что такое варенуха у гоголя
«Жратвиада» Гоголя: что ели черти и казаки
Пацюк и Чичиков, Тарас Бульба, Собакевич, Коробочка и большинство других гоголевских персонажей вовсю пьют и едят — а сам автор описывает их кушанья с искренним вдохновением, который выдает в нем подлинного гурмана и кулинара.
«Замечательной особенностью многих гоголевских сочинений является то, что читатель постоянно держит связь с желудком персонажа, почти реально ощущая, сыт герой в данный момент или голоден. Сюжет насыщения идет рука об руку с сюжетом событийным или даже во многом готовит и предопределяет его», – образно написал об этом философ Леонид Карасев, раскрывая особенности литературного метода Гоголя, который наверняка знал, что путь к душе и сердцу читателя зачастую идет именно через желудок. «Мы предпочли декабриста борщу с карасями». Любимое блюда Тараса Шевченко
Корни интереса к хорошей и разнообразной еде, безусловно, уходят прямиком в украинское детство великого писателя. Хлебосольство патриархального быта описано в повести «Старосветские помещики», написанной Гоголем после посещения родового поместья Васильевка. Прототипами ее героев Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича Товстогубов считаются бабка и дед писателя – Татьяна Семеновна (урожденная Лизогуб) и Афанасий Демьянович Гоголь-Яновские.
Чета гоголевских героев проводила свои идиллические дни в непрерывном застолье, которое отличалось кулинарным разнообразием: «кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдохнуться какое-нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни».
Неудивительно, что украинские повести Гоголя постоянно обыгрывают кулинарную тему. Так, знаменитый черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» предстает у него заправским «кухмистером», который «надевши колпак и вставши перед очагом… поджаривал грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на рождество колбасу».
А еще один представитель нечистой силы — знахарь Пузатый Пацюк — смачно поглощал в пост скоромные вареники со сметаной: «Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать».
Все согласятся с тем, что эта знаменитая комическая сцена стала классической как для русской, так и для украинской культуры. «Козацьки стравы»: что ели казаки у Гоголя
Там же, на страницах первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки», можно прочитать настоящий гимн простой и здоровой народной пище: «Зато уж как пожалуете в гости, то дынь подадим таких, каких вы отроду, может быть, не ели; а меду, и забожусь, лучшего не сыщете на хуторах. Представьте себе, что как внесешь сот — дух пойдет по всей комнате, вообразить нельзя какой: чист, как слеза или хрусталь дорогой, что бывает в серьгах. А какими пирогами накормит моя старуха! Что за пироги, если б вы только знали: сахар, совершенный сахар! А масло так вот и течет по губам, когда начнешь есть… Пили ли вы когда-либо, господа, грушевый квас с терновыми ягодами или варенуху с изюмом и сливами? Или не случалось ли вам подчас есть путрю с молоком? Боже ты мой, каких на свете нет кушаньев! Станешь есть — объедение, да и полно. Сладость неописанная!»
Украинские селяне готовят у Гоголя обрядовые рождественские блюда, которые использовались в ритуалах зимних колядок. Умение хорошо поесть вообще является для него необходимым качеством настоящего казака.
«Он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру», — описывает Николай Васильевич этот своеобразный идеал национального рыцаря и героя, который и сегодня является образцом для достаточного количества всегда сытых и пьяных, но никогда не работавших «патриотических активистов».
Но настоящей вершиной гастрономического творчества Гоголя, безусловно, являются знаменитые «Мертвые души». Писатель и критик Андрей Белый характеризовал это произведение ироническим словом «Жратвиада», справедливо отмечая выдающийся аппетит героев этой поэмы. Вечера на хуторе близ Тель-Авива. Гоголь заговорил на иврите чуть позже Ерофеева
Достаточно вспомнить, что прибывшему в губернский город Чичикову сходу подают на обед «щи с слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких недель, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярку жареную, огурец соленый и вечно слоеный сладкий пирожок».
После чего на страницах произведения буйствует настоящий пир — вплоть до самых его завершающих строк.
Достаточно вспомнить помещицу Коробочку, которая от души угощает заезжего чиновника домашними разносолами: «на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы… лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками… — У вас, матушка, блинцы очень вкусны, — сказал Чичиков, принимаясь за принесенное горячее».
А чего стоит образ Собакевича, который является одним из первых гурманов в русской литературе — демонстрируя при этом забавный национально-патриотический уклон. Он тоже со вкусом ест традиционные народные блюда, ругая при этом наученного французом губернаторского повара, который якобы приготовил под видом зайца кота, обвиняет французов в поедании лягушек, а потом набрасывается на немцев — за то, что они изобрели диету и «лечат людей голодом».
«Третьего числа, часа за два до обеда, вдруг прибегает к нам Гоголь (меня не было дома), вытаскивает из карманов макароны, сыр пармезан и даже сливочное масло и просит, чтоб призвали повара и растолковали ему, как сварить макароны…
Когда подали макароны, которые, по приказанию Гоголя, не были доварены, он сам принялся стряпать. Стоя на ногах перед миской, он засучил обшлага и с торопливостью, и в то же время с аккуратностью, положил сначала множество масла и двумя соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, потом перцу и, наконец, сыр и продолжал долго мешать.
Нельзя было без смеха и удивления смотреть на Гоголя; он так от всей души занимался этим делом, как будто оно было его любимое ремесло, и я подумал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром. Как скоро оказался признак, что макароны готовы, то есть когда распустившийся сыр начал тянуться нитками, Гоголь с великою торопливостью заставил нас положить себе на тарелки макарон и кушать.
Макароны точно были очень вкусны, но многим показались не доварены и слишком посыпаны перцем; но Гоголь находил их очень удачными, ел много и не чувствовал потом никакой тягости, на которую некоторые потом жаловались… Во все время пребывания Гоголя в Москве макароны появлялись у нас довольно часто», — писал об этом Сергей Аксаков в известных мемуарах «История моего знакомства с Гоголем, со включением всей переписки с 1832 по 1852 год».
Фактически это готовый рецепт классической средиземноморской пасты Maccheroni con parmesan, который, по иронии судьбы, оставил потомкам классик русской и украинской литературы Николай Гоголь — знавший толк и в равиоли, и в варениках со сметаной. А это дает нам повод еще раз, по-новому перечитать его книги.
«Жратвиада» Николая Гоголя: что ели черти и казаки
Каждый, кто еще с детства зачитывался произведениями Николая Гоголя, хорошо знает, что они представляют собой настоящую энциклопедию народного быта украинцев и россиян – причем, первое место здесь, безусловно, занимает описание традиционной кухни. Пацюк и Чичиков, Тарас Бульба, Собакевич, Коробочка и большинство других гоголевских персонажей вовсю пьют и едят – а сам автор описывает их кушанья с искренним вдохновением, который выдает в нем подлинного гурмана и кулинара.
«Замечательной особенностью многих гоголевских сочинений является то, что читатель постоянно держит связь с желудком персонажа, почти реально ощущая, сыт герой в данный момент или голоден. Сюжет насыщения идет рука об руку с сюжетом событийным или даже во многом готовит и предопределяет его», – образно написал об этом философ Леонид Карасев, раскрывая особенности литературного метода Гоголя, который наверняка знал, что путь к душе и сердцу читателя зачастую идет именно через желудок. «Мы предпочли декабриста борщу с карасями». Любимое блюда Тараса Шевченко
Корни интереса к хорошей и разнообразной еде, безусловно, уходят прямиком в украинское детство великого писателя. Хлебосольство патриархального быта описано в повести «Старосветские помещики», написанной Гоголем после посещения родового поместья Васильевка. Прототипами ее героев Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича Товстогубов – считаются бабка и дед писателя – Татьяна Семеновна (урожденная Лизогуб) и Афанасий Демьянович Гоголь-Яновские. Чета гоголевских героев проводила свои идиллические дни в непрерывном застолье, которое отличалось кулинарным разнообразием: «кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдохнуться какое-нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни».
Неудивительно, что украинские повести Гоголя постоянно обыгрывают кулинарную тему. Так, знаменитый черт из повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» предстает у него заправским «кухмистером», который «надевши колпак и вставши перед очагом… поджаривал грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на рождество колбасу». А еще один представитель нечистой силы – знахарь Пузатый Пацюк – смачно поглощал в пост скоромные вареники со сметаной. «Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать». Все согласятся с тем, что эта знаменитая комическая сцена стала классической как для русской, так и для украинской культуры.
Там же, на страницах первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки», можно прочитать настоящий гимн простой и здоровой народной пище: «Зато уж как пожалуете в гости, то дынь подадим таких, каких вы отроду, может быть, не ели; а меду, и забожусь, лучшего не сыщете на хуторах. Представьте себе, что как внесешь сот – дух пойдет по всей комнате, вообразить нельзя какой: чист, как слеза или хрусталь дорогой, что бывает в серьгах. А какими пирогами накормит моя старуха! Что за пироги, если б вы только знали: сахар, совершенный сахар! А масло так вот и течет по губам, когда начнешь есть… Пили ли вы когда-либо, господа, грушевый квас с терновыми ягодами или варенуху с изюмом и сливами? Или не случалось ли вам подчас есть путрю с молоком? Боже ты мой, каких на свете нет кушаньев! Станешь есть – объедение, да и полно. Сладость неописанная!».
Украинские селяне готовят у Гоголя обрядовые рождественские блюда, которые использовались в ритуалах зимних колядок. Умение хорошо поесть вообще является для него необходимым качеством настоящего казака. «Он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру», — описывает Николай Васильевич этот своеобразный идеал национального рыцаря и героя, который и сегодня является образцом для достаточного количества всегда сытых и пьяных, но никогда не работавших «патриотических активистов».
Но настоящей вершиной гастрономического творчества Гоголя, безусловно, являются знаменитые. «Мертвые души». Писатель и критик Андрей Белый характеризовал это произведение ироническим словом «Жратвиада», справедливо отмечая выдающийся аппетит героев этой поэмы. Достаточно вспомнить, что прибывшему в губернский город Чичикову сходу подают на обед «щи с слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких недель, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярку жареную, огурец соленый и вечно слоеный сладкий пирожок». После чего на страницах произведения буйствует настоящий пир — вплоть до самых его завершающих строк.
Достаточно вспомнить помещицу Коробочку, которая от души угощает заезжего чиновника домашними разносолами: «на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы…лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками… У вас, матушка, блинцы очень вкусны, — сказал Чичиков, принимаясь за принесенное горячее».
А чего стоит образ Собакевича, который является одним из первых гурманов в русской литературе — демонстрируя при этом забавный национально-патриотический уклон. Он тоже со вкусом ест традиционные народные блюда, ругая при этом наученного французом губернаторского повара, который якобы приготовил под видом зайца кота, обвиняет французов в поедании лягушек, а потом набрасывается на немцев — за то, что они изобрели диету, и «лечат людей голодом».
Сам Николай Васильевич Гоголь явно не жаловал такое лечение. Он любил посетовать на проблемы с пищеварением, однако со вкусом ел и прекрасно готовил — угощая своих московских друзей экзотическими блюдами из своей любимой Италии.
«Третьего числа, часа за два до обеда, вдруг прибегает к нам Гоголь (меня не было дома), вытаскивает из карманов макароны, сыр пармезан и даже сливочное масло и просит, чтоб призвали повара и растолковали ему, как сварить макароны… Когда подали макароны, которые, по приказанию Гоголя, не были доварены, он сам принялся стряпать. Стоя на ногах перед миской, он засучил обшлага и с торопливостью, и в то же время с аккуратностью, положил сначала множество масла и двумя соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, потом перцу и, наконец, сыр и продолжал долго мешать. Нельзя было без смеха и удивления смотреть на Гоголя; он так от всей души занимался этим делом, как будто оно было его любимое ремесло, и я подумал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром. Как скоро оказался признак, что макароны готовы, то есть когда распустившийся сыр начал тянуться нитками, Гоголь с великою торопливостью заставил нас положить себе на тарелки макарон и кушать. Макароны точно были очень вкусны, но многим показались не доварены и слишком посыпаны перцем; но Гоголь находил их очень удачными, ел много и не чувствовал потом никакой тягости, на которую некоторые потом жаловались… Во все время пребывания Гоголя в Москве макароны появлялись у нас довольно часто», — писал об этом Сергей Аксаков в известных мемуарах «История моего знакомства с Гоголем, со включением всей переписки с 1832 по 1852 год».
Фактически — это готовый рецепт классической средиземноморской пасты Maccheroni con parmesan, который, по иронии судьбы, оставил потомкам классик русской и украинской литературы Николай Гоголь — знавший толк и в равиоли, и в варениках со сметаной. А это дает нам повод еще раз, по новому перечитать его любимые книги.
Что готовили на хуторе близ Диканьки?
«Пили ли вы когда-либо, господа, грушевый квас с терновыми ягодами или варенуху с изюмом и сливами? Или не случалось ли вам подчас есть путрю с молоком? Боже ты мой, каких на свете нет кушаньев!» Читали «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя?
Признайтесь, ведь хотелось же вам после этих слов сейчас же пойти на кухню и съесть чего-то такого вкусного, чтобы ел да ел, а наесться невозможно было? Мне хотелось. Но на наших кухнях нет того, что было на столе у пасечника Рудого Панька, у козака Черевика и «несравненной» Солохи.
Так что же готовили на хуторе близ Диканьки? Прежде всего мучные изделия. Их в сборнике повестей Гоголя встречается множество: бублик, буханец, кныш с маслом, каравай, пампушки, сластены, шишки, гречаник, корж, паляница. Из вторых блюд на страницах «Вечеров» едят галушки и путрю. Гостеприимная хозяйка подносит стопку варенухи или сливянки. А прохладиться можно квасом и его разновидностью — сыровцом.
Бубликом называли круглый крендель, мягкий, посыпанный щедро маком или подсолнечными семечками. Свернутое в кольцо тесто прежде варили в воде или молоке, а после уж выпекали в печи. В состав бублика входят молоко, сливочное масло, яйца, пшеничная мука и сахар.
Буханец — это белый пшеничный хлеб небольшого размера. Выпекался он так же, как и обычный домашний хлеб, на молоке — свежем или сквашенном, на сыворотке.
Угощали кнышем — пирожком, в середину которого могли положить гречневую кашу, жареный лук или жареное сало. Подавали кныш так же и с маслом. Готовился такой пирожок к празднику или для гостей, поэтому в тесто клали только белую муку, молоко, сливочное масло, яйца. В некоторых областях к тесту примешивали картофельное пюре.
Каравай — свадебный круглый хлеб, выпеченный из сладкого дрожжевого теста. Его всячески украшали, подавая, ставили рядом солонку с солью. Месить тесто для свадебного каравая могли только замужние женщины, а в печь его должен был посадить женатый мужчина. Каравай готовили также к приезду важных гостей. Отсюда пошло выражение «встретить хлебом-солью». В отдельных местностях каравай пекли также на похороны. Его разрезали на кладбище и раздавали родным покойного.
На свадьбу пекли также шишки. Для них использовали то же тесто, что и для каравая. Раскатывали пласт теста, нарезали на неширокие полоски, полоски снова резали ножом и сворачивали так, чтобы полоски теста «распускались» в виде цветка. Шишки подносили гостям во время свадебного пира. Обычай печь каравай и шишки на свадьбу сохранился по сей день.
Пампушки можно встретить на столе до сих пор. К счастью, они не стали частью истории, их можно отведать и сейчас. О пампушках можно говорить и говорить… А лучше их есть — эти нежные пышные сдобные булочки с чесноком — есть с наваристым борщом, есть сами по себе. Тесто для них замешивают некрутое, на яйцах, масле и молоке, дают дважды подняться, разделывают на шарики. Мажут растопленным маслом, сперва держат в формочках на пару и после выпекают в печи. Размером булочки меньше луковицы. Муку для них используют и пшеничную, и ржаную, иногда гречневую.
Сластены — это пышки из сладкого теста, жаренные в масле. К сожалению, рецептов их не сохранилось.
Из гречневой муки пекли гречаник. Сейчас гречаниками называют лепешки, печёные из пропущенной через мясорубку гречневой каши, обжаренного с луком мясного фарша (или обжаренной печени) с добавлением яиц. Рецепт настоящих гречаников скорее всего утрачен.
И, наконец, паляница, — сдобный хлеб из дрожжевого теста, приготовленный опарным способом. Форма у него несколько приплюснутая, плоская.
Из вторых блюд упоминались путря с молоком и галушки. Путря — это каша из ячменя, яровой пшеницы, гречихи, проса. Готовили ее на молоке. Иногда для густоты добавляли горсточку гречневой муки. Преимущественно подавали путрю зимой. В Рождественский и Великий пост кашу варили на воде, заправляли солодом и квасом.
Галушки, они же клецки, знакомы всем. Кусочки сдобного или простого, как на вареники, теста отваривают в воде или мясном бульоне и подают как самостоятельное блюдо с салом, толченым с чесноком, шкварками, жареным луком. Иногда их варят в супе с мясом и картофелем.
Из алкогольных напитков в «Вечерах» упоминаются варенуха и сливянка. Варенуху готовили на основе самогона. На дно глиняного горшка клали нарезанные яблоки, груши, ягоды, наливали мед, засыпали душистые травы, заливали самогоном. Вместо крышки верх горшка обмазывали крутым тестом и ставили в печь. Варенуха была готова тогда, когда тесто пропекалось. Ее процеживали и пили. Сливянку готовили, настаивая водку на сливах с сахаром и травах. Выдерживали ее не менее месяца, после процеживали.
И последнее — квас. Это древнейший напиток, который готовят на основе хлеба (хлебный квас носит название сыровец), сухарей, фруктов (вишнёвый, яблочный, айвовый, сливовый), овощей (свекольный, капустный, морковный). Добавляют в квас сахар и дрожжи для брожения. Он обладает целебными свойствами, освежающим и жаждоутоляющим эффектом. Словом, это полезнейший и вкуснейший напиток.
Варенуха
Варенуха – это дикая и очень вкусная смесь самогона с медом, фруктами и пряностями, которая была самой популярной в Левобережной Украине начиная с 16 века. Варенуха, а также душепарка и крамбамбуля – это наш славянский ответ согревающему пуншу, глинтвейну и грогу.
Состав и технология изготовления
Состав варенухи в разных областях украинских местечек имел некоторые отличия, особенно в части фруктовых «наполнителей» и пряностей. Есть упоминания о сушеных грушах и яблоках, сливах и черносливе, вишне и абрикосах (кураге). Обязательной составляющей являлся мед. В качестве алкоголя в настоящее время чаще используют водку, хотя в идеале нужно брать ржаной или фруктовый самогон.
В вариациях рецептуры есть своя прелесть и преимущество – собираясь приготовить дома варенуху, можно без зазрения совести видоизменять состав по своему вкусу. Главное – придерживаться принципов приготовления.
Суть приготовления варенухи в следующем: самогон после выгонки переливают в чугунок из керамики, смешивают с медом и кусочками фруктов/сухофруктов, закрывают крышкой из эластичного теста и отправляют в печку. Признак готовности алкоголя – пропеченное тесто-крышка. Порой варенуху томили в печи всю ночь.
Интересные исторические факты
Варенухе приписывались целебные, и даже чудодейственные свойства. Она согревало тело, радовала душу, дарила легкость. Говорили, что она может заживлять кровоточащие раны. При этом в ход шел не только сам алкоголь, но и его «осадок». Последним лечили раненых в бою лошадей (смазывали кашицей поврежденные места). Отсюда, кстати, позже появился тост — «на коня!». Хозяйка должна была после этого отдать гостям остатки алкогольного узвара из чугунка.
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» можно встретить фамилию Варенуха. Она принадлежала некому недалекому администратору-вампиру, который частенько изволил бывать навеселе.
Пить варенуху можно как горячей, так и холодной. Однако те, кто пробовал, уверяют, что в горячем виде напиток вкуснее. Кстати, фрукты из варенухи станут отличнейшей начинкой для пирогов!
Приведенные ниже рецепты очень близки по способу приготовления, но несколько отличаются по составу. Хотя, какой бы из них вы не выбрали, помните, что для приготовления варенухи слишком строгих правил не существует.
Традиционный рецепт украинской варенухи
Компонент «смесь сухофруктов» означает, что вы можете брать абсолютно любые сухофрукты в желаемых пропорциях. Это могут быть: курага и чернослив, сушеные груши и яблоки, вишня и инжир, изюм и т.д.
Пряности также можно добавлять по вкусу или не использовать какие-либо из предложенных.
Таким образом, это будет уникальная варенуха, что полностью соответствует украинским канонам ее приготовления в 16 веке.
Готовить варенуху будем так:
Домашняя варенуха – рецепт эксперта
Готовить варенуху будем так:
Иван Савельевич Варенуха — характеристика персонажа из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
История Ивана Савельевича
Иван Савельевич Варенуха всю жизнь проработал в театрах. На момент ужасного происшествия он работает в Варьете вместе с Римским. Никакими отвратительными делами Варенуха не славится: его грехи относительно легки. Иван Савельевич врет, как дышит (чаще на рабочем месте), грубит и хамит тем, кто пытается дозвониться на его рабочий телефон. Ещё один грешок: Варенуха оставляет билеты на самые лучшие места себе, чтобы выручить за них деньги в собственный карман. Решив, отнести распечатки звонков и телеграмм Лиходеева в НКВД, Варенуха заходит в летний туалет около театра и его похищает свита Воланда.
Нужно заметить, что эта инициатива была “частной”, то есть Иван Савельевич попал в круговерть событий из-за того, что нахамил и соврал Азазелло и Бегемоту, когда те звонили в Варьете. Такая случайность перевернула жизнь Варенухи: его доставили в легендарную квартиру дома №50, поколотили и отдали в объятия вампирши Геллы. Она укусила Варенуху, после чего герой очень изменился: “был теперь бледен меловой нездоровою бледностью, а на шее у него в душную ночь зачем‑то было наверчено старенькое полосатое кашне… отвратительную манеру присасывать и причмокивать, резкое изменение голоса, ставшего глухим…, вороватость и трусливость в глазах…”. Варенуха становится вампиром, его держат 2 дня на злосчастной квартире (он помогает Гелле в осуществлении своих целей), после чего герой спешит в милицию с просьбой закрыть его в бронированную камеру.
Сочинение про Варенуха
Иван Варенуха стал, с такой забавной фамилией, самым милым вампиром в русской литературе, я считаю. Он-то был администратором в том самом «варьете», его затянуло в водоворот событий.
В принципе, Иван Савельевич – неплохой человек. Работал вполне честно, но вот из-за странной переписки с директором «варьете», которого свита Воланда забросила в Ялту, решил доложить, «куда следует». Конечно, это были бы лишние хлопоты для Бегемота и Коровьева, вот они и решили остановить честного человека. Сначала они позвонили, а Ивану не повезло ответить слишком грубо на их просьбу никуда не ходить. Он очень пожалел об этом, когда они на него напали, когда Гелла превратила его вампира.
Думаю, ему было совсем неприятно возвращаться в «варьете», чтобы подвести других… Он уже не был человеком – отвратительно причмокивал, не отбрасывал тени. Его полёт в книге сравнивается с толстым купидоном, что весьма забавно. Наверняка, его образ нужен в романе, чтобы не совсем «запугать» читателя. Такой забавный вампир вызывает улыбку у читателей, ему легко сопереживаешь. Думаешь о том, что вот так ответишь невежливо по телефону, и тебе может достаться. Он своим примером учит быть вежливей со всеми.
К счастью, после бала его освободили. Это замечательно, ведь вампирство – явно не его «призвание». Иван не стройный, а полноватый, не молодой, а в возрасте. И портрет его весьма забавен. Скорей, он сатирический персонаж, а не благородный и страшный вампир. Его не радовала эта страшная власть над людьми, не привлекала вечная жизнь, способность летать. Кстати, он ведь достаточно смел или уж измучен, чтобы решиться просить самого Воланда о прощении. Варенуха умоляет отпустить его, он раскаивается очень искренне.
В романе написано, что всё это приключение страшное изменила Ивана к лучшему, он стал, понятно, более вежливым, более честным. Он и так был забавным и простодушным в своей вечной кепке, с потертым портфелем. Его в толпе не заметишь, такой он обычный.
Наверное, не просто так оказался в гуще этих событий Иван Савельевич – нужно было ему что-то важное понять. Я сочувствую этому персонажу, симпатизирую ему, рада за его возвращение к обычной жизни.
Другие сочинения: ← Характеристика и образ Бегемот в романе Мастер и Маргарита↑ Мастер и МаргаритаОбраз и характеристика Маргариты →
Наказание от нечистой силы
То, что булгаковская сатира снизошла до образа такого мелкого персонажа (Иван Савельевич не убийца, не предатель) подчёркивает тот факт, что зло в любой степени заслуживает наказания, высшие силы видят несправедливость и в малых, и в больших проступках. Варенуха поплатился за ложь и хамство, которое было образом его жизни. По натуре герой был не только хамоват, но и криклив, эмоционален, порой неуправляем и нетерпим к окружающим. Едва не потеряв рассудок, когда его использовали для передвижения по воздуху и устрашения Римского, герой переосмыслил свою жизнь и понял, что был не прав. Ему пришлось присутствовать на балу у Сатаны, и только после этих событий герой смог обратиться к своему Господину, чтобы попросить прощения. Он искренне раскаивается, просит у Воланда не оставлять его вампиром, потому что по натуре “не кровожаден”. Тот, оценив искренность измученного Варенухи, дарует ему свободу, возвращает на старое место. Он обещает Азазелло больше никогда не лгать и не хамить по телефону.
Домашняя варенуха – рецепт эксперта
Готовить варенуху будем так:
Раскаяние героя
После бала Сатаны прощённый персонаж становится таким, как раньше – обычным человеком. Он больше не вампир, странноватый вид и привычки оставляют его. Проходит время и Варенуха превращается в образцового администратора театра, контромарщики называет его “благодетелем”, люди удивляются вежливости и душевному отношению работника к окружающим. “В какое бы время кто бы ни позвонил в Варьете, всегда слышался в трубке мягкий, но грустный голос: “Я вас слушаю… Я к вашим услугам…”.
Изменившийся Иван Савельевич “приобретает всеобщую популярность и любовь за свою невероятную отзывчивость и вежливость”. Естественно, что герой страдает от своей доброты и отзывчивости, но обещание данное нечистой силе он не нарушает.
В нашей статье вы найдёте полную характеристику Ивана Савельевича Варенухи в романе “Мастер и Маргарита”.
Последствия событий
Похищение и двухдневное пребывание в вампирской должности сильно сказываются на Варенухе. Когда персонаж наконец обретает долгожданную свободу, его характер меняется кардинально, и в лучшую сторону. В частности, администратор Варьете становится:
Хотя в романе Булгакова администратор Варьете не играет ключевой роли и появляется буквально на нескольких страницах, этот персонаж хорошо запоминается читателю как один из самых милых и душевных вампиров в литературе.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Варенуха – хватит и на коня!
Как по мне, рецепт варенухи – самый интересный из всей нашей троицы. Аналогов у этого украинского напитка нет – этакая смесь узвара из сухофруктов и настойки на специях, томленая в печи в течение нескольких часов.
С этим «коктейлем» связан интересный тост, до сих пор бытующий в Украине: «на коня!» – аналог российского «на посошок». В старину осадок из-под варенухи, наполненный мелкими частичками пряностей, не выливали – им смазывали раны коней для дезинфекции. Но остатки сладки – засидевшийся гость, внезапно осознавший, что бухло кончилось, а ему вот-вот выходить на мороз, частенько просил хозяюшку налить еще немного в дорожку – отдать то, что осталось «на коня».
Варенуха была популярна в Украине до самой революции, а в отдельных деревнях на востоке и в центре страны ее готовили и позже – томили целую ночь в долго не остывающей украинской печи «як з-пiд хлiба» – разогретой до той температуры, при которой выпекают хлеб. Впрочем, сделать варенуху можно и сейчас, в условиях обычной квартиры. Для этого нужна духовка, керамический горшок (желательно с узким горлышком) да немного теста.
Ингредиенты напитка (согласно старинным рецептам варенухи) таковы:
водка (а лучше, конечно, традиционный украинский «житнiй» – ржаной – самогон) – 2 литра;
Приготовление:
Конечно, варенуху, как и крамбамбулю, можно остудить, настоять и процедить – она станет прозрачнее, а вкус облагородится. Но это уже, конечно, не то: горячая, свежая, только из духовки гораздо вкуснее и интереснее. Только не увлекайтесь – напиток весьма коварный!