в каком году был налет на перл харбор
Атака на Перл-Харбор
Воскресным утром 7 декабря 1941 года Япония совершила внезапное нападение на Соединенные Штаты Америки, атаковав самолетами палубной авиации главную базу Тихоокеанского флота США Перл-Харбор, находящуюся на одном из Гавайских островов — Оаху.
К подготовке операции соединение авианосцев адмирала Нагумо приступило еще летом 1941 года. 26 ноября 1941 года оно вышло из залива Хитокаппу, южной оконечности острова Итуруп и, соблюдая режим радиомолчания, повернуло к острову Оаху через северные воды Тихого океана, что обеспечивало достижение внезапности.
Основу ударного соединения кораблей составляли шесть тяжелых авианосцев: «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Дзуйкаку» и «Секаку». В открытых водах океана эта армада получила последнее благословение из Токио — радиограмму «Восходите на гору Ниитака 1208», что по секретному коду означало: атака состоится утром 7 декабря. Ударные корабли скрытно вышли в намеченный для подъема самолетов район. В Перл-Харбор в этот воскресный день находилось порядка сотни судов и кораблей, и среди них 8 линкоров, такое же количество крейсеров и 29 эсминцев. Более трети личного состава отдыхало на берегу.
По команде экипажи самолетов первой волны заняли кабины машин. Авианосцы повернули против ветра и прибавили ход. В 6 часов утра по гавайскому времени первый ударный эшелон, который возглавил командир авиационной части авианосца «Акаги» капитан первого ранга Футидой, набрал высоту 3000 метров. 183 боевых самолета четырьмя ударными группами направились к базе Перл-Харбор, 51 пикирующий бомбардировщик «Айчи» D3A (потом американцы дадут ему «свое» имя — «Вэл») с четверть тонными бомбами и 89 палубных бомбардировщиков «Накадзима» B5N2 («Кейт»), из которых 40 самолетов имели на подвесках торпеды, а 49 — 800-килограммовые бомбы.
Чуть в стороне, осуществляя прикрытие, шли пеленгом 43 истребителя «Мицубиси» А6М («Зеро»).
Через час поднялись в воздух машины второй волны. В ее составе было 80 палубных пикировщиков D3A, 54 бомбардировщика B5N2 и 36 истребителей А6М. Возглавил этот эшелон капитан 3 ранга Симазаки.
Оригинальная система наименований летательных аппаратов, принятая в Японии, сыграла свою роль наряду с прекрасно организованной японцами завесой секретности вокруг собственной авиации. Поразительно мало знали американские и английские военные о мощи военно-воздушных сил Страны восходящего солнца, и в том числе, о ее палубных машинах. У союзников распространенным в то время было мнение, что авиация Японии, хотя и достаточно многочисленная, является большей частью устаревшей и в целом «второсортной». За такое «легкое заблуждение» англосаксы заплатили тысячами жизней.
А между тем основу авиации японских ВМФ составляли весьма совершенные боевые машины. Самыми «старыми», из участвующих в налете на Перл-Харбор, были B5N2 палубные бомбардировщики B5N2 фирмы «Накадзима», которые начали поступать на корабли с 1937 года. К началу сороковых годов он, без сомнения, все еще оставался лучшим в мире палубным бомбардировщиком-торпедоносцем. Оснащенный мотором мощностью в 1115 л.с. с винтом изменяемого шага, снабженный убирающимся шасси и закрылками Фаулера, с солидным вооружением, включающим одну 794-килограммовую торпеду либо три 250-килограммовых бомбы. Эта трехместная машина уже после Перл-Харбора дерзкими торпедными атаками уничтожит за неполный год четыре американских авианосца!
Двухместный пикировщик D3A фирмы «Аичи» приняли на вооружение японского ВМФ в 1939 году. Он был выполнен по схеме одномоторного свободнонесущего моноплана с неубирающимся шасси и подкрыльевыми тормозными щиткам. На D3A был установлен двигатель мощностью 1280 л. с. По своим характеристикам и концепции он был близок к уже прославившемуся на весь мир германскому Ju-87, а по точности бомбометания с пикирования, даже превосходил немецкую машину. Именно самолеты D3A позднее потопили английские крейсеры «Корнуол» и «Дорсетшир» менее через 15 минут после начала налета. На заключительном этапе войны, уже устаревшие самолеты применяли в качестве летающей бомбы, пилотируемых смертниками.
Наконец, основу японских корабельных авиагрупп составлял небольшой по размерам истребитель «Мицубиси» А6М фирмы «Мицубиси», который стал впоследствии широко известным «Зеро». Этот самолет приняли на вооружение в 1940 году, и к описываемому моменту было выпущено менее четырехсот машин. Большей частью модификации 21 укомплектованных радиальным мотором мощностью 925 л. с. Обладая максимальной скоростью в 538 км/ч, и вооружением, состоящим из двух скорострельных 20-мм пушек и пары 7,9-мм пулеметов, отличной маневренностью, этот палубный истребитель не имел равных в небе Тихого океана вплоть до начала 1943 года. Кроме отличных скоростных и маневренных данных он обладал и огромной дальностью полета, которая превышала 2,4 тысячи километров.
Разумеется, эти японские самолеты имели и определенные недостатки. Например, их топливные баки были непротектированы, летчик не был защищен броней. Но в целом, по летно-техническим характеристикам японские машины были для того времени передовыми.
На протяжении почти всего полета над океаном висела густая облачность. Однако ближе к острову Оаху облака начали редеть и над Перл-Харбором практически полностью рассеялись. В 7 часов 49 минут капитан Футида дал команду своей группе: «Атака!» Торпедоносцы ринулись вниз, а истребители прикрытия разошлись и приготовились к отражению перехватчиков США. Группа пикировщиков начала набирать высоту, а те машины, что имели на подвеске 800-килограммовые бомбы, выполнили широкую петлю для того, чтобы атаковать с юго-западного направления последними.
Прикрытые корпусами своих гибнущих собратьев, линкоры «Теннеси» и «Мериленд» имели повреждения только от авиабомб, которые не стали смертельными. В стоявший особняком линкор «Калифорния» летчики страны восходящего солнца всадили пару торпед, а третья взорвалась вблизи борта, попав в причальную стенку. Горящая «Калифорния» стала еще и целью нескольких пикирующих бомбардировщиков, однако после этого продолжал удерживаться на плаву еще три дня, после чего затонул, забрав с собой более сотни человек экипажа.
Всего один линкор смог дать ход. Это была «Невада». Заработав торпеду в борт, корабль, однако, не очень сильно пострадал. Через некоторое время все его зенитные пушки, пулеметы и орудия универсального калибра открыли заградительный огонь. Командир линкора, осознавая, что огромный неподвижный корабль — отличная мишень для следующих ударов, принял решение вывести «Неваду» в море. К тому моменту, когда подошла вторая волна атакующих самолетов, линкор медленно двигался по фарватеру, направляясь к выходу из гавани. Капитан Футида сразу распознал его намерение и отдал приказ пикировщикам затопить «Неваду» на выходе, закупорив, таким образом гавань. Одна за другой в линкор попали пять 250-килограммовых бронебойных авиабомбы. Но взрывов прозвучало шесть, так как сдетонировали пары бензина для бортовых самолетов-разведчиков. Гигантское пламя охватило «Неваду», и командир корабля приказал выбросить линкор на отмель.
Западнее острова Форд замерли стоя на якорях, легкие крейсера «Танжер», «Релей» и «Детройт», бывший линкор «Юта», который был переоборудован в корабль-мишень. В результате налета «Юта», перевернулась и затонула. Крейсер «Релей» получил торпеду в левый борт. Минный заградитель «Оглала», пораженный торпедой, быстро затонул. Однако он спас крейсер «Хелена», так как закрывал его своим корпусом. В результате крейсер, имевший уже одно торпедное попадание, остался на плаву.
Японские пикировщики уничтожили летающие лодки и их ангары в южной оконечности о. Форд. А «последним самурайским приветом» стало прямое попадание авиационной бомбы в плавучую базу гидросамолетов «Кертисс».
Японцы же потеряли всего 29 самолетов, из них 9 пикировщиков «Айчи» D3A«Айчи» D3A, бомбардировщиков «Накадзима» B5N2 и пять истребителей «Мицубиси» А6М. На авианосцы не вернулись 55 членов экипажей. Стоит помнить, что до налета на о. Оаху базировалось свыше_300 исправных американских боевых самолетов, а это почти двойное превосходство, причем по истребителям вообще многократное. Где же была система ПВО базы?
Примерно в 7 часов утра 7 декабря РЛС расположенная на горе Опана о. Оаху зафиксировала массовые засветки на экранах от большой группы самолетов, которые двигались в направлении острова с севера-востока. В 7 часов 6 минут было доложено на информационный пост ПВО, а дальше. Дальше, как обычно. Представим себе молодого офицера в конце бессонного ночного дежурства. Тем более, что его служебные обязанности и права конкретностью не отличались. Далее, в системе ПВО, одна часть которой подчинялась флоту, а другая — армии. И между этими частями, по привычной в США пренебрежительности отношения между «флотскими» и «сухопутными», взаимопонимания не было.
Еще следует добавить и то обстоятельство, что дежурный был дезориентирован планируемым прилетом в это утро на остров эскадрильи четырехмоторных бомбардировщиков Б-17 и находящимся на подходе к острову авианосца «Энтерпрайз» и поднимающимися с него самолетами-разведчиками. Нельзя также игнорировать и всю меру ответственности в случае объявление ложной тревоги. И молодой лейтенант допустил ошибку. «Все в порядке, — сказал он оператору РЛС. — Это наши». Но если бы он и решил запросить приближающиеся самолеты по радиосвязи, то получил бы ответ экипажей бомбардировщиков Б-17, которые уже были в воздухе.
Японские летчики одновременно с ударами по кораблям атаковали и аэродром морской авиации Эва, а также базу армейских бомбардировщиков Хикем Филд. Почти 20 японских А6М«Зеро» проштурмовали самолеты, которые стояли в Эве на открытых площадках, и в течении всего нескольких минут уничтожили 30 американских машин. А в Хикем Филд было сожжено на земле двенадцать бомбардировщиков Б-17, столько же А-20 и Б-24, а также порядка 30 устаревших Б-18.
На аэродроме Халейва, в это время дислоцировалась всего одна эскадрилья истребителей. Именно поэтому он был обойден вниманием японцев. С его полосы взлетели лейтенанты Уэлч и Тайлор. По их докладу, в районе аэродроме Уиллер Филд они сумели завалить 7 вражеских самолетов из 11 сбитых утром 7 декабря над Оаху.
Одна из групп японских истребителей, удостоверившись в отсутствии американских истребителей в воздухе, устремилась к базе гидроавиации Канеохе. Сделав несколько заходов, они уничтожили три десятка гидросамолетов РВ.1.
Последним аэродромом, который подвергся удару первой волны, стал Беллоуз Филд — база армейских истребителей. С него сумела взлететь четверка Р40, которые вскоре были сбиты более опытными пилотами А6М «Зеро». Затем японцы в ходе штурмовки сожгли стоящие на аэродроме американские истребители.
Была у японских истребителей и возможность потренироваться в стрельбе по летающим мишеням. В конце операции они заметили огромные четырехмоторные Б-17 из состава перелетевшей с материка эскадрильи. Беспомощно кружась над развороченными взрывами аэродромами, они не имели возможности отбиваться от атакующих истребителей: их бортовые пулеметы, тщательно смазанные, были упакованы в заводские ящики. Не могли они и улететь, так как топливо было уже на исходе. Всего две «крепости» остались неповрежденными, но их тоже нельзя было использовать: все хранилища горючего сгорели, заправить было нечем.
А через полчаса грустную судьбу бомбардировщиков разделила эскадрилья самолетов-разведчиков, взлетевших с палубы авианосца «Энтерпрайз». Летчик одного из них сумел дать предупреждающую радиограмму на свой авианосец. «Энтерпрайз» повернул на юго-восток, а вот самолетам-разведчикам уйти было не суждено. Три из них японцы сбили над морем, а один — над островом. Судьба пятого была еще более печальной. Его сбили эсминцы США, чьи ошалевшие экипажи принялись палить по любому летящему объекту, не разбираясь, где свои, где чужие. Безумие продолжалось и после окончания японской атаки. Уже во второй половине дня два самолета с того же «Энтерпрайза» бравые американские пехотинцы сбили очередями из своих пулеметов.
Этот день стоил Америке 3 тысяч человеческих жизней, 300 различных самолетов и целого линейного флота.
Нападение на Перл‑Харбор (1941). Справка
Перл‑Харбор (Pearl Harbor) – крупнейшая военно‑морская база США в Тихом океане, расположенная на острове Оаху Гавайских островов.
Во время Второй мировой войны 7 декабря 1941 г. Перл‑Харбор подвергся внезапному нападению японской армии, в течение двух часов уничтожившей большую часть американского Тихоокеанского флота. Это тщательно разработанное нападение японских военно‑морских сил получило название Гавайская операция 1941 года.
Осуществляло Гавайскую операцию авианосное ударное объединение под командованием вице‑адмирала Тюити Нагумо в составе 33 кораблей, в том числе шести тяжелых авианосцев (с 420 самолетами на борту), двух линкоров, трех крейсеров, 11 эсминцев, трех подводных лодок и восьми танкеров и соединение из 27 подводных лодок с пятью сверхмалыми подводными лодками на борту. Общее руководство силами осуществлял командующий Объединенным флотом Японии адмирал Исороку Ямамото.
Американский Тихоокеанский флот под командованием адмирала Хасбэнда Киммеля, находившийся на военно‑морской базе Перл‑Харбор, насчитывал 93 корабля, в том числе девять линкоров (один учебный), восемь крейсеров, 29 эсминцев, пять подводных лодок, девять миноносцев и минных заградителей, 10 тральщиков. На аэродромах острова Оаху располагалось 390 самолетов, в том числе 167 самолетов морской авиации.
Противовоздушная оборона базы состояла из 188 зенитных орудий, более 100 пулеметных установок и пяти радиолокационных станций. Гарнизон под начальством генерала Уильяма Шорта насчитывал 42 959 человек.
Подготовку к операции Япония начала в январе 1941 года с соблюдением строжайшей секретности. О ее целях и дате проведения не было известно даже союзникам Японии – Германии и Италии. Маршрут перехода кораблей практически исключал встречу с торговыми и промысловыми судами и находился за пределами радиуса действий американской патрульной авиации. Во время перехода строго соблюдалось радиомолчание, одновременно во Внутреннем Японском море велся радиообмен с использованием позывных тех кораблей, которые следовали к Гавайским островам, чтобы дезориентировать противника.
Вечером 6 декабря японские подводные лодки заняли исходные позиции на ближайших подступах к острову Оаху и в 23 часа начали спуск на воду сверхмалых подводных лодок. 7 декабря в район, расположенный на расстоянии 275 миль (около 450 км) к северу от острова, вышло японское авианосное объединение.
Это был воскресный день. Часть личного состава американских кораблей находилась на берегу. Вход в гавань Перл‑Харбор не был закрыт боновыми (плавучими) заграждениями, отсутствовало также и противоторпедное сетевое заграждение линкоров. Диспозиция кораблей длительное время не изменялась. Самолеты на аэродромах располагались скученно, на подходах к Гавайским островам воздушная разведка велась лишь эпизодически.
Японский генштаб, напротив, располагал исчерпывающими данными о диспозиции американских кораблей и состоянии обороны базы.
Было уничтожено четыре линкора, крейсер, два эсминца, несколько вспомогательных судов и 188 самолетов. Четыре линкора, три легких крейсера, эсминец, два вспомогательных судна и свыше 100 самолетов получили повреждения. Потери американцев в живой силе составили 3 581 человек.
Японцы потеряли 29 самолетов и шесть подводных лодок (из них пять сверхмалых), свыше 70 самолетов получили повреждения.
В результате Гавайской операции и последующих Филиппинской и Малайской операций 1941–1942 гг. Япония завоевала господство на море и получила свободу действий в акватории Тихого океана.
Внезапным нападением на американскую военную базу Япония развязала войну против США. 8 декабря войну Японии объявили США, Великобритания, Канада и ряд других стран.
Успех Гавайской операции был обусловлен тщательной подготовкой японского командования к операции, четкой организацией скрытного перехода кораблей и внезапностью удара. Американское командование допустило просчеты в организации обороны главной базы флота и оценке обстановки в целом.
Операция показала высокие боевые возможности авианосцев, сверхмалые подводные лодки себя не оправдали.
Президент США Франклин Рузвельт назвал 7 декабря 1941 года «днем несмываемого позора». Лозунг «Помни Перл‑Харбор» стал ведущим в войне американцев против Японии.
После 1945 года военно‑морская база Перл‑Харбор была реконструирована и вновь стала выполнять роль основной базы Тихоокеанского флота США.
В Перл‑Харборе открыт мемориал, посвященный линкору «Аризона», потопленному японской авиацией.
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах ‑2004 г.).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Налёт на Перл-Харбор и день, вошедший в историю как символ позора
Подготовка к войне
Японская экспансия на Тихом океане
Так или иначе, японский штаб – прежде всего ВМФ, так как в Японии было строгое деление сухопутных и военно-морских сил, что сыграло с ними позже злую шутку – стал планировать кампанию по захвату Тихого океана. Особый цинизм японских милитаристов заключался в том, что некоторые регионы назывались, например, «особыми ресурсными регионами», где учитывалось только сырье, а люди, естественно, подлежали выселению, уничтожению и гонениям. Впрочем, резня в китайском Нанкине (200 тысяч убитых) не оставляла сомнений – японцы будут действовать жестко.
Расположение американских судов в бухте Перл-Харбор
Один из ведущих японских стратегов адмирал Исороку Ямамото разработал план экспансии Японской империи, опирающийся на захват островов как перевалочных баз, ресурсных центров и достижение господства на море и в воздухе прежде всего с помощью флота. Американское эмбарго на поставку нефти в Японию в июле 1941 года лишь ускорило реализацию этих планов. Однако к тому времени японцы уже были во Французском Индокитае (Вьетнам) и Голландской Ост-Индии (Индонезии). Кольцо вокруг американцев сужалось.
Тщательно продуманный план
Японская разведка, отлично работавшая при помощи резидентуры прямо на американской базе, постоянно поставляла данные о перемещении американских кораблей. С этой информацией Ямамото разработал до мелочей продуманный план. Тщательно изучив опыт налета британской авиации на итальянскую базу ВМФ в Таранто, где союзники Японии понесли тяжелые потери, Ямамото заимствовал множество решений. Так, авианосное ударное соединение выдвигалось к Гавайским островам из района Курил в полном радиомолчании. Группировка из 6 тяжелых авианосцев «Акаги», «Кага», «Сорю», «Хирю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку» поддерживалась внушительным охранением. А 6 подводных лодок должны были доставить в бухту сверхмалые лодки для проведения торпедных атак, а затем начать патрулирование.
Сброс торпеды в борт линейного корабля
Схема налёта первой волны
Несмотря на все эти приготовления, имеется несколько (назовём их странными) обстоятельств, предшествовавших атаке, а равно – и вступлению США во Вторую мировую войну. Разведчики всех уровней, а также дружественные разведки, в том числе легендарный Рихард Зорге, неоднократно предупреждали высшее руководство США о возможном начале боевых действий, причем довольно точно. 6 декабря 1941 года американцы даже смогли расшифровать секретную японскую ноту в ответ на американский ультиматум, которая фактически означала войну. Президент Рузвельт получил ее в 21.30 6 декабря, то есть ещё перед атакой, но базу никто не предупредил. Наконец, отмечены и «фантастические» вещи! За 50 минут(!) до подлёта армада японских самолетов была обнаружена радаром, но их почему-то посчитали своими. Действительно, подумаешь, больше 300 «своих» самолетов бесконтрольно где-то летят?! А незадолго до атаки на западное побережье США и в другие районы были перебазированы все американские авианосцы – залог будущих побед в войне на море. Не слишком ли много совпадений? Думайте сами.
Тора, тора, тора!
Тонущий линкор «Аризона»
Вторая волна из 167 самолетов ударила по аэродрому на о. Форд и целенаправленно добивала беспомощные горящие и продырявленные корабли в гавани. Несмотря даже на раннее обнаружение и потопление одной японской сверхмалой подлодки на входе в гавань, разгрома избежать не удалось. Всего американцы потеряли: 4 линкора, 2 эсминца, 1 минный заградитель. Еще 4 линейных корабля, 3 легких крейсера и 1 эсминец получили повреждения. Потери американской авиации составили 188 самолетов уничтоженными, еще 159 были тяжело повреждены. 2403 американца были убиты (из них 1102 на борту взорвавшегося линкора «Аризона») и 1178 были ранены. Японцы потеряли 29 самолетов, еще 74 было повреждено. Потеряны по различным причинам 5 сверхмалых подводных лодок.
«Зеро» над бухтой, кадры из одноимённого х/ф
Третью волну японцы отменили во избежание своих потерь из-за утраты эффекта неожиданности. Рузвельт назвал эту атаку «величайшим позором», а радикально голосовавший до этого против вступления в мировую войну изоляционистский американский сенат тут же проголосовал за. Америка стала переходить на военные рельсы, готовясь отомстить японцам. Прав был мудрый старик адмирал Ямамото, когда говорил, что это – не победа, «мы лишь разбудили спящего великана». Американские авианосцы были целы, а потеря старых линкоров, по большей части постройки Первой мировой, была восполнима. Вот так, возможно, хитростью американский президент вступил в войну, а возможно, и нет – решать вам.
Нападение на Пёрл-Харбор
ТВД | Тихий океан |
Место | Пёрл-Харбор, Оаху, Гавайские острова |
Период | Вторая Мировая война |
Характер сражения | Внезапная атака базы флота |
США | Япония |
2 тяжелых крейсера
6 легких крейсеров
30 миноносцев
5 подводных лодок
49 других кораблей
2 линейных крейсера
2 тяжелых крейсера
1 легкий крейсер
9 миноносцев
8 заправочных кораблей
23 подводных лодки
5 малых подводных лодок
414 самолетов
4 миноносца потоплено, 1 поврежден
1 иное судно потоплено, 3 повреждено
3 крейсера повреждено
188 самолетов уничтожено, 159 повреждено
2341 военных и 54 гражданских лиц погибло
1143 военных и 35 гражданских лиц ранено
29 самолетов сбито
55 членов экипажей самолетов погибло
9 членов экипажа подводных лодок погибло, 1 взят в плен
Атака Пёрл-Харбора — внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Пёрл-Харбора на острове Оаху (Гавайские острова), произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года.
Содержание
Предпосылки войны
Но стоит понимать, что не один Ямамото «приложил руку» к этому плану. Когда война с США стала почти очевидной, он обратился к контр-адмиралу Каидзиро Ониси, начальнику штаба 11-ого воздушного флота. Однако в его распоряжении находились самолёты наземного базирования, в основном, истребители «Зеро» и средние бомбардировщики-торпедоносцы G3M и G4M, чьей дальности не хватало для действия даже с Маршалловых островов. [7] Ониси посоветовал обратиться к своему заместителю – Минору Гэнде.
Силы сторон
США
В «линкорном ряду» находилось 7 кораблей: USS Nevada, USS Arizona, USS West Virginia и USS Tennessee, USS Oklahoma и USS Maryland, USS California. Восьмой линкор, находившийся в сухом доке вместе с двумя эсминцами — USS Pennsylvania. Устаревший линкор-мишень USS Utah находился с другой стороны острова Форд.
Кроме этого было 6 лёгких крейсеров, 30 миноносцев, 5 подводных лодок и 49 других кораблей. I. Представляется нижеследующий доклад относительно повреждений, причиненных кораблям Тихоокеанского флота в результате налетов авиации противника 7 декабря 1941 года.
USS California — потоплен у пирса в результате попаданий двух или более торпед и одной тяжелой бомбы, поразившей среднюю часть корабля и вызвавшей большой пожар. Предложения относительно подъема и ремонта будут даны дополнительно.
USS Nevada — поврежден тяжелыми бомбами; возможно, миной на фарватере и торпедами. После попытки выйти из гавани посажен на грунт напротив мыса Госпитальный во избежание затопления на фарватере. Артиллерия и орудийные расчеты в строю, но силовые [46] установки не действуют ввиду отсутствия на корабле энергии. Предложения относительно подъема и ремонта будут даны позднее.
USS Oklahoma — перевернулся у пирса в результате попаданий трех или более торпед. Предложения относительно подъема будут даны позднее.
USS Pennsylvania — находился в сухом доке № 1 военно-морской верфи в Пирл-Харборе. Легко поврежден попаданием бомбы в шлюпочную палубу с правого борта. Ремонт закончен, и корабль готов к действиям.
USS Maryland — поврежден попаданием бомбы в бак и разрывом второй бомбы у борта. 11 декабря переведен на военно-морскую верфь и, по-видимому, будет полностью введен в строй 13 декабря.
USS West Virginia — потоплен у пирса в результате попадания четырех торпед и одной бомбы. Значительно поврежден возникшими пожарами. Предложения относительно подъема и ремонта будут даны позднее.
USS Helena — поврежден попаданием бомбы в районе тринадцатого шпангоута с правого борта. Пробоина в борту под броневым поясом размером около 15 м. Первый и второй котельные отсеки и носовой машинный отсек затоплены. Корабль находится в сухом доке № 2 военно-морской верфи в Пёрл-Харборе. После ремонта сможет выйти в море. Предполагается, что на основной ремонт корпуса потребуется две недели и корабль будет в состоянии выйти под двумя винтами со всей артиллерией в строю. Для завершения ремонта корпуса и машин корабль предполагается перевести на остров Маре. [47]
4. Вспомогательные корабли.
USS Oglala — потоплен в результате попадания торпеды и бомбы, разорвавшейся у борта десятитонного дока военно-морской верфи в Пирл-Харборе. Предложения относительно подъема и ремонта будут направлены позднее.
USS Utah — поврежден и перевернулся в результате попадания торпед. Предложения относительно подъема и ремонта будут направлены позднее.
«Кертисс» — поврежден потерявшим управление самолетом, врезавшимся в корабельный кран. Способен выйти [48] в море. Ремонтные работы продолжаются. Корабль, за исключением крана в средней части, будет в строю к 15 декабря.
USS Vestal — находился у пирса в Пирл-Харборе. Поврежден попаданием бомбы в кормовую часть. Ремонтируется собственными силами. Предполагается, что будет в полной готовности в качестве ремонтной базы к 17 декабря. Вводить в док, возможно, не потребуется.
Япония
Ударные военно-воздушные силы (вице-адмирал Т. Нагумо):