что такое вилсет на велосипеде
Словарь велосипедного сленга
Как и любая область деятельности, велосипедное дело имеет ряд специфических терминов и жаргонизмов. Многие из них, как и вообще многие технические термины, пришли к нам из английского языка, другие являются переосмыслением иных терминов. На сайте есть англо-русский велосипедный словарь. Здесь же предлагается толкование слов, значение которых может быть не совсем очевидным для начинающих. Кроме того, на форуме ведется обсуждение данного словаря.
Байк (англ. bike, bicycle). Многие считают, что байк – это исключительно горный велосипед. Тем не менее, на Западе байком называется абсолютно любой велосипед. Например, сити-байк – городской (дорожный) велосипед.
Босс (англ. boss) – ось вращения тормозного рычага ободного тормоза закрепленная в вилке или раме.
Бустер (англ. booster) – увеличивающая жесткость рамы накладка на ободные тормоза. Выглядит, как подкова.
Вилсеты (англ. wheelset) – по сути, это просто колеса. Но так принято называть не обычные колеса большинства велосипедов, собранные из разнообразных втулок, ободов и спиц, а фирменные колеса, собираемые производителем из своих комплектующих, нередко несовместимых со стандартными комплектующими. Или вообще цельные колеса. Наиболее известные производители вилсетов – Mavic, Ritchey, Shimano, Spinergy.
Грипсы (англ. grips) – резиновые, поролоновые или пластиковые ручки руля.
Горилла – перемычка на «штанах» амортизационной вилки, соединяющая их в одну деталь. Та, что имеет форму подковы.
Каденс (англ. cadence) – частота вращения педалей (в об/мин).
Калипер (англ. caliper) – не что иное, как машинка дискового тормоза, которая крепится на вилке или раме велосипеда, содержит в себе тормозные колодки и, собственно, механизм их подвода к тормозному диску (ротору). Иногда и клещевой механизм называют калипером.
Картридж (англ. cartridge) – 1. Держатель сменной тормозной накладки в картриджной колодке. 2. Картридж каретки – узел, обеспечивающий крепление и вращение кареточного вала в раме.
Коустер (англ. couster-brake) – Велосипед с приводом тормоза вращением педалей назад.
Локаут (англ. lock-out) – устройство блокировки вилки (заднего амортизатора), превращающее ее в жесткую. Remote lock-out – дистанционная блокировка при помощи рычажка на руле.
Манетки – механизмы управления переключателями передач. В англоязычной литературе – shifters, шифтеры, т. е. то, что меняет – более очевидное название.
Орех, фрихаб – элемент барабанной втулки, обеспечивающий передачу крутящего момента и свободный ход педалей. Привинчивается к корпусу втулки полым болтом, внутри находится храповой механизм, снаружи на него одевается кассета.
Палки – всевозможные похожие на палки велокомпоненты: рули, выносы (почему-то), подседельные штыри и, возможно, рога.
Петух – кронштейн крепления заднего переключателя к раме велосипеда. Обычно накладной, легко заменяемый при поломке.
Пин (англ. pin) – штифт, соединяющий звенья цепи.
Подседельник – подседельный штырь.
Прямая пружина – задний переключатель передач с прямой пружиной перемещается к малым звездам под действием пружины, а обратно – под действие натяжения троса (Top Normal). Задний переключатель с обратной пружиной (Low Normal) работает наоборот: к большим звездам под действие пружины, а к малым – троса.
Раздербан – разборка нового велосипеда на детали. Может проводиться как в магазине, с целью продажи байка по частям, так и самим покупателем, с целью «добычи» рамы для своих нужд. Оставшиеся компоненты обычно перепродаются со значительной скидкой от стоимости новых.
Ротор (англ. rotor) – тормозной диск. В автомобилях его и принято называть диском, но в велосипедах, почему-то, ротором.
Сингл-спид (от англ. single-speed) – односкоростной велосипед, например дорожный.
Система – узел, состоящий из шатунов и установленных на правом шатуне ведущих звезд. В англоязычной литературе – crankset, т. е. набор шатунов.
Суппорт (суппер) – переключатель передач. Откуда взялось слово «суппер» не совсем ясно, хотя еще недавно оно было широко распространено (см. форум).
Фиксед, глухарь (от англ. fixed) – велосипед со втулкой без механизма свободного хода. К этому классу относятся все трековые велосипеды. Некоторые люди используют фикседы и в повседневной жизни, причем особым шиком считается полное отсутствие тормозов в конструкции.
Шатун – это на самом деле по всем канонам техники кривошип, а никакой не шатун. Причем, по-английски все и называется правильно, crank – кривошип.
Шифтеры (англ. shifters) – механизмы управления переключателями передач. Чаще их называют манетками.
Последнее обновление 20 января 2009.
Как облегчить велосипед
Читатель, ознакомившийся с моей статьей про фетишизм, должно быть подумал, читая сегодняшний заголовок: «а все ли в порядке с товарищем Котовским». Спокойно, друзья, я контролирую ситуацию, это отнюдь не весеннее обострение. 🙂
Я хотел бы поговорить о практическом значении облегчения велосипеда. Наверно, читать заметку есть смысл людям, которые уже вышли из состояния начинающих, и не довольны весом своего байка. Они уже слышали или читали, что снижение веса оказывает чудодейственное действие на катимость, поэтому видят смысл начать процесс апгрейда.
Если посмотреть на спортивные мероприятия, то мы действительно увидим очень легкие велики (нижняя граница в шоссейном велоспорте — чуть менее 7кг). Ничего лишнего, каждый грамм на счету, все для победы.
Зачем облегчают велосипед
Маркетинговая модель велобрендов построена на отождествлении покупателя с участниками гонок, именно отсюда растет страсть велофетишистов к внешнему сходству со спортсменами: облегчение, неприятие «хлама» — крыльев, звонков, подножек, неудобные седла, разноцветная одежда с логотипами команд и многое другое.
Причем в большинстве случаев велобольной не участвует даже в любительских гонках, заменяя настоящее состязание с реальными соперниками «тренировками для себя».
Околоэктремальные виды облегчения (когда до дрели еще не дошло, но стальные болтики уже заменяются на титановые) — это лишь психологическая потребность отождествить себя с неким придуманным образом.
Весозависимый всегда найдет объяснение, почему он стремится ездить на максимально облегченном велосипеде, причем это скорее всего будет искренняя вера, потому что такие вопросы относятся к категории субъективных сущностей, которые в интернетах принято называть «теплым ламповым звуком».
Вес имеет значение
И теперь, после этих слов, я должен признать, что вес байка оказывает самую прямую зависимость на катимость системы велосипед-велосипедист. Чем легче велосипед, тем быстрее он разгоняется, легче идет в гору, стабильнее управляется.
Это факт, против которого не возразишь. Действительно, нужно стремиться к тому, чтобы велосипед не обрастал тонной дополнительных, редко используемых девайсов.
Вся разница с фетишистским подходом в соотношении облегчение/практическая отдача/цена. Как и во всем, в вопросах веса есть точка, после прохождения которой первая и вторая составляющая формулы почти стоят на месте, тогда как третья вырастает в геометрической прогрессии.
Я бы хотел дать несколько советов, которые помогут моим читателям понять, с чего начать облегчать велосипед и где остановиться. Речь пойдет про горные байки начального среднего уровня (велосипеды совсем бюджетного уровня не имеет смысла облегчать по определению). Договоримся, что по какой-то причине вы не хотите или не можете позволить себе покупку дорогого велосипеда. Поэтому также не обсуждаем замену рамы.
Первый шаг — колеса
Итак, важнейший узел, нуждающийся в облегчении — это колеса. Скорее всего, вы все-таки недовольны весом вашего байка, поэтому начните именно с колес, а не с титановых болтиков в держателе бутылки, как это чаще всего бывает.
Если вы ездите на велосипеде начального среднего сегмента, то скорее всего на нем установлены дешевые широченные шины с тяжелыми камерами. Так как я советую всем начинающим полуслики, то только на смене покрышек и камер можно сэкономить до полкилограмма.
Это огромная разница, так каждый лишний грамм на колесе для велосипедиста — это то же самое, что лишний вес на обуви для марафонца. Дело в том, что при каждом ускорении, при каждом градусе подъема велосипедисту приходится раскручивать инертную систему — колесо.
Тут действительно облегчение крайне важно. Пока свежий- незаметно, но через некоторое время лишние граммы начинают казаться килограммами. Как водится, самая практичная и самая эффективная мера облечения потребует наименьших денежных трат.
Покрышки
Однако смотрите, не покупайтесь на слишком низкий вес покрышки. Чем физически меньше в ней резины, тем сильнее она будет колоться и резаться стеклами и прочим хламом, который в избытке лежит на обочинах наших дорог.
Нормальным весом для не слишком облегченной летней шины будет 450 гр. (26″), 650 гр. (29″) и для зимней велосипедной резины 900-1000 грамм, в зависимости от диаметра колеса.
Хорошо, когда под беговой дорожкой имеется антипрокольный слой. Хорошие производители резины: Continental, Michelin, Schwalbe.
Вилсет (пара колес)
Затем, если душа требует дальнейшего облегчения велосипеда, следует приобрести новые колеса. Вес самого колеса уже не так важен, как вес резины, так как влияние веса на катимость (не накат) растет с удалением от центра вращения. То есть — важен вес обода, менее важна масса спиц, а втулка практически не оказывает влияния на инерционную систему.
Типичный вилсет (термин означает набор из двух колес, без резины) на байке обсуждаемого здесь уровня весит 2.2-2.5кг. Нормальный крепкий, надежный и не слишком дорогой вилсет потянет на
1.7-1.8кг и примерно 300-400$ денег.
Дорогой, но еще по прежнему надежный и прочный
1.5кг и что-то вроде 800$. Как видите, весьма незначительная экономия в весе обойдется вам в весьма приличную сумму.
Если вы собираетесь и дальше заниматься велосипедизмом, учтите, что покупка хорошего реалистичного вилсета — прагматичное вложение средств. Даже если у вас со временем появится желание купить более дорогой байк, купленный вилсет можно оснастить тоненькой шоссейной резиной 28мм, накачать до 10атм и ставить его в случае дальнобойной покатушки или велопохода.
Вот, например байк моей жены Мурзика, на котором она путешествует. Для обычного катания у нее другой вилсет, с широкими шинами:
На велофорумах на тему дальнейшего облегчения ведутся жесточайшие споры: фетишисты утверждают, что уменьшение даже статичного веса байка влияет на катимость. Я не стану оспаривать эту точку зрения, замечу просто, что форсируя горку, велосипедист попросту борется с силой тяжести: ему нужно доставить общий вес самого себя и байка наверх.
На мой взгляд, нет разницы, где этот вес — на раме или в гидраторе за спиной. Чем меньше общий вес — тем легче. Считаю, что похудев на пять килограмм, велосипедист почувствует гораздо большую катимость, чем если сядет на самый легкий велик в мире.
Амовилка
Но тем не менее, если в вас еще есть желание снижать вес байка, то продолжим. Следующий шаг, который должен предпринять владелец недорогого велосипеда — сменить амортизационную вилку.
Убедитесь, что ваш конь относительно современный, и на нем рулевая колонка под размер 1.1/8″, иначе вы просто не найдете в продаже вилок под старый стандарт 1″. Замена вилки — это операция, которая позволит одновременно существенно скинуть вес и привести в порядок амортизацию.
Абсолютно все 100% байков начально-среднего класса оснащены так называемыми вилко-имитаторами. Они не способны выполнять свою основную работу — обеспечение курсовой устойчивости и обработку любых видов неровностей, а также имеют большой вес.
Я часто слышу мнение от новичков, что их вилко-имитатор вполне даже работает, но это лишь потому что они никогда не ездили на нормальных вилках. Это как и жигули можно считать машиной, пока не проехал на бмв.
Подчеркиваю, хорошая амортизационная вилка — это не в коем случае не фетишизм, это один из неотъемлемых узлов современного горного велосипеда. Я постараюсь написать статью, в которой будут рассмотрены все вопросы амортизации, включая выбор между хартейлом и двухподвесом.
Итак, замена хламной нерабочей вилки позволит сэкономить не менее полкилограмма веса и обойдется примерно в 300-500$. Это очень практичное вложение, так как позволит кроме снижения веса напрямую улучшить ездовые качества велосипеда.
Никаких налогов или таможенных сборов платить не надо (если заказ не превышает 1000 евро для РФ и 150 евро для Украины), посылка идет от 1 до 3 недель. Почитайте про мой опыт с этими магазинами. Очень рекомендую.
Палки
Следующий шаг практичного весоборца — замена палок (руля-подсидельного штыря). На сегодняшний день есть смысл менять эти компоненты на карбоновые, так как кроме меньшего веса углеволокно имеет одно очень полезное свойство — поглощать микровибрации.
Здесь есть подводный камень — зная любовь велосипедистов к карбону, братья наши китайские с большим удовольствием выпускают и продают компоненты, которые являются алюминиевыми, покрытыми слоем карбона.
Такие рули, выносы и подсидельники едва ли даже не тяжелее своих официально алюминиевых собратьев, но стоят дешевле, и привлекают своим внешним видом тех, кому важно «казаться, но не быть».
Покупать ли облегченные компоненты
Любые дальнейшие действия по снижению веса будут не только не практичными, но и весьма затратными. Замена трансмиссии, тормозов, сидения и прочих болтиков даст вам мизерную экономию веса, но обойдется во много сотен долларов. Помните, что один из первых симптомов дуремарства — покупка электронных весов или безмена, с целью измерения велосипедных компонентов.
К слову, электронный безмен чуть не погубил вашего покорного слугу, но он вовремя вспомнил, что его собственный вес колеблется в пределах центнера, отчего вся эта мышиная возня с граммами принимает вид психического расстройства.
Не забывайте также, что если ваш вес выше, скажем, 80кг, то дорогие облегченные компоненты будут вылетать в трубу в два раза быстрее, чем у более легких сокатальцев.
Надеюсь, я в достаточной мере раскрыл тему облегчения велосипеда. Месседж этой статьи — сохраняйте связь с реальностью, всегда смотрите на апгрейды с практической стороны. Улучшать велосипед не грех, глупо впадать в маразм, зацикливаясь на пустых цифрах.
Читать также:
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
Привет. Вобщем то вопрос все равно сводится к моделям 🙂
Существуют ли еще туристические вилсеты под вибрейки
из средней ценовой категории в 400$?
Владимир, за 400$ вполне можно собрать хороший вилсет для туринга. Например, обода Mavic A719, втулки XT и не помню какие спицы (надо уточнять на форумах у знающих людей). Ну, и сборщик должен быть достаточно компетентный, конечно.
Вполне возможно, что есть и заводские вилсеты, попадающие в эту цену, но это надо гуглить.
здраствуйте,спасибо за хорошую,статью насчет резины полностью с вами согласен,особенно заметно после перехода с зимней шипованной на летнию,я прям лител,и насщёт собственного веса я тожэ за сто бывает вещу особенно зимой))),ведь лишний вес,это как ненужный балласт
Все так. Переход с шиповки на легкий полуслик вообще кажется чудом, как будто мотор поставили. 🙂
Привет всем! Хочу узнать у Котовского, а как сейчас дела обстоят с покупками на этих сайтах? Я конечно могу ошибаться, но мне кажется Али неплохо догоняет ваши чейн реакшены, доставка бесплатная есть, скидки купоны есть, акции есть, распродажи есть, неплохое общение с продавцом через чат (редкий случай когда не отвечают), далее по ценам, выбираю себе шатуны, на Али из алюминия 7075, весом 540-650 грамм стоят 2500 — 4500 рублей, а на чейне Race Face 19000р. стоит. Вес одинаковый, разница в цене колоссальная, за месяц придут, откатают я думаю не хуже Race Face, лично я пока не увидел смысла затариваться на европейских сайтах, да ещё минималку набирать ради бесплатной доставки. И что конкретно не понравилось на чейне, так это нехватка описания товара, где важные характеристики как вес, вообще не указаны. Даже регистрироваться не хочу, но это мое сложившееся мнение после просмотра товаров на Чейн реакшн
Надо смотреть. Что-то на Али, что-то на европейских сайтах.
Эм. Извините за недостаток информации — мой туринг на 26 колесах 🙂
Тогда в качестве обода пойдет mavic EX729 Rim. Если подобрать крепкие спицы, то такое колесо вокруг света проедет.
Здравствуйте Уважаемый Котовский! Прекрасная аналитика,мы с удовольствием следим за Вашими статьями.
Возник вопрос,или просьба(как угодно); не могли бы Вы уделить немного своего драгоценного времени и дать разъяснения по поводу использования в велотуризме таких приспособлений как велоприцеп. На примере предположим таких брендов как «Aevon». В последнее время ужасно тяжело становиться таскать велоштаны(высокий центр тяжести и ограниченность загрузки),так же это сильно ограничивает автономность передвижения,приходиться планировать маршруты с обязательной остановкой в населенном пункте,а это не всегда удобно. Наши маршруты в основном по безлюдным местам длительностью до 10 дней.
Было бы очень интересно услышать Ваше мнение!
С уважением,велотуристы-любители из Казахстана.
Скажу честно — ни малейшего опыта использования прицепов не имею. Но судя по тому, как широко их используют в Европе, вещь стоящая.
Лично для себя не могу пока сделать вывод по поводу прицепов, пока не вижу необходимости, так как походы мои цивилизованные. А для автономки это хороший выход. По моделям не могу дать советов — ничего не знаю.
Наконец хоть кто-то оформил мысль о том, что нет смысла снижать вес самого велосипеда кроме колес.
За это — респект и уважуха!!
Н-да! У меня покрышки Schwalbe Marathon, каждая почти по килограмму, да ещё педальки Wellgo V12 Copy чуть полегче, а они ведь тоже крутятся.
И, что обидно, покрышки и не думают изнашиваться, педали тоже вполне качественные.
Эти покрышки одни из самых износостойких, что и не удивительно из-за их веса. Говорят, люди на них кругосветки делали.
Я думаю, если тебя не мучат вопросы облегчения, то ничего менять не надо.
«Эти покрышки одни из самых износостойких»
«Я думаю, если тебя не мучат вопросы облегчения, то ничего менять не надо.»
16кг для современного велосипеда всё-таки перебор…
Ну как… С точки зрения фетишиста — это кошмар, с точки зрения туриста — нормально.
16кг — это вес с приблудами, или только сам велосипед? И это хардтейл или двухподвес?
Это хардтейл-гибрид, ожидающий переделки в ригид, с приблудами.
Однако, много текста про мой вел. Тема всё-таки не про него.
p.s. Жёсткая вилка уже куплена.
1. Забыл упомянуть о таком аспекте облегчайзинга, как заталкивание велосипеда в гору. Моя первая поездка в Крым показала, что есть тупо незаезжаемые подъёмы. И чем легче велик тем меньше сил тратишь на заталкивание, и тем больше их остаётся собственно на катание.
2. Дюймовые вилки до сих пор есть в продаже. Какое-нибудь крутое изделие найти, конечно, сложно, но жёстких — вагон. И даже в московских веломагазах есть.
3. Про трансмиссию ты не прав. Если на велике стоит какая-то бюджетно-чугунная система на квадрате и окталинке, её замена на банальный SLX позволит скинуть как бы и не полкило разом.
1. Согласен. Но учитывая, что на этом же велосипеде висит багаж (мы ведь о походе по Крыму говорим), то полкило, сэкономленные путем вливания очередных сотен денег — несерьезно. Если речь о спортивном мероприятии, то к аудитории этого сайта это отношения не имеет.
2. Жестких — еще есть в продаже. Речь таки шла о аммо.
3. Вот формулировка: «Любые дальнейшие действия по снижению веса будут не только не практичными, но и весьма затратными. Замена трансмиссии, тормозов, сидения и прочих болтиков даст вам мизерную экономию веса, но обойдется во много сотен долларов.» По-моему, куда уже понятнее. 🙂 Ну сэкономил ты полкило на замене трансмисии Деор с квадратом на SLX c hollowtech, потратил какое-то количество денег, и что? Просто уменьшилась цифра на весах, реального толка — ноль.
3. Во первых цифра на весах уменьшилась заметно, полкило — это и в африке полкило 🙂
Во вторых — деора с квадратом давным давно нету, он вполне годный Hollowtech, а слх я привёл потому, что он пореалистичнее, не протирается ботинками, например.
А смена того хлама, что щас штатно ставят на квадратах, паверсплайнах или окталинках ( или исисах ), на СЛХ, позволит скинуть даже и не полкило а может больше.
Не считая того, что всё что ниже…ну пожалуй асеры ( а на деле деора ), пластилиновый нереалистичный хлам.
Чтобы подвести некую черту… Я считаю оправданным любой облегчайзинг, который снимает с велосипеда заметную массу. На моём подвесе штатный руль весил полкило. Поставил рейсфейс, минус 250 грамм. Заметно. Как пример.
А вот вилку, хотя на ней можно скинуть полкило, пока не меняю, потому что хочу или белый ревелейшн дуал эйр со скидосом ( нету нигде, всё расхватали, демоны ), или нечто белое легкое фетишное с 35мм ЧЁРНЫМИ ногами. Для «мифической торсионки»
Ну это типично для фетишиста:
«цифра на весах уменьшилась заметно, полкило — это и в африке полкило» 🙂
Потому что для нормального человека полкило где-то кроме колес — это абсолютно неважно.
«Я считаю оправданным любой облегчайзинг, который снимает с велосипеда заметную массу. На моём подвесе штатный руль весил полкило. Поставил рейсфейс, минус 250 грамм. Заметно. Как пример.»
Понимаю, я точно также мыслил четыре года назад. Сейчас мне смешно с таких мыслей. Честно, без обид.
Ахаха, мне смешно. 250 грамм… Лучше заниматься облегчайзингом по отношению к своему собственному телу. Например, начиная кататься весила 60 кило, было сперва сложно, непривычно кататься, быстро сдувалась. А теперь, спустя время вешу около 55 и прекрасно себя чувствую, дистанции увеличились. Вот тебе и облегчайзинг! Свою тушку тоже никуда не денешь, приходится возить и свой вес. 250 грамм в сравнении с пятью — капля в море. Не смешите меня, товарисч фетишист
У тебя просто теперь другой фетишизм. А по факту — там 250 грамм, там 150, тут 500, и фигак нет 2-3 кило.
А «нормальный человек» вообще не думает об апгрейде и катается на всяком хламе и счастлив. Удивляется тупому приросту наката от сликов и жуть как боится шоссейников, потому что авдругсломается, потому что «НАШИ ДОРОГИ ЖЕ БОРДЮРЫ» и потому что «А ПОСАДКА КВЕРХУ ЖОПОЙ». Не говоря уже про всякие другие мифы.
И да, мой велосипед не обделён топовыми компонентами, но, как ни странно — облегчайзинг тут не причём.
И, кстати, я с тобой полностью соглашусь, что у современного велосипеда среднего уровня главным и самым чугунным и требующим замены сразу же компонентом являются конечно же колёса.
Когда я разбирал стоковый комплит своего подвеса, я сделал много удивительных открытий. Например, что 10 скоростная цепь, кажется, Sram 1030 или 1050 легче, чем почти самая топовая 9 скоростная Sram 990.
Что кассета, 11-36, тоже 1030, на жалких 20-30 грамм тяжелее чем моя 11-34 980, и 970я кассета 11-34, которая теоретически в прошлом выше уровнем чем 1030, весит почти на 100 грамм больше.
И так везде. Существенной разницы в весе между Elixir 3 и X0 Trail — нету.
А вот на колёсах+резине я тут же снял полтора кило.
Понимаешь, дело в том, что я уже проходил этот путь, а ты только идешь по нему. 🙂 В этом вся разница. Я точно также считал килограммы, тоже говорил, что это не для облегчайзинга как такового, а для дела. Прошло. Сейчас мне абсолютно пофиг, сколько весит велик — 12 или 15кг. Если больше — задумаюсь, потому что это уже ненормально. Но разница в пределах нормального веса — не имеет значения.
Мой сайт и служит для избавления от мифов типа «НАШИ ДОРОГИ ЖЕ БОРДЮРЫ» и «А ПОСАДКА КВЕРХУ ЖОПОЙ». Постепенно объясняю читателям, что к чему, где реальная необходимость, а где блажь.
Кстати, о каком новом моем фетишизме ты говоришь? 🙂 Я в общем, не спорю, что рано или поздно какой-то фетишизм меня накроет, но сейчас вроде все спокойно. 🙂
ЗЫ. Ты не с Хобота, случайно? 🙂
Нет разницы между 12 и 15 кг. Зачем так врать, разница огромная