что такое ориентальный аромат в парфюмерии
Осенние духи: запахи Востока
Тайна ориентальных ароматов
Несложно догадаться, что парфюмерия такого рода пришла к нам с Востока. Их запах стойкий и сильный, поэтому очевидно, что они не предназначены для дневного выхода. Есть другие виды духов для размеренных будней, восточные же ароматы нужно беречь для особых случаев: романтичные вечера, праздники, походы в рестораны.
Хотя есть и исключения: если ты похожа на роковую соблазнительницу, не расстаешься с каблуками и красишь губы только яркой помадой, то тебе скорее всего и не подойдут какие-то другие духи, кроме восточных. Но чтобы не смущать других людей резким запахом, всегда можно выбрать облегченную версию того же аромата, которая есть почти у всех известных марок.
Ориентальные ароматы не подойдут для теплого времени года – их запах слишком тяжелый. Одно из отличий летнего аромата от осеннего – то, что в жару использование слишком насыщенного аромата просто не позволит нормально дышать. Поэтому идеальное время для такой парфюмерии – наступление холодов.
Основные составляющие ориентальных ароматов
Решительным и уверенным женщинам подойдут только такие духи: запахи Востока – это страсть и независимость в одном флаконе. Чаще всего в ингредиентах такой парфюмерии можно встретить сандал, гвоздику, пачули, иланг-иланг и жасмин. Магнетический шлейф чаще всего состоит из ноток кедра или ветивера.
Ориентальные ароматы — это запах Востока в одном флаконе
В парфюмерных магазинах вы можете увидеть несколько десятков разнообразных ароматов, относящихся к той или иной группе запахов. И если рядовому покупателю совершенно не трудно догадаться, чем пахнут цветочные, древесные или фруктовые парфюмы, то понять с первого раза, что ориентальные ароматы это духи с нотами амбры, ванили и мускуса ему вряд ли удастся. Поэтому сегодня мы решили во всех подробностях рассказать вам о том, что представляют собой эти восточные парфюмы и для каких целей они предназначены.
Ориентальные ароматы – духи с нотами Востока
Ориентальные духи – это по своей сути восточные ароматы, основу которых составляют характерные для Востока компоненты: мускус, ваниль, амбра, масло уда, ладан, розовое масло, шафран, мирра, амбра и многие другие пряности.
С давних времен купцы привозили их в Европу и баловали женщин необычными для рядовых европейцев запахами. Но настоящий бум на использование ориентальных духов начался около 100 лет назад, когда морские путешествия стали более доступными и распространенными.
С тех самых пор и до наших дней европейских туристов искренне удивляет искусное умение жителей восточных стран смешивать между собой самые разнообразные компоненты и получать поистине удивительные ароматы. Одним из главных секретов такого успеха является тот факт, что Восток богат на обилие натуральных и естественных пряностей, трав и растений, которые недоступны для заграничных производителей парфюмов. Из-за чего многие марки духов вынуждены использовать их синтетические аналоги или заменители, что понижает качество и стойкость получаемых на выходе парфюмов.
В отличие от них, истинно восточные духи обладают довольно насыщенным, сладким ароматом, который невозможно спутать ни с чем другим. При этом их производители, никогда не делают различий между тем, какие ингредиенты можно использовать для женских и мужских композиций. Таким образом, в составе ориентальных духов для женщин нередко можно увидеть ветивер, тогда как в мужских духах запросто может присутствовать нота розы.
Любопытно, что в них напрочь отсутствуют цитрусовые ноты либо они составляют лишь какой-то небольшой процент от всего состава парфюма.
Их основа – это сладкие, тягучие ароматы, которые призваны соблазнять и вызывать живейший интерес. Женщины используют такие духи в целях соблазнения, тогда как мужчинам они придают ауру загадочности и тайны. Поэтому их лучше наносить только для особенных случаев.
Советы по использованию восточных духов
Как не сложно догадаться, ориентальные ароматы достаточно резкие по своей природе и могут отпугнуть не привыкшего к такой насыщенности европейца. Поэтому у многих парфюмерных брендов есть отдельные линии восточных духов, ориентированные на наш не привыкший к дерзости Востока нос. В их составе можно нередко увидеть альдегидные, фруктовые и даже цветочные аккорды, которые несколько послабляют их активное звучание и тем самым делают более приятными для восприятия.
Несмотря на это все они относятся к группе так называемых «теплых» ароматов, а потому их рекомендовано использовать в осенне-зимний сезон. Также следует учесть, что ориентальные духи совершенно не подходят для работы и деловых встреч. Их можно наносить только после обеда, а лучше исключительно вечером, когда у вас запланирована романтическая встреча или отдых в компании второй половинки.
В их составе нередко присутствуют восточные афродизиаки, поэтому при умелом использовании таких чарующих парфюмов можно завоевать благосклонность любого необходимого вам человека.
Примеры ориентальных ароматов
Восточные духи слегка дурманят, затемняя рассудок своими древесно-смоляными и амбровыми нотами. Поэтому прежде чем купить любой из них внимательно к ним принюхайтесь и дождитесь звучания каждой из спрятанных в них нот, чтобы убедится в том, что они действительной вам подходят.
В современных магазинах можно найти женские, мужские и даже универсальные духи типа унисекс, которые подойдут любому человеку вне зависимости от его пола. Одним из наиболее известных композиций являются:
Вот такие они, ориентальные, то бишь восточные духи. Они всегда притягивают к себе внимание и не остаются незамеченными даже в целой толпе людей, надушенных дешевыми туалетными водами или дезодорантами. Поэтому, если вам по душе их основные ноты, можете со смелостью выбирать для себя наиболее понравившуюся восточную композицию. Впрочем, если вы хотите в полной мере насладиться их звучанием, посетите парфюмерную лавку, когда будете отдыхать в Турции. Ведь у нас вы имеете большой шанс купить синтетическую подделку, которая лишь издалека будет напоминать собой то, что предполагалось в оригинале.
Восточные ароматы: секреты и ошибки, советы и история
[С. Полье, Мск] Восточные духи. При одной этой фразе фантазия невольно рисует барханы Ближнего Востока, роскошные сады оазисов, знойных одалисок, жаркие дни и густые, насыщенные благоухания, появившиеся много веков назад. Какой он, ориентальный парфюм (от английского orient – восток)? Наверное, любой ответит – это сладкие и очень громкие запахи, как правило, звучащие ладаном, миррой, пряностями, мускусом. Это правда. Но это лишь часть правды, и наша с вами задача узнать как можно больше об этих чудесных и очень популярных группах парфюмерии. |
История появления восточных ароматов
На этот раз не буду уделять истории особо много времени. Лишь напомню, что сведения об использовании благовоний известны примерно со времени появления культур. И Древний Египет, и Эллада, и Древний Рим – во всех этих цивилизационных проектах сведения об ароматах присутствуют, и нередко им уделяется большое значение в жизни общества. Уверен, и Гиперборея, если она действительно существовала, не обходилась без специальных запахов, но это уже мое предположение – фактов по этому поводу практически нет.
Однако древние цивилизации пали. Стали развиваться новые. На смену Римской империи пришли полудикие европейские страны, где до определенного времени ни о парфюмерии, ни, чего уж тут скрывать, о нормальной гигиене ничего не слышали. До середины XV века еще держалась Византия (Восточная Римская Империя). На Ближнем Востоке в эту пору вовсю развивалась молодая цивилизация.
Вот эти два факта нам и нужны:
Византия до своего падения охватывала многие народы, но принято считать, что их благовония все же относятся к ритуальным, церковным, в первую очередь к ладану, сандалу. Но и Ближний Восток приемлет (и принимал тогда) эти или близкие ингредиенты. Наверное, и пряности, свойственные обоим мирам, находили свое отражение в ароматах. К чему это я?
Предположительно, парфюмерия и Восточной Римской Империи, и ближневосточных стран того времени скорее всего была очень похожей, и наиболее приближенной к тому, что сегодня считается восточными духами.
Прародителем европейской парфюмерии являются восточные духи?
Итак, перед нами два факта:
Через какое-то время европейцы перестали быть вонючками. Вернее, научились на том этапе маскировать неприятные запахи рукотворными ароматическими веществами. В чем причина появления парфюмерии в Европе? Крестовые походы! Именно из этих захватнических рейдов и привезли духи, и научились заново их производить.
Очевидно, что развитие европейской парфюмерной традиции пошло по своему пути – сегодня это совершенно разные композиции. Но ясно и то, что изначально духи Европы были тем, что сегодня принято называть восточной парфюмерией. Так что можно смело говорить о давнем родстве всех имеющихся групп.
Ориентальные духи: сложности сегодняшней классификации
Если бы все было просто, мы бы с вами легко определяли понятия восточной парфюмерии по традиции Ближнего Востока:
Разве государства Юго-Восточной Азии не именуют так же восточными? Разве внутри них, при существующих традициях, к примеру, Индия и Китай – это одни и те же запахи? И разве вместе они похожи на ближневосточные? Однако все запахи этих стран смело относятся современностью к восточной парфюмерии.
Как разобраться, как понять какой именно восток имеется в виду? Я возьму на себя смелость предложить свою классификацию ориентальных ароматов сегодняшнего дня:
Примерное наименование духов
Те, что максимально похожи на старую традицию Ближнего Востока. Султаны, гаремы, караваны в пустыни, полуобнаженные танцовщицы и прочие шахерезады – этот ряд и вызывает ольфакторные ассоциации: масла, благовония, ладан, уд и т.д. Именно эти ароматы чаще всего и называют восточными.
Похожи на предыдущие, но все же имеющие ряд отличий. При всей схожести, могут смещать акценты в сторону пряностей и цветов. Причем нередко используются цветы и свежие травы, виды которых не применяются арабами.
С одной стороны, все близко к предыдущим. И мирра, и ладан и другие ингредиенты вполне могут быть использованы и здесь. Как и специи. Но именно в них (пряностях, специях) и скрыто главное отличие – все любители индийской кухни знают, что их не перепутать ни с чем. И главная смесь, конечно, кари.
Это подгруппу главное не перепутать со страной производителем. Массовый перенос производств в Китай вполне может предоставить нам традиционную европейскую парфюмерию Made in China. Не говорим мы и об откровенных подделках. Речь о многовековых ароматических традициях этой страны: цветы, фрукты, травы. Часто все это высушенное, т.к. применялось в виде саше (ароматизация помещений). Другие ориентальные ингредиенты? Вполне могут использоваться, но акцент все же не на них.
Возможно, это и не все подгруппы – предложите еще, рассмотрим вместе. Но ясно и другое – каждое из предоставленных направлений ориентальных запахов очень своеобразно. А еще все они, с легкой руки маркетологов, могут именоваться восточной парфюмерией. То есть такая терминология может практически ничего не сказать покупателю о неизвестных ему духах.
Конечно, это не отрицает и удачного комбинирования подгрупп внутри указанных, а также и внутри привычных семейств. Просто восточный аромат можно встретить гораздо реже, чем, например, восточно-цветочный или восточно-пряный. И хваленая «громкость» ориентальных духов в современном мире может быть очень условной.
Пару слов об уде
Уд – это однозначно восточный ингредиент. Причем объединяющий все перечисленные подгруппы, т.к. добывается и используется во всех указанных странах. Часто можно встретить информацию, что уд и агар, агаровое дерево – это одно и то же. Это не совсем так. Уд – это некое вещество, которое добывают из последствий инфекционного заражения агарового дерево. Не вдаваясь в подробности, уд – это черная болячка, созданная смолой дерева в ответ на инфекцию внутри ствола.
Образуется сырье в течение нескольких лет, поэтому натуральный уд очень дорогой ингредиент. Дорогой и… безумно популярный в мире. Его всегда использовали в парфюмерии, но благодаря таланту Пьера Монталя его обожают теперь во всех странах, и сказать к какой именно подгруппе относится уд невозможно.
В России, кстати, уд менее популярен, чем в других странах. Точно не знаю почему. У меня есть только пошловатая версия, связанная с лингвистической памятью 🙂 Дело в том, что в древнерусском языке слово «уд» обозначало то (и в той же грубой форме), что сегодня значит ненормативное словцо из трех букв, которое дурачки зачем-то пишут на заборах. Что-то мне подсказывает, что за предложение «пахнуть удом» на Руси можно было хорошенько огрести…
Как понять подгруппу восточных духов по описанию
Согласитесь, не самое удобное, когда поклонник арабских ароматов приобретет себе духи с запахом китайских сушеных трав. Или жаждущий аромата кари, купит запах сакуры. Все это обманутые ожидания. А значит зря потраченные средства.
Читая описания неизвестных восточных духов, обращайте внимания на следующие моменты:
И, конечно, главное – пробовать. Этот факт никто и никогда не отменял и не отменит. Только вы, только ваш нос, только ваш вкус имеют решающее значение. Остальное лишь помощь предварительно определиться, отфильтровать из миллионов неизвестных духов, те, что следует попробовать.
Ориентальные запахи: для холода или для жары?
Теперь немного о практических навыках. Часто появляется вопрос, мол, как же так выходит, что духи, созданные в жарком климате Востока, подходят для холодной погоды в России и других соседних стран, а летом, наоборот, могут казаться чрезмерными?
Да, климатические различия очевидны. Но с ними связаны и совершенно иные моменты. Чем жарче, тем больше потоотделения, тем сильнее должен быть парфюм, маскирующий человеческий запах. Конечно, гигиена сегодняшнего дня – это не средневековый кошмар. Однако есть такая банальная до глупости, но тем не менее истинная логическая цепочка: чем жарче, тем больше хочется пить – чем больше жидкости поступило в организм, тем больше вышло, в т.ч. и потом – чем больше пота, тем больше запаха, который хочется скрыть. Сидеть весь день в ванной могут только единицы.
У нас ситуация схожая, но:
В тепле парфюм раскрывается сильнее – это факт. Но то, что хорошо арабу в пустыне, вряд ли подойдет русскому (украинцу, белорусу, татарину, чеченцу и др.) в условиях тесного офиса или комнаты. В жару такой хорошо раскрывшийся запах может быть чрезмерен – и это так же неоспоримый факт.
Отсюда следует и еще одна норма. То, что хорошо для прохладной погоды, вовсе не обязательно подойдет для зимы в любом ее проявлении. В помещении чаще всего тепло, и восточными духами можно неплохо «придушить» коллег по работе или однокашников в аудитории, даже если за окном февральский Сургут.
Примеры восточных композиций
В завершении мой нелюбимый из-за своей относительности, но необходимый раздел – примеры ароматов указанного семейства. Давайте и его рассмотрим по подгруппам.
Это самая распространенная подгруппа, поэтому и примеров может быть во много раз больше. Тут уж каждый выбирает для себя сам.
Для понимания современной японской парфюмерии стоит ознакомиться с Shiseido или Annayake. Первый из них, кстати, и является тем, кто принес в Страну восходящего солнца европейскую парфюмерию, а второй и вовсе ориентируется на рынок Европы.
Чтобы увидеть все ароматы восточного семейства в нашем справочнике, достаточно нажать на кнопку:
Старый уже, немного поверхностный, но все же показательный новостной сюжет Вы можете посмотреть на коротком видео:
Своих восточных любимцев, как и всегда, вы можете размещать в комментариях. Там же можно задавать вопросы или просто умничать 😉 Надеюсь, что с еще одним семейством парфюмерии все стало хоть немного, но яснее. Осталось пожелать всем здоровья и успехов.
Приятного вам аромата!
Специально для Ваш-Аромат.ру
В качестве иллюстрации использован коллаж из материалов, найденный в свободном доступе в сети Интернет.
При использовании материалов гиперссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Все экспертные оценки являются субъективными мнениями авторов. Все фото кликабельны.
Какие бывают ароматы? Разбираемся в классификации и нотах
Категории ароматов
Когда консультант спрашивает, предпочитаете ли вы фужерные или акватические композиции, вместо ответа может возникнуть еще больше вопросов. Классификация ароматов в парфюмерии — самое интересное и неоднозначное, потому что компонентов может быть так много, что и не разберешься. Разделение ароматов на группы называется ольфакторной классификацией. Наиболее удобную систему предложил парфюмер Майкл Эдвардс, разделив все ароматы на 4 большие группы: восточные, цветочные, древесные и свежие. В каждую группу входит еще по несколько, всего их 14, среди которых есть и мшисто-древесные, и фужеры, и цитрусовые, и зеленые. Но это лишь примерное количество: одна композиция может быть настолько многогранной, что будет сочетать в себе сразу несколько категорий. Да и разделение на семейства носит очень условный характер.
Восточные
Ароматы этой группы имеют характерное и часто непростое для восприятия звучание. В восточных композициях слышны ноты дыма, благовоний, смол и пряностей. Они, как правило, хорошо подходят для зимы, вечера, торжественного события, потому что плотные и очень насыщенные.
Основные ноты: дерево уд, ладан, табак, амбра, мускус, бобы тонка, ваниль, пряности и специи, кофе, черный чай, роза
Древесные
Одни из самых многогранных композиций — древесные. Ноты дерева звучат по-разному: тепло, сливочно, дымно, сладко, с земляным или даже металлическим оттенком. Например, кедр — молочный и немного сладкий, а сандал может быть копченым и цветочным.
Основные ноты: кедр, сандал, гуяйк, пачули, ветивер
Цветочные
Самую популярную группу ароматов не спутаешь ни с чем. Цветы наиболее многогранны и разнообразны. Они практически всегда есть в ароматах, но иногда могут и запутать. Например, часто ирис придает композиции пудровость и даже древесный оттенок. Стебель туберозы создает яркое зеленое звучание, а жасмин и гардения — лактонное, то есть сливочно-кремовое.
Сладкие цветы можно услышать в композиции Guess «1981 Los Angeles Woman». Жасмин с пионом дополняют фрукты и ягоды: апельсин, груша и красная смородина. «Сейчас сложно выбрать единственный популярный тренд, в моде примерно все от „новой“ гурманики (без „сахара“ в лоб) до современных фужеров, — рассказывает Мария Кондратьева, парфюмерный эксперт и автор телеграм-канала @parf4you. — Но на локальных рынках всегда есть свои предпочтения. Так, российские женщины традиционно любят цветочно-мускусные ароматы (в том числе с ягодным акцентом), эти ароматы много лет в хитах продаж. Фантазийная сирень тоже имеет все шансы „выстрелить“».
Основные ноты: жасмин, роза, сирень, ландыш, нарцисс, тубероза, гардения, флердоранж, пион, фиалка, ирис
Фруктовые
Ароматы с нотами фруктов стали особенно популярны в начале 2000-х. Фрукты и ягоды очень часто входят в основу композиций и практически всегда придают композиции сладость. Например, Cosmic, Agent Provocateur, раскрывается нотами груши и ревеня, но пион, жасмин и орхидея настолько растворены в них, что запах звучит как нечто фруктово-ванильное. Еще один сладкий фруктовый пример — The Scent For Her, Boss, в котором отчетливо слышен персик. Есть в нем даже что-то гурманское.
Основные ноты: персик, яблоко, ревень, ежевика, личи, слива, ананас, смородина, инжир, груша
Цитрусовые
Наряду с фруктовой цитрусовая группа выделяется как самостоятельная. Цитрусовые ароматы легкие и свежие, без них невозможны шипровые и фужерные композиции. Часто цитрусы можно услышать в самом старте аромата.
Основные ноты: лимон, бергамот, апельсин, грейпфрут, юзу, лайм, мандарин, вербена
Зеленые
Еще одна легкая группа ароматов может звучать как свежо, так горько и терпко. Например, тонизирующее звучание придают мята, тархун и лаванда, а горько-пряное — полынь, листья смородины и фиалки. В зеленых ароматах часто можно услышать цитрусовые ноты. Например, Illusione for Woman, Bottega Veneta, — сложносочиненный аромат, в котором есть и кислинка бергамота, и пряность черной смородины, и свежесть оливкового дерева.
Основные ноты: тархун, лаванда, полынь, базилик, розмарин, шалфей, шисо
Фужерные
Первый фужерный аромат появился 1882 году, когда парфюмер Поль Парке создал композицию Fougere Royale на основе синтетической молекулы кумарина с запахом сена. Помимо нее, в аромат входили мох, лаванда и бергамот.
Основные ноты: мох, кумарин, бергамот, лаванда, розмарин, дерево
Шипровые
Первый шипровый аромат создал Франсуа Коти в 1917 году. Он так и назывался — Chypre. На фоне цветочных композиций эта была новаторской, потому что звучала свежо и пряно. Хороший пример современного шипра — For Her Generous Spray, Narciso Rodriguez. В нем отлично сбалансированы цветочность, горчинка, металлические, пряные и медовые ноты.
Основные ноты: бергамот, мох, пачули, кожа, ладан, нероли, ветивер
Морские
Эту группу еще называют акватической. Ее расцвет пришелся на 90-е, когда были популярны ароматы L’Eau Par Kenzo. Ощущение морского воздуха парфюмеры передавали, смешивая синтетические компоненты с цитрусовыми и цветочными. Получались запахи моря и йода. Например, в композиции King Of Seduction, Antonio Banderas, яркие морские ноты появляются благодаря ананасу, кардамону, дыне, цитрусовым, ветиверу и замше.
Основные ноты: цитрусы, лаванда, мята, зелень
Гурманские
Этой категории нет в системе Майкла Эдвардса, но она очень важна. Первой гурманской композицией стал Angel Thierry Mugler, вышедший в 1992 году. Гурманские ароматы всегда сладкие и съедобные. Например, Girls Can Say Anything, Zadig& Voltaire у многих звучит как зефир или груши в меду. Но в нем есть и восточно-фужерные оттенки из-за мускуса, гвоздики и папоротника. «Ароматы с сахаром, кстати, пользуются популярностью в ситуации „на выход“. В каком-то смысле они стали „настоящими французскими духами“ и ассоциируются с праздником и торжеством», — говорит Мария Кондратьева.
Основные ноты: карамель, сливки, печенье, мед, пралине, миндаль, какао, шоколад
Ольфакторная пирамида и раскрытие
Самое сложное — это ольфакторная пирамида, то есть заявленные брендом ноты духов. Нужно понимать, что пирамида — это не состав и не список реальных ингредиентов аромата, а условные, субъективно ощущаемые ноты. Понять аромат по такому описанию можно, если у вас «натренирован» нос и вы понимаете, как пахнет мох и дерево уд, а как — роза и ирис. При этом, смешиваясь друг с другом, ноты могут стать неразличимы.
«Если человек достаточно много пробовал и умеет переводить с языка маркетологов на человеческий, то может понять аромат по пирамиде. Иногда от излишнего усердия в описание аромата помещают всю таблицу Менделеева и сверху кристальный мускус какой-нибудь. Тогда остается только идти и проверять собственным носом», — говорит Екатерина Хмелевская, парфюмерный критик, автор сайта Aromablog и одноименного телеграм-канала.
У каждого аромата есть верхние, средние (ноты сердца) и базовые ноты (шлейф). Верхние мы чувствует самыми первыми, как только нанесли аромат. Исчезают они тоже первыми. Ноты сердца — это ядро аромата, они ощущаются около двух часов. Шлейф композиции — самый стойкий. Именно по шлейфу можно составить адекватное впечатление.
Часто в верхние ноты включают цитрусовые, специи и травы, а в шлейф — сандал, пачули, бобы тонка, ваниль, мускус.
Концентрация
Концентрация зависит от соотношения ароматического вещества и спирта. Самая концентрированная форма — духи (Parfum). Они включают в себя от 20 до 40 % ароматического вещества. Менее концентрированная — парфюмерная вода (Eau de Parfum), где ароматического вещества от 15 до 20 %. Затем идет туалетная вода (Eau de Toilette), в ней от 5 до 15 % концентрации. И самые легкие — одеколон (Eau de Cologne) с концентрацией от 2 до 4 % и вода (Eau Fraiche) с количеством ароматического вещества от 1 до 3 %.
Есть мнение, что чем сильнее концентрация аромата, тем более стойким он будет. «Стойкость и шлейфовость (диффузность) — две совершенно разные характеристики, которые никак не взаимосвязаны. А вот компоненты могут влиять на стойкость», — рассказывает Матвей Юдов, химик, специалист в области душистых веществ.
Все ароматы нужно пробовать на себе, по блоттеру ничего не понять. Он лишь запечатлевает композицию, но не раскрывает ее в полной мере. Способность понимать ароматы и выявлять отдельные ноты тренируется годами.