в каком году был принят декрет о социализации земли

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 9 февраля 1918 г. «О социализации земли»

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
от 9 февраля 1918 г.
«О социализации земли»

Председатель Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета Советов Рабочих,
Солдатских и Крестьянских Депутатов

Секретари Центрального Исполнительного Комитета:

Председатель Совета Народных Комиссаров

Народный Комиссар Земледелия

Распубликован в N 27 Газеты Рабочего и Крестьянского Правительства от 19 (6) февраля 1918 года.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 9 февраля 1918 г. «О социализации земли»

Распубликован в N 27 Газеты Рабочего и Крестьянского Правительства от 19 (6) февраля 1918 года.

Настоящий документ представляет собой научно-исторический акт и подключен в систему в качестве учебно-познавательного материала.

Содержание документа соответствует виду, в котором он был опубликован.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О социализации земли»

О социализации земли
[Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета] *(1)
[Извлечения]

Раздел I
Общее положение

Раздел VII
Форма землепользования

Ст.35. Российская Федеративная Советская Республика, в целях скорейшего достижения социализма, оказывает всяческое содействие (культурная и материальная помощь) общей обработке земли, давая преимущество трудовому коммунистическому, артельному и кооперативному хозяйствам перед единоличным.

[9 февраля (27 января) 1918 г.]

Распубликован в ь 27 «Газеты временного Рабочего и Крестьянского Правительства» от 19(6) февраля 1918 г.
СУ РСФСР, 1918, ь 25, ст.346

______________________________
*(1) Проект декрета о социализация земли обсуждался III Всероссийским съездам Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на его последнем заседании 31 (18) января 1918 г. Съездом были приняты в основу земельного закона первые его 19 пунктов. Окончательное редактирование текста было поручено президиуму съезда. Пункты закона, указывавшие на то, что Советская власть будет оказывать всемерное содействие коллективным хозяйствам в целях скорейшего перехода к социализму, встретили упорное противодействие со стороны «левых» эсеров, принимавших участие в разработки текста закона. Эти пункты были введены в текст лишь по настоянию В.И.Ленина и в редакции, им предложенной. 9 февраля (27 января) 1918 г. закон о социализации земли был окончательно утвержден ВЦИК.
*(2) См. декрет ВЦИК «О лесах» от 27 (14) мая 1918 г.

Источник

№ 346. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. О социализации земли.

Статья № 346.

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.

О социализации земли.

Раздел I. Общее положение.

Ст. 1. Всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Федеративной Советской Республики отменяется навсегда.

Ст. 2. Земля без всякого (явного или скрытого) выкупа отныне переходит в пользование всего трудового народа.

Ст. 3. Право пользоваться землей принадлежит лишь тем, кто обрабатывает ее собственным трудом, кроме случаев, особо предусмотренных настоящим законом.

Ст. 4. Право пользования землей не может быть ограничено: ни полом, ни вероисповеданием, ни национальностью, ни подданством.

Ст. 5. Распоряжение недрами земли, лесами, водами и живыми силами природы предоставляется, в зависимости от их значения, уездной, губернской, областной и федеральной Советской власти, под контролем последней. Порядок пользования и распоряжения недрами, лесами, водами и живыми силами природы будет определен особым законом.

Ст. 6. Весь частновладельческий живой и мертвый сельскохозяйственный инвентарь переходит без всякого выкупа из нетрудовых хозяйств в распоряжение, в зависимости от их значения, земельных отделов: уездного, губернского, областного и федерального Советов.

Ст. 7. Все постройки означенных в ст. 6 хозяйств, а равно имеющиеся при них сельскохозяйственные предприятия, без всякого выкупа переходят, в зависимости от их значения, в распоряжение уездного, губернского, областного и федерального Советов.

Ст. 9. Распределением земель сельскохозяйственного значения между трудящимися ведают сельские, волостные, уездные, губернские, областные, главные и федеральный земельные отделы Советов, в зависимости от значения этих земель.

Ст. 10. Запасным земельным фондом в каждой республике ведают земельные отделы главных и федерального Советов.

Ст. 11. В задачи распоряжения землей со стороны земельных отделов местной и центральной Советской власти, помимо справедливого распределения земель сельскохозяйственного значения среди трудового земледельческого населения и наиболее продуктивного использования национальных богатств, входит:

а) Создание условий, благоприятствующих росту производительных сил страны, в смысле увеличения плодородия земли, поднятия сельскохозяйственной техники и, наконец, поднятия уровня сельскохозяйственных знаний в трудовых массах земледельческого населения.

б) Создание запасного фонда земель сельскохозяйственного значения.

в) Развитие сельскохозяйственных промыслов, как-то: садоводства, пчеловодства, огородничества, скотоводства, молочного хозяйства и проч.

г) Ускорение перехода от малопроизводительных к более производительным системам полеводства в различных поясах, путем равномерного расселения трудящихся земледельцев.

д) Развитие коллективного хозяйства в земледелии, как более выгодного в смысле экономии труда и продуктов, за счет хозяйств единоличных, в целях перехода к социалистическому хозяйству.

Ст. 12. Распределение земли между трудящимися должно производиться на уравнительно-трудовых началах так, чтобы потребительно-трудовая норма, применяясь в данном районе к исторически сложившейся системе землепользования, не превышала трудоспособности наличных сил каждого отдельного хозяйства и, в то же время, давала бы возможность безбедного существования семье земледельца.

Ст. 13. Общим и основным источником права на пользование землей сельскохозяйственного значения является личный труд. Кроме того, предоставляется органам Советской власти, для поднятия сельскохозяйственной культуры (устройства сельскохозяйственных образцовых ферм или опытных и показательных полей), занимать из фонда запасных земель (бывших монастырских, казенных, удельных, кабинетских и помещичьих) определенные участки земли и обрабатывать их трудом, оплачиваемым государством. Труд этот подчиняется общим нормам рабочего контроля.

Ст. 14. Все граждане, занятые земледелием, должны быть застрахованы за счет государства на случай смерти, старости, болезни, увечий, делающих их нетрудоспособными.

Ст. 15. Все нетрудоспособные земледельцы и неработоспособные члены их семейств должны быть призреваемы за счет органов Советской власти.

Ст. 16. Каждое трудовое сельское хозяйство должно быть застраховано от пожара, падежа скота, от неурожая, на случай засухи, градобития и других стихийных бедствий, путем взаимного Советского страхования.

Ст. 17. Излишек дохода, получаемый от естественного плодородия лучших участков земли, а также от более выгодного их расположения в отношении рынков сбыта, поступает на общественные нужды в распоряжение органов Советской власти.

Ст. 18. Торговля сельскохозяйственными машинами и семенами монополизируется органами Советской власти.

Ст. 19. Торговля хлебом, как внешняя, так и внутренняя, должна быть государственной монополией.

Раздел II. Кто имеет право пользоваться землей.

Ст. 20. Отдельными участками поверхности земли для общественных и личных надобностей в пределах Российской Советской Федеративной Республики могут пользоваться:

A) В целях культурно-просветительных.

1. Государство в лице органов Советской власти (федеральной, областной, губернской, уездной, волостной и сельской).

2. Общественные организации (под контролем и с разрешения местной Советской власти).

Б) Для занятия сельским хозяйством.

3. Сельскохозяйственные коммуны.

4. Сельскохозяйственные товарищества.

5. Сельские общества.

6. Отдельные семьи и лица.

B) С целью застройки.

7. Органы Советской власти.

8. Общественные организации, отдельные семьи и лица (если застройка не является средством извлечения дохода).

9. Торгово-промышленные и транспортные предприятия (с особого разрешения и под контролем Советской власти).

Г) Для устройства путей сообщения (передвижения).

10. Органы Советской власти (федеральной, областной, губернской, уездной, волостной и сельской, в зависимости от значения путей сообщения).

Раздел III. Порядок предоставления земли в пользование.

Ст. 21. Земля предоставляется в пользование в первую очередь тем, кто желает работать на ней не для извлечения личных выгод, а для общественной пользы.

Ст. 22. Для занятия земледелием в личных интересах устанавливается следующий порядок землепользования:

В первую очередь — безземельное и малоземельное местное земледельческое население и местные сельскохозяйственные рабочие (батраки) на равных условиях.

Во вторую очередь — пришлое, т. е. прибывшее в данную местность после опубликования закона о социализации земли, земледельческое население.

В третью очередь — неземледельческое население в порядке регистрации в земельном отделе местной Советской власти.

Примечание. При установлении порядка передачи земли в пользование, предпочтение отдается трудовым сельскохозяйственным товариществам перед единоличными хозяйствами.

Ст. 23. Для занятия садоводством, огородничеством, пчеловодством, рыболовством, скотоводством и лесоразведением — земля предоставляется в пользование на следующих основаниях:

В первую очередь — земля неудобная для земледелия, во вторую очередь — удобная для земледелия, но по условиям местности более подходящая для занятия тем или иным сельскохозяйственным промыслом.

Ст. 24. Под постройку земля в сельских местностях отводится по усмотрению местных Советов и населения.

В городах земля отводится в порядке заявлений в соответствующий местный Совет, поскольку стройка не угрожает нанесением ущерба соседним зданиям и удовлетворяет прочим требованиям строительного устава.

Примечание. Под постройку общественно-полезных зданий земля отводится вне очереди.

Раздел IV. Установление земледельческой потребительно-трудовой нормы.

Ст. 25. Количество земли, отводимой отдельным хозяйствам для занятия земледелием с целью приобретения средств к существованию, не должно превышать потребительно-трудовой нормы данного пояса, исчисляемой на основаниях, указанных в Инструкции, при сем прилагаемой.

Инструкция для установления потребительно-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения.

§ 1. Вся земледельческая Россия распределяется на такое число поясов, сколько различных систем полеводства (переложная, трехпольная, восьмипольная, многопольная, плодосменная и др.) исторически сложилось в данный хозяйственный период.

§ 2. Для каждого такого земледельческого пояса устанавливается своя особая потребительно-трудовая норма. Внутри пояса она может изменяться в зависимости от климата и от естественного плодородия почвы в каждом угодии отдельно, а равно в зависимости от близости к рынку (городу или железной дороге) и других условий, имеющих важное местное значение.

§ 3. Для точного исчисления нормы в каждом поясе в ближайшем времени должна быть произведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись.

Примечание. После проведения в жизнь закона о социализации земли немедленно производится обмер земли и топографическая съемка.

§ 4. Распределение земли на уравнительно-трудовых началах между земледельческим населением проводится постепенно по отдельным земледельческим поясам на основаниях, указанных в настоящем законе.

Примечание. До полного проведения в жизнь закона о социализации земли на местах, отношения земледельцев регулируются земельными отделами Советов, на основании особой инструкции.

§ 5. При определении потребительно-трудовой нормы для данного пояса берется норма (среднее по размерам хозяйство) одного из уездов этого пояса (или другой какой-либо равной ему по площади административно-хозяйственной единицы) с плотностью населения, низшей для этого пояса, и с таким соотношением разных земельных угодий, которое по мнению местного населения (областного или губернского съезда земельных отделов Советов) будет признано наиболее нормальным, т. е. наиболее благоприятным для ведения того типа хозяйства, какой преобладает в этом поясе.

§ 6. При определении среднего ныне существующего крестьянского землевладения должно сначала принимать во внимание лишь те земли, которые до 1917 г. находились фактически в пользовании у крестьян-тружеников, т. е. купленные крестьянскими обществами, товариществами и отдельными лицами надельные и арендуемые.

§ 7. Леса, недра и воды не должны входить в расчет при этом исчислении.

§ 8. Не должны входить в расчет, в этом случае, и земли всех частновладельческих нетрудовых хозяйств, находившиеся до этого времени в фактическом владении и пользовании у казны, частных банков, монастырей, уделов и помещиков (кабинетские, церковные), так как из них составляется Запасный Земельный Фонд, из коего и будут наделяться все безземельные и малоземельные, владеющие в настоящее время наделами ниже существующей крестьянской потребительно-трудовой нормы.

§ 9. При определении всего количества земли, находившегося до революции 1917 г. в фактическом пользовании крестьян-тружеников, необходимо исчислить количество ее по угодиям (пахотная, луговая, поемная или заливная и суходольная, выгон, неудобная, усадебная, под огородами, садами).

§ 10. Такое исчисление необходимо произвести, как в абсолютных цифрах, так и в процентах к общему количеству для каждого отдельного хозяйства, для общины, волости, уезда, губернии, области или всего пояса данной системы полеводства.

§ 11. При таком определении количества всей земли необходимо установить качество или емкость каждой типичной пахотной и луговой десятины, путем определения урожайности на десятине того или иного из имеющихся в пределах данного пояса, грунта или почвы, за 10 лет в пудах зернового хлеба или сена.

§ 12. Одновременно с определением количества и качества земли необходимо исчислить все население данного пояса, занятое земледелием, а равно живущее за счет земледелия.

§ 13. Исчисление населения, занятого в сельском хозяйстве, должно производиться по полу и возрасту и семейному положению для каждого хозяйства отдельно (уже потом суммируя добытые данные по селам, волостям, уездам, губерниям всего данного пояса).

§ 14. При переписи населения необходимо определить число рабочих сил и едоков, а поэтому все население разбивается по своему возрастному составу таким образом:

Особо отмечаются неработоспособные по болезни физической и умственной:

Примечание. Отступление от этих цифр допускается в зависимости от климатических и бытовых условий по решению соответствующих органов Советской власти.

§ 15. Делением количества десятин на количество сил определяется число десятин, приходящихся на каждую силу.

§ 16. Число нетрудоспособных едоков, приходящихся на одну рабочую силу, определяется делением числа земледельческого нетрудоспособного населения на количество рабочих сил.

§ 17. Необходимо также описать и исчислить количество рабочего рогатого и мелкого скота, которое может прокормиться на одной десятине и при одной рабочей силе.

§ 18. Для исчисления среднего ныне существующего крестьянского землевладения в уезде, взятом за отправной пункт для всего пояса, требуется определение средней по качеству и урожайности десятины. Эта средняя составляет частное от деления суммы урожаев с различных в почвенном отношении десятин на число почвенных категорий.

§ 19. Найденная вышеуказанным способом средняя должна будет служить основой при определении потребительно-трудовой нормы, по которой идет равнение отдельных хозяйств в счет земель запасного фонда, по всему поясу.

Примечание. В случае, если определенная выше средняя после предварительного исчисления окажется недостаточной для безбедного существования (см. раздел I, ст. 12), она увеличивается за счет земель запасного фонда.

§ 20. Для определения количества земли разных угодий, потребного для дополнительного наделения малоземельных, следует количество десятин земли, приходящееся в уезде на одну рабочую силу, помножить на сумму рабочих земледельческих сил данного пояса и вычесть из произведения наличное количество земли у крестьян-тружеников.

§ 21. Затем, определив количество десятин земли (в цифрах и процентах по угодьям), имеющейся в Запасном Фонде, и сопоставив эти цифры с количеством земли, необходимым для дополнительного наделения малоземельных, должно выяснить следующее: может ли переселение ограничиться пределами данного пояса. Если да, то нужно определить наличность Запасного Фонда и его емкость. Если нет, то сколько семей должно переселиться в другой пояс.

Примечание. Как о наличности свободных земель, так и при недостатке ее должны извещаться главные земельные отделы Советской власти, где и сколько и какие земли имеются не занятыми.

§ 22. При дополнительном наделении землей отдельных хозяйственных единиц должно быть определенно известно все, что касается количества и качества имеющейся у них земли по угодьям, количество скота по городам, состав семьи в отношении рабочих сил, едоков и проч.

§ 23. При дополнительном наделении землей отдельных хозяйств применительно к потребительно-трудовой норме, надел должен быть увеличен: 1) в зависимости от чрезмерного переобременения рабочей силы нетрудоспособными членами семьи; 2) в зависимости от малопригодности той земли, какая уже имеется в этом хозяйстве; 3) в зависимости от качества той земли Запасного Фонда, коей должен быть наделен данный земледелец (тоже в отношении луговой земли).

§ 24. При дополнительном наделении землей применительно к потребительно-трудовой норме, в случае, если в данном районе не имеется в достаточном количестве того или другого вида угодий, то хозяйство это наделяется соответствующим количеством за счет другого вида угодий.

Раздел V. Установление нормы землепользования при отводе земли под постройки под сельскохозяйственные промыслы, на культурно-просветительные цели и т. п.

Ст. 26. Когда земля предназначается не для земледелия, а для культурно-просветительных и промышленных целей, а также для постройки домов для личных надобностей, для занятия скотоводством, садоводством и другими сельскохозяйственными промыслами, количество земли отводится в размере определяемом местными Советами применительно к потребностям лиц или учреждений, испрашивающих разрешение на пользование землей, в зависимости от общественной необходимости той цели, на которую земля испрашивается.

Раздел VI. Переселение.

Ст. 27. В случае, если Запасный Фонд свободных земель окажется недостаточным в данном поясе для дополнительного наделения малоземельных, то часть их может быть переселена в другой пояс, где имеется достаточное количество свободных земель.

Ст. 28. Переселению из одного пояса в другой должно предшествовать, расселение земледельцев внутри этого пояса.

Ст. 29. Как переселение из одного пояса в другой, так и расселение внутри пояса должно происходить следующим образом: сначала переселяются все те, кто наиболее удален от земли Запасного Фонда, так что при одинаковой отдаленности:

а) в первую очередь пользуются землей из Запасного Фонда земледельцы той же деревни или села, в окрестностях коих находится фонд свободной земли.

Примечание. Если таких деревень окажется несколько, то в первую очередь те, кои раньше обрабатывали эту землю.

б) во вторую очередь — земледельцы той волости, в пределах коей находятся свободные земли;

в) в третью очередь — земледельцы того уезда, в пределах коего находятся эти свободные земли;

г) наконец, если данная система полеводства охватывает несколько губерний, то — земледельцы той губернии, в пределах коей находятся свободные земли.

Ст. 30. При таком порядке переселяться с одного места на другое должны: а) в первую очередь — добровольцы; б) во вторую — те общества, которые наиболее всех страдают от малоземелья; затем — в) малоземельные сельскохозяйственные товарищества, коммуны, большесильные малоземельные семьи и самые маленькие малоземельные семьи.

Ст. 31. Наделение землей тех малоземельных хозяйств, которые должны по положению переселяться на новые места, должно производиться следующим порядком: а) в первую очередь — самые маленькие малоземельные семьи, б) во вторую — самые малоземельные большесильные семьи, в) в третью — малоземельные общины, г) в четвертую — хозяйственные товарищества и, наконец, д) — коммуны.

Ст. 32. Переселение из одного пояса в другой должно производиться с таким расчетом, чтобы то место, куда должны переселяться малоземельные, по природным условиям, не только давало действительную возможность успешно заняться земледелием, но (по поверхности земли, климату и пр.) и соответствовало условиям той местности, откуда переселяются земледельцы. При этом необходимо, чтобы принимались в расчет бытовые условия и национальная принадлежность переселяющихся.

Ст. 33. Переселение земледельцев на новые места должно производиться за счет государства.

Ст. 34. В связи с переселением, государство обязуется помогать новоселам, как при обзаведении постройками, так и устройством дорог, водоемов, прудов и колодцев, снабжением сельскохозяйственными орудиями и искусственным удобрением, путем создания искусственных орошений (где это требуется) и устройством культурно-просветительных центров.

Примечание. В целях скорейшего развития социалистического земледелия государство оказывает новоселам всяческое содействие для планомерного и научного ведения коллективного хозяйства.

Раздел VII. Форма землепользования

Ст. 35. Российская Федеративная Советская Республика, в целях скорейшего достижения социализма, оказывает всяческое содействие (культурная и материальная помощь) общей обработке земли, давая преимущество трудовому коммунистическому, артельному и кооперативному хозяйствам перед единоличным.

Ст. 36. В целях борьбы с чересполосицей, тормозящей развитие сельского хозяйства, земли, как коллективного, так и единоличного пользования должны отводиться по возможности к одному месту.

Источник

1918, февраль Декрет о социализации земли. Военный коммунизм

1918, февраль Декрет о социализации земли. Военный коммунизм

Ленин открыто признавал, что Декрет о земле 1917 г., основные положения которого были взяты из программы эсеров, обеспечил до лета 1918 г. поддержку большевикам в деревне, так как осуществил давнюю крестьянскую мечту о разделе помещичьих земель. В феврале 1918 г. был принят закон о социализации земли, признавший все земли принадлежащими государству. По всей стране крестьяне захватывали земли, скот, имущество помещиков, чинили расправу над владельцами имений. В 1918 г. запылали по всей стране разгромленные и разграбленные толпами крестьян тысячи имений. Насильственный захват и раздел помещичьих земель обернулся «долгом» крестьянства перед новой властью, которая стала требовать от крестьян продовольственных поставок для городов в огромных, немыслимых ранее размерах. Мысль большевиков была проста: облагодетельствованное Декретом о земле крестьянство даст по разверстке хлеб для фабрик и заводов, в итоге, как писал Ленин, «и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение», т. е. быстрый переход от товарообмена (торговли) к безденежному прямому продуктообмену. Однако стремительное обесценивание денег (в 1920 г. – в 20 тыс. раз по сравнению с 1913 г.), отсутствие промышленных товаров для обмена на продукты сельского хозяйства – все это сделало схему Ленина нежизнеспособной, а поставки хлеба невыгодными для крестьян. Тогда власть прибегла к силе: начались конфискации хлеба у крестьян. Это привело летом 1918 г. к недовольству крестьян новой властью и все большему сопротивлению ей, тем более что большевики принялись быстро «строить коммунизм» и на селе: они объявили курс на «социализацию земли», создание колхозов и коммун, число которых в 1918 г. достигло 4 тыс. Летом 1918 г. правительство установило продовольственную повинность для крестьян, а декретом 9 января 1919 г. ввело продразверстку – обязательную поставку «излишков» хлеба и других продуктов государству по твердым, установленным декретом ценам. Всякая частная торговля продуктами была объявлена государственным преступлением. Так с 1918 г. в стране начинается политика военного коммунизма, при котором нужно было во что бы то ни стало продержаться до начала ожидаемой с часу на час мировой революции. Достигалось это с помощью чрезвычайных мер, государственного регулирования и уравниловки, продразверстки, введения всеобщей трудовой повинности, безденежного обмена и бесплатных услуг.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1. «Военный коммунизм»

1. «Военный коммунизм» В период гражданской войны и военной интервенции Антанты вся внутренняя политика государства была подчинена интересам фронта, победы над противниками. Это была чрезвычайная политика в чрезвычайных условиях. Она вошла в историю под условным

62. Военный коммунизм

62. Военный коммунизм В 1918 г. большевизм уже породил все свои основные черты, формы деятельности, организационные структуры. Дальше он лишь отлаживал и модернизировал соответствующие механизмы, укреплял начинания. Введенные коммунистами качественные явления

LIX МЫСЛИ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЗЕМЛИ, ФАБРИК И ЗАВОДОВ, СРЕДСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ТОРГОВЛИ

LIX МЫСЛИ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЗЕМЛИ, ФАБРИК И ЗАВОДОВ, СРЕДСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ТОРГОВЛИ Основной мыслью коммунистического движения 1793 г. было то, что земля должна рассматриваться как достояние всего народа и что каждому должно быть обеспечено существование так, чтобы никто не

ГЛАВА 7 ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ

ГЛАВА 7 ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ В коммунистической и некоммунистической литературе термин «военный коммунизм» приобрел со временем точное значение. Вот как определяет его Советская Историческая Энциклопедия:«ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ — название экономической политики Советского

Военный коммунизм

Военный коммунизм Высшими органами советской власти с ноября 1917 года стали Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК; первый председатель – Л. Б. Каменев, затем Я. М. Свердлов), избираемый Всероссийским съездом Советов, а также Совет народных комиссаров

Военный коммунизм и нэп

Военный коммунизм и нэп Развал экономики был в значительной степени следствием политики большевиков периода гражданской войны. Стараясь сразу же установить социалистический экономический строй при одновременном выкачивании продуктов для Красной армии и голодающих

ГЛАВА 7. ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ

ГЛАВА 7. ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ В коммунистической и некоммунистической литературе термин «военный коммунизм» приобрел со временем точное значение. Вот как определяет его Советская Историческая Энциклопедия:«ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ — название экономической политики Советского

1. Военный коммунизм

1. Военный коммунизм После Октябрьского переворота, хотя сам переворот прошел относительно бескровно, Троцкий пришел к выводу, что народного восстания масс против старого режима в отсталой крестьянской России не произошло и «открытая Гражданская война», как форма

Военный социализм и военный коммунизм

Военный социализм и военный коммунизм Как подчеркивалось, по проблемам военного коммунизма в России среди исследователей издавна существует множество разногласий, выразившихся в самых противоречивых оценках на страницах политических изданий и исторической

Военный коммунизм

Военный коммунизм Экономика той части страны, что еще оставалась под властью Совнаркома, была полностью развалена. Производство остановилось: во-первых, не было сырья, а во-вторых, незачем было производить. Начался голод. Правительство предоставило Нарком-ироду

Глава 23. 1918–1920 Гражданская война и военный коммунизм

Глава 23. 1918–1920 Гражданская война и военный коммунизм Если взять власть в Петрограде было достаточно просто, то в течение трех последующих лет новому советскому режиму приходится вести борьбу с многочисленными силами оппозиции. Мир, заключенный в Брест-Литовске в марте

«Военный коммунизм»

«Военный коммунизм» Коммунистическая революция началась в Украине почти на год позднее, чем в России, — после ее захвата в начале 1919 г. Красной армией. Всюду она начиналась одинаково — с национализации крупной промышленности. Национализация приводила к исчезновению

Военный коммунизм

Военный коммунизм Экономика той части страны, что еще оставалась под властью Совнаркома, была полностью развалена. Производство остановилось: во-первых, не было сырья, а во-вторых, незачем было производить. Начался голод. Правительство предоставило Наркомпроду

Военный коммунизм

Военный коммунизм Высшими органами Советской власти с ноября 1917 года стали Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК, первый председатель — Л. Каменев, затем Я. Свердлов), избираемый Всероссийским съездом Советов, а также Совет народных комиссаров

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *