что такое ритм в архитектуре

Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 0 df5f1b75cdcb9cb016fcb58e59de0992. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-0 df5f1b75cdcb9cb016fcb58e59de0992. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 0 df5f1b75cdcb9cb016fcb58e59de0992. Время чтения: 6 минут

Ритм – это закономерное чередование элементов во времени и пространстве. Для архитектуры ритм – средство выражения динамики процессов, которые организованы с её помощью, и средство выражения динамических закономерностей образования самой формы.

Простейшая закономерность ритма – равенство форм. Порядок, основанный на повторении равных величин, называется метром. Примерами использования метра являются колоннады древнегреческих храмов – периптеров, современные городские дома, корпуса которых складываются из одинаковых секций, гостиницы, школы и т. п., где расчленение внутреннего пространства на одинаковые помещения выражается одинаковостью окон и простенков между ними на фасадах.

Метрическому порядку может быть подчинена и организация обширных городских пространств. Типичный пример его – так называемая «строчная застройка» – повторение одинаковых домов на равном расстоянии, повторение одинаковых кварталов, образуемых прямоугольной сеткой (современные города США).

Наиболее употребительна в архитектурной композиции разновидность ритма – чередование элементов, ритмический ряд. Он может быть прерывным, состоящим из активных элементов, перемежающихся интервалами, или образованным элементами, которые непосредственно примыкают один к другому.

Виды ритмических и метрических рядов и их сочетаний

что такое ритм в архитектуре. 0 df5f1b75cdcb9cb016fcb58e59de0992. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-0 df5f1b75cdcb9cb016fcb58e59de0992. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 0 df5f1b75cdcb9cb016fcb58e59de0992. Время чтения: 6 минут

Рисунок 25 – Виды интервалов между объектами и членениями:

1,2 – метрические ряды;

что такое ритм в архитектуре. 9fb0e5892c4392801c9f4c3fcc861f42. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-9fb0e5892c4392801c9f4c3fcc861f42. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 9fb0e5892c4392801c9f4c3fcc861f42. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 1 bd8e8dd61c253024ffaf9b268b15c034. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-1 bd8e8dd61c253024ffaf9b268b15c034. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 1 bd8e8dd61c253024ffaf9b268b15c034. Время чтения: 6 минут

Рисунок 26 – Виды ритма: 1 – метрические ряды с интервалами и без интервалов; 2 – метрические ряды с чередованием элементов двух видов; 3 – метрические ряды с чередованием неравных интервалов между равными элементами; 4 – метрические ряды с чередованием неравных элементов и неравных интервалов; 5 – ритмические ряды равных элементов, повторяющихся на возрастающих интервалах, и ритмический ряд с возрастающими элементами на равных интервалах; 6 – ритмические ряды с возрастающими величинами форм и интервалов; 7 – ритмический ряд, образованный сочетанием метрических рядов; 8 – ритмический ряд, образованный наложением двух

что такое ритм в архитектуре. 2 07fb77565dee37af6a458eadb9888a4c. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-2 07fb77565dee37af6a458eadb9888a4c. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 2 07fb77565dee37af6a458eadb9888a4c. Время чтения: 6 минутРисунок 27 – Метрометрические ряды, используемые в архитектурных членениях:

2 – арифметическая прогрессия;

3 – гармоническая прогрессия;

4 – геометрическая прогрессия (с возрастанием интервала, высоты и массивности элементов);

Сложные метрические ряды

Метр качественно обогащается, если параллельно повторяется не один, а несколько одинаковых интервалов: а, b, с. В этом случае обнаруживается один период т, который составляет метрическую основу повторности (рис. 27).

что такое ритм в архитектуре. 3 aa5e87002bb18f8477dc76e1b717b6b6. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-3 aa5e87002bb18f8477dc76e1b717b6b6. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 3 aa5e87002bb18f8477dc76e1b717b6b6. Время чтения: 6 минут

Рисунок 28 – Сложные метрические ряды

что такое ритм в архитектуре. 4 fa438e6f56bd1c050b1002ca77a4f894. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-4 fa438e6f56bd1c050b1002ca77a4f894. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 4 fa438e6f56bd1c050b1002ca77a4f894. Время чтения: 6 минут

Рисунок 29 – Схема развития ритма

9.1 Ритмическая закономерность

Иной характер усложнения интервала проявляется в том случае, когда он количественно меняется в определённом соотношении. В приведённой выше схеме интервал между формами последовательно увеличивается вдвое. Такого рода закономерность нельзя назвать метрической, и её определяют уже как ритмическую.

Интервал ритмического ряда не обязательно должен быть незаполненным пространством. Значение акцента или интервала форма получает в зависимости от своей роли в композиции. Так, простенки между окнами на гладкой стене воспринимаются как интервалы, однако, например, простенки с колонами воспринимаются уже как ритмические акценты, а проёмы – как интервалы между ними.

Ритмический ряд может строиться на математически правильном соотношении величин соседних элементов. Такая закономерность характерна для протяжённых рядов; она может быть прослежена как в системе целого, так и во фрагментах. В композициях, которые могут быть сразу охвачены взглядом, часто используются закономерности, не находящие выражения в математической форме.

Закономерность построения ритмического ряда должна ясно восприниматься – таково главное требование к нему. Эта закономерность может основываться не только на величине и последовательности элементов – ритмической организации могут быть подчинены и такие свойства, как пластичность, фактура, цвет.

Ритм может быть простым, основанным на повторении одной и той же формы, или сложным, основанным на повторении групп форм. Сложные ряды могут быть также образованы сочетанием нескольких простых рядов. Внутри ритмической системы возможно, например, сформировать метрические ряды; ритмический ряд может возникнуть при наложении двух метрических с различным числом элементов.

Ритмические изменения по отдельным свойствам формы

что такое ритм в архитектуре. 0 f3ccdd27d2000e3f9255a7e3e2c48800. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-0 f3ccdd27d2000e3f9255a7e3e2c48800. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 0 f3ccdd27d2000e3f9255a7e3e2c48800. Время чтения: 6 минут

Рисунок 30 – Схема. Ритмические изменения по отдельным свойствам формы:

А – по насыщенности массы (плотность); Б – поворот граней по отношению к вертикальной плоскости; В – по кривизне поверхности; Г – удалённость по отношению к зрителю;

Д – изменение геометрического вида формы (конфигурации)

9.2 Направление развития ритма

Развитие выразительных ритмических систем имеет свои количественные пределы. Единство закона ритмического изменения может проявиться в чередовании минимум трёх элементов. Одинаковые формы начинают складываться в метрический ряд, когда их не менее четырёх, – три формы воспринимаются только как самостоятельные единицы. Ощущение самостоятельности элементов, составляющих ряд, преодолевается окончательно, когда их не менее 5-7.

Продление ряда повышает его выразительность, ритм сильнее воздействует на эмоции.

. Существует, однако, и максимальный предел развития ряда, определяемый возможностями восприятия. Чрезмерная длина его утомляет (!). Ощущение угнетающей монотонности нарастает особенно быстро, когда ритмический порядок прост, а его акценты активны. Это можно видеть на примере некоторых современных сооружений – административных зданий и многоэтажных жилых корпусов, композиция которых основывается на простейших видах ритма.

Чтобы снять ощущение монотонности, используется приём остановки ряда, нарушения непрерывной последовательности его ряда. Нарушение закономерности ритма, как и нарушение симметрии, невольно привлекает внимание, создаёт тревожный, беспокоящий эффект. Это уже не столько средство преодолеть монотонность, сколько средство достижения «остроты» композиции.

Для того чтобы композиция обладала завершённостью, формирующий её ритмический ряд должен быть остановлен, закончен. Этой цели служит сгущение элементов ряда на углах объёма. Спокойный метр фасадов жилого дома может сдерживаться расширением крайних простенков. Движение горизонтальных ритмических рядов легко «гасится» в симметричной композиции. Движение, нарастающее с двух противоположных сторон к центру или исходящее от него, взаимно уравновешивается в системе. Развитие центральной части помогает этому. В асимметричных композициях ритм, напротив, может служить усилению динамики, направленности. Статичность, уравновешенность легче достигаются при использовании спокойных метрических систем, динамика – ритмическими рядами с предельной контрастностью соотношения элементов.

что такое ритм в архитектуре. 6 0ed7f980d8dd590689505183dde906a7. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-6 0ed7f980d8dd590689505183dde906a7. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 6 0ed7f980d8dd590689505183dde906a7. Время чтения: 6 минут

Рисунок 31 – Приёмы акцентирования одного из элементов ряда: 1 – за счёт размера и центрального расположения; 2 – выдвижением из ряда; 3 – вычленением, дистанцией и вспомогательными элементами; 4 – окраской, фактурой

что такое ритм в архитектуре. 7 5f2fe9e8f2e8c0889c3407f0fc9d2895. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-7 5f2fe9e8f2e8c0889c3407f0fc9d2895. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 7 5f2fe9e8f2e8c0889c3407f0fc9d2895. Время чтения: 6 минут

Рисунок 32 – Особенности визуального восприятия вертикальных и горизонтальных членений формы

примеры работ ритмических и метрических рядов

что такое ритм в архитектуре. 75cdf7a9d73b17263613cfdb561153f8. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-75cdf7a9d73b17263613cfdb561153f8. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 75cdf7a9d73b17263613cfdb561153f8. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. bfd3844c97633f54a3c4ab7773379d60. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-bfd3844c97633f54a3c4ab7773379d60. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка bfd3844c97633f54a3c4ab7773379d60. Время чтения: 6 минут

метрические и ритмические ряды

что такое ритм в архитектуре. dbd79a2ed2b037c0567935765e572bd2. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-dbd79a2ed2b037c0567935765e572bd2. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка dbd79a2ed2b037c0567935765e572bd2. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. a561556fa2902a639b52ab92a2f54720. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-a561556fa2902a639b52ab92a2f54720. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка a561556fa2902a639b52ab92a2f54720. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 0293fa3d1daf86505e01d5ace12ac920. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-0293fa3d1daf86505e01d5ace12ac920. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 0293fa3d1daf86505e01d5ace12ac920. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. caf4a5d24bf7828ad989ce5f5f86189b. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-caf4a5d24bf7828ad989ce5f5f86189b. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка caf4a5d24bf7828ad989ce5f5f86189b. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. d2029c7522428c1b46c8f5ea11967ec0. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-d2029c7522428c1b46c8f5ea11967ec0. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка d2029c7522428c1b46c8f5ea11967ec0. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. cc3f87ee47d73627d321e1769dd72b95. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-cc3f87ee47d73627d321e1769dd72b95. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка cc3f87ee47d73627d321e1769dd72b95. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 13060da69e63f5a395c57ff32d2cba8b. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-13060da69e63f5a395c57ff32d2cba8b. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 13060da69e63f5a395c57ff32d2cba8b. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 12c6077a55891abced67b60f13f8e599. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-12c6077a55891abced67b60f13f8e599. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 12c6077a55891abced67b60f13f8e599. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 65a391fa57ddb998e579e7ac75b37a52. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-65a391fa57ddb998e579e7ac75b37a52. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 65a391fa57ddb998e579e7ac75b37a52. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 6866b8fb185b11613f6edaf7123dc1c0. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-6866b8fb185b11613f6edaf7123dc1c0. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 6866b8fb185b11613f6edaf7123dc1c0. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 383a74a449f95eaa1fc6275a3cb338a5. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-383a74a449f95eaa1fc6275a3cb338a5. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 383a74a449f95eaa1fc6275a3cb338a5. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 2cecf4b5c181f89d21b6700e7c3c40f7. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-2cecf4b5c181f89d21b6700e7c3c40f7. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 2cecf4b5c181f89d21b6700e7c3c40f7. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 1f873f5e9af26a61c60a5ed4b04a737f. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-1f873f5e9af26a61c60a5ed4b04a737f. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 1f873f5e9af26a61c60a5ed4b04a737f. Время чтения: 6 минут

Композиционное моделирование. Метрический и ритмический ряды

Источник

Ритмический порядок архитектурных элементов

Повторяемость архитектурных элементов выступает, прежде всего, как непосредственное органичное выражение особенностей функционального и конструктивного построения объемно-пространственных форм.

Вместе с тем метрическая и ритмическая повторность элементов заключает в себе также и художественные качества, привнесенные зодчим. Это значит, к примеру, что ритмический порядок в размещении малых архитектурных форм или высотных акцентов поможет организовать территорию, которая сама по себе ярких предпосылок для этого не имеет.

В единстве проявления этих сторон и складываются специфические свойства ритма (общего понятия) как одного из важнейших средств построения архитектурной формы.

В определении общего понятия ритма постоянно используются термины «элементы» и «интервалы». Членениями общей структуры в метрическом и ритмическом порядке являются или границы отдельных элементов, или промежутки между ними.

Но не обязательно интервал метрического или ритмического ряда должен быть незаполненным пространством. Значение элементов (акцентов) и интервалов (промежутков) между ними участники метроритмических построений получают в зависимости от своей роли в данной композиции.

Так, простенки между окнами на гладкой стене воспринимаются, как правило, интервалами. Однако при расположении в тех же простенках активного рельефа (пилястр, скульптур) они станут восприниматься как ритмические акценты, а окна будут носить подчиненный характер, выступая в роли интервалов.

Важную роль в создании выразительности метрического ряда играют не только размещение и характер элементов, но и их количество. Одинаковые элементы начинают складываться в метрический ряд, когда их насчитывается не менее четырех. Три элемента воспринимаются лишь как самостоятельные единицы, а не как закономерность в построении ряда.

Цепочка материальных форм, в которой повторяется один и тот же элемент через одинаковые промежутки, называется простым метрическим рядом.

Характер такого ряда зависит от соотношения между собой элементов и интервалов — аЬ, Ьс, ас, т. е. от той либо иной степени плотности или пространственности, массивности или разреженности ряда в целом. Изменение плотности размещения элементов в метрических рядах может носить различный характер:

a) может изменяться расстояние между осями одинаковых элементов;

b) может изменяться отношение ширины элемента к ширине интервала при неизменном расстоянии между осями элементов.

Элементарная схема простого метрического ряда может приобрести усложнение. Метрический ряд, который образуется при сочетании двух и более простых метрических рядов, называется сложным. Сложные метрические ряды делятся на три группы.

Увеличение сложности метрического порядка вовсе не означает усложнения его восприятия. Наоборот, наращивание длины периода приводит к четкому выявлению небольшого количества групп пространственных компонентов. Отсчет длины сложного ряда идет по числу не отдельных элементов, а периодов.

Возможно сопоставление нескольких различных метрических рядов, развивающихся по горизонтали, вертикали и вглубь. На примере Дворца дожей в Венеции выявляется соподчинение нескольких метрических рядов различных элементов фасада, смещенных по вертикали.

Всего в композиции участвуют шесть простых метрических рядов. Ряд больших окон на глухой поверхности верхнего яруса имеет самое ограниченное, зато ясно «читаемое» число элементов; он задает самый крупный отсчет множества малых элементов и по горизонтали, и по вертикали.

Сопоставление нескольких метрических рядов создает различную степень плотности частей фасада, и этим достигается их выразительное соподчинение. Дополнительный акцент на линии симметрии (на уровне массивного яруса) наделяет единством общую структуру фасада.

Широкое применение метрических рядов архитектурных элементов обусловлено следующими причинами:

1) технико-экономическим значением стандарта. Метричность внутреннего пространства зданий, метрический шаг конструктивных элементов отражаются на фасадах в виде метрической сетки окон, балконов, эркеров, лоджий и т. и.;

2) возможностью использования метрического порядка в качестве эффективного средства достижения единства элементов архитектурной формы.

Однако метрический порядок обладает и недостатками, которые являются продолжением его достоинств. Так как в метрическом ряду свойства всех элементов повторяются, то при большом протяжении ряда он может утомлять наблюдателя монотонностью и однообразием.

В таком случае необходимо добиться активизации метрического ряда. Эта интересная творческая задача может быть решена несколькими способами: а) взаимодействием данного метрического ряда с другими метрическими рядами при соблюдении принципа их соподчинения;

a) сопоставлением его с рядом немногочисленных (в пределах 7 ± 2), но достаточно выразительных акцентов;

b) обогащением центральной части композиции дополнительными элементами пластической обработки; г) зрительной остановкой метрического ряда путем обогащения его флангов; д) нарушением метрического порядка на отдельных участках заданного ряда.

Источник

Ритм в современной архитектуре как знак сдвига в переживании пространства-времени

Метаморфозы ритма как способа проживания пространства-времени характеризуют любую культуру, опосредовано влияя на смену научных парадигм. Данный материал относится к смене ритма, которая наиболее наглядно просматривается в архитектуре.

Ритм, который задаётся внешним обликом одного здания или всей улицы, всего района — это энергия города. По определению Э. Курта сущность ритма — «стремление вперёд, заложенное в нём движение и настойчивая сила». Эта эмоциональная и динамическая природа ритма может проявляться и без метра и наоборот отсутствовать в метрически правильных формах. Ритм вызывает своего рода резонанс, сопереживание движению выражается в желании [100] воспроизводить его. Именно так архитектурный ритм как пульс и дыхание города подчиняет себе горожан, задает темп и размер биению пульса социальной жизни. И ритм тем настоятельней, что, будучи погруженными в городскую среду, мы не можем от него дистанцироваться, хотя у нас есть выбор, ведь ритмический рисунок города разнообразен, ибо город строился несколько десятилетий, а то и веков.

На нынешнем этапе развития культуры меняются представления о пространстве-времени и месте человека в нём: провозглашён «конец истории», исчезло действующее лицо — объявлена «смерть субъекта», рушатся грандиозные политические мифы. Изменение структуры социального пространства-времени связано с возникновением виртуальной реальности, пространства-времени, использующего другие ритмические порядки.

Примером выражения этого изменения может служить творчество Питера Эйзенмана, одного из столпов современного зодчества.

Внезапность этой архитектуры — незавершённые опоры, скошенные углы, аритмия элементов интерьера — разрушает традиционные представления. Пространство, созданное Эйзенманом, негуманно: человек обречён на поиск пути, постоянное движение. Более того, создаётся впечатление движения и самого лабиринта. В условиях столь зыбкого пространства любое место — всего лишь условность.

Зыбким оказывается здание даже при взгляде на него с улицы. В архитектуре 1980х годов фасад выполняется с использованием поляризованного стекла; даже фасад не даёт нашему взгляду опоры: зеркальная поверхность отражает улицу, другие постройки, Другого, а солнечные блики способны размыть даже очертания постройки, которая ускользает от взгляда, как мираж. Архитектура становится саморефлексирующей, став текстом.

Здание зыбко, ибо несет в себе след Другого, будь то зеркальное отражение или архитектурные цитаты. Так здания последних лет в Москве напоминают нам о монументальной пропаганде сталинской эпохи и модернистских экспериментах начала 20 в. Но «цитирование» может выражать и насмешку, так причудливые формы [102] лыжной хижины в Аспене архитектора Р. Вентури (штат Колорадо, США,1977) отражают иронию автора по отношению к постройкам стиля модерн, хотя, в то же время, напоминают и китайскую пагоду, и скворечник, и гриб. Подобное цитирование создаёт сложную временную ткань произведения с перемежающимися ритмами.

Архитектурное пространство, как и пространство сети, позволяет нам перемещаться в любую точку и любой момент, ведь время сейчас приобрело некоторые пространственные характеристики, по нему возможно перемещаться непоследовательно и в разных направлениях, можно сразу выйти в нужную точку. Конечно, речь идёт о времени мыслимом, при этом мыслящий располагается во вневременном пространстве, на внутренней стороне времени. Нелинейность времени означает в первую очередь отсутствие неотменимости событий, перестав быть прямой, время перестало быть необратимым, оно стало вариативным. Теперь каждое событие, вернее его прочтение, в том числе и событие архитектуры, является не чем-то раз и навсегда ставшим, но содержит в себе в потенции едва ли не бесконечное множество вариантов, а, следовательно, бесконечное множество связей с иными событиями, оказывается чем-то неопределённым, постоянно становящимся.

Возможность различных прочтений одного произведения привела к фрагментации самого архитектурного дискурса, где происходит всё большая индивидуализация языка, что является диверсией по отношению к метарассказу, ибо не подчиняющиеся никаким законам и правилам произведение в себе содержит собственные правила, создание которых оказывается целью творческого акта.

Через архитектуру таких мастеров, как Чуми, Эйзенман, Росси обыденное сознание знакомится с практикой деконструкции; идеи, выработанные в философском обществе, проникают в обыденное сознание в образной форме через организующее пространственную среду искусство. И если мы можем отказаться читать Павича и Роб-Грийе, если можем не ходить на фильмы Содерберга и Шахназарова, то вряд ли станем обходить стороной произведения московских зодчих.

Ритм не изначально принадлежит произведению, а возникает лишь в диалоге; а при той вариативности, которая свойственна современным текстам, речь скорее может идти об аритмии, нежели о наличии какого-либо порядка в распределении архитектурных масс в пространстве и времени их восприятия.

Обращает внимание тот факт, что ритм, создаваемый современной архитектурой, подобен ритмической структуре современного музыкального произведения. В искусстве 20 века неравенство ритмических фаз встречается чаще, чем равенство, ритм основан на нерегулярности, асимметрии. Ещё Стравинский основывал свой асимметрический ритм на мотивной полиметрии двух или трёх пластов; на первом месте не размерность, а динамическая и эмоциональная стороны ритма, его свобода.

Современное городское пространство не только ритмически изменчиво, но обладает множеством ритмических линий, сплетение и расхождение которых порождает ритмическую полифонию, причём каждая линия разбита на несколько серий. Городская симфония, в коей зазвучал голос зодчего-постмодерниста, становится запутанной и непредсказуемой. Современная архитектура балансирует на грани полиритмии и аритмии.

Источник

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3

что такое ритм в архитектуре. 5547276 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5547276 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5547276 900. Время чтения: 6 минут

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.

Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/

Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.

Симметрии на плоскости бывают:
Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.

что такое ритм в архитектуре. 5546527 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5546527 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5546527 900. Время чтения: 6 минут

Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.

что такое ритм в архитектуре. 5542630 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5542630 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5542630 900. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 5542795 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5542795 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5542795 900. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 5542974 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5542974 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5542974 900. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 5543184 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5543184 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5543184 900. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 5543535 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5543535 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5543535 900. Время чтения: 6 минут

Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.

что такое ритм в архитектуре. 5543907 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5543907 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5543907 900. Время чтения: 6 минут

В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.

Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.

Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.

что такое ритм в архитектуре. 5544190 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5544190 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5544190 900. Время чтения: 6 минут

Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.

что такое ритм в архитектуре. 5548644 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5548644 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5548644 900. Время чтения: 6 минут

Метр и ритм могут взаимно сочетаться.

✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ

что такое ритм в архитектуре. 5544468 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5544468 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5544468 900. Время чтения: 6 минут

Другие виды пропорциональных отношений:
— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.

что такое ритм в архитектуре. 5544841 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5544841 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5544841 900. Время чтения: 6 минут

МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.

что такое ритм в архитектуре. 5552374 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5552374 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5552374 900. Время чтения: 6 минут

✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО

что такое ритм в архитектуре. 5545004 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5545004 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5545004 900. Время чтения: 6 минут

Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.

что такое ритм в архитектуре. 5545451 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5545451 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5545451 900. Время чтения: 6 минут

что такое ритм в архитектуре. 5545676 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5545676 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5545676 900. Время чтения: 6 минут

• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.

✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ

Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).

что такое ритм в архитектуре. 5546239 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5546239 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5546239 900. Время чтения: 6 минут

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.

что такое ритм в архитектуре. 5546269 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5546269 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5546269 900. Время чтения: 6 минут

Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.

что такое ритм в архитектуре. 5545886 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5545886 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5545886 900. Время чтения: 6 минут

✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА

• Статика – зрительное впечатление неподвижности.
Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».
Статичные композиции могут характеризоваться симметрией, наличием четко выраженного центра и обязательно тяжестью и незыблемостью формы.
• Динамика – зрительное впечатление движения, скорости. Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.

что такое ритм в архитектуре. 5551953 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5551953 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5551953 900. Время чтения: 6 минут

Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.

✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА

Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.

✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ

Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.

что такое ритм в архитектуре. 5547245 900. что такое ритм в архитектуре фото. что такое ритм в архитектуре-5547245 900. картинка что такое ритм в архитектуре. картинка 5547245 900. Время чтения: 6 минут

Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *