что такое политика ребенку как объяснить
Зачем, когда и как говорить с детьми о политике
Казалось бы, беседы о том, как устроено государство, что такое быть гражданином, что такое быть ответственным, беседы о правах и обязанностях — естественная часть процесса воспитания. В этом и есть наша родительская роль: рассказать, как устроен мир и предложить модели взаимодействия с этим миром.
Так как же давать идеальные картинки, если мы знаем, что в нашей жизни все не так гладко и правильно? В России время от времени оставляешь колёса на дорогах и перестаёшь адекватно воспринимать действительность, услышав очередной перл из телевизора. Но мы же растим гражданина, вот прямо сейчас строим будущее.
Поэтому говорите о том, что бы нам хотелось видеть. А уже потом — что мы имеем на самом деле
Может быть, начать не с того, хороша ли лично королева Англии или что вы думаете про Великого руководителя Северной Кореи, а с того, зачем нужен руководитель вообще. И что это за страшное слово «правительство», откуда оно берётся и почему мы его терпим. Не слово, конечно, а госструктуру.
Политика — это про умение договариваться и жить вместе, слушать друг друга и оставаться собой. Людей на планете много, даже слишком, и все они разные. А поэтому иногда им хочется разных вещей. Например, мальчишки хотят новую хоккейную коробку во дворе, а пенсионеры — садик с клумбами. А кому-то не хватает места для парковки. Поиск баланса между клумбой, парковкой и хоккеем и есть политика. Попробуйте вместе с ребёнком найти лучшее решение. Умение договариваться мы каждый день используем в семье, с друзьями, в школе. Играя, вы подчиняетесь правилам и законам, иначе игры не будет. Но сначала вы вырабатываете эти правила совместно.
Когда начинать разговор о политике
Всегда интересно организовать маленькое путешествие в историю и посмотреть, а как же решали вопросы в Древней Греции, в Древнем Китае, вечевом Новгороде или средневековой Испании. Заодно решить, что же ближе вашему образу мысли и жизни. Позже стоит плавно перейти к идее разделения властей. Наверное, не стоит в качестве вечернего чтения зачитывать торжественным голосом статьи Конституции, но рассказать о том, что есть такое произведение и зачем оно нужно — можно и в пять, и в шесть лет.
В США с понятиями конституция, государственность, разделение властей, ролью, правами и обязанностями президента детей знакомят в 1-2 классе (шесть-семь лет). Это не значит, что их модель — единственно верная, и мы срочно должны менять школьную программу. Но она показывает, что никакой высшей математики в вопросах государственного устройства нет, и это вполне подходящий возраст для подобных тем. Да, американцам легче, они смогли договориться о взглядах на основные сюжеты своей истории и личностей в этой самой истории. Для нас всё не так очевидно, но тем интереснее будут беседы.
Так когда же начинать разговоры о политике?
Часто мы попадаем в ловушку, когда долго длится период «он ещё маленький», а потом сразу наступает период «он меня уже не слушает» и «он уже взрослый и сам всё решает»
Единственный выход — пересмотреть свои взгляды на начальный этап и начать беседовать с ребёнком откровенно до пубертатного возраста. Пять-шесть лет — хороший возраст для внедрения привычки разговаривать о важном и сложном.
Правила для родителей, которые решились на разговор
1. Всегда быть честным. Если вы не любите нынешнюю власть до зубного скрежета, так и скажите. Но только объясните свою позицию, желательно управляя эмоциями и следя за выражениями. Не перестанет ли ребёнок любить Родину оттого, что мама не любит президента? Нет, Родина — всё же нечто большее, чем кучка людей. Не стоит отождествлять эти два понятия. К тому же мама может ошибаться. Как и все люди. Но, конечно, если постоянно говорить «эта страна», и награждать соотечественников самыми оскорбительными эпитетами, а затем как следует припугнуть ребёнка оборотнями в погонах, результат может быть непредсказуемым.
2. Не заявлять, что ваша точка зрения единственно верная и поэтому делает из вас этакого Ланцелота на белом коне. И если Марья Ивановна в школе со всей своей учительской удалью отстаивает право Китая на Тибет, а у вас вся кухня завешана плакатами «Свобода Тибету!», не стоит тут же клеймить её и обвинять в том, что продалась партии «Объединённый Гоминьдан». Человеку будет трудно находиться под властью учителя, которого он не уважает и которого не ценят родители. Услышав историю о подобном поведении педагога, стоит вдохнуть-выдохнуть и спокойно объяснить, что позиции бывают разные. У вас — такая, но в целом школа — не место для политагитации.
3. Вместо навешивания ярлыков, обсуждайте конкретные вещи: налоги, реформу образования, медицину, уборку снега на улицах, скамейки во дворе, что важнее — космическая программа или новые социальные дотации. Самый лучший вариант, когда у вас нет чёткого ответа и есть поле для размышлений. Очень полезны внутрисемейные дебаты. Например, в нашей семье, мама — социалист, а папе мил оскал капитализма, поэтому прогрессивный налог — тема дискуссионная и очень горячая. Девятилетний сын с удовольствием выступает в качестве арбитра, а родителям приходится изыскивать всё новые и новые аргументы, чтобы выиграть очередной раунд дискуссии. Причём «это так, потому что это так» за аргумент дети не рассматривают. Иногда спор выходит жарким, каждый остаётся при своём, но в конце все мирятся и радуются друг другу. И это важный опыт: мы не отвергаем человека, даже если отвергаем его взгляды.
4. Выбирайте слова, когда даёте негативные оценки тем или иным личностям, партиям, странам, народам. Вы можете быть самым яростным противником режима, но это не повод, чтобы сыпать оскорблениями в присутствии детей. Хорошая модель для ребёнка — учиться подбирать слова, выражая свой негатив. Эпитеты «воры», «фашисты», «предатели» в русском языке часто требуют сатисфакции, попробуйте донести до ребёнка вашу мысль в менее оскорбительной для оппонентов форме. И не забывайте, дети могут воспроизвести всё, что видели и слышали в любой момент. Конечно, из школы их за это не выгонят и в Сибирь не сошлют. Но в глупой ситуации они оказаться могут.
Любые разговоры о сложном тяжело начать. Если совсем непонятно с какой стороны подходить к вопросу, можно поискать ответы в мировой литературе. Лучшим отечественным пособием по разговорам с детьми об окружающей несправедливости и своём отношении к ней будет книга Александры Брунштейн «Дорога уходит в даль». Внимательно прочитав, как доктор Яков Яновский отвечает на вопросы своей дочки Саши, можно серьёзно продвинуться в науке воспитания детей.
ПАПА ПОПЫТАЛСЯ ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИКА. КОНЦОВКА ЗАСТАВИТ ВАС ВАЛЯТЬСЯ ПО ПОЛУ ОТ СМЕХА
Маленький мальчик спросил у папы, что такое политика. Папа отвечает:
— Ну, сын, смотри. Я – кормилец семьи, поэтому давай назовем меня Капитализмом. Твоя мама распоряжается деньгами, поэтому мы назовем ее Правительством. Наша главная задача – заботиться о твоей безопасности, поэтому ты у нас – народ. Няню будем рассматривать как рабочий класс. А твой младший брат – это Будущее. Теперь подумай над всем этим и попытайся понять, как все связано.
Мальчик задумался и с этими мыслями пошел спать. Чуть позже ночью он услышал плач младшего брата, и встал, чтобы посмотреть, что с ним. Оказалось, что малыш сильно испачкал пеленки.
Мальчик пошел в спальню родителей и обнаружил, что мама крепко спит. Не желая ее будить, он направился в комнату няни. Дверь была заперта, но когда мальчик заглянул в замочную скважину, он увидел ее в постели со своим отцом. Тогда ребенок сдался и вернулся в кровать.
На следующее утро мальчик говорит папе:
— Папа, мне кажется, что я понял суть политики.
Отец говорит:
— Хорошо, сынок, расскажи-ка мне своими словами, как ты представляешь политику.
Мальчик отвечает:
— Ну, пока капитализм «натягивает» рабочий класс, правительство крепко спит. Народ при этом игнорируется, а будущее все в д%рьме.
Что подростки на самом деле думают о политике
Сразу признаюсь: в процессе опроса я получила абсолютно неожиданное для себя удовольствие. Ответы и рассуждения детей показались мне интересными, забавными и, может быть, даже важными. Спешу поделиться с уважаемыми читателями.
Первое: дети оказались неожиданно политически активны. Отвечали охотно и явно радовались, что их мнением кто-то поинтересовался. Кроме того, я собиралась опросить 50 человек. В результате получилось 57 — семеро примкнули сами, явочным порядком: а вот спросите еще меня (моего друга, мою девушку).
Возраст опрошенных — 12–17 лет, 25 мальчиков и 32 девочки.
Национальность — 46 условно русских, двое среднеазиатов, трое кавказцев, один российский немец, один полуфинн, один бурят, два татарина, один еврей.
Почти все неоднократно бывали за границей, 10 человек там даже некоторое время жили.
Второе: был специальный вопрос и хочется заранее сообщить ответ на него читателям. Дети очень мало смотрят телевизор. Только пятеро ответили «смотрю достаточно много». Остальные — «почти не смотрю» или «смотрю редко». То есть штука, которую взрослые по привычке называют «зомбоящиком», для них – мимо. Новости о стране они узнают другими путями: из интернета, конечно, и из разговоров в семье — неожиданно высокий результат, 29 процентов. Из разговоров со сверстниками — всего 17 процентов. Взрослые, внимание! Еще и эта ответственность на вас.
Первый вопрос: если бы ты мог голосовать в этот раз, за кого бы голосовал и почему?
Путин побеждает с огромным отрывом. На втором месте — Ксения Собчак. Остальных кандидатов дети даже не очень четко и знают. Например, двое были уверены, что в выборах принимает участие Зюганов, а один даже — о господи! — что покойный Немцов.
— Так его же убили! — не удержалась я.
— Да?! — удивился ребенок.
На этом дело не кончилось. Впоследствии появился еще один, который думал, что убили — Явлинского.
Был чудесный юноша, который твердо сказал, что голосовал бы за Навального.
— Но его же нет в списке.
— А я бы вписал внизу и поставил галочку. На самом деле именно так и нужно было всем сказать: не бойкотировать выборы, а вот прийти, вписать и поставить. И потом отметиться на каком-нибудь специальном сайте — еще одна галочка. Тогда бы все знали, сколько на самом деле за него.
И я подумала: а ведь да, действительно, звучит разумно. Почему никто из оппозиции не сообразил?
Объяснения своего выбора. Ведущая: «Путин — сильный президент, при нем нас никто не тронет». Еще: «Он уйдет — будет как в 90-е (понятно, что это та самая треть, которая «из разговоров в семье» — сами дети 1990-е помнить не могут). «Все же нормально, вот и пускай», «Просто нет никого другого достойного», «Да он красавчик!», «Он уже знает, что к чему, а другие пока сообразят, мало ли что случится…»
Те, кто голосовал бы за Собчак: «Ну а чего, прикольно!», «Путин надоел, надо чтоб кто-то еще», «А чего все мужчины, мужчины…», «А мне она нравится!»
56 однозначных «да», одно не очень понятное, от полуфинна — «надо было сделать как в Гонконге».
Вопрос: «Что такое политика?» Можно было не отвечать, и почти половина (в основном младшие) ничего не ответила или написала «не знаю».
Ведущий ответ: «Политика — грязное дело». Мой фаворит (респонденту 13 лет): «Когда кто-то хочет у других отнять и взять себе или дать своим, но без прямой драки». Другие ответы: «чтобы одни другими управляли», «специальные люди, чтобы страны договаривались» (видимо, путает с дипломатией), «треп всякий, чтобы бабла загрести», «кто не умеет лечить там или строить, идет в политику» (предположу, что тоже из семьи).
Вопрос: «Тебе лет еще немного, но что-то ты уже видел, понял, осознал. На твой взгляд, жизнь в нашей стране с годами становится лучше или хуже?»
Оптимисты. 32 считают, что лучше. Только семь — что хуже. Остальные — не лучше, ни хуже, стабильность.
Вопрос: «Сейчас мирное время или война? Если война, то кто с кем воюет?»
20 ответов: сейчас мирное время.
2 ответа: Россия воюет с Украиной, взаимно.
2 ответа: Украина воюет с Россией, а Россия с ней — нет.
Западный мир (включая нас) воюет с исламским.
Запад воюет со всеми, кто не как он (7 ответов с вариациями).
США воюет где придется за свою власть над миром. Но нас им не победить.
Все вместе воюют против терроризма (3 ответа).
Запад (в основном США) — против нас (5 ответов).
Один ответ: мы все воюем против инопланетян, просто пока об этом не знаем.
Два ответа: все против всех, мир так устроен. Один из ответивших (кавказец): «Поэтому я хочу, когда подрасту, стать наемником. У нас или, может, во Французском иностранном легионе».
Европа и США воюют за демократию во всем мире (нет-нет, не финн и не немец — татарин).
Господь сражается с Сатаной, так всегда было, мы, Россия, опять же в основном на светлой стороне, но иногда нас заносит, ибо Сатана силен и коварен.
Иншалла… (один из среднеазиатов)
Вопрос: «Что бы ты поменял, если бы сам стал президентом?»
Раздал бы всем детям по айфону.
Запретил родителям командовать детьми.
Предложил бы всем странам дружить.
Ничего не стал бы менять, я еще мало знаю, вдруг чего испорчу (10 ответов с вариациями).
Открыл бы все границы — они устарели и все равно интернет границ не знает.
Дружил бы с Китаем, за ним будущее.
Охранял бы природу больше, и чтобы собак не убивали.
Нужно восстановить СССР.
Развитие и льготное кредитование мелкого и среднего бизнеса в регионах (но не в Москве и Питере — пусть туда едут), развитие туризма на Дальнем Востоке, направление прибылей от нефти на перевооружение тяжелой промышленности, спустить на тормозах все внешние конфликты, притвориться демократической овечкой и сосредоточиться на внутренней социальной сфере, повысить пенсионный возраст, вкладывать деньги в прикладную (фундаментальную пока не потянем) науку, в основном в перерабатывающую промышленность, органический синтез, фармакологию и генетику (чисто по электронике нам не догнать, нечего и позориться, но по нейросетям у нас есть заделы), реформа самоуправления на местах… и еще три страницы(!) местами очень неглупого текста. 17 лет. Новый Явлинский? А вдруг судьба этого сложится не столь печально?
Вопрос: «Кто из политиков тебе нравится?»
Второе — Че Гевара (четыре ответа).
Кажется, нас все-таки ждут интересные времена, вы согласны?
Как и зачем говорить с детьми о политике
Колонка редактора Chips Journal Тамары Высоцкой
В мире каждый день происходят самые разные события — от незначительных до тех, которые этот самый мир меняют. Мы не можем делать вид, что все это нас не касается. Мы взрослые, а значит, так или иначе включены в политические процессы в стране и мире. И мы должны обсуждать это с детьми. Редактор CJ Тамара Высоцкая размышляет о том, почему это правда важно.
Наши дети постепенно познают окружающий мир. Сперва они настойчиво облизывают пол в коридоре, потом — узнают, что лужи во дворе мокрые, а песок сухой и колется, а потом переходят к изучению огромного мира за пределами своего дома и детской площадки. И лучшее, что мы можем сделать — им в этом помочь.
Из своего детства я мало чего помню о политике — помню, как ходила с родителями на выборы и как мы покупали пирожки в просторном школьном холле. Помню новости по телевизору — там всегда говорили какие-то непонятные слова какие-то неприятные люди. Родители почему-то смотрели их с увлечением, а я ждала, когда новости наконец закончатся, и начнется что-то поинтереснее.
В целом за последующие годы мое отношение к политике особо не менялось — она казалась мне скучными, непостижимыми дебрями, которые существовали в какой-то параллельной телевизионной реальности и никак не влияли на мою жизнь. Мне немного стыдно в этом признаваться, но я относительно недавно — несколько лет назад — начала понимать, что политика — это не параллельный мир, а вполне настоящая реальность, которая имеет прямое отношение ко мне, моей семье и моим друзьям.
И как бы мне ни было комфортно в уверенность, что «им там виднее, они все решат», я поняла, что эта изначально пассивная позиция, в который ты признаешь себя дураком, и «их там» правыми и всезнающими, как и демонстративная аполитичность, в современном мире уже не работает. И я не хочу, чтобы мой ребенок рос с этой же позицией, а политика казалась ему чем-то абстрактным и фантастически далеким.
Мне кажется, с детьми важно говорить о политике и об устройстве мира — так же важно, как говорить с ними на другие сложные темы вроде секса или денег. Однако разговор о политике, как и любой другой серьезный разговор, требует небольшой подготовки от родителей. Я собрала рекомендации психологов, социологов и педагогов о том, как лучше говорить с детьми о политике — и вот, что у меня получилось.
Учитывайте возраст
Политика и устройство государства — это сложные темы, а потому не стоит поднимать их с ребенком, который еще не до конца разобрался в количестве времен года. Специалисты рекомендуют начинать диалог о политике когда ребенок пойдет в школу, то есть, примерно с 6-7 лет. Или же, как в случае с сексом, можно действовать по запросу и реагировать на интерес вашего ребенка к политическим событиям. Не стоит вдаваться в подробности, детали и термины — адаптируйте информацию на возраст вашего ребенка.
Не ходите далеко
Вещи, связанные с политикой, нередко кажутся детям скучными — ну серьезно, где семилетка, а где международные саммиты и цены на нефть? Чтобы познакомить ребенка с миром политики, не стоит загружать его глобальными вопросами — начните с более простых и понятных тем, например, с устройства муниципальной власти, с того, как происходит процесс выборов, как простые люди могут влиять на политику, и как конкретно политика влияет на людей. Чем проще, понятнее и ближе к дому будут ваши примеры, тем проще ребенку будет понять, как все устроено, и перейти к более сложным категориям.
Обсуждайте существующие проблемы
Разговоры о политике — это бескрайний полигон для тренировки критического мышления, поиска нестандартных решений обыденных задач и отработки навыков конфликторазрешения. Обсудите с ребенком политические проблемы (например, проблемы переработки мусора или вопрос благоустройства придомовой территории) и предложите ему подумать о решении этих проблем. Рассмотрите предложенные варианты, найдите их слабые и сильные места, доработайте их вместе. Относитесь к этому не как к «разговору о политике», а как к отличному интеллектуальному упражнению, которое развивает мышление, а заодно расширяет кругозор ребенка.
Сохраняйте нейтралитет
Это не просто в политических вопросах, но крайне важно для развития детей. Говоря о политике, не пытайтесь навязать свою точку зрения — вместо этого предоставьте ребенку возможность самому во всем разобраться и сформировать собственную оценку происходящего. Так вы научите ребенка не только анализировать ситуацию, рассматривая ее с разных сторон, но и быть более терпимым и толерантным к альтернативным взглядам и ценностям. Большинство политических вопросов нельзя оценить однозначно, а это значит, что мнения людей будут различаться — важно, чтобы ребенок это увидел и осознал. Говоря о различных взглядах, обращайте внимание ребенка на ценности, которые за ними стоят — так вы научите его анализировать мотивы других людей и лучше их понимать.
Следите за собой
В разговорах между собой (или в односторонних беседах с телевизором) родители иногда позволяют себе высказывания в адрес политиков, которые могут быть не совсем понятны детям. Если ребенок заметил, как вы ругаетесь с выпуском новостей или что-то обсуждаете друг с другом за обеденным столом, постарайтесь объяснить ему, с чем связаны ваши эмоции (неважно, негативные они или позитивные), и почему происходящее для вас важно. Воздержитесь от резко негативных оценочных суждений в присутствии детей.
Обратитесь за помощью
Политика — это не та вещь, которую можно объяснить на пальцах, а потому вам потребуется подкрепление в виде книг. Вы удивитесь, но немало детских книг поднимают тему политики и государственного устройства и могут стать хорошим подспорьем для того, чтобы обсуждать с детьми важные вопросы. Навскидку я могу вспомнить «Чиполлино», «Три толстяка», «Незнайку на Луне» и замечательного «Короля Матиуша Первого» Януша Корчака. Для детей постарше есть «Выборы зверей», «Что такое демократия?» и другие книги из «политической» серии издательства «Самокат». В мультиках, кстати, тоже можно найти вдохновение для разговоров о политике и государственном устройстве: возьмите, например, «Зверополис» или «Мадагаскар». Сказочные примеры помогут вам пробудить в ребенке интерес к политике и покажут, что она не обязательно имеет отношение только к скучным дяденькам из телевизора.
Я предвижу под этим текстом много комментариев в духе «Зачем детям политика?» или «Не хватало еще этим голову ребенку забивать», и заранее хочу на них ответить. Нравится нам это или нет, но политика напрямую связана с тем, как мы живем сейчас, и как будут жить наши дети в будущем.
В ней не обязательно активно участвовать, не обязательно даже хотеть стать президентом (хотя интересно иногда помечтать — опять-таки, помогает развить фантазию), но разбираться и понимать, что откуда берется и почему происходит — важно. Как показывает практика, знание своих прав и устройства мира во взрослой жизни часто пригождается больше, чем курс школьной алгебры или химии — просто потому, что, в отличие от алгебры, эти знания нужны представителям всех профессий.
А потому давайте уже снимем с политических разговоров табу «непостижимости» и начнем вести их со своими детьми — без давления, оценок и пропаганды. Так, чтобы став взрослыми, наши дети могли самостоятельно принимать решения, мыслить критически и выбирать то, что будет лучше для них.
Взрослые объясняют детям слово «Политика»
Дети и родители
5.2K постов 9.6K подписчика
Правила сообщества
1.Соблюдать правила Пикабу
2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»
3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение
4.Ставить нормальные тэги.
5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.
6. Поддерживать интересных авторов
Молодая мама
Пока пятница ещё не началась, спешу рассказать вам историю про нашу вазочку.
Мало чего сохранилось из вещей, что были в нашей семье во времена моего детства. Очень мало. Но эта стеклянная вазочка пережила все переезды и невзгоды. Мама её очень любила, и она всегда стояла в середине круглого стола.
Вазочку помню ровно столько же, сколько и саму себя. А помнить себя я начала лет с трёх, когда мамин брат дядя Володя учил меня с громким рыком выговаривать «Р». Я очень боялась его зубастого рта, из которого на меня обрушивались страшные слова: тр-р-рактор! р-р-революция! Авр-р-ро-рра! Кастр-р-ро! Р-р-робсон!
Когда спустя много лет я напомнила дяде об этих фонетических истязаниях трёхлетнего дитяти, он очень удивился моей феноменальной памяти.
Когда они в своей комнате выясняли отношения, мы с сестрой слушали их приглушённые сердитые голоса и очень боялись какой-то гипотетической драки. О возможности такого исхода событий тяжко вздыхала и бормотала бабушка со своей пышной кровати. Хотя папа мой никогда в жизни рук не распускал и был вспыльчивым, но очень миролюбивым человеком. Но бабушка много пожила в заводском барачном посёлке, повидала всякого, в том числе и скандалов со смертельным концом.
Конечно же, родители мирились. Никто никого не гонял по коридору и уж тем более не убивал стеклянной вазочкой.
А вазочка эта, выполненная в стиле минимализма (?), весит ни много ни мало 816 грамм. Сегодня специально в магазине взвесила. Последнюю петуньку водрузила для полноты картины маслом.