Что такое цыганский барон
Кто такие цыганские бароны и как они живут в России
Само словосочетание «цыганские бароны» уже ассоциируется с богатством. Цыганский народ славится не только материальным достатком, но и своей разнообразной культурой. Привнося своё национальное, цыганский народ внес огромный вклад в музыкальную историю и культуру мира. Очень интересно становится узнать всё о цыганских баронах: как они живут, каких законов и традиций придерживаются.
Кто такие цыгане и каково их происхождение
Этнические цыгане имеют общее индийское происхождение и относятся к самым многочисленным этническим меньшинствам в Европе. Рома, как их ещё называют в политической сфере, мозаично расселены на разных континентах Земли: в Северной и Южной Америке, Европе, Австралии, Северной Африке. Их численность во всем мире достигает 5 млн человек.
В России же, по официальным данным 2017 года, находится 205 000 цыган. Но по факту их гораздо больше: приблизительно около 800 000 человек.
Цыганские бароны в России
Поскольку цыгане имеют разные народности, у них могут отличаться некоторые правила и уклады жизни. Единым для всех цыган в России остаётся только цыганский закон, который должен соблюдаться беспрекословно. Правила касаются общения с другими народами и проживания среди людей других национальностей, а именно: цыганам необходимо соблюдать правила и законы той страны, на территории которой они проживают.
Цыганский народ не приветствует иерархию, но и не отрицает лидерство в цыганском обществе, как и в любом цивилизованном коллективе. Таким лидером чаще всего является цыганский барон (от цыганского «баро» – большой человек») – человек, который отвечает за общение с внешним миром, решает проблемы и вопросы в таборе. Но есть и такие коллективы, где понятие «цыганский барон» отсутствует, на смену ему главным является самый старший уважаемый человек или же просто признанный лидер.
Задача баронов – не только решение конфликтов и налаживание контакта с внешним миром, в их обязанности также входит решение жилищных и хозяйственных вопросов, а именно: где будет ставиться табор, кто будет отвечать за обустройство и другие.
Свой титул цыганский барон передаёт сыну или племяннику. Часто цыганскими баронами становились в третьем поколении (после деда и отца) и возраст здесь не имел значения. Так, некоторые цыгане становятся баронами в возрасте около 20-25 лет. Но титула можно легко лишиться. Достаточно просто не выполнять свои обязанности.
Современная жизнь цыганских баронов в России
Исторически сложилось так, что после 1953 года указом Сталина цыганам запретили вести кочевой образ жизни и заставили осесть. Но народ по-прежнему живёт обособленно и поддерживает свои традиции и уклад жизни. Многие цыганские бароны по всей России поддерживают между собой связь, поддерживают цыганские общины.
Сам титул цыганского барона уже давно условный и не приносит никакого материального дохода, поэтому лидеры цыганского общества занимаются бизнесом, причем достаточно успешно. Единственное, что остаётся неизменным – это страсть к золоту, коллекционированию часов и колец. Золото для цыган – это залог безбедной и сытой жизни в любой стране.
«Цыганский барон»: что на самом деле означает этот титул
Общаясь с представителями других народов, главу своего табора или просто старейшину цыгане обычно называют европейским титулом «барон», хотя социальное расслоение на дворян и простых смертных не характерно для этих людей. Оказывается, устоявшееся словосочетание «цыганский барон» пришло в русский язык из австрийского на рубеже XIX-XX веков. То есть, в реальности своего главу сами члены табора так никогда не называли.
Причем здесь Иоганн Штраус
Появлению данного титула прогрессивная общественность, как ни странно, обязана знаменитому австрийцу Иоганну Штраусу (1825-1899 гг.), который приходился сыном другому известному композитору Иоганну Штраусу-старшему. В 1885 году маэстро написал замечательную оперетту «Цыганский барон», которая вскоре стала популярной во многих странах мира, в том числе и в России.
Автор книги «100 великих композиторов» (Москва, 2008 г.), Дмитрий Самин, отметил, что оперетта была написана по новелле «Саффи» венгерского писателя Мора Йокаи, а автором либретто стал известный драматург Игнац Шницер. Назвать новую оперетту композитор решил оригинально – Der Zigeunerbaron, где первая часть zigeuner означает «цыганский», а вторая часть – дворянский титул ниже графского.
В России название музыкального произведения так и перевели «Цыганский барон». В других странах поступили аналогично. Очень скоро из лексикона ценителей музыки это словосочетание перекочевало в разряд общеупотребительных фразеологизмов.
Кстати, по-венгерски звание главы цыганского табора пишется как ciganybaro, вот почему австрийский композитор соотнес его с аристократическим титулом – по причине схожести звучания (частичной омонимичности) слов «барон» и «баро».
«Большой, старший, важный»
Лингвист, кандидат филологических наук Виктор Шаповал посвятил целое исследование данной теме. Свои выводы ученый изложил в статье «Цыганский барон как объект лингвистического анализа», которая была опубликована в журнале «Русская речь» (No 4 за 1999 год).
«Выражения «цыганский барон» нет ни в толковых, ни во фразеологических словарях. По всей вероятности, оно не фиксируется потому, что представляется такой же тривиальной метафорой, как «черное золото» (нефть), «царица полей» (кукуруза), или даже описательным обозначением, речевой находкой типа «американский рубль» (доллар), «китайские буквы» (иероглифы)», – написал В.В. Шаповал.
И все же, это словосочетание имеет особое значение, ведь ни на одной географической карте никогда не было указано территории, принадлежащей цыганскому барону, а его супругу никто не именует баронессой.
Причина всех этих странностей проста. В цыганском языке есть слово «баро» (baro), которое означает «большой, старший, главный», оно часто используется при обращении к главе табора или старейшему члену многочисленной семьи.
Интересно, что название народной песни «Ром баро» В.В. Шаповал переводит в своей статье как «Авторитетный цыган». А слово «барорай» в значении «барин» присутствует в пьесе великого писателя Л.Н. Толстого «Живой труп», написанной в 1900 году. Эта лексема мелькает в разговоре Феди Протасова с цыганом (д. I, к. 2, явл. III).
В русском блатном жаргоне тоже имеется похожее слово «райбаро», которое буквально переводится с цыганского языка как «барин большой», но на самом деле означает «агент уголовного розыска». Данная лексема лишь порядком составных слов отличается от толстовского «барорай». Вообще, язык преступного мира России имеет много заимствований из немецкого, еврейского, татарского, цыганского и других наречий.
«Таким образом, в ряде европейских языков созвучие между оригинальным названием цыганского вожака и титулом барон создало ситуацию, в которой отождествление этих слов могло происходить неоднократно и независимо. Благодаря этому и венгерское baro, и немецкое Baron (барон) практически безальтернативно были выбраны в качестве перевода цыганского названия вожака баро», – к такому выводу пришел известный лингвист В.В. Шаповал.
Кто такой цыганский барон
Этнограф и публицист Николай Бессонов написал статью «Структура цыганского табора», которая вошла в сборник «История цыган: Новый взгляд» (Воронеж, 2000 г.), соавторами данной книги также являются Н.Г. Деметер и В.К. Кутенков. Отметив, что социальная организация табора практически совпадает со структурой индийской касты, исследователь развенчал устоявшиеся в российском обществе стереотипы о цыганском бароне.
«В действительности вожаком становился (без какой-либо формальной выборной процедуры) цыган, хорошо владеющий языком окружающегося населения, способный отстоять интересы табора, пользующийся абсолютным авторитетом. Важно отметить, что его власть не была сродни государственной власти. У него не было никаких возможностей к принуждению – ни полиции, ни дружины. К его словам прислушивались, только если они были справедливы. Авторитет вожака был духовным и никаким более», – подчеркнул Н.В. Бессонов.
Причем, если сын покойного баро оказывался не подходящим для этой роли, то данное звание переходило к другому авторитетному и толковому мужчине.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального права ОмГУ имени Ф.М. Достоевского Владимир Симонов тоже считает, что роль главы табора сильно преувеличена в художественных произведениях. В статье «Значение бытового уклада в формировании этноса как субъекта права (на примере цыган)», которая была опубликована в журнале «Вестник Омского университета», серия «Право» (No 4 за 2008 год), ученый подчеркнул: «Это не полновластный хозяин и, тем более, не эксплуататор своих соплеменников».
Помимо отстаивания интересов цыган перед местным начальством, налаживания контактов с представителями других народов, баро разрешает споры между членами табора, основываясь на хорошо известных ему национальных обычаях и традициях.
«Вместе с тем, в разные времена и в разных странах вожак исполнял и другие функции, ряд которых был обусловлен требованиями официальных властей: вел списки своих цыган, регистрировал рождения и смерти, назначал виновным наказания, вплоть до телесных и изгнания провинившихся из табора», – отметил В.А. Симонов.
И все же, в прессе частенько появляются статьи о баснословном богатстве цыганских баронов. Утверждается, что эти влиятельные люди получают немалый процент от различного незаконного бизнеса, которым занимаются их подчиненные.
В массовом сознании образ цыганского барона во многом совпадает с образом главаря преступной организации, но с национальным колоритом. И он обязательно должен быть с ног до головы обвешан золотыми украшениями.
Цыганский барон: какие у него обязанности
В российском обществе авторитетного цыгана, занимающегося решением проблем, возникающих в таборе, а также являющегося негласным главой общины, представляющим её интересы при контактах с органами государственной власти, называют бароном. Однако из-за отсутствия в цыганской культуре наследственной аристократии в их обществе нет как такового титула «барон», зато есть «баро», наделённый теми же правами и обязанностями.
Не барон, а баро
Цыгане не знают титула барон, поскольку между собой руководителя общины они именуют словосочетанием «ром баро» «важный цыган» или «большой цыган».
Созвучие цыганской лексемы «баро» с широко распространённым в европейских языках немецким словом «барон» послужило основой для возникновения русского арготизма для обозначения вожака цыганского табора.
Как свидетельствует в статье «Ром Баро» Н. Логинова: «Русские плохо расслышали и думают что это [баро] барон», а укоренению этого звания способствовала оперетта Иоганна Штрауса «Цыганский барон».
Бароном могут называть выбранного главу табора, иначе говоря, человека, которому симпатизирует подавляющее большинство цыганского сообщества, притом, что никаких официальных выборов не проводится.
Порой под бароном подразумевают цыганского криминального авторитета, а иногда шутливо именуют богатого члена табора.
Кто становится бароном?
Чтобы стать бараном, нужно заслужить уважение и доверие табора. На эту важную роль руководителя общины, защитника, судьи, представителя в государственных органах, советчика и старейшины, назначаются только достойные, мудрые и опытные люди.
К слову, место авторитетного вожака может занимать и женщина, ярким примером служит Елена Николаевна Константинова, являющаяся председателем ассоциации цыган Юга России.
Сами себя бароны называют слугами народа и основным смыслом своей деятельности видят поддержание, традиций, правопорядка и справедливости в таборе.
Обязанности барона
По словам Германа Петровича Филиппова, проживающего в Крыму цыганского старейшины, в обязанности барона входит отслеживание того, как члены табора соблюдают внутренние и внешние законы. Те, кто нарушает устои ромов и преступает российские правовые нормы, удостаиваются его суда и соответствующего наказания.
В прошлом за проступки, такие как грабёж или воровство, цыган прилюдно подвергали порке кнутом до потери сознания, дабы остальным неповадно было.
За особо тяжкие преступления барон имеет право применить самое суровое цыганское наказание — изгнание человека из цыганского сообщества. К слову, если цыган изгоняется из одного сообщества, он уже не будет принят ни в одном таборе мира ни в России, ни в Молдавии, ни в Югославии, ни во Франции, ни в США и так далее.
Все приговоры и постановления барона обязательны для исполнения, тот, кто его не выполняет, заслуживает порицания в таборе, поскольку он является глашатаем древней цыганской мудрости и неписаных законов, кои следует свято чтить.
Именно барону предоставляется честь общаться от имени табора с представителями городской администрации, прессы, правоохранительных структур, школы и прочих государственных органов страны проживания. Вожак заботится о назначении разного рода социальных пособий и пенсий, полагающихся членам общины, помогает в оформлении документов, подтверждает браки и разрешает все споры.
Он хлопочет о защите прав цыган, изыскивает возможности при столкновении с официальной властью, решает проблемы при помощи цыганского суда внутри табора.
В случае, если барон не оправдывает оказанного ему высокого доверия, не исполняет свои обязанности или выносит несправедливые решения, он может остаться без табора, который отвернётся от него.
Цыганские «бароны»: почему их на самом деле не существует
Слухи о несметных богатствах цыганских «баронов» неизменно вызывают большой интерес среди обывателей. Часто такие сообщения появляются и в прессе. Образ колоритного смуглого мужчины, густо обвешанного драгоценностями, устоялся в сознании россиян. Такой образ предполагает, что цыганские «бароны» – это что-то вроде дворян, высшей аристократии.
Вожак табора
«Получая немалую долю от различных видов бизнеса, законного и не очень, вожак табора живет на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. Барон эксплуатирует простых цыган, как средневековый феодал», – думают люди.
С этой точкой зрения не согласны многие исследователи, хорошо знакомые с бытом и нравами кочевого народа. Среди них – кандидат юридических наук Владимир Симонов – автор статьи «Значение бытового уклада в формировании этноса как субъекта права (на примере цыган)», которая вышла в серии «Право» журнала «Вестник Омского университета», (№ 4 за 2008 год). Ученый отметил, что цыганский «барон» вовсе не является полновластным хозяином или суровым эксплуататором своих подчиненных.
«Во главе табора находится вожак, роль которого в литературе, особенно советского периода, сильно преувеличена. Им становился, чаще всего без формальной процедуры выборов, как правило, представитель старшего поколения, пользующийся абсолютным авторитетом, способный отстоять интересы табора, хорошо владеющий языком окружающего населения», – пояснил В.А. Симонов.
Дело в том, что цыганское общество, в целом, не характеризуется жесткой иерархией, предполагающей разделение людей на потомственных аристократов, представителей духовенства и простых смертных. Основой социальной организации цыган является табор, а при оседлом образе жизни – община, проживающая в конкретном поселке или пригородном районе. Внутри табора отношения строятся на общинно-родовом принципе, который не предполагает эксплуатации человека человеком, а основан на соблюдении национальных традиций.
Именно за тем, чтобы община следовала древним, неписаным законам, и обязан следить цыганский «барон». Прежде всего, он – знаток обычаев и традиций кочевого народа.
Вожак табора, по словам В.А. Симонова, не имеет никаких рычагов для принуждения своих соплеменников к исполнению его распоряжений. Люди подчиняются решениям «барона», поскольку он обладает моральным авторитетом. Разбирая различные споры, возникающие между представителями табора, вожак ориентируется на цыганские обычаи, которые неукоснительно соблюдаются.
Кроме того, в обязанности «барона» входят представительские функции. Этот человек общается с местным начальством, налаживает контакты с правоохранительными органами, а также выполняет ряд административных обязанностей, вроде регистрации представителей общины и составления списков цыган, проживающих на конкретной территории.
«Графы», «герцоги» и «воеводы»
Доктор исторических наук Надежда Деметер, известный художник, публицист и этнограф Николай Бессонов, вице-президент национально-культурной автономии российских цыган Владимир Кутенков совместно написали книгу «История цыган: Новый взгляд», которая была опубликована в Воронеже в 2000 году. В этом издании содержится статья Н.В. Бессонова «Структура цыганского табора», которая проливает свет на социальную организацию кочевой общины.
Исследователь отметил, что еще в начале XV века, первые перебравшиеся в Западную Европу цыгане управлялись вожаками, которые стали приписывать себе пышные аристократические титулы и звания, чтобы впечатлить местных жителей. С тех пор и повелась эта традиция.
«Уже в те времена зародился миф о всесилии цыганских правителей. Родоначальниками этого мифа были и сами вожаки. Добиваясь для своих таборов права неподсудности, они расписывали свою строгость, присваивали себе пышные титулы «графов», «герцогов» или «воевод»», – отметил Н.В. Бессонов.
И сегодня многие цыгане, по мнению исследователя, намеренно вводят в заблуждение чужаков, рассказывая в интервью, что должность «барона» передается по наследству, а сам он может запросто казнить или покалечить своего соплеменника за неповиновение.
На самом деле, после смерти одного вожака табора его место занимает другой пожилой, авторитетный человек, хорошо разбирающийся в народных традициях. Причем, смена власти происходит по совместному решению хорошо знакомых друг с другом людей, без формальной процедуры демократических выборов.
Соавторы книги «История цыган: Новый взгляд» не нашли достоверно доказанных случаев, чтобы какой-нибудь «барон» когда-либо покалечил или казнил человека, виновного в серьезном нарушении народных традиций. И это неудивительно, ведь самым жестким наказанием для цыган является изгнание из табора, эти люди реально боятся оказаться оторванными от родной общины.
Почему именно «барон»
И все же, при общении с чужаками даже современные цыгане часто называют главу своей общины европейским аристократическим титулом. А все потому, что словосочетание «цыганский барон» представители многих народов переняли у австрийцев в конце XIX века. И оно быстро стало общеупотребительным.
В этом «виноват», как ни странно, венгерский прозаик Мор Йокаи (1825-1905 гг.), написавший романтическую новеллу «Саффи». Поскольку во второй половине XIX века существовало единое австро-венгерское государство, представители творческой интеллигенции союзных народов часто обменивалась идеями и замыслами. В частности, знаменитый австрийский композитор Иоганн Батист Штраус-младший (1825-1899 гг.) решил написать оперетту, взяв за основу сюжет новеллы венгерского прозаика.
Историю создания музыкального произведения, покорившего публику многих стран, описал автор-энциклопедист Дмитрий Самин в книге «100 великих композиторов», которая была опубликована в Москве в 2008 году. Он отметил, что работой над либретто с согласия Мора Йокаи занимался переводчик и прогрессивный драматург Игнац Шницер (1839-1921 гг.). В результате совместного творчества, в 1885 году венской публике была представлена оперетта Иоганна Штрауса, получившая название «Цыганский барон» (Der Zigeunerbaron).
Дело в том, что при работе над музыкальным произведением переводчик Игнац Шницер и знаменитый композитор допустили небольшую вольность. В новелле «Саффи», написанной на венгерском языке, вожака табора называют ciganybaro. То есть, cigany – цыганский, baro – глава, предводитель. Из-за схожести звучания должность представителя кочевого народа превратилась в дворянский титул, понятный австрийским зрителям.
Оперетта имела оглушительный успех и у российской публики. А название «Цыганский барон» шагнуло с театральных афиш в реальную жизнь.
Авторитетный цыган
Кандидат филологических наук Виктор Шаповал написал статью «Цыганский барон как объект лингвистического анализа». Данная научная работа вышла в журнале «Русская речь» (№ 4 за 1999 год). Ученый назвал словосочетание «цыганский барон» такой же метафорой, как и другие устоявшиеся выражения, вроде «царица полей» или «черное золото».
Действительно, супругу вожака табора почему-то никто не называет баронессой, а семья его не владеет территорией, передаваемой из поколения в поколение.
В цыганском языке есть прилагательное baro («баро»), которое переводится как «большой, великий». Это слово также часто используется как одушевленное существительное мужского рода в значении «глава семьи или табора». Вероятно, венгерский писатель Мор Йокаи использовал слово ciganybaro в качестве своеобразной кальки с цыганского словосочетания «ром баро», которое переводится как «вожак, крупная личность, значительный, удачливый сильный». То есть, цыган (ром) авторитетный и уважаемый.
«Следовательно, есть все основания предположить, что baro в венг. ciganybaro, Baron в нем. Zigeunerbaron и барон в русск. «цыганский барон» обусловлены влиянием цыганского (а не наоборот) и имеют иное происхождение, нежели европейский дворянский титул, с которым наименование цыганского вожака баро(н) было сближено – вплоть до полного отождествления», – считает В.В. Шаповал.
Из-за схожести звучания руководителей цыганских общин до сих пор именуют «баронами», хотя у этого народа не существует социального разделения на дворян и простолюдинов. А никаких потомственных аристократов нет и в помине.
Как живут цыганские бароны
|
Евросоюз так и не может разрешить цыганскую проблему: год назад их массово депортировали из Франции и Италии, однако, кочевники являются гражданами ЕС (в основном Болгарии и Румынии), и ничто не мешает им вновь возвратиться обратно. Правозащитники оправдывают высокую преступность среди цыган их якобы бедностью и неграмотностью. Но сотни цыган-миллионеров в Восточной Европе ведут настолько вызывающе роскошный образ жизни, что закрадывается сомнение в бедности этой нации. Блог «Толкователя» уже писал о том, что в прошлом году Европу потряс скандал во Франции.
Оттуда по приказу Николя Саркози было выслано несколько тысяч цыган (при этом за депортацию им приплачивали по 400-500 евро на каждого). Высылали их в Болгарию и Румынию. Саркози обвинили в расизме, Францию жестко раскритиковал Брюссель и ООН, однако Париж эту критику пропустил мимо ушей. Поскольку одной высылкой побороть цыганскую миграцию невозможно, депортированные цыгане, как показывает практика, все равно возвращаются обратно во Францию, МВД страны разработало даже специальный закон, запрещающий цыганам возвращаться во Францию.
Дом богатых цыган
По данным международных правозащитных организаций, права цыган также нарушаются практически во всех европейских государствах – Чехии, Италии, Испании и так далее.
В Финляндии, например, МВД подготовило специальный закон, запрещающий нищенство. Как считают правозащитники, он явно направлен против цыган. Драматичнее всего ситуация в Венгрии – рост национализма и великодержавного шовинизма в этой стране привел к началу депортации цыган из ряда сел и деревень.
Действия Саркози подержали тогда 69% французов. И их понять можно. Вот только статистика. «Пуэн» приводит несколько цифр: в 2009 году в Париже румынами (имеются в виду, конечно, румынские цыгане) было совершено более 3 тысяч правонарушений, что на 138% больше, чем в позапрошлом году. Две трети этих правонарушений — кражи, а виновники половины этих преступлений – несовершеннолетние. За первые 7 месяцев 2010 года в парижском регионе румынские цыгане совершили около 3 с половиной тысяч краж, 20% краж в Париже, по мнению полиции, – дело рук румынских цыган, причем четверть этих преступлений совершают несовершеннолетние.
Похожая картина наблюдается и в Италии. Недавно МВД Италии опубликовало статистику: на долю румынских граждан, в основном цыган, приходится 15% преднамеренных убийств, 16% изнасилований, 15% вымогательств и почти 20% разбойных нападений на квартиры и виллы в стране. И это при том, что и румыны, и румынские цыгане составляют не более 1,5% от населения Италии.
Она чего-то ждет. Под присмотром…
Правозащитники оправдывают цыганский криминалитет якобы их нищетой и неграмотностью. Отчасти это верно: среди цыган Восточной и Центральной Европы (в первую очередь Румынии, Болгарии, Венгрии и Словакии) высшее образование имеют 1%, среднее специальное 10%. На адаптацию цыган Евросоюз ежегодно выделяет 70-100 млн. евро, еще около 60 млн. – частные благотворительные организации. Но, вздыхают еврочиновники, минимум половина этих средств до бедняков не доходит – они разворовываются как восточноевропейскими чиновниками, так и цыганским «истеблишментом».
Европейская пресса с завидной регулярностью описывает трудные будни цыган. Как вот этот сюжет из Болгарии: «Сюда уже пришла помощь Евросоюза – на деньги ЕС построено нескольких красивых зданий. Но, как поясняет Ангел Рашков, местный цыганский барон, на деле все обстоит не так благополучно. «Снаружи эти дома действительно хороши, но не советую заходить внутрь, – говорит он. – Там свирепствует гепатит, и мы не можем с ним справиться».
Еще один богатый цыганский дом
Барон, которому принадлежат пивоварня и маленький винокуренный завод, осторожно ступает между осколками стекла и экскрементами. «Все эту помойку надо убрать, иначе все заболеем, – говорит он, пробираясь к своему блестящему Rover 75 популярного в Британии бутылочно-зеленого цвета. – На европейский город не похоже».
К Евросоюзу и раньше присоединялись бедные страны бывшего коммунистического лагеря, и в некоторых из них – например, в Словакии – тоже приходилось решать цыганский вопрос. Но в гетто наподобие кварталов Шекер и Столипиново на окраинах Пловдива чиновникам ЕС придется столкнуться с исключительным обнищанием цыган и практически полной их изолированностью от общества.
По официальным данным, в Болгарии проживает 400 тысяч цыган. На деле их может быть в два раза больше – те, кто получил образование, нередко приписывают себя к болгарам или туркам. Барон рассказал о среднем уровне доходов в гетто: «Как правило, семья – женщина, мужчина и двое-семеро детей – живет на 200-300 левов в месяц. Это примерно 100 фунтов».
Какой важный! Ему не надо ничего прятать…
Правда, этот барон забыл рассказать, какой доход имеет лично он, и выделяет ли он что-то на поддержку своих нищих соотечественников. О доходах цыганской «элиты», представленной местными «баронами», королями и их окружением, до сих пор ничего не известно. В прессу просачиваются лишь слухи. А они таковы. «Король» румынских цыган Флориан Чиоаба (ему титул достался по наследству от отца) имеет до 50-80 млн. евро в год. К его клану Колдаш принадлежит около 300 семей, и минимум половина из них имеет дома стоимостью от 3 млн. евро.
Общий доход «короля» и его клана приближается к 300-400 млн. евро в год. Он складывается из подношений рядовых цыган в общак (отчисления – до 5-10% от криминальных и полукриминальных доходов), контрабанды сигарет из Румынии в Западную Европу, гостиничного бизнеса и торговли.
Похожая картина наблюдается в среде цыганской «элиты» и других стран Восточной и Центральной Европы. Даже в нищей Молдавии цыганский «барон» Артур Черарь и его клан имеют до 20-40 млн. евро в год. А в Косово клан «барона» Неджмедина Незири – до 100 млн. евро в год (в основном косовские цыгане промышляют в Германии и Австрии).
Как вам такой интерьерчик!
Как и большинство остальной «элиты» Восточной Европы, а также бывшего СССР, эти цыгане нарочито демонстрируют роскошный образ жизни, буквально купаясь в золоте (на внутреннюю отделку дома цыганского «король» Румынии Флориана Чиоаба ушло до 55 кг золота). Из их сверхдоходов «быдлу» перепадают лишь крохи, да и то – в основном за какие-то грязные дела. Не вызывают возмущения сверхроскошь «элиты» и у подчиненного им народа: втайне большинство из низов мечтает, что когда-то тоже сможет стать обладателям золотого унитаза и «права первой ночи».
Два года назад мировые СМИ обошла серия снимков итальянского фотографа Карло Джанферро. Он с 2004 года фотографировал интерьеры богатых цыганских домов в Румынии, Болгарии и Молдавии. Мы лишь приводим в этом материале несколько из них.
Это сам «король» Румынии Флориан Чиоаба. В начале 2000-х он попал в центр европейского скандала, когда суд запретил ему выдавать замуж свою 12-летнюю дочь за 15-летнего жениха. Чиоаба бомбардировал гневными требованиями даже Страсбургский суд, но тот остался непреклонен: дочь должна дожидаться 16-летия. В прошлом году румынские власти разрешили Флориану Чиоаба основать местный цыганский суд, где по его «законам» будут рассматриваться административные дела его подданных.
Это дома цыган-миллионеров в окрестностях румынских городов Тимишоару и Бузеску (фотограф Найджел Дикинсон)
Это дом в «столице» молдаванских цыган городке Сорока, где «заседает» «барон»Черарь
Типичные представители цыганской «элиты» Восточной Европы (на золото с их тела можно было кормить в течение года сотни простых цыган)
На похоронах цыганской «элиты» в могилу вместе с покойником принято укладывать и часть полезных вещей, которые могут ему пригодиться в загробной жизни. К примеру, как признавался сам цыганский «барон» Молдавии Черарь, в могилу его отца положили даже машину «Волгу».
Похороны цыганской знати
В России мир цыганской «элиты» закрыт от посторонних глаз. Но кое-что Блогу Толкователя удалось обнаружить на одном цыганском сайте.
Цыганский дом в Самаре изнутри
На улицах квартала Шекер Махала, одного из беднейших цыганских гетто в Болгарии, замусоренный тротуар потрескался от старости. Низкие домишки из плохого кирпича и листов металла окружают площадь — всю в выбоинах, кое-где пророс кустарник. И опять мусор и пыль. Мужчины роются в куче отбросов, а тощая лошадь нашла что-то съестное в металлической урне для мусора. Немного оживляют мрачную сцену лишь мальчишки, прыгающие на обломанном конце заржавевшей водопроводной трубы. Западная Европа кажется недостижимо далекой.
Однако 1 января следующего года этот квартал также станет частью Европейского cоюза. Резиденты получат право безвизового проезда в любую из стран ЕС, хотя их право на работу будет юридически ограничено правительствами государств ЕС, включая Великобританию.
В прошлом цыгане были полукочевым народом. В конце 50-х годов, при коммунистическом режиме, их заставили жить в гетто или трудиться в колхозах. Многие из них были чернорабочими на фабриках, но после распада плановой экономики они остались без работы.
По информации болгарского активиста движения за права человека Крассимира Канева, полиция очень редко заглядывает в крупные гетто вроде Столипиново, позволяя криминальным бандам устанавливать там свои законы. «Полицейские отказываются расследовать преступления в цыганских сообществах», — говорит Канев, возглавляющий Хельсинкский комитет в Болгарии.
Стражи правопорядка видят свою задачу в том, чтобы оградить других жителей страны от цыган. В гетто процветают вымогательство, продажа женщин в публичные дома, ростовщичество. Цыгане занимаются попрошайничеством, торговлей наркотиками, продажей детей, что вызывает подозрительное отношение к ним со стороны этнических болгар.
Канев считает, что цыгане вряд ли будут в массовом порядке эмигрировать в Великобританию. По его словам, многие уже работают в Европе, по большей части в Греции, Италии и Испании. «Они работают на полулегальных условиях, в 90% случаев заняты в сельском хозяйстве. Но в Великобритании аграрный сектор хорошо оснащен технически, и рабочие должны иметь определенное образование», — поясняет он.
Рашков также убежден, что его соплеменники не смогут поехать в Великобританию. «Коммунистическая система не дала нам образования. Цыгане будут искать работу в странах, где не требуется особая квалификация. Там, где строгие законы, трудно жить без образования», — вздыхает он…
…Барон провел импровизированный опрос среди мужчин, которые нас окружили. Примерно половина из них заявила, что у них есть паспорта, но статус жителей ЕС не дает им никаких надежд.