что такое синдром клоуна
Вечный клоун. Что скрывает напускная весёлость
Есть люди, обладающие удивительной способностью, – где бы они появились, они приносят с собой радость и хорошее настроение. Обаяние, шарм, шутки рекой. Создается впечатление, что их жизнь полностью состоит из веселья. Так ли это на самом деле? Что скрывает маска клоуна и можно ли научиться жить без неё?
Хорошее настроение, умение посмеяться в трудной ситуации – порой эта способность выручает и поддерживает в самые пессимистичные моменты. Но у некоторых людей она может стать практически единственной реакцией на любое событие.
С одной стороны, в их окружении вы всегда находитесь в атмосфера позитива и жизнерадостности. А с другой, – с теми, кто привык играть роль «шута», бывает трудно разделить грустные или тяжелые переживания, те, в которых совсем не до смеха.
Трудно поверить, что те, кто привык веселить и развлекать других, на самом деле могут сами страдать от своего поведения. Им может казаться, что другие с ними только из-за их способности развлекать, или, что окружающие совсем не воспринимают их всерьез.
Почему так происходит, по каким же причинам человек одевает маску «клоуна»?
>Повышенная чувствительность, ранимость
И таким образом, ребенок усваивал два урока: 1). «Мои настоящие чувства не представляют ценности, и лучше их никому не показывать». 2). «Если я хочу быть любимым и принятым, я должен постоянно развлекать других. Грустный, недовольный, неуверенный в себе я никому не нужен. Чтобы найти друзей, построить отношения, быть успешным на работе, мне придется играть свою роль».
>Сильное чувство стыда
Следующая причина, также связанная с повышенной чувствительностью. Если в детстве ребенка часто ругали, стыдили за его слёзы, выражение недовольства, то у него не оставалось другого выхода, как подчиниться родителям. Когда в семье делается сильный акцент на том, что радоваться, быть на позитиве – это хорошо, а обижаться, грустить, злиться – плохо, стыдно, неприемлемо, внутри психики ребенка происходит перекос. И будучи взрослым он будет предъявлять окружающим только юмор и веселье, только для того, чтобы не встретиться с обжигающим чувством стыда и собственной неполноценности.
Маска клоуна иногда может быть выбрана как защита от переживания утраты, печали, апатии. Неслучайно в психологии есть термин “депрессия с улыбкой на лице”. Окружающим людям бывает трудно поверить в силу страданий, ведь их близкий человек, друг или коллега также весел и продолжает «сыпать шутками», но на самом деле он просто не хочет беспокоить их своими проблемами и унылым настроением.
Ещё одна распространенная причина постоянного демонстрирования радости и хорошего настроения. На самом деле за таким поведением прячется сильная неуверенность в себе и одновременно жажда внимания и признания. Такие люди живут с убеждением, что если другие узнают, какой он на самом деле, его перестанут любить, уважать и попросту отвернуться от него.
Вспоминается фильм «Шоу Трумана», где герой Джима Керри, живя в идеально созданном для него мире, встречал всех ослепительной улыбкой. И лишь находясь наедине с собой, позволял себе переживать свои истинные чувства. И именно это так затронуло зрителей всего мира, наблюдающих шоу. И, конечно, финал фильма сложился бы по-другому, если бы герой остался верным своему ложному образу.
Жизнь в маске создает иллюзию безопасности и общения. Со стороны такие люди кажутся воплощением жизнерадостности и благополучия. И лишь самые близкие знают, насколько непрочен этот образ, как внутренне хрупок и беззащитен тот, кто только что убеждал весь мир в обратном.
Можно ли помочь другому перестать играть роль «шута»? В первую очередь, не спешите срывать с него маску. Ведь для него – это, прежде всего, «вторая кожа», защита от неприятных переживаний и способ связи с другими.
Проявите уважение, а вместе с ним и спокойный интерес к любым его реакциям чувствам. Дайте понять, что вы цените его не как «развлекателя», а прежде всего как человека. Сила общения, новый опыт действительно может сильно помочь в этой ситуации. Как только «клоун» увидит, что внимание и признание можно получить и другими способами, необходимость в маске отпадет сама собой.
Серия психологических экспериментов, впервые опубликованных в 1981 году Фишером, выявила определенные поведенческие черты, характерные только для комиков, а не у обычных актеров. Более поздняя работа, проведенная Кауфманом и Козбельтом, переосмыслила эти результаты, придя к пониманию того, что, хотя комедия служит механизмом выживания, чтобы скрыть травму, она также может побудить комика использовать юмор как способ налаживания отношений и получения признания.
