что такое рационализация штатной структуры
Вопрос: В соответствии с Приказом генерального директора, в компании планируется массовое сокращение персонала в связи с необходимостью рационализации штатной структуры компании (организации). В уведомлении о предстоящем моем увольнении было указано, что на 29 сентября 2014 года в компании нет свободных должностей для моего трудоустройства. В моем понимании, предстоящая рационализация штатной структуры предполагает наличие вакансий, соответственно таковые могут быть представлены на мое рассмотрение после 29 сентября и до 31 декабря 2014 года включительно. Однако, работодатель сообщил, что вакансий нет и не будет ни сейчас, ни в будущем. В этой. (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)
В соответствии с приказом генерального директора в компании планируется массовое сокращение персонала в связи с необходимостью рационализации штатной структуры компании (организации). В уведомлении о предстоящем моем увольнении было указано, что на 29 сентября 2014 года в компании нет свободных должностей для моего трудоустройства. В моем понимании, предстоящая рационализация штатной структуры предполагает наличие вакансий, соответственно, таковые могут быть представлены на мое рассмотрение после 29 сентября и до 31 декабря 2014 года включительно. Однако, работодатель сообщил, что вакансий нет и не будет ни сейчас, ни в будущем. В этой связи мной не было подписано уведомление о предстоящем моем увольнении, хотя по этому факту был составлен акт о моем отказе подписать уведомление с формулировкой: «без объяснения причин», что, на мой взгляд, было не вполне корректно и расценивается мною как давление со стороны работодателя. Могу ли я воспользоваться своим преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, в соответствии с которым, даже при равной производительности труда и квалификации, предпочтение в оставлении на работе отдается семейным (при наличии двух или более иждивенцев), к которым я имею непосредственное отношение, как мать двоих детей (15 и 18 лет) и в моей семье нет других работников с самостоятельным заработком. Также согласно уведомлению при увольнении мне планируют выплатить один оклад на основании того, что единовременно по сокращению штата работодатель может выплатить только один оклад, так ли это? Могу ли я рассчитывать получить хотя бы два оклада при увольнении?
Да, преимущественное право на оставление на работе у Вас есть.
Выходное пособие при сокращении штата выплачивается в размере среднего месячного заработка.
Если в течение двух месяцев после увольнения работник не устроился на другую работу, ему выплачивается еще один средний месячный заработок. Для этого работнику следует обратиться к работодателю с заявлением и предоставить трудовую книжку с отсутствием записи о трудоустройстве.
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения. Выплачивается данная сумма по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статья 178 ТК РФ устанавливает следующее. При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ (ч. 1 ст. 423 ТК РФ).
Ч. 3 ст. 180 ТК РФ установлено, что работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.
Лекция 5: Проектирование условий деятельности персонала
Рационализация должностной структуры
Любая организация, прежде всего коммерческая, стремится к тому, чтобы в ее штате не было лишних сотрудников, ибо это увеличивает фонд заработной платы и снижает эффективность работы.
Политика заполнения должностей предполагает реализацию мер по устранению нехватки, избытка или иного несоответствия персонала потребностям фирмы в настоящий момент или в перспективе.
При этом могут иметь место:
Часто возникают ситуации, когда для выполнения определенного объема должностных обязанностей требуется гораздо больше усилий, чем способен затратить человек в течение рабочего дня, или более низкая квалификация, чем имеется, а применение сверхурочных работ нецелесообразно. Поскольку на практике обеспечить полную загрузку работников не удается, поэтому необходим вариант, учитывающий догрузку. В этом случае, чтобы не нанимать дополнительного работника и не обострять ситуацию с занятостью, фирмы проводят политику совместительства должностей.
Оно предполагает выполнение сотрудником в течение рабочего дня нормальной продолжительности дополнительных работ, относящихся к одной или нескольким должностям, уплотнение рабочего дня, максимальное использование квалифицированных специалистов.
Совместительство целесообразно в относительно небольших организациях с ограниченным объемом работ при отсутствии перспектив изменения ситуации. Его применение позволяет сократить затраты, повысить удовлетворенность работников, предоставить им возможность творчества, большую мобильность.
Совместительство может происходить за счет как расширения обязанностей в рамках одной и той же функции, так и выполнения обязанностей, связанных с разными функциями.
Условия эффективности совмещения:
Это ведет к снижению усилий по их освоению и способствует улучшению использования трудового потенциала.
Основные виды совместительства:
Введению совместительства должна предшествовать подготовительная работа, которая начинается с анализа действующей структуры управления организацией, функциональных и иных взаимосвязей ее отдельных элементов и затрат рабочего времени в подразделениях. Затем, исходя из загруженности работников, определяется перечень работ, по которым необходимо и возможно совместительство. Он кладется в основу при персональном подборе кандидатов с учетом квалификации, и организуется их необходимая переподготовка. На завершающем этапе создается и утверждается новое штатное расписание.
Нередки случаи, когда заданный объем работы фактически выполняется гораздо меньшим числом сотрудников, чем предусмотрено штатным расписанием, и многие должности оказываются незанятыми.
Все это требует рационализации должностной структуры организации. Один из методов ее осуществления, получивший название Introspect (загляни в себя), был разработан компанией «Дженерал электрик» в 1975 г. Он применим для любого типа фирм и покоится на следующих посылках:
Обычно применение данного метода связывается с крупными преобразованиями: обновлением руководства, изменением масштабов деятельности, профиля работы, формы собственности. Метод позволяет сократить управленческий персонал на низовом и среднем уровнях на 25-40%.
Работа начинается со сбора информации и составления двух документов:
На основе полученных с их помощью данных разрабатывается организационная карта аппарата управления.
Она может быть оформлена графически в виде рисунка, изображающего дом с двускатной крышей. Под крышей помещается название организации или подразделения, фамилия руководителя, соотношение числа руководителей и подчиненных, затраты на оплату труда руководителей на 1 долл. оплаты труда подчиненных.
В комнатах приводится информация об отдельных подразделениях (шифр, название подразделения, основные функции, фамилия руководителя, его годовой фонд заработной платы и доля от заработной платы непосредственного начальника (не должна превышать 75%), сведения о качестве работы руководителя и потребности в его замене. Также приводятся сведения о количестве секретарей руководителя, фактическом и желательном числе подчиненных, доле рабочего времени на руководство подчиненными и помощь другим подразделениям.
В пристройке к дому приводятся сведения о количестве руководителей, секретарей, подчиненных, общем количестве работников.
На основании этих данных:
Применение метода иллюстрируется в методике следующим примером.
Руководитель | Число подчиненных, факт/норма | % времени на руководство | % времени на вторичные функции | % времени на помощь другим | % времени на управление |
Вишман | 3/8 | 60 | 20 | — | 80 |
Розенталь | 6/12 | 60 | 25 | — | 85 |
Лейпинг | 3/12 | 25 | 20 | 10 | 55 |
Тейлор | 1/12 | 25 | 35 | — | 60 |
170 | 100 | 10 | 280 |
Нормативно необходимая численность исполнителей в 4 подразделениях = 8 + 12 + 12 + 12 = 44, т.е. один низовой руководитель на 11 подчиненных.
Фактически в 4 подразделениях 13 подчиненных. Поэтому один руководитель может быть полностью загружен, а остальные переведены в подчиненные или уволены.
В соответствии с условиями руководители должны тратить на управление 100% времени, но четверо фактически тратят 280%; таким образом, 180% тратится излишне, что соответствует загрузке двоих руководителей. Их можно перевести в подчиненные.
Чтобы решить этот вопрос, необходимо провести дополнительный анализ.
Рационализация должностной структуры
Любая организация, прежде всего коммерческая, стремится к тому, чтобы в ее штате не было лишних сотрудников, ибо это увеличивает фонд заработной платы и снижает эффективность работы.
Политика заполнения должностей предполагает реализацию мер по устранению нехватки, избытка или иного несоответствия персонала потребностям фирмы в настоящий момент или в перспективе.
При этом могут иметь место:
¨ противоречия между экономической и социальной эффективностью;
¨ стремление к поддержанию или расширению власти;
¨ конкуренция между практиками и теоретиками;
¨ борьба за место при массовых увольнениях и проч.
Часто возникают ситуации, когда для выполнения определенного объема должностных обязанностей требуется гораздо больше усилий, чем способен затратить человек в течение рабочего дня, или более низкая квалификация, чем имеется, а применение сверхурочных работ нецелесообразно. Поскольку на практике обеспечить полную загрузку работников не удается, поэтому необходим вариант, учитывающий догрузку. В этом случае, чтобы не нанимать дополнительного работника и не обострять ситуацию с занятостью, фирмы проводят политику совместительства должностей.
Оно предполагает выполнение сотрудником в течение рабочего дня нормальной продолжительности дополнительных работ, относящихся к одной или нескольким должностям, уплотнение рабочего дня, максимальное использование квалифицированных специалистов.
Совместительство целесообразно в относительно небольших организациях с ограниченным объемом работ при отсутствии перспектив изменения ситуации. Его применение позволяет сократить затраты, повысить удовлетворенность работников, предоставить им возможность творчества, большую мобильность.
Совместительство может происходить за счет как расширения обязанностей в рамках одной и той же функции, так и выполнения обязанностей, связанных с разными функциями.
Условия эффективности совмещения:
¨ технологическая и функциональная психологическая связь работ;
¨ одинаковость или близость по степени сложности работ, их слаженности, профессиональному уровню и квалификации исполнителей;
¨ максимальное повышение требований к условиям и организации труда.
Это ведет к снижению усилий по их освоению и способствует улучшению использования трудового потенциала.
Основные виды совместительства:
¨ эпизодическое (например, при подмене заболевших);
¨ периодически повторяющееся; постоянное;
¨ простое (в рамках одинаковых должностей по одной и той же функции) и комбинированное (разные должности в пределах одной и той же или различных функций);
¨ частичное или полное (охват всей совокупности должностных обязанностей или только их части);
¨ последовательное или параллельное (выполнение работ, следующих одна за другой или смежных);
¨ одинаковой или различной (более высокой или низкой) сложности;
¨ индивидуальное или в рамках коллективной организации труда.
Введению совместительства должна предшествовать подготовительная работа, которая начинается с анализа действующей структуры управления организацией, функциональных и иных взаимосвязей ее отдельных элементов и затрат рабочего времени в подразделениях. Затем, исходя из загруженности работников, определяется перечень работ, по которым необходимо и возможно совместительство. Он кладется в основу при персональном подборе кандидатов с учетом квалификации, и организуется их необходимая переподготовка. На завершающем этапе создается и утверждается новое штатное расписание.
Нередки случаи, когда заданный объем работы фактически выполняется гораздо меньшим числом сотрудников, чем предусмотрено штатным расписанием, и многие должности оказываются незанятыми.
Все это требует рационализации должностной структуры организации. Один из методов ее осуществления, получивший название Introspect (загляни в себя), был разработан компанией «Дженерал электрик» в 1975 г. Он применим для любого типа фирм и покоится на следующих посылках:
1. Менеджеры всех рангов получают зарплату за руководство подчиненными, на что они должны отводить не менее 65% времени. Остальное время затрачивается на анализ, планирование, ведение документов.
2. Руководители должны иметь такое количество подчиненных, чтобы во время, отводимое для руководства, им удавалось общаться со всеми.
3. Количество сотрудников в аппарате должно быть минимально необходимым.
4. Дублирование управленческих функций недопустимо.
Обычно применение данного метода связывается с крупными преобразованиями: обновлением руководства, изменением масштабов деятельности, профиля работы, формы собственности. Метод позволяет сократить управленческий персонал на низовом и среднем уровнях на 25-40%.
Работа начинается со сбора информации и составления двух документов:
¨ анкеты по аттестации должности, заполняемой руководителями на своих подчиненных и содержащей сведения об их соответствии должностям, о выполняемых функциях, возможности замены более достойным лицом;
¨ организационного листка, заполняемого руководителем на себя. Листок содержит информацию о структуре возглавляемой им организации (подразделения), подчиненности, распределении рабочего времени в пределах 5%-ных отрезков.
На основе полученных с их помощью данных разрабатывается организационная карта аппарата управления.
Она может быть оформлена графически в виде рисунка, изображающего дом с двускатной крышей. Под крышей помещается название организации или подразделения, фамилия руководителя, соотношение числа руководителей и подчиненных, затраты на оплату труда руководителей на 1 долл. оплаты труда подчиненных.
В комнатах приводится информация об отдельных подразделениях (шифр, название подразделения, основные функции, фамилия руководителя, его годовой фонд заработной платы и доля от заработной платы непосредственного начальника (не должна превышать 75%), сведения о качестве работы руководителя и потребности в его замене. Также приводятся сведения о количестве секретарей руководителя, фактическом и желательном числе подчиненных, доле рабочего времени на руководство подчиненными и помощь другим подразделениям.
В пристройке к дому приводятся сведения о количестве руководителей, секретарей, подчиненных, общем количестве работников.
На основании этих данных:
1) определяется среднее нормативное количество исполнителей на одного руководителя (норма управляемости);
2) рассчитывается плановая численность руководителей (путем деления фактической численности исполнителей на норму управляемости);
3) полученные данные сравниваются, и определяется степень недогрузки руководителей;
4) определяется, кого из них необходимо уволить. Для этого:
¨ по каждому подразделению формируется перечень типовых функций руководителя;
¨ анализируются руководящие должности;
¨ оценивается степень загрузки руководителя подразделения; если она меньше 0,2, то подразделение сливается с другими, а должность руководителя ликвидируется.
При этом обязанности руководителей подразделений должны быть аналогичными или совместимыми, сливаемые подразделения компактно распределены в пространстве; задания, выполняемые подразделениями, ¾ сходными, слияние не должно требовать дополнительных руководителей, а приносить эффект.
Применение метода иллюстрируется в методике следующим примером.
Нормативно необходимая численность исполнителей в 4 подразделениях = 8 + 12 + 12 + 12 = 44, т. е. один низовой руководитель на 11 подчиненных.
Фактически в 4 подразделениях 13 подчиненных. Поэтому один руководитель может быть полностью загружен, а остальные переведены в подчиненные или уволены.
В соответствии с условиями руководители должны тратить на управление 100% времени, но четверо фактически тратят 280%; таким образом, 180% тратится излишне, что соответствует загрузке двоих руководителей. Их можно перевести в подчиненные.
Чтобы решить этот вопрос, необходимо провести дополнительный анализ.
Переводить надо Лейпинга и Тейлора, которые затрачивают меньше других времени на руководство. Тогда у одного из оставшихся двоих должно быть 15 подчиненных. Если их добавить Вишману, его коэффициент загрузки составит 1,88 (15/8), а если Розенталю ¾ 1,25 (15/12). В этих условиях Вишман может не справиться. У Розенталя он более приемлем, поэтому он может быть назначен руководителем. Вишмана можно переместить по горизонтали или предложить повышение. Розенталь же фактически повышает свой статус за счет роста числа подчиненных.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу
Рационализация структуры управления
Основные причины рационализации организационной структуры управления предприятием.
В большинстве случаев решение о совершенствовании структур управления принимаются высшими руководителями организации как часть их основных обязанностей. Полноценное функционирование любого предприятия невозможно без внесения корректив, рационализации, разработке усовершенствованного проекта структуры управления.
Для более детального подхода к проблеме рационализации структуры управления предприятием, выделим все возможные причины для проведения соответствующих мероприятий
Во-первых, – это стремление еще более повысить свою производительность, расширить внутренние и внешние рынки, а также к привлечению новых финансовых ресурсов.
Во-вторых, отсутствие ориентации на перспективу. Будущее развитие предприятия требует со стороны высших руководителей всё большего внимания к стратегическим задачам. В то же время, было замечено, что до сих пор многие руководители продолжают уделять основное время оперативным вопросам.
В-третьих, частые разногласия сотрудников подразделений по организационным вопросам.
В-четвертых, тенденция к росту масштаба деятельности обязывает к изменениям действующей структуры управления в целях поддержания эффективного функционирования предприятия.
В-пятых, это изменчивость внешней экономической обстановки, в связи с чем стабильное функционирование предприятия внезапно становится близко к неудовлетворительному, что также говорит о внесении изменений в структуру управления или создании новой организационной структуры.
Подходы изучения рационализации организационных структур.
Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно-хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления, которые исходя, из конкретного опыта или научных обоснований доказывают свою эффективность для определенного набора исходных условий. Второй подход представляет, по сути, типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношениях звеньев аппарата управления и отдельных должностей в четко определенных условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.
Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления производством, направленным на стандартизацию и унификацию организационных форм управления, ускорение внедрения наиболее рациональных, прогрессивных форм. Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и, наконец, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отличаются от четко формулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления.
Исследование рационализации организационной структуры предприятия ООО «Весна»
Общая характеристика
В качестве своего объекта исследования я выбрала Общество с ограниченной ответственностью «Весна». Предприятие находится по адресу: г. Шахунья, ул. Первомайская, д.32/2.
Чем же занимается ООО «Весна»? Это, прежде всего:
— продажа компьютеров и различных периферийных устройств
— ремонт любой компьютерной техники и оргтехники, контрольно-кассовых аппаратов
— продажа, установка компьютерных программ
— локальные вычислительные компьютерные сети
— различного рода услуги
— гарантийное и послегарантийное обслуживание
Уставный капитал общества составляет 55000 (пятьдесят пять тысяч) рублей. Вкладом Участника общества могут быть здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности.
Основные финансово-экономические показатели
ООО «Весна» за 12 месяцев 2005-2006 гг.
Примечание: разработка на основе статистических данных организации
Вывод: результаты, показанные в таблице 2.1 свидетельствуют о том, что ООО «Весна» является недостаточно стабильным и развивающимся предприятием, поскольку не наблюдается не только рост валового дохода и прибыли, но и снижение уровня рентабельности продаж, снижение товарооборота и фондоотдачи. Выросла только производительность, но при этом снизилась прибыль на одного работника.
Фирма «Весна», как организация является обществом с ограниченной ответственностью (ООО).
Общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующего личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой коммерческой организации являются деление ее уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая уставный капитал, принадлежит на праве собственности ему самому как юридическому лицу и не образует объекта долевой собственности участников. Поскольку вклады участников становятся собственностью общества, нельзя сказать, что его участники отвечают по долгам общества в пределах внесенных ими вкладов. В действительности они вообще не отвечают по долгам общества, а несут лишь риск убытков (утраты вкладов).
Миссия ООО «Весна» состоит в обеспечении предприятий, организаций и населения компьютерной, оргтехникой, и другими видами современной техники, а также предоставлением качественных услуг в сфере компьютерных технологий. Благодаря эффективности и бесперебойности функционирования подобных учреждений зависит не только успех деятельности отдельных хозяйственных единиц, но и темпы экономического и научно-технического развития страны в целом.
Любая система управления — это, прежде всего целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей фирмы, которые принято называть целями функционирования.
Цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования. В сущности, планирование — это разработка целей и задач фирмы, нашедших конкретное выражение в перспективных и текущих планах.
Любая деятельность в системе оправдана только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Иначе говоря, любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся деятельность в системе реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась.
Ниже перечислены приоритетные цели ООО «Весна», которые предприятие хотело бы достичь:
— увеличение объема продаж ассортимента продукции
— увеличение доли рынка
— повышение качества услуг
— продвижение на рынок новинок
Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 422 ; Мы поможем в написании вашей работы!