что такое органы административной юрисдикции

Органы административной юрисдикции

что такое органы административной юрисдикции. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. что такое органы административной юрисдикции фото. что такое органы административной юрисдикции-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка что такое органы административной юрисдикции. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории: что такое органы административной юрисдикции. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. что такое органы административной юрисдикции фото. что такое органы административной юрисдикции-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка что такое органы административной юрисдикции. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории: что такое органы административной юрисдикции. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. что такое органы административной юрисдикции фото. что такое органы административной юрисдикции-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка что такое органы административной юрисдикции. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории: что такое органы административной юрисдикции. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. что такое органы административной юрисдикции фото. что такое органы административной юрисдикции-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка что такое органы административной юрисдикции. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории:

что такое органы административной юрисдикции. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. что такое органы административной юрисдикции фото. что такое органы административной юрисдикции-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка что такое органы административной юрисдикции. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории:

Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории:

1) судьи (мировые судьи);

2) коллегиальные юрисдикционные органы при районных, городских, районных в городах исполнительных органах, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы в соответствии с их полномочиями, задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: 1) мировыми судьями; 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ; 4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Остановимся подробнее на правовом положении основных из названных юрисдикционных органов. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ представителями судебной власти, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции, являются судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов и мировые судьи. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Кроме того, комиссии рассматривают дела о правонарушениях подростков, отнесенные к компетенции других юрисдикционных органов (должностных лиц) в случае передачи этих дел на рассмотрение соответствующих комиссий. Административные комиссии являются единственными юрисдикционными органами, специально образуемыми для рассмотрения всех категорий дел об административных правонарушениях, за исключением отнесенных законодательством к компетенции других органов (должностных лиц). В состав комиссий входят председатель, его заместитель, ответственный секретарь, а также члены комиссии. Самостоятельную и самую многочисленную группу органов отраслевой административной юрисдикции составляют предусмотренные гл. 23 КоАП РФ органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы исполнительной власти (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать: 1) руководители и заместители руководителя соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений; 2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, от имени органов, указанных в ст. 22.1 КоАП РФ, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Федерации. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если Кодексом или законом субъекта РФ не установлено иное.

60. Подведомственность дел об административных правонарушениях

· В производстве по делам об административных нарушениях участвует огромное число различных органов, их представителей, которые наделены властными полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Такое положение объясняется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных отраслей административной деятельности и существующих в них отношений. И чтобы квалифицированно заниматься делами об административных нарушениях, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной области. А во-вторых, множественность субъектов властных полномочий создает условия для оперативного и экономного производства, поскольку чаще всего его ведут органы, должностные лица, которые систематически осуществляют надзор за соблюдением соответствующих правил.

что такое органы административной юрисдикции. 640 1. что такое органы административной юрисдикции фото. что такое органы административной юрисдикции-640 1. картинка что такое органы административной юрисдикции. картинка 640 1. Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории:

· Для научной организации исследуемой юрисдикционной деятельности имеет большое значение четкое определение того, какой субъект власти какими делами ведает, кто какие дела оформляет, рассматривает, исполняет. Правильное решение вопросов подведомственности – необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дел об административных деликтах.

· Подведомственность – неотъемлемая часть компетенции. В то же время подведомственность – это определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той, которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Ведать делами – значит решать вопросы в отношении определенных индивидуальных и коллективных субъектов права. Для лидирующих субъектов подведомственность – это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными объектами властного воздействия, определяет их предметные, территориальные границы. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность означает ее правовую зависимость от того, кто ведает делами.

· Подведомственность дел может быть основана на линейной и функциональной власти (подчиненности). Так, подведомственность дел о дисциплинарных проступках базируется на линейной власти руководителя и соответственно линейной подчиненности работника (студента, военнослужащего), а подведомственность дел об административных нарушениях (как и все административное принуждение) является проявлением функциональной власти (подчиненности).

· В производстве по делам об административных нарушениях очень часто одни органы (должностные лица) вправе расследовать дела, другие – рассматривать их и принимать постановления, третьи – рассматривать жалобы на постановления. Эта «эстафета лидирующих субъектов» характерна для всех юрисдикционных процессов. Поэтому в процессе актуален вопрос опостадийной подведомственности дел (кто дело расследует, кто принимает постановление и т. д.) и даже подведомственности при совершении отдельных действий (кто предоставляет отсрочку исполнения постановления, составляет протокол и т. д.).