Было показано, что юмор развивается с раннего возраста, чему способствует поведение родителей. Незрелый характер родителей может привести к дополнительным обязанностям, возложенным на детей, что может вызвать проблемы самооценки и потребность в принятии. Постоянный поиск одобрения может вызвать проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога или депрессия, а при отсутствии лечения может привести к самоубийству в экстремальных ситуациях. Смех может развиваться как средство самосохранения, отделяя человека от любых невзгод, с которыми он сталкивается, позволяя воспринимать контроль над неудобными ситуациями.
СОДЕРЖАНИЕ
Влияния
Школьный опыт
Комедийные исполнители часто проявляют юмористические наклонности в раннем возрасте, их часто называют «классными клоунами» в школе. Комиксы вспоминали, как издевались над строгим характером школы, получали огромное удовольствие от смеха своих сверстников. Томми Смотерс прокомментировал это во время обучения в школе: «Я получил большое удовольствие от их смеха, но я не знал, что заставляло их смеяться, но я знал, что могу рассмешить людей». Джонни Карсон также подчеркнул роль школы в жизни комика, заявив, что:
Несмотря на то, что комики часто обладали высоким интеллектом, школьную среду ненавидели и часто избегали. Комиксы объяснили, что их учителям не хватало понимания и принятия, определяя их манеры как форму личного исключения. Вуди Аллен прокомментировал, что школа «была скучной и пугающей. Все это было ужасно. У меня никогда не было ответов. Я никогда не делал домашнее задание». Несмотря на то, что ориентация школы на порядок и дисциплину противоречит природе комикса, она может служить исходной ареной для человека, чтобы осознать свою способность вызывать смех. Это открытие вызывает смешанные чувства, поскольку часто смех может быть направлен против самих себя с оттенком насмешки или насмешки. Независимо от неприятностей, связанных с комиксами, их привлекает способность «рассмешить» кого-то и сила, которой она обладает.
Талант юмора направляет человека к карьере в индустрии развлечений. Выяснилось, что комики не вошли в индустрию напрямую как комиксы; скорее, большая часть началась с музыкального исполнения в той или иной форме. Фишер полагал, что эта тенденция комиков иметь музыкальное образование возникла из их стремления создать более веселый и гостеприимный мир для публики.
Семейные отношения
Отношения, складывающиеся с членами семьи, играют ключевую роль в развитии подростка, особенно в плане удовлетворения жизнью в будущем. Исследования показали, что комедийные исполнители, как правило, воспитываются в отдаленных, несколько разрозненных семейных условиях, характеризующихся семейной неприязнью. Прасинос и Титтлер интерпретировали, что эта «семейная дистанция» заставляла людей идентифицировать себя как жертв пренебрежения и, следовательно, ассоциироваться как отчужденная группа. Парадокс грустного клоуна может развиться из этой несвязной среды с раннего возраста, когда ребенок желает социального контакта, использует юмор для достижения близости и в некоторой степени относится к другим на расстоянии. Норман Лир прокомментировал свое болезненное детство из-за постоянного конфликта со стороны родителей, заявивших об этом; «единственной защитой от этого было посмеяться над этим, узнать, что в этом было смешного».
Исследование, проведенное Фишером, показало, что юмористические люди склонны идентифицировать своих матерей как требовательных, несимпатичных и отстраненных. Считалось, что они избегают воспитательной роли, часто падая на отца, выполняющего эту роль для семьи. Тест чернильных пятен для родителей комиков выявил их склонность к детскому взгляду на мир, описывая протоколы с юношескими образами. Фишер пришел к выводу, что эти взгляды были связаны с нежеланием родителей выполнять обязанности, связанным с общим тоном, что «счастье преобладает». Было установлено, что родители комиксов избегают торжественных идей, выявляя отрицательные образы в тестах Роршаха, а затем отрицая их отрицательные элементы, такие как: «это волк». Я думал, что это было свирепо. Но я слышал, что это не так ». Этот детский взгляд на мир и отказ от семейных обязательств может заставить комиков воплощать в себе большее чувство ответственности и чувство долга защищать других, что является компенсацией за бессознательный отказ их родителей от ответственности взрослых. Было показано, что это бремя ответственности вызывает проблемы с самооценкой, которые способствуют развитию парадокса грустного клоуна.
Также было высказано предположение, что юмор может служить попыткой установить контакт с людьми на расстоянии, вызванную детским желанием к социальным контактам. Обычно юмор описывается как эмоциональное и когнитивное состояние, и его отсутствие вызывает депрессию и тревогу.
Было обнаружено, что юмористы осознают важность компетентного опекуна и часто беспокоятся о том, что сами являются неадекватными родителями или опекунами. Исследование, проведенное Янусом, показало, что отобранные комедийные исполнители были более склонны к большим семьям. Это было связано с необходимостью комикса обеспечивать и формировать связи, которые могут быть реализованы в семейной обстановке.
Социальный контекст
Ранние годы жизни комиков характеризуются страданием, изоляцией и чувствами лишенности, где юмор используется как выход или защита от пережитого беспокойства. Немецкий философ Ницше однажды описал это как; «Один только человек страдает в этом мире так мучительно, что был вынужден изобрести смех». Неспособность проявлять прямую агрессию выражается в социально приемлемой манере юмора. Юмор дает возможность утверждать контроль и непобедимость в ситуации, как показал Билл Косби, что вы можете пережить что угодно, если найдете в этом юмор.
Рассказы о психиатрическом лечении показали, что некоторые пациенты были подавлены негативными аспектами своей жизни. Однако, когда возникли эти проблемы, психиатр был встречен смехом, после чего пациент отверг серьезность проблемы. Смех может скрывать чувство разочарования, разочарования, горя, раскаяния или даже радости в попытке защититься от невзгод и позволить самосохранение.
Научные исследования
Тест Роршаха
Использование изображения чернильных пятен выявляет определенные характеристики и опасения комедийных исполнителей, которые не соответствуют обычным актерам. Фишер определил четыре основных тенденции, которые были характерны для тестов Роршаха комиков;
— Два дьявола. Веселые дьяволы. Не следует воспринимать всерьез. Мрачное поведение. Глупый.
Фишер предположил, что эти черты характера напрямую связаны с комическим восприятием себя, полагая, что необходимо убедить других в их ценности. Было показано, что комедианты не очень уважают себя, высказывая больше самоуничижительных замечаний, чем обычные актеры в контролируемом контексте. От этих ощущений недостойности в сознании комиков защищается их роль в обществе, помогающая людям и вызывающая смех. Это намерение помочь людям только на мгновение удовлетворяется признанием и одобрением аудитории, в отличие от обычных актеров, которые, как было замечено, находили подтверждение в отождествлении с фигурами и концепциями, более крупными, чем они сами.
Тесты способностей / личности
Исследование, проведенное Янусом, показало, что комики работали до изнеможения, чтобы оставаться актуальными и забавными. Он обнаружил, что из его выборки комедийных исполнителей восемьдесят процентов были вовлечены в психотерапию и опасались ее влияния на их способность к юмору. Было показано, что комики критически относятся к мотивам других и опасаются, что их популярность в качестве знаменитостей продлится долго. Большинство участников исследования Януса выявили неизбывное чувство депрессии, с которым они сталкивались во время работы. То, как комедия на мгновение облегчает их депрессию и тревогу, позволяет им действовать. Однако комики действуют недолго, постоянно требуя восхищения и признательности за свою работу.
Представление
Печальный парадокс клоуна можно увидеть воплощенным в выступлении исполнителя на сцене, например, в его характеристиках или шутках.
Шутка Паглиаччи
Шутка, датируемая по крайней мере 19 веком, иллюстрирует парадокс грустного клоуна. В анекдоте доктор рекомендует своему пациенту в депрессии навестить большого клоуна в городе (обычно называемого «Пальяччи»), но оказывается, что пациент на самом деле клоун без костюма.
Графический роман 1987 года « Хранители» включает в себя персонажа Роршаха, рассказывающего историю и называющего клоуна Паглиаччи.
Что такое синдром раздраженного кишечника и как с этим жить
Встречаются часто, а обсуждать не принято – синдром раздраженного кишечника как раз из таких болезней. Им страдает до 25 процентов населения планеты. Как проявляется, диагностируется и лечится СРК, рассказала Вера Сережина, медицинский эксперт лаборатории персонифицированной медицины ЛабКвест.
Симптомы: как это проявляется
Несмотря на распространенность синдрома раздраженного кишечника, точно неизвестно, что вызывает это заболевание. У каждого пациента с СРК своя история начала болезни, но почти всегда в ней фигурируют стрессовые факторы – социальные, психологические, биологические и др. Кроме того, периоды обострений тоже бывают связаны со стрессом. Работа кишечника подчиняется нервной регуляции, и постоянные стрессы приводят в том числе к нарушению его моторной функции.
Считается, что главный симптом СРК – диарея, однако редкий стул – еще один вариант развития событий. Есть и смешанный вариант, когда человека беспокоит то и другое. Среди других симптомов – вздутие живота, связь кишечных симптомов с определенной едой, от которой становится либо лучше, либо хуже, чувство неполного опорожнения кишечника, внезапные позывы, когда человек вынужден буквально бежать в туалет. В некоторых случаях больные из-за этого не могут выйти из дома. Есть проявления, которые не имеют отношения к кишечнику: например, бессонница, мигрени, мышечные боли, неприятные ощущения во время полового акта у женщин. Кстати, женщины страдают СРК намного чаще мужчин.
Существуют так называемые римские диагностические критерии СРК. Для этой болезни характерна повторяющаяся абдоминальная боль, которая возникала не реже раз в неделю за последние 3 месяца и была связана минимум с двумя признаками из перечисленных: была связана с дефекацией, с изменением частоты стула и/или с изменением его формы.
Особая примета СРК – утренний ритуал: каждое утро в определенный момент (например, после завтрака) больной начинает испытывать дискомфорт в животе, а потом и необходимость посетить туалет. Неприятные ощущения после этого, как правило, проходят до следующего утра. Утренний ритуал бывает не во всех случаях СРК, к сожалению, часто больным приходится намного сложнее и раздраженный кишечник напоминает о себе отнюдь не только по утрам.
Обследование: какие анализы нужны
Нередко больным СРК удается взять болезнь под контроль или подстроиться под нее, научиться с ней сосуществовать, однако это не выход, потому что сама ситуация с хроническим расстройством кишечника, будь то диарея или запор, приводит к нарушениям всасывания питательных веществ из пищи, и в итоге сказывается на работе всего организма. Поэтому правильнее к СРК не привыкать, а обследоваться и, если проблема действительно в раздраженном кишечнике, бороться с причиной.
Синдром раздраженного кишечника – это диагноз-исключение. Он ставится только после того, как будут исключены все прочие возможные причины: инфекционные и заболевания эндокринной системы (щитовидной и поджелудочной желез), пищевая непереносимость, аутоиммунные и онкологические процессы и др. Есть так называемые «красные флаги» – симптомы, которые ни в коем случае нельзя игнорировать и которые требуют обязательного обращения к врачу: потеря веса, ночные боли в животе, появление неприятных ощущений и болей в пожилом возрасте, случаи аутоиммунных заболеваний или рака кишечника в семье, лихорадка, кровь в кале.
Прежде чем врач поставит диагноз СРК, он должен направить пациента на обследование, которое включает в себя несколько этапов.
* Клинический и биохимический анализ крови. Это поможет выявить анемию и
заболевания внутренних органов (сахарный диабет и др.)
* Анализ кала для выявления возбудителей кишечной группы (шигеллы, сальмонеллы,
иерсинии), токсинов А и В Сlostridium difficile.
* Исследование уровня гормонов щитовидной железы для выявления ее гиперфункции.
* Анализ кала для выявления скрытой крови при язвенном процессе в стенке
* Исследование антител к тканевой трансглютаминазе IgA или IgG у пациентов с
диарейным и смешанным вариантом заболевания при подозрении на целиакию.
* Определение уровня кальпротектина в кале. Оно покажет степень воспаления в стенке
* Ультразвуковое исследование органов брюшной полости.
* ЭГДС с биопсией двенадцатиперстной кишки для исключения целиакии. Биопсия
выполняется при выявлении антител к транглютаминазе в диагностическом титре.
* Колоноскопия с биопсией.
Лечение: к какому врачу идти и можно ли забыть об этой болезни?
СРК – самое распространенное заболевание желудочно-кишечного тракта. Однако по статистике всего один больной из трех обращается к врачам. Остальные остаются без помощи по разным причинам. Некоторым СРК особенно не мешает жить – таких довольно много, до 40 процентов всех больных. Другой сценарий: человек узнает, что у него «всего лишь» синдром раздраженного кишечника, а не болезнь Крона или рак кишечника, успокаивается и живет от рецидива к рецидиву.
Нередко люди с СРК идут за помощью только к гастроэнтерологам и видят лечение в диете. Исключение некоторых продуктов – кофе, жирной пищи, злаков, острых приправ и пр. – действительно может дать заметный результат, так как позволяет уменьшить дискомфорт, который вызывает метеоризм. Только этого бывает недостаточно. Стоит больному перенести стресс, как синдром раздраженного кишечника снова дает о себе знать. Правильный подход в лечении этой проблемы для многих людей с СРК подразумевает совместную работу гастроэнтеролога и психотерапевта. Первый подбирает правильное питание, спазмолитики, антидиарейные или слабительные препараты и другую терапию, второй помогает решить глубинные проблемы, которые приводят к СРК, – например, справиться с повышенной тревожностью. Одним пациентам бывает достаточно разговоров с психотерапевтом для осознания причин недуга, другим требуется курс антидепрессантов. При заболеваниях кишечника в организме возникает ситуация дефицита аминокислот для синтеза нейромедиатора серотонина, который еще называют гормоном счастья. Поэтому больные СРК нуждаются в восполнении этого гормона и антидепрессанты имеют хорошие терапевтические эффекты.
Диагноз: клоун
Они заставляют нас хохотать до слёз. Но им самим при этом бывает не до смеха… Судьбы этих смешных людей мало похожи на комедию. За успех у публики клоуны платят физической и душевной болью, одиночеством и даже жизнью. Почему для легендарного мима Леонида Енгибарова оказалось смертельным расставание с цирком, а для клоунессы Ирины Асмус обернулось гибелью возвращение на арену? Кому было не до смеха, когда на манеже появлялся великий Карандаш?
Леонид Енгибаров был абсолютно равнодушен к деньгам. Легко одалживал любые суммы и никогда не просил вернуть долг. Мог демонстративно прикурить от зажжённой сторублевки или подарить «миллион алых роз» понравившейся женщине. Но любовь, которую он воспевал в пантомимах и стихах, не выдерживала испытания прозой жизни. Слишком сильно отличались реальные женщины от идеальной возлюбленной клоуна. Когда его хоронили, был сильный дождь и все плакали. Клоуна провожали четыре женщины в тёмном. И каждая считала, что именно он её любил сильнее другой…
Другого великого клоуна – Михаила Николаевича Румянцева, или просто Карандаша – любили и мужчины, и женщины, и дети. И эту любовь никто не скрывал. Детский рост – всего 142 сантиметра! – и такой же детский голос, мятая шляпа, мешковатый костюм – в нём всё казалось смешным. Даже самый простой номер в исполнении Карандаша вызывал у зрителей гомерический хохот. Правда, за кулисами всем было не до смеха: характер у клоуна оказался отнюдь не забавным. О требовательном, вздорном и скандальном поведении Михаила Румянцева в цирке слагали легенды. Карандаш изматывал окружение своими капризами. Мог отменить гастроли из-за «неправильной» афиши или отказаться от встречи, о которой его «плохо попросили».
Михаилу Румянцеву было уже за 80, когда случилось то, чего он боялся всю жизнь: над его номерами перестали смеяться. И артист понял: его время вышло, пора уходить. Но Карандаш не перестал быть клоуном до самой смерти – в 1983 году. Почему его образ перестал вызывать улыбку у зрителей? Что в результате привело к смерти великого клоуна?
– Это была трагическая случайность, я в этом уверена. И то, что она прожила короткую, но очень счастливую жизнь, за это я могу ручаться… Вы знаете, цирк – это же искусство для избранных. И те, кто там побывал, начал и первые аплодисменты заслужил именно на манеже, с ним не расстаются…
Изучив все обстоятельства гибели Ирины Асмус, эксперты найдут виновных. Ими окажутся работники цирка, отвечавшие за безопасность. Но как ни печально, главным виновником трагедии невольно оказалась сама артистка – цирк не прощает ошибок. Цена рассеянности или усталости здесь слишком высока…
Главная тайна каждого клоуна – как и почему человек выбирает эту странную стезю – дурачиться, корчить рожи и нелепо падать. Неужели клоун – это и правда своего рода диагноз? Или же шутовская маска – единственный способ выжить для человека, который осознал, что его единственное призвание – быть смешным? Почему это призвание привело к смерти и забвению предшественника Енгибарова – клоуна Муслю? Как на грани нервного срыва оказался Асисяй – Вячеслав Полунин и где он набирался сил для общения с реальным миром?