что такое система технического обслуживания и ремонта
Техническое обслуживание и ремонт
Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР, ТОРО — техническое обслуживание и ремонтное обеспечение) — комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности производственного оборудования при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке.
Содержание
Меры и методы
Основная цель, достигаемая комплексом технического обслуживания и ремонта — устранение отказов оборудования, для её достижения в рамках комплекса могут реализовываться следующие меры:
Способы планирования мер по техническому обслуживанию и ремонту классифицируются следующим образом:
По способам ремонта, применение мер подразделяется на текущий ремонт — устранение отказов и неисправностей путём замены износившейся детали (кроме базовых) и капитальный ремонт — восстановление работоспособности деталей и агрегатов (методами наплавки, напыления), при этом допускается замена любой детали, включая базовые.
Организация комплекса
Организация комплекса технического обслуживания и ремонта на производственных предприятиях обычно реализуется созданием единого специализированного подразделения, руководитель которого (называемый на русском языке, как правило, главный механик) несёт ответственность перед руководством предприятия за технически исправное и работоспособное состояние всего оборудования. Таким подразделениям подчинены ремонтные цеха, а на небольших предприятиях — и энергетическое хозяйство.
Для информационной поддержки управленческих задач в области организации и совершенствования комплекса технического обслуживания и ремонта и для автоматизации операций, выполняемых персоналом предприятиях используются соответствующие модули ERP-систем или специализированные программные продукты (EAM-системы, CMMS-системы).
Что такое система технического обслуживания и ремонта
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЕХНИКИ
Термины и определения
Equipment maintenance and repair system. Terms and definitions
МКС 01.040.03
03.080.10
Дата введения 1980-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.11.78 N 2986
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
5. ИЗДАНИЕ (декабрь 2007 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в апреле 1986 г., декабре 1988 г. (ИУС 7-86, 4-89)
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области видов, методов и показателей технического обслуживания и ремонта изделий.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
Настоящий стандарт соответствует СТ СЭВ 5151-85 в части, приведенной в приложении 3.
Для отдельных стандартизованных терминов приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменить по форме изложения, не допуская нарушений границ понятий.
В случаях, когда необходимые и достаточные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено, и, соответственно, в графе “Определение” поставлен прочерк.
В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
В приложении 1 приведены пояснения к некоторым установленным терминам, в приложении 2 приведена классификация видов и методов технического обслуживания и ремонтов.
1. Техническое обслуживание
Комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании
Ндп. Профилактическое обслуживание
Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей
3. Система технического обслуживания и ремонта техники
Совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему
4. Метод технического обслуживания (ремонта)
Совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технического обслуживания (ремонта)
Ндп. Способ обслуживания (ремонта)
5. Периодичность технического обслуживания (ремонта)
Интервал времени или наработка между данным видом технического обслуживания (ремонта) и последующим таким же видом или другим большей сложности
Примечание. Под видом технического обслуживания (ремонта) понимают техническое обслуживание (ремонт), выделяемое (выделяемый) по одному из признаков:
этапу существования, периодичности, объему работ, условиям эксплуатации, регламентации и т. д.
6. Цикл технического обслуживания
Наименьший повторяющийся интервал времени или наработка изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации все установленные виды периодического технического обслуживания
Наименьший повторяющийся интервал времени или наработка изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации все установленные виды ремонта
Составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия
Запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта изделий и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования.
Примечание. К принадлежностям могут относиться контрольные приборы, приспособления, чехлы, буксирные тросы и т. д.
10. Средства технического обслуживания (ремонта)
Средства технологического оснащения и сооружения, предназначенные для выполнения технического обслуживания (ремонта)
11. Техническое состояние
12. Продолжительность технического обслуживания (ремонта)
Календарное время проведения одного технического обслуживания (ремонта) данного вида
13. Трудоемкость технического обслуживания (ремонта)
Трудозатраты на проведение одного технического обслуживания (ремонта) данного вида
14. Стоимость технического обслуживания (ремонта)
Стоимость одного технического обслуживания (ремонта) данного вида
15. Суммарная продолжительность технических обслуживаний (ремонтов)
Календарное время проведения всех технических обслуживаний (ремонтов) изделия на заданные наработку или интервал времени
16. Суммарная трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов)
Трудозатраты на проведение всех технических обслуживаний (ремонтов) изделия на заданные наработку или интервал времени
17. Суммарная стоимость технических обслуживаний (ремонтов)
Стоимость проведения всех технических обслуживаний (ремонтов) за заданные наработку или интервал времени
Виды технического обслуживания
18. Техническое обслуживание
при использовании
Техническое обслуживание при подготовке к использованию по назначению, использовании по назначению, а также непосредственно после его окончания
19. Техническое обслуживание
при ожидании
20. Техническое обслуживание при хранении
Техническое обслуживание при подготовке к хранению, хранении, а также непосредственно после его окончания
21. Техническое обслуживание при транспортировании
Техническое обслуживание при подготовке к транспортированию, транспортировании, а также непосредственно после его окончания
22. Периодическое техническое обслуживание
Техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени
23. Сезонное техническое обслуживание
Техническое обслуживание, выполняемое для подготовки изделия к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях
24. Техническое обслуживание в особых условиях
Примечание. Примерами особых условий являются природные или другие условия, указанные в отраслевой документации, характеризуемые экстремальными значениями параметров
25. Регламентированное техническое обслуживание
Техническое обслуживание, предусмотренное в нормативно-технической или эксплуатационной документации и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными в ней, независимо от технического состояния изделия в момент начала технического обслуживания
26. Техническое обслуживание с периодическим контролем
Техническое обслуживание, при котором контроль технического состояния выполняется с установленными в нормативно-технической или эксплуатационной документации периодичностью и объемом, а объем остальных операций определяется техническим состоянием изделия в момент начала технического обслуживания
27. Техническое обслуживание с непрерывным контролем
Техническое обслуживание, предусмотренное в нормативно-технической или эксплуатационной документации и выполняемое по результатам непрерывного контроля технического состояния изделия
27а. Номерное техническое обслуживание
Техническое обслуживание, при котором определенному объему работ присваивается определенный порядковый номер
27б. Плановое техническое обслуживание
Техническое обслуживание, постановка на которое осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации
27в. Неплановое техническое обслуживание
Техническое обслуживание, постановка на которое осуществляется без предварительного назначения по техническому состоянию
Примечание. Термины видов технических обслуживаний по признакам применяемых методов следует образовывать в соответствии с терминами методов технического обслуживания, например, “Поточное техническое обслуживание”, “Централизованное техническое обслуживание” и т. д.
Методы технического обслуживания
28. Поточный метод технического обслуживания
Метод выполнения технического обслуживания на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом
29. Централизованный метод
технического обслуживания
Метод выполнения технического обслуживания персоналом и средствами одного подразделения организации или предприятия
30. Децентрализованный метод технического обслуживания
Метод выполнения технического обслуживания персоналом и средствами нескольких подразделений организации или предприятия
31. Метод технического обслуживания эксплуатационным персоналом
Метод выполнения технического обслуживания персоналом, работающим на данном изделии, при использовании его по назначению
32. Метод технического обслуживания специализированным персоналом
Метод выполнения технического обслуживания персоналом, специализированным на выполнении операций технического обслуживания
33. Метод технического обслуживания эксплуатирующей организацией
34. Метод технического обслуживания специализированной организацией
Метод выполнения технического обслуживания организацией, специализированной на операциях технического обслуживания
35. Фирменный метод технического обслуживания
Метод выполнения технического обслуживания предприятием-изготовителем
ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТОиР
ТОиР 4.0
ШКОЛА ТОИР 4.0
Цифровизация, цифровая трансформация, Индустрия 4.0, цифровые двойники и интернет вещей, четвертая промышленная революция — эти термины появляются в нашей жизни все чаще и чаще. Но, как правило, они появляются и уходят, не затрагивая область ТОиР. И мы, погруженные в борьбу с отказами и простоями оборудования, выдыхаем, то ли с сожалением, то ли с облегчением… И правда, своих проблем хватает, не до цифровизации. Вот, начали внедрять (далее подставить нужное: SAP, 1C:ТОИР, Microsoft Dynamics…), до сих пор в себя прийти не можем.
Тем не менее, в глубине души мы понимаем, что выживет только тот, кто сможет приспособиться к изменяющейся среде. А внешняя меняется очень и очень быстро. И постепенно изменения доходят и до ТОиР. Изменения рождают сопротивление коллектива, потому что не хочется в очередной раз наступать на те же грабли внедрения чего-либо по указке сверху без должной подготовки; потому что есть опасения, что добавится нагрузка сверх существующей без соответствующей мотивации; есть страх оказаться некомпетентным в новых процессах, и, как следствие, быть уволенным.
Но хотим вас со всей ответственностью предупредить. Просто так взять, и перейти к цифровой трансформации сервиса и внедрить Индустрию 4.0 на неподготовленный ТОиР не получится.
Для начала необходимо освоить базовые практики обслуживания, такие как эксплуатация до отказа, как плановые ремонты по времени и по состоянию. Научиться интегрировать процессы эксплуатации и сервиса оборудования в рамках методик обслуживания по надежности и рискам.
Несомненно, нужно научиться азбуке процессов разрушения и развития отказов.
Развить навык поиска коренных причин отказов оборудования.
Постигнуть смысл цели управления производственными активами.
Общаясь с людьми на разных предприятиях и видя потребности специалистов, занимающихся организацией и проведением технического обслуживания и ремонта, отвечающих за управление производственными активами, мы решили в 2020 году запустить новый информационно-образовательный проект «ТОИР 4.0», где и будем учить перечисленным выше практикам.
Этот проект призван шаг за шагом поднимать общий уровень культуры технического обслуживания и готовить бизнес-процессы ТОиР к работе в условиях четвертой промышленной революции. Мы будем вести регулярную публикацию материалов о базовых вопросах надежности, точного технического обслуживания, планирования, управления активами, сервисных стратегиях и тактиках.
На главной странице нашего сайта https://toir.pro/ есть форма подписки на новости ШКОЛЫ ТОИР 4.0. Подписка и все материалы, распространяемые по этой подписке — бесплатные.
Так что подписывайтесь, и давайте меняться вместе, готовясь жить в условиях быстрых изменений и новых технологий в ТОиР.
Ремонт технологического оборудования
1.2. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
Роль технического обслуживания для поддержания технического ресурса оборудования очень велика. Анализ статистических данных показывает, что половина отказов оборудования происходит из-за некачественного технического обслуживания Системой ППР называется комплекс организационных и технических мероприятий по обслуживанию и ремонту оборудования, проводимых профилактически по заранее составленному плану для обеспечения безотказной работы оборудования.
Цели технического обслуживания и ремонта: 1) предупреждение аварий оборудования; 2) возможность выполнения ремонтных работ по плану, согласованному с планом производства; 3) свое временная подготовка запчастей, материалов и рабочей силы и минимальный простой оборудования в ремонте.
В целом система ППР служит для поддержания оборудования в исправном состоянии, т. е. путем плановых ремонтов она должна обеспечить работоспособность оборудования при сохранении его высокой производительности. Плановое проведение ремонтов позволяет также создать равномерную загрузку ремонтных бригад, повысить качество ремонтов и снизить расходы на ремонт.
Планово-предупредительные ремонты проводятся по методу планово-периодических принудительных ремонтов для основного оборудования и по методу послеосмотровых ремонтов для вспомогательного оборудования. Например, метод послеосмотровых ремонтов применяется при ремонте трубопроводов и арматуры. Предприятиям, достигшим высокого уровня организации и качества ремонта, вышестоящая организация может разрешить применение метода послеосмотровых ремонтов и для конкретных видов основного оборудования, распространяя его преимущественно на капитальные ремонты.
Метод послеосмотровых ремонтов предполагает выполнение ремонта по сроку и объему только после предшествующего ему периодического осмотра. Периодичность осмотров устанавливается по ориентировочным срокам службы деталей машин. Метод после осмотровых ремонтов позволяет увеличить межремонтный пробег вспомогательного оборудования и снизить стоимость ремонта оборудования.
Отнесение оборудования к основному или вспомогательному зависит от степени влияния отказа этого оборудования на работу технологической линии. Если отказ оборудования ведет к остановке технологической линии (установки), то оно относится к основному и его ремонт проводится в принудительном порядке по методу планово-периодических ремонтов.
График ППР должен предусматривать: 1) затраты времени на ремонт; 2) затраты рабочей силы на ремонт; 3) необходимое количество запчастей и ремонтных приспособлений; 4) проведение модернизации в период остановки оборудования на ремонт.
Планово-предупредительный ремонт осуществляется пери одически в плановом порядке через определенное количество часов непрерывной работы. Содержание и объем каждого ремонта устанавливаются окончательно в процессе его выполнения с учетом выявленного состояния агрегатов. При составлении плана ремонта учитывается межремонтный цикл для данного вида оборудования.
Межремонтным циклом называется время работы между двумя капитальными ремонтами.
Для вновь установленного оборудования межремонтным циклом будет период от начала ввода этого оборудования в эксплуатацию до первого капитального ремонта.
Длительность межремонтного цикла изменяется в зависимости от отработанного оборудованием времени, числа проведенных ремонтов, состояния оборудования и качества его эксплуатации.
Кроме межремонтного цикла используется понятие межремонтного периода — времени между двумя ремонтами любой категории.
Система ППР предусматривает следующие виды обслуживания и ремонтов: техническое (межремонтное) обслуживание; текущий ремонт; капитальный ремонт.
Техническое обслуживание — это комплекс работ для поддержания работоспособности оборудования между ремонтами. Техническое обслуживание осуществляется эксплуатационным (аппаратчик, машинист, оператор) и обслуживающим персоналом (дежурный слесарь, электрик, помощник мастера) по действующим на предприятии правилам технической эксплуатации и безопасного обслуживания.
В объем технического обслуживания входят:
1) эксплуатационный уход — обтирка, чистка, наружный осмотр, смазка, проверка состояния систем охлаждения подшипников, наблюдение за состоянием крепежных деталей, проверка исправности заземления; все обнаруженные неисправности должны быть зафиксированы эксплуатационным персоналом в сменном журнале и устранены в возможно короткий срок силами эксплуатационного и обслуживающего персонала;
2) мелкий ремонт оборудования — подтяжка креплений и контактов, частичная регулировка, замена предохранителей, контактов, выявление общего состояния изоляции; обслуживающий персонал должен регулярно просматривать записи эксплуатационного персонала в сменном журнале и принимать меры по устранению указанных в нем неисправностей.
Для конкретного оборудования указания по техническому обслуживанию приводятся в «Инструкции по эксплуатации» или в «Инструкции по техническому обслуживанию». Содержание инструкций по эксплуатации и инструкций по техническому обслуживанию регламентируется ГОСТ 2601—58. Проведение технического обслуживания, как видно из предыдущего, требует остановки оборудования.
Текущий ремонт — это ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности оборудования и состоящий в замене и восстановлении отдельных частей оборудования и их регулировке. Такой ремонт выполняется с разборкой отдельных сборочных единиц. Он включает следующие операции: 1) промывку машин или аппаратов с заменой смазки; 2) регулировку сборочных единиц, подверженных наибольшему износу и несущих большие нагрузки; 3) разборку узлов с последующей заменой и ремонтом деталей, срок службы которых соответствует длительности одного межремонтного периода; 4) сборку и проверку отремонтированных сборочных единиц; 5) ремонт футеровок и антикоррозионных покрытий; 6) проведение работ, общих для периодических осмотров.
Текущие ремонты проводятся в нерабочие смены, в выходные дни, а при непрерывной работе — в плановые дни, специально выделенные для этого вида ремонта.
Количество, объем, содержание и сроки текущих ремонтов оборудования определяются продолжительностью службы деталей и интенсивностью использования машин и аппаратов в предремонтный период.
Результаты текущего ремонта и технологической проверки, выявленные дефекты и работы по их устранению регистрируются в ремонтной карте.
Капитальный ремонт — это ремонт, осуществляемый с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, и их регулировкой. Этот вид ремонта характеризуется одновременной сменой большого количества деталей, сборочных единиц и комплексов. При капитальном ремонте оборудование полностью восстанавливается, а его эксплуатационные характеристики доводятся до соответствия техническим условиям на новое или отремонтированное оборудование. В состав капитального ремонта входят 1) полная разборка и промывка машины или аппарата; 2) ремонт или замена изношенных деталей, сборочных единиц и комплексов 3) шабровка направляющих, регулировка и выверка всех координат машины или аппарата до установленных технической документацией норм точности; 4) проверка фундаментов, станин, базовые деталей, антикоррозионных покрытий; 5) сборка машины илр аппарата с проверкой качества сборки; 6) проверка машины или аппарата на холостом ходу и под нагрузкой. Кроме того, в капитальный ремонт могут быть включены работы по модернизации машины или аппарата, а также по автоматизации и механизации применительно к технологическому процессу.
По окончании капитального ремонта машина или аппарат сдаются по акту комиссии в составе главного механика, инженера отдела технического надзора, инженера по технике безопасности и начальника производства.
В большинстве зарубежных стран средний ремонт оборудования тоже не проводится, а осуществляются следующие виды ремонта: планово-предупредительное обслуживание, текущий аварийный (неплановый) ремонт, плановый капитальный ремонт.
Предупредительное обслуживание включает наружный осмотр, смазку, устранение мелких дефектов, а также замену.
изношенных деталей запасными частями как в плановые сроки, так и при значительном износе. На предупредительное обслуживание приходится 60% стоимости всех ремонтов, на аварийный ремонт — 10—15% стоимости всех ремонтов.
Нормативы для планирования ремонта включают длительность межремонтного периода, а также нормы времени на выполнение ремонтных работ, простоя оборудования в ремонте, нормы трудозатрат на ремонт.
Ремонтные нормативы состоят из трех разделов. Первый из них содержит нормативы на ремонт общего оборудования, остальные — нормативы на ремонт специального оборудования отдельных отраслей химической промышленности.
В «Системе технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий химической промышленности» приводятся оптимальные значения нормативов, однако разрешаются следующие отклонения от норматива межремонтного ресурса: ±15% между текущими ремонтами, ±10% между капитальными ремонтами.
Межремонтным ресурсом (циклом) называется период работы (наработка) оборудования (в ч), в течение которого обеспечивается его заданная эффективность. Существует два вида межремонтных ресурсов: 1) ресурс до первого капитального ремонта и 2) очередной межремонтный ресурс. Ресурс до первого капитального ремонта — это наработка оборудования от начала эксплуатации до первого капитального ремонта. Он устанавливается заводом-изготовителем и указывается в технических условиях. Очередной межремонтный ресурс включает длительность работы оборудования между двумя последовательными ремонтами. Нормативами определяется структура ремонтного цикла. Объем текущего ремонта составляет 10—20% объема капитального ремонта. Кроме того, применяется текущий ремонт увеличенного объема (30—40% объема капитального ремонта).
Время простоя оборудования в ремонте складывается из периодов проведения подготовительных, ремонтных и заключительных (послеремонтных) работ. В подготовительные работы входит остановка оборудования, удаление продукта, продувка, промывка, пропарка и т. п. Продолжительность ремонтных работ включает время для проведения одного ремонта и для испытания на прочность, плотность и обкатку на холостом ходу. Заключи тельные работы — рабочая обкатка оборудования и вывод его на эксплуатационный режим.
Трудоемкость ремонта представляет собой затраты труда на проведение одного ремонта и рассчитывается с учетом сложности и конструктивной особенности оборудования. Оценка трудоемкости ремонта может выражаться как в абсолютных величинах (человеко-часах или днях), так и в относительных. При относительной оценке трудоемкость ремонта какого-либо вида оборудования принимается за эталон. Эта величина называется также условной и соответствует примерно 40—55 нормо-часам.
Относительная оценка трудоемкости ремонта с использованием таких показателей, как единица ремонтной сложности и категория сложности ремонта, применяется в машиностроительной промышленности.
Система ППР не свободна от недостатков. Непрерывное повышение надежности и ремонтопригодности оборудования требует внесения соответствующих изменений в систему ППР. Ниже указаны основные направления совершенствования системы ППР.