что выдается вместо свидетельства о праве собственности на квартиру сейчас
Что изменилось после отмены свидетельств о регистрации прав собственности на недвижимость
С 15 июля 2016 года в России вместо свидетельства о государственной регистрации прав собственности на недвижимость выдается выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним. При этом свидетельства о государственной регистрации прав, которые были выданы до указанной даты, менять не надо. Основанием для отмены служат поправки, внесенные в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Сделки с недвижимостью стали более безопасными. Свидетельство не давало покупателю полной гарантии в том, что продавец действительно обладает правами собственности на объект недвижимости. Бумажное свидетельство можно подделать, и поэтому всегда был риск стать жертвой мошенников. Кроме того, даже в подлинном свидетельстве информация могла устареть. Например, если с момента его получения в праве собственности возникли обременения.
Возможность получать выписки из ЕГРП существует уже несколько лет. Однако не все знали о ней, многие продолжали по традиции при совершении сделки использовать информацию из свидетельств о праве собственности.
Свидетельства о государственной регистрации прав, которые были выданы до 15 июля 2016 года, менять не нужно. Эти документы подтверждают факт регистрации возникновения и перехода права на дату, указанную в них как дата выдачи.
В целом в работе ни юристов, ни риелторов, ни в действиях граждан при сделках с недвижимостью от изменения формы документа, удостоверяющего право собственности, ничего не изменилось.
Выписка представляет собой документ, подтверждающий актуальность сведений об объекте недвижимости. Документ удостоверяет, что на указанную в нем дату выдачи за определенным лицом зарегистрировано право на конкретный объект недвижимости, о чем в ЕГРП в соответствующий день сделана регистрационная запись под соответствующим номером. Выписка действует бессрочно, однако фиксирует положение дел с регистрацией прав на объект недвижимости именно на дату выдачи.
Документ, выдаваемый вместо свидетельства о праве собственности на жилье в 2020 году
В связи с отменой действия свидетельства о праве на собственность возникает закономерный вопрос: что же ввели вместо него, как теперь доказать свое владение жильем? В 2020 году свидетельство о праве собственности на квартиру перестали выдавать, его заменили записью в ЕГРН. Свидетельства старого образца, находящиеся еще на руках граждан, считаются условно достоверными, но они пригодны только для первичной оценки рисков при купле-продаже недвижимости.
Какие документы теперь получают собственники жилья?
Многие жители страны имеют недвижимость, и при передаче ее по наследству или при купле-продаже им нужно знать, как доказать свое владение ею. Ранее выдавалось свидетельство розового цвета, такой документ перестали выпускать еще в 2015 году, заменив его распечаткой на обычной бумаге формата А4, которая действует наряду с выпиской из ЕГРП.
Раньше она тоже применялась, как дополнительная справка для подтверждения собственности во время покупки или продажи жилья, сейчас же она стала единственным документом, свидетельствующим о владении недвижимостью. Отмена свидетельства никак не отразилась на последовательности процедуры оформления квартир покупателями и продавцами, но такое нововведение позволило снизить риск подделки официальных бумаг. До отмены свидетельств мошенники могли использовать недействительные бланки.
Проведение государственной регистрации договоров после введения новшества осуществляется посредством внесения в документ специальной регистрационной надписи, в которой оговорено содержание сделки. Она стоит на электронной версии и подтверждается электронным автографом государственного регистратора на каждом отдельном листе.
В печатном виде правоустанавливающий документ на имущество должен иметь:
На заверенный таким образом документ уже нельзя будет поставить «синий» штамп.
Именно этот документ, наряду с записью в ЕГРН, является основным доказательством прав на определенную недвижимость.
Как получить выписку на жилую собственность?
Чтобы взять выписку из ЕГРП (Единого государственного реестра прав на недвижимость), следует вначале подготовить все необходимые бумаги. О точном их пакете и стоимости услуг по ее оформлению можно узнать на сайте Росреестра онлайн.
Основными документами, необходимыми для запроса на выписку, являются:
После проверки всех представленных бумаг сотрудник Росреестра даст взамен бланк, на котором будет обозначена дата выдачи готовой выписки. Срок подготовки такой официальной бумаги составляет 10 рабочих дней, отсчет ведется с момента получения специалистом правильно оформленной заявки.
Если заказывать ее через интернет, потребуется заполнить заявление в электронном виде, а затем к нему прикрепить отсканированные копии необходимых документов.
Для физических лиц получение выписки в электронном виде более выгодно, так как они смогут сэкономить на госпошлине, для них услуги будут на 30 % ниже.
Такие изменения не приводят к задержкам в оформлении документов, просто теперь владельцу жилья потребуется заранее заказать выписку о праве собственности.
Чем старая выписка из ЕГРП отличается от новой?
Некоторые, услышав наименование нового документа на владение недвижимостью, думают, что он ничем не отличается от ранее выдаваемой справки, но это не так. Несмотря на то что новая выписка по названию и значению схожа со старой, все же они отличаются друг от друга. Она лишь частично дублирует прежний документ, который и сейчас можно получить, если отправить запрос при покупке или продаже собственности, чтобы подтвердить, действительны ли данные об объекте недвижимости на определенную дату запроса. В ней даются общедоступные данные, которые могут быть представлены любому жителю страны по его запросу. Его можно направить в МФЦ, Федеральную кадастровую палату или Росреестр, при этом допускается, что объект располагается на любой территории России.
Стоимость получения такой справки составляет 200 рублей.
Получение выписки на недвижимое имущество является добровольным делом каждого владельца жилья. Порядок регистрации недвижимости остался прежним, на него не повлияла отмена свидетельства. Его необходимо будет обязательно получить только в случае выполнения конкретной операции, которую невозможно будет осуществить без такого документа. Нововведение внедрено специально, чтобы защитить владельцев недвижимости от мошенников, которые научились идеально подделывать бывший ранее в обиходе бланк.
Росреестр разъяснил правила сделки купли-продажи жилья
Росреестр дал несколько советов тем, кто хочет продать или купить квартиру. Сам процесс начинается с подготовки пакета документов, продавцу лучше этим заняться заранее, так как процедура займет определенное время, предупреждают в ведомстве.
Покупатель в первую очередь должен убедиться, что продавец квартиры является ее законным собственником. К правоустанавливающим документам, которые подтверждают право на жилье, относятся выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, по которому ранее квартира приобреталась, свидетельство о праве на наследство и договор дарения.
Если у продавца нет свежей выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, то покупатель сам может запросить ее на сайте Росреестра или на портале госуслуг. Этот документ позволит проследить историю всех операций с объектом недвижимости. Например, как часто менялись собственники квартиры и какие сделки с ней совершались ранее.
Незаконная перепланировка скажется на кошельке покупателя
Стоит проверить, есть ли у продавца задолженность по коммунальным платежам. Соответствующую справку по форме ЕИРЦ-22 можно заказать в МФЦ, ТСЖ, управляющей компании или на портале госуслуг.
В случае если на момент приобретения недвижимости продавец состоял в браке, требуйте согласия супруга.
На что еще обратить внимание
Если вы не можете присутствовать на сделке, вам заранее необходимо оформить нотариальную доверенность на продажу квартиры, а также на представление документов в Росреестр на государственную регистрацию.
Если среди собственников продаваемой квартиры есть несовершеннолетние или лица, находящиеся под опекой и попечительством (совершеннолетние недееспособные, признанные ограниченно дееспособными граждане), необходимо запросить разрешение органов опеки и попечительства на заключение договора купли-продажи.
Сколько платить
За государственную регистрацию права собственности на квартиру покупателем уплачивается государственная пошлина 2 тыс. руб. В том случае, если квартира приобретается в кредит, регистрируется ипотека с одновременной регистрацией права собственности на квартиру. Госпошлина за регистрацию ипотеки не взымается.
Если в продаваемой квартире кто-то прописан, стоит заранее урегулировать с покупателем вопрос о сроках снятия с регистрационного учета. Это можно сделать на портале госуслуг или обратившись в МФЦ. Затем там же необходимо заказать выписку из домовой книги. Этот документ позволит потенциальному покупателю убедиться, что на жилплощади никто не прописан. Срок давности выписки должен быть не более 30 календарных дней.
Квартира, приобретенная в браке, является совместно нажитым имуществом. В этом случае требуется нотариально удостоверенное согласие супруга на продажу квартиры.
Куда обращаться для регистрации сделки
Регистрация перехода прав и прав собственности осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Документы на регистрацию права собственности можно подать:
После завершения регистрационных действий покупатель получает выписку из ЕГРН, где содержится информация о его праве собственности на квартиру.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Смоленской области
18.07.2016 14:03 В России отменили выдачу свидетельства о праве собственности
С 15 июля текущего года в соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в действующий Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», собственникам недвижимого имущества не будет выдаваться свидетельство о государственной регистрации права.
С этого момента государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Выписка представляет собой документ, подтверждающий, что на указанную в ней дату выдачи за определенным лицом зарегистрировано право на конкретный объект недвижимости, о чем в ЕГРП в соответствующий день сделана регистрационная запись под соответствующим номером. По содержанию выписки, которые будут выдаваться в качестве подтверждения проведенной регистрации права, не будут существенно отличаться от выписок, которые запрашивают, к примеру, для проверки чистоты сделки при продаже или покупке квартиры. Документ можно получить как в бумажном, так и электронном виде.
Свидетельства о государственной регистрации прав, которые были выданы до 15 июля 2016 года, менять не надо. Эти документы подтверждают факт регистрации возникновения и перехода права на дату, указанную в них как дата выдачи.
Купил квартиру больше 20 лет назад, а право собственности зарегистрировал только сейчас
Я приобрел квартиру по договору купли-продажи в июне 1998 года. Договор зарегистрировали в БТИ. В 2020 году решил эту квартиру продать. Для этого пришлось ставить ее на кадастровый учет через риелторов, после чего появилась запись в ЕГРП.
Теперь мне говорят, что раз квартиру поставили на учет как мою собственность в 2020 году, то, чтобы ее продать, мне надо ждать пять лет. Иначе придется платить налог с продажи.
Но ведь я владею квартирой уже 22 года. Разве это не право собственности? Что делать?
В вашем случае налог платить не нужно. Путаница возникает из-за того, что единый государственный реестр и вообще институт общей государственной регистрации прав на недвижимое имущество существовал далеко не всегда. Первый закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним был принят 21 июля 1997 года. А вступил в силу 31 января 1998 года. С этого момента начался переходный период в сфере регистрации прав на недвижимость, который завершился только 1 января 2000 года.
Объясню подробнее, как во всем разобраться и какие проблемы могут встретиться, если вы подписывали договор в переходный период.
Договор купли-продажи заключен до 31 января 1998 года
Если попытаться максимально упростить, то в мире существуют две системы учета прав на недвижимость: регистрация документов и регистрация прав — титулов. В системе учета, построенной на регистрации документов, государство регистрирует только сделку, а в реестр недвижимости вносится запись о договоре.
Такая система действовала в России до 1998 года. Тогда в регионах договоры в основном регистрировали органы БТИ. То есть вы подписывали договор, а специально уполномоченные лица ставили условный штампик: «Зарегистрировано». Доказательством, что вы обладаете правом собственности, была только ваша бумага со штампиком. Государство за вашу сделку не отвечало никак, а лишь регистрировало факт ее совершения.
После 1998 года мы перешли на другую систему, основа которой — регистрация права, то есть титула. Регистрируется переход прав от одного лица к другому, и эти записи хранятся все в одном месте — государственном реестре. Запись о зарегистрированном праве в Росреестре — это гарантия наличия прав у продавца. Вы можете запросить в Росреестре сведения из ЕГРП и понять, владеет продавец квартирой или нет. В государствах с другой системой подтвердить это нельзя.
Но это я сильно упростил. На самом деле все намного сложнее. Существует множество классификаций систем, этот вопрос изучается теоретиками права сотни лет, и до сих пор нет единого мнения о том, какая система лучше.
Закон 1998 года установил, что право собственности, которое человек получил до того, как новый закон стал действовать, считается приобретенным без государственной регистрации. А если собственник хочет, он может его подтвердить, зарегистрировав в реестре. Но это необязательно. Если в вашем регионе действовала своя система регистрации договоров, то она тоже признавалась законной, а регистрация в новом реестре прав производилась по желанию.
Так что, если вы купили квартиру до 31 января 1998 года, ваш договор и ваши права признаются возникшими независимо от того, когда они учтены в Росреестре — 22 года назад или только сейчас. Учет только подтверждает наличие ранее возникших прав. Дата, когда вы поставили квартиру на кадастровый учет и ей присвоили регистрационную запись в ЕГРП, на срок владения недвижимостью не влияет. В том числе для целей налогообложения. Когда купили, тогда и стали собственником, и неважно, в какой период вы уведомили Росреестр о наличии своих прав. Платить налог и подавать декларацию не надо.