что такое симфоническая миниатюра
Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.
Литературной основой этого музыкального произведения стало
народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушаем текст.
«…Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной…».
Слушание симфонической миниатюры А. К. Лядова «Кикимора».
Анализ музыкального произведения.
— Понравилась ли вам эта сказочная картина?
— Что именно понравилось вам в музыке?
— Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?
Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.
В основе «Кикиморы» лежит народное сказание.
Новое понятие Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным.
Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.
— Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?
Слушание фрагмента, где звучит челеста.
Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
Слушание фрагмента, где звучит колыбельная.
— Что напоминает эта часть музыки?
Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает.
Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.
А вот и сама Кикимора.
Слушание второй части картины.
Основной раздел пьесы — presto (быстро)— открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
3. Песенная деятельность.
Исполнение пройденных песен, разучивание «Ожившая кукла». Разучивание мелодии с текстом.
V. Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:
Дата добавления: 2021-02-10 ; просмотров: 27 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.
Конспект урока
Класс: 5 Дата: 09.11.2020
Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний в 5 классе
Цель урока: познакомить учащихся с образцами произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русского фольклора, проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Образовательные:
-Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
-Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».
-Познакомить со сказочной картиной А. К. Лядова «Кикимора».
-Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.
Развивающие:
-Развивать творческие способности учащихся.
-Развивать музыкальный кругозор.
-Развивать музыкальную память.
-Развивать вокально-хоровые навыки.
-Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
Воспитательные:
-Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
-Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.
-Воспитывать любознательность к музыке А. К. Лядова.
Ожидаемый результат:
Знать понятие программная инструментальная музыка.
Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.
Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке
Музыкальный материал:
Песня «Страна волшебная» из репертуара группы «Волшебный микрофон»
Ход урока
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
— Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор)
— Какие жанры фольклорного творчества мы знаем? Может кто-то приведет пример?
Былины, исторические песни, сказки, придания, легенды, притчи, небылицы пословицы и поговорки, частушки.
Давайте запишем тему урока: «Фотльклор в музыке русских композитеоров».
Заполните пробелы и запишите в тетрадь:
Песня, исполняемая во время обряда коляды. (Ко______)
Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Час_______)
Краткое народное, поучительное изречение. (Посл_______)
Поэтическое предание об исторических событиях. (Лег_______)
Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича. (Ска____)
Молодцы! Правильно! Остановимся на последней загадке – сказка.
-Сегодня мы познакомимся со сказочной музыкальной картиной А. К. Лядова. Давайте попробуем угадать, о каком сказочном персонаже пойдет речь.
На вид совсем некрасива.
Всех вокруг она пугает(ки_____ра).
Ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты.
Запишите в тетрадь:
Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.
Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И.Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.
Работа с текстом.
Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.
— Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?
— Как охарактеризовали бы действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?
Слушание симфонической миниатюры А. К. Лядова «Кикимора»
Анализ музыкального произведения.
— Понравилась ли вам эта сказочная картина?
— Что именно понравилось вам в музыке?
— Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?
Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.
В основе «Кикиморы» лежит народное сказание.
Запишите новое понятие: Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным.
Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисует нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.
— Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?
Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая «вреднючка» – волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент? Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
— Что напоминает эта часть музыки?
Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает.
Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.
А вот и сама Кикимора.
Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
Дата добавления: 2020-12-12 ; просмотров: 35 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Презентация по музыке на тему «Миниатюра в музыке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Постоял у пруда, где от лотоса свежестью веет, Сам не знаю когда, Пропитались все складки платья Миниатюра (фр.miniature- маленький) – произведение искусства небольших размеров. Миниатюра в музыке
Миниатюра по кости, керамике, фарфору
В музыке миниатюрой называют любую небольшую пьесу, звучанием примерно до пяти минут. При этом миниатюры могут быть не только инструментальные и вокальные, но и оркестровые. К миниатюрам относятся романсы, прелюдии, ноктюрны, танцы, этюды, программные пьесы и т. д. В концертной практике миниатюры редко исполняют среди крупных сочинений. Обычно их объединяют по какому-то общему принципу. Композиторы часто выстраивают миниатюры в циклы, чтобы пестрота и разнообразие пьес были соединены какой-то общей композиционной или драматургической логикой.
Прелюдия Несколько столетий тому назад любой концерт или выступление артист – музыкант начинал незатейливой прелюдией, т.е. коротким произведением, которое предшествует главному. Пока собирались слушатели, музыкант-исполнитель задумчиво перебирал клавиши, настраивая себя и публику на нужный лад. Он играл, не заглядывая в ноты, часто импровизируя…
«Прелюдия» – на латинском языке означает «вступление, подготовка». В творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила свое назначение и цель. Каждая из его прелюдий – законченное целое, в котором запечатлен один образ или настроение
В прелюдии Ля мажор сразу обращают на себя внимание ее мажорный лад, начальная лирическая секста, размер и ритм мазурки. Ученики Ф. Шопена В. фон Ленц и госпожа Калержи в своих воспоминаниях указывают на авторское программное истолкование этой пьесы, называя ее «Польская танцовщица». А. Корто дает прелюдии следующую «программу» : «Восхитительные воспоминания, подобно благоуханию, возникают в памяти»
Этюд (фр. etude — изучение) — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.). На новый уровень этот жанр вывел Фридерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах. Этюд до-минор Ф. Шопена, часто называемый революционным. Он создан под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Гнев, отчаяние, бурный протест, мятежный дух музыки потрясают слушателей.
А. Хачатурян. Токката.
До новых встреч с музыкой
Литература: https://yandex.ru/images/search?text ttps://yandex.ru/images/search?text=картинки миниатюра в музыке http://fchopin.ru/foto.php http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4897 https://yandex.ru/images/search?text=картинки прелюдия в музыке&st https://yandex.ru/images/search?text=картинки этюд в музыке& https://yandex.ru/images/search?text=картинки токката в музыке
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1446689
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ выявил за 2021 год более 600 опасных маршрутов к школам в регионах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Симфоническая музыка
1. Запишите в тетрадь тему урока: «Симфоническая музыка»
2. Прочитайте текст. Найдите в тексте и выпишите в тетрадь определение «симфония» и её строение.
Симфония (от греч. symphonia — созвучие) — ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение, достигла совершенства в XVIII в. в сочинениях венских классиков Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.
Йозеф Гайдн считается основоположником жанра симфонии, всего им было создано 104 симфонии.
Хотя Моцарт написал более 50 симфоний, некоторые из них (ранние) были утеряны. Сегодня нам известны 41 симфония композитора. Известно, что свои первые симфонии он написал исключительно внутренним слухом, не притрагиваясь к инструменту в восьмилетнем возрасте.
У Бетховена 9 симфоний. С его Третьей, Героической симфонией мы знакомились в 3 классе. Продолжая традиции классической симфонии, он привнёс новизну в этот жанр. Например в его 9-ой Симфонии в финале участвует смешанный хор, который исполняет оду «К радости» Шиллера.
Как строится симфония?
Классическая симфония сформировалась как цикл из четырёх частей, которые воплощали в себе разные стороны человеческой жизни.
1-я часть — быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Она, как правило, пишется в уже знакомой вам сонатной форме (в форме сонатного аллегро).
2-я, медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям. Она может быть пасторальной, элегичной, скорбной или трагической по настроению.
3-я часть — менуэт ( старинный народный французский грациозный танец ) — это игра, веселье, картинки народной жизни.
4-я — быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он как итог всех частей отличается, как правило, победным, торжественным, праздничным характером.
Так в процессе борьбы, острых, конфликтных столкновений, видоизменений утверждается музыкальная идея произведения. В такой форме писались симфонии Гайдна.
3. Прочитайте текст
Йозеф Гайдн. Симфония №103 «С тремоло литавр»
Основное историческое и художественное значение приобрела инструментальная музыка Гайдна симфоническая и камерная, а также оратории «Сотворение мира» и «Времена года». С творчеством композитора связан расцвет таких жанров, как симфония, струнный квартет, клавирная соната.
Одной из главных исторических заслуг Гайдна является то, что именно в его творчестве приобрела окончательный вид симфония. Над этим жанром он работал в течение тридцати пяти лет, отбирая самое необходимое, совершенствуя найденное. Его творчество предстаёт как сама история формирования этого жанра.
4. Запишите слушание: Йозеф Гайдн. Симфония №103 «С тремоло литавр», фрагмент 1-ой части»
Первая часть симфонии открывается медленным вступлением, оттеняющим весёлое и стремительное allegro. Композитор начинает симфонию дробью литавр, напоминающей раскаты грома. Главная тема в экспозиции (Allegro) очень напоминает картину народного праздника. В его основе лежат две темы танцевального характера (начинает звучать со 2 мин 12 сек., дослушать до 3 мин.).
Что такое симфоническая миниатюра?
Что такое симфоническая миниатюра.
Небольшая пьеса для симфонического оркестра.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА?
Напишите пожалуйста, что такое симфоническая сюита в музыке (нужно определение).
Чем отличается симфоническая музыка от камерной?
Чем отличается симфоническая музыка от камерной.
Доклад на тему симфоническая музыка?
Доклад на тему симфоническая музыка.
Циклы которые были до сонатно симфонического?
Циклы которые были до сонатно симфонического.
Сообщение о симфоническом оркестре?
Сообщение о симфоническом оркестре.
Доклад на тему симфонический музыка?
Доклад на тему симфонический музыка.
Как называется музыка предназначенная для исполнения симфоническим оркестром?
Как называется музыка предназначенная для исполнения симфоническим оркестром.
А) Камерная музыка б) Вокальная музыка в) Симфоническая музыка.
1 что такое сюита?
2 что такое симфония?
3 что такое миниатюра?
4 что такое программная музыка.
Привет?
Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия). Самое раннее изображение— на алтаре кафедрального собора в немецком городе Миндене, датируемое 1425 годом. Первое практическое описание клавесино..
Интересы творчества Баха сосредоточились вокруг двух разных видов органных сочинений. 1) Жанр григорианского хорала (церковное одноголосное песнопение) ; 2) Крупные органные композиции, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами.
Бременские музыканты, Садко, Гусли самогуды, Волшебная дудочка, Слепой музыкант.
Держите, 9 задание сразу в правильной группировке) вроде так).
Душа Богатый, маленькийИзменяется, обогащается, растётДуховный мир определяет уровень человека и его личности. Внутренний мир.
В романсе поется о девушке, которая просит свою мать не выдавать ее замуж. Девушка ценит свободу и не хочет с ней расставаться : «. Золотая волюшкаМне милей всего! Не хочу я с волюшкойВ свете ничего. »Матушка отвечает своей дочери в ответ, что жи..
Это чудо, весна. Ее звуки и краски могут отправить меня в музикальное путишествие по небесам и научить прекрасному` любить. Это и вправду чудо, я могу чувствовать весну, и ощущать как прекрасень этот небесний мир. Я покойник в руках этого чудо. К..