что такое римское право определение
РИМСКОЕ ПРАВО
Полезное
Смотреть что такое «РИМСКОЕ ПРАВО» в других словарях:
РИМСКОЕ ПРАВО — – право Древнего Рима – наиболее развитая система права рабовладельческого общества (см. Рабовладельческое право). Римские юристы различали право публичное (ius publicum) и право частное (ius privatum) (о публичном и частном праве см. в статье… … Советский юридический словарь
Римское право — (лат. jus romanum; англ. Roman law) правоДр. Рима, наиболее развитая система права рабовладельческого общества. Для правовых систем романо германского типа, к которому (с оговорками) принадлежит и традиционное российское право, Р.п. имеет особую… … Энциклопедия права
Римское право — (Roman law) Юристы чаще называют его гражданским правом, что означает свод законов, разработанных в период, который предшествовал реформам императора Юстиниана (VI в.). Сегодня системы гражданского права существуют во всех странах членах… … Политология. Словарь.
РИМСКОЕ ПРАВО — РИМСКОЕ право, система права Древнего Рима. Включало частное право и публичное право. Частное римское право содержало стройную, разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Римское право явилось… … Современная энциклопедия
Римское право — РИМСКОЕ ПРАВО, система права Древнего Рима. Включало частное право и публичное право. Частное римское право содержало стройную, разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Римское право явилось… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
РИМСКОЕ ПРАВО — система права Др. Рима. Включало Частное право и публичное право. Содержало разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Частное римское право явилось классическим правом общества, основанного на … Большой Энциклопедический словарь
Римское право — право Древнего Рима наиболее развитая правовая система раннего общества. Римские юристы различали право публичное и частное. Римское право частное пережило само Римское государство и сыграло значительную роль в развитии гражданского права в… … Теория государства и права в схемах и определениях
РИМСКОЕ ПРАВО — право Древнего Рима наиболее развитая правовая система древности. Разделялось на частное право и публичное право. Частное Р.п. содержало разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав, обязательств… … Юридический словарь
РИМСКОЕ ПРАВО — право древнего Рима; часть его, гражд. право получило особенно детальное развитие и сыграло видную роль в истории всех цивилиз. народов; оно легло в основу всех гражд. кодексов, действующих в Европе до наст. времени; поэтому р. п. составляет до… … Словарь иностранных слов русского языка
Римское право — Римское право правовая система, возникшая в Древнем Риме и развивавшаяся вплоть до падения Византийской империи, а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением. Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих … Википедия
Римское право
Римское право — это правовая система, которая существовала в Древнем Риме и Византии (Восточной Римской империи) с VIII в. до н. э. по VI в. н. э. Однако после падения Рима оно не исчезло бесследно, а наоборот, было воспринято другими государствами. Этот процесс восприятия и изменения называется рецепцией. Благодаря рецепции римское право стало отраслью современной правовой науки.
Основной принцип римского права — это утверждение, что государство представляет собой результат установленной договоренности между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов в соответствии с правилами, принятыми заранее общим консенсусом. Этот принцип лег в основу республиканской формы правления, самой распространенной в наше время.
Римляне разделяли также публичное и частное право. Публичное, по словам Ульпиана, относится к пользе римского государства, частное — к пользе отдельных лиц. Именно частное право стало предметом рецепции.
Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода. Римское право представляет собой образец или прообраз правовых систем множества государств, особенно романо-германской правовой семьи.
Образовавшиеся после распада Западной Римской империи новые, так называемые варварские, королевства продолжали применять римское право наравне со старинным правом обычая. Это делалось для укрепления власти. Составлялись сборники римского права, первый из которых был создан в государстве вестготов при Аларихе II.
Шесть веков только по этому сборнику и знакомились с римским правом, пока в XI в. не возобновилось его систематическое изучение. Занятия проводились в университетах, первым из которых был Болонский, основанный в 1088 г. Изучение римского права особенно усилилось в XVI в. во Франции, с укреплением королевской власти. Хорошо относились к нему и торговля, и Церковь.
В Германии же, на территории которой сформировалась Священная Римская империя, в 1495 г. был учрежден общеимперский суд, который в первую очередь должен был применять римское право. Разумеется, оно претерпело изменения и стало называться современным римским правом.
Таким образом, римское право так же объединило народы Европы, как это сделал латинский язык. Сегодня его продолжают изучать в университетах всего мира.
Некоторые правовые семьи
Цицерон — о государстве
Политические и правовые идеи Цицерона, оратора и политика I в. до н. э., представляют собой ценный вклад в теорию государства и права. Еще в те далекие времена в своей книге «Государство» он писал: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».
Римское право — краткий словарь для рабов
Многие слышали о том, что законодательство большинства государств, основано на так называемом «римском праве». Но что на самом деле скрывается за этим понятием? И в чём разница между человеком и гражданином? Рабовладельческое право.
Римское право — это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами — правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике, конституции и явно чувствуется нами на собственной шкуре.
Экономические основы рабства.
Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб — не владеет. В этом — основной экономический смысл рабства.
Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда (статья 37):
«Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.»
То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу-гражданину. То есть — Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча обеспечиавлось лишь содержание раба. Уж какую форму принимало это соедржание — миску похлебки или некоторое количество напечатанных цветных фунтиков — фантиков — это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.
Забавно, что четкого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи «раб» в Википедии не нашлось. Как в анекдоте про Вовочку — ж.па есть, а слова такого — нет!
Патриции и плебеи
Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты — это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю — патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.
То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:
— Патриции, обладающие всеми правами по рождению
— Плебеи, чьи права ограничены и описаны в специальных законах
В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения
— Человек
— Гражданин
Тонкость в том, что «человек» и «гражданин» — это юридические термины в основном законе, и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.
Вчитайтесь в Конституцию РФ (статья 17):
«Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.»
Важно, что человек и гражданин — два разных юридических понятия, в пункте 1 и 2 главы 17 они употребляются совместно «человека и гражданина», а в пункте 2 той же главы стоит только «человек» и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ. В соответствии с Римским правом, «человек» по правовому статусу соответствует патрицию, а «гражданин» — плебею, то есть — рабу.
Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть — патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть — ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.
Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого — плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?+
Рим
Что такое Рим? Странный вопрос, не правда ли?
Рим — это не местоположение, не государство, не национальность, а правовое устройство общества на принципах рабовладения.
Подданство и гражданство
Получение подданства Российской Империи означало добровольное рабство (холопство) и получалось путем крещения в православную веру.
Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство».
Сенатский указ от 27 августа 1747 г. «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть…»
Теперь становится понятным то упорство, с которым на Руси отказывались от крещения, ведь оно автоматически означало рабство, согласно указам! Во всяком случае — рабство для иностранцев, но к тому времени Русь уже стала православно-крепостной, и совершенно непонятно, когда и по какому праву рабство началось.
Принцип тождества подданный=холоп не изменился и сегодня, поменялась только форма и названия. Де-факто Вы НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ от гражданства по собственному желанию, Вы можете только ПОМЕНЯТЬ гражданство. В этой статье на реальном примере рассказывается, как юрист и правовед с нерусской фамилией делал безуспешную попытку отказаться от Российского гражданства.
В сети также есть ролик на английском языке о том, как в Великобритании родители отказались регистрировать рождение ребенка, и им это удалось по закону! А уж на тему того, что сертификаты о рождении в США (birth certificates) являются ценными бумагами, которые торгуются на американских биржах, снято огромное количество роликов.
Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно — переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию — Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть — сменить хозяина.
Еще раз — раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов.
Государство
И снова глупый вопрос — что такое государство?
Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского «res publica», которое переводят как «общее дело». То есть республика — это форма общественного устройства, которое объединено «общим делом».+
Есть очень похожее известное выражение в наиболее близком к латинскому — итальянском языке, которое хотя и звучит непохоже, но означает «наше дело», я бы сказал — «наше общее дело». Разумеется, Вы догадались — перевод «нашего дела» — это Cosa Nostra.
Почему мафия выбрала себе такое название, столь явно прочитываемое «людьми в теме»? Имеет ли государственное устройство что-либо общее с вооруженными группировками, которые занимаются наркотраффиком, работорговлей, убийствами ни в чем не повинных людей?
Да, был ряд госкорпораций, от Ост-Индских компаний до Российско-Американской компании, со своим флагом, посольствами, регулярными войсками. Эти компании часто путают с государствами, и, например, первая Индийская война за независимость (восстание Сипаев), а также — первая опиумная война в Китае были войнами против Британской Ост-Индской корпорации, а не Британии как государства. Учитывая, что граждане рабы — это тоже вещи, то положение Римского о союзах распространяется и на государтво, и на синдикат воров в законе, и на другие объединения тех, кому разрешено образовывать союз. С точки зрения Римского права эти все союзы имеют юридическую основу. Могли ли быть одни рабы привилегированнее других? Разумеется.
«Номенклатор (лат. nomenclātor от nomen «имя» и calare «называть») — в Римской империи специальный раб, вольноотпущенник, реже слуга, в обязанности которого входило подсказывать своему господину (из патрициев) имена приветствовавших его на улице господ и имена рабов и слуг дома.»
Многим памятна Советская номенклатура и ее привилегированное, по сравнению с другими гражданами-рабами, положение.
Можно было бы продолжать, но и так уже достаточно информации для самостоятельных выводов, кто он и в каком положении находится.
Есть ли у меня рецепт — что делать, чтобы изменить существующее положение? Да, есть. Возможно, напишу отдельный пост о своих мыслях, а также эзотерической составляющей, а возможно, что и не стану этого делать. Будьте осторожны в комментариях, не нарушайте закона, высказывая свое мнение.
Я, человек Титульного Суверенного Народа Украины. И у меня есть документ подтверждающий это самоопределение. В Паспорте суверена Республики Суверенного Народа Украины записано:
Украинец(-ка) имеет права, по которым он (она):
— является источником власти в Украине;
— является носителем суверенитета Украины;
— является наивысшей социальной ценностью Украины;
— является человеком – сувереном в Украине;
— является правопреемником прав коренных народов Украины на ареал существования коренных народов Украины;
— является наследником исторически-культурного наследства коренных народов Украины;
— является участником международной системы кооперации труда со свободным оборотом капитала;
— является владельцем своего труда и результатов своего труда – «живым капиталом» Республики Суверенного Народа Украины;
— осуществляет власть через муниципальную систему Суверенного Народа Украины;
— находится под юрисдикцией Республики Суверенного Народа Украины;
— имеет экстерриториальный иммунитет от других юрисдикций.
Римское право
Особенностью учебного пособия является то, что оно рассчитано на обучающихся, осваивающих курс римского права в сокращенном объеме, что не позволяет подробно остановиться на всех явлениях богатого римского частного права. Авторы отразили в учебном пособии наиболее важные понятия и институты римского частного права, особенно те, которые воплощены в современном законодательстве России и стран романо-германской правовой семьи. Важной задачей настоящего пособия является осознание будущими специалистами понимания объективного характера права, логики предписаний закона, основанной на справедливости и естественных правах личности. Предназначено для обучающихся по очной и заочной формам обучения образовательных организаций высшего образования юридического профиля.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
«Понятие, предмет, система римского права»
1. Понятие, предмет и система римского права.
2. Источники римского частного права.
1. ager publicus — общинные (публичные) земли;
2. civitas — государство-город;
3. definitiones — определения;
4. honores — почетная должность;
5. hostes — чужестранцы, враги; 6. ins gentium — право народов. 7. institutiones — институции;
8. interpretatio iuris — толкование права;
9. ius civile (jus Quiritium) — древнее право римских граждан, гражданское право;
10. ius praetorium или honorarium — преторское право;
11. ius privatum — частное право; 12. ius publicum — публичное право;
13. ius respondendi — комментарии;
14. jus Quiritium, позднее — ius civile — древнее право римских граждан, гражданское право;
15. mores maiorum (ius non scriptum) — древний обычай;
16. pater familias — отец семейства, домовладыка;
17. pax Romana — римский мир; 18. plebiscita (leges) — законы;
19. populus — народное собрание; 20. praescriptio — надпись;
21. regulae — ряд юридических правил;
22. responsa — ответы;
23. responsa prudentium — ответы юристов;
24. rogatio legis — проект закона; 25. sanctio — санкция.
В настоящее время в юридической науке нет единого общепризнанного понимания того, что есть «римское право». В разные эпохи его юристы давали разные определения, в том числе, как в широком его понимании, так и в узком его смысле. В процессе своего развития римское право развивалось последовательно с учетом преобразований, которые вносила жизнь самого Римского государства.
Так римское право прошло несколько этапов:
1. Древнейший (VI в. — середина III в. до н. э.)
2. Классический (середина III в. до н. э. — конец III в. н. э.) 3. Постклассический (IV–VI вв. н. э.)
Какие же характерные черты имело римское право на каждом этапе своего развития?
— неразвитость и простота основных правовых институтов, которые в свою очередь были тесно переплетены с религией;
— сравнительно медленно происходили изменения в области права, так как было слишком велико влияние религии;
— казуальность норм (невысокая степень обобщения);
— отсутствие общих правил поведения, пригодных для большинства сходных ситуаций, право возникало из конкретных судебных решений, запрещая или предписывая то или иное определенное действие, не охватывая всего круга однородных отношений, и сфера действия права была сравнительно узкой.
Указанные черты римского права отразились и на его источниках, среди которых преимущественное значение имели обычаи.
— закрепление абсолютного права частной собственности, в том числе на рабов;
— в этот период развивается система преторского права, которая полнее отвечала требованиям товарного производства. Именно в преторском праве высокого уровня достигают отдельные институты и понятия гражданского права;
— на данном этапе имеют основой не религиозные традиции и обычаи, а рационализаторское мировоззрение и учение о естественном праве. Греческая философия помогла римским юристам придать праву логическую последовательность, освободиться от религиозной обрядности, символики и приобрести вполне светский характер;
— свойственен высокий уровень техники выражения общих норм поведения, точность формулировок, обоснованность решений. Многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов. Например: «знать законы — не значит держаться за их слова, но понимать их силу и значение» (д. 1, 3, 17); «неправильно давать ответы, консультации или решать дело, имея в виду не весь закон, а только какую-нибудь его часть» (д. 1, 3, 24) и др. [2] Подобные афоризмы были широко представлены в особых сборниках, которые использовались в учебных целях.
На источники римского права религия и древние обычаи уже оказывают ограниченное влияние.
Огромное влияние на римское право оказало учение о естественном праве. Естественное право понималось юристами как то, что соответствует естественному разуму и является началом нравственности и справедливости.
В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Конечно, естественное право находилось в явном противоречии с произволом императорской власти, гражданских и военных чиновников.
— воплотил в себя основные результаты предшествующего развития права;
— совершенствуется юридическо-техническое состояние права, повышается теоретический уровень его разработки;
— наблюдается и отрицательная тенденция — упрочнение сословного деления населения;
— значительным фактом развития права стала систематизация в законодательстве Юстиниана.
Происходят существенные изменения в круге источников права. Из их числа исключаются постановления народных собраний. Важнейшим источником права становятся императорские распоряжения и указы.
Таковы основные характерные черты римского права на соответствующих этапах развития.
Публичное право — это нормы права, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение его органов.
Частное право — это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми.
Приступая к изучению римского частного права, определим, что предметом римского частного права являются важнейшие институты имущественного права, а в связи с ними также семейного права. К числу таких правовых институтов относятся: право собственности, обязательственное право, наследственное право и т. п.
Сфера действия частного права в Риме была весьма широка. Гражданско-правовыми считались некоторые отношения, которые к ним не относились. Например, кража (фуртум) рассматривалась как частный деликт, а не как уголовное преступление.
В силу особенностей исторического развития в составе римского права различали отдельные системы. Эти системы возникли не одновременно, а складывались последовательно одна за другой.
Древнейшее римское право называлось квиритским правом по имени древнейшего племени квиритов. Эта система права позднее получила название цивильного права (ins civile). Цивильное право подчеркивало строго национальный характер права римского гражданина, права государства. Цивильным правом считалась закрепленная законами узко национальная система частного права. При этом цивильное право признавало в какой-то мере субъектом права не только римского гражданина, но и иноплеменника, без чего немыслимой была бы торговля.
Наряду с системой цивильного права постепенно сложилась другая система права — преторское право (ins praetoriupe). Предпосылками возникновения этой системы права являлись:
— сосредоточение в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности.
Новые социально-экономические условия делали существующие постановления цивильного права недостаточными, появилась реальная необходимость их пополнения и даже обновления. Эта работа легла на судебных магистратов, главным образом на преторов. Путем издания преторами эдиктов (извещений, предписаний) был разработан ряд правовых институтов.
Таким образом, параллельно цивильному праву создавалась система преторского права. Дуализм цивильного и преторского права был довольно длительным явлением, но затем постепенно произошло их слияние.
Наряду с цивильным и преторским правом существовала еще одна система права. Цивильное право, как мы знаем, применялось только к римским гражданам. Однако с развитием производства и обмена, расширением торгового оборота возникла необходимость признания основных частных прав — права собственности, права заключения договоров и т. д. и за не римскими гражданами. На этой почве сложилась система права, которая получила название право народов (ins gentium).
К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права на вступление в брак и права торговли.
Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений. С распространением римского господства на провинции, право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.
В противоположность цивильному праву, строго формальному и малоподвижному, право народов быстрее приспосабливается к развивающимся потребностям. Право народов, выросшее на базе торговых отношений, в которых участвовали и римляне, и представители других народностей, является правом универсальным, так как оно применялось ко всем участникам торгового оборота независимо от их гражданства.
Необходимо отметить, что постепенно шел процесс слияния цивильного права и права народов. Этому процессу способствовал, прежде всего, интерес господствующего класса в развитии торгового оборота и укреплении торговых отношений с другими странами.
Рассматривая исторические системы римского частного права, следует коснуться и естественного права. Римский юрист Цицерон первым определил естественное право как требование морали и утверждал, что оно покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям. Другой римский юрист, Ульпиан, признавал, что естественное право распространяется даже на животных, тогда как право народов ограничивает свое действие только людьми.
Таким образом, рассматривая римское частное право, было бы неверным говорить о нем как о единой системе.
В юридической литературе различных народов по римскому праву выражение «источник права» употребляется в различных смыслах: как источник содержания правовых норм; как форма образования (возникновения) норм права; как источник познания права.
Представляется, что правильнее будет говорить об источнике права как о форме образования права (или о форме выражения права). К источникам римского частного права относятся:
3. Эдикты Магистратов.
Обычное право является древнейшей формой образования римского права.
Институции [4] Юстиниана разделяли все право по признаку письменной и устной формы источников. В последнюю категорию источников входил древнейший источник права — обычай. Обычаи содержали в себе неписаные нормы поведения, которые вырабатывались жизненной практикой.
С усилением законодательной деятельности государства обычай в значительной степени утратил свое значение, но не переставал быть источником права.
Наряду с прежним обычаем появился новый — судебный и судебная практика. В период I в. до н. э. — III в. н. э. значение обычая как живого источника права было отмечено Юлианом. Он признавал за обычаем такую же силу, равно и основание, как и закона. Юлиан указывал даже на признаки, которые образуют обычай: давнее применение; молчаливое согласие общества.
Римская правовая культура считала законы (leges) главным воплощением писаного права. Правовое предписание признавалось в качестве закона при условии, что оно исходило от имеющего соответствующие полномочия органа, и надлежащим образом было обнародовано. Так, в Древнем Риме законом являлось решение народного собрания. К концу I в. н. э. народные собрания перестали проводить законы, несмотря на то, что их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях содержится в аграрном законе конца I в. н. э.
С I в. н. э. и до середины III в. н. э. основной формой законодательства являлись сенатусконсульты — постановления сената.
Во II в. н. э. римские юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превратилось в важнейший источник права. Конституции императоров не ограничивались пределами города или отдельной провинции, а действовали на всей территории Римского государства, Конституции издавались в четырех основных формах:
1. Эдикты — общие распоряжения, основанные на власти императора. Эти распоряжения были обязательны для всех должностных лиц и граждан. Вначале эдикты были обязательными только при жизни императора. Но уже начиная со II в. н. э. они начинают соблюдаться и его преемниками.
2. Декреты — решения по судебным делам. На основе этих решений сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.
3. Рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, которые запрашивали консультации по правовым вопросам.
4. Мандаты — инструкции, адресованные правителям провинций по административным и судебным вопросам.
Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления, декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны. Таким образом, основной формой закона являлся императорский эдикт.
Закон должен был содержать определенные элементы:
— введение, которое указывало обстоятельства издания;
— нормативное предписание или текст, включающие в себя содержание правила поведения и условия его действия;
— последствия нарушения закона (санкция).
Римское право различало типы законов. Главным классифицирующим элементом являлся заключительный элемент — санкция. В зависимости от характера санкции сформировалось несколько видов законов, и в частности, законы несовершенные, которые не содержали в себе санкции.
Процедура обнародования или опубликования закона самым непосредственным образом влияла на вступление его в силу. Закон считался вступившим в силу либо с момента его формального обнародования, либо с истечением времени, достаточного для ознакомления с его содержанием на всей территории, для которой он предназначен.
Большую роль в становлении римского права сыграло издание в середине V в. до н. э. Законов XII таблиц, которые являются источником всего публичного и частного права.
В 450–451 гг. до н. э. появились первые X Таблиц, а в 450–499 гг. до н. э. были опубликованы еще II Таблицы законов. Эти законы были написаны на досках и утверждены народным собранием. Это был главнейший свод права. Несколько позднее законы были запечатлены в виде своеобразного памятника — двух медных многогранных колонн, которые были выставлены на римском форуме. Подлинный и полный текст Законов XII таблиц неизвестен. Делаются попытки их реконструкции на основании цитат из других римских юридических источников.
Римский юрист Цицерон писал о Законах XII таблиц: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов XII таблиц весом своего авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов».
По свидетельству Цицерона, в его время (I в. до н. э.) мальчики заучивали Законы XII таблиц наизусть, как «необходимую песню».
Законы XII таблиц положили основание развитию римского общегражданского права.
Магистратами в Риме назывались выборные должностные лица. Все должности были срочными, то есть ограниченные определенным сроком (обычный срок полномочий — 1 год), коллегиальными и безвозмездными. Принцип коллегиальности не означал, что магистраты принимали решения по большинству голосов, а заключался в праве каждого коллеги распоряжаться самостоятельно. Любой магистрат мог вмешаться в действие своего коллеги и отменить то или иное распоряжение последнего.
В традициях римского государственного политического строя не существовало чисто административных функций должностных лиц государства.
Полномочия по изданию правоформирующих эдиктов имели только некоторые из римских должностных лиц — магистратов.
Эти полномочия вытекали из:
а) права лично отправлять правосудие в определенной сфере;
б) собственно специального уполномочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-принудительная в целях общего блага, в том числе и «поддерживать, дополнять и улучшать цивильное право».
Первым видом полномочий (отправлять правосудие в определенной сфере) обладали так называемые курульные эдикты, в обязанность которых входило поддержание общественного порядка.
Вторым видом полномочий обладали консулы, начальники провинций и преторы.
Первоначально распоряжения магистратов (эдикты) давались устно, откуда и происходило их название (слово «эдикт» произошло от «dico» — говорю), затем они выставлялись на форуме, написанными на досках.
Важнейшее место среди эдиктов магистратов имели преторские эдикты, которые сформировали систему преторского права. Преторская магистратура была учреждена в 367 г. до н. э. В обязанности преторов входило осуществление общего контроля за правоприменением, а также дача рекомендательных указаний назначаемым судьям по вопросам применения права.
При вступлении в должность претор издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Данный эдикт содержал указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита. Срок преторских полномочий составлял 1 год.
Различали следующие виды преторских эдиктов.
Новые — в них указывались новшества правоприменения и юридической практики.
Перенесенные — в них содержались заявления претора о том, что он будет придерживаться в своей деятельности воззрений и практики своего предшественника.
Постоянные — в них указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий.
Непредвиденные — они касались казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей.
Среди вышеуказанных эдиктов особое назначение имел постоянный эдикт.
В эпоху принципата (I–III вв. до н. э.) за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. Однако их независимое положение и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовывалось больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами эдиктов формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью.
Таким образом, хотя претор и не вправе был отменять старые законы и устанавливать новые, он обладал практической возможностью, руководствуясь соображениями «целесообразности» и «доброй совести» вносить исправления, изменения, дополнения в существующие законы. На основе деятельности преторов сложилась система так называемого преторского права.
Важную роль в развитии римского частного права сыграли юристы. В большинстве случаев они были выходцы из знатных и зажиточных семей, глубоко и разносторонне образованные.
В традиции римского общества занятия юриспруденцией были одним из почетнейших и благородных видов деятельности. На этот счет была даже пословица: «Постыдно знатному и благородному человеку не знать права, в котором он обращается».
Юристы обучали знанию права, были юридическими советниками должностных лиц, составляли формулы сделок, совершаемых частными лицами, оказывали юридическую помощь своими советами и давали ответы на юридические вопросы.
Наиболее важной деятельностью юристов являлись ответы по запросам частных лиц, судей, должностных лиц. Необходимо отметить, что истолкования права не всех юристов имели обязательно-рекомендательный характер. Например, в 426 г. н. э. был даже издан специальный закон, который предусматривал, что только высказывания пяти юристов признавались обязательными для судей. К числу таких юристов относились: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин. Если среди них имелись разногласия, то приоритет отдавался высказываниям Папиниана.
Большого расцвета римская юриспруденция достигла в период I–III вв. н. э. Это было обусловлено тем, что в это время своего наивысшего развития достигает право частной собственности и частное право. В юридической деятельности, и прежде всего в толковании законов, сказывалось прогрессивное начало. На место прежнего словесно-грамматического толкования законов и сделок приходит толкование, основанное на отыскании воли закона или сторон.
В этот период работали такие выдающиеся юристы, как Ульпиан, Лабеон, Гай и др.
С деятельностью Лабеона и Капитона (I в. н. э.) связано образование двух школ римских юристов: Прокульянской (названной по имени Прокула, ученика и последователя Лабеона) и Сабиньянской (по имени Сабина, ученика и последователя Капитона). Можно предполагать, что возникновение различных школ связано с борьбой прогрессивных и консервативных начал в юриспруденции: «Атей Капитон стоял на том, что ему было передано (его предшественниками), Лабеон же трудился, доверяя разуму и учености… большей частью устанавливал новые положения».
В связи с многочисленностью и разбросанностью императорских конституций возникла необходимость их объединения. Кодификация была проведена частными лицами.
В конце 295 г. н. э. был выпущен кодекс Грегориана, названого по имени его автора. Этот кодекс включал конституции начиная с императора Андриана и заканчивался 295 г. н. э., и не отличался оригинальностью системы. Он состоял из 19 книг: в 13 книгах автор следовал системе преторского эдикта, в остальных трактовались уголовное право и процесс.
После 295 г. н. э. в дополнение к первому кодексу появился второй — кодекс Гермогениана, так же был назван по имени составителя. Всего в этот кодекс было собрано 120 конституций, изданных в период с 291 по 365 гг. н. э.
Несмотря на то, что оба кодекса являлись частными кодификациями, они получили официальное название.
Первым официальным собранием конституций был кодекс восточно-римского императора Феодосия II (402–450 гг. н. э.). Кодекс был издан в 438 г. и состоял из 16 книг, где впервые был произведен отбор только действующего законодательства. В нем нашли отражение изменения, произошедшие в государственной и частноправовой сфере. Кодекс Феодосия II сохранился в многочисленных рукописях и переиздавался как в средние века, так и в новое время.
По сравнению с кодификацией Феодосия II неизмеримо большее значение имеет кодификация, проведенная императором Юстинианом. От предыдущих кодификаций она отличается большим размахом и более высокой творческой силой. Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права.
Замысел создания Свода законов принадлежал императору Юстиниану. Его создание было обусловлено, с одной стороны, стремление власти с помощью правовых средств укрепить существующий порядок, а с другой — юридическими причинами:
а) необходимостью собрать воедино все юридические тексты, систематизировать и классифицировать содержащиеся в них материалы;
б) устранить устаревшие правовые нормы;
в) придать единообразную форму юридическим предписаниям;
г) стабилизировать применение права и таким образом получить более эффективное средство регулирования общественных отношений.
В этих целях в 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов, которой руководил видный юрист Трибониан, пользующийся неограниченным доверием императора и характеризовавшийся им как человек, «украшенный красноречием и юридической мудростью».
Результатом работы явилось составление ряда крупных сборников римского права. На более позднем этапе развития истории права (в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана.
Свод законов Юстиниана состоял из нескольких частей.
Первой частью являлись Институции. Они были созданы в 533 г. и составлены на основе подобных сборников классических юристов, прежде всего Гая. Институции состояли из 4 книг. Первая книга была посвящена праву в целом и правовому положению лиц; вторая — вещам и вещному праву; третья — наследованию, договорам, обязательствам; четвертая — деликтам и искам. Институции имели силу закона и на них могли ссылаться судьи. Зафиксированные в Институциях нормы права были в полном смысле нормативными требованиями.
Второй частью Свода законов Юстиниана являются Дигесты (или Пандекты), также изданные в 533 г. [8] При составлении Дигест были использованы труды 39 римских юристов, перу которых принадлежит около двух тысяч произведений. Использовались, в частности, труды таких юристов, как Гай, Модестин, Ульпиан, Павел, Папиниан, Пампоний и др.
Дигесты состояли из 50 книг, каждая из которых, в свою очередь, делилась на титулы и фрагменты.
Весь материал Дигест условно подразделялся на 7 частей:
— первая часть (книги 1–4) посвящена общим вопросам права и учению о лицах — субъектах права;
— во второй части (книги 5–11) рассматривались вопросы вещного права;
— в третьей части (книги 12–19) рассматривались двусторонние обязательства и обязательства, возникающие из «взаимного доверия»;
— в четвертой части (книги 20–27) рассматривались вопросы обеспечения обязательств, обязательства, связанные с реализацией семейных и опекунских прав;
— пятая часть (книги 28–36) посвящена завещаниям;
— шестая часть (книги 37–43) посвящена разнообразным коллизиям, решаемым по судейскому усмотрению;
— в седьмой части (книги 44–50) рассматривались вопросы уголовного и публичного права.
Дигесты содержали законодательный документ. Их нередко называли «монументальным памятником классической римской юриспруденции», а также «священным храмом римской юстиции».
При составлении Дигест в тексты римских юристов зачастую вносились поправки (интерполяции), которые изменяли, упрощали их содержание.
По окончании работ над Дигестами Юстиниан издал специальную конституцию на латинском и греческом языках, в которой подробно излагалась история составления Дигест. Запрещалось комментировать Дигесты, так как Юстиниан считал, что всякие комментарии лишь затмят их истинный смысл. Право комментария Дигест сохранялось лишь за императором.
Третья часть Свода законов называлась Кодексом. Первое издание было осуществлено в 529 г., второе, исправленное и дополненное, в 534 г. Кодекс охватил все конституции императоров, начиная с Андриана и кончая самим Юстинианом. Кодекс состоял из 12 книг. 1, 9, 12 книги были посвящены вопросам публичного права, а книги со 2 по 8 — частному праву. В 535–555 гг. указанные три части Свода законов были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана. Наиболее крупный из сборников включал 168 новелл, из которых 153 принадлежали самому Юстиниану.
В средние века сборники новелл Юстиниана стали включаться в Свод законов Юстиниана в качестве его четвертой части. В это время все четыре части в своей совокупности получили название Свода гражданского права.
В настоящее время сборники, составившие свод гражданского права, именуются следующим образом:
При цитировании первых трех сборников ставятся два числа, из которых первое обозначает номер книги, второе — номер титула. После этого при цитировании Дигест и Кодекса ставится номер фрагмента. В современных изданиях некоторые фрагменты разделены на параграфы. Например: Д.5.8.3.2 (Дигесты, 5-я книга, 8-й титул, 3-й фрагмент, 2-й параграф).
Новеллы цитируются с указанием номеров новеллы, главы и параграфа: № 25, с. 5, 7 (новелла 25, 5-я глава, 7-й параграф).
1. Кто определил понятия: «частное право» и «публичное право»?
2. Какие отрасли права относятся к частному праву?