что такое скольжение в фигурном катании

Видео ISU по компонентам. Skating skills

1. Skating skills overview. Владение коньком – представление (обзор)

Данное видео поможет нам различать качество и уровень владения коньком.

2. Balance. Баланс

Баланс – один из важнейших критериев в оценке владения коньком. Баланс необходим для достижения успеха в красивом и правильном катании и скольжении. Баланс – это и правильное расположение лезвия конька и контроль за центром тяжести. И все это не только техника, но и хореография. А для парного катания и танцев – это не только критерий удачности в исполнении технических элементов, но еще и безопасность самих спортсменов.

3. Flow. Ход (поток, плавность)

Flow – какое бы определение дать этому критерию? Скорее всего – это ход или плавность, т.е. способность и возможность легкого и непринужденного перемещения.

Вот семь «смертных грехов» слабого хода.

2. Слишком большой наклон вперед

3. Отталкивание зубцами

4. Балансировка на неправильной части лезвия

5. Неполные или недостаточные толчки ногами

6. Большое количество коротких и отрывистых шагов

7. Плохие дуги, катание на неглубоких ребрах

Хороший ход заставляет нас думать, что спортсмен движется естественно и свободно, при этом не прилагая особых усилий.

4. Sureness. Уверенность

Уверенность. Другими словами – это критерий, позволяющий оценить фигуриста, который уже не думает, как его конек катится и скользит по льду. Это стабильность в исполнении, когда уже не видно «семь смертных грехов» хода и не нужно беспокоиться о потере равновесия. Стабильное и уверенное катание обнадеживает как зрителей, так и судей.

5. Speed. Скорость

6. Direction. Направление

Ну, тут и так все ясно. Не умеешь или не обладаешь хорошими навыками катания, не умеешь красиво и уверенно скользить – значит, не сможешь менять и направление своего катания. Для высокой оценки надо показать умение кататься как по часовой стрелке, так и против часовой, умение легко и часто менять направление движения.

7. Conclusion. Заключение

Вот примерно по таким параметрам и оценивается мастерство владения коньком. Знают ли об этом судьи или зрители? Вопрос остается открытым.

А вот примеры оценок мастерства фигуристов (в танцах, парах, у мужчин и женщин) на данном видео. Слабое, среднее и хорошее. Тут, как говорится, без комментариев. Так считают специалисты ISU. Примеры приведены в виде ссылок.

Источник

Как научиться выполнять элементы на катке? Фонарик, циркуль, перебежки

что такое скольжение в фигурном катании. 16287759321668051999. что такое скольжение в фигурном катании фото. что такое скольжение в фигурном катании-16287759321668051999. картинка что такое скольжение в фигурном катании. картинка 16287759321668051999. 1. Skating skills overview. Владение коньком – представление (обзор)

что такое скольжение в фигурном катании. elementy figurnogo katanija dlja novichkov video 15753920221050991945. что такое скольжение в фигурном катании фото. что такое скольжение в фигурном катании-elementy figurnogo katanija dlja novichkov video 15753920221050991945. картинка что такое скольжение в фигурном катании. картинка elementy figurnogo katanija dlja novichkov video 15753920221050991945. 1. Skating skills overview. Владение коньком – представление (обзор)

С наступлением зимнего сезона открывается всё больше катков и жители городов смело выходят на лёд. А те, кто хоть раз любовался фигурным катанием, пытаются повторить за профессионалами их грациозные трюки. Некоторые элементы окажутся слишком сложными и даже небезопасными для новичков, другие же вполне можно изучить самому. Рассказываем, почему многие движения фигуристов лучше не пытаться делать самостоятельно и какие под силу выполнить даже начинающим.

Какие элементы не стоит повторять за профессиональными фигуристами?

Ответ прост: прыжки, вращения, элементы спиралей и сложные шаговые дорожки. Именно эти трюки придают зрелищности фигурному катанию, но новичкам их не рекомендуется исполнять по нескольким причинам.

Недостаточная физическая подготовка

В первую очередь, начинающим будет не хватать физической подготовки для исполнения сложных элементов. Для того чтобы твёрдо стоять на коньках, фигуристы тренируются ежедневно, несколько раз в день: как на льду, так и в спортивном зале. Они развивают силу, выносливость, растяжку и даже вестибулярный аппарат. Если же человек без опыта попробует выполнить даже лёгкое вращение, то головокружения ему не избежать.

что такое скольжение в фигурном катании. 15753920091347146904. что такое скольжение в фигурном катании фото. что такое скольжение в фигурном катании-15753920091347146904. картинка что такое скольжение в фигурном катании. картинка 15753920091347146904. 1. Skating skills overview. Владение коньком – представление (обзор)

Коньки для массового катания недостаточно оснащены, чтобы выполнять в них сложные элементы. Во-первых, ботинок значительно мягче, чем у профессиональных. Твёрдость нужна для стабилизации ноги, например, при приземлении с прыжка. Во-вторых, отличаются лезвия: у фигуристов они заточены специальным образом и наделены развитыми зубцами спереди, которые не дают упасть лицом об лёд. Чем выше уровень катания у спортсмена, тем более продвинутое лезвие из качественной стали должно быть у конька.

При всём профессионализме даже опытные фигуристы часто падают. Но вероятность получить серьёзную травму у них меньше, чем у начинающих. Всё дело в технике падений. Спортсменов с самого начала их карьеры учат по возможности приземляться на внешнюю часть бедра. Такой исход наименее болезненный. Новички же из-за недостатка практики могут упасть неправильно и довольно сильно удариться.

