что такое полезный поток
Что такое состояние потока и как использовать его в обучении
Чтобы ученик достиг наивысшей продуктивности, важно помочь ему найти внутреннюю мотивацию и почувствовать самостоятельность.
Что такое состояние потока
Поток — это состояние, при котором человек полностью погружается в то, чем он занят. Его внимание настолько сконцентрировано, что для него перестаёт иметь значение вообще всё, не связанное с текущим занятием, даже время. В каждую секунду человеку в состоянии потока понятно, какое действие он должен совершить в следующее мгновение. Обратная связь от его действий тоже приходит незамедлительно. Например, при игре в теннис спортсмен при каждом ударе понимает, куда хочет направить мяч, и сразу же видит, полетел он туда, куда нужно, или нет.
«Всё вокруг меня исчезает, и картины рождаются будто из пустоты», — так писал о переживании потока немецкий художник Пауль Клее ещё до того, как этим явлением заинтересовалась наука. В научных же терминах первым этот феномен описал венгерско-американский психолог Михай Чиксентмихайи. В своей книге «Поток. Психология максимального переживания» он выделил несколько основных характеристик этого состояния:
Существуют исследования, результаты которых демонстрируют пользу потока. Авторы одного обзора научных работ, посвящённых этому состоянию, пришли к выводу, что оно усиливает выработку дофамина. Этот нейромедиатор повышает нашу мотивацию и вызывает ощущение удовольствия. И в целом, как утверждает международная группа исследователей в другой статье, люди, испытывающие состояние потока, чувствуют себя более счастливыми.
Ещё один эксперимент, посвящённый потоку, провёл в 2008 году нейробиолог Чарльз Лимб из Университета Джонса Хопкинса. Он использовал функциональную магнитно-резонансную томографию, чтобы понаблюдать за процессами в мозге джазового музыканта во время импровизации, то есть в состоянии потока. Учёный обнаружил, что дорсолатеральная префронтальная кора мозга испытуемого, отвечающая в том числе за самонаблюдение, не активировалась. Это может говорить о том, что в состоянии потока человек перестаёт слушать своего внутреннего критика, заключает журналист Стивен Котлер в статье для Time: «Мы освобождаемся. Мы действуем без колебаний. Мы становимся креативнее, нам уже не так страшно рисковать».
Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании.
Как использовать состояние потока в обучении
Самому Михаю Чиксентмихайи известен по крайней мере один успешный случай применения потока в учебном процессе. В закрывшейся уже государственной школе Key Learning Community в американском Индианаполисе, во-первых, создали «комнату для потока», где ученики занимались только тем, что по-настоящему их интересовало. Школьники могли проводить там не меньше часа в неделю, и, по словам Чиксентмихайи, комната стала по-настоящему популярна среди детей.
Во-вторых, учителя пытались выстраивать сами уроки так, чтобы вовлечь учеников в состояние потока. Педагоги ставили перед детьми ясные цели, подбирали задачи, которые были для них вызовом, и давали мгновенную обратную связь.
Ещё один из способов помочь ученикам войти в состояние потока — геймификация, то есть добавление в учебный процесс игровых элементов, — ведь игра всегда содержит вызов. По мнению британского преподавателя из Плимутского университета Стива Уилера, это могут быть не только соревновательные конкурсы. Будут полезны и ролевые игры, а также задачи-кейсы, направленные на поиск решения некой проблемы.
Преподаватель колледжа Джон Спенсер написал целую книгу под названием Making Learning Flow («Как сделать обучение потоком») о применении потока в обучении. А в статье для своего блога об образовании он назвал пять способов пробудить в учениках это состояние.
1. Подбирайте задачи, соответствующие уровню учащихся
Когда стоящая перед учениками задача кажется им слишком тяжёлой, они могут просто сдаться. А иногда учащимся, наоборот, становится скучно от того, что задание не предлагает вызова.
Переживание потока нередко возникает, когда задача слегка превосходит текущие навыки. То есть дело должно быть достаточно сложным, чтобы не наскучить, но достаточно лёгким, чтобы с ним справиться.
2. Обращайтесь к внутренней мотивации учеников
Неудивительно, что мы часто входим в состояние потока, занимаясь любимыми делами. На уроках же достичь такого состояния может быть труднее, ведь всё в традиционном образовательном процессе — от учебного плана до системы оценок — направлено на то, чтобы мотивировать учеников извне.
Чтобы сделать учёбу более увлекательной, давайте ученикам задачи, требующие их активного участия и креативности, советует Спенсер. Например, предложите учащимся записать подкаст, сочинить статью для блога или снять небольшой документальный фильм. Юмор тоже помогает создать условия, в которых ученики сами захотят учиться.
3. Поощряйте самостоятельность
Не менее важно для достижения потока ощущать контроль над тем, что делаешь. Спросите себя: «С чем из того, что я делаю за моих учеников, они могли бы справиться сами?» Добиться ощущения независимости учащимся помогут учебные проекты и исследования, в которых они самостоятельно будут искать ответы на интересующие их вопросы.
4. Сделайте так, чтобы учеников ничто не отвлекало
Атмосфера контролируемого хаоса не всегда подходит для творческого обучения, считает Спенсер. Нередко будет полезнее поработать в тишине и спокойствии. А кроме того, повысить продуктивность учеников может более расслабленный, даже ленивый темп урока вместо быстрой смены активностей. Так учащимся будет легче сосредоточиться.
5. Помогите ученикам освоить метакогнитивные навыки
Такой подход тоже направлен на повышение самостоятельности учащихся, ведь они научатся оценивать самих себя. А чем больший контроль над своим обучением будут чувствовать ученики, тем выше вероятность, что они достигнут состояния потока.
обложка: Катя Павловская для Skillbox
Любомирский А. «Закон повышения эффективности использования потоков вещества, энергии и информации» Доклад
Алекс Любомирский
В настоящей работе приведены результаты проработки открытого Генрихом Альтшуллером Закона минимальной энергопроводимости. Приведены основные механизмы закона и их составляющие. Подавляющее большинство выявленных механизмов проиллюстрировано примерами из разных областей техники.
Закон, механизмы, потоки, энергия, информация, проводимость.
Закономерность развития технических систем, содержащих потоки вещества, энергии и информации, заключающаяся в том, что в процессе развития происходит повышение эффективности использования этих потоков.
Исторически сначала Г.С.Альтшуллер сформулировал Закон минимальной энергетической проводимости, гласивший, что для обеспечения минимальной работоспособности ТС все звенья, передающие энергию от источника энергии в оперативную зону выполнения главной функции (обычно подразумевалось, что это трансмиссия и рабочий орган) должны иметь некую минимальную проводимость. Этот закон относился к так называемой группе законов статики, т.е. описывающих начальные условия существования системы.
А в дальнейшем было установлено, что эффективность систем может быть повышена и такими манипуляциями с полезными потоками, которые не связаны с повышением их проводимости. Более того, нашлись даже механизмы повышения эффективности систем, приводящие к снижению интенсивности полезных потоков и, соответственно, снижению необходимой проводимости каналов для этих потоков.
Добавление вновь выявленых механизмов вынудило еще раз менять название закона. По идее, лучше всего суть дела выражает название «Закон оптимизации потоков». Однако в ТРИЗ термин «оптимизация» имеет отрицательные коннотации, связанные с тем, что при решении задач с противоречием «оптимизацией» называется поиск компромисса, справедливо (во многих случаях) отвергаемый как тупиковый; правильным подходом при этом считается поиск решения, разрешающего противоречие. Поэтому пришлось остановиться на более громоздком названии «Закон повышения эффективности использования потоков».
Существует три основных тренда:
· Повышение позитивного эффекта полезных потоков
o Повышение проводимости полезных потоков
o Повышение эффективности использования полезных потоков
· Снижение негативного эффекта вредных потоков
o Снижение проводимости вредных потоков
o Снижение повреждающей способности вредных потоков
· Снижение негативного эффекта паразитных потоков
o Снижение проводимости паразитных потоков
o Снижение затрат на паразитные потоки
Рассмотрим каждый механизм в отдельности.
1. ПОВЫШЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ЭФФЕКТА ПОЛЕЗНЫХ ПОТОКОВ
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в том, что в процессе развития повышается позитивный эффект полезных потоков.
1.1. Повышение проводимости полезных потоков
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в том, что в процессе развития повышается проводимость полезных потоков.
1.1.1. Снижение количества преобразований потока.
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от потока, имеющего много преобразований, к однородному потоку.
Обычно каждое преобразование потока (перевод вещества из одного состояния в другое, смена типов энергии, смена способов представления информации) сопровождается потерями и торможением. Следовательно, снижение количества таких преобразований ведет к повышению проводимости. В идеале преобразований вообще не должно быть, и все компоненты потоков должны сразу иметь вид, необходимый для их конечного использования.
В дизель-генераторе поток энергии имеет следующий вид:
Химическая энергия топлива ® тепловая энергия ® механическая энергия ® электроэнергия.
В топливном элементе преобразование всего одно:
Химическая энергия топлива ® электроэнергия.
Соответственно, к.п.д. топливного элемента в два раза выше.
1.1.2. Преобразование потока
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от потока, плохо поддающегося передаче, к потоку, хорошо поддающемуся передаче.
Если имеется значительное cопротивление потоку, а потери при его преобразовании относительно невелики, поток преобразуют к виду, наиболее легко поддающемуся передаче.
1.1.3. Сокращение длины потока
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от длинного потока к короткому.
Обычно многие виды потерь и сопротивлений потоку пропорциональны его длине. Следовательно, для повышения проводимости следует уменьшать длину потока. В идеале поток должен иметь нулевую длину, т.е. его компоненты должны сразу появляться там, где используются.
Большая длина потока механической энергии накладывала ограничения на скорость вращения сверла, что снижало производительность и увеличивало страдания пациента. В современных системах источник вращения расположен в корпусе бора, т.е. длина потока сокращена почти до нуля.
1.1.4. Устранение «серых зон»
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от потока, содержащего области, в которых его поведение не поддается предсказанию с достатоточной точностью, к потоку, свободному от таких областей.
Поскольку поведение потока в «серой зоне» не поддается расчету, параметры этих областей обычно подбирают эмпирически. Поставить достаточное количество экспериментов удается далеко не всегда, поэтому такие области, как правило, недостаточно оптимизированы, что приводит к повышению потерь и сопротивления. Следовательно, устранение «серых зон» косвенно ведет к повышению проводимости за счет более эффективной оптимизации.
1.1.5. Устранение «бутылочных горлышек»
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от потока, содержащего области, сопротивление которых значительно больше погонного сопротивления тракта, к потоку, свободному от таких областей.
Поэтому, в соответствии с трендом, в нашей компании разработали антиаллергенные вставки в нос, работающие по принципу циклона.
В этих вставках в результате закручивания воздушного потока взвешенные в нем твердые частицы центробежной силой отбрасываются к стенкам и прилипают к покрытой невысыхающим клеем поверхности; сам же воздух свободно проходит, почти не испытывая дополнительного сопротивления. Таким образом, «бутылочное горлышко» было устранено.
1.1.6. Повышение проводимости отдельных звеньев потока
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в повышении проводимости отдельных звеньев потока вплоть до физического предела для данного типа проводников.
Поскольку сопротивление потоку сильно зависит от характеристик проводников, их улучшение приводит к повышению проводимости. В идеале характеристики должны соответствовать физическому пределу для данного типа проводников.
1.1.7. Повышение удельных характеристик потока
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от большого потока низкой плотности к маленькому потоку высокой плотности.
Часто сопротивление потоку не зависит от его удельных характеристик. Поэтому для повышения проводимости выгодно снижать объем потока при одновременном повышении его плотности. В результате по тому же проводнику можно пропустить больший поток, либо при том же потоке снизить затраты на проводник.
1.1.8. Придание потоку дополнительных функций
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в передаче всех или части функций одного потока другому.
Если поток дополнительно берет на себя функции другого потока, второй становится ненужным. Поэтому суммарная мощность потоков в системе уменьшается без ухудшения функционирования, а значит, растет эффективность.
При переходе к дизельному двигателю функцию «поджигать смесь» взял на себя поток механической энергии, преобразующийся в тепло при сжатии смеси.
1.1.9. Полезное действие потоков друг на друга
Потоки различной природы могут воздействовать друг на друга таким образом, что проводимость системы по отношению к ним возрастает.
1.1.10. Полезное действие потока на проводящий тракт другого потока
Поток может улучшать характеристики проводников другого потока, что приводит к интегральному повышению проводимости системы.
1.1.11. Использование одного потока в качестве переносчика второго
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от независмой передачи разнородных потоков к переносу одного потока другим.
Потоки различной природы можно использовать для переноса друг друга: поток вещества может переносить различные виды энергии, поток энергии может переносить информацию и т.п.
В нем, в отличие от обычного двигателя, где потоки топлива и смазочного масла разделены, масло вводят непосредственно в бензин, т.е. налицо перенос одного потока другим.
Еще пример: в бытовой газ добавили сильно пахнущее вещество (меркаптан). Теперь поток газа несет с собой и сигнальный поток, информирующий людей об утечке.
1.1.12. Передача нескольких однородных потоков по одному каналу
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от передачи нескольких однородных потоков по независимым каналам к их передаче по одному каналу.
Объединение нескольких однородных потоков в одном канале повышает интегральную проводимость системы и снижает затраты на проведение каждого потока.
1.1.13. Модификация потока для повышения проводимости
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в придании потоку комплекса свойств, облегчающих его передачу по тракту данного типа.
Иногда удается так модифицировать поток, что сопротивление ему уменьшается. К таким модификациям относятся различные способы снижения вязкости жидкостей, ламинаризация/турбулизация потоков, использование «окон прозрачности» и т.п.
1.1.14. Полное или частичное выведение потока за пределы системы
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от потока, целиком идущего по системе, к потоку, полностью или частично идущему по внешнему по отношению к данной системе тракту.
В некоторых случаях удается пропускать поток через надсистему или окружающую среду. Это позволяет использовать внешние тракты с большой проводимостью, а также снизить требования к системе и затраты на внутрисистемный канал.
1.2. Повышение эффективности использования полезных потоков
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в том, что в процессе развития происходит повышение эффективности использования полезных потоков.
1.2.1. Устранение «застойных зон»
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от потока, содержащего области, в которых некоторая его часть задерживается надолго или навсегда, к потоку, свободному от таких областей.
1.2.2. Переход к импульсным воздействиям
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от постоянного потока к импульсному (в т.ч. знакопеременному) потоку.
Нередко эффективность потока зависит в основном от его амплитудного значения. Поэтому для повышения эффективности выгодно переходить к импульсному потоку. Суммарная мощность такого потока может быть небольшой т.к. его действующее значение невелико, а эффективность значительной, т.к. амплитуда импульсов может быть весьма высокой. К тому же большую амплитуду легче обеспечить в импульсном режиме, накапливая энергию в паузах.
Пример: разрушение бетона импульсной струей воды.
1.2.3. Использование резонанса
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от импульсного (переменного) потока с произвольной частотой к потоку, частота которого равна частоте собственных колебаний источника потока, элементов его тракта или объекта, на который направлен поток.
В частности, использование резонанса позволяет обеспечить избирательное высокоинтенсивное воздействие при небольшой суммарной мощности потока.
В отличие от обычного виброконвейера, он при тех же затратах энергии и габаритах обеспечивает значительно большую производительность. Дело в том, что его подвижная часть вибрирует на частоте собственных колебаний, поэтому энергия привода используется с максимальной эффективностью.
1.2.4. Модулирование потока
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе к потоку, характеристики которого меняются во времени в соответствии с изменениями характеристик объекта, на который направлен поток.
Поток модулируют таким образом, что он действует на объект только в те моменты времени, когда объект наиболее чувствителен к этому воздействию. При этом эффективность потока увеличивается.
1.2.5. Использование градиентов
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от равномерно или произвольно распределенного в пространстве потока к потоку, характеристики которого распределены в пространстве в соответствии с расположением объекта (частей объекта, нескольких объектов), на который (которые) направлен поток.
Рабочий процарапывает стекло в нужном месте, а затем слегка нагружает его. При этом возникает такая концентрация напряжений, что стекло не выдерживает и отламывается ровно по надрезу.
Благодаря особой форме заряда большая часть энергии взрыва концентрируется в очень малой области, что обеспечивает чрезвычайно высокую эффективность пробивания брони при весьма невысокой общей мощности заряда.
1.2.6. Сложение нескольких однородных потоков
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от одного сильного потока к нескольким слабым, складывающимся в нужном месте.
Для достижения локальной концентрации потока можно также использовать несколько слабых однородных потоков, которые складываются в оперативной зоне. Для потоков, имеющих волновую природу, можно использовать явление интерференции. Поскольку выигрыш в суммарной мощности таким способом не достигается, обычно так поступают в тех случаях, когда несколько слабых потоков обеспечить легче, чем один сильный.
1.2.7. Многократное использование потока (сложение потока с самим собой)
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от сильного потока к слабому, многократно проходящему через оперативную зону.
Суммарную мощность потока можно снизить, если обеспечить многократный проход относительно слабого потока через оперативную зону. Обычно так поступают в тех случаях, когда сильный поток создать трудно или он не может быть использован полностью за один проход, а эффект от него может накапливаться.
1.2.8. Использование двух разнородных потоков для достижения синергетического эффекта
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от одного сильного потока к двум слабым разнородным, совместное использование которых приводит к синергетическому эффекту.
Иногда вместо одного мощного потока можно использовать два слабых разнородных, которые обладают синергетическим эффектом. Этот эффект заключается в том, что результат одновременного воздействия обоих потоков значительно больше, чем сумма результатов их раздельного использования. За счет этого слабые потоки при небольших потерях обеспечивают высокую эффективность системы.
Предварительное насыщение оперативной зоны веществом, энергией и информацией
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от сильного потока к слабому, действующему на объект, предварительно насыщенный составляющими этого потока.
В идеале потоков в системе вообще не должно быть, поскольку любой поток приводит к потерям и дополнительной нагрузке на систему. Полного свертывания потоков можно добиться, если заранее насытить оперативную зону веществом, энергией и информацией нужного вида и в требуемом количестве. При этом часто достаточно слабого инициирующего сигнала для проведения всего процесса. Если невозможно полностью снабдить оперативную зону всем необходимым, можно ограничиться частичным насыщением. В этом случае можно будет перейти к использованию слабых потоков.
1.2.10. Снижение интенсивности потоков информации за счет перехода к саморегулирующимся процессам
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от системы с принудительным регулированием, сопровождающимся большими потоками информации между системой управления и рабочим органом, к саморегулирующейся системе.
Часто потоки информации в системе необходимы для управления протекающими в ней процессами. Снизить интенсивность или вообще исключить эти потоки можно, если использовать саморегулирующиеся процессы.
2. СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ЭФФЕКТА ВРЕДНЫХ ПОТОКОВ
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в том, что в процессе развития снижается негативный эффект от вредных потоков.
2.1. Снижение проводимости вредных потоков
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в том, что в процессе развития снижается проводимость вредных потоков.
2.1.1. Предотвращение вредного потока
Предотвращение вредного потока практически сводится к предотвращению или существенному снижению потерь в полезных потоках. Для этого используются перечисленные выше методы.
2.1.2. Поглощение вредного потока
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от сильного нежелательного потока к слабому (отсутствующему) путем его частичного или полного поглощения в тракте.
Для поглощения потока следует увеличить сопротивление системы. Для этого обычно применяются методы, обратные тем, которые используются для полезных потоков:
2.1.3. Преобразование потока
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от вредного потока, хорошо поддающегося передаче, к потоку, плохо поддающемуся передаче.
С точки зрения пилота радиоволны являются вредным потоком. Очевиднно, что тепло распространяется в атмосфере значительно хуже, чем радиоволны, поэтому такое преобразование дает положительный эффект.
2.1.4. Увеличение длины потока
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от короткого вредного потока к длинному.
Обычно многие виды потерь и сопротивлений потоку пропорциональны его длине. Следовательно, для повышения сопротивления вредному потоку следует увеличить его длину.
Действительно, в полном согласии с данным трендом, источники неприятных шумов и запахов, а также вредных излучений, в простейшем случае просто стараются убрать подальше от мест постоянного пребывания людей.
Лабиринт многократно увеличивает длину пути, а значит, и сопротивление вредному потоку загрязнений извне, а также потоку масла (паразитный поток) изнутри.
2.1.5. Введение в тракт «бутылочных горлышек»
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от вредного потока, свободного от областей, сопротивление которых значительно больше погонного сопротивления тракта, к потоку, содержащему такие области.
2.1.6. Введение в тракт «застойных зон»
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от вредного потока, свободного от областей, в которых некоторая его часть задерживается надолго или навсегда, к потоку, содержащему такие области.
Вредный поток пыли застревает на фильтре (это типичная застойная зона), формально оставаясь в системе, но не причиняя вреда.
2.1.7. Снижение проводимости отдельных звеньев потока
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в снижении проводимости отдельных звеньев вредного потока вплоть до нуля.
Поскольку сопротивление потоку сильно зависит от характеристик проводников, их снижение приводит к уменьшению проводимости. В идеале проводимость должна быть нулевой. Типовым примером служат всякого рода изоляторы.
Зачем мы одеваем рукавичку или просто используем тряпку, чтобы взять горячую сковородку? Тем самым мы вводим в поток тепла, идущий от сковородки к нашей руке и потому вредный, звено с довольно низкой теплопроводностью, и теперь сковородку вполне можно держать.
2.1.8. Ослабление вредного потока путем его сложения с самим собой.
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе к вредному потоку, ослабление которого происходит путем его сложения с самим собой.
Пример: один из вариантов конструкции автомобильного глушителя, в котором звуковые колебания глушат сами себя. 2.2.
Снижение повреждающей способности вредного потока
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в предотвращении нежелательного действия потока на объект путем изменения характеристик вредного потока (без изменения его силы) или повреждаемого объекта.
2.2.1. Введение в тракт «серых зон»
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от вредного потока, свободного от областей, в которых его поведение не поддается предсказанию с достатоточной точностью, к потоку, содержащему такие области.
На этом принципе основана вся военная маскировка.
Взаимодействие потока пуль/снарядов/бомб/ракет с невидимым противником не поддается точному предсказанию (может, его там вообще нет), поэтому заведомо неэффективно, чего специалисты по маскировке и добиваются.
2.2.2. Снижение удельных характеристик потока.
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от маленького потока высокой плотности к большому потоку низкой плотности.
2.2.3. Уход от резонанса
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от импульсного (переменного) вредного потока с произвольной частотой к потоку, частота которого далека от частоты собственных колебаний источника потока, элементов его тракта или объекта, на который направлен поток.
2.2.4. Использование градиентов
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от равномерно или произвольно распределенного в пространстве вредного потока к потоку, характеристики которого распределены в пространстве в соответствии с расположением объекта (частей объекта, нескольких объектов), на который (которые) направлен поток.
Вредный поток перераспределяют таким образом, чтобы в наиболее уязвимых местах он имел минимальную интенсивность. Суммарная мощность потока не снижается, а его вредное действие уменьшается.
2.2.5. Сложение потока с анти-потоком
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе к вредному потоку, снижение вредного действия которого происходит путем его сложения с анти-потоком.
Иногда можно нейтрализовать вредное действие потока путем его сложения с другим потоком, обладающим противоположным набором характеристик.
2.2.6. Модификация потока с целью снижения его вредного действия
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в придании потоку комплекса свойств, снижающих его вредное действие.
Иногда можно нейтрализовать вредное действие потока путем такой его модификации, которая делает повреждаемый объект нечувствительным к потоку. При этом поток остается, но перестает быть вредным.
Чтобы пленка не засвечивалась, фотолабораторию освещают красным светом (после модификации поток света остался, но перестал вредить пленке).
2.2.7. Модификация повреждаемого объекта с целью снижения вредного действия потока на него
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в придании объекту, повреждаемому вредным потоком, комплекса свойств, снижающих вредное действие.
Иногда можно нейтрализовать вредное действие потока путем модификации повреждаемого объекта, которая делает его нечувствительным к потоку. При этом поток остается, но перестает быть вредным.
2.2.8. Введение второго потока, исправляющего повреждения от первого
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе к вредному потоку, вредное действие которого исправляется другим потоком.
Если вредный поток и повреждаемый объект не поддаются модификации, вводят второй поток, исправляющий повреждения. Вредное действие остается, но не приносит видимых результатов.
Сюда же относятся намораживание пленки льда на переднюю кромку подводного крыла, повреждаемого кавитацией, и закрепление слоя сахарного песка на стенках бункера, истираемых этим же песком.
2.2.9. Предварительное насыщение повреждаемого объекта веществом, энергией и информацией, необходимых для нейтрализации вредного потока
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе к вредному потоку, действующему на объект, предварительно насыщенный составляющими нейтрализующего потока.
Если невозможно обеспечить подвод нейтрализующего потока, повреждаемый объект заранее насыщают нейтрализаторами вредного потока.
Сюда же относятся антисептики, уже в процессе изготовления введенные в материал хирургических халатов.
2.2.10. Выведение потока за пределы системы
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от вредного потока, идущего целиком внутри системы, к потоку, полностью или частично идущему по внешнему по отношению к системе тракту.
Для устранения вредного действия или просто снижения нагрузки на систему вредный поток выводят за пределы системы. Для этого проводимость повышают всеми способами, применяемыми для полезных потоков.
2.3. Снижение негативного эффекта паразитных потоков
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в том, что в процессе развития снижается негативный эффект от паразитных потоков.
2.3.1. Снижение проводимости паразитных потоков
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в том, что в процессе развития снижается проводимость паразитных потоков.
2.3.2. Предотвращение паразитного потока
Предотвращение паразитного потока практически сводится к предотвращению или существенному снижению потерь в полезных потоках. Для этого используются перечисленные ранее методы.
2.3.3. Поглощение паразитного потока
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в переходе от сильного паразитного потока к слабому (отсутствующему) путем его частичного или полного поглощения в тракте.
Для этого используются те же методы, что и для вредных потоков.
2.3.4. Снижение затрат на паразитные потоки
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в том, что в процессе развития снижаются затраты на паразитные потоки.
2.3.5. Повторное использование паразитного потока
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в том, что в процессе развития происходит переход к замкнутым паразитным потокам, возвращающимся в оперативную зону для повторного использования.
РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ, СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ
Поэтому представляется разумным рекомендовать данный закон для всеобщего применения.
К направлениям дальнейших исследований следует отнести следующие:
· Уточнение выявленных механизмов закона
· Поиск новых механизмов
· Выявление последовательности применения механизмов, поскольку в настоящий момент все они выглядят равноправными
· Поиск и обоснование критериев выбора того или иного механизма, т.к. на сегодяшний день совершено не ясно, следует ли, допустим, пытаться устранить «бутылочное горлышко» в потоке или просто обойти его.
http://www.triz-summit.ru 2006-2019 © Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей.
При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны.