что такое самолет фантом
Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается
Известность к этой очень передовой для своего времени машине пришла после успешного применения «Фантомов» в 60-70-е годы в боевых действиях на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Впрочем, лучше всего «Фантом» проявил себя не в воздушных боях, а при нанесении ударов по наземным целям, в качестве самолёта-разведчика и охотника за радиолокаторами и зенитно-ракетными комплексами.
«Фантом» оказал заметное влияние на пути развития истребителей в других странах, став первым самолётом тактической (фронтовой) авиации, на котором использовалась мощная импульсно-допплеровская РЛС и ракеты воздушного боя средней дальности. Этот истребитель в полной мере отвечал представлениям военных и конструкторов о будущем истребительной авиации. В 50-60-е годы считалось, что воздушный бой сведётся к сверхзвуковому перехвату и ракетным дуэлям за пределами прямой видимости. В связи с этим на «Фантоме» первых модификаций не было пушки, а манёвренность самолёта на горизонтали оставляла желать много лучшего.
Советским ответом на F-4 Phantom II стал истребитель МиГ-23, но его серийное производство началось почти на 10 лет позже. В отличие от «Фантома» советский самолёт был однодвигательным и имел крыло изменяемой стреловидности. Доводка МиГа затянулась, из-за высокой сложности и ряда новаторских решений надёжность МиГ-23 первых модификаций была низкой, а аварийность весьма высокой. Советский истребитель тоже нёс ракеты средней дальности, но он так и не стал «универсальным солдатом» как «Фантом». В итоге на базе МиГ-23 создали несколько специализированных модификаций: МиГ-23МЛ – облегченный истребитель завоевания превосходства в воздухе с более мощным двигателем и улучшенной манёвренностью, МиГ-23П – перехватчик ПВО, МиГ-23Б – истребитель-бомбардировщик, адаптированный для нанесения бомбово-штурмовых ударов.
В КНР «аналогом» F-4 Phantom II стал истребитель-бомбардировщик JH-7, появившийся на 30 лет позже. Во время Вьетнамской войны «Фантом» произвёл очень большое впечатление на «китайских товарищей», и после детального изучения нескольких не слишком повреждённых самолётов, переправленных из джунглей Юго-Восточной Азии в КНР, F-4 решили скопировать. Однако многие американские технологии оказались китайцам «не по зубам» и создание самолёта затянулось. К своему первому полёту в 1988 году китайский «Фантом» успел во многом устареть. Тем не менее, при помощи западных специалистов JH-7 (известный также как «Летающий леопард») удалось довести до серийного производства. На этой ударной машине применены лицензионные британские двигатели Роллс-Ройс «Спей» Мк.202, использовавшиеся ранее на истребителях F-4K. Китайская БРЛС «Тип 232H» заимствовала технические решения американской БРЛС AN/APQ 120 истребителя F-4E. Однако из-за отсутствия в КНР необходимой элементной базы произошел частичный возврат к ламповым схемам, что увеличило энергопотребление, размеры и массу оборудования. По своим лётным данным и массогабаритным характеристикам «Летающий леопард» гораздо ближе к «Фантому», чем МиГ-23. Китайский самолёт практически полностью ориентирован на решение ударных задач и обладает весьма скромными характеристиками манёвренности.
Весьма высокие лётные данные, высокая степень технического совершенства, большая номенклатура вооружения и полезная нагрузка привели к тому, что F-4 Phantom II, несмотря на высокую стоимость, получил широкое распространение. Этот самолёт помимо США состоял на вооружении в Австралии, Великобритании, Греции, Египте, Израиле, Иране, Испании, Турции, ФРГ, Южной Корее и Японии. «Фантом» стал одним из наиболее массовых послевоенных истребителей: всего только в США до 1979 года было построено 5195 самолётов, из них 1384 единицы передали союзникам. Лицензионное производство истребителя-бомбардировщика F-4Е до 1981 года велось в Японии на предприятиях компании «Мицубиси» (построено 138 единиц). Этот самолёт с частично японским БРЭО получил обозначение F-4EJ.
Соединенное Королевство стало первым иностранным получателем самолётов семейства F-4 Phantom II. После отмены в Великобритании ряда амбициозных авиационных проектов Королевским ВВС потребовался самолёт, способный действовать в роли перехватчика, истребителя-бомбардировщика и тактического разведчика. Кроме того, Royal Navy был нужен перехватчик, способный отражать атаки советских ракетоносцев Ту-16, несущих ПКР.