Элементы, которым может научиться каждый

Самыми простыми и доступными движениями на катке являются элементы скольжения. Им учат фигуристов в самом начале спортивной карьеры, чтобы заложить некий фундамент. Пусть и не сразу, но их сможет повторить каждый желающий.

Скольжение по дуге

Это основное движение в фигурном катании. Выполнять его необходимо, стоя на слегка согнутой в колене ноге и отталкиваясь второй. Опорная нога должна быть мягкой и выполнять роль амортизатора. Тело при этом сохраняйте прямым, руки держите на уровне плеч, а голову — прямо.

Дуги можно выполнять, опираясь как на наружнее ребро, так и на внутреннее.

Этот элемент полезен для того, чтобы научиться переходить с одного ребра на другое. Перетяжки выполняют на двух ногах или на одной. Меняя ребро, важно слегка поворачивать корпус навстречу, а таз — в сторону закругления дуги.

Это движение происходит благодаря активному, но мягкому сведению и разведению ног. На льду при этом остаётся рисунок, чем-то напоминающий китайские фонарики или песочные часы.

Базовый навык фигурного катания, выполнять который можно по-разному. Опытные фигуристы тормозят внешней или внутренней стороной конька, разворачивая одну ногу и надавливая ею на лёд. Бывает, что новички выбирают более простой способ: тормозят зубцами или пяткой.

Каждому фигуристу важно научиться разворачиваться. Крюки — один из многих способов это сделать. К этому движению можно приступать, когда вы хорошо чувствуете лёд, освоили рёбра и дуги и уверенно управляете корпусом.

Это простейшая разновидность шагов, которая позволяет фигуристам набирать скорость и лежит в основе всего скольжения. Перебежки выполняют и шагом вперёд, и назад — вариант для более продвинутых.

Элемент, который чаще всего украшает дорожку шагов в программе. При выпаде происходит перенос центра тяжести на согнутую в колене ногу. Свободная нога выпрямлена сзади, конёк развёрнут. Спина остаётся прямой.

Это движение вперёд или назад на одном из рёбер — внутреннем или наружном (в соотвествии с направлением) — вокруг опорной ноги, которая ставится на зубец. Элемент напоминает рисунок циркуля в тетради.

Для того чтобы научиться уверенно рассекать лёд, существует множество упражнений и движений. Всё, что мы уже упомянули, — лишь их малая часть. Самое главное — выполнять каждый элемент, крепко стоя на коньках и чувствуя лёд. А лучше всего — под присмотром тренера-профессионала.

Источник

О бщие положения техники обязательных фигур

что такое скольжение в фигурном катании. let5. что такое скольжение в фигурном катании фото. что такое скольжение в фигурном катании-let5. картинка что такое скольжение в фигурном катании. картинка let5. 1. Skating skills overview. Владение коньком – представление (обзор)Д уга. Скольжение по дуге — основное движение в фигурном катании вообще и в обязательных фигурах в частности. Рассмотрим требования, соблюдение которых обеспечивает качественное выполнение скольжения.

Положение тела. Во время скольжения продольная ось тела должна быть прямой. Линия плеч и линия бедер перпендикулярны к продольной оси.

Наиболее грубая и опасная техническая ошибка — искривление продольной оси тела в боковом и переднезаднем направлениях. Искривление в боковом направлении возникает в том случае, когда наружное плечо излишне опущено, а внутреннее поднято (рис. 22, б).

что такое скольжение в фигурном катании. 022. что такое скольжение в фигурном катании фото. что такое скольжение в фигурном катании-022. картинка что такое скольжение в фигурном катании. картинка 022. 1. Skating skills overview. Владение коньком – представление (обзор)
Рис. 22. Положения тела при скольжении по дуге: а — правильное; б — неправильное

Искривление продольной оси тела обычно происходит после толчка и приводит к неправильному положению свободной ноги и плеч с первых моментов скольжения. Причину искривления оси вперед надо искать в чрезмерном наклоне вперед верхней части туловища, что объясняется инстинктивной боязнью упасть назад при первых шагах на льду (рис. 22, б).

Положение головы. Голова фигуриста, как правило, должна располагаться на продольной оси. В тех случаях, когда фигурист ведет длительный контроль за следом, голову можно слегка наклонить, но туловище при этом должно сохранять прежнее положение.

Положение рук. При скольжении руки должны составлять единое целое с верхней частью туловища (рис. 23). Кисти рук находятся на уровне таза и слегка напряжены. Степень их напряжения меняется: при выполнении толчка, подготовке к повороту, в повороте; после поворота и перетяжки она больше, при выполнении других частей фигуры меньше. Для лучшего ощущения мышц руки начинающим при простом скольжении можно рекомендовать контролировать напряжение последней фаланги среднего пальца. Тогда вся рука, включая кисть, окажется закрепленной в нужной степени, что исключит перенапряжение.

что такое скольжение в фигурном катании. 023. что такое скольжение в фигурном катании фото. что такое скольжение в фигурном катании-023. картинка что такое скольжение в фигурном катании. картинка 023. 1. Skating skills overview. Владение коньком – представление (обзор)
Рис. 23. Положение рук при скольжении: а — правильное; б — неправильное

Положение опорной ноги. При выполнении элементов опорная нога слегка согнута в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах. Движения ее должны быть мягкими — нога сгибается и разгибается, выполняя роль амортизатора и предотвращая возникновение значительных вертикальных усилий.

Кроме сгибания и разгибания опорная нога постоянно выполняет движения, связанные с поворотами внутрь и наружу.

Положение свободной ноги. Находясь впереди, свободная нога слегка развернута, немного согнута в коленном суставе, носок вытянут и. расположен в 5—10 см от льда. Пятка находится на расстоянии 20—25 см от носка опорной ноги. В положении сзади нога развернута, слегка согнута в коленном суставе, носок вытянут и находится над следом в 10—15 см и в 30—40 см от пятки опорной ноги (рис. 24).

что такое скольжение в фигурном катании. 024. что такое скольжение в фигурном катании фото. что такое скольжение в фигурном катании-024. картинка что такое скольжение в фигурном катании. картинка 024. 1. Skating skills overview. Владение коньком – представление (обзор)
Рис. 24. Положение свободной ноги: а — сзади; б — спереди

При движении вперед из положения сзади свободная нога, не меняя степени супинации, приближается к опорной, выходит вперед и одновременно слегка разворачивается. При движении назад последовательность движений обратная (рис. 25). Признаком высокого мастерства выполнения обязательных фигур является слитность и плавность движений свободной ноги.

что такое скольжение в фигурном катании. 025. что такое скольжение в фигурном катании фото. что такое скольжение в фигурном катании-025. картинка что такое скольжение в фигурном катании. картинка 025. 1. Skating skills overview. Владение коньком – представление (обзор)
Рис. 25. Движение свободной ноги при скольжении: а — правильное; б — неправильное

Участок скольжения конька. При скольжении вперед конец касается льда не всей поверхностью полоза, а лишь его участком длиной около 8—12 см, который сдвинут от середины конька к пятке на 2—3 см. При скольжении назад этот участок смещается на то же расстояние в сторону зубца конька. Рациональное использование участков полоза конька с различной кривизной помогает качественному выполнению фигур. Смена участков конька, так называемый перекат, заключается в том, что детали рисунка с большей кривизной следа следует проходить на более круглых частях полоза. Движения конька должны напоминать движения пресс-папье при промокании чернил (рис. 26). Несмотря на общий характер движения конька в различных элементах, скоростной режим переката различен: самый медленный — в петлях, самый быстрый — в скобках.

что такое скольжение в фигурном катании. 026. что такое скольжение в фигурном катании фото. что такое скольжение в фигурном катании-026. картинка что такое скольжение в фигурном катании. картинка 026. 1. Skating skills overview. Владение коньком – представление (обзор)
Рис. 26. Смена участка скольжения конька

Как при простом скольжении, так и при выполнении петель и элементов с поворотами очень важно, чтобы смена участка скольжения проходила плавно и непрерывно.

Перетяжка. Перетяжка является важным элементом фигуры в форме параграфа и восьмерки. От точности ее выполнения во многом зависит качество рисунка. Важно так овладеть элементом, чтобы скорость скольжения не только не уменьшалась, но и увеличивалась там, где это необходимо. Рассмотрим общие правила выполнения этой группы элементов.

Вращение плечевого пояса как до смены ребра, так и после нее происходит навстречу закруглению дуги, а таза — в сторону закругления. Перед выполнением перетяжки опорная нога согнута, в момент смены ребра несколько выпрямляется, а затем снова слегка сгибается. Продольная ось тела остается прямой на протяжении всего времени выполнения фигуры.

Необходимо следить, чтобы при подъезде» к перетяжке и после нее стопа свободной ноги была в достаточной степени напряжена,, так как ее расслабление часто искажает рисунок фигуры.

Поворот. Движения при выполнении поворотов можно разделить на основные и вспомогательные. К основным движениям относятся встречное вращение верхней части туловища относительно нижней и перемещение центра тяжести тела в горизонтальной плоскости из одного круга в другой в крюках и выкрюках. К вспомогательным движениям относятся движения опорной и свободной ноги.

Важно учесть, что при подготовке к повороту, в самом повороте и на выезде первостепенное значение имеет поворот плечевого пояса относительно таза и лишь затем положение рук. Своего рода контрольными точками в этих случаях следует считать точки 1 и 2 на линии плеч фигуриста и точки 5 и 4 на линии бедер (рис. 27). Взаимное положение плеч и бедер, величина угла между линиями 1—2 и 3—4 служат критерием скрученности туловища, т. е. степени подготовки.

что такое скольжение в фигурном катании. 027. что такое скольжение в фигурном катании фото. что такое скольжение в фигурном катании-027. картинка что такое скольжение в фигурном катании. картинка 027. 1. Skating skills overview. Владение коньком – представление (обзор)
Рис. 27. Контрольные точки тела

Следует стремиться к тому, чтобы линия рук приблизительно совпадала с линией плеч. Недопустимо прижимать к туловищу руки, сгибать в локтях и т. п.

При подготовке и выполнении поворота вперед ведущую роль играют рука и плечо, находящиеся сзади по отношению к направлению скольжения, а при проведении поворота назад — рука и плечо, находящиеся впереди.

Другая важная особенность подготовки к поворотам связана с различной геометрией рисунка в разных поворотах. Если направление скольжения в момент подготовки к повороту совпадает с направлением скольжения после его выполнения (тройка, вы-крюк), то подготовка может длиться вплоть до начала поворота. Если направление скольжения в момент подготовки противоположно направлению скольжения после поворота (скобка, крюк), то подготовка в основном должна быть закончена до начала поворота. Это объясняется тем, что в тройке и выкрюке направление вращения конька в повороте совпадает с направлением закругления дуги после поворота. В скобке и выкрюке оно противоположно закруглению дуги после поворота. Поэтому начинать такие повороты нужно при отсутствии остаточного вращения верхней части туловища, создающегося в процессе подготовки. Вот почему подготовка к скобке и крюку должна быть закончена до начала поворота (тогда остаточное вращение будет несколько нейтрализовано).. Это способствует более правильной форме самого поворота и предотвращает искажение кривой скольжения после поворота.

Вторым основным движением в поворотах является перенос центра тяжести тела из одного круга в другой при выполнении выкрюков и крюков. Это достигается за счет переноса верхней части туловища наружу по отношению к положению динамического равновесия, в результате чего центр тяжести тела перемещается в сторону второго круга и возникает противоположно направленное скольжение по дуге.

К важным вспомогательным движениям относятся сгибание и разгибание опорной ноги. Общее правило вертикальных движений, выполняемых опорной ногой, может быть схематически выражено правилом: низко-высоко-низко. Это значит, что перед выполнением любого поворота опорная нога несколько согнута, во время выполнения разгибается и после поворота вновь слегка сгибается. Полное выпрямление опорной ноги при этом нежелательно.

При перемещении центра тяжести тела вверх (разгибание опорной ноги) первым начинает разгибаться тазобедренный сустав, затем к работе подключаются менее сильные, но более быстрые мышцы коленного сустава. К этому моменту конек начинает въезжать в поворот, и фигуристу нужно выполнить наиболее тонкую, требующую филигранных движений часть элемента — носик. В этом движении участвуют мышцы стопы. Сгибание опорной ноги выполняется в обратном порядке.

При выполнении поворотов свободная нога участвует во встречном движении верхней части туловища относительно нижней. Вместе с тем свободная нога выполняет и специфическую функцию — ее движение облегчает въезд и выезд из поворота. Правильное движение свободной ноги в значительной степени помогает избежать скобления льда коньком и способствует начертанию глубокого симметричного, тонкого поворота с острой вершиной, препятствует возникновению других ошибок.

Петли. За время, длящееся от начала до конца одной петли, фигурист совершает два оборота: один — в результате объезда окружности, второй — в результате объезда самой петли.

При выполнении петли вращательное движение сначала передается от верхней части тела нижней, а затем, во второй половине петли, вращение нижней части прекращается в результате встречного вращения плечевого пояса и рук. Наибольшее количество ошибок в петлях вызвано неправильным положением линии плеч. Тело должно занимать такое положение, чтобы линия плеч была слегка наклонена внутрь дуги, т. е. чтобы внутреннее плечо оказалось несколько ниже наружного.

Специфической особенностью техники выполнения петель является рациональное использование различных участков полоза конька: наиболее крутой участок следа выполняется на более круглой части полоза. Перекат конька должен быть следствием сгибания опорной ноги при сохранении туловища в максимально прямом положении, а не наклона вперед.

Критерием точности движения свободной ноги служит точка в вершине петли. Свободная нога должна догнать опорную не раньше, чем та достигнет вершины петли. Следствием преждевременного выноса свободной ноги вперед является круглая форма петли и затрудненное выполнение последующей перетяжки в восьмерках.

Источник

Знакомство с элементами фигурного катания

Позднее стали образовываться пары фигуристов, и, наоборот, выделяться одиночки. Из этого выросли такие катания, как одиночное и парное.

Опытные тренера занимаются с детьми общей физической подготовкой, основами балетного искусства, гимнастикой, а также разучивают элементарные базовые шаги и элементы. Изучение основных элементов фигурного катания (знание терминов, создателя элемента и прочее) — является обязательным уроком в обучении начинающих фигуристов.

Так какие же прыжки, вращения и другие простые элементы — необходимо изучать и осваивать спортсменам?

Названия основные элементов в фигурном катании

В первую очередь, это шаги. Они подразделяются на базовые и технические. К базовым относятся:

Основные технические шаги это:

В фигурном катании огромное разнообразие прыжков, от элементарных до сложно выполнимых, требующих наличия определенной техники. Среди самых часто исполняемых можно выделить такие, как:

Прыжки, следующие друг за другом без остановок и промежуточных шагов, были названы каскадом. Их сделали обязательными для исполнения в короткой программе на Олимпиаде.

ВАЖНО! Зачастую путают комбинации прыжков и каскады. Комбинацией называют серию, состоящую из прыжков, которые представляют собой определенный замысел, эстетический или технический. Каскад же — частный случай этих комбинаций, в котором нет ни поворотов, ни смены ног.

Элементы прыжков

В подготовительные и связующие прыжки объединяют три группы элементов: вращения, скольжение и спирали.

Вращения, иначе пируэты, один из основополагающих элементов фигурного катания. Выполняются чаще всего на одной ноге. Однако, в период тренировок, в качестве упражнений, всегда начинают с пируэтов на двух ногах. При правильном исполнении вращения конек скользит вдоль небольшой окружности. Для пируэтов необходима хорошая подготовка и натренированный вестибулярный аппарат. Среди основных выделяют:

Скольжение — прием фигурного катания, позволяющий фигуристам отдохнуть после выполнения элемента и подготовиться к следующему. С возрастанием опыта у фигуристов в их программе скольжений становится все меньше. Падений на скольжении практически не бывает (разве только на тренировочных занятиях). Это — обязательный элемент программы в женском и парном фигурном катании.

Спирали — это частные случаи скольжения, исполняемые на одной ноге, в которых колено свободной ноги должно находиться выше бедра опорной. Многие элементы, придуманные на заре становления фигурного катания, отходят от этого правила, так как изначально спиралью назывались все фигуры, оставляющие на льду этот след. Среди основных выделяются:

Парное катание

В парном катании ответственность за исполнение номера равноценно лежит на обоих партнерах. Поддержка и взаимопонимание в паре — несомненный залог успеха. Парное катание подразумевает под собой определенную долю опасности, ведь если одиночка рассчитывает лишь на себя, то для того, чтобы исключить всевозможные травмы при прокатке программы, пара должна чувствовать себя единым целым.

Наиболее часто использующиеся элементы парного катания это:

Начальная подготовка фигуристов

Вместе с общей физической подготовкой и занятиями у хореографического станка, важную роль в подготовке спортсменов имеет специально-техническая подготовка. Иначе ее называют ледовой. Данная подготовка включает в себя несколько этапов, постепенное овладение которыми приводит фигуриста к призовым местам на крупнейших соревнованиях.

Время тренировок на начальном этапе не должно превышать 45 минут. При этом нужно комбинировать занятия на льду с хореографической подготовкой.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ! Что для эффективного обучения в детском возрасте целесообразно выполнять различные упражнения на обе стороны (вращение влево чередовать с вращением вправо, делать толчки с обеих ног и т.д.).

В первоначальные навыки входят скольжение по льду и овладение равновесием. Скольжение выполняется как на двух ногах, так и поочередно на каждой. Здесь очень хорошо будет использовать упражнение «Фонарик» (основной шаг, п.1). Трюки на коньках для начинающих фигуристов — не подходят.

Важная часть обучения — это навыки остановки. Выделяют два положения при остановках — двухопорное и одноопорная. Последняя — наиболее легкая (чаще всего это остановка «буквой Т»), когда при скольжении одна нога поднимается и выставляется вперед, на ребро, постепенно замедляя скорость. Двухопорная же — это резкий поворот на ребрах обеих ног. Останавливаясь во время движения назад, следует ставить ногу перпендикулярно направлению движения на внутреннее ребро, и постепенно переносить на нее вес тела.

Фигурное катание — это нелегкий, многогранный вид спорта, на достижение вершин в котором у спортсменов уходит немало времени, сил и здоровья. Но болельщики, и просто любители этого вида спорта получают несравненное эстетическое удовольствие, видя результаты их трудов.

Источник

Московский фигурист

Классика жанра Владение реберным скольжением является сутью фигурного катания

Три сезона назад Федерация фигурного катания на коньках Москвы начала проводить тесты по скольжению начинающих фигуристов, постепенно втягивая в этот процесс все московские школы и последовательно отстаивая неотвратимость участия каждого московского фигуриста в этом мероприятии. За трехлетний срок накопился определенный опыт сдачи и приемки тестов, а также накопились проблемы, о которых пришла пора поговорить и с тренерами, и с родителями фигуристов. О типичных ошибках, допускаемых спортсменами на тестах, о проблемах взаимопонимания между комиссией и тренерами, спортсменами и их родителями, и о путях выхода из них мы попросили рассказать авторов тестов и членов комиссии Асю Моргуненко, Евгению Богданову, Целину Николаичеву и Людмилу Минееву.

Типичные ошибки

Дуги. Обязательные требования к исполнению дуг: толчок должен выполняться не зубцом, а ребром конька, и дуги должны быть на четко выраженных ребрах. На тестах дети начинают движение, как их учат, «елочкой», то есть долго едут на двух ребрах, а потом только переходят на нужное ребро, что неправильно. Особенно это замечание касается дуги назад внутрь, которую, как правило, либо начинают на двух ребрах, либо делают с перетяжкой с одного ребра на другое. Такое исполнение не засчитывается. Самые большие проблемы у фигуристов с исполнением дуг вперед внутрь и назад внутрь.

Перетяжки. Обращается внимание на способность спортсмена после перетяжки удержать позицию на нужном ребре. Например, ребенок делает дугу вперед наружу, перетяжку и дугу вперед внутрь. Этот элемент будет засчитан только в том случае, если ребенок на выездной дуге простоит столько же, сколько и на дуге въезда. Типичной массовой ошибкой является после выполнения перетяжек назад наружу — назад внутрь и назад внутрь — назад наружу быстрый переход на другую ногу или дополнительная опора второй ногой, потому что дети после перетяжки просто не могут стоять на дуге.

Ласточки. Основная и почти поголовная ошибка заключается в отсутствии реберности и хореографической культуры при исполнении этого элемента: согнуты колени, нет прогиба в пояснице, поднят углом таз, висят руки, не развернута нога. Ласточки — это спирали, которые будут засчитываться не только по высоте ноги, поднятой выше бедра, красивой позиции, но и по реберности скольжения. Без ребра и хорошо выраженной дуги спирали не засчитываются.

Перебежки. Основная ошибка на перебежках в том, что почти ни у кого нет мягкого толчка ребром, дети толкаются сплошь зубцами. Также нет скрещения ног, часто это просто бег по кругу на двух ребрах.

Кросс-роллы. Основная ошибка — это отсутствие мягкого перехода с ноги на ногу, кроме того, особенно при исполнении задних кросс-роллов, спортсмен ставит конек на два ребра и только потом переходит на нужное ребро. Особенно плохо (перепрыгиванием) исполняются передние кросс-роллы.

Тройки. Здесь важно, чтобы дуга въезда и дуга выезда были одинаковой длины и эти дуги были бы реберными. Если этого не происходит, то тройка не засчитывается, потому что в фигурном катании нет такого упражнения, как пол-тройки.

Моухоки. Главная ошибка в том, что многие фигуристы вообще не могут выполнить моухоки на четко читаемых ребрах и дугах, потому что не обучены переносить центр тяжести на каждую ногу. Из-за этого мы на тестах постоянно наблюдаем скоростное выполнение моухоков перепрыжкой.

Выкрюки. Статистика тестов такова, что из 100 спортсменов примерно 10 человек делают выкрюки, остальные рисуют типичные тройки. Выкрюк делается с поворотом без смены ребра конька (с наружнего ребра — поворот на наружнее ребро, с внутреннего ребра — поворот на внутреннее ребро). Смена в выкрюке не допустима: она нарушает основное требование к элементу — непрерывность линии скольжения. Дети, необученные правильной технике элемента, приспосабливаются и делают имитацию выкрюка. Обычно это смена ребра до выкрюка и вторая смена после исполнения поворота. Спортсмен заезжает внутрь круга, меняет ребро, выполняет поворот тройкой и повторно меняет ребро. Иногда исполняется плоская дуга на въезде, практически на двух ребрах, затем — поворот подпрыжкой и опять плоская дуга на выезде. Такие вариации на тему выкрюка комиссия не засчитывает

Риттбергеровая тройка назад-наружу. Общей ошибкой является выполнение тройки без скрещения ног, при этом свободная нога остается в стороне и мешает спортсмену сделать поворот и выезд из него. Тренеры должны обратить внимание на эту ошибку. Также ошибкой является поворот со скрещенными ногами, но с двух ног, практически минуя рабочую дугу назад-наружу, с которой делается прыжок риттбергер.

Рекомендации. Скрещение ног — это обязательное требование на данном упражнении, потому что это подготовка к прыжку риттбергер, выполнить который без маха свободной ногой невозможно. Без скрещения ног спортсмен не только рискует упасть с риттбергера, но и получить травму.

Тройка вальсовая трехкратная. На этом элементе комиссия следит за тем, чтобы все дуги были реберные, ровные и одинаковой длины. Спортсмены же делают этот элемент с такой ошибкой: вторая дуга короче первой, а третья дуга короче второй, причем на столько, что уже не читается.

Скобки. Это элемент, в котором требуется четко держать ребро до и после поворота. Спортсмены, если даже держат ребро до скобки, совсем не держат после. Большую сложность вызывают внутренние скобки, требующие держать внутреннее ребро на первой дуге и наружное после поворота на второй дуге. Типичная ошибка выполнения — выезд из скобкиы на том же ребре, что и въезд с последующим переходом на нужнее ребро.

Рекомендации. В тестах элемент выкрюк предлагается исполнять раньше, чем скобки. Правильнее скобки учить делать раньше, чем выкрюки. Поэтому мы предлагаем пересмотреть последовательность исполнения тестов в следующем году.

Чоктау открытый вперед наружу — назад внутрь. Типичная ошибка на чоктау: дети не додерживают первую дугу вперед-наружу, переходят в конце дуги на внутреннее ребро, поэтому смена ноги исполняется не с наружного ребра на внутреннее, а с внутреннего на внутреннее, то есть исполняется не чоктау, а моухок. Комиссия не засчитывает такое исполнение. Тренер должен следить за тем, что при исполнении чоктау должно быть четкое наружное ребро при скольжении вперед и четкое внутреннее ребро на скольжении назад.

Крюк. Крюки внутрь вперед и назад, наружу назад и вперед должны выполняться на трех хорошо читаемых дугах, что комиссия и требует от спортсменов. Если движение идет на плоских дугах или вообще по прямой, то такое исполнение мы не засчитываем, потому что это уже не крюк. Массовой, просто катастрофической ошибкой является то, что дети не могут удержать позицию на выезде из последнего крюка (на последней дуге). Неспособность сделать предписанные крюки ведет к тому, что в программах при выполнении блоков в дорожках спортсмены делают крюки на плоских дугах и перепрыгиванием поворота, что ведет к понижению уровня дорожки.

Рекомендации. Спортсмен должен идеально владеть дугами, чтобы чисто выполнять крюки.

Твиззлы. Основной недочет состоит в позиции корпуса при выполнении твиззлов: дети, как правило, выполняют повороты не втянув в себя таз, что затрудняет движение.

Рекомендации. В фигурном катании все прыжки основаны на безопорном вращении, техника которого отрабатывается вращениями на льду, в том числе и на твиззлах. Если тренер не научит ребенка втягивать таз, то вращаться в прыжке в воздухе он не сможет. Поэтому несмотря на выполненные повороты комиссия не может засчитать твиззлы, если они сделаны нетехнично.

Петля. Спортсмены, как правило, хорошо делают петли наружу и плохо — внутрь, особенно передние внутренние петли. И даже если въезд в петлю есть, то выезда из петли нет у 80 процентов тестируемых. В этом элементе, как нигде, видны недостатки техники исполнения: не работают плечи, колено опорной ноги, руки висят, нет скручивания корпуса.

Рекомендации. На этом элементе хорошо видно как спортсмен обучен исполнению дуг, потому что без грамотного обучения базовым навыкам катания выучить петли невозможно.

Петли лучше учить выполнять через перетяжку, и также их можно сдавать на тестировании, учитывая, что в дорожках петли выполняются чаще всего с перетяжек.

Обращение к тренерам

Принятое московской Федерации Положение о тестировании скольжения фигуристов является решением ввести единый стандарт обучения спортсменов базовым элементам фигурного катания, и от этой задачи Федерация не откажется. Если фигурист не владеет основой, значит, он не фигурист, потому что владение реберным скольжением, умение катать дуги и является сутью нашего спорта — это классика жанра. Что касается прыжков и вращений, то и здесь их основа — повороты. Не умея стоять на дуге назад-наружу, спортсмен не сделает грамотно лутц, не умея делать тройку вперед наружу — назад внутрь будет плохо исполнять флип, и тому подобное. Поэтому все разговоры, что тесты надо убрать, повторяют неграмотные люди.

Тренерам старшего поколения не надо рассказывать в чем сила скольжения и как надо этому учить, а молодое поколение тренеров оказалось в тяжелейшей ситуации: ведь им пришлось уже тренироваться у тех, кто сам «школу» не катал. Поэтому, если вы хотите стать конкурентоспособными тренерами, то программа по тестированию вам нужна как программа самообразования, как руководство к действию.

Кто является профессионалом? Тот, кто постоянно познает свою профессию. Если вы хотите стать профессионалами, то постоянно учитесь, задавайте вопросы, смотрите как работают специалисты, пользуйтесь опытом старшего поколения. Если ваш ребенок не может устоять на дугах, то задайте себе вопрос: почему? Найдите в себе силы признаться, что вы чему-то не научили своего спортсмена и найдите собственную ошибку. Конечно, мы работаем с разными детьми и не все дети способны к фигурному катанию. Но это признание не дает тренерам права не обучать детей основам катания, потому что освоить базу может любой ребенок, если с ним работает методически грамотный тренер.

За три сезона тестирования московских фигуристов мы познакомились практически со всеми тренерами и их воспитанниками и видим, что в Москве, к сожалению, работает достаточно много тренеров, которые не просто не научили своих спортсменов, но даже и не знают как это сделать. Чтобы уничтожить данные «очаги незнания», Федерация проводит обучающие семинары с привлечением специалистов, проблема только в том, что те, кому эти семинары предназначены, не посещают их, упорствуя в своем невежестве.

И еще одно: комиссия приходит тестировать ваших спортсменов по вашему приглашению, то есть когда вы сами решили, что ваши ученики готовы показать свое умение. Поэтому не надо нам рассказывать о бесконечных причинах, помешавших вам подготовить своих спортсменов к тестированию. И не обижайтесь: если ребенок не сдал тест, то это ни в коей мере не наши проблемы. Вы как тренеры должны понимать, что если ребра не читаются, если дуги нет, то принять эту имитацию за элемент невозможно и неправильно, ведь наша общая цель — научить спортсменов фигурному катанию. И когда вы нас упрекаете, что мы слишком строги, то можно сказать только одно: это не мы строги, просто фигурное катание таково! Никто не хочет конфликтов, никто не хочет вам досадить или наказать, просто без знания этих основ вы сами себя накажете — точнее, фигурное катание вас накажет.

(Примечание. Уважаемые тренеры! Федерация фигурного катания на коньках г. Москвы принимает от вас заявки и пожелания по тематике семинаров, консультаций и мастер-классов в любое время и в любой удобной для вас форме.)

Обращение к родителям

Тестирование скольжения призвано решить проблемы недостаточности базовой подготовки ваших детей как фигуристов, а также оно было введено с учетом нового Положения о Единой всероссийской спортивной классификации. Как это не покажется странным, но наша комиссия принимает тесты очень лояльно, понимая степень запущенности базовой подготовки спортсменов в целом. Поэтому комиссия сосредоточила внимание действительно на тех вещах, без которых фигурное катание стало бы просто неузнаваемым видом спорта.

Наша лояльность заключается в том, что на младших разрядах мы разрешаем тренеру выйти на лед в коньках со своим спортсменом и помочь ему (буквально, держать за руку или находиться рядом) ориентироваться на площадке при выполнении тестов. На более старших разрядах мы также разрешаем тренеру находиться рядом со своими воспитанниками, чтобы он своими глазами видел, что сделал или не сделал его спортсмен. Кроме того, мы терпеливо отвечаем на все вопросы тренера, а также разъясняем по каждому случаю, почему упражнение было засчитано или не засчитано. То есть каждый раз мы не просто принимаем тесты, а проводим обучающий семинар для ваших детей и тренеров.

В этой связи хочется отметить, что отношение родителей, которые присутствуют на тестах, бывает непростительно вызывающим и грубым. Мало того, что родители позволяют себе отвлекать членов комиссии вопросами во время приема тестов, но и пытаются качать права, записывать разговоры на диктофоны и видео, подходить с угрозами.

В чем природа этих конфликтов? Видимо в том, что тренеры объяснили родителям: проблема несданных тестов не в плохой подготовке спортсменов, а в том, что комиссия работает недобросовестно и корень зла — в ее предвзятости. Логика странная, но почему-то работает. В нашей практике бывают такие случаи, когда мы становимся в тупик от увиденного. Как можно принять тест, если, например, мы просим ребенка в ласточке развернуть ногу и он после нескольких секунд раздумья поворачивает ногу носком внутрь? Порой мы спрашиваем тренеров, зачем они привезли на тестирование детей, которые настолько не готовы, что не только не могут выполнить коньками предписанные элементы, но даже не знают, что им предстоит делать. Хотя каждая спортивная школа имеет в своем распоряжении подготовленные Федерацией материалы по тестированию, включающие в себя текстовые описания и рисунки упражнений, а также видеоматериалы с пошаговыми уроками. В журнале «Московский фигурист», который бесплатно размещается на сайте Федерации (www.ffkm.ru), опубликованы правила приема тестов (см. «МФ» № 18 (№2, 2010). Хочется еще напомнить родителям, что фигурное катание — сложный и достаточно опасный вид спорта, действие которого разворачивается на льду на коньках, и неправильное обучение ваших детей может привести к тяжелым травмам и заболеваниям. Вы и ваши тренеры должны понимать, что фигурное катание призвано сделать ваших детей еще более здоровыми и красивыми, чем они были без этого прекрасного вида спорта, а значит их обучение должны проводить грамотные тренеры. На наш взгляд, это очевидно.

Николай Александрович Панин-Коломенкин сказал: «Следы от катания на льду быстро исчезают, а следы благоприятного влияния на спортсмена при занятиях фигурным катанием остаются на всю жизнь и существенно сказываются на формировании его личности».

Организационные моменты

1. Тестирование начинается с 3-го юношеского разряда. Если спортсмен по возрасту должен сдавать тесты по 2-му юношескому разряду, но у него не сданы тесты по 3-му, то он обязан сначала сдать предыдущий разряд, чтобы получить право сдавать следующий. Таким образом, не важно, сколько московскому спортсмену лет, — он должен сдать все предыдущие тесты и иметь в зачетке об этом отметку и печать.

2. Если спортсмен переходит из одной московской спортивной школы в другую, то при приеме документов вы должны проверить все отметки и печати за сданные тесты. Если спортсмен приходит в московскую школу из школы в другом регионе страны, то он должен будет сдать тесты по нашим правилам.

3. Все данные о результатах тестирования по школам, фамилиям спортсменов и тренеров, по разрядам, а также датам и местам проведения тестов хранятся в архиве комиссии по тестированию по годам начиная с 2011 года по всем школам Москвы. Только записи архива комиссии являются основанием считать, что тесты были выполнены.

4. Зачетка является документом спортсмена, который должен быть в наличии на каждом тестировании. Без этого документа тестирование спортсмена не проводится.

5. Детские спортивные школы не имеют права присваивать разряды своим спортсменам, если те не сдали тесты по скольжению. Это положение соответствует Единой Всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) России по фигурному катанию на коньках, утвержденной Министерством спорта и туризма РФ от 15 марта 2011 года (№ 194).

Статистика

30 августа 2012 года. СДЮСШОР «Воробьевы горы»

Общее количество человек — 37, не сдали — 10. Отмечена хорошая работа тренеров Е.В. Жгун и С.Д. Давыдова.

10 октября 2012 года. УОР №2 и МГО «Динамо»

Общее количество человек — 23, не сдали — 2.

17 октября 2012 года. УОР №4

Общее количество человек — 101 (одиночное), 17 (синхронное). Не сдали 11 (синхронное катание), 32 (одиночное).

24 октября 2012 года. СДЮСШОР №37

Общее количество человек — 72, не сдали — 15. Отмечена хорошая работа тренеров школы.

29-30 октября 2012 года. ФСО «Хоккей Москвы», Алмазный лед, Сокольники, ЦСКА, Воробьевы горы, СДЮСШОР №37.

Общее количество человек — 139, не сдали — 61. Отмечена хорошая работа тренера А.Е. Патрикеевой. Отмечены плохие показатели у спортсменов клуба «Алмазный лед».

31 октября 2012 года. СДЮСШОР «Юность Москвы»

Общее количество человек — 37, не сдали — 4.

8 ноября 2012 года. СДЮСШОР №85

Общее количество человек — 27, не сдали — 2.

13 ноября 2012 года. СДЮСШОР «Сокольники»

Общее количество человек — 55, не сдали — 16. Отмечена хорошая работа Сергея Новицкого.

15 ноября 2012 года. СДЮСШОР №1, 85, ДЮСШ «Снежные барсы» и клуб «Алмазный лед».

Общее количество человек — 61, не сдали — 37. Тесты не сдали все спортсмены из клуба «Алмазный лед».

23 ноября 2012 года. СДЮСШОР «Москвич».

Общее количество — 59, не сдали — 10. Отмечена грамотная работа тренеров школы.

11 декабря 2012 года. Новогиреево.

Общее количество — 48, не сдали — 16.

19 декабря 2012 года. УОР №4, ДЮСШ №2

Общее количество — 48 одиночное катание, 19 — синхронное. Не сдали — 7 (одиночное), 8 (синхронное).

6 февраля 2012 года. СДЮСШОР «Москвич»

Общее количество — 34, не сдали — 0.

26 февраля 2012 года. СЦДПО «Алмазный лед»

Общее количество — 109 человек, не сдали — 43.

27 марта 2012 года. ШСМ «Конек Чайковской»

Общее количество — 82 человека, не сдали — 21.

8 апреля 2012 года. СДЮШОР ЦСКА

Общее количество — 71 человек. Не сдали — 29.

Итого: Общее количество — 1142 спортсменов, сдали тесты — 849, не сдали — 293.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *