что такое рефлексивное слушание

Что такое рефлексивное слушание

фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе

пДОБЛП ЬЛУРЕТЙНЕОФБМШОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС РУЙИПМПЗПЧ РПЛБЪЩЧБАФ, ЮФП ВПМШЫЙОУФЧП МАДЕК ОЕ ПВМБДБЕФ ОБЧЩЛБНЙ ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП УМХЫБОЙС Й ЧПУРТЙОЙНБЕФ ТЕЮШ УПВЕУЕДОЙЛБ МЙЫШ РПЧЕТИОПУФОП (ЕУМЙ ЧПУРТЙОЙНБЕФ ЧППВЭЕ). й МЙЫШ 10 % МАДЕК ПВМБДБАФ ХНЕОЙЕН УМХЫБФШ УПВЕУЕДОЙЛБ, ЧОЙЛБФШ Ч УХЭОПУФШ УППВЭЕОЙС Й МЕЦБЭЙЕ ЪБ ЬФЙН УППВЭЕОЙЕН ЮХЧУФЧБ Й НЩУМЙ. йОФЕТЕУОП, ЮФП МХЮЫЙНЙ УРПУПВОПУФСНЙ Л УМХЫБОЙА ПВМБДБАФ ЦЕОЭЙОЩ, НХЦЮЙОЩ ЦЕ ВПМЕЕ УЛМПОЩ УМХЫБФШ УБНЙИ УЕВС Й ЮБУФП РЕТЕВЙЧБАФ УПВЕУЕДОЙЛБ, ТБУУНБФТЙЧБС ВЕУЕДХ ЛБЛ ЧПЪНПЦОПУФШ «УЕВС РПЛБЪБФШ», ЛБЛ ОЕЛПЕ УПТЕЧОПЧБОЙЕ.

рТЙНЕТПН ТБЪЗПЧПТБ, Ч ЛПФПТПН ПВБ ХЮБУФОЙЛБ ОЕ УМХЫБАФ ДТХЗ ДТХЗБ, НПЦЕФ ВЩФШ ДЙБМПЗ ЗЕТПЕЧ ПДОПЗП ЙЪ РТПЙЪЧЕДЕОЙК ьТБЪНБ тПФФЕТДБНУЛПЗП:

«бООЙК: с УМЩЫБМ, ФЩ ВЩМ ОБ УЧБДШВЕ рБОЛТБФЙС У бМШВЙОПК.

мЕЧЛЙК: оЙЛПЗДБ ЕЭЕ ОЕ ВЩЧБМП Х НЕОС ФБЛПЗП ОЕХДБЮОПЗП РМБЧБОЙС, ЛБЛ УЕКЮБУ.

бООЙК: юФП ФЩ ЗПЧПТЙЫШ? фБЛ НОПЗП УПВТБМПУШ ОБТПДХ?

мЕЧЛЙК: оЙЛПЗДБ ЕЭЕ НПС ЦЙЪОШ ДЕЫЕЧМЕ ОЕ УФПЙМБ.

рПЮЕНХ ЦЕ НЩ ОЕ УМХЫБЕН, ИПФС ХНЕОЙЕ УМХЫБФШ НПЦЕФ ДБФШ ОБН ЧПЪНПЦОПУФШ ХЪОБФШ ОПЧХА ЙОЖПТНБГЙА, ОЕ ЗПЧПТС ХЦЕ П ФПН, ЮФП ПОП УРПУПВОП ТБУЛТЩФШ ОБН ЧОХФТЕООЙК НЙТ УПВЕУЕДОЙЛБ? рТЙЮЙОЩ ЬФПЗП ДПЧПМШОП ФТЙЧЙБМШОЩ:

нЩ ОЕ ИПФЙН ФТБФЙФШ ОБ ЧЩУМХЫЙЧБОЙЕ УПВЕУЕДОЙЛБ ЧТЕНС Й УЙМЩ.

нЩ ОЕ УМХЫБЕН, ЕУМЙ Х ОБУ УМПЦЙМПУШ ОЕРПЛПМЕВЙНПЕ НОЕОЙЕ РП ЧПРТПУХ, П ЛПФПТПН ЙДЕФ ТЕЮШ.

нЩ ОЕ УМХЫБЕН, ЕУМЙ УЮЙФБЕН УЕВС УРЕГЙБМЙУФБНЙ РП ТБУУНБФТЙЧБЕНПК РТПВМЕНЕ.

нЩ ОЕ УМХЫБЕН, ЕУМЙ ВПЙНУС ЛТЙФЙЛЙ Ч УЧПК БДТЕУ (Б ЙНЕООП ЛТЙФЙЛХ Й ОХЦОП УМХЫБФШ УБНЩН ЧОЙНБФЕМШОЩН ПВТБЪПН).

й, ОБЛПОЕГ, НЩ ОЕ УМХЫБЕН РТПУФП РПФПНХ, ЮФП ОБУ ЬФПНХ ОЕ ОБХЮЙМЙ. дБ-ДБ! йУЛХУУФЧХ УМХЫБОЙС ОХЦОП ХЮЙФШУС!

фБЛ ЛБЛ ЦЕ РТБЧЙМШОП УМХЫБФШ? лБЛПЧЩ ХУМПЧЙС ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП УМХЫБОЙС?

— РТЙ ВЕУЕДЕ У ДТХЗЙН ЮЕМПЧЕЛПН ОХЦОП ХВТБФШ РПУФПТПООЙЕ НЩУМЙ;

— Ч РТПГЕУУЕ УМХЫБОЙС ОЕПВИПДЙНП РТПЙЪЧПДЙФШ БОБМЙЪ УЛТЩФПК Ч ТЕЮЙ УПВЕУЕДОЙЛБ ЙОЖПТНБГЙЙ, РТЙЮЙО, ФПМЛОХЧЫЙИ ЕЗП ОБ ТБЪЗПЧПТ;

— РПЛБ ЗПЧПТЙФ УПВЕУЕДОЙЛ, ОЕМШЪС ПВДХНЩЧБФШ ЛПОФТБТЗХНЕОФЩ, ЬФП ЧРПМОЕ НПЦОП УДЕМБФШ Ч РБХЪБИ, РПУЛПМШЛХ УЛПТПУФШ НЩЫМЕОЙС РТЙНЕТОП Ч 4 ТБЪБ ВПМШЫЕ УЛПТПУФЙ ТЕЮЙ;

— ОЙ Ч ЛПЕН УМХЮБЕ ОЕ РЕТЕВЙЧБФШ УПВЕУЕДОЙЛБ;

— УЛПОГЕОФТЙТПЧБФШ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ УХЭОПУФЙ ТБЪЗПЧПТБ.

* оЕТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК РЕТЧЩК ЬФБР ПЧМБДЕОЙС ФЕИОЙЛПК УМХЫБОЙС, Ф.Е. РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ЧОЙНБФЕМШОПЕ НПМЮБОЙЕ ВЕЪ ЧНЕЫБФЕМШУФЧБ Ч ТЕЮШ УПВЕУЕДОЙЛБ ЙМЙ У НЙОЙНБМШОЩН ЧНЕЫБФЕМШУФЧПН.

рТЙ ОЕТЕЖМЕЛУЙЧОПН УМХЫБОЙЙ ЛПОФБЛФ У УПВЕУЕДОЙЛПН РПДДЕТЦЙЧБЕФУС ОЕЧЕТВБМШОП Й РТПУФЕКЫЙНЙ ЖТБЪБНЙ, ОБРТЙНЕТ: «дБ», «РПОЙНБА», «ХЗХ», «РПЮЕНХ» Й Ф.Д. оЕТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ ПЮЕОШ ЮБУФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП ОЕПВИПДЙНП УПВЕУЕДОЙЛХ, РПУЛПМШЛХ ЛБЦДЩК ИПЮЕФ ВЩФШ РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ХУМЩЫБООЩН. пВ ЬФПН ЗПЧПТЙФ ФБЛПК РТЙНЕТ. хЮБУФОЙЛПЧ ПДОПЗП ЬЛУРЕТЙНЕОФБ РПРТПУЙМЙ ЪБРЙУБФШ ОБ НБЗОЙФПЖПО УЧПА ТЕЮШ ОБ МАВХА ФЕНХ. ъБ ЬФП ЙН РТЕДМПЦЙМЙ ПРМБФХ, ЛПФПТБС ЪБЧЙУЕМБ ПФ ЧТЕНЕОЙ, Ч ФЕЮЕОЙЕ ЛПФПТПЗП ДМЙФУС ТЕЮШ. оЕЛПФПТЩЕ ХЮБУФОЙЛЙ РТПЗПЧПТЙМЙ ОЕУЛПМШЛП ДОЕК РПДТСД. рПЮХЧУФЧПЧБЧ УЕВС МХЮЫЕ, ФБЛ ЛБЛ ОЕЛПФПТЩН ЙЪ ОЙИ ЧРЕТЧЩЕ РТЕДУФБЧЙМБУШ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩЗПЧПТЙФШУС, НОПЗЙЕ ПФЛБЪБМЙУШ ПФ ПРМБФЩ Й ТЕЫЙМЙ, ЮФП НБЗОЙФПЖПО МХЮЫЕ ЧУСЛПЗП УПВЕУЕДОЙЛБ.

дБЦЕ РТЙ ОЕТЕЖМЕЛУЙЧОПН УМХЫБОЙЙ НПЦОП ЪОБЮЙФЕМШОП ПВМЕЗЮЙФШ ПВЭЕОЙЕ У УПВЕУЕДОЙЛПН, РПУЛПМШЛХ, ЮФП ДБЦЕ ОЕЪОБЮЙФЕМШОЩК ЪОБЛ ЧОЙНБОЙС РПВХЦДБЕФ РТПДПМЦБФШ ТБЪЗПЧПТ, Б ОЕКФТБМШОЩЕ ЖТБЪЩ УОЙНБАФ ОБРТСЦЕОЙЕ (ЧУРПНОЙФЕ, ЛБЛ ЧЩ УБНЙ УЕВС ЮХЧУФЧХЕФЕ, ЛПЗДБ ЧЩ ЗПЧПТЙФЕ, Б УПВЕУЕДОЙЛ ОЕ РТПЙЪОПУЙФ ОЙ УМПЧБ!).

оЕТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ ХНЕУФОП Ч УМЕДХАЭЙИ УМХЮБСИ:

— ЕУМЙ УПВЕУЕДОЙЛ ИПЮЕФ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПА ФПЮЛХ ЪТЕОЙС;

— ЕУМЙ УПВЕУЕДОЙЛ ЗПЧПТЙФ П УЧПЙИ РТПВМЕНБИ;

— Ч ОБРТСЦЕООЩИ УЙФХБГЙСИ;

— РТЙ ТБЪЗПЧПТЕ У ЧЩЫЕУФПСЭЙН РП ДПМЦОПУФЙ (ЕУМЙ, ОБРТЙНЕТ, ЧБУ ЛТЙФЙЛХЕФ ОБЮБМШОЙЛ).

фБЛЙН ПВТБЪПН, ОЕТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ РТЙНЕОСЕФУС, Ч ПУОПЧОПН, ДМС ОЕДЙУЛХУУЙПООЩИ ТБЪЗПЧПТПЧ, МЙВП РТЙ ХЗТПЪЕ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС ЛПОЖМЙЛФОПК УЙФХБГЙЙ. пУПВЕООП ЧБЦОП ХНЕОЙЕ УМХЫБФШ ДМС ТХЛПЧПДЙФЕМЕК. йУУМЕДПЧБОЙС РПЛБЪЩЧБАФ, ЮФП Ч ФЕИ ЖЙТНБИ, Ч ЛПФПТЩИ ТХЛПЧПДЙФЕМШ УРПУПВЕО ЧЩУМХЫБФШ УЧПЙИ РПДЮЙОЕООЩИ, РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФШ ФТХДБ ОБНОПЗП ЧЩЫЕ, ЮЕН Ч ЖЙТНБИ, ТХЛПЧПДЙФЕМШ ЛПФПТЩИ ЛТБУЙЧП ЗПЧПТЙФ, ОП ОЕ ХНЕЕФ УМХЫБФШ.

тЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ РТЕДРПМБЗБЕФ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ УМЕДХАЭЙИ РТЙЕНПЧ РПДДЕТЦЛЙ УПВЕУЕДОЙЛБ:

«ЮФП ЧЩ ЙНЕЕФЕ Ч ЧЙДХ?»,

«ОЕ НПЗМЙ ВЩ чЩ ПВЯСУОЙФШ?»

— РБТБЖТБЪ, ФП ЕУФШ РПЧФПТЕОЙЕ УМПЧ УПВЕУЕДОЙЛБ УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ, ЮФПВЩ ХДПУФПЧЕТЙФУС, ЮФП ЧЩ ЕЗП РТБЧЙМШОП РПОСМЙ:

«нОЕ ЛБЦЕФУС, чЩ ЮХЧУФЧХЕФЕ. «,

«рПОЙНБА, чЩ УЕКЮБУ ТБЪЗОЕЧБОЩ. «;

— РТПДПМЦЕОЙЕ, ФП ЕУФШ ЧЛМЙОЙЧБОЙЕ Ч ЖТБЪХ УПВЕУЕДОЙЛБ Й ПЛПОЮБОЙЕ ЕЕ УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ, МЙВП РПДУЛБЪЩЧБОЙЕ УМПЧ;

— ПГЕОЛЙ: «ЧБЫЕ РТЕДМПЦЕОЙЕ ЪБНБОЮЙЧП», «НОЕ ОЕ ОТБЧЙФУС»;

«чБЫЙ УМПЧБ ПЪОБЮБАФ. «,

рТПГЕУУ ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП УМХЫБОЙС УПУФПЙФ ЙЪ ФТЕИ ЬФБРПЧ.

УПВЕУЕДОЙЛБ

что такое рефлексивное слушание. acdbull1. что такое рефлексивное слушание фото. что такое рефлексивное слушание-acdbull1. картинка что такое рефлексивное слушание. картинка acdbull1. фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе
что такое рефлексивное слушание. acdbull1. что такое рефлексивное слушание фото. что такое рефлексивное слушание-acdbull1. картинка что такое рефлексивное слушание. картинка acdbull1. фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе
что такое рефлексивное слушание. acdbull1. что такое рефлексивное слушание фото. что такое рефлексивное слушание-acdbull1. картинка что такое рефлексивное слушание. картинка acdbull1. фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе
что такое рефлексивное слушание. acdbull1. что такое рефлексивное слушание фото. что такое рефлексивное слушание-acdbull1. картинка что такое рефлексивное слушание. картинка acdbull1. фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе
что такое рефлексивное слушание. acdbull1. что такое рефлексивное слушание фото. что такое рефлексивное слушание-acdbull1. картинка что такое рефлексивное слушание. картинка acdbull1. фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе
1. йОЖПТНБГЙПООЩКдБФШ УПВЕУЕДОЙЛХ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПА ФПЮЛХ ЪТЕОЙСРПДДБЛЙЧБОЙЕ, РПВХЦДЕОЙЕ, ОЕЧЕТВБМШОБС РПДДЕТЦЛБ
2. хСУОЕОЙЕхВЕДЙФШУС, ЮФП ЧЩ РТБЧЙМШОП ЕЗП РПОСМЙчЩСУОЕОЙЕ, РБТБЖТБЪ, ПФТБЦЕОЙЕ ЮХЧУФЧ
3. ъБЧЕТЫБАЭЙКдПВЙФШУС УПЧНЕУФОПЗП ТЕЫЕОЙСпГЕОЛЙ, РТПДПМЦЕОЙЕ,

ч ДЕМПЧПК ВЕУЕДЕ УФБТБКФЕУШ РТЙНЕОСФШ УМЕДХАЭЙЕ РТБЧЙМБ ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП УМХЫБОЙС:

вХДШФЕ ЧОЙНБФЕМШОЩ Й РПЛБЪЩЧБКФЕ УПВЕУЕДОЙЛХ, ЮФП ЧЩ ЧОЙНБФЕМШОЩ.

уФБТБКФЕУШ УПУТЕДПФПЮЙФШУС ОЕ ФПМШЛП ОБ УНЩУМЕ УЛБЪБООПЗП УПВЕУЕДОЙЛПН, ОП Й ОБ ЙУФЙООПН УППВЭЕОЙЙ, ЛПФПТПЕ ЮБЭЕ ЧУЕЗП ВЩЧБЕФ УЛТЩФП.

уМХЫБКФЕ, ОЕ РЕТЕВЙЧБС, ДБКФЕ УПВЕУЕДОЙЛХ ЧЩЗПЧПТЙФШУС.

оЕ ФПТПРЙФЕУШ У ПГЕОЛБНЙ Й ЧЩЧПДБНЙ, УОБЮБМБ ХДПУФПЧЕТШФЕУШ, ЮФП ЙНЕООП ЙНЕМ Ч ЧЙДХ ЧБЫ УПВЕУЕДОЙЛ.

йЪВЕЗБКФЕ ЗПЧПТЙФШ УПВЕУЕДОЙЛХ «с чБУ РПОЙНБА», РПУЛПМШЛХ ЬФБ ЖТБЪБ ЧПУРТЙОЙНБЕФУС РПЮФЙ ЧУЕЗДБ ОЕЗБФЙЧОП, МХЮЫЕ ЧУЕЗП РТСНП ХЛБЪБФШ ФХ ЬНПГЙА ЙМЙ ЮХЧУФЧП, ЛПФПТПЕ ЙУРЩФЩЧБЕФ чБЫ УПВЕУЕДОЙЛ (ЪБ ЬФП ЧБН ВХДХФ ВМБЗПДБТОЩ).

еУМЙ ЧБЫ УПВЕУЕДОЙЛ РТПСЧМСЕФ ЙЪМЙЫОАА ЬНПГЙПОБМШОПУФШ, УМХЫБКФЕ ФПМШЛП УНЩУМ УЛБЪБООПЗП, УБНЙ ОЕ РПДРБДБКФЕ РПД ЧМБУФШ ЬНПГЙК, ЙОБЮЕ П РТЙОСФПН Ч ФБЛПН УПУФПСОЙЙ ТЕЫЕОЙЙ ЧЩ ВХДЕФЕ ДПМЗП ЦБМЕФШ.

пФЧЕЮБС ОБ ЧПРТПУ, ХДПУФПЧЕТШФЕУШ, ЮФП ЛПОЛТЕФОП ИПЮЕФ ХЪОБФШ УПВЕУЕДОЙЛ, ЙОБЮЕ ЧЩ НПЦЕФЕ ДБФШ ЙЪМЙЫОАА ЙМЙ ОЕОХЦОХА ЙОЖПТНБГЙА.

еУМЙ ГЕМША ВЕУЕДЩ СЧМСЕФУС РТЙОСФЙЕ ТЕЫЕОЙС, ЙУРПМШЪХКФЕ ТЕЖМЕЛУЙЧОПЕ УМХЫБОЙЕ.

Источник

Рефлексивное слушание

Практика показывает — часто лишь малая часть сказанного находит понимание. Мало собеседнику задать вопрос — нужно добиться того, чтобы собеседник понял вопрос, а мы поняли ответ. Для этого и применяется рефлексивное слушание.

Данный метод применяется в ситуациях, когда у собеседников разный уровень коммуникативных навыков. Например, требуется понять смысл используемых терминов или контекст слов визави.

Методы рефлексивного слушания

В этом типе слушания применимы те же методы, что и в активном слушании. А именно:

Уточнение. Если сказанное визави не понятно или может истолковываться двояко, то правильным будет напрямую запросить дополнительную информацию. Для этого достаточно прямо задать вопрос. Например:

«Что вы имеете в виду, говоря о…?»

Помимо того, что мы получаем дополнительную информацию мы демонстрируем то, что слушаем собеседника. Собеседник говорит не сам с собой, его слова слышат. Это способно побуждать говорить дальше.

Если у нас мало информации, то утвердительный ответ может быть неверно истолкован. Например, собеседник высказывает обеспокоенность процесса подготовки к некому проекту. Если мы попытаемся поддержать визави без достаточной информации, то это может ему подсказать — мы на разных волнах, у нас нет понимания. Вместо этого мы задаем уточняющие вопросы о том, что именно вызвало у него такую обеспокоенность.

Парафраз или перефразирование. Этот метод подразумевает, что мы повторяем сказанное другим человеком своими словами. Парафраз может начинаться с вопроса, типа:

«Правильно ли я вас понимаю, что…?»

Мы даем обратную связь. Мы демонстрируем, что слышим другого человека. И у нас есть понимание — верно ли это понимание визави может оценить.

С другой стороны парафраз позволяет в случае необходимости амортизировать негатив со стороны собеседника. Например:

«Другими словами ты ожидал другой реакции, правильно я понял?»

Эхо или повтор. Мы просто повторяем то, что было сказано собеседником. С одной стороны мы демонстрируем внимание к словам другого человека. С другой — даем возможность собеседнику услышать его же слова и оценить со стороны.

Резюмирование или подведение предварительных итогов. В этом приеме мы кратко подводим те итоги, к которым успели прийти. Такой подход дает понять, в правильно ли направлении мы движемся. Мы можем привести в порядок поток мыслей и синхронизировать общее понимание ситуации. Резюмирование широко используется в деловой сфере, например, в продажах.

Источник

Рефлексивное слушание

Смотреть что такое «Рефлексивное слушание» в других словарях:

рефлексивное слушание — слушание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер. В этом случае применяются реплики – уточнения услышанного: Не понял… А что это значит? Что вы имеете в виду? Что то… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ — (reflective listening). По своему содержанию Р. с. включает способность реагирования на другого человека возникновением эмпатии. Роджерсом (Rogers С. R.) и другими авторами эмпатия рассматривается как важный элемент психотерапевтического… … Психотерапевтическая энциклопедия

РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание — активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник. Применяются следующие формы уточнения: вопросы говорящему, просьба повторить фразу; перефразирование,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

СЛУШАНИЕ — вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с восприятием и пониманием речи участников общения и реагированием на нее. Слушание рефлексивное слушание с анализом, уточнениями, перефразированием. Слушание эмпатическое в пед.… … Педагогический словарь

слушание Рефлексивное — активное слушание собеседника, посто­янное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник [24, c. 137]. СОАВТОРСТВО – сотрудничество нескольких авторов в работе над созданием совместного… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Метод беседы — Метод беседы психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы … Википедия

Способы слушания — нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание состоит в умении «внимательно молчать», не вмешиваясь в речь говорящего своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В процессе… … Педагогическое речеведение

Предварительное следствие: допрос в бесконфликтной ситуации — Бесконфликтная ситуация обычно бывает обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовностью и желанием сотрудничать с правоохранительными органами (ПОО). Наиболее распространенной… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Допрос в бесконфликтной ситуации — Бесконфликтная ситуация при допросах чаще бывает обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовности и желанием сотрудничать с ПОО. Наиболее распространенной процессуальной формой ее… … Энциклопедия современной юридической психологии

Источник

Техники рефлексивного слушания

Автор: Н. Н. Вacильeв, доцент кафедры практической психологии Вологодского государственного педагогического университета, руководитель Центра гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», тренер, практикующий психолог-консультант | Источник: Elitarium

Фундаментальное правило межличностных коммуникаций гласит: смысл сообщения, раскодированный получателем, никогда точно не соответствует смыслу, заложенному в это сообщение отправителем. Рефлексивное слушание состоит в установлении обратной связи слушателя с говорящим. Слушатель не только внимательно слушает, но и сообщает говорящему, как он его понял. Рефлексивное слушание, по сравнению с нерефлексивным, помогает нам добиваться гораздо большей точности восприятия смысла сообщения, поскольку здесь мы постоянно корректируем наше понимание с учетом поправок собеседника.

Фундаментальное правило межличностных коммуникаций гласит: Смысл сообщения, раскодированный получателем, никогда точно не соответствует смыслу, заложенному в это сообщение отправителем.

Иллюстрируя это правило, Иствуд Атватер рассказывает про исследование, проведенное выпускниками одного из американских университетов. Это исследование выявило большое несоответствие между тем, что врачи имели в виду, говоря с пациентами, и тем, что последние услышали. Слова врача «Вам будет почти не больно» были истолкованы в широком диапазоне — от щемящей боли до легкого неудобства. Кроме того, 22% пациентов сказали, что для них эти слова означали «очень больно». Более того, фраза «Вас скоро выпишут домой» для примерно половины врачей и пациентов означала «через два-три дня», тогда как остальные пациенты поняли эту фразу как «завтра», причем пациентов, вложивших в сообщение такой смысл, оказалось в три раза больше, чем врачей.

Вывод, к которому пришли авторы проведенного исследования, состоял в следующем: чтобы пациенты лучше понимали, что имеют в виду врачи, им необходимо активно спрашивать и переспрашивать. Именно такую манеру слушать Иствуд Атватер назвал рефлексивным слушанием.

Рефлексивное слушание состоит в у Становлении обратной связи слушателя с говорящим. Слушатель не только внимательно слушает, но и сообщает говорящему, как он его понял. Говорящий оценивает это понимание и при необходимости вносит поправки в свой рассказ, стремясь добиться более точного понимания слушателем.

Причины непонимания

Каковы же причины, по которым наше понимание оказывается неточным?

1. Первая причина непонимания — Многозначность большинства слов.

В высказывании: «Он раздражает меня тем, что все время свистит» слово «свист» может обозначать специфический высокочастотный звук, но может употребляться и в смысле «обманывает». Восклицание: «Какая органика!» в устах режиссера означает похвалу игры актера, а в устах психолога — комплекс симптомов, указывающих на наличие органического поражения головного мозга. Поэтому иногда бывает трудно установить, что именно имел в виду тот, кто использовал это слово, не зная его конкретного значения для самого говорящего. Причина кроется в том, что конкретное значение слова возникает в голове говорящего, но не содержится в самом этом слове.

Кроме того, значение слова может меняться в зависимости от контекста, в котором оно произносится: «Мне не по себе», например, может означать и расстройство желудка, и душевный дискомфорт, в зависимости от того, о чем шла речь до этого.

Если для уточнения значения употребляемых слов мы применим техники рефлексивного слушания, например, спросим его: «Что конкретно вы имеете в виду, говоря это?», вероятнее всего, говорящий попытается выразить свою мысль другими, более понятными нам словами.

2. Вторая причина неточного понимания — в том, что Говорящий намеренно вносит искажение в исходный смысл сообщения. Когда мы сообщаем друг другу наши идеи, установки, чувства, оценки, то, чтобы кого-нибудь не обидеть или не предстать в глазах собеседника в дурном свете, мы тщательно подбираем слова. Иногда мы что-то преувеличиваем или преуменьшаем, часто используем многозначные выражения. Не меньше ухищрений предпринимается людьми, которые пытаются завоевать сочувствие и симпатию слушателя, рассказывая ему про недопустимое поведение какого-то нехорошего человека. Например, высказывание: «Мой сосед — дебил», скорее всего, не обозначает клинический диагноз, а говорит о том, что наш собеседник злится на своего соседа. Для выявления заложенного в непонятном сообщении смысла слушающий также может использовать обратную связь.

3. Третий источник затруднений — Трудность открытого самовыражения. Это означает, что из-за принятых условностей и потребности в одобрении люди часто начинают свое изложение с небольшого вступления, из которого еще не видно их намерений. Желая поговорить о чем-то важном, человек может начать «издалека», с какой-либо проблемы, которая на самом деле не является его главной заботой. Он как бы пробует воду, прежде чем погружаться в темы с большим эмоциональным зарядом. Чем меньше у него уверенности в себе, тем больше он ходит вокруг да около, прежде чем перейти к главному. Только по мере того как он начинает чувствовать себя в безопасности и видит, что его понимают, он раскрывает свои более глубокие переживания. Поэтому демонстрация того, что вы его понимаете, поможет ему скорее перейти к главному.

4. Наконец, четвертый источник затруднений состоит в Субъективных смыслах слушающего. У каждого человека за время жизни накапливается огромное количество уникальных ассоциаций, связанных с различными словами. Некоторые слова у нас вызывают негативные воспоминания, задевают за больное, в то время как говорящий не вкладывал в них негативного смысла. Например, человек, содержащий дома любимую собаку, по-другому отнесется к высказыванию «Он ведет себя, как собака», нежели человек, недавно искусанный бродячей собакой. Проверяя, правильно ли мы поняли смысл услышанного, мы можем преодолеть негативное влияние наших личных ассоциаций на точность восприятия.

Все это указывает на необходимость уметь слушать рефлексивно, то есть расшифровывать смысл сообщений, выяснить их реальное значение.

Проверяя правильность понимания, мы одновременно даем говорящему знать, что для нас важно то, что он сообщает. Тем самым мы более активно поощряем его к тому, чтобы он продолжал свой рассказ. Рефлексивно слушающий собеседник уверяет говорящего, что все произнесенное он понял верно. Он как бы сообщает говорящему: «Я принимаю вас, я хочу понять ваш опыт, ваши чувства и особенно ваши потребности».

Любому человеку приятно, когда его понимают. Мы безотчетно испытываем симпатию к тем, кто не осуждает нас, а, напротив, относится к нам с пониманием. Поэтому, используя рефлексивное слушание, мы можем оказывать определенное влияние на отношения, которые складываются у нас с собеседником.

Техники рефлексивного слушания

Все перечисленные ниже техники объединяет направленность на одновременное решение трех основных задач:

1. Проверять правильность своего понимания слов и высказываний говорящего.

2. Не управлять темой разговора, а поддержать спонтанный речевой поток говорящего, помочь ему «разговориться», говорить не о том, что представляется важным и интересным нам, а о том, что считает важным он.

3. Не только быть заинтересованным слушателем, но и дать собеседнику почувствовать эту заинтересованность.

1. Непонимание. Первая техника, направленная на улучшение взаимопонимания, выглядит на первый взгляд парадоксально: это Демонстрация непонимания. Бывает полезно просто заявить: «Я не понимаю, что вы имеете в виду». При этом важно, чтобы слушающий проявлял готовность ждать более точной передачи всего сообщения, сохраняя «нейтралитет» и не высказывая раздражения или неудовольствия.

Когда, выслушивая собеседника, мы его плохо понимаем, мы можем честно и прямо об этом сказать. Принцип, которым руководствуются при применении этой техники, прост: если чего-то не понимаешь — скажи об этом. Многие люди стесняются говорить о том, что они чего-то не поняли. Часто источником таких опасений являются воспоминания об учебе в школе. Взрослый человек, живущий с таким детским решением, будет, скорее всего, стремиться скрыть от окружающих, что он чего-то не понимает. Он будет додумывать, делать умный вид, глубокомысленно кивать и тем самым вводить собеседника в заблуждение. Хотя, если собеседник заинтересован в том, чтобы быть понятым, он, столкнувшись с непониманием, скорее всего, приложил бы усилия к тому, чтобы его поняли правильно.

2. Отражение (эхо). Отражение — это повторение слов или фраз собеседника. Обычно оно имеет форму дословного повторения или повторения с незначительными изменениями. Использование этой техники чрезвычайно широко распространено в психотерапевтической и консультационной практике. Одним из апологетов этой техники был Карл Роджерс.

Если говорящий пытается выразить не совсем ясные для себя вещи и получает отражение (повторение) своих слов, причем слушатель никак не меняет структуру высказывания, не вводит в него дополнительную смысловую нагрузку от себя, то для говорящего становится яснее то, что он старался выразить.

Из каждого фрагмента монолога говорящего слушатель выбирает и повторяет то, что, по его мнению, является Центральным ядром фрагмента, его цитирующим началом, будь то выраженное чувство или какая-либо идея. При этом можно изменить вспомогательные или несущественные слова, выступающие в высказывании, но все ключевые слова, несущие смысловую или эмоциональную нагрузку, должны быть повторены точно. Важнейшим моментом адекватного отражения является Отсутствие в нем искажений восприятия, которые могут быть допущены слушателем.

Отражение не стоит применять слишком часто, чтобы у партнера не сложилось впечатление, что его передразнивают. Эта техника наиболее уместна в тех ситуациях, где смысл высказываний собеседника оказался не вполне ясным или где его высказывания несут эмоциональную нагрузку.

3. Перефразирование (парафраза). Перефразировать — значит сформулировать ту же мысль иначе. В беседе парафраза состоит в Передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Цель перефразирования — проверка слушателем точности собственного понимания сообщения. Перефразирование, как ни странно, полезно именно тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной.

Исполнение этой техники можно начать следующими словами:

    «Как я понял вас, вы считаете, что. »; «Как я понимаю, вы говорите о том, что. »; «По вашему мнению. »; «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но. »; «Другими словами, вы считаете. »; «Правильно ли я понимаю?»

При перефразировании важно выбирать только существенные, Главные моменты сообщения, иначе ответ вместо уточнения понимания может стать причиной путаницы.

4. Резюмирование. Резюмирование — это техника переформулирования, с помощью которой подводят итог не отдельной фразы, а значительной части рассказа или всего разговора в целом. Основное правило формулировки резюме состоит в том, что оно должно быть предельно простым и понятным.

Эта техника вполне применима в продолжительных беседах, где она помогает выстроить фрагменты разговора в Смысловое единство. Она дает слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего и одновременно помогает говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать свои мысли.

Вступительными фразами могут быть, например, такие:

    «Я внимательно вас выслушал(а). Позвольте мне проверить, правильно ли я вас понял(а). » (или: «Вот, как я понял(а), что с вами произошло. »); «Если теперь подытожить сказанное вами, то. »; «Из вашего рассказа я сделал(а) следующие выводы. »

Далее вы буквально в двух-трех фразах пересказываете вашему партнеру то, что он рассказывал вам в течение пяти—десяти минут. При этом вы отмечаете ключевые моменты его истории, но подбираете для этого Самую лаконичную форму.

Резюмирование может оказаться эффективным и в случаях, когда собеседник «ходит по кругу», возвращается к уже сказанному. Такое поведение рассказчика часто связано с тем, что он опасается, что его не поняли или поняли неправильно. Формулируя точное резюме, вы показываете, как вы поняли уже услышанную часть истории собеседника, и тем самым «подводите черту».

Во время совещаний и переговоров длительное обсуждение какого-нибудь вопроса может чрезмерно осложниться или даже зайти в тупик. Резюмирующие заявления помогут обсуждающим не тратить много времени, реагируя на поверхностные, отвлекающие реплики собеседников, отвлекаясь от обсуждения содержания самой проблемы.

5. Прояснение. Если предыдущие техники рефлексивного слушания не привели слушателя к ясному пониманию, он может прямо попросить говорящего Разъяснить непонятное место в его рассказе, привести примеры или остановиться на чем-то подробнее. Эту технику рефлексивного слушания можно назвать прояснение (или выяснение). Прояснение — это обращение к говорящему за уточнениями, чтобы слушающий точнее понял, о чем идет речь.

Чтобы получить дополнительные факты или уточнить смысл отдельных высказываний, слушающий может сказать примерно следующее:

    «Не повторите ли вы еще раз?»; «Что вы имеете в виду?»

Такие реплики призывают человека сделать уточнение по поводу того, о чем он только что рассказывал. Если же вы поняли общий смысл высказывания, но нуждаетесь в дополнительных деталях для прояснения ситуации, вы можете обратиться к говорящему с прямой просьбой расширить ответ:

    «Не объясните ли вы поподробнее?»; «Может быть, вы что-нибудь добавите. »; «Не могли бы вы развить вашу мысль. »; «Что случилось потом. »

Такая просьба может быть Ретроспективной, то есть возвращать вашего собеседника к теме, которая прозвучала ранее, но не была достаточно раскрыта: «Вы говорили, что. Вы могли бы рассказать об этом подробнее?»

На первый взгляд рекомендации по рефлексивному слушанию могут показаться обманчиво простыми, но как только ими начинают пользоваться, оказывается, что правильно использовать их не так-то легко. Вначале предлагаемые техники могут показаться неудобными, вычурными, искусственными. Со временем, по мере их регулярного использования в практике, вы накопите необходимый опыт и научитесь слушать рефлексивно простым и естественным образом.

Использование техник понимающего слушания занимает много времени, однако дает значительные преимущества, поскольку мы воспринимаем рациональное высказывание неточно чаще, чем кажется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

что такое рефлексивное слушание. acdbull1. что такое рефлексивное слушание фото. что такое рефлексивное слушание-acdbull1. картинка что такое рефлексивное слушание. картинка acdbull1. фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе
что такое рефлексивное слушание. acdbull1. что такое рефлексивное слушание фото. что такое рефлексивное слушание-acdbull1. картинка что такое рефлексивное слушание. картинка acdbull1. фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе
что такое рефлексивное слушание. acdbull1. что такое рефлексивное слушание фото. что такое рефлексивное слушание-acdbull1. картинка что такое рефлексивное слушание. картинка acdbull1. фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе
что такое рефлексивное слушание. acdbull1. что такое рефлексивное слушание фото. что такое рефлексивное слушание-acdbull1. картинка что такое рефлексивное слушание. картинка acdbull1. фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе
что такое рефлексивное слушание. acdbull1. что такое рефлексивное слушание фото. что такое рефлексивное слушание-acdbull1. картинка что такое рефлексивное слушание. картинка acdbull1. фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе
что такое рефлексивное слушание. acdbull1. что такое рефлексивное слушание фото. что такое рефлексивное слушание-acdbull1. картинка что такое рефлексивное слушание. картинка acdbull1. фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе
что такое рефлексивное слушание. acdbull1. что такое рефлексивное слушание фото. что такое рефлексивное слушание-acdbull1. картинка что такое рефлексивное слушание. картинка acdbull1. фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе
что такое рефлексивное слушание. acdbull1. что такое рефлексивное слушание фото. что такое рефлексивное слушание-acdbull1. картинка что такое рефлексивное слушание. картинка acdbull1. фЕНБ 1. ьжжелфйчопе умхыбойе