что такое противоречие с позиции триз
Универсальные приемы разрешения противоречий. ТРИЗ
Автор попытался сделать приемы разрешения противоречий, разработанные Г. С. Альтшуллером, более универсальными, чтобы с помощью их можно было бы разрешать противоречия из любой области знаний.В книге приводится минимальное количество текста и большое количество картинок, поясняющее каждый из приемов и подприемов.Материал может быть полезным, как начинающим изучать ТРИЗ, так и преподавателям для демонстрации приемов. Примеры могут быть использованы и для демонстрации других инструментов ТРИЗ.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Универсальные приемы разрешения противоречий. ТРИЗ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Понятие о противоречиях
Различные технические средства создавались и создаются для удовлетворения тех или иных потребностей человека.
Потребности растут значительно быстрее возможностей их удовлетворения, что и является своего рода источником технического прогресса.
Проектирование новых объектов чаще всего подразумевает улучшение тех или иных параметров системы.
Сложные изобретательские задачи требуют нетривиального подхода, так как улучшение одних параметров системы приводит к недопустимому ухудшению других параметров. Возникает противоречие.
Противоречие — это одно из основных понятий ТРИЗ.
В ТРИЗ рассматриваются три вида противоречий:
— Административное противоречие (АП),
— Техническое противоречие (ТП),
— Физическое противоречие (ФП).
1.2. Административное противоречие
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ (АП) — противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения.
Его достаточно легко выявить. Оно часто задается администрацией или заказчиком и формулируется в виде: «Надо выполнить то-то, а как — неизвестно», «Какой-то параметр системы плохой, нужно его улучшить или нужно устранить такой-то недостаток, но не известно, как», «Имеется брак в производстве изделий, а причина его не известна» и т. д. Это самое поверхностное противоречие.
Мы хотим иметь много денег, а имеем мало.
Изображение административного противоречия
Автобус должен перевозить много пассажиров. Как это сделать?
Это типичное административное противоречие (АП).
1.3. Техническое противоречие
ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ (ТП) — это противоречие между определенными частями, качествами или параметрами системы.
ТП возникает при улучшении одних частей (качеств или параметров) системы за счет недопустимого ухудшения других.
Оно представляет собой причину возникновения административного противоречия (АП), углубляя его. В глубине одного АП, чаще всего, лежит несколько ТП.
Изображение технического противоречия
А улучшаем, а Б ухудшается.
Как правило, улучшая одни характеристики объекта (например, «А»), мы резко ухудшаем другие (например, «Б»). Обычно приходится искать компромисс, то есть чем-то жертвовать.
Техническое противоречие возникает в результате диспропорции развития различных частей (параметров) системы. При значительных количественных изменениях одной из частей (параметров) системы и резком «отставании» другой (других) ее частей возникают ситуации, когда количественные изменения одной из сторон системы вступают в противоречие с другими.
Продолжим рассмотрение задачи об автобусе.
Задача 1. Автобус (продолжение)
Чтобы перевозить много пассажиров, автобус должен быть вместимым, т. е. больших размеров. Однако большой автобус плохо маневрирует.
Таким образом можно сформулировать техническое противоречие (ТП).
ТП: Противоречие между вместимостью автобуса и маневренностью.
1.4. Физическое противоречие
ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ (ФП) — предъявление диаметрально противоположных свойств (например, физических) к определенной части технической системы.
Оно необходимо для определения причин, породивших техническое противоречие, т. е. является дальнейшим его углублением. Уточнение (углубление) противоречий может продолжаться и дальше для выявления первопричины.
Для человека, не знакомого с ТРИЗ, формулировка ФП звучит непривычно и даже дико — некоторая часть системы должна находиться сразу в двух взаимоисключающих состояниях: быть холодной и горячей, подвижной и неподвижной, длинной и короткой, гибкой и жесткой, электропроводной и неэлектропроводной, быть и не быть и т. д.
Представление физического противоречия
Представление физического противоречия
Представление физического противоречия
Продолжим разбор задачи об автобусе.
Задача 1. Автобус (продолжение)
Сформулируем физическое противоречие (ФП) для данной задачи.
ФП: Автобус должен быть большим, чтобы вмещать много пассажиров, и маленьким, чтобы быть маневренным.
Если более точно, то эти требования не ко всему автобусу, а только к салону.
1. Автобус необходимо сделать динамичным — гибким, например, как змея.
Такой автобус будет вместительным и очень маневренным. Пока таких автобусов не создано, но имеется частичное решение — соединяют два и более автобусов гибким соединением — «гармошкой».
2. Автобус ставится на автобус — двухэтажный автобус.
В Лондоне построили 5-этажный автобус. Впервые его использовали во время «Олимпиады-2012». Он высотой 17,68 м.
3. Используют маленькие автобусы, но их пускают столько, сколько нужно в данных момент.
Существует проект автобуса, складывающегося или растягивающегося с помощью гармошки в зависимости от потребности — количество пассажиров. В часы пик автобус растягивается полностью, а при малом количестве пассажиров — полностью складывается.
Противоречие (ТРИЗ)
Противоречие (одно из ключевых понятий в ТРИЗ) — ситуация, когда должны удовлетворятся противоположные требования. Анализ десятков тысяч изобретений, проведённый Г. С. Альтшуллером, показал, что «существует несколько десятков общих принципов, лежащих в основе большинства современных изобретательских идей» [1] и что при всём многообразии техническое противоречие большинство из них разрешается ограниченным числом повторяющихся приёмов. [2]
Например: Система должна обладать свойством А, чтобы выполнять полезную функцию, и должна обладать свойством не-А, чтобы не выполнять вредную.
Разрешение противоречий в изобретательстве — способ улучшить существующую техническую систему (в некотором смысле — это «двигатель эволюции» технических систем). ТРИЗ утверждает, что любой качественный шаг в развитии — результат преодоления какого-либо противоречия.
Изобретательно мыслящий человек выявляет противоречия, как только они возникают, не делая попыток уйти от них. Вместо этого он обостряет их и приходит к решению. Традиционно мыслящий человек старается найти компромиссы, одно улучшает за счёт другого и может зайти в тупик. Таким образом, умение балансировать между противоречивыми требованиями, но не сглаживать противоречия, добиваясь их разрешения — своего рода искусство.
На стр.89 «Алгоритма изобретения», 1973 г, даётся пример возникновения противоречия у мельниц из «Капитала» К. Маркса: «Увеличение размеров рабочей машины и количества её одновременно действующих орудий требует более крупного двигательного механизма … была сделана попытка приводить в движение … два постава (две пары жерновов) посредством одного водяного колеса. Но увеличение размеров передаточного механизма вступило в конфликт с недостаточной силой воды…». ГСА объясняет это как попытку улучшения (?) одного свойства машины с неизбежным её конфликтом с другим свойством. Видна явная подгонка под постулаты своей теории. На самом деле в тексте примера вовсе не говорится об «улучшении» чего- то, есть только конкретное увеличение требований к машине, которое технически ею не может быть обеспечено. И указывается причина, препятствующая увеличению количества действующих орудий (а, значит, производительности), это недостаточная энергетическая сила воды. Формулирование противоречия как взаимосвязанное «улучшение – ухудшение» частей машины с приданием ему(противоречию) качества «изобретательская» задача в корне ошибочна и не имеет такой цели как качественное изменение техники. Более того, даже успешное решение таких задач не гарантирует получения главного, для чего якобы предназначена ТРИЗ, – изобретений («Изобретение – это развитие технической системы»: стр. 31 «Творчество как точная наука», 2004 г). И только потому, что в ТРИЗ «изобретение не самоцель, оно нужно для решения той или иной практической задачи» (стр.221 «Алгоритм изобретения»,1973 г). Какую же тогда «непрактическую» задачу ставит перед собой ТРИЗ и решает? Известно, что в ТРИЗ даже нет раздела посвященного созданию изобретений, хотя утверждается, что она их может создавать. Какая бы не решалась задача, «изобретательская» или другая, в ТРИЗ установлен явный примат «диких», красивых, алогичных и т.п. решений. При этом будут ли они воплощены в изобретения, для ТРИЗ не представляет никакого интереса, это всё практика, а у неё главное – «изобретательская» высота решений.
Содержание
Сходные разработки
Независимо от Г. С. Альтшуллера методы соединения взаимоисключающих требований разрабатывал советский ученый и авиаконструктор Р. Л. Бартини. Он утверждал, что «возможна математизация рождения идей» и назвал полученные методы «И — И», от принципа соединения противоречий: «И то, И другое».
О том, что вся эволюция связана с постоянным преодолением противоречий, рассказывает советский писатель и палеонтолог Иван Ефремов в книге «Лезвие бритвы» (вторая глава, «Две ступени к прекрасному»).
Такие же методы часто используются при разработке программного обеспечения.
Что такое противоречие с позиции триз
В ТРИЗ, как и в диалектике, понятие ПРОТИВОРЕЧИЕ является одним из важнейших. Кроме того, этот термин имеет несколько значений, поэтому поговорим о противоречиях подробнее, без четкого понимания противоречия невозможно освоить «тризовское мышление противоречиями».
В известной русской сказке богатырь на развилке дорог встретил камень с надписью: «Направо поедешь, коня потеряешь, налево поедешь, голову сложишь». Что делать? Как разрешить это противоречие? Надо ехать и нельзя ехать.
Приведу библейскую историю, проанализированную В. Королевым [7]. Вспомните картину Василия Поленова «Христос и грешница».
Книжники и фарисеи подвели к Христу испуганную грешницу и сказали: «Решили мы, Учитель, следовать твоим заветам и не тронули мы грешницу, взятую в прелюбодеянии. Но Моисей заповедовал нам побивать таких камнями. Что скажешь?».
Иисус столкнулся с тяжелейшим противоречием: Он, Бог, и сын Бога, проповедовал милосердие, а Бог-Отец через Моисея заповедовал наказание смертью за прелюбодеяние.
В обыденной жизни под противоречием мы понимаем несогласие, противоположность интересов или мнений по одному и тому же поводу. Такое понимание очень близко пониманию противоречия в ТРИЗ.
В диалектике противоречия считаются естественным источником развития систем. Но и задачей ТРИЗ тоже является развитие систем. Каким образом?
Диалектическим, то есть путём выявления и разрешения противоречий, что должно привести к улучшению старых систем, например, путём изобретения новых систем.
В социальной жизни нашей страны, кажется, кончилось время «замазывания» противоречий. Впереди век вскрытия противоречий и их успешного разрешения, то есть ВЕК ТРИЗ.
Откуда проистекают социальные противоречия? Каждый человек имеет много целей и желаний, но, увы!, ограниченные возможности их выполнить. Но даже если есть возможность их выполнить, реализация целей одного человека может мешать реализовать цели другому человеку. Отсюда и противоречия.
Определение термина «ПРОТИВОРЕЧИЕ» в ТРИЗ
Например, холодильник создает холод, и это ХОРОШО, но одновременно потребляет электроэнергию, занимает место, шумит, требует периодического размораживания, чистки. и это ПЛОХО. Или: кто-то сделал полезную покупку, но одновременно лишился денег и сделал невозможной другую покупку.
Кроме того, потребности людей многогранны и многозначны. Им надо, чтобы выполнялось много требований и хорошо, и одновременно, и быстро. Например, холодильник должен быть: с большой холодильной камерой, в разных режимах температуры, совершенно безопасный во всех отношениях, и дешёвый, и красивый, и чтобы мало места занимал, и не шумел, и энергии бы не потреблял, и мыть бы его не надо.
Например, одному нужен луг для выпаса, а другому тот же луг для постройки дачи. Как быть? Это противоречие.
Например, человек понимает, что надо учиться, но лень, понимает, что курить вредно, но не бросить, надо идти к зубному врачу, но страшно. Вор понимает, что нельзя воровать и ворует. Надо каяться, но мужества не хватает.
Противоречия и отличия
Психологам известно, что женщины и мужчины воспринимают мир обычно по разному: женщины, как правило, на эмоциональном уровне, а мужчины чаще на логическом и информационном. Но это не является противоречием. Это просто отличие свойств, что не мешает им испытывать счастье общения. Так уж устроен мир и это надо принять. Отличия свойств надо знать, принимать как данное, не обижаться, а использовать.
Иное дело, такая ситуация: в одной комнате живут мать и сын. Купили магнитофон. Поздний вечер. Мать хочет спать, а сын хочет слушать громкую музыку.
В этом случае налицо противоречие. В одно и то же время, к одному и тому же объекту (в данном случае к уровню громкости музыки) предъявляются противоположные требования: должна звучать громкая музыка и не должна звучать громкая музыка.
Противоречия и конфликты
Основной причиной конфликтов является недостаток какого-то ресурса для удовлетворения требований обеих сторон. Чтобы снять конфликт, надо либо найти недостающий ресурс, либо вовремя вмешаться в процесс и изменить ход его развития. Этим тоже занимается ТРИЗ.
Противоречие и компромисс
В технике часто улучшают один параметр, например, качество, за счет ухудшения другого параметра, например, стоимости.
ТРИЗ пытается улучшить требуемый показатель, совершенно не ухудшая других показателей. Это принципиальное отличие.
Но отсюда вовсе не следует, что компромиссные решения – это плохие решения. Нет и еще раз, нет. Просто, «при прочих равных», ТРИЗовские решения сильнее компромиссных.
В ТРИЗ разработаны специальные приёмы, отсекающие само желание пойти на компромисс. Например, утверждается, что надо МЫСЛЕННО УСИЛИВАТЬ противоречие до предела и тогда вдруг окажется, что и задачу решить проще, и решение будет сильнее.
Иногда идут на компромисс потому, что не хотят воевать, ссориться, или потому, что решили смириться со своим плохим положением, сломались, но чаще, согласитесь Вы или нет, идут на компромисс потому, что не умеют сделать так, чтобы всем было хорошо. Или совершенно не думают в этом направлении.
Когда надо искать компромиссные решения? Когда убедился, что не нашел ресурса на ТРИЗовское решение (всем по максимуму, ТРИЗовский принцип «И-И», рассмотренный ранее).
Противоречие и проблемная ситуация
Парты ДОЛЖНЫ по высоте точно соответствовать росту каждого ребенка,
ЧТОБЫ у детей не деформировался позвоночник,
НО тогда нужно переделывать или покупать новые парты, на что нет денег.
Учебники ДОЛЖНЫ быть легкими,
ЧТОБЫ у детей не деформировался позвоночник от ношения тяжелого портфеля,
НО тогда учебники не будут содержать всех сведений, которые должны быть освоены за год.
И обратное: учебники ДОЛЖНЫ быть тяжелыми,
ЧТОБЫ содержать всю необходимую информацию,
НО тогда у детей будут опасные нагрузки на позвоночник. Противоречия и техника
Общепризнанно, что движущей силой развития техники является противоречие между объективной необходимостью максимального удовлетворения непрерывно растущих материальных и духовных потребностей общества и возможностью это сделать при снижении необходимого труда на производство жизненных благ. То есть, в основе лежит социальное противоречие между желаниями и возможностями их удовлетворения.
Могут ли быть задачи без противоречий?
Зачем разрешать противоречия?
Ранее мы говорили о том, что если не мешать процессу развиваться, то он обязательно когда-то и чем-то, но кончится. Если вовремя не вмешаться в процесс, то он кончится «как всегда», то есть плохо.
Интересный вопрос: Можно ли противоречия разрешить на всю жизнь? В некоторых случаях можно, если процесс длится дольше, чем жизнь. Например, жилищную проблему, если дом большой и новый; денежную, если рента большая и надежная; семейную, если супруги полюбили друг друга на всю жизнь.
Зачем формулировать противоречия?
Если понятие противоречия нельзя отнести к простым, то и процесс формулирования противоречий не прост. Но если есть ясное понимание того, что формулирование противоречий помогает решать задачи, то морально легче выполнять эту операцию.
Итак, формулировать противоречие надо по следующим причинам:
1. Чтобы правильно понять задачу. Чем точнее будет сформулировано противоречие, тем точнее будет и решение задачи.
2. Сформулировав противоречие, мы превращаем часто аморфно поставленную проблему в точно сформулированную задачу, и получаем тем самым возможность использовать мощный «решательный» аппарат ТРИЗ для разрешения противоречий.
При формулировании противоречий вскрываются важные причинно-следственные связи, осуществляется точный анализ ситуации.
Тризовцы заметили два таких замечательных факта:
— при бесконечном разнообразии изобретательских задач число противоречий, лежащих в их основе, сравнительно не велико;
— одинаковые противоречия можно разрешать одинаковыми приёмами и способами.
4. При формулировании противоречий для сложных задач может выявиться несколько самостоятельных противоречий. Это значит, что задача оказалась многозначной, то есть состоящей из нескольких задач. Тогда противоречия ранжируются и разрешаются последовательно, начиная, например, с самого существенного и другие могут оказаться решенными автоматически.
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)
Решение нестандартных задач. ТРИЗ
Это учебник, описывающий метод решения нестандартных задач, состоящий из 5 шагов.Метод легко усваивается и пригоден для решения задач из любой области знаний.В книге разобрано 88 задач, из них 41 – для самостоятельного решения. Авторский разбор этих задач приведен в приложении.Книга рассчитана на широкий круг читателей, от детей школьного возраста и до людей любых специальностей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Решение нестандартных задач. ТРИЗ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 2. Понятие о противоречиях
Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения.
Различные средства создавались и создаются для удовлетворения тех или иных потребностей человека.
Потребности растут значительно быстрее возможностей их удовлетворения, что и является своего рода источником прогресса.
Проектирование новых объектов чаще всего подразумевает улучшение тех или иных параметров системы.
Сложные изобретательские задачи требуют нетривиального подхода, так как улучшение одних параметров системы приводит к недопустимому ухудшению других параметров. Возникают противоречия.
Противоречие — взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания.
Противоречие — это одно из основных понятий ТРИЗ. Наиболее полно противоречия рассматриваются в Алгоритме Решения Изобретательских Задач (АРИЗ).
Решение задач по АРИЗ представляет собой последовательность по выявлению и разрешению противоречий, причин, породивших данные противоречия и устранению их использованием информационного фонда. Так определяются причинно-следственные связи, суть которых — выявление противоречий.
В ТРИЗ рассматриваются три вида противоречий.
Автор ТРИЗ Г. С. Альтшуллер назвал их:
— Административное противоречие (АП);
— Техническое противоречие (ТП);
— Физическое противоречие (ФП).
Эти названия были выбраны Альтшуллером для решения технических задач, но для задач из других областей они не всегда подходят, поэтому мы их назвали:
Административное противоречие — поверхностное противоречие (ПП);
Техническое противоречие — противоречие требований (ПТ);
Физическое противоречие — противоречие свойств (ПС).
2.2. Поверхностное противоречие
Поверхностное противоречие (ПП) — противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения.
Его достаточно легко выявить. Оно часто задается руководством или заказчиком и формулируется в виде: «Надо выполнить то-то, а как — неизвестно», «Какой-то параметр системы плохой, нужно его улучшить или нужно устранить такой-то недостаток, но, не известно, как», «Имеется брак в производстве изделий, а причина его неизвестна» и т. д.
Таким образом, ПП выражается в виде:
— нежелательного эффекта (НЭ) — что-то плохо;
— улучшения — необходимо создать что-то новое, но неизвестно каким образом.
Автобус должен перевозить много пассажиров. Как это сделать?
2.3. Противоречие требований
Противоречие требований (ПТ) — это противоречие между определенными частями, качествами или параметрами системы.
ПТ возникает при улучшении одних частей (параметров) системы за счет недопустимого ухудшения других.
Оно представляет собой причину возникновения поверхностное противоречия (ПП), углубляя его. В глубине одного ПП, чаще всего, лежит несколько ПТ.
Как правило, улучшая одни характеристики объекта, мы резко ухудшаем другие. Обычно приходится искать компромисс, то есть чем-то жертвовать.
ПП возникает в результате диспропорции развития различных частей (параметров) системы. При значительных количественных изменениях одной из частей (параметров) системы и резком «отставании» другой (других) ее частей возникает ситуация, когда количественные изменения одной из сторон системы вступают в противоречие с другими.
Продолжим рассмотрение задачи об автобусе.
Задача 2.1. Автобус (продолжение)
Чтобы перевозить много пассажиров автобус должен быть вместимым, т. е. больших размеров. Однако большой автобус плохо маневрирует. Таким образом, можно сформулировать ПТ.
ПТ: противоречие между вместимостью автобуса и маневренностью.
2.4. Противоречие свойств
Противоречие свойств (ПС) — предъявление диаметрально противоположных свойств (например, физических) или состояний к определенной части системы.
Оно необходимо для определения причин, породивших противоречие требований, т. е. является дальнейшим его углублением. Уточнение (углубление) противоречий может продолжаться и дальше для выявления первопричины.
Для человека, незнакомого с ТРИЗ, формулировка ПС звучит непривычно и даже дико.
Требование к формулировке ПС: некоторая часть системы должна находиться сразу в двух взаимоисключающих состояниях: быть холодной и горячей, подвижной и неподвижной, длинной и короткой, гибкой и жесткой, электропроводной и неэлектропроводной, быть и не быть и т. д.
Одно из свойств, удовлетворяет одному из параметров ПТ, а другое свойство — удовлетворяет другому параметру.
ПС — своего рода необычное неравенство. Обычно с помощью неравенств указывается промежуток (или интервал), например,
Графически промежуток представлен на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Графическое представление промежутка
Этот промежуток представляет собой зону «А». Обычно в этой зоне и ищут «оптимальное» решение.
ТРИЗ идет совершенно другим путем.
Определяют, каким свойством «с» должна обладать система, чтобы параметр «А» (в ПТ) был наилучший. Обозначим это свойство «С». Далее определяют, каким свойством «с» должна обладать система, чтобы параметр «Б» был наилучший. Обозначим это свойство «анти-С».
Такое конфликтующее действие представляется в виде неравенства (2.2).
Изобразим для наглядности это неравенство на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Изображение физического противоречия
Формулировка противоречия свойств требует, чтобы «с» была одновременно в зоне «А» и в зоне «Б», что исходя из графика невозможно (рис. 2.2).
Задача 2.2. Блок питания
Для питания многих электронных устройств используются промышленная сеть переменного тока, хотя большинство их блоков, например, усилитель, генератор и другие нуждаются в постоянном питающем напряжении. По этой причине на выходе блока питания необходим элемент, имеющий противоречивые физические свойства.
ПС: Элемент блока питания должен пропускать переменный ток, поскольку другого источника тока нет, и не должен пропускать переменный ток, поскольку прибору требуется постоянный ток.
Данное противоречие свойств разрешается в структуре за счет пропускания только положительной полуволны и не пропускания отрицательной. Это осуществляется с помощью выпрямителя, выполненного на диодах, обладающих указанными физическими свойствами и реализующих функцию преобразования переменного тока в постоянный.
Продолжим разбор задачи об автобусе.
Задача 2.1. Автобус (продолжение)
Сформулируем ПС для данной задачи.
ПС: Автобус должен быть маленьким, чтобы быть маневренным и большим, чтобы вмещать много пассажиров.
Более точно, то эти требования не ко всему автобусу, а только к салону.
Следует подчеркнуть еще раз, что в отличие от противоречия требований, принадлежащего всей системе, противоречие свойств — относится только к определенной ее части.
Таким образом, рассмотренные три вида противоречий образуют цепочку, которая определяет причинно-следственные связи в исследуемой системе (2.3).
Теперь, рассмотрев различные виды противоречий, следует еще раз отметить, что решить сложную задачу — значит улучшить необходимые показатели системы, не ухудшая другие. Осуществить это возможно путем выявления ПТ, определения причин, породивших его, или даже причины причин (выявление ПС), и устранения этих причин, то есть разрешения противоречия свойств.
2.5. Способы разрешения противоречия свойств
В качестве основных способов разрешения ПС можно назвать способы разрешения противоречивых свойств:
— в структуре, в частности, фазовые изменения, например, агрегатное состояние;
Продемонстрируем эти способы разрешения ПС.
Людям с плохим зрением нужно иметь две пары очков. Одни, чтобы смотреть в даль и другие, чтобы смотреть вблизи, например, читать. Очень неудобно постоянно менять очки. Как быть?
ПП: Как улучшить удобства использования очков?
ПТ: Противоречие между необходимостью хорошо видеть вдали и вблизи, и удобством использования очков (смена очков).
ПС: Должно быть одна пара очков, чтобы было удобно их использовать (не менять очки), и должна быть две пары очков (с разными типами линз), чтобы хорошо видеть вдали и вблизи.
Разрешим ПС, разделяя противоположные свойства:
Используются бифокальные очки (рис. 2.3). Большая часть линзы для дали, а сегмент нижней части линзы для близких расстояний (для чтения).
Рис. 2.3. Бифокальные очки
ПП: Как не допустить срыва свежей корочки?
ПТ: Противоречие между необходимостью заклеивания ранки и срыва свежей корочки.
ПС: Пластырь должен быть не клейким (не должно быть адгезии), чтобы не срывать свежую корочку, и должен быть клейким (должна быть хорошая адгезия), чтобы хорошо заклеивать ранку.
Разрешим ПС, разделяя противоположные свойства:
Место, которое прикладывается к ранке не клейкое (там находится марля, пропитанная антисептиком), а по краям пластырь клейкий (адгезионный).
Другой вариант этой задачи.
Раны заклеивают пластырем, и кожа не «дышит». Как быть?
ПП: Как сделать, чтобы кожа дышала под пластырем?
ПТ: Противоречие между необходимостью защиты ранки от внешней среды, т. е. ее закрытием и тем, что закрытие ранки мешает коже «дышать».
ПС: Пластырь должен быть, чтобы защищать ранку, и не должен быть, чтобы кожа «дышала».
Разрешим ПС, разделяя противоположные свойства:
В пространстве и структуре.
Часть пластыря существует, а часть не существует. Пластырь делается с дырочками. Ранку закрывает марля. Она тоже не сплошная.
Задача 2.5. Реактивный самолет
Прямое крыло самолета создает большое лобовое сопротивление при околозвуковых и сверхзвуковых скоростях полета. Как быть?
ПП: Как уменьшить лобовое сопротивление движению самолета при сверхзвуковых скоростях полета?
ПТ: Противоречие между устойчивостью полета на малых скоростях и сопротивлением движению полета на больших скоростях полета.
ПС: Крыло должно быть стреловидное, чтобы не создавать сопротивление движению полета при больших скоростях, и должно быть не стреловидное, чтобы придать устойчивость полета на малых скоростях (при взлете и посадке).
Разрешим ПС, разделяя противоположные свойства:
В структуре и по условию.
Создали самолет с изменяемой стреловидностью (геометрией) крыла (рис. 2.5). На малых скоростях крылья раздвинуты (прямое крыло), а при больших скоростях прижаты к фюзеляжу (стреловидное крыло).
Условие в данном случае скорость полета (большая или маленькая).
Рис. 2.5. Самолет с изменяемой стреловидностью крыла
Компьютер тратит лишнюю энергию, когда не работает. Как быть?
ПП: Как уменьшить потери энергии?
ПТ: Противоречие между необходимостью работы компьютера и потерями лишней энергии.
ПС: Компьютер должен быть выключенным, чтобы не расходовать лишнюю энергию, когда он не работает, и должен быть включенным, чтобы выполнять необходимую работу.
Разрешим ПС, разделяя противоположные свойства:
Через установленное время, когда на компьютере не работают, он переходит в «спящий» режим (hibernation mode).
Задача 2.7. Рыцарские доспехи
Рыцарские доспехи (латы) тяжелые и в них ограничена подвижность, поэтому неудобно вести бой. Как быть?