что такое рсу в жкх
«Ростелеком» разработал региональную систему управления ЖКХ
Продуктовая линейка информатизации в сфере ЖКХ от «Ростелекома» пополнилась решением для автоматизации бизнес-процессов на уровне субъекта федерации – региональной системой управления жилищно-коммунальным хозяйством (РСУ ЖКХ), сообщает оператор.
РСУ ЖКХ создает условия для организации единого информационного пространства системы ЖХК, а также позволяет построить единую базу данных в масштабах региона и автоматизировать взаимодействие участников сферы ЖКХ, говорится в сообщении.
Система состоит из функциональных блоков, каждый из которых обеспечивает информационный обмен с конкретным участком сферы ЖКХ. Он использует инструменты ввода, хранения, анализа информации, разграничения доступа к ней, автоматического формирования отчетности, а также подсистему поддержки принятия решений.
Участниками информационного обмена в РСУ ЖКХ являются собственники жилья, органы исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных образований, а также хозяйствующие субъекты сферы ЖКХ (управляющие и ресурсоснабжающие организации).
Благодаря реализованной интеграции РСУ ЖКХ с ЕСИА, граждане смогут использовать учетную запись и на едином портале госуслуг при регистрации и авторизации в РСУ ЖКХ. С помощью интеграции с ИС ГУЦ (система головного удостоверяющего центра) в системе реализована возможность выполнения юридически-значимых действий с применением ЭЦП.
Продукт разработан совместно с Центром энергоэффективности Интер РАО ЕЭС и может быть размещен на любом хостинге по желанию покупателя.
В соответствии с законом 209-ФЗ «О Государственной Информационной Системе ЖКХ», система должна быть создана к 1 февраля 2016 года, а начиная с 2017 года региональным субъектам необходимо отладить сбор, контроль корректности и своевременную передачу данных на федеральный уровень. По мнению «Ростелекома», РСУ ЖКХ может выступать в качестве инструмента для передачи данных в ГИС ЖКХ.
Непосредственное управление домом, УО и РСО : отвечаем на вопросы
Среди способов управления многоквартирными домами наименее распространённый – непосредственное, когда МКД управляют сами владельцы помещений. Сегодня отвечаем на вопросы, заданные нашими читателями о непосредственной форме управления домом.
Кто вносит в ГИС ЖКХ информацию по лицевым счетам потребителей коммунальной услуги
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники вправе выбрать на общем собрании такой способ как непосредственное управление домом при условии, что количество квартир в нём не превышает тридцати. В таком случае владельцы помещений сами заключают с подрядными компаниями договоры на обслуживание и ремонт общего имущества МКД и предоставление коммунальных услуг.
Поскольку между собственниками и исполнителями нет управляющей организации или ТСЖ/кооператива, у жителей часто возникают вопросы о нюансах исполнения требований законодательства к надлежащему управлению МКД. Например, кто должен вносить обязательную информацию по лицевым счетам потребителей коммунальных услуг в ГИС ЖКХ и нужно ли это делать вообще.
В соответствии с разд. 8 приказа № 74/114/пр, среди информации, подлежащей размещению поставщиками коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг в МКД, есть данные о лицевых счетах и их номерах. Поскольку при непосредственном управлении домом исполнителем КУ является ресурсоснабжающая организация, то именно она должна размещать данные о лицевых счетах потребителей.
Если собственники помещений не видят такой информации в ГИС ЖКХ, им необходимо обратиться к поставщику соответствующих коммунальных ресурсов с претензией. В отсутствие ответа – в орган ГЖН, который проведёт проверку РСО и при наличии нарушений потребует от организации их устранить.
Кто отвечает за качество коммунальных услуг внутри дома
Один из наших читателей спросил, кто несёт ответственность за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, возмещает ущерб (при его наличии), если до границы балансовой принадлежности показатели качества не нарушены.
Согласно ПП РФ № 354, при непосредственном способе управления исполнителем КУ является ресурсоснабжающая организация. Поэтому ответственность за некачественное оказание услуг несёт именно она.
Исключением может стать ситуация, когда собственники заключили договор с какой-либо подрядной организацией, которая занимается содержанием и ремонтом их общего имущества. Если ухудшение качества коммунальной услуги случилось из-за действий/бездействия такой организации, то именно она будет нести ответственность за причинённый ущерб.