· При определении подведомственности дел о проступках нужно помнить о существовании разных уровней подведомственности и порядке последовательного их выявления.

· В гл.16 КоАП РСФСР, ст. 290, 297, 449 и др. ТК РФ в иных актах решается вопрос о видовой подведомственности проступков. Она закрепляется юридическими нормами, в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими делами. Постановления по этим делам выносят, жалобы рассматривают, постановления исполняют органы исполнительной власти, суды (судьи, судебные приставы-исполнители), а также арбитражные суды. Видовая подведомственность закрепляется чаще всего однозначно (дела рассматривает ОВД, дела рассматривает судья), иногда – альтернативно (гражданин вправе обжаловать постановление таможенного органа в вышестоящий таможенный орган или в суд, а значит, жалобу вправе рассматривать либо первый, либо второй орган государственной власти).

Источник

Что такое органы административной юрисдикции

что такое органы административной юрисдикции. . что такое органы административной юрисдикции фото. что такое органы административной юрисдикции-. картинка что такое органы административной юрисдикции. картинка . Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории:

что такое органы административной юрисдикции. collapse btn. что такое органы административной юрисдикции фото. что такое органы административной юрисдикции-collapse btn. картинка что такое органы административной юрисдикции. картинка collapse btn. Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории:

Кодекс об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела этой категории:
1) судьи (мировые судьи);
2) коллегиальные юрисдикционные органы при районных, городских, районных в городах исполнительных органах, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы в соответствии с их полномочиями, задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, освобожденный секретарь, а при необходимости вводится штатная должность инспектора по работе с детьми. Кроме того, в состав комиссии входят депутаты представительных органов государственной власти или самоуправления, работники органов образования, здравоохранения, сотрудники органов внутренних дел, других учреждений, представители общественности.
Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Кроме того, комиссии рассматривают дела о правонарушениях подростков, отнесенные к компетенции других юрисдикционных органов (должностных лиц) в случае передачи этих дел на рассмотрение соответствующих комиссий.

Источник

Органы юрисдикции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Органы административной юрисдикции

Кодекс об административных правонарушениях По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Производство по делам об административных правонарушениях подробнее отделил три базисных типа органов (или же должностных лиц), уполномоченных для рассмотрения дел подобной категории:

Дела, связанные с административными правонарушениями, предусматриваемыми законами на уровне субъектов РФ, подлежат рассмотрению в границах полномочий, которые учреждены данными законами:

Необходимо обратить внимание на правовое положение главных из названных органов юрисдикции. Согласно 23.1 статье КоАП РФ, представителями судебной власти, уполномоченными для рассмотрения дел, касающихся административных правонарушений в пределах учрежденной компетенции, являются мировые судьи, судьи гарнизонных военных судов, судьи районных судов, судьи арбитражных судов.

Готовые работы на аналогичную тему

В состав комиссий входит председатель, его заместители, ответственный секретарь, а также другие члены комиссии. Самую многочисленную группировку органов отраслевой административной юрисдикции составили предусмотренные 23 главой КоАП РФ органы государственных инспекций, органы внутренних дел и иные органы исполнительной власти (должностные лица), которые уполномочены заниматься рассмотрением дел об административных правовых нарушениях.

Дела, затрагивающие административные правонарушения, от имени соответственных органов уполномочены рассматривать:

Дела по административным правонарушениям, предусмотренные законами субъектов РФ, от имени органов, которые включены в 22.1 статью КоАП РФ, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти на уровне субъектов РФ. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела по административным правонарушениям, обладают этими полномочия в абсолютном объеме, если Кодексом или законодательством субъекта РФ не устанавливается иное.

Органы гражданской юрисдикции

ФЗ «О рынке ценных бумаг», Гражданский кодекс РФ и ФЗ «Об акционерных обществах» учредили изменения в содержании и системе частного права, как и в саму идеологию урегулирования в сфере гражданского оборота. Все это образовало потребности в развитии не только процессуального гражданского права, но и целиком системы юрисдикции гражданского характера. Под юрисдикцией понимается деятельность властного решения компетентными органами разнообразных проблем, возникающих в сфере права.

Понятие гражданской юрисдикции обрело известность в юридической науке еще давно. Так, ученый Е. В. Васьковский подразумевал под ней права судебных органов на регулирование споров меж гражданами по поводу их взаимных правовых отношений, либо власть гражданского суда.

В настоящее время понятием гражданской юрисдикции правильно будет обобщить деятельность всех органов, включая органы власти суда, по решению гражданских дел в широком понимании. В систему органов юрисдикции гражданского типа необходимо включать все органы, наделенные полномочиями по решению дел (бесспорного или спорного характера) в сфере гражданского оборота. Их деятельность производится в рамках процессуально-процедурных форм разного уровня сложности: третейских судов, органов судебной власти, нотариата, органов МСУ, органов исполнительной государственной власти и др. Притом деятельность юрисдикции содержит в себе: правоустанавливающую, оперативно-исполнительскую деятельность, а также деятельность по решению конфликтов и принудительной реализации судебных и других актов.

Огромную теоретическую и прикладную значимость представляет собой вопрос классификации органов юрисдикции гражданского типа. Значимость любой классификации проявлено в том, что она позволяет наиболее глубоко изучить объекты исследования, найти характерные особенности, взаимные связи отдельного и общего.

Прежде всего, система гражданской юрисдикции разделена на бесспорную и спорную юрисдикцию. Спорная юрисдикция заключена в разрешении конфликтов правового характера, и реализуется органами, которые уполномочены на это законодательством. Спорная юрисдикция может реализовываться судами (абсолютно любого уровня, к примеру, федерального или на уровне субъектов РФ) и заключена в урегулировании конфликтов правового характера.

Органы международной уголовной юрисдикции

Органы конституционной юрисдикции

По жалобам на нарушение конституционных свобод и прав граждан и по запросам судов занимается проверкой конституционности закона, который был применён или подлежит применению в определенном деле.

Органы трудовой юрисдикции

Органами трудовой юрисдикции признаны органы суда и трудовые комиссии, которые занимаются разрешением споров трудового характера.

Источник

Органы административной юрисдикции

В соответствии с КоАП РФ к их числу относятся: 1) судьи (мировые судьи) ; 2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Смотреть что такое «Органы административной юрисдикции» в других словарях:

Органы внутренних дел как субъекты административной юрисдикции — Органы внутренних дел (милиция) наделены правом рассматривать дела, связанные с совершением многих административных правонарушений. К ведению органов внутренних дел (милиции) отнесено рассмотрение дел о незаконном обороте наркотических… … Административное право. Словарь-справочник

Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях — Для обеспечения привлечения лиц, совершивших правонарушения, к административной ответственности и наложения на них административных взысканий большое значение имеет определение перечня государственных органов и их должностных лиц, полномочных… … Административное право. Словарь-справочник

Администрация США — (Administration of USA) Определение администрации США, высшие руководители США Определение администрации США, высшие руководители США, административные учреждения Содержание Содержание Определение Административное право Служба высших… … Энциклопедия инвестора

Нидерланды — Королевство Нидерландов Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Западной Европе. Владения… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Дипломатическое право — одна из подотраслей права внешних сношений, одной из основных отраслей международного права, представляющей собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. Дипломатическое право регулирует… … Википедия

ИММУНИТЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ — особые права, преимущества, предоставляемые иностранным дипломатам на территории тех государств, в которых они находятся для выполнения своей миссии. И. д. один из старейших институтов международного права. Его содержание и объём определялись… … Дипломатический словарь

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ — установленная законодательными актами совокупность правомочий судов, органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению юридических санкций в административном порядке.… … Энциклопедия юриста

Ливия, Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Северной Африке. Территория 1,76 тыс.кв.км. Столица… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Монако — Княжество Монако Государственное устройство Правовая система Судебная система. Органы контроля Государство в Южной Европе, на побережье Средиземного моря, окруженное с суши территорией Франции. Территория 1,95 кв. км. Столица г.Монако. Население… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Эквадор — Республика Эквадор Государственное устройство Правовая система Общая характеристика, гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на северо западе Южной Америки.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Источник

Органы административной юрисдикции

Понятие органов административной юрисдикции

Для привлечения нарушителей к административной ответственности и назначения административных наказаний большое значение имеет определение круга государственных органов (должностных лиц), полномочных рассматривать и решать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с действующим законодательством применять нормы права по одному и тому же делу об административном правонарушении могут несколько правоприменительных органов. Нередко дело передается от одного органа к другому, причем каждый из них совершает лишь те правоприменительные действия, которые отнесены к его компетенции. Так, государственные инспекции и их должностные лица выявляют нарушения, задерживают нарушителей, составляют протоколы о правонарушениях; другие органы (должностные лица), уполномоченные законом, рассматривают эти дела; учреждения банка принимают штрафные суммы; судебные приставы исполняют постановления о назначении административных наказаний и т. д. В отличие от правосудия, которое может осуществлять только один орган — суд, система органов, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, характеризуется множественностью и многообразием субъектов, что объясняется разнообразием и распространенностью административных правонарушений.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе без ущерба для основных преимуществ административного процесса — его оперативности и относительной простоты. Концентрация в одном органе полномочий по применению административных наказаний привела бы к неоправданной волоките при рассмотрении дел об административных правонарушениях, к большим затратам времени и средств.

Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, отличаются также неоднородностью субъектов. Ряд таких органов создан специально для разрешения дел об административных правонарушениях (например, административные комиссии), другие выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих основных функций (например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), у третьих, как правило, контрольно-надзорных органов эта деятельность составляет их основное, хотя и не единственное функциональное назначение (например, государственные инспекции).

Совокупность органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, характеризуется также особенностями организационно-структурного распределения юрисдикционных полномочий между ними. В зависимости от организационного построения этих органов и особенностей административных правонарушений дела о них рассматриваются: а) только нижестоящими органами (например, военные комиссариаты); б) нижестоящими и вышестоящими органами (органы государственного надзора за безопасностью движения); в) всеми органами (например, от районных, городских до федеральных органов государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора).

Основной принцип построения органов, осуществляющих административную юрисдикцию, — территориально-отраслевой. Он означает, что борьба с административными правонарушениями ведется с учетом как территориальных особенностей, так и специфики их совершения в отдельных отраслях и сферах государственного управления.

К территориальным органам относятся прежде всего судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии. Они наделены наиболее широкими полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Особенностью территориального принципа построения органов административной юрисдикции является то, что он не предусматривает вертикальной организационной подчиненности каким-либо вышестоящим государственным органам.

Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, тесно связанные с отраслями государственного управления, функционируют на основе специализации (например, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, рыбоохраны, государственного пожарного надзора). Им присуща иерархичность юрисдикционной подведомственности. Так, по делам о нарушении правил охоты полномочны налагать на виновных административные наказания руководители республиканских, краевых, областных и районных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты.

Для отраслевых органов административной юрисдикции характерна не только специализация в рассмотрении определенного круга правонарушений. Каждый из них представляет, как правило, иерархическую ступень (органов, должностных лиц), на которой осуществляется административная юрисдикция. Например, за нарушение правил по карантину животных и других ветеринарных правил полномочны налагать штраф государственные ветеринарные инспектора районов, городов, краев, областей, республик и главный государственный ветеринарный инспектор РФ. Следовательно, в структурном отношении органы отраслевой административной юрисдикции имеют вертикальный разрез. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе давать обязательные к исполнению указания нижестоящим органам (должностным лицам), отменять принятые последними решения по конкретным делам об административном правонарушении.

Отраслевой принцип сочетается с территориальным. Каждый орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрасли, но и на определенной территории.

Большинство органов отраслевой юрисдикции осуществляет свои функции в пространственных рамках, совпадающих, как правило, с действующим административно-территориальным делением России.

Некоторые органы осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы которой не совпадают с обычным административно-территориальным делением. Это органы межтерриториального действия: зональные инспекции по использованию и охране водных ресурсов, судоходные инспекции пароходств, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и другие.

Система органов административной юрисдикции

В КоАП устанавливается система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных действующим законодательством.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах установленных полномочий:

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

Анализируя указанную систему, следует отметить, что основным субъектом применения мер административной ответственности являются не суды как коллегиальные органы, а судьи (мировые судьи), реализующие свою компетенцию единолично. Компетенция судей определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а мировых судей — Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». При этом районный суд выступает в роли второй инстанции (рассмотрение жалоб на постановления о назначении административного наказания мировыми судьями).

Полномочия федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях определены законодательством Российской Федерации, прежде всего КоАП, а также положениями об указанных органах. В субъектах Российской Федерации полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях устанавливаются законами этих субъектов.

КоАП определены должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

Конкретный перечень должностных лиц, наделенных юрисдикционными полномочиями, устанавливается приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают уполномоченные должностные лица данных органов.

Подведомственность дел об административных правонарушениях

Подведомственность дел об административных правонарушениях представляет собой закрепление в КоАП (глава 23), других законодательных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации компетенции по рассмотрению дел об административных правонарушениях между органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать такие дела.

При этом необходимо отметить, что в КоАП органы и должностные лица по характеру своих полномочий, касающихся административных правонарушений, подразделяются на две группы. Органы и должностные лица, входящие в первую группу, полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Органы и должностные лица, отнесенные ко второй группе, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, т. е. они фактически полномочны возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.

Значительное количество административных правонарушений рассматривается судьями судов общей юрисдикции. Судьями рассматриваются самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях, влекущие возможность применения, в частности, таких серьезных административных наказаний, как административного выдворения, административного ареста, дисквалификации и др.

Так, судьями рассматривается большинство административных правонарушений, посягающих на права граждан (глава 5 КоАП). Это, например, нарушение установленного законом порядка подсчета голосов (ст. 5.24); принуждение к участию или отказу от участия в забастовке (ст. 5.40) и ряд других. В сфере посягательств на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6) судьям подведомственны такие правонарушения, как: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9); занятие проституцией (ст. 6.11) и др. Судьями также рассматриваются административные правонарушения, содержащиеся и в других главах КоАП: административные правонарушения, посягающие на охрану собственности (глава 7), административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9), правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10), административные правонарушения на транспорте (глава 11), административные правонарушения в области связи и информации (глава 13), административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 14), а также в ряде других областей.

Анализируя данные составы административных правонарушений, следует обратить внимание на то, что КоАП относит к подсудности судей дела о правонарушениях, влекущих за собой, как правило, такие административные наказания, которые правомочен назначать только судья (например, конфискацию орудия или предмета правонарушения или административный арест).

Говоря о компетенции судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, необходимо отметить, что судьями районных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, и др. На практике в подавляющем числе случаев дела рассматриваются мировыми судьями.

Дела об административных правонарушениях по ряду составов, предусмотренных КоАП, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.

В случае совершения административных правонарушений военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, дела рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Кроме того, в соответствии с КоАП к полномочиям судей общей юрисдикции относится также рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые могут рассматриваться ими в случаях передачи органом или должностным лицом, к которым поступило данное дело. Составы данных правонарушений определены в ч. 2 ст. 23.1 КоАП. В этих случаях одни и те же составы административных правонарушений относятся и к подсудности судей, и к подведомственности соответствующих органов или должностных лиц. Передача такого дела на рассмотрение судье объясняется различным объемом административных санкций (т. е. наказаний), применяемых к правонарушителям (у судей он значительно шире).

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают:

Органы внутренних дел (полиция) в соответствии с КоАП рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.3.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и назначению административных наказаний согласно КоАП наделены должностные лица органов внутренних дел:

Военные комиссары субъектов Российской Федерации, городов (без районного деления), административных округов, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов рассматривают административные правонарушения в виде неисполнения военно-транспортных мобилизационных обязанностей (ст. 19.25), непредставления в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1); уклонения от медицинского обследования (ст. 21.6); умышленной порчи или утраты документов воинского учета (ст. 21.7), а также предусмотренные ст. 21.2-21.5 КоАП.

Кроме указанных органов, в соответствии с КоАП в пределах установленной компетенции дела об административных правонарушениях рассматривают: органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; налоговые органы; таможенные органы; органы экспортного контроля; пограничные органы, а также ряд других органов (всего их около восьмидесяти).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *