в какой стране появился джаз
Джаз-1. История джаза
ДЖАЗ-1. ИСТОРИЯ ДЖАЗА
1. Гигантами джаза признаны 7 джазменов: АРМСТРОНГ; ГУДМЕН; ДЭВИС; КОЛТРЕЙН; ПАРКЕР; ФИТЦДЖЕРАЛЬД; ЭЛЛИНГТОН.
2. Историю джаза фактически делали 5 человек: АРМСТРОНГ; ПАРКЕР; КОЛТРЕЙН; ДЭВИС; и поверх всех ЭЛЛИНГТОН.
3. Джаз возник в негритянской среде в начале XX века.
4. Три источника происхождения джаза: спиричуэлс (духовные, религиозные песнопения североамериканских негров); блюз (народная, светская форма песнопения) и музыкальный театр менестрелей.
5. Три главных элемента джаза: ИМПРОВИЗАЦИЯ; БЛЮЗОВОЕ ЧУВСТВО и СВИНГ.
7. Блюз – краеугольный камень джаза. Исходная основа большинства хитов Армстронга. Хиты Эллингтона представляют трансформацию блюза (это не джазовый стиль).
8. Блюз – это медленная, и грустная музыка – «когда на душе кошки скребут».
9. «Джаз – это блюз, получивший высшее образование!»
10. Регтайм (рваный ритм). В отличие от блюза и спиричуэлса почти всегда бодрый и веселый настрой. Был присущ музыке молодого Эллингтона, Стравинского. Фортепианный стиль регтайма не имел той выразительности, какая имела место в блюзах и спиричуэлс. Поэтому регтайм постепенно отошёл от «главного течения» («мейнстрима») инструментального джаза. К 1917 г. вышел из моды.
11. Диксиленд – традиционный инструментальный импровизационный джаз (6-7 человек). Характерна коллективная импровизация! Зародился в Новом Орлеане («новоарлеанский джаз»). Слово «диксиленд» вместо «новоарлеанского джаза» стало употребляться «белыми» оркестрами при исполнении той же музыки, которую исполняли негры, которые являлись лучшими джазменами. К концу 1920-х гг. этот стиль был вытеснен большими оркестрами («биг-бэндами») особенно в период свинга1930-х гг.
12. История биг-бэндов начинается с Флетчера Хэндерсона (1898-1952 гг.), первый оркестр, которого создан в 1924 г., Оркестр Эллингтона создан в 1926 г.
13. Первый знаменитый биг-бэнд среди белых создан в 1934 г. «королем свинга» Б. Гудменом (записывал на кларнете музыку Моцарта).
15. Свинг стоял на 4 китах: Гудмане; Миллере; Томми Дорси и Арти Шоу. Также блистал Каунт Бэйси.
16. Все руководители свинг-бэндов были играющими лидерами-джазменами.
18.Свинг был последней популярной музыкой, когда джаз являлся действительно всенародным искусством.
19. «Блюз – это когда хорошему человеку плохо, а попса – когда плохому человеку хорошо».
20. Чем отличается классика от джаза? В классике любой исполнитель всегда ниже уровня музыкального произведения, а в джазе исполнитель всегда выше исполняемой им музыки.
22. Боп – развитие свинга – открыл период современного джаза. Появился в начале 1940-х, как и прогрессив, но его создателями были негры из нью-йоркского района Гарлема. При свинге были определённые технические и музыкальные ограничения, а многие музыканты стремились к большему самовыражению и свободе импровизации.
23. Основное отличие от свинга: вместо мелодических вариаций появилась гармоническая импровизация, т. е. основой импровизации становится не мелодия, а гармония (ОДИНОЧНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ). Формат размеров сведён до размеров «КОМБО» (до 10 человек), в основном до 5-6 человек, т.к музыка «боп» основана на сольной импровизации. Ударники тоже превратились в солистов, только функция контрабаса осталась прежней.
24. Первое время было противостояние бопперов с музыкантами свинга и с диксилендом, но к концу 1940-х всё это сошло на нет. Этому способствовали великие лидеры и инициаторы бопа – ЧАРЛИ ПАРКЕР и ДИЗЗИ ГИЛЛЕСПИ. Они переиграли всех.
26. Прохладный джаз (стиль – «КУЛ»). Характерен для конца 1940-х гг. и 1950-х гг. Развитие «боп». В дальнейшем, станет основой современного («модерн») джаза. Усложняется джазовая гармония. Спокойная манера игры, в противовес напористости бопа. Это наибольшее приближение к белым идиомам джаза. Импровизация лишается лихорадочности, характерной для бопа. Первый состав – негритянское комбо «Модерн джаз квартет» под руководством пианиста Джона Льюиса. В этом стиле работали Стен Гетц и Джерри Маллиген. Позже кул-джаз перенесён на «биг-бэнды» (оркестр Эванса, в котором соло на трубе исполнял Дэвис). 1950-е годы – апогей кул-джаза (при сохранении всех предыдущих джазовых стилей). Это музыка настроения. Происходит встреча джаза с классической музыкой. Льюис выступал как сольный исполнитель с симфоническими оркестрами и являлся одним из ведущих композиторов, так называемого «третьего течения», пытаясь нарушить искусственные барьеры между классикой и джазом.
28. Мацуев: «Классика – это моя жена, а джаз – это моя любовница».
29. В оркестре Каунта Бэйси импровизация тщательно готовилась, а в оркестре Дюка Эллингтона такое не признавалось.
Краткий путеводитель по истории джаза
На вопрос, что такое джаз, легендарный музыкант Луи Армстронг как-то ответил: «Если вы спрашиваете, то никогда не поймете, что это». И был бесконечно прав. Джаз – это прежде всего состояние души. А еще – отражение времени. В Международный день джаза РИА Новости предлагает вспомнить об истоках музыки, которую сложно описать словами и невозможно не любить.
Весь этот jasm
Колыбелью джаза считается Новый Орлеан: здесь играли первые оркестры, постепенно распространившие свое влияние на Мемфис, Сент-Луис, Канзас-Сити, Нью-Йорк и Чикаго, здесь были записаны первые джазовые пластинки. У этой музыки когда-то было много имен – и chas, и jasm, и gism, и jas, и jaz, а слово jazz, по одной из версий, впервые появилось на страницах сан-францисской газеты в 1913-м году – ровно сто лет назад.
А еще в конце позапрошлого века у публики появилось новое развлечение – дансинги на спешивших по Миссисипи и Миссури пароходах, где пассажиры веселились под музыку оркестров. В 1920-е на таком корабле с ривербот-ансамблем плавал и молодой Луи Армстронг. Кузницей кадров для джазовых легенд, в самом деле, были отнюдь не музыкальные академии: его ритмы рождались в дешевых барах, полупрофессиональных ансамблях, на улицах бедных эмигрантских кварталов вроде Сторивилла, известного весьма свободными нравами.
Новоорлеанский джаз – это, как правило, групповые импровизации небольших оркестров, где есть труба, кларнет, тромбон, банджо, туба или контрабас, ударные и фортепиано.
И это тоже про джаз В 1918-1919-м годах Новый Орлеан держал в страхе «убийца с топором», или «дровосек», который пробирался по ночам в дома мирно спавших жителей, не щадил ни детей, ни женщин и писал в местные газеты издевательские письма про то, что он «демон из ада». В одном из таких писем маньяк указал дату следующего преступления – 19 марта, спустя 15 минут после полуночи, и пообещал, что не тронет того, кто в это время будет слушать джаз. Джаз в ту ночь слушали всем городом: в увеселительных заведениях не было свободных мест, а на улицы вышли музыкальные ансамбли. Все, и правда, остались живы. А вот кем был «дровосек», мы, видимо, уже никогда не узнаем.
Нигде, как в Чикаго
В 1920-е саксофон звучит не только над Америкой: под сводящие с ума ритмы веселится Париж, Берлин, Лондон, Москва и Одесса. А пальму первенства забирает Чикаго: это сюда, в новый промышленный центр, в потоке мигрантов с Юга тянутся оркестры Джо Кинга Оливера, Тома Брауна, Джелли Ролл Мортона.
Новые места – новые ритмы: музыка новоорлеанских ансамблей теперь – еще более взвинченная, дерзкая. Да и Чикаго двадцатых – не Сен-Тропе, а «город гангстеров», где орудуют десятки мафиозных кланов, а в баре «Зеленая мельница», наслаждаясь джазом, сиживает Аль Капоне со своими дружками. Говорят, в заведении и сегодня есть потайные ходы, по которым преступники в случае чего могли скрыться от нагрянувшей полиции.
Эпоха джаза – смелые девушки-флэпперы, которые будоражат общество легкомысленными платьями и короткими стрижками, курят и веселятся наравне с мужчинами, это танцы до утра и спиртное в кофейных чашках (сухой закон не сильно омрачает настроение тем, кто действительно любит веселье). Как в фильме «В джазе только девушки», прекрасно передающим атмосферу двадцатых в Чикаго:
— Простите, у нас только кофе.
— Шотландский кофе, канадский, ячменный кофе.
— Шотландский. Полчашечки и еще содовую.
И это тоже про джаз Мода на радикальное мини заходит так далеко, что органам правопорядка приходится отлавливать на пляже особенно смелых девушек в купальниках, чтобы замерить длину их костюмов и в случае чего оштрафовать. В Берлине полицейские тоже ходят с линейками, чтобы оградить граждан от девичьих голых коленок.
О художественных достоинствах фильма особенно много не скажешь, а вот на Джолсоне стоит остановиться поподробнее: это его Фрэнк Синатра, Бинг Кросби и Луи Армстронг, которые начнут скоро начнут царить на сцене, считали одним из основоположников американской эстрадной песни.
А к разговору о немых фильмах стоит добавить, что немало музыкантов обязаны мастерством импровизации тем, что работали таперами на кинопоказах, по ходу подбирая действию подходящую музыкальную иллюстрацию. Так что уходя, великий немой оставил богатое наследие. Яркий пример исполнителя, чьими университетами стала такая работа – органист, пианист, артист Фэтс Уоллер, один из первопроходцев надвигавшейся эры свинга… А свинг – это новая страница в истории джаза.
Свинг, свинг, свинг
С началом Великой депрессии «эпоха джаза» канула в прошлое, а вместе с ней – немало прекрасных коллективов, чья работа напрямую зависела от благосостояния публики.
Дадим слово звездам той эпохи, например, знаменитому барабанщику Джину Крупе, который определил свинг так:
«Полная и вдохновенная свобода ритмической интерпретации».
… или кларнетисту и дирижеру Бенни Гудмену:
Гимном эпохи свинга считается песня Sing Sing Sing – джазовый стандарт, созданный в 1936-м Луи Примой, а именно запись оркестра Бенни Гудмена, в которой принимал участие тот же Крупа, вскоре, к слову сказать, расставшийся с коллективом из-за того, что, по меннию дирижера, устраивал из выступлений шоу.
История появления джаза
Что такое джаз
Эту музыку невозможно не узнать, о каком бы направлении, времени и стране ни шла речь. Что же делает джаз таким узнаваемым и уникальным? В чем заключаются характерные особенности этой музыки?
Особое внимание в этом музыкальном стиле отводится духовым и ударным инструментам, а также контрабасу (и во многих случаях — пианино). Именно они задают то самое “фирменное” настроение и предоставляют музыкантам полную свободу для импровизации.
История возникновения
Джаз родился из африканской музыки, сплетенной с блюзом, регтаймом и европейской музыкальной традицией. Говоря об этом направлении, многие люди подразумевают новоорлеанский джаз — музыку начала двадцатого века (1900 — 1917 гг). Тогда же появились первые джаз-бэнды:
Именно новоорлеанский джаз дал толчок этому направлению музыки, превратив его из диковинного околоэтнического стиля в популярный и многогранный жанр.
История развития
В 30-х годах в Нью-Йорке появились первые биг-бэнды, а вместе с ними — и свинг, новое направление, основанное на чикагских и новоорлеанских традициях. С этого времени джазовая музыка начинает активно развиваться и трансформироваться под влиянием моды, других сфер искусства и новой волны талантливых музыкантов. Рассмотрим несколько ключевых направлений.
Музыкальный стиль в СССР и России
Власти СССР относились к джазу крайне враждебно. После статьи Максима Горького 1928 года направление стали называть “музыкой толстых”. Эту музыку воспринимали исключительно как проявление чуждой советскому человеку и разлагающей личность буржуазной культуры. Однако в 30-е годы певец Леонид Утесов и музыкант Яков Скоморовский создают первый советский джазовый ансамбль. С западным звучанием он не имел почти ничего общего, и именно это позволило Утесову завоевать любовь публики, не вступая в конфликт с властью.
Но на этом история возникновения и развития джаза в СССР не закончилась. На советском пространстве были настоящие свинг-музыканты: Эдди Рознер, Александр Цфасман, Александр Варламов, Валентин Спориус, Олег Лундстрем.
Современный стиль
В современной музыке можно выделить два лидирующих джазовых направления, которые популярны как среди музыкантов, так и у аудитории.
Если вы давно мечтали познакомиться с джазом ближе, воспользуйтесь нашим гайдом и найдите направление, которое покорит ваше сердце. Но, изучая новые стили, не забывайте возвращаться к традиции.
Что такое джаз? История джаза. Особенности стиля джаз. Знаменитые джазовые хиты
Джаз — музыкальное направление, возникшее в начале XIX века на юге США в результате слияния нескольких музыкальных культур.
История возникновения
Началом зарождения стиля можно считать период появления африканских рабов в Америке. Невольники были выходцами из разных земель и родов, они привезли с собой разнородные музыкальные традиции. Все африканские фольклорные стили объединяет особая ритмичность, сопровождение музыки танцем с притопами в такт.
В Америке на них стала оказывать влияние европейская гармоничная музыка. Африканские и европейская музыкальные культуры стали изменяться и переплетаться, влияя друг на друга, таким образом появлялись новые стили: блюз, регтайм и протоджаз, а затем — джаз.
Историки не пришли к единому мнению о том, где именно зародилось новое музыкальное направление. Некоторые исследователи считают, что это произошло на севере США, где миссионеры-протестанты обращали негров в христианство, а они в ответ создали свои духовные песнопения — Spirituals. Другие уверены, что это было на юге, где негритянский фольклор почти не испытывал вмешательств и оставался более самобытным.
Но неоспоримо то, что в 1910–1920-е годы центром джаза стал Новый Орлеан. Именно здесь была записана первая пластинка с джазовыми композициями в исполнении Original Dixieland Jazz Band. Музыку и стиль новоорлеанских исполнителей принято считать «традиционным».
Довольно быстро джаз распространился по другим городам Америки и стал очень популярным, покорив впоследствии весь мир. В течение XX века джазовая музыка развивалась, преображалась, разделялась на разные стилевые направления. Современное понятие термин «джаз» обрел в 50-е годы прошлого века. С тех пор он обозначает отдельный музыкальный жанр и объединяет все многообразие стилей:
История джаза: «чёрная музыка», завоевавшая весь мир
В течение десятилетий джаз пытались запретить, замолчать и игнорировать, с ним пытались бороться, однако же сила музыки оказалась сильнее всех догматов. К XXI веку джаз достиг одной из высочайших точек своего развития, и не намерен сбавлять обороты.
Как же выглядели первые джаз-записи? Грампластинка представляет из себя тонкий диск, изготовленный посредством прессования или отливки из пластмассы разнообразных составов, на поверхности которого по спирали высечен специальный желобок с записью звука. Звук пластинки воспроизводился посредством специальных технических устройств – граммофона, патефона, электрофона. Такой способ записи звука являлся единственной возможностью «увековечивания» джаза, поскольку в нотной записи практически невозможно передать все детали музыкальной импровизации в точности. По этой причине музыкальные эксперты в ходе обсуждения различных джазовых пьес, прежде всего, ссылаются на номер грампластинки, на которой та или иная пьеса была зафиксирована.
Спустя пять лет после прорыва дебютантов Original Dixieland Jazz Band на студии начали записываться и темнокожие музыканты. В числе первых были записаны ансамбли Джо Кинга Оливера и Джелли Ролла Мортона. Однако все записи темнокожих джазменов выпускались в Штатах в рамках специальной «расовой серии», распространявшейся в те годы только среди темнокожего американского населения. Грампластинки, вышедшие в «расовой серии», существовали вплоть до 40-х годов XX века. Помимо джаза, на них также записывались блюзы и спиричуэлс – духовные хоровые песни афроамериканцев.
Первые грампластинки с джазом выходили на диаметре в 25 см со скоростью вращения 78 оборотов в минуту и были записаны акустическим способом. Однако уже с середины 20-х гг. XX века запись производилась электромеханическим способом, и это поспособствовало повышению качества звучания. Затем последовал выпуск грампластинок диаметром 30 см. В 40-е гг. такие пластинки массово выпускались рядом звукозаписывающих лейблов, которые решили выпустить как старые, так и новые композиции в исполнении Луи Армстронга, Каунта Бейси, Сиднея Беше, Арта Тейтума, Джека Тигардена, Томаса Фетса Уоллера, Лайонела Хемптона, Колмана Хоукинса, Роя Элдриджа и многих других.
Такие грампластинки имели специальную этикеточную маркировку – «V-disc» (сокращение от «Victory disc») и были предназначены для американских солдат, участвовавших во Второй Мировой войне. Данные релизы не предназначались для продажи, а все свои гонорары джазмены, как правило, перечисляли в Фонд победы во Второй Мировой войне.
Вслед за Columbia производство собственных лонгплеев в 1949 г. наладили представители RCA Victor. Их пластинки в диаметре составляли 17,5 см со скоростью вращения 45 оборотов в минуту, а позднее аналогичные пластинки стали выпускать уже со скоростью вращения 33 1/3 оборота в минуту. В 1956 г. начался выпуск LP диаметром 30 см. На двух сторонах таких пластинок помещалось 12 пьес, а время звучания увеличилось до 50 минут. Спустя два года стереофонические грампластинки с двухканальной записью стали вытеснять монофонических собратьев. Производители также пытались продавить на музыкальный рынок грампластинки со скоростью вращения 16 оборотов в минуту, однако эти попытки окончились неудачей.
После этого на долгие годы инновации в сфере производства пластинок иссякли, однако уже в конце 60-х гг. квадрофонические грампластинки с четырехканальной системой записи были представлены меломанам.
Производство лонгплеев дало огромный скачок джазу как музыке и послужило развитию этой музыки – в частности, появлению более крупных форм композиций. В течение долгих лет длительность одной пьесы составляла не более трёх минут – таковы были условия звукозаписи на стандартной грампластинке. Вместе с тем, даже с развитием прогресса в выпуске пластинок длительность джазовых пьес увеличилась не сразу: в 50-е гг. LP делались, главным образом, на основе матриц изданий прежних лет. Примерно в то же время были выпущены пластинки с записями Скотта Джоплина и прочих знаменитых исполнителей рэгтайма, которые были записаны в конце XIX – начале XX вв. на картонных перфорированных цилиндрах для механического пианино, а также на восковых валиках для граммофона.
Со временем долгоиграющие пластинки стали использовать для записи произведений более крупной формы и живых концертов. Также получил широкую практику релиз альбомов из двух-трёх пластинок, либо специальных антологий и дискографий того или иного исполнителя.
Характерная особенность джаза состоит в том, что эта музыка в течение десятилетий пробивала себе путь к успеху и признанию. Если музыканты всех прочих стилей могли с самого начала своей карьеры стремиться к игре на крупнейших площадках и стадионах, и примеров для них было множество, то джазмены могли рассчитывать лишь на исполнение в ресторанах и клубах, даже не мечтая о больших площадках.
Волна популярности «музыки чёрных» прорывается в Европу. И если в Париже джаз слушали ещё до начала Первой Мировой войны, и не в»кабаках», а в аристократических салонах и концертных залах, то в 20-е годы сдался Лондон. В британскую столицу темнокожие джазмены полюбили ездить – особенно с учётом того, что там, в отличие от Штатов, к ним относились уважительно и человечно и за сценой, а не только на ней.
Примечательно, что поэт, переводчик, танцор и хореограф Валентин Парнах стал организатором первого джазового концерта в Москве в 1922 году, а спустя 6 лет популярность этой музыки дошла и до Петербурга.
В конце 30-х годов популярность набрал белый оркестр Гленна Миллера. Зрители и слушатели сразу обратили внимание на характерный «хрустальный звук» и мастерски отработанные аранжировки, однако одновременно констатировали, что в музыке оркестра присутствовало минимум джазового духа. В период Второй Мировой войны «эра свинга» завершилась: творчество ушло в тень, и на сцене блистала «развлекаловка», а сама музыка превратилась в потребительскую массу, не требующую особых излишеств. Вместе с войной в лагерь джазменов пришло уныние: им казалось, что любимая музыка плавно переходит в закат существования.
Именно так родился революционный джазовый стиль – би-боп. Выросший в Канзас-Сити альт-саксофонист Чарли Паркер, трубач Джон Беркс Гиллеспи по кличке «Диззи» («Головокружительный»), гитарист Чарли Крисчен (один из отцов-основателей гармонического языка), барабанщики Кенни Кларк и Макс Роуч – эти имена навсегда вписаны золотыми буквами в историю джаза и конкретно – би-бопа. Ритмическая основа барабанов в би-бопе была перенесена на тарелки, появились особые внешние атрибуты музыкантов, а большинство таких концертов проходило в маленьких закрытых клубах – именно так можно описать музицирование коллектива. И над всем этим казавшимся хаосом возносился саксофон Паркера: равных ему в уровне, технике и мастерстве не было. Неудивительно, что темперамент музыканта попросту сжёг своего хозяина: Паркер скончался в 1955 году, «сгорев» от постоянной и высокоскоростной игры на саксофоне, алкоголя и наркотиков.
Именно создание би-бопа не только дало толчок к развитию джаза, но и стало отправной точкой, с которой пошло разветвление джаза как такового. Би-боп пошёл в направлении андеграунда – небольших площадок, избранных и преданных слушателей, а также интересующихся корнями музыки в целом, тогда как вторая ветка представляла джаз в сфере системы потребления – так родился поп-джаз, который существует по сей день. Так, в разные годы элементы поп-джаза использовали такие звёзды музыки, как Фрэнк Синатра, Стинг, Кэти Мелуа, Zaz, Эми Уайнхаус, Кенни Джи, Нора Джонс и другие.
Что же касается менее популярной ветки джаза, то вслед за би-бопом последовал хард-боп. В этом стиле ставка была сделана на блюзовое, экстатическое начало. На развитии хард-бопа сказалась игра саксофониста Сонни Роллинза, пианиста Хорэса Силвера, трубача Клиффорда Брауна и барабанщика Арта Блэйки. К слову, коллектив Блэйки под названием The Jazz Messengers стал кузницей кадров для джаза по всему миру до самой смерти музыканта в 1990 году. В то же время, в Штатах развивались другие собственные стили: сердца слушателей завоёвывал кул-джаз, распространённый на Восточном побережье, а Западное смогло противопоставить соседям стиль уэст-коуст. Выходец из оркестра Паркера, темнокожий трубач Майлс Дэвис вместе с аранжировщиком Гилом Эвансом создавали кул-джаз («прохладный джаз») с помощью новых гармоний в би-бопе. Упор был смещён с высоких темпов музыки на сложность аранжировок. В то же время, белый баритон-саксофонист Джерри Маллиган со своим ансамблем делал ставку на другие акценты в кул-джазе – например, на одновременную коллективную импровизацию, пришедшую из новоорлеанской школы. Западное побережье в лице белых саксофонистов Стэна Гетца и Зута Симса играли уэст-коуст («западное побережье») представляло иную картину би-бопа, создавая более лёгкое звучание, нежели у Чарли Паркера. А пианист Джон Льюис стал основателем коллектива Modern Jazz Quartet, который принципиально не играл в клубах, стремясь придать джазу концертной, широкой и серьёзной формы. Примерно того же, к слову, добивался квартет пианиста Дейва Брубека.
В конце 50-х на джаз обрушилась новая реформа, на этот раз – в области гармонического языка. Новатором в этой части вновь стал Майлз Дэвис, выпустивший в 1959 году свою знаменитейшую запись «Kind of Blue». Традиционные тональности и аккордовые последовательности изменились, музыканты могли не выходить из двух аккордов в течение нескольких минут, однако при этом демонстрировали развитие музыкальной мысли так, что слушатель даже не замечал однообразия. Тенор-саксофонист Дэвиса, Джон Колтрейн, также стал символом реформ. Техника игры и музыкальная мысль Колтрейна, продемонстрированные в начале 60-х на записях, являются непревзойдёнными по сей день. Символом рубежа 50-х и 60-х годов в джазе также стал альт-саксофонист Орнетт Коулмен, создавший стиль фри-джаз («свободный джаз»). Гармония и ритм в этом стиле практически не соблюдаются, а музыканты следуют за любой, даже самой абсурдной мелодией. В гармоническом плане фри-джаз стал вершиной – дальше был либо абсолютный шум и какофония, либо полная тишина. Такой абсолютный предел сделал Орнетта Коулмена гением музыки вообще и джаза в частности. Наиболее близко к нему в своём творчестве приблизился, пожалуй, лишь авангардный музыкант Джон Зорн.
В 70-х отдельную нишу занял ворлд-джаз («музыка мира») – особый сплав, полученный в результате слияния так называемой «worlmusic» (этническая музыка, преимущественно стран Третьего мира) и джаза. Характерно, что в этом стиле упор делался в равных долях как на старую джазовую школу, так и на этническую структуру. Известность получили, например, мотивы народной музыки Латинской Америки (импровизированным было лишь соло, аккомпанемент и композиция оставались такими же, как в этно-музыке), ближневосточных мотивов (Диззи Гиллеспи, квартеты и квинтеты Кита Джарретта), мотивов музыки Индии (Джон Маклафлин), Болгарии (Дон Эллис) и Тринидада (Энди Наррелл).
Если 60-е годы стали эпохой смешения джаза с роком и этнической музыкой, то в 70-е – 80-е годы музыканты вновь решили удариться в эксперименты. Современный фанк берёт свои корни как раз из этого периода: аккомпаниаторы играют в стиле черного поп-соула и музыки фанк, тогда как обширные сольные импровизации имеют более творческую и джазовую ориентацию. Яркими представителями этого стиля стали Гровер Вашингтон-младший, участники коллектива The Crusaders Фелдер Уилтон и Джо Сэмпл. Впоследствии все нововведения вылились в более широкодиапазонный джаз-фанк, яркими представителями которого стали Jamiroquai, The Brand New Heavies, James Taylor Quartet, Solsonics.
Также на сцену постепенно начал выходить эйсид-джаз («кислотный джаз»), которому присущи лёгкость и «танцевальность». Характерной особенностью выступлений музыкантов является сопровождение из сэмплов, взятых с виниловых сорокапяток. Первопроходцем эйсид-джаза вновь стал вездесущий Майлз Дэвис, а более радикальное крыло авангардного плана стал представлять Дерек Бейли. В США термин «эйсид-джаз» практически не имеет популярности: там подобную музыку называют грув-джазом и клаб-джазом. Пик популярности эйсид-джаза пришёлся на первую половину 90-х, а в «нулевые» популярность стиля пошла на спад: на замену эйсид-джазу пришёл нью-джаз.
Сама власть в СССР относилась к джазу достаточно неоднозначно. Официального запрета на исполнение джазовых песен и распространение джазовых записей не было, однако существовала критика этого стиля музыки в свете неприятия западной идеологии в целом. Уже в 40-х годах джазу пришлось уйти в подполье в связи с начавшимися гонениями, однако уже в начале 60-х с приходом хрущёвской «оттепели» джазмены снова вышли в свет. Впрочем, критика джаза не прекращалась даже тогда. Так, возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема. Появились и новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО). На сцену также выходят талантливые аранжировщики и солисты-импровизаторы: Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Развивается камерный и клубный джаз, приверженцами которого стали Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль и Леонид Чижик. Меккой советского, а затем и российского джаза, стал клуб «Синяя птица», просуществовавший с 1964 года по 2009 год, и воспитавший таких музыкантов, как братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие.
В «нулевые» джаз обрёл новое дыхание, а стремительное распространение Интернета послужило колоссальнейшим толчком не только для коммерчески успешных записей, но и для андеграундных исполнителей. Сегодня любой желающий может сходить на концерты безумного экспериментатора Джона Зорна и «воздушной» джаз-поп певицы Кэти Мэлуа, житель России может гордиться Игорем Бутманом, а кубинец – Артуро Сандовалем. На радио появляются десятки станций, транслирующих джаз во всех его ипостасях. Несомненно, XXI век расставил всё по своим местам и предоставил джазу то место, где он и должен находиться – на пьедестале, наравне с другими классическими стилями.