Могут ли собственники помещений отказаться от части работ/услуг, прописанных в ПП РФ № 290
Разберём вопрос, вправе ли собственники на ОСС принять решение об отказе от уборки лестничных клеток и придомовой территории, включённых в договор с подрядчиком на содержание и ремонт общего имущества МКД.
В соответствии с пп. «а» п. 2 ПП РФ № 290, в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений, перечень услуг и работ из числа включённых в минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются общим собранием собственников и отражаются в его решении. Таким образом, собственники вправе исключить из перечня услуг/работ уборку мест общего пользования и/или придомовой территории.
Проверяет ли орган ГЖН управляющую организацию, если собственники заключили с ней договор на обслуживание дома
И последнее, о чём поговорим сегодня: проверяет ли работу управляющей организации орган ГЖН, если собственники помещений в МКД при непосредственном управлении заключили с ней по договор обслуживания и ремонта общего имущества.
Если собственники на ОСС выбрали непосредственное управление домом и решили заключить договор обслуживания с управляющей организацией, то орган ГЖН не вправе осуществлять лицензионный контроль в отношении такой УО.
В таких отношениях компания выступает подрядчиком. Если УО по такому договору не выполняет какие-то работы, нарушает его условия, то решить этот вопрос собственники могут только через суд. Отношения с УО по договорам подряда регулируются нормами ГК РФ, а не ЖК РФ.
На заметку
При непосредственном управлении домом ответственность за надлежащее содержание общего имущества несут сами собственники. Если исполнителями коммунальных услуг в таких условиях являются поставщики ресурсов, то для ремонта и обслуживания общего имущества, инженерных сетей владельцы квартир должны найти подрядную организацию, отношения с которой будут регулироваться нормами гражданского законодательства.
Собственники на общем собрании сами устанавливают перечень работ и услуг, которые необходимы в доме для надлежащего его содержания, и включают такой перечень в договор с подрядчиком. В качестве обслуживающей дом организации может выступать и компания, получившая лицензию на управление МКД. Но по договору подряда такая УО в отношении дома на непосредственном управлении не подлежит лицензионному контролю со стороны надзорных органов.
«Ростелеком» представил региональную систему управления ЖКХ
Система состоит из функциональных блоков, каждый из которых обеспечивает информационный обмен с конкретным участком сферы ЖКХ. Он использует инструменты ввода, хранения, анализа информации, разграничения доступа к ней, автоматического формирования отчетности, а также подсистему поддержки принятия решений. Внедрение РСУ ЖКХ в субъекте РФ позволяет выстроить слаженный механизм, упрощающий исполнение Законодательства РФ в сфере ЖКХ и сокращающий затраты на его контроль.
Участниками информационного обмена в РСУ ЖКХ являются собственники жилья, органы исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных образований, а также хозяйствующие субъекты сферы ЖКХ (управляющие и ресурсоснабжающие организации).
В рамках внедрения РСУ ЖКХ целесообразна интеграция с существующими региональными информационными системами управляющих и ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов капитального ремонта, органов осуществляющих государственный жилищный надзор, а также региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, с биллинговыми системами ЖКХ.
Благодаря реализованной интеграции РСУ ЖКХ с ЕСИА граждане смогут использовать учетную запись и на едином портале госуслуг при регистрации и авторизации в РСУ ЖКХ. С помощью интеграции с ИС ГУЦ (система головного удостоверяющего центра) в системе реализована возможность выполнения юридически-значимых действий с применением ЭЦП.
«Ростелеком» разработал продукт совместно с ЦЭФ Интер РАО ЕЭС.
В настоящий момент «Ростелеком» уже реализовал три пилотных проекта по внедрению РСУ ЖКХ для Липецкой, Владимирской и Московских областях. Основные цели, которые были достигнуты в ходе реализации пилотных проектов: отработка автоматизации бизнес-процессов на основе реальных повседневных задач заказчика, оптимизация функционала и пользовательского интерфейса, знакомство пользователей с функционалом и инструментарием системы.
«Ростелеком» обладает исключительными правами на систему РСУ ЖКХ, выступает в роли системного интегратора при внедрении этой системы и владеет отраслевой и продуктовой экспертизой.
Что такое ресурсоснабжающие организации в сфере ЖКХ? Деятельность РСО, заключение договоров, ответственность
ёСегодня за поставку на дом воды, света, газа и иных коммунальных ресурсов отвечают различные ресурсоснабжающие организации (РСО). Причем РСО заключает договор с отдельной управляющей компанией (УК) или переходит на прямые расчеты с жильцами многоквартирного дома, минуя УК. Что представляют собой ресурсоснабжающие организации и как с ними можно заключить прямой договор ресурсоснабжения, подробно рассказано ниже в статье.
Что это такое: расшифровка, законодательное регулирование
Работа такой организации законодательного регулируется следующими нормативными актами:
Немаловажную роль в этом вопросе играет и ФЗ № 59 от 03 апреля 2018 года. Согласно этому закону, теперь сами собственники и владельцы жилых помещений имеют законное право на оформление прямого договора с РСО о поставке различных услуг ЖКХ, минуя УК.
Деятельность ресурсоснабжающей организации
Ресурсоснабжающая организация предоставляет УК или жильцам многоквартирных домов различные коммунальные ресурсы. Кроме того, такая организация является и транспортной компанией, которая осуществляет ежегодное обслуживание МКД и транспортировку различных бытовых отходов.
Поставка услуг
В соответствии с пп «в» п. 9 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, при обслуживании дома РСО в многоквартирный дом поставляются такие коммунальные ресурсы:
Транспортировка и обслуживание
РСО в сфере ЖКХ является и организацией, осуществляющей доставку различных элементов коммунальных ресурсов к конкретному месту назначения. В этой ситуации ресурсоснабжающая организация занимается такими видами деятельности:
В итоге, ресурсоснабжающая организация оказывает населению широкий перечень услуг.
Может ли выступать исполнителем коммунальных услуг?
Согласно п. 17 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, РСО вправе быть и исполнителем коммунальных услуг в нижеприведенных ситуациях:
Может ли УК выступать в роли ресурсоснабжающей организации?
Управляющая компания (УК) — это юрлицо, осуществляющее управление, эксплуатирование и содержание жилфонда на основании договора, оформленного между собственниками (пользователями) квартир и УК. В итоге, УК является посредником, высылающим квитанции на оплату различных коммунальных ресурсов, поставляемых РСО.
Поэтому, по общему правилу, УК не может выступать в роли РСО. Ведь эта организация сама не подводит различные коммунальные ресурсы к МКД.
Заключение договора
Управляющая компания обязательно оформляет договор ресурсоснабжения с РСО. Ведь, согласно Письму Минстроя России № 35750-ОЛ/04 от 05 ноября 2015 года, оформление вышеуказанного документа является отдельным лицензионным требованием, предъявляемым к УК. Однако, помимо управляющей компании, такой договор с РСО могут оформить и сами жильцы многоквартирного дома.
С УК/ТСЖ
УК (ТСЖ) оформляет договор ресурсоснабжения с РСО в следующих ситуациях:
Затем, УК (ТСЖ) нужно предъявить ресурсоснабжающей организации такие документы:
Договор ресурсоснабжения между РСО и УК (ТСЖ) вступает в юридическую силу с даты его подписания обеими сторонами.
В подобном документе может быть указан отдельный пункт о том, что условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим до оформления такого документа, но не ранее образования управляющей компании или товарищества (ТСЖ).
Прямые договоры с жильцами МКД
Согласно ч. 7 ст. 1 ФЗ № 59 от 03 апреля 2018 года, прямой договор ресурсоснабжения заключается с каждым жильцом МКД в нижеприведенных случаях:
Согласно п. 17(1) Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, договор ресурсоснабжения признается заключенным со дня оформления соответствующего протокола (решения) на Общем собрании собственников. Ксерокопии протокола (решения) направляются в РСО на протяжении 10 дней со дня проведения такого организационного мероприятия.
В этот же срок оригиналы протокола предоставляются и в УК (ТСЖ). Затем, РСО направляет отдельное уведомление конкретному инициатору Общего собрания собственников. Таким образом, РСО официально уведомляет жильцов МКД о своем окончательном решении на протяжении 5 рабочих дней со дня получения ксерокопий протокола (решения) Общего собрания собственников.
Плюсы и минусы прямых соглашений
Прямые договоры с РСО считаются более выгодными по нескольким нижеприведенным причинам:
Ответственность
За качество поставляемых коммунальных ресурсов РСО несет различную административную ответственность. Если управляющая компания выявила факт нарушения качества определенных коммунальных ресурсов по вине РСО, то она должна предъявить суду существенные доказательства по такому делу, установленные ст. 55 ГПК РФ. Это могут быть:
За сервис ненадлежащего качества
За оказание услуг ненадлежащего качества РСО привлекают к различной административной ответственности. Так, за неисполнение ресурсоснабжающей организацией требований о направлении предложений об оснащении приборами учета используемых коммунальных ресурсов, установлена такая административная ответственность (ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ):
Кроме того, согласно п. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, за отказ или уклонение от установки различных общедомовых приборов учета РСО назначается такой штраф:
Также, если по вине ресурсоснабжающей организации, например, надолго отключается электричество из-за проведения РСО профилактических работ, то жильцы МКД в подобной ситуации могут требовать проведения перерасчета или вправе отказаться от оплаты света в период проведения такой профилактики (п. 98 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года).
За неправильные расчеты
На основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, за нарушение порядка расчета суммы коммунальных платежей, приведшее к необоснованному превышению такой суммы, РСО назначается соответствующий штраф. Сумма такого штрафа составляет 50% величины превышения начисленной суммы коммунальных платежей над размером той суммы, которая должна быть начислена по факту.
Согласно пп. 2 п. 155 Постановления Правительства РФ № 1498 от 26 декабря 2016 года, в случае неправильных расчетов различных коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация выплачивает штраф на протяжении 2 месяцев со дня получения обращения от потребителя услуг-жильца МКД. Таким образом, снижается размер ежемесячной платы за соответствующую услугу ЖКХ. Для проведения перерасчета необходимо направить письменное обращение в РСО.
По договору ресурсоснабжения РСО поставляет жильцам многоквартирного или частного дома различные коммунальные ресурсы. Причем такой договор с ресурсоснабжающей организацией вправе оформить как управляющая организация (УК, ТСЖ), так и сами жильцы многоквартирного дома. В случае некачественного оказания услуг или неверных расчетов РСО привлекается к различной административной ответственности.
РСУ ЖКХ: Региональной системой управления жилищно-коммунальным хозяйством
«Ростелеком» дополнил в начале 2015 года продуктовую линейку информатизации в сфере ЖКХ решением для автоматизации бизнес-процессов на уровне субъекта федерации – Региональной системой управления жилищно-коммунальным хозяйством (РСУ ЖКХ).
В отличие от других информационных продуктов РСУ ЖКХ создает условия для организации единого информационного пространства системы ЖХК, а также позволяет построить единую базу данных в масштабах региона и автоматизировать взаимодействие участников сферы ЖКХ – граждан, чиновников, бизнеса.
Система состоит из функциональных блоков, каждый из которых обеспечивает информационный обмен с конкретным участком сферы ЖКХ. Он использует инструменты ввода, хранения, анализа информации, разграничения доступа к ней, автоматического формирования отчетности, а также подсистему поддержки принятия решений. Внедрение РСУ ЖКХ в субъекте РФ позволяет выстроить слаженный механизм, упрощающий исполнение Законодательства РФ в сфере ЖКХ и сокращающий затраты на его контроль.
Участниками информационного обмена в РСУ ЖКХ являются собственники жилья, органы исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных образований, а также хозяйствующие субъекты сферы ЖКХ (управляющие и ресурсоснабжающие организации).
В рамках внедрения РСУ ЖКХ целесообразна интеграция с существующими региональными информационными системами управляющих и ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов капитального ремонта, органов осуществляющих государственный жилищный надзор, а также региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, с биллинговыми системами ЖКХ.
Благодаря реализованной интеграции РСУ ЖКХ с ЕСИА граждане смогут использовать учетную запись и на едином портале госуслуг при регистрации и авторизации в РСУ ЖКХ. С помощью интеграции с ИС ГУЦ (система головного удостоверяющего центра) в системе реализована возможность выполнения юридически-значимых действий с применением ЭЦП.
«Ростелеком» разработал продукт совместно с ЦЭФ Интер РАО ЕЭС.
В настоящий момент «Ростелеком» уже реализовал три пилотных проекта по внедрению РСУ ЖКХ для Липецкой, Владимирской и Московских областях. Основные цели, которые были достигнуты в ходе реализации пилотных проектов: отработка автоматизации бизнес-процессов на основе реальных повседневных задач заказчика, оптимизация функционала и пользовательского интерфейса, знакомство пользователей с функционалом и инструментарием системы.
«Ростелеком» обладает исключительными правами на систему РСУ ЖКХ, выступает в роли системного интегратора при внедрении этой системы и владеет отраслевой и продуктовой экспертизой.