что такое взлетный вес самолета
Максимальная взлётная масса
Из Википедии — свободной энциклопедии
Максима́льная взлётная ма́сса (максимальный взлётный вес, англ. MTOW — max takeoff weight) — максимальная масса воздушного судна, при которой оно может взлететь с соблюдением всех правил безопасности полётов.
Правила безопасности полётов предусматривают соблюдение множества различных условий. Например, должен быть обеспечен разгон самолёта до взлётной скорости при его разбеге по ВПП заданной длины. Самолёт с массой, превышающей максимально допустимую, может не успеть набрать необходимой скорости, а при отказе от взлёта остатка ВПП может не хватить для торможения самолёта.
Должен быть обеспечен необходимый запас подъёмной силы, которая в приземном слое воздуха значительно выше из-за экранного эффекта и падает с отходом от земли. То же самое справедливо и для вертолётов.
Для самолёта также должна быть обеспечена нужная скорость набора высоты, чтобы не задеть деревья или здания вокруг аэродрома (некоторые аэродромы расположены в городах и окружены высокими зданиями).
Превышение максимальной взлётной массы называется перегрузом (не путать с перегрузкой), и является грубым нарушением правил безопасности полётов. Перегруз явился причиной многих авиационных происшествий.
Максимальная взлётная масса воздушного судна совершенно не обязательно соответствует его полной снаряженной массе, полной заправке топливом и полной загрузке полезным грузом. Как правило, всегда производится расчёт заправки и загрузки для каждого конкретного вылета и практически всегда приходится жертвовать или заправкой (что ограничивает дальность полёта) либо ограничивать массу полезного груза в пользу заправки топливом. Также на взлётную массу влияют другие факторы, например, температура наружного воздуха — чем жарче на аэродроме вылета, тем менее плотен воздух (при том же атмосферном давлении), меньше подъёмная сила и выше температура газов двигателей, что также накладывает ограничения на максимальную взлётную массу.
Взлетная масса
Масса самолета в момент начала движения при взлете
Смотреть что такое «Взлетная масса» в других словарях:
Максимальная взлетная масса — 15. Максимальная взлетная масса Наибольшая взлетная масса самолета, допускаемая в эксплуатации с учетом ограничений, обусловленных прочностью, аэродинамикой, безопасностью взлета и последующего полета при взлете в заданных для этой массы условиях … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Расчетная взлетная масса самолета — 10. Расчетная взлетная масса самолета Максимальная масса самолета (в начале разбега) в условиях нормальной эксплуатации, при которой обеспечивается выполнение ТТТ (ТЗ) Источник: ОСТ 1 00428 81: Весовые характеристики самолета. Термины и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
эксплуатационная масса — 3.14 эксплуатационная масса (operation mass): Масса базовой машины с оборудованием и приспособлениями в соответствии с техническими требованиями изготовителя, массой оператора (75 кг), полным топливным баком и всеми жидкостными системами,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Максимальная масса воздушного судна — 1.2.2.13. Максимальная масса максимальная сертифицированная взлетная масса воздушного судна, указанная в его эксплуатационной документации. Источник: Постановление Правительства РФ от 18.06.1998 N 609 (ред. от 07.12.2011) Об утверждении Правил… … Официальная терминология
максимальная — максимальная: Максимально возможная длина ЗО, в пределах которой выполняются требования настоящего стандарта и технических условий (ТУ) на извещатели конкретных типов, Источник: ГОСТ Р 52651 2006: И … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 54580-2011: Воздушный транспорт. Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения — Терминология ГОСТ Р 54580 2011: Воздушный транспорт. Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения оригинал документа: 3.1.1 вертолет: Воздушное судно тяжелее воздуха, которое… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Уравнение существования летательного аппарата — Содержание 1 Уравнение существования летательного аппарата (формула Можайского) 1.1 Вид формулы … Википедия
Dassault Rafale — Rafale Тип многоцелевой истребитель Разработчик … Википедия
Ми-34 — Назначение: многоцелевой Первый полёт: ноябрь 1986 … Википедия
Весовые характеристики самолета. Термины и определения
ВЕСОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА
Термины и определения
Распоряжением Министерства от 30 июня 1981 г. № 087-16 срок введения установлен с 1 января 1982 г.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения весовых характеристик самолета, применяемые при проектировании, а также его изготовлении и эксплуатации.
Термины и определения, установленные настоящим стандартом, обязательны при проектировании, а также изготовлении, эксплуатации и оценке летно-технических и экономических характеристик самолета.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Применение терминов-синонимов вместо стандартизованного термина не допускается.
Максимальное значение массы изделия, согласованное с заказчиком
Масса, на основании которой формируются все проектные характеристики и параметры самолета
Величина, принимаемая руководителем проекта, обеспечивающая не превышение гарантируемой массы
Максимальная масса, установленная руководителем проекта для разработки данного изделия
Масса изделия, полностью изготовленного в соответствии с чертежом, определяемая взвешиванием
Суммарная масса, состоящая из фактической массы изделий, изготовленных в производстве, чертежной массы изделий, не изготовленных в производстве, и лимитной массы изделий, на которые не выпущены чертежи
Масса изделия в состоянии технологической готовности, определяемая взвешиванием
Сумма собственной массы устанавливаемого готового изделия, массы элементов его крепления, массы жидкостей и газов, дополнительной массы смежных систем и массы усилений конструкции для установки данного изделия
Максимальная масса самолета (в начале разбега) в условиях нормальной эксплуатации, при которой обеспечивается выполнение ТТТ (ТЗ)
Масса, равная расчетной взлетной массе за вычетом наименьшего количества топлива, израсходованного до момента достижения той или иной конфигурации или высоты полета
Масса, соответствующая требованиям прочности конструкции; устанавливается изготовителем
Масса самолета, равная сумме взлетной массы и запаса топлива, расходуемого на опробование двигателей и руление на старт
Масса самолета в момент начала движения при взлете
Наибольшая взлетная масса самолета, допускаемая в эксплуатации с учетом ограничений, обусловленных прочностью, аэродинамикой, безопасностью взлета и последующего полета при взлете в заданных для этой массы условиях базирования
Наибольшая посадочная масса, допускаемая в эксплуатации самолета в заданных для этой массы условиях базирования
Суммарная масса пустого самолета, снаряжения и максимальной коммерческой нагрузки
Масса резерва топлива сверх расчетного количества на маршрут, предназначенная для непредвиденных затрат топлива, вызываемых случайными отклонениями от заданного маршрута, ожиданием разрешения на посадку, вынужденным полетом на запасной аэродром, обходом грозовых облаков, изменением скорости ветра и другими обстоятельствами
Масса топлива, остающегося в топливной системе, определяемая по результатам испытаний на расходование топлива
Масса топлива, остающегося в топливной системе после выработки и слива топлива
Отношение массы данной части самолета или агрегата к максимальной взлетной массе самолета
Отношение массы полной (полезной) нагрузки к максимальной взлетной массе самолета
Отношение максимальной массы топлива к максимальной взлетной массе самолета
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
Масса аэронавигационного запаса топлива 18
Масса взлетная максимальная 15
Масса остатка топлива невырабатываемого 19
Масса остатка топлива несливаемого 20
Масса посадочная максимальная 16
Масса самолета без топлива максимальная 17
Масса самолета расчетная взлетная 10
Масса самолета расчетная полетная 11
Масса самолета расчетная посадочная 12
Масса частей самолета относительная 21
Отдача весовая по полной (полезной) нагрузке 22
Вес самолета
Содержание
Определение веса
Вес пустого производителя (MEW)
Вес конструкции самолета и деталей, необходимых для полета.
Пустой вес (EW) / Эксплуатационная масса пустого (OEW) или эксплуатационная масса пустого (OWE)
Абсолютный вес пустого (MEW) дополняется стационарно установленным дополнительным оборудованием (включая кухонное оборудование ).
Базовый вес
Базовая эксплуатационная масса (ЛУК)
(Также сухая эксплуатационная масса (DOW))
Нулевой вес топлива (ZFW)
также Zero Fuel Mass (ZFM)
Масса без годного к употреблению топлива в баке, но с учетом неиспользуемого топлива. Состоит из сухой эксплуатационной массы (DOW) и полезной нагрузки d. ЧАС. Вес всех пассажиров (PAXe), включая багаж и ручную кладь, авиаперевозки (груз), почту.
Вес рампы (RW)
Ноль топливо Вес увеличивает вес используемого топлива. В этот момент самолет полностью загружен и имеет максимальный вес.
Взлетная масса (TOW)
Вес при отпускании тормозов для разбега. (Вес снятия тормоза)
Производитель Вес пустого |
+ стационарно установленное оборудование |
= Пустой вес |
+ Эксплуатационные материалы и остаточное топливо |
= Базовый вес |
+ Кейтеринг |
+ Экипаж и их багаж |
= Сухая эксплуатационная масса |
+ Полезная нагрузка |
= Нулевой вес топлива |
+ Взлетное топливо (TOF) |
+ Топливо для такси (TF) |
= Вес рампы |
— Такси Топливо |
= Взлетная масса |
Максимальный вес такси
Максимальный вес, с которым самолет может рулить ( руление на РД ). Этот предел веса определяется грузоподъемностью планера и всей конструкции самолета.
Максимальный взлетный вес (MTOW)
Максимально допустимая взлетная масса (MATOW)
Планируемая посадочная масса самолета
Максимальный посадочный вес
Максимально допустимая посадочная масса
Допустимый посадочный вес может быть ограничен слишком короткой взлетно-посадочной полосой или большой высотой плотности в аэропорту назначения.
Максимальный рабочий вес
Вес, указанный при выполнении полетов: z. Б. Максимально допустимая взлетная масса, Максимально допустимая посадочная масса.
Максимальный вес конструкции
Ограничения по весу, накладываемые конструкцией самолета, который не может быть загружен без ограничений: z. B. Максимальная полная посадочная масса, максимальная взлетная масса, максимальная полная масса руления. Для их соблюдения может потребоваться уменьшить количество пассажиров или вес авиаперевозки. Если это невозможно, можно перевезти меньше топлива и потребуется остановка для дозаправки (остановка для заправки по маршруту).
Вес самолета Боинг 747 и других
Многие люди, отправляющиеся в свое первое воздушное путешествие, часто задают вопросы о весе пассажирского лайнера. Человеку, наблюдающему полет самолета с земли, кажется, что воздушное судно весит всего лишь несколько сотен килограммов. На самом деле вес среднестатистического пассажирского судна составляет несколько сотен тонн. Конкретная величина зависит от разновидности воздушного судна. В нашей статье мы предлагаем рассмотреть вопрос о том, сколько весит пассажирский самолет.
У каждого самолёта есть свой максимальный взлётный вес
Среднестатистические показатели
Каждый человек, который хотя бы один раз летал воздушным транспортом, знает нормативы транспортировки багажа и ручной клади. Для того чтобы попасть на борт воздушного судна, необходимо пройти таможенный досмотр и контрольное взвешивание поклажи. Эти правила установлены с целью обеспечения безопасности перелета. Перегрузка воздушного судна может стать причиной крушения лайнера и смерти пассажиров. Именно поэтому каждая авиакомпания устанавливает собственные нормы транспортировки грузов, основываясь на технических характеристиках своего парка.
Авиаконструкторы часто используют такое словосочетание как «взлетная масса» воздушного судна. Этот термин используется для обозначения общего веса транспортного средства, пассажиров, топлива, груза и других объектов. Этот параметр оказывает непосредственное влияние на аэродинамику транспортного средства. Для того чтобы увеличить аэродинамические показатели, инженеры стараются уменьшить массу транспортного средства. Важно отметить, что масса самолета зависит от его модификации. В качестве примера можно привести семьсот тридцать седьмой Боинг, чей вес варьируется от пятидесяти до семидесяти тонн в зависимости от модели.
Нужно выделить тот факт, что пустой самолет весит в два раза меньше «взлетной массы».
При создании транспортного средства учитывается количество сидений для пассажиров, места для груза и объема топливной смеси. Использование легких металлов позволяет значительно снизить массу самой конструкции и ее основных узлов. Одной из главных задач инженеров является поиск новых сплавов, которые позволят свести массу самого летательного аппарата к минимуму. Использование таких материалов позволит увеличить вместимость транспортного средства.
Критерии оценки массы воздушного судна
Для того чтобы взлететь в воздух, самолет должен преодолеть силу земного притяжения. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод о важности рассматриваемого параметра. В технических характеристиках каждого воздушного судна указывается вес пустого лайнера и его взлетные показатели. Эти параметры имеют важное значение для нормального перемещения в воздухе. Все самолеты, использующиеся в гражданской авиации, можно разделить на несколько отдельных категорий:
Для того чтобы отнести конкретное судно к конкретной категории, необходимо рассчитать его массу. Для обслуживания маршрутов на дальние расстояния используются такие самолеты как «Ту», «Боинг» и «Аэробус». Каждая авиакомпания при пополнении своего парка учитывает коммерческую массу, которую лайнер может поднять в небо. На основе этого показателя рассчитывается уровень рентабельности использования воздушного судна на конкретном маршруте.
Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод, что одной из задач авиастроителей является расчет максимального объема взлетной массы. Для того чтобы увеличить этот показатель, используются специальные топливные баки, двигатели и другие основные узлы. Важно отметить, что от тяжести воздушного судна зависит и такой показатель, как крейсерская скорость. Этот параметр оказывает непосредственное влияние на длительность перелета.
Чем меньше взлётный вес — тем комфортней взлёт и посадка
Сравнение современных самолетов
Для того чтобы грамотно выбрать летательный аппарат, необходимо провести небольшое сравнение основных моделей, что используются в сфере гражданской авиации. Здесь нужно отметить, что подобные сведения не представляются сотрудниками авиакомпаний. Ниже мы предлагаем изучить основные технические характеристики самых популярных воздушных кораблей.
«Боинг»
Американская компания «Боинг» является настоящим лидером в сфере авиастроения. Согласно статистическим данным, примерно семьдесят пять процентов крупных авиакомпаний используют на своих рейсах самолеты, выпущенные этой корпорацией. Столь высокая популярность данной марки объясняется вместительностью транспортных средств и их высокой надежностью. В список самых качественных модификаций входят представители семьсот тридцать седьмой, семьсот сорок седьмой и семьсот шестьдесят седьмой серии.
Самолет «Боинг 747» представляет собой двухпалубное транспортное средство. Вес Боинга 747 зависит от модификации транспортного средства. Сотая модель этого судна вмещает более четырехсот пятидесяти пассажиров и способна преодолеть расстояние в семь тысяч километров. Вес этого летательного аппарата составляет сто шестьдесят семь тонн, а максимальная взлетная масса – триста тридцать три тысячи килограммов. Модернизированное транспортное судно весит около ста сорока двух тонн. В данном случае взлетная масса снижается до трехсот шестнадцати тысяч килограммов.
«Боинг 737-100» был разработан в середине шестидесятых годов, прошлого столетия. Важно отметить, что эта модификация была признана худшей моделью в данной серии. Однако сама модель стала стартовой платформой для разработки улучшенных лайнеров. Масса такого судна составляет двадцать девять с половиной тонн. Этот самолет способен подняться в небо даже в том случае, когда его вес превышает показатель в пятьдесят пять тонн. Последняя модификация этого судна позволила увеличить взлетный индекс до семидесяти девяти тысяч килограммов.
Несколько лет назад, рассматриваемая авиакомпания выпустила лайнер «Боинг 767-400ER». Эта модель имеет уникальные технические характеристики. Длина воздушного судна составляет шестьдесят четыре метра. Абсолютно пустой самолет весит более ста тонн. В случае с данным лайнером максимальная взлетная масса составляет двести четыре тысячи килограммов. Коммерческая загрузка этого лайнера составляет около сорока семи тонн.
Вес самолета Боинг 747 изменяется в зависимости от модификации судна. Четырехсотая модель этого лайнера способна вместить шестьсот шестьдесят пассажиров и преодолеть расстояние в четырнадцать тысяч километров. При создании этой модели учитывалось множество мелких нюансов. Вес пустого лайнера составляет всего сто восемьдесят тонн, а его взлетный индекс увеличен до трехсот девяноста семи тысяч килограммов.
Средний вес пустого пассажирского самолета Боинг 747 составляет примерно 167 т
«Аэробус»
Самолеты этой марки создаются европейским холдингом. Данная авиакомпания выпускает лайнеры, которые можно использовать на средних и длинных маршрутах. Лайнер под названием «Аэробус А380» занимает первую строчку в рейтинге самых тяжелых самолетов. Важно отметить, что представители этой серии относятся к числу самых вместительных транспортных средств. Использование подобных аппаратов позволяет гарантировать клиентам своевременную доставку в пункт назначения. Ниже мы предлагаем ознакомиться с перечнем модификации этого лайнера, где указана масса пустого воздушного корабля:
Максимальный вес самолета, который может беспрепятственно подняться в небо, варьируется от пятисот шестидесяти до пятисот девяноста тонн. Коммерческая загрузка таких самолетов колеблется от восьмидесяти трех до восьмидесяти шести тысяч килограммов.
Еще одной моделью, заслуживающей отдельного внимания, является самолет «Аэробус А320». Этот пассажирский лайнер используется для обслуживания рейсов на средние расстояния. Стандартное транспортное средство вмещает около ста восьмидесяти пассажиров. Этот воздушный корабль способен преодолевать расстояние в пять с половиной тысяч километров. Масса авиалайнера составляет сорок две тонны, а его взлетный индекс достигает семидесяти семи тысяч килограммов.
Созданием этой модели пассажирских самолетов занимались советские конструкторы. Лайнер, разработанный в шестидесятых годах прошлого столетия, получивший название «Ту-134», используется и по сегодняшний день. Этот самолет вмещает до семидесяти двух пассажиров и используется для обслуживания рейсов на малые и средние дистанции. На основе этой модели был разработан лайнер «Ту-134Б», вместимость которого составила восемьдесят пассажиров.
Довольно интересен тот факт, что вес обоих лайнеров составляет двадцать девять тонн. Несмотря на это, каждое транспортное средство имеет уникальный взлетный индекс. Взлетная масса первой модели составляет сорок три тысячи килограммов. При разработке второй модификации инженерам удалось увеличить допустимую тяжесть транспортного средства до сорока семи с половиной тонн.
Подобные изменения отразились на параметре, отображающем коммерческую загрузку воздушного судна. Вместимость базовой модификации составляла восемь тысяч и двести килограммов. Модернизированная версия лайнера способна поднять в воздух более восьми с половиной тонн. На сегодняшний день многие авиакомпании используют лайнер «Ту-214». Вес пассажирского самолета, разработанного в начале двухтысячных годов, составляет пятьдесят девять тысяч килограммов. Этот самолет используется на коротких и средних маршрутах. Максимальная взлетная масса этого лайнера составляет более ста десяти тонн. Коммерческая грузоподъемность транспортного средства достигает отметки в двадцать пять тысяч килограммов.
Учитывая взлетный максимум, авиакомпании устанавливают лимит на количество пассажиров и багажа, который они могут взять
Заключение
В данной статье мы рассмотрели вопрос о том, сколько весит самолет, и привели сравнительные характеристики разных моделей транспортных средств. Изучение технических параметров авиалайнеров позволит получить информацию об их вместимости и летной массе. Такая информация поможет определить ключевые достоинства и недостатки конкретного самолета и выбрать определенный рейс.