что такое речевой навык
Словари
Компонент сознательно выполняемой деятельности; речевое действие, достигшее в результате выполнения упражнений (подготовительных, тренировочных) степени автоматизма. По определению Е. И. Пассова (1983), «навык является относительно самостоятельным действием в системе сознательной деятельности, ставшим благодаря полной совокупности качеств одним из условий выполнения этой деятельности». С позиций теории речевой деятельности Р. н. определяется как способность осуществлять операцию по оптимальным параметрам (подразумевая под операцией способ, которым выполняется действие в определенных условиях), в отличие от речевого умения как способности осуществлять действие по оптимальным параметрам этого действия (Леонтьев, 1970). В основе Р. н. лежат речевые действия двух видов: оформления (действия произношения, интонирования, лексического и грамматического оформления в соответствии с нормами языка) и оперирования (умственные действия по выбору, сличению слов и грамматических форм, составлению целого из частей, комбинированию, принятию решений, построению и вариации по аналогии). Действия оформления и оперирования должны быть доведены до определенного уровня совершенства, т.
е. до уровня навыка обеспечивающего направленность внимания в процессе говорения только на содержание высказывания. Основными качествами Р. н. являются: автоматизированность (характеризует определенную скорость протекания действия, его целостность и плавность, низкий уровень напряженности обучаемого, готовность обучаемого к включению в деятельность); устойчивость (прочность); гибкость (готовность обучаемого включать Р. н. в новые ситуации, распространять Р. н. на новый речевой материал); сознательность (способность сознательного контроля со стороны обучаемого в случае возникновения затруднений при построении высказывания или допущения ошибки). Формирование Р. н. проходит в три этапа:
Что такое речевой навык
Для методики чрезвычайно важно определение языковой способности. От ее понимания зависит характер воздействия на речь детей. Психологическая школа Л. С. Выготского рассматривает языковую способность как отражение системы языка в сознании говорящего. «Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условнорефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения» (А. А. Леонтьев). Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.
Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).
Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А. А. Леонтьев считает, что навыки – это «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.
Различают четыре вида речевых умений: 1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме, 2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.
РЕЧЕВОЙ НАВЫК
Полезное
Смотреть что такое «РЕЧЕВОЙ НАВЫК» в других словарях:
НАВЫК РЕЧЕВОЙ — НАВЫК РЕЧЕВОЙ. См. речевой навык … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
НАВЫК — НАВЫК. Действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Функционирует в речевой деятельности, включающей речевые действия и речевые операции. Операции, доведенные до уровня совершенства… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК — ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК. Автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи. Владение Г. н. означает способность производить речевое действие… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ФОНЕТИЧЕСКИЙ НАВЫК — ФОНЕТИЧЕСКИЙ НАВЫК. Способность правильно воспринимать звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить. Показателем сформированности Ф. н. является доведение указ. способности до совершенства. Это значит, что… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Обучение говорению — активное владение языком, беседа, вводный курс устный, владение языком активное, высказывание, выступление, говорение, диалог, диалогическая речь, диалогический текст, диалогическое единство, дикция, дискурс, дискурсивная компетенция, дискуссия,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Цели и задачи обучения — активное владение языком, владение языком, владение языком активное, воспитательная цель обучения, вторичная языковая личность, грамматическая компетенция, задачи обучения, коммуникативная задача, коммуникативная компетенция, коммуникативная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ + — активное владение языком, аспект обучения, аспектное обучение, аспектно комплексное обучение, аспекты языка, аудирование, базисные категории методики, виды речевой деятельности продуктивные, виды речевой деятельности рецептивные, владение языком… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
НАВЫК РЕЧЕВОЙ
Смотреть что такое «НАВЫК РЕЧЕВОЙ» в других словарях:
НАВЫК — НАВЫК. Действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Функционирует в речевой деятельности, включающей речевые действия и речевые операции. Операции, доведенные до уровня совершенства… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
РЕЧЕВОЙ НАВЫК — РЕЧЕВОЙ НАВЫК. Компонент сознательно выполняемой деятельности; речевое действие, достигшее в результате выполнения упражнений (подготовительных, тренировочных) степени автоматизма. По определению Е. И. Пассова (1983), «навык является относительно … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК — ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК. Автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи. Владение Г. н. означает способность производить речевое действие… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ФОНЕТИЧЕСКИЙ НАВЫК — ФОНЕТИЧЕСКИЙ НАВЫК. Способность правильно воспринимать звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить. Показателем сформированности Ф. н. является доведение указ. способности до совершенства. Это значит, что… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Обучение говорению — активное владение языком, беседа, вводный курс устный, владение языком активное, высказывание, выступление, говорение, диалог, диалогическая речь, диалогический текст, диалогическое единство, дикция, дискурс, дискурсивная компетенция, дискуссия,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Цели и задачи обучения — активное владение языком, владение языком, владение языком активное, воспитательная цель обучения, вторичная языковая личность, грамматическая компетенция, задачи обучения, коммуникативная задача, коммуникативная компетенция, коммуникативная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ + — активное владение языком, аспект обучения, аспектное обучение, аспектно комплексное обучение, аспекты языка, аудирование, базисные категории методики, виды речевой деятельности продуктивные, виды речевой деятельности рецептивные, владение языком… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Оптимальные параметры речевого навыка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Речевой навык — это речевая операция (действие), которая осуществляется в соответствии с оптимальными параметрами, к числу которых относятся: устойчивость, бессознательность, полная автоматичность, соответствие норме языка, нормальный темп (скорость) выполнения.
Понятие и особенности речевого навыка
Сформированный речевой навык предполагает, что по всем параметрам речевое действие или операция способны удовлетворять потребностям речевой коммуникации. Это значит, что обучающийся субъект выполняет ее правильно.
Категорию «навык» можно соотнести с действием и операцией. Она предопределяет относительно высокий уровень их выполнения. Понятие «умение» соотносится с деятельностью в целом.
И. А. Зимняя писала, что в процессе усвоения речевых единиц и правил их использования, человек приобретает речевую способность. Последняя создается и совершенствуется под воздействием речевого общения. Данная способность и именуется речевым умением.
В качестве целостной системы речевое умение включает в свой состав 4 подсистемы:
Каждая подсистема содержит в свою очередь ряд связанных между собой навыков и «частных» умений, а также образов-представлений, соответствующих им и включающих образы-эталоны.
Реализация речевой способности человека происходит при выборе, отборе необходимых слов (единицы языка, которые обозначают предметы и явления, а также их отношения), составлении из них сообщения по определенным правилам используемого языка.
В соответствии со своей природой речевые навыки являются достаточно стереотипными, «механическими» действиями. Наряду с этим коммуникативно-речевые умения обладают творческим характером, так как условия общения почти никогда не могут повторяться полностью. Человек каждый раз должен снова заниматься подбором необходимых языковых средств, используя соответствующие речевые навыки.
Готовые работы на аналогичную тему
Приемы обучения коммуникативным (речевым) умениям должны отличаться от приемов, используемых для обучения речевым навыкам.
Речевое умение и речевой навык
Речевое умение представляет собой обязательный фактор речевой деятельности, который определяется с помощью взаимодействия трех критериев:
Предметное содержание базовых подсистем речевого умения включает несколько подсистем. Лексическая подсистема отвечает за усвоение основ лексических знаком языка. Для этого необходим достаточный словарный запас.
Для грамматической подсистемы характерно усвоение основных грамматических средств языка, включая, в первую очередь, синтаксические и морфологические средства.
Произносительная подсистема отвечает за сформированные базовые рече-произносительные навыки, включая навыки продуцирования фонем, навыки темпо-ритмической организации речи, слогопроизносительные навыки и др.
Рассмотрев внутреннюю структуру речевого умения, можно сделать вывод, что для лексической и грамматической подсистем речевого умения характерно самое непосредственное отношение к языковой способности людей. Произносительная же система может рассматриваться в качестве компонента собственно речевой способности.
Оптимальные параметры речевого навыка
Система взаимосвязанных между собой навыков, которая составляет внутреннее содержание каждой из подсистем речевого умения, способна отражать общее содержание речевой работы (коррекционной, логопедической работы). Здесь каждой подсистеме соответствует отдельное, самостоятельное направление действий в области формированию речевой деятельности.
Коррекционные педагоги (в первую очередь, логопеды-практики) должны всегда учитывать, что речевая способность представлена не каким-либо одним, пусть и достаточно сложным организованным умением. В ее состав входит целый комплекс различных навыков и частных умений.
Частное умение отличается от общего речевого умения, определяемого в качестве речевой способности (способности к осуществлению РД). Его необходимо рассматривать как способность к нормативной реализации определенной законченной стадии или составного элемента деятельности (например, умение составить план и программу развернутых речевых высказываний, умение вести диалог с собеседником и др.). Формирование последних и представляет собой основной предмет «речевой работы».
Все вышесказанное играет большую роль по причине того, что в пределах общественного сознания практическая логопедия чаще всего относится к коррекции недостатков произносительной стороны речи. Большая часть логопедов-практиков видит основную цель своей работы в том, чтобы формировать речепроизносительные навыки. Наряду с этим основное предназначение коррекционной логопедической деятельности заключается в создании у каждого ребенка с нарушениями речи комплексного речевого умения и способности адекватно осуществлять речевую деятельность во всех формах ее проявления.
А. А. Леонтьев писал, что сформировать оптимальные параметры речевого навыка – значит обеспечить правильное построение и реализацию высказывания со стороны обучающегося. При этом для полноценного общения необходимо, чтобы человек мог и умел использовать речевые навыки с целью самостоятельного выражения своих мыслей, намерений, переживаний. В противном случае речевую деятельность можно считать сформированной только частично, в звене ее реализации.
Обучающийся должен произвольно и осознанно осуществлять выбор и сочетать речевые операции (навыки) в соответствии с тем, для какой цели, в какой ситуации, с какими собеседниками происходит общение. Если индивид овладел этими действиями достаточно хорошо, то можно говорить о том, что у него сформировано соответствующее коммуникативно-речевое умение.