В качестве прототипа для ВМС и ВВС британцы выбрали усовершенствованный палубный многоцелевой истребительF-4J, впервые поднявшийся в воздух в 1966 году. При этом была достигнута договорённость, что на «Фантомах», предназначающихся для Великобритании, будут устанавливаться двигатели Роллс-Ройс «Спей» Мк.202 и БРЭО британского производства. Первоначально предполагалось приобрести до 400 Phantom FG.1 (истребитель / штурмовик) и Phantom FGR.2 (истребитель / штурмовик / разведчик), однако на практике ВВС и ВМС ограничились закупкой 170 машин.
Первоначально FGR.2, известный больше как F-4M, использовался в истребительно-бомбардировочных и разведывательных эскадрильях, дислоцированных в ФРГ. Служба FG.1 (F-4К) в Royal Navy оказалась не долгой.
Авианосец HMS Eagle, переоборудованный во второй половине 60-х для базирования «Фантомов» и бомбардировщиков «Буканир», уже в 1972 году по причине финансовых ограничений был отправлен в резерв, а перехватчики F-4К передали в ВВС, где они в эскадрильях ПВО заменили перехватчики Lightning F.3
Впоследствии по мере поступления на вооружение истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» все британские «Фантомы» вывели с континента и после переоборудования ориентировали на задачи ПВО. В годы «холодной войны» британские перехватчики часто встречались в воздухе с советскими дальними бомбардировщиками Ту-16 и Ту-95.
Во время британо-аргентинского конфликта в 1982 году три F-4К перебросили на остров Вознесения, чтобы защитить базу от нападения с воздуха. Служба последних британских «Фантомов» в эскадрильях перехватчиков продолжалась до 1992 года, на замену им пришли PANAVIA Tornado F3.
По состоянию на вторую половину 2016 года истребители-бомбардировщики F-4E и разведчики RF-4E поднимались в воздух в Египте, Иране, Греции, Республике Корея, Турции и Японии. Совершенно очевидно, что все эти самолеты, построенные самое позднее второй половине 70-х, доживают свой век и находятся на пределе эксплуатационного ресурса.
Впрочем, турецкие «Фантомы», модернизированные израильской компанией Israel Aerospace Industries, продолжают воевать. 22 июня 2012 года турецкий разведчик RF-4E был сбит сирийскими средствами ПВО над сирийскими территориальными водами. В 2015 и 2016 годах RF-4E неоднократно совершали разведывательные полёты над Сирией, а истребители-бомбардировщики F-4E наносили бомбовые удары по позициям исламистов в Ираке.
После начала поставок F-18 американский флот поспешил расстаться с F-4S, последний раз «Фантом» взлетел с палубы авианосца «Америка» в 1986 году. Все флотские эскадрильи, обеспечивающие ПВО авианосных группировок, к середине 80-х были перевооружены на палубные перехватчики F-14A. В боевых эскадрильях ВВС США «Фантомы» в 1990 году были окончательно вытеснены истребителями 4-го поколения F-15 и F-16. До 1992 года истребители-бомбардировщики и разведчики эксплуатировались в авиации КМП США. Последней войной американских «Фантомов» стала «Буря в пустыне». В боевых действиях против Ирака участвовали 24 «охотника за радарами» F-4G Wild Weasel и 6 разведчиков RF-4C. Во многом использование далеко не самых новых машин было вынужденным шагом. На тот момент F-4G являлся единственным специализированным боевым самолётом в ВВС США, предназначенным для подавления наземной ПВО. В то же время RF-4C был единственным разведывательным самолётом тактической авиации, оснащенный камерами бокового обзора с высоким разрешением.
«Фантомы» достаточно интенсивно использовались во время «Первой войны в Заливе». Самолёты практически ежедневно проводили боевые вылеты. Причём RF-4C начали их выполнять ещё до официального начала кампании против Ирака. В ходе одного из таких вылетов разведывательный «Фантом» получил серьёзные повреждения от зенитного огня, его двигатели заглохли недалеко от своей авиабазы, и экипажу пришлось катапультироваться. В апреле 1996 года воздушные силы Национальной гвардии США окончательно простились с последним F-4G Wild Weasel.
В самих США самолёты ранних модификаций, по мере выработки ресурса и поступления в войска более совершенных машин, использовались для разного рода экспериментов. Например, специалисты «Сандийской национальной лаборатории» в ходе исследований в области обеспечения безопасности ядерных объектов использовали списанный «Фантом» в «краш-тесте», разогнав его на специальных салазках и разбив об бетонную стену. Целью этого эксперимента было выяснить на практике толщину стен железобетонного укрытия, необходимого для защиты ядерного реактора в случае падения на него самолёта.
Ещё несколько истребителей были переданы NASA и задействовались в различных испытаниях новой ракетной техники. Так, во второй половине 60-х F-4A снятый с вооружения в ВМС сопровождал на начальном этапе полёта сверхзвуковой ракетоплан Х-15. Несколько раз «Фантомы», разогнавшиеся до сверхзвуковой скорости, вели киносъёмку стартовавших с мыса с мыса Канаверал ракет-носителей. В начале-середине 80-х демилитаризованные F-4C летали в ходе медико-биологических исследований, выяснявших влияние разного рода перегрузок на организм человека.
Как и многие другие выработавшие свой ресурс или безнадёжно устаревшие боевые самолёты в 70-80-е годы F-4 ранних модификаций переоборудовали в радиоуправляемые мишени. «Фантомы» благодаря высокой скорости полёта, тяговоруженности и большому практическому потолку могли имитировать не только пилотируемые самолеты, но и крылатые ракеты.
Использование истребителей, конвертированных в радиоуправляемые мишени, позволяет воспроизвести радиолокационный и тепловой портрет реального боевого самолёта. Кроме того, мишень на базе «Фантома» позволяла реально оценить поражающие факторы боевых частей различных ракет при контактном и дистанционном подрыве, так как истребители F-4 обладали немалым запасом прочности и неплохой живучестью, что неоднократно подтверждалось в боевых действиях.
На списанных «Фантомах» испытывали зенитные ракеты ЗРК «Пэтриот» и новые ракеты «воздух-воздух». Флот и ВВС независимо друг от друга модифицировали F-4 постройки 60-х годов в радиоуправляемые мишени, при этом единого стандарта конверсии самолётов не существовало.
Однако обладавшие большим лётным ресурсом «Фантомы» поздних модификаций были слишком ценны, чтобы расстреливать их как мишени в значительных количествах. Самолёты передавали союзникам или отправляли на хранение в «Девис-Монтан». В 70-80-е годы в США ещё в избытке было устаревших F-86 Sabre, F-100 Super Sabre, F-102 Delta Dagger, F-8 Crusader, T-33 Shooting Star, F-106 Delta Dart – именно эти машины переделывали в радиоуправляемые мишени, а вылетавшие свой ресурс американские «Фантомы» ждали своего часа на базе хранения в Аризоне.
Этот час наступил во второй половине 90-х, когда на «кладбище костей» в «Девис-Монтан» закончились пригодные для переоборудования в мишени снятые с вооружения перехватчики F-106 Delta Dart. Примерно через 15 лет после того как F-4 всех модификаций были сняты с вооружения в США, а в странах-союзниках, где имелись «Фантомы», их стали заменять более современными самолётами, стало ясно, что никаких перспектив возвращения в строй устаревших, но ещё достаточно крепких истребителей нет, и дальше хранить их нет никакого смысла. Но в отличие от радиоуправляемых мишеней QF-106 при переоборудовании «Фантомов» военные решили придать им расширенные функции.
На самолёте сохранили возможность пилотируемого полёта и подвески вооружения. Часть ненужного для беспилотного самолёта оборудования: БРЛС, 20-мм пушка, навигационная аппаратура системы TACAN и топливоприёмники для дозаправки в воздухе демонтировали. В то же время благодаря установке весьма совершенной компьютеризированной аппаратуры дистанционного управления Gulf Range Drone Control (GRDCS) беспилотный «Фантом» получил возможность выполнять достаточно сложные манёвры, недоступные ранее другим радиоуправляемым мишеням. Взлёт, посадка и манёвры на маршруте полёта в беспилотном режиме могут осуществляться как в режиме дистанционного управления, так и по заданной заранее программе. На самолёт устанавливается транспондер и система спутниковой навигации с аппаратурой трансляцией данных на наземный пункт управления.
К моменту принятия решения о переоборудовании «Фантомов» в США на хранении имелось более 400 самолётов различных модификаций, в основном это были: истребители-бомбардировщики F-4Е, «борцы с ПВО» F-4G и разведчики RF-4C. Первоначально переделке подвергались F-4Е и F-4G, по мере истощения их запасов очередь дошла до разведывательных RF-4C. Более ранние модификации, истребители-бомбардировщики F-4D и палубные перехватчики F-4S решили использовать как источник запчастей. В данный момент в «Девис-Монтан» всё ещё имеется около сотни «Фантомов» ранних модификаций, однако эти машины, скорее всего, уже никогда не поднимутся в воздух.
Спутниковый снимок Google Earth: снятые с консервации F-4 Phantom II на авиабазе «Девис-Монтан» в 2009 году
Перед тем как пройти переоборудование в мишени снятые с консервации «Фантомы» проходили диагностику и комплекс восстановительных мероприятий. Техники авиабазы «Девис-Монтан» доводят самолёты до лётного состояния, после чего они облётываются. Вот что по этому поводу в апреле 2013 годы писал официальный сайт авиабазы «Эглин»:
Самолет RF-4C Phantom с номером 68-0599 был доставлен в AMARG на хранение 18 января 1989 года и с тех пор не летал. Техники вновь установили на самолет сотни частей и выполнили тысячи часов работы, чтобы вернуть машину обратно в летное состояние. Этот самолет является 316-м F-4, снятым с хранения для реализации программы полномасштабных воздушных целей FSAT (full-scale aerial target) Боевого авиационного командования.
На примере «Фантома» американская система хранения и восстановления выведенных в резерв боевых самолётов в очередной раз подтвердила свою эффективность. В лётное состояние удалось вернуть самолёты, выпущенные в середине 60-х и хранившиеся на базе в Аризоне более 20 лет.
Стоит добавить, что аэродром «Мохаве» в Аризоне, также известный как «Гражданский Аэрокосмический центр», во многом является культовым местом для американских компаний, занимающихся прорывными исследованиями в области авиации и ракетостроения. Центр в силу своего уникального местоположения и имеющейся здесь инфраструктуры стал базой и испытательным полигоном для небольших компаний, ищущих место для развития космических технологий. Это первый аэродром, лицензированный в США для горизонтальных запусков космических кораблей многоразового использования. Здесь помимо чисто гражданских исследований по контрактам с МО США ведутся работы по военной тематике. В тех же ангарах, где до недавнего времени велось переоборудование «Фантомов», осуществлялся восстановительный ремонт и переоборудование в соответствии с американскими стандартами лётной годности полученных с Украины истребителей МиГ-29 и Су-27.
После контрольных испытаний и облёта QF-4 передаются в распоряжение 82-й эскадрильи беспилотных мишеней (82 ATRS), базирующейся на авиабазе «Холломан» в штате Нью-Мексико и в 53-ю группу оценки и испытания вооружения (53 WEG) на авиабазе «Тиндалл» в штате Флорида. В 2005-2008 годах на авиабазе «Тиндалл» также проходили оценочные испытания полученных из стран Восточной Европы истребителей МиГ-29.
В среднем годовая убыль «Фантомов» при контрольно испытательных пусках составляет по 10-15 мишеней в «Тиндалл» и 4-5 в «Холломан». Помимо испытаний в районах этих двух авиабаз, QF-4 регулярно участвуют в учениях, проходящих в других местах. Если над полигоном в Нью-Мексико QF-4 управляются с помощью наземной системы GRDC, то при полётах во Флориде и в других районах США используются два специально переоборудованных самолёта E-9A. Эти машины созданы компаний Boeing на базе гражданского турбовинтового авиалайнера DHC-8 Dash 8 DeHavilland Canada.
На E-9A установлена РЛС бокового обзора с правой стороны фюзеляжа и поисковая в нижней части. Также имеется аппаратура для дистанционного управления мишенями и снятия телеметрии с испытываемых ракет.
В отличие от QF-4, используемых в беспилотных миссиях, самолёты, совершающие на постоянной основе полёты с лётчиками в кабине, окрашены в камуфляж, характерный для боевых машин. Но на хвостовом оперении в отличие от «краснокрылых» беспилотников обязательно указывается принадлежность к 82-й эскадрильи беспилотных мишеней. Для пилотируемых полётов используются наименее изношенные переоборудованные F-4G Wild Weasel, построенные в конце 70-х. Начиная с 2005 года, эти самолёты помимо «боевой» службы регулярно участвуют в различных авиашоу на территории США.
К полётам на QF-4 допущены 6 пилотов ВВС и приблизительно 10 отставников, работающих с МО США по контракту. Все они очень опытные лётчики, налетавшие в прошлом на F-4 Phantom II не менее 1000 часов.
Обслуживание QF-4 на разных авиабазах осуществляется по-разному. На авиабазе «Тиндалл», где «Фантомы» в основном летают в беспилотном режиме и по большей части «в один конец», меньше внимания уделяют поддержанию в лётном состоянии всего парка мишеней. К полёту готовят конкретные машины, зачастую заимствуя необходимые запчасти и узлы с других самолётов. При этом текущий ремонт и обслуживание QF-4 проводят в основном военнослужащие.
На авиабазе «Холломан», где убыль QF-4 намного меньше, к самолётам-мишеням относятся бережней. Здесь больше внимания уделяют поддержанию в лётном состоянии машин, на которых осуществляются пилотируемые полёты. В то же время менее многочисленный по сравнению с авиабазой «Тиндалл» парк «краснокрылых» мишеней имеет больший процент готовых к полёту самолётов. На авиабазе «Холломан» обслуживанием «Фантомов» занимаются такие же немолодые, как и самолеты, пенсионеры, работающие по контракту.
Тем не менее век даже беспилотных «Фантомов» заканчивается. Возраст самых новых самолётов, построенных в США, приближается к 40 годам. На авиабазе «Девис-Монтан» уже практически не осталось пригодных для восстановления самолётов этого типа, и в конце 2016 года было объявлено, что ВВС не будет больше заказывать переоборудование истребителей F-4 в QF-4. С 2012 года осуществляется конвертация ранних модификаций F-16А/В Fighting Falcon в беспилотный радиоуправляемый вариант QF-16.
В связи с этим на авиабазе «Холломан» в Нью-Мексико 16 декабря 2016 года прошли торжественные мероприятия, посвященные самолёту F-4 Phantom II. В торжественном строю над взлётно-посадочной полосой авиабазы прошла четвёрка QF-4. Однако это не означает, что служба беспилотных «Фантомов» завершилась. На двух авиабазах в Нью-Мексико и Флориде осталось примерно полсотни беспилотных краснокрылых мишеней. С учётом темпов «естественной» убыли их хватит ещё на несколько лет.
Самолет «Фантом» (McDonnell Douglas F-4 Phantom II): описание, технические характеристики, фото
Многие боевые самолеты по результатам своего применения или оказывались забытыми за свои невысокие качества, или же становились настоящими легендами, о которых знают даже те люди, которые к авиации не имеют никакого отношения. К последним можно отнести как, к примеру, наш Ил-2, так и значительно более поздний американский самолет «Фантом».
Пожалуй, это наиболее известная из всех американских машин 1960-1980 годов техника, причем ее название на долгие годы стало нарицательным для всех истребителей ВВС США. Его изюминкой была многофункциональность, которой наши авиаконструкторы смогли добиться несколько позже. Вообще самолет «Фантом» — не менее яркий символ холодной войны, чем, к примеру, бомбардировщик Б-52.
Особенностью этой техники было то, что в бомболюках машины могли быть размещены ракеты средней дальности перехвата. Интересно, что отечественные их аналоги, впоследствии используемые для вооружения МиГ-23, их сильно напоминали по конструкции и ТТХ. Китайцы же и вовсе «под копирку» создали свой самолет JH-7. Схожесть – не только во внешнем виде, но также в практически идентичных двигателях и даже РЛС. Неудивительно, что «Фантом» – самолет, фото которого можно до сих пор увидеть во многих журналах, посвященных тематике вооружений.
Начало разработки
Впрочем, неудача «первопроходца» была связана не с неудачностью концепции, а в полностью пересмотренном в 1955 году техническом задании на новый самолет: дело в том, что адмиралы к тому времени выявили желание иметь на авианосцах чисто палубный истребитель-перехватчик, способный разгоняться до М=2, вооруженный исключительно ракетами.
Кстати, а кто создал самолет «Фантом»? Уже упомянутая нами «Макдоннелл». Набравшись опыта, ее инженеры смогли создать машину, полностью отвечающую всем требованиям заказчика. Причем последняя вышла настолько удачной, что до сих пор стоит на вооружении многих стран мира.
Первые прототипы
Уже в середине лета того же года был создан первый прототип, получивший обозначение F4H-1F, а через три года он полетел. За штурвалом сидел летчик-испытатель Р. С Литтл. Самолет использовал движки J79-3A (2х6715 кгс), но после первой полусотни полетов было принято решение поменять их на J79-GE-2. Спустя еще немного времени, последние также уступили место модели J79-GE-2A (2х7325 кгс). Так появился самолет «Фантом» второй модели.
В 1960 году на нем уже был достигнут абсолютный рекорд скорости 2583 км/ч. Но тут американцы пошли на небольшую техническую хитрость: в камеру компрессоров впрыскивалась под давлением смесь воды и этилового спирта, которая позволяла эффективно охладить лопатки турбин и не допустить их термического разрушения. Эта модификация получила обозначение F-4A, всего было выпущено 23 самолета такой модели.
Все они использовались исключительно для летных испытаний, на вооружение ВВС США не поступали. Вообще, «Фантом» – самолет (фото его есть в статье), в истории которого было не менее десятка модификаций. Учитывая, что на вооружении непосредственно США он стоял сравнительно недолго, это вполне можно считать рекордом! Если вы не знаете, как выглядит «Фантом» (самолет), то удовлетворить свое любопытство сможете, прочтя эту статью!
Примечания
Начало производства, модификации
Производство этих машин было начато в декабре 1960 года. К 1967-му на вооружении ВВС США стояло около 637 самолетов данной модели. Впоследствии на базе этих разновидностей был создан разведчик. Впоследствии было произведено не менее 500 «чистых» «Фантомов», некоторое количество старых самолетов (кроме опытных партий) переделывалось в новые модификации.
Интересно, что решение о принятии «Фантома» на вооружение в качестве многоцелевого истребителя было принято только в 1962 году. Во многом такая неторопливость была связана с проходившими в то время обсуждениями о роли будущей машины. Некоторые конструкторы предлагали сразу же сделать ее аналогом штурмовика с задатками истребителя, другие же настаивали на варианте создания чисто истребительной техники, которая на тот момент была наиболее востребована ВВС США.
Техническое оснащение и вооружение
Аэродинамическая схема – нормальная, крыло низкорасположенное, трапециевидное, особенностью его являлось наличие складных консолей. Хвостовое оперение сделано стреловидным для максимального сопротивления воздушному потоку и повышения маневренности самолета.
В отличие от основных истребителей тех лет, самолет «Фантом» отличался развитой механизацией, ряд модификаций имели на борту систему УПС. Чтобы самолет мог садиться на палубу авианосца, используется тормозной гак. Он выдерживает приземление машины массой до 17 тонн. Разумеется, что такие посадки доступны только наиболее опытным летчикам, идеально чувствующим свой самолет.
В состав пилотажно-навигационной системы F-4E входит ИНС AN/ASN-63, счетно-решающее устройство AN/ASN-46 и радиовысотомер малых высот AN/APN-155. Для связи, радионавигации и опознавания имеется комплексная система AN/ASQ-19, включающая приемопередатчик TACAN.
Вооружение. На девяти узлах внешней подвески самолет фантом Ф-4 может нести разнообразное вооружение, в том числе четыре УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу». Есть возможность несения вооружения в нишах фюзеляжа, самолет также может использовать авиационные пушки модели М61А1 (боекомплект 1200 патронов на орудие). На борту имеются блоки с НАР, стандартные бомбы, выливные самолетные приборы (ВАП) на крыльевых подвесках.
Самолет «Фантом» (характеристики, фото которого есть в статье) имеет возможность нести на борту две ядерные бомбы модели: Mk43, Мк.57, Мк.61 или Мк.28. Полная масса возможного вооружения составляет около семи тонн, но при такой загрузке взлететь машина может только если топливные баки не были полностью заправлены. Это – один из ключевых недостатков данной модели, который наиболее ярко проявился во Вьетнаме, где американцы встретились с советскими МиГами. У наших самолетов тяговые показатели по отношению к весу и вооружению были заметно выше.
Примеры находок
Штыка лопаты еле хватило кладоискателю, ведущему канала *ПОИСК*, чтобы разложить все монеты с одного копа. Советы довоенные и послевоенные, знаки различия в ассортименте. Смотрим.
Длинный ролик опубликовал уже знакомый нам камрад Dart Shulc. Кучка монет и подкова на счастье.
Конечно, Фишер Ф4 — не глубинник. Он не найдёт двигатель от ИЛ-2 на глубине 4 метров, как в записи камрада Бори с F44, который с друзьями выкапывал этот двигатель 3 дня.
Предельная глубина на максимуме чувствительности с настроенным балансом грунта — 100 сантиметров, даже для куска металла весом в тонну.
Читай также: Китайские металлоискатели — ТОП-5 лучших китайских металлоискателей и есть ли среди них достойные аппараты. Читай в статье!
Сведения о производстве
Выпуск «Фантомов» для покрытия нужд американских военных шел вплоть до 1976 года (всего было поставлено около 4000 самолетов, причем около 1300 пошли на нужды ВМФ). Помимо этого, еще около полутора тысяч машин передали на экспорт. Но здесь следует отметить, что некоторая часть экспортированных аппаратов была передана непосредственно из состава ВМФ/ВВС США.
Неудивительно, что самолет Ф4 «Фантом» стал одним из наиболее массовых в секторе реактивных истребителей того времени, так как всего успели выпустить более пяти тысяч штук. Наконец, с 1971 по 1980 годы в Японии построили 138 самолетов, являвшихся лицензионной копией американского «Фантома», отличавшихся от базовой версии некоторыми изменениями в составе вооружения и бортового оборудования.
Программы поиска
Программ поиска две. Одна — все металлы. Вторая — поиск с дискриминацией. Можно ли отнести пинпоинт к отдельной программе? Редакция считает, что нет.
Хорошо ли, что программ так мало? Это только вопрос лени конкретного кладоискателя. Учитывая тот факт, что российский копатель — человек пытливый, он всё равно стандартные программы поиска подвергает критике и редактуре. Так зачем же перегружать дисплей лишними индикаторами, если даже ребёнок после двух копов разбирается в дискриминаторе от и до?
Читай также: Fisher Gemini 3 — почему это из самых востребованных глубинников на сегодняшний день в мире. Читай эту статью!
Моторы и летные характеристики
В качестве силовой установки использовались два ТРДФ Дженерал Электрик. Моделей также было две: J79-GE-8 (с максимальной тягой 7780 кгс), J79-GE-17 (наивысшая тяговая характеристика которого составляла 8120 кгс).
В свое время самолет «Фантом», технические характеристики которого есть в статье, стал настоящей легендой американских ВВС именно по той причине, что его летные данные были очень хороши. Самолет мог разгоняться до 2300 км/ч, максимально достижимая на практике высота подъема составляла 16 600 метров, ускорение разгона — 220 м/с, дальность полета 2380 километров.
Длина разбега перед взлетом составляла 1340 метров, с тормозным парашютом машина полностью останавливалась за 950 метров. На авианосцах, где использовался гак, американский самолет «Фантом» останавливался примерно за 30-40 метров. Максимальная скоростная перегрузка, достигнутая за время практической эксплуатации, составляла 6,0G.
Значимость и боевое применение
Американцы очень любили самолет «Фантом» (характеристики которого нами уже описаны), так как аппараты этой модели очень долго оставались основным средством завоевания превосходства в воздухе ВВС и ВМС. Первый известный эпизод боевого применения состоялся 2 апреля 1965 года, в ходе боевых действий во Вьетнаме. Там самолеты этой модели столкнулись с истребителями МиГ-17Ф, которые были поставлены Северному Вьетнаму нашей страной.
С 1966 года в эпизодах противостояния участвовали уже МиГ-21Ф, также поставлявшиеся СССР. ВВС и ВМС США предполагали, что «Фантомы» быстро начнут завоевывать превосходство в воздухе, так как на их стороне было достаточно мощное бортовое вооружение, качественная РЛС, а также хорошие характеристики разгона и маршевой скорости. Все эти обстоятельства давали надежду на хорошие результаты воздушных боев.
Литература
Достоинства и недостатки
Но на практике оказалось, что в столкновении с более маневренными машинами характеристики американских самолетов оказались не слишком востребованными. У них была меньшая скорость, на крыло приходилась большая эксплуатационная нагрузка, свою роль вносили также ограничения по перегрузкам (6,0 против 8,0 у МиГов). Выяснилось также, что у американских машин меньший угол разворота при несколько худшей практической управляемости. Тяга на единицу веса вооружения у советских самолетов также была лучше.
К достоинствам относился быстрый разгон (разница с МиГом – около семи секунд в пользу американца), машина быстрее набирала высоту, наши летчики высоко оценивали обзорность из кабины трофейных «Фантомов», а также наличие второго члена экипажа. Последний значительно разгружал самого летчика, так как постоянно следил за областью задней полусферы и мог предупредить командира о возникшей там угрозе.
Особенности ремонта
Fisher Lab даёт на Ф4 два года гарантии. В период гарантийного срока лезть в блок управления не стоит — можно легко слететь с гарантии. Как говорится, скупой платит дважды. Тупой — трижды, а лох — постоянно. Не стоит рисковать ради копеечной экономии.
В полевых условиях основной ремонт — это профилактика. Имеем при себе свежее питание — две кроны карман рюкзака оттянут не сильно. Моток изоленты также не будет лишним. В случае поломки штанги с помощью любой ветки дерева спокойно наложим «шину» на перелом.
Если товарищ, который после этого вовсе не товарищ, наступил вам на катушку и отломил ушки, придётся осваивать искусство десмургии — то есть наложения повязок. Но не бинтом, а всё той же изолентой. До окончания копа такой неотложной помощи вполне хватит.
Читай также: Пляжный поиск — ограничения в законе, какой лучше аппарат взять на пляж и как правильно искать там. Переходи — читай!
Прочие места боевого использования
Считается, что наиболее результативным экипажем времен Вьетнамской войны стал пилот С. Ричи и штурман Ч. Бельвью, на боевом счету которых, по данным самих американцев, было пять вьетнамских МиГов. С конца 60-х годов прошлого века самолеты этой модели начали массово передаваться израильским союзникам Америки. В составе израильских ВВС машины зарекомендовали себя очень хорошо.
Но и там при столкновениях с египетскими МиГ-21, за штурвалом которых сидели советские летчики, выяснились все те же самые недостатки. Проблемы оказались настолько велики, что израильтяне наладили на своей территории выпуск французских истребителей «Мираж», причем для этого они не побрезговали даже похитить часть технической документации. В дальнейшем «Фантомы» были переориентированы на решение штурмовых задач, с которыми самолеты этой модели справлялись без всяких нареканий.
Впрочем, сами летчики не были от этого в восторге, так как «Фантомы», применявшиеся в качестве штурмовых машин, несли заметные потери (до 70% парка этих машин). Опять-таки, объяснялся этот факт не высокими профессиональными качествами египетских летчиков, а хорошими навыками советских расчетов советских же ЗРК.
В дальнейшем самолеты использовались в ходе конфликта Ирана с Ираком (1980-1988 годы), но хоть какие-то подробности боевого применения их в те годы до сих пор остаются неизвестными. Впрочем, к тому времени относится первый воздушный бой между самолетом и вертолетом, когда Ми-24 Иракских ВВС смог подбить атаковавший его «Фантом» ракетами «воздух-воздух».
Также известно, что в 2012 году ВВС Сирии сбили «Фантом» Турции, который последняя использовала в качестве разведчика.
Некоторые специалисты в области техники и вооружения считают, что самолет «Фантом» — истребитель-бомбардировщик США «третьего» поколения, на момент своего создания серьезно смогший обогнать свое время. Некоторые предпосылки для такого мнения есть, так как модель получилась весьма удачной, а некоторые ее характеристики остаются востребованными и поныне.
Сегодня самолеты этого типа остаются на вооружении ВВС: Египта (примерно два десятка машин), у греков имеется около полусотни модернизированных «Фантомов», есть они также у Ирана, но все иранские самолеты относятся к 60-м годам постройки, и количество остающихся исправными машин неизвестно. Использует самолета этого типа Турция, на вооружении которой есть не менее полутора сотен модернизированных «Фантомов», Южная Корея (около полусотни), Япония (сто самолетов). Отметим, что японцы применяют образцы собственной постройки, о которых мы уже упоминали выше.
Современные перспективы
Сегодня оставшиеся у ВВС США машины массово переоборудуются в тяжелые ударные БПЛА, а также в радиоуправляемые мишени, предназначенные для обучения экипажей ВВС и расчетов ПВО. Сами американцы пишут, что последний эпизод полета «человеческого» «Фантома» произошел в середине апреля 2013 года (имеется в виду полет над территорией США). До того «последним из могикан» считалась машина с бортовым номером 68-0599, совершившая свой полет на базу в пустыне Мохаве 18 января 1989 года, и не летавшая с тех пор.
Но в настоящее время Министерство обороны США прогнозирует, что в скором времени все «Фантомы», к настоящему времени находящиеся на хранении, будут сниматься с консервации и массово переоборудоваться. Известно, что, по состоянию на сегодняшний день, с хранения уже было снято не менее 316 машин этого типа.
Комплектация металлоискателя Fisher F4
Металлоискатель поставляется в России в обычной серо-коричневой коробке из гофрокартона. Никаких красочных принтов и глянца, только хардкор.
Внутри есть ложементы, поэтому содержимое не брякает, не перекатывается, не теряет товарный вид при транспортировке.
Комплектация очень проста:
Штанги и рукоять окрашены порошковой эмалью в весёлый золотистый цвет — отличное решение.
Читай также: Fisher F22 — один из лучших аппаратов начального уровня. Мы подробно разобрали аппарат и отметили все плюсы и минусы!
Что будут делать с «Фантомами»?
Американская корпорация BAE Systems занимается капитальным ремонтом этих самолетов с их последующей переделкой в радиоуправляемую мишень QF-4C. Известно, что в конечном счете все машины будут переданы 82-й отдельной эскадрилье радиоуправляемых мишеней (Aerial Targets Squadron — ATRS). Базируется она в штате Флорида.
По внешним признакам «роботизированные» самолеты легко отличить от обычных, так как законцовки их крыльев и киля окрашены в ярко-красный цвет (вы можете посмотреть на фото самолета «Фантома» этого типа в статье). Уже известно о паре сотен заказанных и находящихся в постройке аппаратов. Ценно такое переоборудование тем, что машины могут быть использованы в качестве боевых.
Для демонстрации боевых возможностей переоборудованных «Фантомов» в январе 2008 года с борта одного из них впервые был осуществлен показательный запуск ракеты типа «Воздух-земля». Считается, что переделанные в БПЛА самолеты можно будет эффективно применять с целью подавления средств ПВО противника. Даже несмотря на эффективность самой техники, потерей пилотов при их сбивании не произойдет, что позволит сохранить жизни обученных летчиков.
Скорее всего, в ближайшее десятилетие последние «Фантомы» на «человеческом приводе» будут окончательно сняты с эксплуатации во всех странах, где такие машины еще остаются на вооружении. И тогда посмотреть на легендарный аппарат можно будет или в музеях, или же при посещении частных авиационных коллекций. Наконец, фото самолета «Фантома» вы всегда сможете увидеть на страницах этой статьи.
У наших летчиков была возможность оценки трофейных «Фантомов». Нужно сказать, что советские специалисты высоко отзывались об этой машине сразу по нескольким показателям, особенно отмечая общее качество изготовления, отличную электронику, удобство посадки и работы летчика. Также в самолетах этой модели была грамотно основана «защита от дурака». Так, в посадочном режиме было невозможно запустить ракету или по ошибке использовать иное вооружение. Увы, но подобное иногда случалось с летчиками наших МиГов, которые, будучи уставшими, могли просто не туда нажать…