообществе в целом принципов мирного сосуществования.
Договор между СССР и ФРГ знаменовал собой основополагающую веху послевоенной истории Европы, поворотный пункт ее движения от конфронтации к формированию новой системы взаимоотношений, основанных на признании нерушимости послевоенных границ, территориальной целостности государств, отказе от применения силы и угрозы ее применения, решения спорных проблем на основе взаимного уважения и учета интересов друг друга. Именно эти принципы составили базовый фундамент здания общеевропейского сотрудничества, закрепленный в Хельсинкском заключительном акте 1975г., и неоднократно подтвержденный лидерами стран евро-атлантического региона в последующий период.
Московский договор подвел черту под продолжительным периодом конфронтации между СССР и ФРГ, заложил основы межгосударственного диалога Москвы и Бонна на длительную перспективу, послужил в известном смысле отправным моментом для последующего политического развития в Европе, в том числе применительно к формированию основ общеевропейской архитектуры безопасности.