что такое прием воспитания

Теория и методика воспитания: конспект лекций.

6.6. Понятие о приемах воспитания.

Приемы воспитания – это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, и он начинает действовать определенным образом.

Существуют различные классификации приемов воспитания. В основу предлагаемого варианта положены способы, с помощью педагог добивается изменений в отношениях с учениками и окружающими.

Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в классе. Сюда можно отнести следующие приемы.

«Эстафета». Педагог организует деятельность так, чтобы в ее ходе взаимодействовали учащиеся из разных групп.

«Взаимопомощь». Деятельность организуется таким образом, чтобы от помощи детей друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

«Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого из них. При этом его оценка должна быть объективной и опираться на конкретные факты.

«Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится довести до сознания детей, что мнение большинства не всегда правильно. Начать такой разговор можно с анализа того, как часто ошибается зал, подсказывая ответ игроку во время телеигры «Кто хочет стать миллионером?».

«Истории о себе». Этот прием используется, когда педагог хочет, чтобы дети получили больше информации друг о друге и лучше понимали друг друга. Каждый может сочинить историю о себе и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.

«Общаться по правилам». На период выполнения творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся и определяющие, в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение товарищей. Подобные предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

«Общее мнение». Учащиеся высказываются на тему отношений с различными группами людей по цепочке: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие в обсуждении каждого ученика) переходят к аналитическим, а затем – к проблемным высказываниям через введение соответствующих ограничений (требований).

«Коррекция позиции». Этот прием предполагает тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание об аналогичных ситуациях, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

«Справедливое распределение». Данный прием предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим к ситуации «задавленной» инициативы, когда агрессивные выступления и атаки одних детей гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь – добиться сбалансированного распределения инициативы между представителями всех групп учащихся.

«Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом на разных этапах выполнения задания педагога.

Вторая группа приемов связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме. В рамках проведения такого диалога могут быть использованы следующие приемы.

«Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.

«Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом косвенно ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

«Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

«Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

«Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

При использовании педагогических приемов педагогу необходимо ориентироваться на личный пример, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п. В ходе воспитательного процесса педагог может использовать бесконечное множество педагогических приемов, поскольку новые воспитательные ситуации рождают новые приемы. Каждый педагог вправе использовать те приемы, которые соответствуют его индивидуальному стилю профессиональной деятельности, характеру, темпераменту, жизненному и педагогическому опыту.

Источник

Приемы воспитания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие о приемах воспитания

Содержание воспитания однозначно признается учеными главным культурным аспектом педагогического воздействия на личностный опыт ребенка. Но его освоение осуществляется в ходе работы, организуемой учителем, то есть в ходе претворения в жизнь педагогического взаимодействия. Всевозможные приемы организации педагогического взаимодействия выступают как организационные формы освоения содержания воспитания.

В качестве главных форм организации педагогического взаимодействия в педагогике выделяют методы и приемы воспитания. Они являются определенными способами педагогического воспитательного взаимодействия, обеспечивающими преимущественно реализацию целей и задач воспитания через освоение учеником содержания воспитания.

Базу приемов воспитания образуют действия преподавателей, нацеленные на стимулирование работы обучающихся.

Приемы воспитания существуют как часть совокупного метода, отдельного воздействия, конкретного совершенствования воспитательного процесса. В то же время при некоторых условиях прием можно воспринимать и как самостоятельный способ педагогического взаимодействия, если решаемые при помощи него задачи обеспечивают условия успешной реализации педагогической деятельности.

Классификация приемов воспитания

Для педагогической системы безусловно важной является классификация приемов воспитания. Она позволяет упорядочить их и обозначить педагогический потенциал как каждого конкретного приема, так их совокупности в целостном виде. Так это предоставляет возможность выявить между ними общие элементы и черты отличия, определить роль и место приема в ходе формирования личности, указать на конкретные результаты, проявляющиеся при действии того или приема.

При выборе основания для такой классификации надлежит принять во внимание и то, каким образом воспитатель достигает перемен в отношениях с воспитанником и в его отношениях с окружающими. Прежде всего, следует знать о коммуникативных приемах, то есть приемах взаимообщения учителя и учащихся. К этой группе относятся следующие методы:

Прием «ролевая маска». Детям предлагается войти в некую роль и выступить от лица соответствующего персонажа.

Прием «непрерывная эстафета мнений». Учащиеся по очереди высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают и дополняют и так далее. Затем от несложных суждений можно перейти к аналитическим, а потом к проблемным высказываниям.

Прием «самостимулирование». Учащиеся делятся на группы и готовят друг другу определенное число встречных вопросов, которые впоследствии подвергаются коллективной дискуссии.

Прием «импровизация на вольную тему». Важно сказать, что здесь выбор детьми тем не ограничен. Они подбирают ту тему, в которой наиболее сильны или которая вызывает у них неподдельный интерес. После этого творчески развивают главные сюжетные полосы, переносят действия в другие условия, со своей точки зрения интерпретируют смысл происходящего.

Другая группа приемов связана с организаторской работой учителя, направленной на создание необходимого пространства ученика.

Прием «инструктирование» позволяет на период исполнения того или иного креативного задания создать правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований возможно вносить собственные предложения, дополнять, осуждать, отрицать воззрения друзей.

Прием «распределение ролей». Он подразумевает конкретное распределение функций и ролей учащихся согласно с уровнем владения теми познаниями, умениями и умениями, что требуются для исполнения задания.

Прием «коррекция позиций». Тут наблюдается корректное изменение воззрений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих исполнению креативных заданий.

Прием «самоотстранение учителя». После того, как внесены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в процессе его исполнения, наставник словно самоустраняется от прямого начальства или берет на себя обещания рядового соучастника. Это позволяет детям еще более раскрыть свои внутренние качества и способности, но в то же время почувствовать самостоятельность и ответственность при выполнении задания.

Прием «распределение инициативы» предполагает равные условия для проявления инициативы всеми учащимися. Особенно важно достигнуть сбалансированного распределения инициативы по всей программе исполнения задания.

Из множества педагогических приемов отдельное место занимают юмор, собственный пример учителя, изменение обстановки, обращение к самостоятельным специалистам и некоторые другие.

что такое прием воспитания. priem vospit. что такое прием воспитания фото. что такое прием воспитания-priem vospit. картинка что такое прием воспитания. картинка priem vospit. Приемы воспитания – это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, и он начинает действовать определенным образом.

Педагогических приемов может быть очень много. Любая обстановка рождает новые приемы, а каждый наставник из большого количества приемов применяет те, что отвечают его персональному стилю. При этом нужно учитывать, что прием, подходящий к одному ученику, может быть неприемлем для иного.

Значение приемов воспитания в педагогике

Приемы воспитания весьма значимы как для целостной системы учебно-воспитательного процесса, так и для отдельного педагога в частности. Именно благодаря использованию нужных воспитательных приемов, педагог может косвенно воздействовать на ученика через предметы либо произведения материальной и духовной культуры, которые классифицируются как средства воспитания. Впрочем самостоятельно создать новый уникальный прием воспитания – задача скорее непостижимая. Это ни одному педагогу не под силу, хотя вопрос улучшения и расширения системы приемов постоянно развивается. Каждый педагог в меру собственных сил решает этот вопрос на основе собственного практического опыта, внося в разработку единой системы приемов свои коррективы и дополнения, подходящие к конкретным условиям воспитательного процесса.

Приемы в образном смысле могут быть представлены как неизвестные ранее тропинки, что пролагает педагог совместно со собственными воспитанниками, чтобы достичь заданной цели. В том случае, если ими начинают пользоваться и прочие педагоги в своей практике, тогда со временем эти приемы имеют все шансы перевоплотиться в распространенные и известные всем пути — методы.

Важная заслуга приемов также заключается в том, что они, как педагогически оформленные действия, помогают педагогу воздействовать на поведение и позиции обучаемого, изменять его взгляды и мотивы действий. А в результате это происходит заметная активизация имеющегося потенциала личности, открываются резервные возможности человека и он начинает действовать явным образом.

Следует отметить, что к позитивным сменам в процессе воспитания ведет далеко не всякое педагогическое действие, а только такое, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно ценным.

Источник

Методы, приемы и средства воспитания

Методы воспитания

– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения

– совокупность путей, способов достижения целей.

– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

Наглядные методы и приемы обучения

Методы

1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

Наглядные пособия,используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели,если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное) ;

• беседа (после экскурсии, прогулки,

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2.Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

— содержания учебного материала;

— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;

— оснащенности педагогического процесса;

— личности воспитателя

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Средства воспитания

– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

Средства материальной культуры

– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

Средства духовной культуры

– книги, предметы искусства, речь.

Явления и объекты окружающего мира

– явления природы, растительный и животный мир.

Средство обучения

– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

— закономерностей и принципов обучения;

— общих целей обучения, воспитания и развития;

— конкретных образовательных задач;

— уровня мотивации обучения;

«Методы и приемы ФЭМП» (презентация) В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе.

Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.

Методы и приемы нетрадиционного рисования 22:16 Методы и приемы нетрадиционного рисования Методы и приемы нетрадиционного рисования Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности:.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, средства и формы воспитания, используемые в тренировочном процессе дошкольников Для достижения поставленной цели и наилучших результатов в физической культуре я использую несколько методов, средств и форм воспитания.

Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.

Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Методы и средства элементарной диагностики уровня воспитания и развития детей при реализации индивидуального подхода Испытывая необходимость анализа результативности воспитательно – образовательной работы, а также для определения дальнейших перспектив мне.

Источник

Приемы воспитания

что такое прием воспитания. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. что такое прием воспитания фото. что такое прием воспитания-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка что такое прием воспитания. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Приемы воспитания – это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, и он начинает действовать определенным образом. что такое прием воспитания. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. что такое прием воспитания фото. что такое прием воспитания-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка что такое прием воспитания. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Приемы воспитания – это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, и он начинает действовать определенным образом. что такое прием воспитания. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. что такое прием воспитания фото. что такое прием воспитания-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка что такое прием воспитания. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Приемы воспитания – это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, и он начинает действовать определенным образом. что такое прием воспитания. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. что такое прием воспитания фото. что такое прием воспитания-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка что такое прием воспитания. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Приемы воспитания – это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, и он начинает действовать определенным образом.

что такое прием воспитания. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. что такое прием воспитания фото. что такое прием воспитания-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка что такое прием воспитания. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Приемы воспитания – это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, и он начинает действовать определенным образом.

что такое прием воспитания. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. что такое прием воспитания фото. что такое прием воспитания-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка что такое прием воспитания. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Приемы воспитания – это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, и он начинает действовать определенным образом.

Реализация каждого метода воспитания предполагает ис­пользование совокупности приемов, соответствующих пе­дагогической ситуации, особенностям учащихся, индиви­дуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осу­ществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позицию обу­чаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активи­зируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педаго­гическое воздействие ведет к позитивным изменениям в про­цессе воспитания, а только то, которое принимается учащим­ся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Для педагогической теории и практики важно классифи­цировать приемы воспитания. Классификация дает возмож­ность упорядочить приемы и представить их педагогичес­кий потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основа­ния для классификации следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношени­ях с учениками и с окружающими.

Первая группа приемов связана с организацией деятель­ности и общения детей в классе.

Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали уча­щиеся из разных групп.

Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятель­ность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех со­вместно организуемого дела.

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конк­ретные факты.

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что не всегда правиль­ным может быть мнение большинства. Начать такой раз­говор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая игроку ответ во время игры «Кто хочет стать миллионе­ром?»

Прием «Истории про себя». Этот прием применяется тог­да, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информи­рованы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей про­играть эту историю как маленький спектакль.

Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются пра­вила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вно­сить свои предложения, дополнять, критиковать, опровер­гать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты обще­ния, защищают «статус» всех его участников.

Прием «Общее мнение». Учащиеся по цепочке высказы­ваются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточня­ют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) пе­рейти к аналитическим, а затем проблемным высказыва­ниям учащихся через введение соответствующих ограниче­ний (требований).

Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мне­ний учащихся, принятых ролей, образов, снижающих про­дуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание ана­логичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

Прием «Справедливое распределение» предполагает со­здание равных условий для проявления инициативы все­ми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной» инициативы, когда позиционные выступления и атаки од­них гасят инициативу и желание общаться у других. Глав­ное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с впол­не конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.

что такое прием воспитания. 640 1. что такое прием воспитания фото. что такое прием воспитания-640 1. картинка что такое прием воспитания. картинка 640 1. Приемы воспитания – это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, и он начинает действовать определенным образом.

Прием «Обмен ролями» — учащиеся обмениваются роля­ми (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Прием «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположе­ния учащихся в классе в определенном сочетании друг с дру­гом в те или иные моменты выполнения задания педагога.

Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию его отношения к какой-либо значимой проблеме. Можно применить следу­ющие приемы в рамках проведения такого диалога.

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время бе­седы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся вы­бирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл проис­ходящего и т. п.

Прием «Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столк­новением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнени­ях, обозначение главных линий, по которым должно прой­ти обсуждение.

Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них под­вергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художествен­ной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается при­думать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.

Прием «Любимые книги товарища». Ученику предлагает­ся догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим лю­дям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (модели­руют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разраба­тывают задания и т. п.).

Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на извест­ный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пыта­ются изобразить эту пародию.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, изменение обстановки, обращение к неза­висимым экспертам и т. п.

Педагогических приемов может быть бесконечное мно­жество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые счи­тают наиболее плодотворными. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *