что такое прерванный оборот
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Прерванный гармонический оборот
Доминантсептаккорд (D7)
Доминантсептаккорд может быть полным, неполным (без квинтового тона, но с удвоенной примой) и с секстой вместо квинты:
D7 преимущественно используется в заключительной каденции. Его основной тон (V ступень лада) разрешается на кварту вверх или на квинту вниз в приму тонического трезвучия. Диссонирующий тон – септима (IV ступень лада), всегда разрешается на ступень вниз, в терцовый тон тоники. Квинта (II ступень) разрешается также вниз, в приму тоники. Терцовый тон доминантсептаккорда (VII ступень) можно разрешить на малую секунду вверх в приму тоники, но можно повести и на терцию вниз, в квинту тоники. Тогда D7 разрешится в полное тоническое трезвучие (Т53).
В полной совершенной каденции D7 берется в одном из в трех мелодических положений: примы (неполный D7), терции и квинты (либо сексты вместо квинты). D7 в мелодическом положении септимы разрешается в Т53 в мелодическом положении терции, образуя несовершенный каданс, а это нежелательный вариант завершения периода.
При разрешении D7 в VI53 (в прерванном обороте и в прерванной каденции) бас переходит на секунду вверх в VI ступень, остальные звуки разрешаются так же, как и при разрешении D7 в Т53: VII ступень – в I, II – в I, IV – в III. В результате в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон.
После VI53 обычно используется аккорд субдоминантовой группы, гармонически соединенный с VI53. За ним следует дополнительная каденция.
При соединении кадансового квартсекстаккорда (К64) с D7 могут образоваться параллельные квинты (ч5 и ум.5), которые в данном случае допустимы. Найдите эти квинты в следующем нотном примере:
Соединение D7 с предшествующим аккордом
Если D7 следует за D53, то септима вводится поступенным нисходящим ходом от V ступени к IV в одном из верхних голосов. Получается проходящая септима (см. нотный пример 2).
Если D7 следует за аккордом субдоминанты (S), то септима (IV ступень лада) будет приготовленной (общий звук) в одном из верхних голосов:
Пример гармонизации мелодии:
1. Найдите в произведениях своего репертуара D7.
2. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях квинтового круга кадансовые обороты из нотных примеров.
3. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях D7 в мелодическом положении терции, квинты и примы (неполный) с разрешением.
4. Найдите проходящие септимы в приведенных выше нотных примерах.
Как пользоваться прерванным оборотом
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы посмотрим как прерванный оборот работает на практике в наших музыкальных построениях.
Мы ранее писали о гармонических оборотах. Просто перечислили какие они бывают и всё, однако некоторые из них являются очень интересными и дают нам дополнительные возможности при сочинении музыки.
Как мы помним прерванный оборот получается когда мы переходим не в тонику в конце построения (предложения или периода), а в аккорд шестой ступени (как в мажоре так и в миноре).
Давайте посмотрим на практике как это происходит и что вообще даёт.
Пример базовой гармонии
Построим самую базовую последовательность аккордов. То есть это два предложения, каждое по четыре такта.
рис. 1
В конце у нас стоит тоника в каденции (там где K64 и далее). Это создает ощущение полного завершения.
Послушаем как это звучит:
Пример гармонии с прерванным оборотом
А теперь вместо тоники в каденции возьмём аккорд 6-ой ступени (обозначим его как SVI). Несмотря на обозначение SVI нести этот аккорд будет тоническую функцию.
Он создаёт уже другое ощущение, будто бы мы ещё не всё доиграли. Следовательно, мы с помощью него можем дать себе возможность ещё что-то поиграть.
Хорошо в этом случае звучит переход во вторую ступень (то есть аккорд II7 берём сразу сразу после SVI). Например, так:
рис. 2
То есть мы расширили наш период на четыре такта благодаря прерванному обороту.
Также можно попробовать взять после SVI субдоминанту (созвучие от 4-ой ступени).
Послушаем как звучит гармония с рисунка 2:
Итак, получается прерванный оборот можно хорошо использовать например в конце нашего произведения взяв вместо тоники шестую ступень и прибавив к построению ещё такты.
Как сделать интереснее
Кстати, есть более интересные варианты прерванного оборота.
Например, можно взять аккорд от 6-ой пониженной ступени в мажоре.
В тональности До мажор это аккорд Abmaj7 (или просто трезвучие Ab).
Этот аккорд взять из одноимённой тональности: Cmoll (До минор). Он там тоже аккорд 6-ой ступени.
рис. 3
Так вот его мы можем использовать и в мажоре, это также будет прерванный оборот, функциональное значение созвучия сохраняется (он по-прежнему заменяет нам тонику или может использоваться как субдоминанта).
При использовании такого аккорда у нас получится более интересное звучание.