что такое патриотизм личности
Патриотизм
Патриотизм – это моральный и социально политический принцип, сутью которого является любовь к Отчизне и решимость в необходимый момент принести в жертву свои интересы ради неё. Описываемый принцип включает наличие у людей достаточного нравственного сознания, любви и верности к Отчизне, стремление выполнить гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Отечества. Патриотизм подразумевает гордость культурой и победами своей страны, потребность чтить её «характер», культурные традиции и отождествление (особенное эмоциональное чувствование своей принадлежности к своему гражданству, стране, языку, обычаям) с такими же членами своего народа.
Простыми словами патриотизм – это готовность оберегать интересы Отечества и своей народности, любовь и преданность к стране, привязанность к месту проживания и рождения.
Рассуждения на тему патриотизма зачастую различные, поскольку мнение о смысле и значении данного нравственного принципа у большинства людей не совпадают. Поэтому одни люди причисляют себя к патриотам, а другие нет. Однако общее, что выделяют люди, давая определение, что такое патриотизм, является любовь к своей Родине.
Почему не все люди являются патриотами
В настоящее время многие люди играют в патриотизм и не являются таковыми на самом деле. Связано это, перво-наперво, с модой, которой социум придерживается. Патриот не может иметь несколько гражданств, поскольку человек становится перед сложным выбором, какую Родину ему следует защищать в случае такой необходимости и за чьи интересы бороться в проблемных ситуациях?
Подрастающее поколение из-за пробелов в нравственном воспитании нередко не понимает, что такое патриотизм. Хотя задачи образовательного процесса всегда включают духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Общество людей постоянно проходит трансформацию, вместе с ним меняются моральные нормы. И то, что когда-то считалось неприемлемым, теперь может означать норму и не вызывать осуждения. В формировании моральных принципов большое влияние играет культура, духовные учения, личные убеждения, религия, воспитание.
Воспитание патриотизма
Патриотизм, это такое чувство, которое искренне, истекает от сердца, искусственно наиграть его сложно. Многие люди относят себя к патриотам своей Родины, поскольку болеют за страну в спорте, испытывают гордость за известных соотечественников и действительно любят свою Отчизну.
Воспитание патриотизма начинается с детского возраста. Школа, являясь социальным институтом, системно, глубоко и последовательно ставит перед собой задачу воспитать каждую личность патриотом, поскольку детская психика наиболее восприимчива к духовно-нравственному воспитанию.
Воспитание в школе нацелено на достижение определённого патриотического идеала. Современный идеал патриота – это компетентный, высоконравственный, творческий человек, понимающий ответственность за настоящее и будущее Родины, укоренившийся в духовных, а также культурных традициях своего народа.
Главное в жизни не только знать моральные нормы (принцип гуманизма, милосердия, справедливости, толерантности, миролюбия, альтруизма), но и опираться на них в повседневной жизни. Применение нравственных норм даёт право называть человека высокоморальным.
Воспитать патриота можно посредством развития определённых моральных принципов. Установлено, что каждой личности присуще придерживаться собственных внутренних убеждений, которые называют моральными принципами.
А принцип патриотизма заключается в любви к Родине, заботе о ней, бережном отношении к природе, готовности защитить Отчизну от врага, уважении к истории и трепетном отношении к национальному достоянию, гордости к государственным достижениям.
Общество тогда получит патриотов для своей Родины, когда будет решать масштабные национальные задачи и создаст систему нравственных ориентиров. Такие ориентиры появятся там, где уважают родной язык, самобытную культуру и народные ценности, где хранят память о предках и о каждой странице своей отечественной истории. Там, где базовые национальные ценности, хранящиеся в культурных, а также семейных традициях, переходят от поколения к поколению.
Важнейшей целью духовно-нравственного воспитания является то, чтобы социально обязательные требования социума педагоги преобразовали во внутренние стимулы личности каждого школьника, таких как совесть, долг, достоинство, честь.
Психологами установлено, что для детей младшего школьного возраста характерна обострённая восприимчивость и уверенность в истинности того, чему их учат и что им говорят. В школьном возрасте они понимают необходимость нравственных норм. Если малыш не приучится трудиться, беречь природу, любить близких, уважать старших, не поверит в свои способности, то в дальнейшем привить эти навыки будет сложнее. Поэтому система патриотического воспитания должна закладываться в школьном возрасте. Патриотическому воспитанию маленьких граждан надлежит стать объединяющей силой, которая вырастит поколение истинных патриотов. Дети, став взрослыми, смогут возродить величие Родины, приумножат её силу и достаток, сделают гораздо лучшей жизнь своих граждан.
Патриотическое воспитание младших школьников решает такие задачи как:
– изучение исторического прошлого своего края, Родины, города, школы;
– развитие нравственных ценностей, гуманизма, милосердия;
– почитание национальных традиций народа, семьи, воспитание культуры общения, заботливого отношения к духовным богатствам своего края;
– вырабатывание чувства любви к Отечеству, готовность преданно служить Родине.
Патриотизм должен стимулировать школьников к созидательному чувству, а не разрушительному. Если учитель любит свою страну, её историю, традиции, то он должен это демонстрировать на личном примере, например, научить детей не бросать мусор, где попало, пребывая на природе. Во время государственных праздников искренне радоваться, восхвалять Отчизну, а при возникновении трагических происшествий скорбить вместе со страной, проявляя сочувствие, оказывая помощь людям, выражая силу и единство всего народа.
Таким образом, патриотизм простыми словами – это безусловная любовь и преданность своему народу и желание считать себя гражданином своего государства.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Кто такой патриот
Кто такой патриот?
Патриот — это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя Отечества и предан своему народу. Все негативные ассоциации с этим словом связаны с неправильным пониманием сути патриотизма, нравственного убеждения, основанного на любви к своей стране.
Принципы патриотизма
Цитаты о патриотизме
Великие люди по-разному относились к патриотизму. Нередко некоторые его формы подвергались суровой критике. Так Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Но не все разделяли эти взгляды. И до нас дошли цитаты известных исторических личностей о патриотизме.
Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевлённый таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен.
Николай Александрович Добролюбов
Настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям.
Николай Александрович Добролюбов
Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.
Алексей Николаевич Толстой
Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.
Психология патриотизма
Психология настоящего патриотизма
«… патриотизм не должен быть квасным, затхлым и кислым.»
Национальная идея России, по мнению Президента, состоит в патриотизме. Давайте взглянем на это понятие с точки зрения психологии, чтобы понять, что собственно, должно являться залогом для процветания нашей Родины.
Что такое патриотизм и каковы его психологические корни?
Так получилось, что организм человека оказался слишком слаб для выживания в природе в одиночку. Поэтому развитие человека и становление его как вида всегда происходило в условиях семейно-племенных сообществ, обеспечивающих совместное выживание. Эволюционно развитая потребность принадлежать к сообществу обеспечивает человеку чувство защищенности и самоидентификации. Пирамида чувств принадлежности имеет свою эволюционно-сформированную иерархию: от семейной к племенной и, затем уже, к национальной, религиозной или политической.
Проще говоря, в норме человек осознает себя через отражение себя и своей деятельности в обществе и не может жить иначе, как будучи частью каких-либо больших и малых «племен». И это легко объяснимо: шансы человека на выживание становятся намного выше, когда он присоединяется к определенной группе, процветанию которой он будет служить. Выживание группы в целом будет гарантировать выживание и ее членов, что является одной из глубинных психологических основ чувства патриотизма. В современном обществе выживание заключается не только в сохранении жизни, но и желание жить хорошей жизнью.
Инстинкт принадлежности – как одна из основ чувства патриотизма
Принадлежность к определенной группе помогает человеку понимать окружающий мир и свое место в нем. После того, как человек определяет свое место в мире и принадлежность к определенным группам, он обретает мотивацию к повышению статуса этих групп, так как это повышает и его собственную самооценку. Также следствием инстинкта принадлежности является желание убеждать всех окружающих в том, что группа, к которой принадлежит человек, лучше других. Начиная с детства, человек считает своих друзей и компанию лучшими, затем круг расширяется – в зону «своих» или «наших» попадают жители квартала, района, деревни, поселка или городка, города или страны, люди, болеющие за ту же спортивную команду, работающие в одной организации или на предприятии, принадлежащие к оной криминальной группировке, неформальному течению или политической партии. Все это реализуется на инстинктивной основе, которая, чаще всего не чувствительна к объективной критике.
Рис. 1. Механизм инстинктивной потребности в принадлежности и группировании
Отождествление себя с группой может развиваться до такой значительной степени, что любой вред, реальный или воображаемый, угрожающий или наносимый группе, человек будет считать прямым вредом для себя лично. Любые достижения группы таким человеком также отождествляются с личными достижениями, значительно укрепляя его личную самооценку. Например, нейропсихологические эксперименты показали, что человек, отождествляющий себя с определенной группой людей, испытывает активацию центров удовольствия мозга, когда не сам человек, а кто-то другой из его группы получает вознаграждение. Аналогично, благодаря инстинкту принадлежности, самооценка растет у футбольных болельщиков и патриотов: любая победа команды или страны воспринимается людьми, связанными психологической тождественностью с группой, как своя личная.
Рис. 2 Отождествляя себя с группой, человек воспринимает и переживает чужие достижения, как свои собственные, что позволяет улучшить самооценку.
Поэтому инстинкт принадлежности служит позитивным психотерапевтическим целям: люди без собственных достижений, с низкой самооценкой стараются исправить ситуацию, примеряя на себя достижения своей страны, компании, банды, или клуба болельщиков – все зависит от того, с кем, прежде всего, отождествляет себя человек, к чему он чувствует самую сильную принадлежность. Это могут быть и не конкретные сообщества людей, а социальные группы, например «интеллигенция», «просвещенные люди», «пацаны», «бродяги», «повстанцы», «конторские» и т.п. Очевидно, что есть разница в зависимости от того, какие взгляды и ценности человек разделяет, куда движется вместе с групповой идентичностью. Но нейрофизиологические механизмы любого чувства принадлежности основаны на одних и тех же принципах, будь то чувство принадлежности к байкерам, болельщикам, клубу альпинистов или поклонниц Стаса Михайлова.
Нейропсихологические исследования показывают, что групповая идентификация для человека является как врожденной, так и почти моментальной. Например, в психологическом эксперименте, когда коллектив случайным образом разделили на две группы, а затем оценили с помощью фМРТ степень активации миндалины (древней структуре мозга, связанной с эмоциональной валентностью) и вентромедиальной префронтальной коре (область определения ценности), оказалось, что изображения «своих» вызывают гораздо большую позитивную эмоциональную реакцию, даже если «своими» эти люди стали всего несколько минут назад.
Древний принцип политических диктаторов «разделяй и властвуй», когда любое сообщество раскалывают на «своих» и «чужих» абсолютно по любому признаку (полу, вере, цвету кожи, национальности, политическим взглядам, сексуальной ориентации и т.п.) использует как рабочий механизм именно инстинкт принадлежности.
Этот же инстинкт, который человек получил в наследство от животных, заставляет неосознанно копировать эмоциональное и физиологическое состояние всего коллектива и автоматически воспроизводить коллективные действия. Этот древний инстинкт «коллективной эмпатии» позволяет стадам животных моментально спасаться бегством от нападающих хищников.
Рис. 3. Древний стадный инстинкт, доставшийся человеку от животных как инструмент для коллективного выживания, заставляет неосознанно копировать эмоциональное состояние других и повторять их действия, не затрудняя себя оценкой последствий своих поступков: на это просто нет времени!
В человеческом мире данный инстинкт с успехом используется для управления массами людей: начиная от потребительского поведения и заканчивая формированием политических предпочтений на митингах и путем телевизионных трансляций. Особенно хорошо инстинкт срабатывает, когда люди видят похожих на себя по внешнему виду, полу, возрасту людей. Этот инстинкт, например, объясняет организующее воздействие школьной или военной формы.
Ксенофобия, то есть боязнь «непохожих», основывается на разнице в восприятии, при которой невозможна идентификация себя с другим человеком. Это создает «разрыв» эмпатии и рождает страх, неприязнь и агрессию. Этой инстинктивной реакцией также с успехом пользуются в психологической инженерии (проще говоря, при контроле общественного поведения): создание образа «чужого» или «врага» взывает естественную защитную реакцию, включающую группирование с теми, с кем человек себя идентифицирует. Например, людей пытаются объединить против иноверцев, иностранцев, людей иной культуры, материального достатка, образа жизни, политических воззрений, сексуальной ориентации.
Чем патриотизм отличается от низменных чувств?
Чувства, основанные на инстинктах – это низменные чувства, приближающие человека к животному миру. К счастью, человек, благодаря своему эволюционному развитию, смог научиться контролировать животные инстинкты и развить значительную духовную составляющую, основой которой является любовь. Настоящий патриотизм является высшим духовным чувством – любовью к своей Родине и к своему народу. И как любой вид любви, патриотизм – это созидательное чувство, основывающееся на вере и определенных моральных принципах, направленное на созидание общего блага для своей Родины и соотечественников. В настоящей любви нет агрессии и ненависти – не может быть этих низменных чувств и в настоящем патриотизме.
Чувства, которые основываются на инстинктах группирования и принадлежности, и приводят к страху, ненависти и агрессии против «других», обычно называются «национализмом», а не патриотизмом. Если низменные чувства объединяют людей не на основе одной национальности, а на основе любого вида многонациональной «клановости» (например, принадлежность к определенной кофессии, секте, ордену, организации или партии «избранных»), но также направлены на возвышение «своих» за счет принижения «чужих», то такие чувства называются трайбализмом. Термин происходит от английского слова «племя» («tribe») и отражает чувство безусловной приверженности «своим» соплеменникам, обычно ведомых в светлое будущее или на войну с соседним племенем под руководством бессменного мудрого вождя.
Рис. 4. Отличия созидательного патриотизма от разрушительного трайбализма.
Еще проще: патриотизм – это любовь. Трайбализм – это ненависть.
Как и обычная любовь – патриотизм сложное чувство, дарованное не многим. Он требует веры и набора общечеловеческих идеалов. Гораздо проще вместо любви испытывать низменные чувства – половое стремление или ненависть. Чувства, основанные на инстинктах, не требуется воспитывать – достаточно предъявить соответствующий стимул, чтобы их активировать.
Трайбализм – одно из самых разрушительных чувств в истории человечества. Как только расовые, религиозные, этнические или клановые интересы перевешивают соображения общего блага, разделение общества на фракции неминуемо приводит к насилию, хаосу и разрушению общества (государства).
Кто больше других нуждается в группировании и идентификации с определенным сообществом?
Ответ лежит в природе инстинктов: группирование необходимо для выживания. Человек ищет помощи и поддержки в обществе, когда его базовым ценностям и потребностям что-то угрожает. Исследования показывают, что люди сильнее идентифицируют себя со своей нацией или религией, когда чувствуют, что они терпят неудачу в своих личных делах либо в профессиональной и деловой сфере. Чувство слабости и незащищенности быстро приводит человека к зависимости от группы, в которую он убегает как в укрытие. Поэтому эффективность групповой психотерапии также имеет в своей основе инстинкты принадлежности и группирования.
Рис. 5. Качели коллективизма – индивидуализм, покоящиеся на пирамиде удовлетворенных или неудовлетворенных потребностей
Как только человек становится неуверенными в себе, он стремиться восстановить определенность и уверенность, которые обеспечиваются принадлежностью к группе, которая позволяет вновь найти идентификацию и получить столь необходимые каждому оценки. Входной платой в любую группу или сообщество является безусловное принятие правил и идеологии группы. С патриотизмом происходит то же самое – человек принимает определенную идеологию и взамен получает право на принадлежность и безопасность, исправленную самооценку.
Психологическая модель отношений человека с государством – идентична модели отношения ребенка с родителями
Рис. 6. Перенос модели отношений с родителями на отношение с государством.
Взрослея, человек переносит модель отношений с родителями на государство, идеализируя или демонизируя власть, в зависимости от того, как с ним обращаются. Когда родители (или государство) заботливы и разумны, дети растут с базовым чувством безопасности, способностью доверять другим людям и полагаться на них, умением адаптироваться к изменениям в жизни. Если родители (государство) не могут защищать детей (граждан) и относятся к ним безразлично, попустительски, либо, наоборот, чрезмерно контролируют и наказывают детей, пугают их, то такие люди вырастают с базовым чувством незащищенности и недоверия к другим, страдая от неумения адаптироваться к жизни и самостоятельно ее строить. К сожалению, эти сценарии, когда родители (или государство) не могут сопереживать своим детям (гражданам), либо самовлюбленно используют их (и даже подвергают постоянному физическому и / или эмоциональному насилию), либо пренебрегают ими, встречается совсем нередко.
Рис. 7. Зависимость жизненных успехов человека и гражданина от стиля воспитания и / или сложившейся государственной системы.
Когда человек выходит из детского состояния, становится успешным и уверенным в себе, он престает нуждаться в родительской семье, либо в принадлежности к какой-то группе или сообществу. Очень часто успешные люди разочаровываются в своих сообществах, так как перерастают ту идентификацию, которую предлагает им группа (компания, партия, религия, государство). Люди могут быстро разочаровываются в группах, которые не уважают их, или занижают их идентификацию. Например, дворянину или интеллигенту после октябрьского переворота 1917 года было трудно идентифицировать себя с государством «рабочих и крестьян». Эти люди стали искать новую идентичность, эмигрируя в другие страны. Это явление – поиск новой идентичности – лежит и в основе современной «утечки мозгов», когда люди ищут, прежде всего, достойной их внутреннего мира идентичности, а не просто безопасной и сытой жизни.
Интересно, что люди, которые престают нуждаться в поддержке группы, как правило, отличаются лучшими когнитивными (познавательными) способностями, больше вдохновляются новым, активно исследуют окружающий мир. Это креативные индивидуалисты, которые, собственно, и двигают мир вперед. Остающиеся в зависимости от сообщества люди, как правило, отличаются консерватизмом, гораздо менее подвижными познавательными способностями, а их мотивы направлены не на развитие, а на консервативное поддержание «стабильности».
Можно ли научить патриотизму или воспитать патриотизм?
Ответ на этот вопрос легко получить, обращаясь к модели семьи: можно ли научить любить мать, отца, братьев и сестер? Настоящий патриотизм, который основывается на любви (в отличие от трайбализма, основанного на ненависти и унижении других) невозможно воспитать или научить ему. Попробуйте научить ребенка любить свою мать: заставьте его с утра петь гимн матери, регулярно по расписанию признаваться в любви к ней, только в этом случае получая вознаграждение, рассказывая всем в песочнице, что только его мама – самая лучшая, а чужие мамы – плохие…. Вам уже смешно?
Попробуйте заставить ребенка полюбить жестокую, агрессивную и невнимательную мать, которая умеет только кричать и наказывать. Именно от таких матерей сбегают при первой возможности, а если сбежать невозможно, то уходят из сферы ее контроля с помощью алкоголя или наркотиков, рискового или криминального поведения, и иногда и с помощью сознательного прекращения жизни.
Любовь можно только заслужить – заботясь о своем ребенке, кормя его, обеспечивая контакт кожа-к-коже, способствуя его развитию и удовлетворению не только физиологических потребностей, но и стремлений высшего – духовного порядка. Такую мать (или Родину) ребенок будет любить без всяких «уроков патриотизма», особенно проводимых в сети платными троллями.
Что такое патриотизм и полезен ли он
Патриотизм обычно обсуждается в положительном контексте, и в обществе формируется мнение о его полезности. О негативных его сторонах говорят очень немногие. Давайте попробуем их выявить, а также выяснить, есть ли от патриотизма практическая польза.
Обычно, когда произносится слово «патриотизм», это воспринимается как нечто возвышенное и непременно положительное, а не как бесполезный, популистский и максимально неконкретный набор букв. Даже ставить под сомнение патриотизм, словно Бога, чуть ли не грешно, и человек, который заявляет о вреде патриотизма, в странах с развитой патриотической пропагандой чисто инстинктивно воспринимается чуть ли не как предатель или желающий плохого людям. Впрочем, если разобраться в вопросе более детально, раскрывается несколько иная картина. Какое отношение у прогрессивных социал-демократов к патриотизму? Давайте попробуем рассмотреть.
Что такое патриотизм
Здесь сразу возникают две большие проблемы, связанные с патриотизмом. Во-первых, почему любовь должна быть именно к своей стране? Когда мы положительно оцениваем патриотизм, то есть любовь к своей стране, а не любовь ко всем странам и всему человечеству, мы как бы проводим противопоставление – свою страну любить хорошо, следовательно – любить другие страны, может, и не хорошо. А может быть, и вообще плохо. При такой конкретизации неудивительно, что многие воспринимают патриотизм как нелюбовь к другим странам.
Вторая проблема в том, что под словом «любовь» может пониматься очень широкий спектр действий. Фредерик Клегг из романа «Коллекционер» Джона Фаулза тоже любил Миранду Грей, только довольно извращённой любовью. Любовь может быть и у раба к своему хозяину, только такая любовь заслуживает лишь презрения. Желание создать Тысячелетний Рейх, в котором все немцы будут счастливы за счёт страданий остальных людей – это тоже любовь к своей стране, пусть извращённая, как любовь фаулзовского коллекционера, но это тот же самый патриотизм.
В понятие «патриотизм» входят как положительные действия:
Так и отрицательные:
Однако весь смысл в том, что для положительных действий не нужен патриотизм. Они возможны и без патриотизма. Если мы хотим объяснить людям, что нужно помогать попавшим в беду – нам нужно объяснять, что нужно именно это, а не патриотизм. Патриотизм же – это амальгама, которая служит тому, чтобы протащить отрицательные ценности, прикрываясь положительными. Давайте не будем обманываться этой амальгамой и посмотрим, к чему приводит продвижение патриотизма в обществе и зачем он нужен.
Выражает интересы элит
Машина пропаганды внушает, что свойства патриотизма выражают интересы всех жителей страны, однако патриотическая идеология выражает по большей части лишь интересы элит — чаще всего это номенклатура и крупный капитал. И то, что в 2017 году члена Совета Федерации Елену Мизулину сильно возмутило то, что уроки патриотизма в некоторых школах начали заменяться уроками борьбы с коррупцией 6 — это вовсе не случайность и не сумасшествие пожилой дамы, а вполне рациональный расчёт представителя номенклатуры.
Рядовой патриот не может вразумительно ответить на вопрос, зачем конкретно ему, например, расширение территорий государства, в чём его личная польза от этого. Он может попытаться сказать, что сможет ездить в новые территории без таможни, однако, к примеру, в России подавляющее большинство таких людей не ездит ни в Сургут, ни в Свияжск, ни в Хабаровск, ни в кучу других городов. Зато присоединение новых территорий может закончиться осуждением (как в случае с непризнанием присоединения Крыма 7 ) и экономическими санкциями 8 со стороны мирового сообщества, которое не может положительно относиться к агрессивной внешней политике, и это уже точно скажется на выгоде патриота, только не в положительном ключе. Так что в чём польза патриотов от расширения территорий – непонятно. Зато очень хорошо понятно, в чём польза номенклатуры и правительства – ведь новые территории можно подчинять, ими можно командовать, заставить делиться бюджетами с государственной казной.
Социал-демократам ближе точка зрения Льва Троцкого, так как социал-демократ может быть «патриотом» лишь своей социальной группы или системы ценностей, а не страны. Представлять патриотизм (а не только конкретные положительные для общества действия) как пользу для общества в целом – значит заниматься пропагандой в пользу элит. Патриотизм формирует национальную, а не профессиональную идентичность. На такой почве, соответственно, будут гораздо благодатнее произрастать ценности, отвечающие интересам номенклатуры или крупного капитала, а не широких слоёв общества.
Подмена объективного мышления патриотическим
Джордж Бернард Шоу
Патриотическое мышление подменяет собой критическое. То есть если, например, в обществе, в значительной степени свободном от патриотизма, завод по производству автомобилей производит плохие машины, руководство этого завода адекватно критикует свою работу (этим же занимаются общество и СМИ), выявляет слабые места и работает над исправлением недостатков, в результате чего качество продукции растёт и растёт. В патриотическом обществе действует другой принцип – доминирует идея «превосходства своей страны», а значит нужно возвеличивать всё «отечественное» («Россия – родина слонов», «наши поезда — самые поездатые поезда», «советский паралич — самый прогрессивный в мире» и так далее); критика же либо не принимается из-за принципа «своё – значит лучшее», либо вообще приравнивается ко вражеской пропаганде («сегодня он ругает ВАЗ, а завтра – Родину продаст»). В результате качество продукции либо не растёт, либо падает, поскольку конструктора, управление завода и рабочие не получают критики и не считают нужным что-либо исправлять.
Это справедливо и для других областей жизни. Допустим, критика правительства тоже не принимается или приравнивается ко вражеской пропаганде, в результате чего польза от его деятельности также снижается, коррупция растёт, а свобода СМИ и оппозиционная деятельность уничтожаются. Граждане перенимают логику патриотизма, логику его пропагандистов, перестают признавать за собой ошибки и также деградируют. Из-за того, что патриотизм объявляет высшей ценностью страну (как следствие – государство), люди не могут протестовать из-за боязни нарушить целостность государства, и ставят сохранение чиновничьим аппаратом территорий выше собственного благополучия и благополучия своих близких, что приводит к обнищанию, а распад государства не предотвращает – лишь оттягивает.
Клод Фишер, профессор Высшей школы социологии в Калифорнийском университете, отмечает недостаток американского патриотизма:
Мы считаем, что мы на первом месте практически по всем показателям, хотя на самом деле мы намного ниже первого места во многих сферах — в области здравоохранения, образования, условий труда и так далее. Неужели наша гордость ослепляет нас, не позволяя увидеть возможность чему-то научиться у других стран? 16
Когда в 2009 году в России была создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, это выставило руководителей России не в лучшем свете в глазах международного научного сообщества:
Орландо Файджес, профессор Лондонского университета
Историкам пришлось объяснять российским патриотам очевидные для своей профессии вещи, выставляя тех всё большими профанами:
Роберт Сервис, профессор российской истории в Оксфордском университете
Оправдывает ухудшение жизни в стране
На всех перепутьях, что пройдены,
держали, желая мне счастья,
стальные объятия родины
и шею мою, и запястья.
Патриотизм внедряет идею абстрактного «превосходства страны», правда неясно, в чём именно. Ставить задачу, например, добиться самого высокого уровня жизни в мире можно и без патриотизма. А вот если, допустим, номенклатуре нужно военное превосходство, чтобы угрожать другим странам, и, подобно уличному «гопнику», вымогать у них что-либо (а также иметь под рукой силы для подавления собственных граждан в случае чего), то такую задачу уже не поставишь прямо – граждане могут не захотеть, чтобы вместо строительства больниц их налоги шли на танки. Тут и нужен патриотизм. Он говорит, что «превосходство страны» — это хорошо, а в чём именно это превосходство должно проявляться, не объясняет. И граждане считают, что много танков, самый высокий национальный доход, самый большой золотой запас – это хорошо, потому что это превосходство страны и её «развитие». Хотя львиная доля национального дохода может концентрироваться при этом в руках у номенклатуры и крупного капитала, и к золотому запасу большинство граждан также ни в коем случае не допущено. Но, совсем по Рубинштейну, будет гордится тем, что у их барина высокий дом.
Патриот может закрыть глаза на то, что у него снижается зарплата, что его родственников забрали в НКВД, на то, что поднялся пенсионный возраст, если слышит, что «зато нас в мире боятся больше, чем американцев» или «зато у нас рост ВВП самый высокий в мире».
Патриоты ездят на Мальдивы,
Патриоты ездят в Таиланд,
Патриотам оперные дивы
Из Ла Скала кажут свой талант,
Патриоты, упрочая скрепы,
Жертвуют на храмы, не скупясь…
А Семён Кузьмич – агент госдепа! –
У себя в глубинке месит грязь,
Материт правительство в охотку,
Споря о политике с женой.
Он, подлец, раскачивает лодку
Тем уже, хотя бы, что живой.
Рождает популизм
Патриот зачастую оценивает компетентность политика не тем, насколько профессионально тот разбирается в своих профильных вопросах и как влияет на уровень жизни в стране, а тем, насколько он ненавидит врагов и как сильно он распинается в любви к стране и её гражданам на словах. Многим политикам достаточно вообще не делать ничего: нужно только очень много говорить о патриотизме, чтобы быть избранными либо назначенными на высокие должности. И чем больше подобных популистов в правительстве – тем хуже жизнь в стране.
Если правительство культивирует патриотизм – это скорее всего означает, что его профессиональных способностей хватает лишь на то, чтобы обеспечивать рост экономики присоединением территорий и силами отдельных патриотов-энтузиастов, а эффективное развитие производств и институтов социального государства оно обеспечить не способно.
Мешает добиваться персональных достижений
В здоровом обществе человек должен иметь право гордиться только своими достижениями. А те, кто пытается украсть часть чужой славы, должны рассматриваться на уровне мелких карманников или «несунов». Тогда у людей появится стимул самим добиваться полезных для общества достижений.
Патриотизм провозглашает гордость за свою страну, однако уже давно известно, чем вредны гордыня и хвастовство. Они формируют у людей желание возвысить себя над остальными, что приводит к хамству, к «да ты знаешь, кто я такой?» и так далее. Так называемая «национальная гордость» — это не более, чем беспочвенный нарциссизм и самолюбие. И отношение к ней должно быть соответствующее.
Усложняет международное взаимодействие
Когда в стране побеждают ценности патриотизма, для всех окружающих становится понятно, что её правительство заменяет стремление к общечеловеческим целям стремлением к национальным. Соответственно, к такой стране будут относиться более настороженно.
Если, допустим, несколько человек красят стену и каждый работает, как надо — в результате стена покрашена быстро и качественно, все выполнили общую цель и довольны друг другом. Но если один из этих людей думает, как бы работать поменьше остальных, но при этом получить больше денег и сказать, что он всё сделал сам – это и есть патриотизм. Нечего удивляться, если остальные будут стараться «приструнить» этого неприятного человека и заставить работать, а относиться к нему будут не как к равному, а гораздо хуже. Это вполне нормально.
Поэтому патриотизм усложняет интеграцию в мировое сообщество. Он мешает встраиванию отдельного государства в общемировую культуру и ведёт к замыканию в своей (так как испытывает предубеждение к другим государствам и пиетет к национальным традициям), что мешает восприятию и усвоению опыта других государств. Такие государства, как например государства индейцев Америки, Османская Империя или даже СССР, перестали существовать во многом из-за этого.
Русским патриотам не нравится слышать «Дагестан сила», «Чечня круто», но когда они сами говорят «Русские вперёд», почему-то для них это нормально, хотя и то, и другое – явления одного порядка, это высказывания кавказских и русских «патриотов». Социал-демократы не страдают таким лицемерием: дагестанский социал-демократ и русский социал-демократ борются с националистами как своими, так и чужими.
Делает войну более вероятной
Действительно, если ты гордишься своей страной и считаешь её самой лучшей, а объективная реальность говорит о том, что это не так, то мозг начинает мыслить в направлении предположения, что раз твоя страна самая лучшая, но многое в ней плохо – значит, мешают другие страны, а значит, имеет смысл их «приструнить», чтобы не мешали, или хотя бы показать им силу.
Часто, когда спрашиваешь у детей, что они выбирают из двух несовместимых вещей, но которых им обеих очень хочется, они отвечают: и того и другого. Что хочешь: ехать кататься или дома играть? И ехать кататься и дома играть.
Заставляет искать врага
Патриотизм является благодатной почвой для создания образа врага. У патриотичного народа будет гораздо меньше вопросов, если власти обвинят несогласных с ними в «предательстве страны и её интересов» — тогда этих несогласных можно легко уничтожить. И образ внешнего врага так же легко создать. То, что поиск «изменников Родины» и «национал-предателей» начинается обычно в моменты резкого роста патриотизма в обществе – это не случайность. Логика та же самая – если «мы лучшие» в теории, но не на практике, то значит, виноваты враги. Это и другие страны, и свои соотечественники, которые недостаточно патриотичны.
Кругом враги! (есть подозрение, что руководство слева — для авторов книг)
Патриотизм рождает ненависть и внутри государства. Всякий, кто не признаёт традиций и обрядов патриотов, выставляется как изверг, предатель.
Трансформация в фашизм и нацизм
Как мы уже упоминали выше, в мозг человека, мыслящего патриотически, гораздо легче внедрить фашистские и даже нацистские лозунги, ведь большинство из них основано на одной и той же логике. Когда патриотизм трансформируется в фашизм и нацизм, он приобретает дополнительные недостатки, свойственные диктатуре, расизму и террору.
Сама идея патриотизма – это растворение своей индивидуальности в обмен на причастность к могучей силе, и готовность страдать и унижаться, причинять боль, убивать и быть убитым в обмен на эту принадлежность (Эрих Фромм называл это «садомазохизмом» 44 ). Эта же принадлежность снимает личную ответственность. На такой почве и способно произрастать тоталитарное общество – тот, кто ищет причастность к могучей силе, найдёт её в лице диктатуры.
Я хочу быть винтиком в системе,
Шестернёю в мощном механизме,
Элементом в идеальной схеме,
Органом в огромном организме.
Так хочу служить, чтоб безупречно!
Чтобы без задоринок, загвоздок.
Чтоб доволен барин был, конечно.
Чтобы долг Отечеству был воздан.
Это не самая удачная идеологическая конструкция
Это лицемерие
Тех патриотов, которые действительно предпочитают всё отечественное и действительно приносят пользу стране – скажем, поднимая мусор с её улиц и выкидывая в мусорное ведро – крайне немного. Остальные же не понимают, что многие окружающие рассматривают их патриотизм как ложь и лицемерие, соответственно воспринимают самого патриота как лжеца и лицемера. Ведь если человек ездит на «Мерседесе» и одновременно гордится тем, «как поставили этих фрицев раком в сорок пятом», его собеседник понимает, что перед ним – лжец и лицемер, с которым общаться следует соответственно.
Карикатура Сергея Ёлкина
На самом Западе зачастую посмеиваются над своими «патриотами», сознавая их лицемерие и ложь:
Патриотизм бесполезен, а значит не нужен
Мы привели аргументы против патриотизма, а что говорят исследования? Доказывают ли они пользу патриотизма?
Государства с широко развитой идеологией патриотизма – нацистская Германия, СССР, Япония, Италия – в конечном итоге терпели крах перед более космополитичными и терпимыми.
В накачанной до отказа патриотизмом России 2020 года уровень жизни должен быть одним из самых высоких, если патриотизм работает
Альтернатива есть
Необязательно бороться за территорию, которую устанавливает твоё правительство, когда можно бороться за своих родных и близких, за всё человечество в целом и за каждого честного человека в частности, против войн и несправедливости. Это и есть безнационализм – часть прогрессивной социал-демократии.
Мыслящие мужчины и женщины во всём мире начинают понимать, что патриотизм есть слишком узкая и ограниченная идея, чтобы отвечать всем потребностям нашего времени.
Патриотизм противоречит прогрессивным ценностям, культивирует вражду между странами и признание их неравенства, мешает прогрессу, является ложью и порождает ложь. Ему также свойственны и многие недостатки, которые присущи расизму, мы их разбирали в этой статье. Таким образом, социал-демократы должны скорее выступать исключительно против патриотической идеологии, чем поддерживать и продвигать её. А Родина у нас только одна — планета Земля.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
Если пошли активные разговоры про патриотизм — значит, придётся терпеть. А если нас стали называть великим народом — терпеть придётся долго.