Как тянуть машину на буксире
Как правильно буксировать авто
Многие водители, которые сталкиваются с необходимостью буксирования, очень смутно представляют, как должен происходить данный процесс, чтобы наверняка избежать ДТП, не сжечь сцепление, и не испортить нервы. Итак, давайте разберемся как нужно правильно буксировать автомобиль.
Буксировка не так проста, как кажется на самом деле. Движение на буксире требует навыков и умения. Особых премудростей нет. Оба водителя при буксировке должны действовать слаженно. Они сначала должны согласовать сигналы, которые будут подавать в пути. Сразу отметим: телефон, даже с безлимитным контрактом, здесь вряд ли поможет: опытный водитель и так знает, что делать, а неопытного подсказки могут только отвлечь.
Что нужно знать при буксировке автомобиля:
Для буксировки ТС необходимо включить аварийную сигнализацию как буксируемого, так и буксирующего ТС. Ключ зажигания должен быть вставлен в замок буксируемого автомобиля иначе заблокируется руль и автомобиль станет неуправляемый.
Самое главное требование — трос в любой момент буксировки должен быть натянут, и нельзя допускать, чтобы он волочился по дорожному покрытию. Это избавит оба автомобиля от рывков, и, кроме того, трос не попадет под колесо буксируемой машины.
Выполнение данной задачи возлагается, прежде всего, на водителя буксируемой машины, который должен притормаживать, как только трос начнет провисать. А водитель буксирующей машины должен трогаться и двигаться плавно, не допуская рывков. При буксировке следует двигаться со скоростью не более 50км/ч, чтобы избежать опасных и тяжелых ситуаций на дороге.
Передачи переключать на буксирующем автомобиле следует как можно быстрее и нельзя тормозить двигателем, да и вообще, тормозить следует только в крайних случаях. На «нейтралке» же двигаться можно только при торможении.
При необходимости сбавить скорость или остановиться, водитель буксирующей машины должен слегка нажать на педаль тормоза, чтобы только включить стоп-сигналы. (Если не работают стоп-сигналы, подавать сигнал торможения нужно рукой.) Теперь уже водитель заднего автомобиля должен притормаживать так, чтобы поддерживать натяжку троса.
А о необходимости остановки или более интенсивного торможения подскажет как провисающий трос, так и более длительное горение стоп-сигналов передней машины.
Такой механизм торможения особенно хорош на пологих спусках, когда тормозит только задний автомобиль, руководствуясь стоп-сигналами переднего. Подобный алгоритм предупреждает как провисание троса, так и наезд задней машины на переднюю, что вполне возможно при резком торможении. Особенно если на заднем авто стоит вакуумный усилитель тормозов, который, как известно, действует при работающем моторе.
При необходимости более интенсивного торможения на буксируемой машине можно воспользоваться ручником, который в свою очередь должен быть исправным.
Если на буксируемой машине исправна трансмиссия (естественно, речь идет о «механике»), притормаживать можно и двигателем. Особенно это важно на крутых и затяжных спусках, где эффективность тормозов с неработающим вакуумным усилителем может оказаться недостаточной. Соответственно, в таких местах нужно двигаться с меньшей скоростью.
Правильное маневрирование при буксировке
При буксировке очень важно правильно маневрировать. Водителю буксирующего автомобиля следует двигаться по максимально возможному радиусу, а буксируемого — придерживаться той же траектории. Иначе может случиться так, что трос окажется натянутым под прямым углом к буксируемому автомобилю и в конечном счете оборвется сам или вырвет буксирную проушину.
При буксировке в условиях интенсивного движения немалую сложность представляет перестроение. Стоит водителю буксируемого автомобиля замешкаться после того, как буксировщик свернет в образовавшийся разрыв между машинами, как между ними сразу же попытается вклиниться кто-то другой. Поэтому в подобном случае буксировщик должен снизить скорость, а в разрыв в потоке транспорта, если есть такая возможность, первым следует сместиться (хотя бы на полкорпуса) буксируемому автомобилю, придерживая тем самым место для буксирующего
Нюансы вождения при буксировке.
Если вас собираются тащить на буксире, или вам надо руками подвинуть свой автомобиль, обязательно с помощью ключа включите зажигание, а потом поверните этот ключ на один щелчок назад. В этом случае вы избежите ситуации, когда автомобиль начал двигаться, а рулевое колесо у него заблокировано, т.к. ключ только воткнут в замок и находится в положении «LOCK» — блокировка.
В городе более опытный водитель должен тащить вас на буксире, ведь ему придется все просчитывать и за себя, и за вас: все перестроения, проезд перекрестков, при этом резко не тормозя и, по возможности, не останавливаясь, так как процесс трогания сопровождается рывком, во время которого можно что-нибудь оторвать. Водителю-буксировщику придется непрерывно следить за вами в зеркало заднего вида, особенно при торможении и перестройках: вы-то, на веревке, ничего сделать не сможете, куда вас потащат, туда и поедете.
Самое страшное, что может произойти при буксировке — это то, что кто-нибудь из участников движения попытается встрять между буксировщиком и вами. Поэтому повесьте какую-нибудь тряпку на буксирный трос, чтобы его легче было заметить, и сам трос при буксировке в городе желательно сделать короче.
Когда вас тащат на буксире, окна у вас должны быть открыты, иначе может запотеть лобовое стекло, да и рукой махнуть, чтобы подать сигнал, даже крикнуть через открытое стекло легче.
Когда следует снизить скорость движения (например, вы подъезжаете к перекрестку), первый водитель должен нажать на тормоз, но так, чтобы машина еще не тормозилась, а стоп-сигналы у нее уже загорелись. Второй водитель, видя горящие «стопы» должен начать тормозить так сильно, чтобы затормозить обе машины: и свою, и буксировщика, чтобы первому водителю не понадобилось сильнее давить на педаль тормоза. Тогда буксирный трос будет все время натянут. Погасли «стопы» у первого водителя — сразу отпускайте и свой тормоз.
На первой машине при буксировке должен быть включен ближний свет фар, а на второй — сигнал аварийной остановки.
Если предстоит затяжной спуск, имеет смысл отцепиться от буксировщика и самому скатиться вниз — всем спокойнее будет.
На загородной трассе более опытный водитель может управлять второй машиной: все ж меньше будет рывков.
После начала буксировки. через 300-500 метров желательно остановиться и обсудить проблемы, которые могут возникнуть (стекла сильно забрызгиваются грязью, или что-то затрещало в автомобиле).
В качестве буксира лучше всего использовать синтетическую веревку или строп-ленту — они гасят рывки.
Водитель второго автомобиля главной своей задачей должен считать не допускать провисания троса, особенно при поворотах, так как в этом случае велика вероятность того, что он просто наедет своим колесом на провисший буксирный трос, что приведет к неприятным последствиям.
Всех пассажиров при буксировке желательно посадить в первый автомобиль; вторая машина будет легче, а в первом автомобиле пассажиры, непрерывно поглядывая назад, могут сообщать водителю о поведении «ведомого».
Буксировать автомобиль в городе надо на второй или третьей передаче. При этом первый автомобиль должен переключаться как можно быстрее, а сцепление отпускать с задержкой, чтобы избежать сильных рывков. Второй водитель должен угадывать момент переключения и, чуть притормаживая, стараться не допускать в этот момент провисания буксира. Если двигатель на вашем автомобиле свободно, без стуков вращается, и масляная система в порядке, то желательно включить пятую (четвертую) передачу и выжать сцепление, а во время трогания, переключения передач на первом автомобиле и движения на спуске надо просто отпускать сцепление — произойдет несильное торможение вашим двигателем, количество рывков будет меньше.
Перед началом буксировки, как уже говорилось, не забудьте проверить ключ зажигания, чтобы разблокировать рулевое колесо.
Тонкости буксировки авто на тросу.
Рано или поздно в жизни любого автомобилиста наступает момент, когда тачка просто отказывается ехать. Это печально, но не кидать же авто посреди дороги, да и до места ремонта или стоянки ее нужно как-то доставить. В этом случае есть три варианта: ремонт на месте, эвакуатор, буксир.
Ремонт на месте прокатывает редко, если поломка серьезная.
Эвакуатор – отличное решение, особенно если до места дислокации далеко, или авто не может самостоятельно катиться, или тачка на автомате (некоторые автоматические коробки нельзя буксировать даже на нейтрали при заглушенном двигателе).
Но эвакуатор стоит немалых денег. Особенно это невыгодно, если нужно переместить авто на небольшое расстояние.
В результате остается вариант с буксировкой авто на тросу.
ПОЧЕМУ БУКСИРОВКА НА ТРОСУ СТОЛЬ ПОПУЛЯРНОЕ РЕШЕНИЕ?
Внеплановый ремонт – это спонтанные расходы, которые каждый адекватный человек старается минимизировать. Вариант с буксировкой, если это позволяет техническое состояние тачки, крайне логичный ход, ведь если авто легковое, или это небольшой минивен или кроссовер (а о них и идет речь в данной статье), достаточно просто договорится с таксистом, словить попутку, в крайнем случае попросить помочь кого-то из знакомых, у кого есть тачка. В любом случае это на практике оказывается в разы дешевле, нежели заказать эвакуатор. Правда, все это оправданно в случае, если удалось отбуксировать авто без происшествий, а это не так просто, как может показаться на первый взгляд.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О БУКСИРОВКЕ АВТО НА ТРОСУ?
В первую очередь нужно отдавать себе отчет в том, что буксировка возможна только в том случае, если водители обеих авто имеют опыт вождения и готовы подстраиваться под ситуацию. В противном случае чинить обе тачки куда дороже, чем вызвать эвакуатор. Кстати, мало кто задумывается об этом в стрессовой ситуации, когда сломалось авто и резко нужно что-то решать. А зря, ведь это основополагающий момент.
Вторая по значимости ошибка – непонимание того, что почти у всех авто есть стандартная противоугонка на рулевой колонке, которая без поворота ключа в замке зажигания просто заблокирует возможность поворачивать руль. Правда, случится это не сразу, а через какое-то время после начала буксировки (водителю достаточно будет повернуть руль больше определенного угла – и тот заблокируется). Поверьте, когда это произойдет внезапно, а авто будет находится в движении в процессе буксировки, лишь мизерный процент водителей сумеет сориентироваться, вернув руль в исходное положение, чтобы разблокировать ключ в замке зажигания и отключить противоугонку.
Если техническое состояние буксируемого авто позволяет производить буксировку с заведенным двигателем – непременно так и поступите.
Мало того, что это автоматически отключит противоугонную систему блокировки руля, так и активизирует усилители руля и тормозов, которые есть практически у всех авто. В результате процесс станет куда проще и безопаснее, а водитель будет в более привычной обстановке относительно органов управления, что повысит безопасность.
ИГРАЕТ ЛИ РОЛЬ, КАКОЕ АВТО ВЫСТУПАЕТ В РОЛИ БУКСИРА?
Играет, причем сильно. Конечно же, речь не идет о марке и модели авто. Важно, чтобы в роли буксира выступало аналогичное авто, а лучше более крупная тачка, да еще и дизельная. Объясняется это просто – легковушки, небольшие кроссоверы/ минивены, которые сейчас наиболее распространены и о которых и идет речь в данной статье, чаще всего обладают небольшими двигателями, в которых запас мощности просто не предусматривает буксировку. Максимум – легкий прицеп весом в 2-3 раза меньше, чем весит само авто. Кроме того, очень часто и трансмиссия может быть не готова к такого рода “подвигам”, особенно если она автоматическая. На этом я хотел бы особо акцентировать ваше внимание. Потому что, если механическая коробка с большей долей вероятности получит урон в виде подпаленного сцепления (порой бывает и хуже), то автомат можно “положить” полностью даже при незначительном расстоянии буксировки. И это речь идет о сопоставимых, или больших авто, которые выступают в виде буксира.
В случае, когда авто меньше и слабее с точки зрения характеристик силового агрегата, есть вероятность, что на подъемах, особенно при старте, не хватит мощности трансмиссии или сцепных свойств шин, чтобы стронуть более тяжелое авто на буксире с места.
А ПОЧЕМУ АВТО С ДИЗЕЛЬНЫМ МОТОРОМ БОЛЕЕ ПОДХОДЯЩЕЕ В ВИДЕ БУКСИРА?
Опять же, данное суждение имеет смысл, если в виде буксира выступает более крупное или сопоставимое по габаритам авто. Почему? Читайте предыдущий блок.
Современные дизельные двигатели более “тяговитые” по сравнению со среднестатистическими бензиновыми моторами того же объема (хотя есть исключения). В этом легко убедиться самостоятельно, если заглянуть в технические характеристики силового агрегата, в пункт “вращающий момент”, и сравнить показатели. В паре с дизельным двигателем устанавливают и более выносливые коробки передач, которые рассчитаны переваривать куда больший вращающий момент. Правда, особенность с автоматами и ограничения на буксировку, о которых я писал выше, сохраняется.
Говоря проще, дизельные авто куда лучше подходят в виде буксира, нежели их бензиновые аналоги, ведь процесс станет проще, да и вероятность навредить авто, которое выступает в роде буксира, куда меньше (опять же в умелых руках).
А КАКИЕ ЕСТЬ ТОНКОСТИ ПРИ БУКСИРОВКЕ?
На первый взгляд может показаться, что задача плевая – прицепил к обеим авто трос и поехали. Но буквально после первого же старта начинаешь понимать, что в какой бы ты машине не сидел за рулем (буксировочной или буксируемой) катастрофически не хватает слаженности со вторым пилотом: ведущее авто может слишком быстро разгоняться или ехать. Иногда не получается держать трос в натянутом состоянии (об этом чуть позже); совершенно не получается парные замедления и остановки и т.д. Причина – нехватка опыта.
Старт должен производиться плавно, а водитель ведущего авто должен минимизировать время пробуксовывания сцепления (не держать педаль сцепления продолжительное время в моменте схватывания). В противном случае сцепления из-за сильно возросшей массы (в сцепке два авто) может сильно “подпалиться”, что негативно скажется на его ресурсе.
Нужно держать трос постоянно в натянутом состоянии. Во-первых, это сводит на нет рывки, которые не только неприятны водителям, но и крайне пагубно влияют на трансмиссию ведущего авто.
Во-вторых, ввиду ослабления троса может произойти его отсоединение на крюках, или что более опасно, разрыв троса ввиду наезда на него авто, которое находится на буксире. Кстати, это пожалуй самая распространенная ошибка при буксировке.
Но самый сложный момент – замедление и остановка двух авто одновременно. Оптимально выполнять это так: после краткого сигнала стопов ведущего автомобиля, водитель буксируемого авто должен начать плавно подтормаживать, причем так, чтобы трос был постоянно натянут. Если замедление требуется значительное, тормозят оба авто, но заднее все равно контролирует натяжение троса. В это время водитель ведущего авто должен выключить передачу, в случае если это механическая коробка передач, чтобы минимизировать нагрузку на трансмиссию. Конечно же, такие упражнения должны быть согласованы обеими водителями еще до старта буксировки. Особенно удобно, если есть возможность связаться по мобильной связи (в режиме громкой связи) или воспользоватся рациями. Так оба водителя будут комментариями страховать действия друг друга, что очень важно при буксировке.
По сути, более опытным, как не парадоксально, должен быть водитель буксируемого (заднего) авто, ведь у него куда меньше возможностей для маневров, он словно прицеп вынужден выруливать из обстановки, в которую вливается ведущее авто, и при этом именно он отвечает за натяжку троса. Водитель ведущего же авто должен беречь трансмиссию и сцепление (если такое имеется), не делать необдуманных маневров и не спешить.
Крайне важно выбрать правильный маршрут и время для буксировки, поскольку это серьезно влияет на проблематичность и безопасность мероприятия. К примеру, намного выгодней проехать лишние пару-тройку километров, но не попасть в пробку или интенсивный трафик. Частые остановки и старты пагубно влияют на техническое состояние ведущего авто, да и сильно выматывают обеих пилотов. Стоит избегать и буксировки в темное время суток, поскольку ночью куда сложнее ориентироваться. Также стоит избегать маршрутов с большим количеством ям и неровностей, поскольку в таких условиях даже при равномерном движении ведущего авто, буксируемая тачка будет постоянно то натягивать, то ослаблять трос.
Трос желательно брать с запасом по максимальной нагрузке и цеплять в места строго указанные заводом производителем авто, иначе машине будет нанесен существенный ущерб.
Как видите, Америку я не открыл, но важных мелких нюансов хватает. Главное заранее все обсудить со вторым водителем и настроить связь еще до начала старта. Если есть варианты, всегда берите более опытного и гибкого в плане вождения второго пилота, поскольку именно навыки во внезапно возникшей внештатной ситуации позволят выбраться с минимальными потерями. Удачи и пусть ваши тачки не ломаются!
Как правильно буксировать автомобиль
Буксировка — приём перевозки, знакомый каждому опытному водителю. Необходимость в помощи на дороге возникает по ряду определённых причин. Поэтому в транспортном средстве кроме запасного колеса и других обязательных принадлежностей должен находиться буксировочный трос. Сам же водитель обязан знать, как буксировать автомобиль.
Единые ПДД по буксировке ТС
Принято выделять единые каноны буксировки:
Для буксируемого автомобиля введены следующие пункты ПДД:
Для буксирующего автомобиля введены эти пункты ПДД:
Существует также ряд обязательных правил, ограничивающих буксировку:
Виды буксировки транспортных средств
Различают несколько видов буксировок:
Буксировка на гибкой сцепке
Буксировка считается одним из самых сложных технических приёмов. Законом даже выделен специальный раздел ПДД, регулирующий положения этого метода перевозки неисправной машины.
Буксировка может проводиться разными способами, но именно гибкая сцепка проводится наиболее часто, ведь большинство автомобилистов ездят на легковых машинах. Жёсткая сцепка неудобна, требует наличия специального подъёмника. А вот гибкая сцепка — достаточно лишь одного прочного каната. Поэтому в подавляющем большинстве случаев буксировка проводится этим способом.
Гибкая сцепка имеет ограничения:
Рекомендации для водителя собирающегося буксировать на гибкой сцепке.
Следование этим правилам поможет избежать многих неприятностей. В качестве гибкой сцепки может быть использован не только металлический трос, но и капроновый канат, тоже не уступающий в прочности.
Буксировка на жесткой сцепке
Это вариант буксировки, редко используемый владельцами легковых автомобилей по причине неудобства и сложности. Однако именно такой способ прицепа является самым надёжным, ведь он позволяет максимально прочно соединить два автомобиля между собой.
Главное в жёсткой сцепке — особое приспособление, собранное из балки с проушинами и металлической трубы. Встречается и другое, более сложное устройство, позволяющее буксировать неисправную машину по траектории головного автомобиля.
Жёсткая сцепка гораздо безопаснее, ведь между автомобилями обеспечивается стабильная дистанция. Это полностью исключает рывки или сближения.
По закону за баранкой буксируемого жёсткой сцепкой ТС беспременно должен сидеть водитель (карандаш), а дистанция — не превышать 4 метров. Также не допускается перевозка машины с вышедшими из строя тормозами и «рулевой».
Буксировка частичной погрузкой
Транспортировка машины с частичной погрузкой — более сложный тип буксировки. Для реализации этого способа потребуется большой внедорожник и кран, осуществляющий подъём передка автомобиля.
Такой вариант переброски транспортного средства часто применяется для новых легковых машин и грузовиков. Это наиболее безопасный и удобный метод перевозки автомобилей на малые и средние расстояния.
Несмотря на безопасность, частичная погрузка имеет свои правовые ограничения.
Буксировка автомобиля с АКПП
Автомобили с МКПП легко и просто завести толкачом или перевезти в ближайший ремонтный центр методом буксировки. Другое дело — автомобиль с АКПП. Некоторые водители до сих пор считают, что буксировать такую машину нельзя, ведь это часто приводит к весьма дорогостоящему ремонту коробки. Но такое происходит по вине самих водителей, совершающих грубые ошибки по незнанию.
Главная причина, усложняющая буксировку, заключается в наличии масляного насоса, функционирующего вкупе с силовым агрегатом. Это означает, что если двигатель автомобиля с «автоматом» заглушен, смазки КПП не происходит. Соответственно, происходит сильный перегрев и быстрее изнашиваются трущиеся детали.
Если селектор АКПП будет переведён в положение N, можно спокойно преодолевать на буксире любые расстояния. Однако часто буксировка проводится на автомобилях с неработающим мотором, и тогда возникает опасность загубить коробку передач, если не изучить регламентируемую инструкцию по буксировке и знать особенности перевозки на прицепе конкретной модели авто.
Общие правила по буксировке машины с АКПП:
Теперь о том, можно ли сам автомобиль с АКПП использовать в качестве буксировщика. Эксперты настаивают: избегайте этого! Если же брать на прицеп другой автомобиль приходится, надо:
Важно учитывать также технические характеристики автомобилей.
Так, машины с АКПП, оборудованные полным приводом, рекомендуется не трогать вообще. Буксировка их легко приведёт к перегреву вискомуфты, что грозит серьёзным капитальным ремонтом коробки.
Правила буксировки транспортных средств
Добрый день, уважаемый читатель.
В предшествующей статье серии «Правила буксировки автомобиля» были рассмотрены виды буксировки и их основные особенности. Напомню, что речь шла о буксировке на гибкой сцепке, на жесткой сцепке, методом частичной погрузки.
В этой статье будут рассмотрены правила буксировки транспортных средств, которые являются общими для всех видов буксировки, а также возможные наказания за нарушения этих правил:
Буксирующее и буксируемое транспортные средства
Для начала рассмотрим различия понятий «буксирующее ТС» и «буксируемое ТС», которые довольно часто вызывают затруднения у водителей, впервые взявших в руки правила дорожного движения.
Световые приборы при буксировке
Правила дорожного движения требуют, чтобы буксируемое (находящееся сзади) транспортное средство было выделено на дороге:
Кроме того, не забывайте, что в 2021 году на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены дневные ходовые огни, ближний свет фар или противотуманные фары.
То есть и на буксирующем, и на буксируемом транспортных средствах должен быть включен один из перечисленных типов световых приборов.
Максимальная скорость при буксировке
Максимальная скорость при буксировке составляет 50 км/ч (пункт 10.4 ПДД). Данная цифра не зависит от того, происходит буксировка в населенном пункте или за его пределами.
Буксировка на автомагистрали
Буксировка на автомагистрали в 2021 году не запрещена правилами дорожного движения.
Однако хочу напомнить, что если буксирующее и буксируемое транспортные средства не могут ехать быстрее 40 км/ч, то движение по автомагистрали для них является нарушением правил.
Стаж водителей при буксировке
В 2021 и 2022 году водителем буксирующего транспортного средства может быть только человек, имеющий водительское удостоверение в течение 2-х или более лет. То есть начинающий водитель не может управлять буксирующим автомобилем. Подробнее о данном изменении от 4 апреля 2017 года Вы можете узнать в отдельной статье.
К водителям буксируемых транспортных средств подобные требования не предъявляются.
Условия, при которых запрещена буксировка транспортных средств
1. Знак «движение с прицепом запрещено» запрещает буксировку механических транспортных средств:
2. Запрещается буксировка мотоциклами без бокового прицепа, мопедами и велосипедами, а также буксировка таких транспортных средств. Т.е. мотоциклы, велосипеды и мопеды не могут выступать ни в качестве буксирующего, ни в качестве буксируемого транспортного средства.
3. Запрещается буксировка одновременно нескольких транспортных средств.
Примечание. При этом одновременная буксировка нескольких прицепов правилами не запрещается.
Штраф за неправильную буксировку
В настоящее время наказанием за нарушение правил буксировки является предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей (статья 12.21 КоАП).
ДТП при буксировке
В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).
Для предотвращения столкновения автомобилей следует придерживаться заранее оговоренной между водителями схемы торможения:
Например, сначала буксирующий автомобиль кратковременно нажимает на педаль тормоза, чтобы показать водителю буксируемого автомобиля, что вскоре состоится совместное торможение. После этого оба автомобиля одновременно начинают торможение.
При смене полосы движения первым должен перестроиться буксируемый (задний) автомобиль. Только после него перестраивается буксирующий. В противном случае буксируемому автомобилю может просто не хватить места в соседней полосе.