что такое рэмд в медицине
VII. Подключение к РЭМД ЕГИСЗ в целях регистрации электронных медицинских документов
VII. ПОДКЛЮЧЕНИЕ К РЭМД ЕГИСЗ В ЦЕЛЯХ РЕГИСТРАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ДОКУМЕНТОВ
28. РЭМД обеспечивает получение, проверку, регистрацию и хранение сведений о медицинской документации в форме электронных документов, которые формируются в форме электронного документа, подписанного в соответствии с Порядком организации системы документооборота.
Приказ Минздрава России от 27 августа 2020 г. N 906н (зарегистрирован в Минюсте России 14 сентября 2020 г., регистрационный N 59810).
30. Электронный медицинский документ для регистрации в РЭМД должен соответствовать установленному формату, размещенному на Портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ http://portal.egisz.rosminzdrav.ru.
31. Регистрация сведений о медицинской документации в РЭМД производится с включением следующих реквизитов:
а) наименование медицинского документа;
б) уникальный идентификатор информационной системы в РЭМД;
в) сведения о медицинском работнике (медицинских работниках), подписавшем медицинскую документацию, и сведения о электронной подписи указанного медицинского работника;
г) сведения о зарегистрированной в подсистеме федеральный реестр медицинских организаций ЕГИСЗ медицинской организации, в которой такая медицинская документация создана;
д) дата и время создания медицинского документа;
е) дата и время регистрации медицинского документа;
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
г) иные данные в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации или методическими документами, размещаемыми на Портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ.
32. При регистрации сведений о медицинской документации в форме электронного документа в РЭМД выполняется проверка на соответствие содержащихся в нем данных сведениям, содержащимся в подсистемах федеральный реестр медицинских организаций и федеральный регистр медицинских работников ЕГИСЗ, наличия соответствующей формы документа в справочнике подсистемы федеральный регистр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения ЕГИСЗ и иные проверки корректности данных.
33. Рекомендуется обеспечивать хранение медицинской документации не менее срока хранения сведений о ней в РЭМД, который составляет 25 лет, если нормативными правовыми актами не установлен иной срок хранения для электронных медицинских документов и (или) соответствующих медицинских документов на бумажном носителе. Срок хранения сведений об отдельных видах электронных медицинских документов в РЭМД указан в справочнике «Регистрируемые электронные медицинские документы» на официальном ресурсе Министерства здравоохранения Российской Федерации https://nsi.rosminzdrav.ru).
Информационное взаимодействие РЭМД с информационными системами приостанавливается в случаях ненадлежащего качества работоспособности информационных систем поставщиков информации до момента исправления ошибки оператором информационной системы.
Электронный медицинский документооборот — последняя миля
01 февраля 2021 года вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 сентября 2020 г. N 947н “Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов». Приказ финализирует законодательные инициативы в области медицинского документооборота. Пора ли клиникам начинать активный переход в область цифровых документов и какое место занимают разработчики в процессе?
Иные разработчики
Для таких сервисов место в цифровых документах определено в “Правилах взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями”. Сами правила введены постановлением Правительства к обеспечению Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и правила:
— определяют требования к иным сервисам в плане их взаимодействия с медицинскими система и государственными медицинскими системами. Так, иные сервисы должны иметь интеграцию с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и медицинскими информационными системами.
Медицинские информационные системы
Требования к медицинским информационным системам определены на законодательном уровне тем же Законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2018 г. N 911н. Касаемо медицинского документооборота, приказ регулирует следующие основные требования к МИС.
— ПО должно быть отечественным и сертифицированным ФСТЭК.
— Поддерживать обмен данными с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения и интеграцию с другими медицинскими системами.
— Обеспечивать информационное взаимодействие с федеральным реестром медицинских организаций, федеральным регистром медицинских работников Единой системы.
— Формировать электронные подписи в автоматическом режиме и их включение в информационные сообщения.
— Поддерживать функции сканирования для перевода бумажных документов в электронный вид, согласно требованиям регулятора.
— Обеспечивать резервное копирование медицинских данных.
Логично, что для разработчиков в реализации поддержки электронного медицинского документооборота в приоритете должны быть интеграция с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА, ЕГИСЗ), Федеральным реестром медицинских организаций (ФРМО), Федеральным регистром медицинских работников (ФРМР), Реестром электронных медицинских документов (РЭМД), Федеральной интегрированной электронной медицинской картой (ФИЭМК). Всю структуру ЕГИСЗ можно найти в Постановлении Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 “О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения”. Технические спецификации по интеграции опубликованы на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ.
Вопросы — ответы
На какие вопросы о цифровизации электронного медицинского документооборота ответил Приказ
— Что включает в себя электронный медицинский документооборот?
Ведение медицинской документации в форме электронных медицинских документов включает формирование, подписание и хранение электронных медицинских документов, их регистрацию в ЕГИСЗ, предоставление доступа к медицинской документации, ведение которой осуществляется в форме электронных медицинских документов.
— Может ли электронный документ быть выдан пациенту?
Может, в печатном или электронном виде. В первом случае документ подписывается ответственным сотрудником и при этом не допускается внесение рукописных изменений в документе. В случаях, если это требуется, на документ ставиться печать медицинской организации. Во втором, документ оформляется дополнительными полями, содержащими сведения об ЭЦП.
— Как долго хранятся электронные медицинские документы?
Срок хранения совпадает с требованиями к срокам хранения печатных документов.
— Кто подписывает электронный документ и какой ЭЦП?
Все специалисты, принимающие участие в процессе лечения подписывают электронный документ усиленной квалифицированной электронной подписью. Документ подписывается аналогичной ЭЦП руководителя или ответственного сотрудника, если на бумажном документе требуется печать организации. В некоторых случаях, предусмотренном Приказом документ подписывается с использованием любого вида электронной подписи.
— Можно ли исправить электронный документ?
Можно, с подписью сотрудников, сделавших изменения. Измененный документ передается в РЭМД.
— Требуется ли постоянная синхронизация данных между МИС и РЭМД?
Нет, электронный документ передается в РЭМД по запросу, но все редакции документов должны быть зарегистрированы в РЭМД.
— Как перевести бумажный документ в электронный формат?
Документ сканируется, заполняются необходимые поля в МИС, обеспечивается подписание и хранение цифрового документа.
Чек лист для клиник
Как клиникам оптимально перейти на электронный документооборот и устраивать всех.
— Осознать, что электронный документооборот делает работу вашей клиники синхронизированной c государственными ИС, которые агрегируют и поддерживают данные о пациентах, сотрудниках, организации в актуальном состоянии, и что по требованиям регулятора часть этих данных требуется передавать в ЕГИСЗ с 2020 года.
— Внимательно изучить информационные системы автоматизации на предмет соответствия требований регуляторов к функционалу электронного документооборота. В целом с поставщиками ПО можно обсудить вариант передачи исключительной лицензии и взять на себя выполнения части организационных, но не функциональных требований регулятора. Такая практика прекрасно работает в Dentaltap и мы снимаем с себя очень много бюрократических задач.
— Для организации цифрового документооборота оптимально подумать о проекте доработок тиражных МИС и private cloud модели использования ПО. В этом сценарии можно учесть/доработать все функциональные требования и получить дополнительные гарантии соблюдения условий хранения и резервного копирования медицинских и персональных данных от облачного провайдера и обеспечить подключение через последних к операторам информационных систем в сфере здравоохранения.
— Определить перечень форм и видов электронных медицинских документов, порядок доступа медицинских работников и иных лиц к электронным медицинским документам и лиц, имеющих право подписывать электронные медицинские документы.
— Заключить договорные отношения с удостоверяющим центром на обслуживание электронных подписей.
Пациенты и цифровые данные
Текущее положение электронного медицинского документооборота примерно такое — он есть в качественных нормативных актах, но в секторе государственных клиник, в которые обращается большинство больных его нет. На сегодняшний день делаются первые шаги в направлении — в апреле этого года на базе московских детских поликлиник №122 и №110 начался пилотный проект по переходу на ведение медицинских карт исключительно в электронном формате без дублирования информации на бумажном носителе.
Пока возможность посмотреть медицинские данные на портале Госуслуг — это скорее, анонс возможности посмотреть дублированные данные бумажных медицинских записей и постоянные сообщения об ошибках. Важный открытый вопрос заключается в том, что на эти данные можно только смотреть и они не будут иметь значения для вашего врача, пока на них не будет электронной цифровой подписи.
ЕГИСЗ: с чего начинать работу медицинскому центру
В мае 2018 года было подписано Постановление Правительства РФ №555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». Цель создания системы: повышение эффективности управления в сфере здравоохранения, качества оказания медицинской помощи, повышение информированности населения по вопросам получения медицинской помощи и качества обслуживания в медицинских организациях.
Что такое ЕГИСЗ?
Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) – это комплекс технологий и инструментов. Цель системы – обеспечить информационную поддержку для качественной организации рабочих процессов между участниками системы здравоохранения.
Внедрение ЕГИСЗ входит в программу модернизации здравоохранения. Главной задачей является организация целостного информационного пространства для всех участников, в состав которых входят:
Основные задачи системы ЕГИСЗ
Итак, ЕГИСЗ – это 13 отдельных подсистем:
Архитектура и инфраструктура ЕГИСЗ
Влияние на информационную систему оказывает специфика финансирования лечебных учреждений. Будь то больница, поликлиника или другая медицинская организация, все они получают деньги из бюджета ФФОМС. Бюджет пополняется за счет страховых взносов граждан. Информационная система позволяет контролировать бюджетные средства, направленные в ЛПУ централизованно. Это поможет эффективнее использовать и расходовать денежные средства.
Принципы построения информационной системы обусловлены спецификой финансирования лечебно-профилактических учреждений. Больницы, поликлиники и прочие медицинские организации, работающие в системе обязательного медицинского страхования, получают основное финансирование из бюджета ФФОМС, который, в свою очередь, наполняется из страховых взносов, отчисляемых работодателями. Для того чтобы иметь возможность оперативно контролировать деятельность и отчетность ЛПУ из центра с целью эффективного расходования средств ФОМС, ИТ-систему решено было централизовать.
Архитектура ЕГИСЗ – это набор централизованных и прикладных компонентов.
Централизованные общесистемные компоненты
Централизованные общесистемные компоненты это:
Созданием и эксплуатацией компонентов занимается Минздрав.
Прикладные компоненты системы
Сегмент прикладных компонентов делится на транзакционные, управленческие и справочные подсистемы.
Справочные подсистемы оказывают информационную поддержку пациентам ЛПУ и медперсоналу.
По уровню информационные системы делятся на федеральные (создаются под контролем Минздрава) и региональные. Каждый федеральный субъект должен использовать региональное решение. А каждая региональная прикладная система должна быть интегрирована с федеральной.
Главный элемент ЕГИСЗ – федеральный центр обработки данных. Базируется она на трех удаленных друг от друга площадках:
Функциональные блоки ЕГИСЗ
Если говорить простыми словами, ЕГИСЗ создана и внедряется для того, чтобы сделать медицину более доступной и качественной. В основном это достигается за счет внедрения и использования электронных сервисов. За счет централизованной информации можно эффективнее управлять и контролировать все органы здравоохранения.
Основные функциональные блоки ЕГИСЗ
На рисунке ниже представлен полный цикл взаимодействия подсистем ЕГИСЗ:
ЕГИСЗ официальный сайт
Для работы с подсистемами ЕГИСЗ необходимо зарегистрироваться на официальном сайте информационной системы egisz.rosminzdrav.ru.
Сайт содержит подробную информацию обо всех сервисах системы и имеет собственный центр поддержки с базой знаний.
Сервисы ЕГИСЗ
Регистрация в сервисах осуществляется по прямым переходам с помощью ссылок. Выберите необходимый вам пункт и при переходе вам откроется окно авторизации. Большая часть регистраций осуществляется через единый портал Госуслуг.
Раздел ИЭМК (интегрированная электронная медицинская карта) содержит сервисы:
Раздел ФЭР (Федеральная электронная регистратура) содержит сервисы:
Раздел НР (Нормативные регистры) содержат сервисы:
Раздел Федеральный реестр ЭМД содержит сервисы:
Подсистема автоматизированного сбора информации содержит сервисы:
Интеграционные подсистемы содержат информацию по:
Центр поддержки ЕГИСЗ
Этот раздел сайта содержит полную информацию по всем возникающим вопросам, касающихся регистрации и дальнейшей работы с подсистемами и сервисами ЕГИСЗ. Здесь представлены:
Необходима ли ЕГИСЗ вашему медицинскому центру?
Сегодня у частных медицинских центров, которые начинают разбираться с ЕГИСЗ, возникает много вопросов, несмотря на то, что постановление правительства сопровождается большим количеством документов и разъяснений. Одна из самых актуальных проблем – отсутствие информации о том, какие из подсистем необходимы конкретно для вашего медицинского учреждения.
Согласно постановлению Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения», в обмене информацией обязаны участвовать как частные, так и ведомственные учреждения. То есть, если у вас есть медицинская лицензия, то вы обязаны начать передавать данные в ЕГИСЗ. С 2020 года за неисполнение этого постановления можно получить административный штраф.
Для большинства медицинских центров, в первую очередь, важны 4 подсистемы:
ФРМР, ФРМО, ФРЭМД и ФИЭМК. Поставщиками данных в эти подсистемы являются именно медицинские организации, в том числе и частные. Остановимся на них подробнее.
Подсистемы ФРМР и ФРМО
ФРМО (Федеральный реестр медицинских организаций) и ФРМР (Федеральный регистр медицинских работников) – это реестры, информация в которых меняется редко. Медицинскому центру достаточно один раз заполнить все данные в системе, после чего лишь актуализировать их. Для заполнения этих реестров не обязательно покупать специализированную программу для медицины, поскольку пользователям подсистем ФРМО и ФРМР предоставляется готовый web-интерфейс. Информация о получении доступа и вводе данных в реестр есть в материалах на сайте ЕГИСЗ в разделе «ФРМО и ФРМР». Ресурс предоставляет руководство пользователя для каждого из реестров, а также видеоматериалы и демонстрации работы подсистем.
В регистрах ФРМО и ФРМР подлежат внесению сведения о медицинских организациях, филиалах, их структурных подразделениях и сотрудниках, участвующих в оказании медицинской помощи, а также основные сведения о фармацевтических организациях.
Регистр также позволяет вносить данные об организациях здравоохранения, вспомогательных структурных подразделениях МО, данные о прочем учрежденческом персонале.
Наполнение ФРМО
Наполнение данных ФРМО осуществляется по разделам:
Паспортные данные МО – первичное наполнение осуществляет сотрудник СТП в ответ на заявку о добавлении МО в регистр. Пользователю необходимо проверить внесенные данные и при необходимости отредактировать.
Адрес местонахождения МО – вносятся сведения об основном адресе местонахождения организации, с указанием координат места.
Сведения о лечебно-профилактических зданиях МО, в т.ч. их адресов – вносятся сведения о зданиях, в которых располагаются структурные подразделения МО, сотрудники которых участвуют в оказании медицинской помощи.
Структурные подразделение, в том числе обособленные. В системе ведутся следующие типы подразделений:
Прикрепление структурного подразделения к зданию осуществляется в любом случае, для отражения территориального местоположения (это может быть одно и тоже здание). При этом для каждого из подразделений указываются сведения по занимаемой ими части здания.
Домовые хозяйства – вносятся сведения о домовых хозяйствах, которые курирует МО, находящихся в отдаленных сельских населенных пунктах и оказывающих первую помощь населению до прибытия медицинских работников при несчастных случаях, травмах, других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью.
Наполнение ФРМР
В ФРМР подлежат внесению сведения о медицинских работниках, трудоустроенных в медицинскую организацию и, с указанием структурных подразделений, внесенных в регистровую запись МО.
Наполнение данных ФРМР осуществляется по разделам:
Персональные данные и сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина;
Адреса места жительства и регистрации гражданина;
Сведения об образовании. Вносятся в регистр в качестве обоснования занимаемой должности, в системе реализованы соответствующий контроль ввода данных. Например, для указания врачебной должности требуется внесение сведений о сертификате или аккредитации. В свою очередь данные об образовании делятся на разделы:
Подсистемы ФРЭМД и ФИЭМК
ФРЭМД и ФИЭМК – разные системы, но предполагают передачу во многом повторяющейся информации в разных форматах. Это информация связана непосредственно с приемом, диагностикой и лечением пациентов. Иными словами, речь о данных, появляющихся в работе медицинского центра ежедневно. Вносить в ЕГИСЗ их можно вручную, что будет занимать много времени у сотрудников медицинского центра. Более оптимальный и эффектный способ – вносить через специализированную программу для медицины.
Назначение ФИЭМК
ФИЭМК (Федеральная интегрированная электронная медицинская карта) – это подсистема для сбора, систематизации и обработки сведений о людях, которым оказывается медицинская помощь. В эту категорию также входят пациенты, проходящие медицинские экспертизы, осмотры или освидетельствования при помощи взаимодействия информационных систем здравоохранения.
Назначение ФРЭМД
ФРЭМД (Федеральный реестр электронных медицинских документов) – это подсистема, в которой содержится медицинская документация в электронном виде. По их составу невозможно определить состояние здоровья пациента и узнать сведения о медицинской организации, в которой создан документ.
Как подготовить Вашу программу для медицины к работе с ЕГИСЗ?
Если у вас есть своя информационная система, начните готовить ее к работе с ЕГИСЗ уже сейчас, следуя простой инструкции:
В качестве медицинских информационных систем для работы с системой ЕГИСЗ могут использоваться:
Подключение к ЕГИСЗ
Прежде чем зарегистрироваться в информационной системе ЕГИСЗ стоит провести ряд подготовительных работ в своей медицинской организации:
Подключение к ЕГИСЗ
Готовое решение для интеграции частной или государственной клиники к сервисам ЕГИСЗ
В таблице ниже представлен список необходимых к передаче сведений. Данные указаны на основании Постановления №555:
Кол-во типов сведений
Можно через оператора?
I. Федеральный регистр медицинских работников
II. Федеральный реестр медицинских организаций
III. Федеральная электронная регистратура
IV. Федеральная интегрированная электронная медицинская карта
V. Федеральный реестр электронных медицинских документов
VI. Подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечении
VIII. Подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности
Если ваша клиника работает в ОМС, то подключение возможно через региональные государственные подсистемы, то есть точно так же, как подключаются государственные клиники. Как правило, региональные органы управления здравоохранением помогают частным клиникам пройти этот путь.
Для клиник, которые не работают в ОМС, подключение может происходить двумя способами.
Первый путь — обратиться к разработчикам медицинской информационной системы (МИС) или CRM, с которой работает организация, узнать их возможности и предложения. Разработчик доработает МИС таким образом, чтобы напрямую передавать сведения в государственные системы. Стоимость такой доработки, по нашим оценкам, может составить от 100 до 500 тысяч рублей для одной клиники.
Кроме того, при прямом подключении к защищенным сетям передачи данных органов государственной власти, как правило, потребуется строительство выделенной линии связи до клиники, аттестация точек подключения по требованиям государственных органов. Эти затраты существенные: как правило, в несколько сотен тысяч рублей.
Второй путь — обратиться к оператору «иной информационной системы». Термин «Оператор иной информационной системы» определен в постановлении №555. Оператор официально уполномочен осуществлять передачу некоторых данных в ЕГИСЗ. Этот путь, как правило, предполагает только операционные затраты. Поэтому крупных первоначальных инвестиций на каналы связи и средства защиты информации не требуется: медицинская организация платит абонентскую за подключение к облачному сервису. Правда, доработки МИС в таком случае тоже понадобятся.
Операторы иных систем могут передавать данные от коммерческой клиники и в ГИСЗ субъекта и обратно, при этом безопасность канала связи уже включена в стоимость. Операторы иных систем уже работали с разработчиками МИС, имеют нужный опыт, поэтому подключение в норме проходит быстро, за несколько дней.
Процесс получения статуса «оператор иной информационной системы» регламентирован Минздравом РФ.
Результататы внедрения ЕГИСЗ
Результаты внедрения ЕГИСЗ можно будет ощутить уже после нескольких месяцев после начала эксплуатации. Основные преимущества работы в этой системе это:
Чтобы подключение к системе ЕГИСЗ прошло комфортно для вас и ваших сотрудников, рекомендуем обратиться к специалистам. Наши консультанты помогут начать работу с системой и проконсультируют вас по всем вопросам.