в каком году была основана юзовка
Юзовка
Содержание
Основание города
В долине реки Кальмиус, в которой находится и Донецк жили киммерийцы, скифы, сарматы, готы, славяне. С XIII по XVI века прикальмиусские земли опустели и относились к Дикому полю.
Земли современного Донбасса в новое время находились под контролем Донских казаков [3] :
Земля Донских казаков, составляющая провинцию Российской Империи, лежит в полуденной стороне оной, от восточного края Азовского моря до Волги и до пределов древнего княжества Рязанского. — Она. занимает, часть той страны, которая в средних веках именовалась Полем(*), и быв незаселенною пустынею, укрывала разноплеменные толпы, искавшие в местах сих добычи или свободы.
…
Прежде сего, когда поселения южного края России оканчивались слободскими полками, жилища Донских казаков простирались гораздо далее, во внутрь нынешних губерний Екатеринославской и Воронежской; Донцы, неимевшие тогда нужды определять точных границ своим владениям, означили их живыми урочищами — речками: Бердою, Бахмутом, Тором и проч. Но с увеличением в их соседстве населенности, они время от времени оставляли отдаленные места и, иногда добровольно, иногда против воли, уступая занимаемые ими земли, наконец, после многих споров, познали необходимость в определенных границах и получили утверждение оных от Престола.
Официальная граница Войска Донского была проведена в 1786 г [3] :
…в сей черте живых урочищ весьма мало; большая часть ее означается: межевою нарезкою. Она идет в следующем виде: от устья Kaлмиyca, впадающего в Азовское море, левым берегом сей речки до её вершины и потом сухою чертою до р. Крынки; отсюда левым берегом р. Булавина Колодезя, от вершины которой p. Mиуcoм и сухою чертою до р. Хрустальной; далее сухою же чертою, прерывающеюся балками и р. Каменкою, до р. Белой, правым берегом сей речки до реки северского Донца…
Граница Войска Донского проходила по Кальмиусу. Земли Войска Донского находились на правом берегу.
Со временем на территории современного Донецка были созданы следующие поселения [6] :
Промышленное развитие
Жители занимались земледелием и скотоводством, а также «копанием земляного уголья» или «горючего камня». Пётр I, возвращаясь в 1696 году из Азовского похода и узнав про «горючий камень», произнёс пророческие слова: «Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет». В декабре 1722 года Пётр I предписал снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды с участием рудознавца Григория Капустина. Экспедиция нашла каменный уголь в 1721 году у реки Курдючьей, притока Северного Донца.
Первое письменное упоминание о населенном пункте на территории современного города относится к 1779 году. Это «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» Феодосия Макарьевского в которых упоминается основание Александровки.
В 1820 году уголь был обнаружен возле Александровки и появились первые мелкие шахты. В 1841 году по приказу генерал-губернатора Михаила Семёновича Воронцова были построены три шахты Александровского рудника. Во второй четверти XIX века возникают поселения по водоразделу Бахмутка-Дурная Балка: рудники Смолянинова (Смоляниновские), Нестерова (Нестеровские), Ларина (Ларинские). Тогда же землевладельцем Рутченко и помещиком Карповым создаются крупные глубокоземные рудники: Рутченковские (Кировский район Донецка) и Карповские (Петровский район Донецка).
24 апреля 1871 года построили первую доменную печь и 24 января 1872 года получили первый чугун. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в России запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров Российской империи. В 1872 году вступила в строй Константиновская железная дорога со станциями:
В Юзовке в 1870 году проживало 164 человека, а в 1884 году — 5 494 человека. В 1897 году — 29 тысяч человек.
Дореволюционная Юзовка делилась на две части:
В 1880 году пущен в эксплуатацию завод огнеупорного кирпича. Для обеспечения оборудованием развивающейся угольной промышленности в 1889 году к югу от Юзовки был сооружен машиностроительный и чугунолитейный завод Боссе и Геннефельда (теперь это крупный Донецкий машиностроительный завод), тогда же организована мастерская по ремонту горно-шахтного оборудования — ныне Рутченковский машиностроительный завод горного оборудования.
В мае 1887 года состоялась стачка 1 500 шахтёров Рутченсковских угольных копей, которое было подавлено при помощи двух батальонов пехоты. В августе 1892 года состоялось выступление 15 тысяч шахтёров и металлургов, которое было жестоко подавлено.
Началась добыча угля на шахтах № 4/21 — ныне шахтоуправление «Петровское» (1905 год), шахта № 6 — сейчас шахтоуправление «Красная звезда» (1912), шахта № 9 «Капитальная» (1913). В 1916 году на базе механических мастерских организовано общество металлообрабатывающих Путиловских заводов (Петроград) у железнодорожного вокзала; развитие посёлка Путиловка. В том же году построены 2 коксовых завода: Рутченковский — на 142 печи, Мушкетовский — на 408 печей. В феврале 1917 года построен первый в России азотный завод — теперь Донецкий завод химических реактивов.
Донецк после Октябрьской революции
В марте 1917 года был избран Юзовский Совет рабочих депутатов. В июле основана газета «Известия» — орган Юзовского уездного парткома и ревкома в настоящее время информационно-массовая газета «Донбасс» (до 1991 года — «Социалистический Донбасс»). Сразу после революции был переизбран Юзовский Совет. Председателем исполкома стал Я. В. Залмаев, заместителем — П. А. Алферов, секретарем — Ф. И. Зайцев. Юзовский Совет заявил о полной поддержке Советского правительства во главе с В. И. Лениным.
В 1918 году Юзовское отделение государственного банка из-за нехватки денег для выплат выпустило боны на сумму 6 миллионов рублей.
В 1918—1920 годах Донецк был занят немецкими и белогвардейскими войсками. С декабря 1919 года в Донецке установлена Советская власть. В 1919 году основана газета «Молодой Донбасс» — сейчас областная молодежная газета «Акцент». 7 января 1920 года был сформирован ревком (Первая линия, 7), в его состав вошли коммунисты/*большевики*/ И. Г. Жуковский (председатель), П. М. Ипатов, И. П. Лагутенко.
Юзово-Юзовка-Сталино в Донецкой губернии:
В 1923 году Юзовка стал окружным центром.
В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. Число жителей города — 63 708, а в 1925 году 80 085 человек, а к 17 декабря 1926 года — 174 000 человек. В 1924 году рядом со старой Ларинкой началось строительство жилого массива Стандарт для металлургов и около 30 двух- и трех- этажных домов для горняков Рутченковских и Вознесенских рудников. В 1929 году с лица центральной части города были снесены небольшие кладбища: могилы были перенесены на вновь открытое Мушкетовское кладбище возле Рыковки (Калиновки).
Расширение границ города в 1925 — 1926 году согласно постановлению «Сталинского окрисполкома «Об установлении городской черты города Сталино» (5 октября 1925) и постановлению «Об создании Сталинского райгорсовета», в ведение Сталинского городского совета вошли такие территории:
Вновь присоединённые территории составили вместе с прежними 3 городских района:
В 1926—1927 годах произошло массовое переименование улиц Сталино, меняли название целые районы, так Октябрьскими районами стали: Александровка (1-й Октябрьский), Ларинка (2-й), Первая Масловка (3-й), первая линия обрела название улица Артёма и т. д. (подробнее смотри — Улицы Донецка). В те же года было практически завершено строительство жилого района «Стандарт», город начал строить Далёкий посёлок (район к западу от нынешнего тетра оперы и балета) и Социалистический Городок (Соцгородок, район к востоку от нынешнего кинотеатра имени Шевченко).
Существенным достижением отечественного шахтостроения явилась проектировка одной из первых крупнейших шахт Донецка и всего бассейна, построенная по проектам советских специалистов — Рутченковская № 17-17-бис (1927—1932 годы), отличавшаяся высоким для того времени уровнем механизации технологических процессов и рядом других прогрессивных решений. Подобно Рутченковской сооружены другие новые шахты — Буденновская № 6 (1931 год), Евдокиевка № 16/17 (1932 год) и другие. В первой пятилетке (1929—1933) появились также шахты № 5-бис «Трудовская», № 11-бис «Смолянка», № 2-7 «Лидиевка». К концу 1920-х годов в Сталино было 5 рудников, объединяющих 19 угольных шахт.
В 1932 году принят первый в истории города генеральный план, который к 1937 году был исправлен, учитывая бурный рост угледобычи и численности населения. А уже в 1938 году в городскую черту включены поселки:
Образовались три новых района города:
Первый трамвай, связавший центр города с железнодорожным вокзалом, начал действовать 15 июня 1928 года («Совбольница-Станция Сталино»), а с 1931 года появился первый (единственный) автобус.
В 1926 году на базе горного техникума (с мая 1921 года) основан горный институт (ныне Донецкий национальный технический университет), в 1930 году открыт Донецкий медицинский институт (ныне Донецкий национальный медицинский университет). В 1928 году создан драматический театр. В 1937 году создан педагогический институт — ныне Донецкий национальный университет.
Город не имел питьевого водопровода до 1931 года, когда было проложено его первые 55,3 км. В 1933 году были построены первые 12 км канализационной сети. В 1934 году началась эксплуатация первого городского газопровода коксового газа бытового назначения. В 1932 году заложен Центральный парк культуры и отдыха имени Постышева (сейчас — имени Щербакова), а в 1936 году началось строительство театра оперы и балета, открытие которого состоялось накануне Великой Отечественной войны. В январе 1936 года на улицах Сталино появились первые 5 машин такси марки «ГАЗ», в том же году введена в действие первая автоматическая телефонная станция машинной системы на 400 номеров. В ноябре 1939 года в Сталино на маршрут вышел первый троллейбус («ДМЗ-Студгородок»).
Достопримечательности довоенного Сталино:
В июле 1932 года город стал центром созданной Донецкой области. Население города неуклонно увеличивалось, так в 1937 году здесь проживало 246 тыс. человек, в 1939 — 466 тыс., а в 1940 — 507 тыс.
В 1928 году введен в эксплуатацию Рутченковский коксохимический завод (сейчас Донецккокс). В 1929 году завершено строительство шахты № 10-бис. С 1931 года действует Рутченковский рудоремонтный завод. Начиная с 1933 года сооружаются первые крупные центральные обогатительные фабрики, например, Чумаковская, Кальмиусская, Ново-Моспинская и другие. На начало 1932 года в городе насчитывалось уже 46 шахт. 31 августа 1934 года были переименованы некоторые шахты, например, шахта № 1 «Проходка» стала шахтой имени Челюскинцев. В 1934 году основан завод «Стальмост» (сейчас Донецкий завод металлоконструкций). В 1930-е появились также авторемонтный завод, завод по обработке вторичных цветных металлов, механический завод «Донэнерго». В 1939 году построена шахта № 13 «Никополь-Мариупольская» — ныне шахтоуправление «Куйбышевское» и «Новомушкетовская». В 1941 году начала выдавать уголь шахта «Трудовская». С 1937 года городе функционировало 3 крупных угольных треста:
После присоединение современных Кировского и Петровского районов в структуре сталинских шахт появились 2 треста:
18 июля 1938 года на территории центрального парка культуры и отдыха имени А. Щербакова упала гондола субстратостата с 4-мя стратонавтами, поднявшимися на субстратостате ВВА-I для изучения влияния высотного давления на организм человека.
К началу 1939 года от Сталино были проложены: профилированная дорога в Мариуполь, мощённая — в Артёмовск.
Центр города имел в 30-е годы 3 крупных архитектурно самостоятельных района:
К 1940-му году застроено несколько жилых районов на территории современного Донецка: Октябрьский, Красный Пахарь, 15-летия Комсомола Донбасса, Красный Фронт, 20-й Годовщины Октября, имени Академика Павлова и другие.
К 1941 году в городе находилось 223 предприятия союзного и республиканского подчинения, 54 — местной и кооперативной промышленности, шахты давали 7 процентов общесоюзной добычи угля, заводы — 5 процентов стали и 11 процентов кокса. Население города составило 507 тысяч человек.
Первый год Юзовки: как рождалось индустриальное сердце России
Этим людям будет суждено стать основателями города сменившего за первые девяносто лет жизни имя трижды — Юзовка превратилась в Сталино, а тот, в свою очередь, был сменен Донецком.
Но тогда этого никто, разумеется, и предположить не мог. Как и того, что завод, который начнет строить в дикой донецкой степи эта горстка британцев, среди которых преобладали валлийцы и шотландцы, через какие-то двадцать лет станет основой огромного индустриального края, «Новой Америкой» по крылатому выражению Александра Блока, промышленным «сердцем России». И уж никто и помыслить не мог, что на этих землях, большая часть из которых принадлежала казачьему Всевеликому войску Донскому, а меньшая была их тех пустошей, на которых российские императоры позволили селиться в XVII веке свои новым малороссийским подданным, возникнет государственное образование с диким для того времени именем Украина.
А пока две с половиной тысячи волов, которых к Таганрогу согнали чуть не с половины Екатеринославской и Харьковской губерний британский консул Джон Хьюм и поверенный в делах свежеиспеченного Новороссийского общества (НРО) Александр Кэмерон, с удивлением поглядывали на небывалую поклажу, которую им предстояло тянуть полторы сотни миль — стальные кожуха доменной печи, котлы, балки, тросы, цепи, кирпич. В низине у никому неизвестной даже в России речки Кальмиус, на земле остзейского дворянина князя Ливена, ничего не было кроме угля. Но это обстоятельство решило судьбу этого места — только так тогда и строили, поближе к главному источнику энергии.
К слову сказать, волов Новороссийская компания нанимала и содержала еще добрых четверть века, несмотря на то, что через пять лет из Харькова к Юзовке была протянута железная дорога. Паровоз паровозом, а волы, знаете ли, тоже тяга надежная. Известно, что к 90-м годам компания использовала около 6000 голов. На деньги, полученные от поставок Юзам волов, крестьянин соседнего с Юзовкой села Александровка Алексей Камеристый выучил в бахмутской женской гимназии дочку Настю. Эта самая Настя, став эсеркой, в 1902 году пристрелит в саратовской квартире тамошнего губернатора Петра Столыпина генерала Сахарова, а в 1918-ом будет членом советской делегации, подписавшей «похабный» Брестский мир с Германией. Неисповедимы пути Господни. Прошлое Донецка – дореволюционной Юзовки показали в Совете Федерации
За год с небольшим до мирной высадки англичан в Таганроге, 4 июля 1869 года в Лондоне была зарегистрирована Новороссийская компания, основанная рядом видных бизнесменов и инженеров, близких к Адмиралтейству. России нужны были рельсы, Англия умела их делать и не знала к тому времени куда их девать, протянув стальные магистрали по всей Европе, Индии и частично Америке.
Компанию составили быстро, в нее вошли 19 основных акционеров. По большей части с британской стороны. Финансовый интерес августейшей фамилии Романовых представлял обер-гофмейстер Дмитрий Нессельроде.
Никаких препятствий для устройства очередной «фактории» (так назывались промышленные островки британского мира в любой точке мира) островитяне не видели. Вопросы логистики, как мы видели, решались решительно и просто.
Среди акционеров, коих смело можно называть отцами-основателями Донецка, были люди вроде Томаса Брасси, инжнера и негоцианта. Он был одним из тех, кто строил железную дорогу от Балаклавы до английских позиций под Севастополем. Возможно, именно он предложил для скорейшего устроения заводского поселка привезти в степь над Кальмиусом разборные дощатые домики, которые англичане купили во время осады Севастополя у хозяйственных французов. Во всяком случае, Александр Кэмерон в своих воспоминаниях намекает на такую возможность, называя домики «французскими». А что? Всего-то 15 лет прошло, лежали себе в пакгаузах Бристоля, ждали верного часа.
Как бы там ни было, домну «шотландского типа» начали ставить над вырытой заранее громадной ямой, закурились десятки маленьких коксовых печей. На черные работы, хотя и не очень охотно, пришли крестьяне окрестных сел — Александровки, Григорьевки, Семеновки.
Домики мистера Камерона становились в линию, заводской двор принимал очертания. И 30 декабря 1870 года священник из Григорьевки освятил новый заводской поселок, называвшийся поначалу Ливенским — по имени хозяина арендованных обществом земель. Живучий город: 55 лет назад Донецк был обречен на исчезновение
Эта дата могла бы считаться датой основания Донецка. И считалась. По крайней мере, еще в 1945 году 30 декабря и отмечали День города по свидетельству известного донецкого краеведа Михаила Альтера. Затем, дату приспустили на год назад в силу каких-то неведомых нам партийных игрищ. Возможно, кто-то не захотел отмечать 100-летие Донецка в один год со столетием В.И. Ленина в 1970-ом?
Нам здесь важно другое, первые 164 рабочих и почти сотня техников инженеров — прокатчики, металлурги, горняки, химики, инженеры гражданские и военные, железнодорожники, геодезисты. геологи, — новый 1870-й встречали в заснеженной промороженной насквозь степи. Сугробы в несколько метров, морозы под сорок и выше — вот, что ждало сынов Альбиона, поверивших посулам господ акционеров НРО.
В марте 1872 года на заседании Российского императорского технического общества адъютант шефа русского флота великого князя Константина Николаевича, бывшего мотором всей этой русско-британской затеи, лейтенант Леонид Павлович Семечкин докладывал результаты своей инспекционной поездки в Юзовку.
В дискуссию с ним по ряду вопросов вступил представитель самого знаменитого железнодорожного короля России Соломона Полякова инженер Петр Горлов, строивший железную дорогу и шахты в Донбассе. Тот самый, именем которого назван крупный город в ДНР, разбиваемый ныне уж пятый год подряд артиллерией ВСУ. В данном случае важно, что именно со слов Горлова мы знаем — в зиму 1870/71 годов в центральном Донбассе почти четыре месяца подряд выли метели. Неудивительно, что около половины всех британцев слегло с разного рода болезнями, а то и просто умерли. Большая часть юзовских контрактников, этих первых дончан, предпочла бросить высокооплачиваемую работу в России и вернуться на родину.
Едва ли у сегодняшнего человека, живущего среди благ прогресса, есть право осуждать их слабость. Ведь сугробы и морозы были не единственными «неудобствами», как сказали бы склонные к «understatmen» британцы. Сейчас, среди зелени донецких парков и пригородных рощ трудно представить себе, что тогда здесь не было ни деревца ни кустика. Почти не было воды. Кальмиус — жалкая речушка, особенно в здешних палестинах. Ее воды не хватало на нужды завода, что уж говорить о нуждах людей. При запуске крупнейшей доменной печи на заводе в Кривом Роге разлилось 40 тонн расплавленного чугуна
Кстати, так будет еще очень долго. Американский романист Теодор Драйзер, посетивший Юзовку, ставшую к тому времени городом Сталино, в 1927 году с изумлением смотрел, как люди дрались в очереди за водой у немногих колонок и пунктов выдачи. Только вначале тридцатых город получит надежный водопровод.
Кроме того, британцам было невыносимо скучно и психологически невыносимо жить. Развлечений никаких, даже кабаков почти не было к тому времени. Языка не знали, физиономии сослуживцев примелькались, болезни косят одного за другим. Да еще с домной нелады.
Вообще-то изначально императорское правительство, соглашаясь на деятельность НРО в России, требовало начать выпуск рельсов к осени 1870 года. Но, как мы знаем, сроки пришлось корректировать.
Выпуск продукции должен был начаться в сентябре 1872 года. Поэтому домну ставили поистине стахановскими темпами, с дичайшими нарушениями технологий. Плюс погодка выдалась та еще — строителям в помощь. К тому же домну купили и привезли устаревшей конструкции, на Островах такие уже не ставили. И сам исполнительный директор Джон Юз мало понимал в металлургическом производстве. По профессии он был чистый прокатчик. Богато одаренный управленческими талантами, он был на удивление мало образован. Знавший его близко британский агент Баддели, свидетельствовал — старик едва разбирал крупный шрифт заголовков газет.
Неудивительно, что задув доменную печь 24 апреля 1871 года, британцы не смогли удержать нужную температуру, к тому же футеровка печи была выложена из бог знает какого кирпича, сделанного из бог весть какой глины. В итоге — «козел» — огромный ком застывшего недоваренного чугуна.
Позор?— Крах! Дело провалено, люди бегут, свои бегут, соотечественники. Это уже никуда не годится. После всех трудностей зимы, после этих проклятых русских морозов и казенного равнодушия! С кем? С кем работать? ЕС ввел ограничения на украинский металл
Надо сказать, что положение директора Новороссийского общества было отчаянным. Русские акционеры, прослышав о беде, прислали одного из авторов проекта по привлечению британцев к русскому рельсопрокатному делу — генерал-майора Оттомара Герна, англичане — Александра Огилви. Оба — с деловой хваткой. Оба — инженеры: Огилви — гражданский, Герн — военный фортификатор и изобретатель первых русских подлодок.
Именно склонность к поиску нестандартных технических решений помогла Герну найти выход — под домной выкопали огромную яму, разобрали дно печки и в этой яме похоронили «козла». Теперь можно было строить рядом новую домну. Оставалось только дождаться новых техников и квалифицированных рабочих из Уэльса, материалов и денег.
А тем временем в будущую Юзовку тоненькими ручейками начали стекаться чернорабочие, которых оказалось надобно куда больше запланированного Юзом со товарищи еще в Англии. И были это мужики из русской глубинки.
Так начиналась Юзовка-Сталино-Донецк. На британский фундамент пришла русская деревня. Орловские, смоленские, тамбовские, курские да рязанские с казанскими мужиками подняли огромное дело. Оно стоило многих жизней и трудов. Но оно того стоило. Россия получила свои индустриальное сердце, которое позволило ей выстоять в кровавых перипетиях двадцатого века.
Имя города: Юзовка — Сталино— Донецк — Сталино
Имя города — его визитная карточка, которое включает в себя такие определения, как бренд, имидж, образ города и многие другие. Ведь города – как люди. И любой город – это живой объект со своим характером, энергией, своими достоинствами и проблемами. Говорят, что название города (его энергия) влияет
Имя города — его визитная карточка, которое включает в себя такие определения, как бренд, имидж, образ города и многие другие. Ведь города – как люди. И любой город – это живой объект со своим характером, энергией, своими достоинствами и проблемами. Говорят, что название города (его энергия) влияет на жителей, вот почему многие любят старые названия и дальше продолжают называть город его прошлым именем.
А бывает так, что прошлое имя города возвращается после смены опять. Вот недавно власти Донецкой Народной Республики постановили, что столица ДНР Донецк три дня в году будет именоваться Сталино. И это вполне обосновано.
«В целях сохранения исторической памяти и в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, — говорится в тексте документа, — установить в качестве символа города Донецка наименование „город Сталино“, используемое наряду с наименованием „город Донецк“ при проведении республиканских и городских мероприятий, приуроченных к памятным датам в истории Донецкой Народной Республики и города Донецка, связанным с Великой Отечественной войной».
Но первое имя города родилось в далеком 1869 году. И началось все с небольшого рабочего поселка. В 1869 году валлиец Джон Хьюз (Юз) купил у князя Кочубея землю на кальмиусском берегу, где и построил металлургический завод. Одновременно с постройкой завода началось и строительство поселка для металлургов и шахтеров, получившего название Юзовка по имени Джона Юза. Посёлок находился в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии (Екатеринослав — нынешний Днепр).
С развитием предприятия стремительно росло население поселка. Так, в 1870 году тут проживало всего 164 человека, в 1884 году — 5 494 человека, а в 1897 году — уже 29 тысяч человек. Разрастаясь, Юзовка поглощала соседние имения, хутора и поместья, которые становились новыми районами.
После Февральской Революции 1917 года, к началу лета, Юзовке был присвоен статус города, а дальше был Красный Октябрь и Гражданская война. Юзовка входила в состав Донецко-Криворожской советской республики, Украинской Державы гетмана Скоропадского под протекторатом Германии, УССР и белого Юга России. Когда почти все «классовые враги» были побеждены, советские власти задумались о переименовании Юзовки.
Первый раз это было, по мнению руководителя пресс-службы Донецкого областного краеведческого музея Софьи Гитис в 1923 году. «…несколько месяцев Юзовка носила название Троцк в честь Льва Давыдовича Троцкого. Всего в Советском Союзе в честь одного из главных организаторов октябрьского восстания товарища Троцкого были названы три города, одним из них была Юзовка», — считает краевед. Теоретически — это вполне реальный факт. Тем более что в 1923 году Троцкий был «вторым человеком в партии». После объявления Льва Троцкого «врагом народа» и «разоблачения троцкистов» название было вычеркнуто из истории города. В силу понятных причин большинство документов на этот счет было уничтожено, но живые свидетели остались. Так, по словам жителя города, отец которого работал главным маркшейдером ШСУ № 3 в то время, это название города было нанесено на схемы/планы шахт, выведенных из эксплуатации, которые приходилось просматривать отцу по долгу службы. «И вот, на этих планах попадалось название Юзовки как Троцк. Я это слышал от него лично».
Но уже 9 марта 1924 года на торжественном заседании именно Юзовский горсовет переименовал город Юзовку в город Сталин. Парадоксально, что новое название никакого отношения к будущему генералиссимусу не имело. Целью было увековечение памяти другого вождя, недавно умершего Ленина.
В официальном протоколе расширенного заседания Юзовского горсовета записано: «Исполком в этом отношении довольно хорошо осведомлен о мнениях трудящихся, вынесенных как на индивидуальных, так и на широких собраниях. Собрав все эти мнения, исполком припомнил великие слова, сказанные Владимиром Ильичем: «Революционная война есть локомотив». На этом локомотиве был машинистом наш ИЛЬИЧ.
По условиям нашего округа, где у нас преобладает стальная промышленность, а сама революция, по словам тов. Ленина, локомотив, сделанный из стали… Исполком считает, что символом, характеризующим нашего великого вождя тов. Ленина, будет «сталь».
Решили наименовать город Юзовку – городом СТАЛИНЫМ, а округ и завод СТАЛИНСКИМ…» Так появился первый вариант нового имени города.
К слову, на этом заседании, где были зачитаны все поступившие предложения по поводу увековечения памяти Ленина, был еще один вариант нового названия для старой Юзовки. Одним из членов горсовета было внесено предложение о присвоении городу Юзовке имени литературного псевдонима Ленина – ТУЛЬ. Но секретарь Юзовского окружкома отклонил это предложение, мотивировав решением тем, что под псевдонимом «Туль» Ленин написал лишь одну статью, причем затем исправленную.
В конечном итоге 9 марта 1924 года решили переименовать Юзовку в Сталин. Кстати, тогда же Иосиф Сталин был избран почетным забойщиком и почетным членом горсовета. Но утвердить такое решение горсовета должны были в вышестоящих инстанциях вплоть до Всеукраинского ЦИК и ЦИК СССР. Бюрократическая процедура тянулась, и Юзовка оставалась Юзовкой. Так продолжалось до середины апреля.
Затем, видимо, местная власть узнала, что их инициатива получила одобрение, и поэтому, не дожидаясь официального постановления, окружная власть стала именовать себя Сталинской, а не Юзовской. Окружком КП(б)У впервые это сделал на своем заседании 14 апреля. В массы новое название города пошло чуть позже.
Однако когда город Сталин стал Сталино доподлинно неизвестно. Местные историки-краеведы считают, что впервые новое название было отражено в местных газетах в 1932 году. В газете «Диктатура труда» от 31 марта 1932 года в адресе редакции указан ещё город Сталин, в дальнейшем всегда будет указано «город Сталино».
Есть версия, что местные власти не хотели это афишировать, Сталин «набирал обороты», устраняя оппонентов, а в такой атмосфере сообщение «Сталин переименован» было бы предосудительным. К тому же город в 1932 году стал областным центром новой Сталинской области, а в новых документах руководство, похоже, решило переименовать его «по-тихому». Своё влияние оказала и политика коренизации, в данном случае украинизация, когда стали добавлять на конце названия букву «О», иногда «Е». В местных краях существует также легенда, что переименование было связано с городской радиостанцией, которая появилась в 1927 году. Всё сводится к тому, что руководство решило, что после слов «Говорит Сталин» слушатели будут ждать выступление вождя, поэтому лучше называть город Сталино.
Во время оккупации нацистской Германией (20 октября 1941 года — 8 сентября 1943 года) город был снова переименован в Юзовку, хотя в почтовой корреспонденции всё равно писали Stalino. Как видим, название прижилось.
В 1949 году в столице Донбасса торжественно отмечали юбилейную дату по случаю переименования Юзовки в город имени Иосифа Сталина. В то время областная молодежная газета «Комсомолец Донбасса» в передовице «Преобразующая сила» написала, что за 25 лет «со дня присвоения нашему городу имени великого Сталина» город стал крупнейшим индустриальным, научным и культурным центром Донбасса. В то время абсолютное большинство жителей столицы Донбасса даже представить не могли, что через некоторое время город снова поменяет свое название.
Случилось это в конце 1961 года, во времена самого пика разоблачения культа личности Иосифа Сталина на XXII съезде КПСС. К сожалению, местные архивы не сохранили нам подробности обсуждения нового названия нашего областного центра. Кто знает, может быть, когда-нибудь кому-то и удастся найти документальные подробности того, как город Сталино стал Донецком. Сегодня же в областном архиве имеются лишь официальные документы, зафиксировавшие появление третьего имени в истории нашего города.
9 ноября 1961 года город был переименован в Донецк. В то время, главный законодательный орган УССР, «беря во внимание пожелания коллективов промышленных предприятий, строительных, совхозных, колхозных, научных организаций и учебных заведений, а также ходатайства общественных организаций Сталинской области», постановил: «Переименовать Сталинскую область на Донецкую область и город Сталино на город Донецк». Подписан этот документ председателем Верховного Совета УССР Коротченко и секретарем Верховного Совета УССР Зленко.
Правда, официально в нашу область этот документ пришел лишь 13 ноября 1961 года, но выполнять его начали сразу, не дожидаясь официальной бумаги. После изменения названия области и областного центра наступил черед районов. На этом все масштабные переименования в нашем городе пока закончились. Но в истории, как и в жизни ничего исключать нельзя…
Наталья Залевская специально для ИА «Новороссия»