что такое органический сертификат

Для чего нужен Органик сертификат и где его получить?

В связи с возросшей популярностью правильного питания и образа жизни сегодня большим спросом пользуется органическая продукция. Однако не каждый товар может носить такое название. Для использования знака органик-маркировки производителю необходимо получить соответствующий сертификат. Настоящая статья поможет понять, что такое органическая сертификация, насколько она развита в России, а также узнать каких видов бывает.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Что это и зачем нужно?

В общем понимании под органической сертификацией подразумевается официальное подтверждение того факта, что конкретный товар является полностью натуральным и изготовлен исключительно из экологически чистого сырья. По итогу данной процедуры производителю предоставляется право размещать на упаковке своего продукта знак, свидетельствующий об его органическом происхождении. Это может быть:

Таким образом, основное назначение такого вида сертификации заключается в том, чтобы на официальном уровне подтвердить «чистоту» (без пестицидов, химикатов, вредных веществ и т.д.) изготовления того или иного продукта.

Как это происходит?

Сразу стоит отметить, что в отличие от европейских стран органическая сертификация в России находится на начальном этапе и до настоящего времени не получила должного развития. Сегодня отсутствует достаточная нормативно-правовая база, которая бы регулировала данный вопрос, а также сам процесс выдачи таких сертификатов. Однако с начала 2020 года ожидаются глобальные перемены.

Является ли обязательной процедурой?

На сегодняшний день в России отсутствует закон, который бы содержал требование об обязательном прохождении органической сертификации организациями, создающими биопродукты.

По общепринятым правилам прежде чем выйти на рынок с экологически чистой продукцией производители должны подтвердить ее происхождение, однако из-за отсутствия такого требования на законодательном уровне, многие нечестные производители избегают прохождения данной процедуры.

Ситуация кардинально поменяется с 1 января 2020 года, когда официально вступит в силу Закон РФ «Об органической продукции» (был принят 3 августа 2018 года).

Действующие российские системы

Помимо ГОСТ 33980-2016, в России также действуют частные органические стандарты, которые действуют на основании системы добровольной сертификации (СДС). Сюда можно отнести следующие виды.

«Листок жизни. Органик»

Разработан и утвержден членами НП «Экологический союз» (г. Санкт-Петербург) в 2013 году. Данный стандарт полностью соответствует международным правилам проведения процедуры органической сертификации. При этом требования, предъявляемые к продукции, аналогичны тем, которые действуют в рамках системы ICEA. Так, «Листок жизни. Органик» отражает требования, которым должна соответствовать органическая сельскохозяйственная продукция, включая разрешенные добавки для почвы и еды.

Действуют следующие правила:

Образец сертификата «Листок жизни. Органик»:

что такое органический сертификат. sertifikat Listok zhizni 1 26101544. что такое органический сертификат фото. что такое органический сертификат-sertifikat Listok zhizni 1 26101544. картинка что такое органический сертификат. картинка sertifikat Listok zhizni 1 26101544. В связи с возросшей популярностью правильного питания и образа жизни сегодня большим спросом пользуется органическая продукция. Однако не каждый товар может носить такое название. Для использования знака органик-маркировки производителю необходимо получить соответствующий сертификат. Настоящая статья поможет понять, что такое органическая сертификация, насколько она развита в России, а также узнать каких видов бывает.

«Чистые Росы»

Данная система была разработана НП «Агрософия» в 2006 году. Она предназначена для маркировки продовольственной продукции, относящейся к категории «био». Основные требования сводятся к следующему:

Сертификат, полученный в рамках системы «Чистые Росы», предназначен для использования только на внутреннем рынке, то есть в России.

Образец сертификата Чистые росы:

что такое органический сертификат. sertifikat chistye rosy 1 26101407. что такое органический сертификат фото. что такое органический сертификат-sertifikat chistye rosy 1 26101407. картинка что такое органический сертификат. картинка sertifikat chistye rosy 1 26101407. В связи с возросшей популярностью правильного питания и образа жизни сегодня большим спросом пользуется органическая продукция. Однако не каждый товар может носить такое название. Для использования знака органик-маркировки производителю необходимо получить соответствующий сертификат. Настоящая статья поможет понять, что такое органическая сертификация, насколько она развита в России, а также узнать каких видов бывает.

Изменения с 2020 года

В 2020 году в системе российской органической сертификации произойдут глобальные изменения. Причем связаны они не только с введением Закона «Об органической продукции».

Так, начиная с 1 января 2020 года вся продукция, содержащая маркировку «органическая», должна в обязательном порядке пройти процедуру соответствующей сертификации, по итогам которой производители получат официальное разрешение на ее реализацию. Без сертификата продажа данного товара будет считаться нелегитимной и в итоге его изымут из оборота, что приведет к миллиардным убыткам.

Данное нововведение в первую очередь коснется иностранных производителей, имеющих международные сертификаты. По некоторым данным на импорт приходится около 80% всей биопродукции, реализуемой на российском рынке. При этом не получится вместо российского использовать международный сертификат.

Выдачей подобных документов будут заниматься специальные организации по сертификации, прошедшие государственную аккредитацию в области производства органической продукции.

В настоящее время в России только один орган имеет право оказывать такую услугу, это – ООО «Органик эксперт». Однако на сегодняшний день действие его аккредитации приостановлено, но уже поданы заявки на ее прохождение такими организациями, как АНО «Российская система качества» и ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр».

Предлагаем посмотреть видео об изменениях в системе сертифицирования органической продукции в России с 1 января 2020 года:

Международные системы

Сегодня в мире существует достаточно много различных систем органической сертификации товаров. Наиболее известные подробно расписаны ниже по тексту.

USDA Organic

USDA Organic представляет собой американский органический стандарт, который был разработан и утвержден Минсельхозом США. Он реализуется на государственном уровне. Официальный сайт – https://www.usda.gov/topics/organic.

В самом начале он использовался исключительно для сертификации продовольственной продукции, однако сегодня его действие распространяется и на органическую косметику. Основное требование, которое предъявляется к продуктам и косметике в рамках системы USDA Organic, является их натуральный состав. Причем выделяют 4 вида товаров:

Это итальянский стандарт органической сертификации, который был разработан Институтом этической и экологической сертификации. Официальный сайт – https://icea.bio/?lang=en. Предназначен для косметической продукции. В рамках данной системы она должна отвечать следующим основным требованиям:

EU Organic Bio (Euro-leaf)

EU Organic Bio является единой системой европейской сертификации, маркировка которой была введена в 2010 году и до настоящего времени обязательна для всех производителей, выпускающий органическую продукцию в ЕС. Официальный сайт – http://ec.europa.eu/agriculture/organic/.

Знак «EU Organic Bio» предназначен для маркировки продуктов питания. К основным требованиям можно отнести:

Представляет собой систему органической сертификации, разработанную Министерством сельского хозяйства, лесной и рыболовной промышленности Японии (MAFF). Официальный сайт – http://www.maff.go.jp/e/policies/standard/jas/.

Стандарт JAS предназначен для сертификации органического земледелия. В его основе лежит механизм выращивания продовольственных продуктов на основе естественных природных циклов. В этом случае недопустимо использование ГМО, удобрений, увеличивающих урожайность, химикатов для борьбы с вредителями и т.д.

Bio Suisse

Система сертификации Bio Suisse разработана швейцарскими фермерами с участием Исследовательского института органического сельского хозяйства. Официальный сайт – https://www.bio-suisse.ch/en/home.php. Сертификат выдается на органическую сельскохозяйственную продукцию. Она должна отвечать следующим требованиям:

ECOCERT

Ecocert – это одна из наиболее строгих систем органической сертификации, действующих в Европе. Она разработана французской независимой организацией. Официальный сайт – https://www.ecocert.com/fr/contact.

Сертификат Ecocert выступает гарантией того, что продукт изготовлен исключительно из натуральных ингредиентов и является экологически чистым. Выдается он на следующие виды товаров:

Требования, предъявляемые к изделиям, в рамках системы органической сертификации Ecocert:

COSMOS

COSMOS является первым европейским стандартом, предназначенным для органической сертификации косметических средств. Создан в 2010 году. Официальный сайт – https://cosmos-standard.org. В рамках данного стандарта к косметике предъявляется следующий ряд требований:

COSMEBIO

Система органической сертификации COSMEBIO предназначена для осуществления контроля за соответствием биопродукции основным требованиям и критериям. Разработана ассоциацией французских изготовителей косметики. Официальный сайт – https://www.cosmebio.org/en/.

Как уже было отмечено выше, стандарт COSMEBIO выдается на косметические средства. При этом в ходе данной процедуры осуществляется тщательный контроль за их соответствием следующим критериям:

Как определить, какой именно органик-сертификат стоит получить на продукцию?

На выбор того или иного органического сертификата оказывают влияние следующие факторы:

Таким образом, органическая сертификация продукции является добровольным решением. Однако, если производитель желает позиционировать свой товар как экологически чистый, то он в обязательном порядке должен иметь подтверждающий сертификат.

В России до конца 2019 года изменений в данной области не будет. Однако, начиная с 2020 года все производители, желающие реализовывать биопродукцию, обязаны будут получить российский сертификат соответствия органическому производству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Органический сертификат

Органическая продукция подлежит обязательной оценке качества в соответствии с требованиями Технических регламентов – в большинстве случаев на органику (продукты питания, косметические средства и т.д.) необходимо оформлять декларацию соответствия.

Однако декларация только открывает возможности для законной деятельности. Если же вы желаете подтвердить органическое происхождение и получить возможность использовать маркировку Organic, необходимо пройти проверку дополнительно, в добровольном порядке.

Органический сертификат поможет вам в продвижении бизнеса, даст много преимуществ.

Что это такое и для чего нужно?

Органический сертификат выдается согласно следующим нормативам:

Документ высоко ценится на рынке и позволяет получить дополнительные преимущества. Иногда он требуется для заключения выгодного контракта, порой его запрашивают потребители.

Причины пройти сертификацию

Одна из основных причин – возможность подтвердить органическое происхождение. Кроме того, наличие сертификата такого типа позволит:

Маркировка

После прохождения оценки соответствия на упаковке товара может быть изображен знак «Органик», также можно указать в тексте на этикетке, что продукция имеет органическое происхождение. Маркировка позволит выделить продукцию на фоне остальных, привлечет к ней внимание. Также с подобной маркировкой вы сможете поставлять товары в магазины с органическими товарами, что повысит рост продаж и расширит круг потребительской группы.

Проведение органической сертификации

В рамках подобной проверки удостоверяется, что продукция:

Сроки действия

В большинстве случаев органический сертификат выдается на три года. Продление невозможно согласно нормам законодательства, поэтому при завершении периода использования необходимо заказывать разрешение заново.

Образец

Документ составляется на официальном бланке (чаще всего – зеленого цвета). Составителем выступает аккредитованный орган, с которым держатель разрешения делит ответственность за пройденные испытания. Документ включает такие данные:

Стоимость и сроки

Стоимость сертификата зависит ото многих факторов – в основном, от типа продукции, на которую оформляется. Срок выдачи – от трех рабочих дней.

Пакет необходимых документов

Чтобы пройти органическую проверку, предприниматель должен предоставить следующее:

Алгоритм сертификации

Органическое происхождение продукции подтверждается таким образом:

Работаем в обычном режиме!

В центре «Ростест Омск» вы можете получить органический сертификат в сжатые сроки. Мы поможем вам на всех этапах, бесплатно проконсультируем. Работаем в штатном режиме! Обращайтесь.

Источник

Эксперты Роскачества рассказали, кто и как получает органик-сертификаты в России

Продукты с пометками «био» и «эко» популярны во многих странах, но у нас с сертификацией подобных товаров до недавнего времени была полная неразбериха. О том, как работает система выдачи эко-сертификатов в России, нам рассказала Директор департамента органической и экологически чистой продукции АНО «Роскачество» Елена Данилова.

что такое органический сертификат. ba3f892d. что такое органический сертификат фото. что такое органический сертификат-ba3f892d. картинка что такое органический сертификат. картинка ba3f892d. В связи с возросшей популярностью правильного питания и образа жизни сегодня большим спросом пользуется органическая продукция. Однако не каждый товар может носить такое название. Для использования знака органик-маркировки производителю необходимо получить соответствующий сертификат. Настоящая статья поможет понять, что такое органическая сертификация, насколько она развита в России, а также узнать каких видов бывает.

Зачем нам органические продукты?

Потребность общества в такой продукции абсолютно созрело, но пока еще люди этого не осознают. К сожалению, из-за низкого уровня благосостояния мы склонны откладывать какие-то вопросы, связанные со здоровьем, «на потом». Но ситуация, в которой мы все оказались в 2020 году, показала, насколько важно заботиться о своем здоровье. И особенно это стало важно для жителей больших городов, где нет доступа к продуктам с почвы, нам доставляют их по каким-то длинным логистическим каналам. Мы не всегда знаем происхождение этих продуктов и не понимаем, в каких условиях они выращивались. И здесь возрастает роль маркировки «органик», поскольку, ориентируясь на нее, мы можем доверять такому продукту и понимать, что есть специально обученные люди, которые проверили полностью это производство на месте, все изучили и поручились, что такой продукт не просто высокого, но исключительного качества, он соответствует ГОСТу и произведен в максимально приближенных к естественным природным условиям.

Эко, био или органик?

В отличие от опыта других стран, где понятия «био», «эко» и «органик» являются эквивалентами, в России нормативно закреплено лишь законодательно регулируемое понятие «органик» и его производные: «органика», «органический» и т.д. Органическая продукция — это экологически чистая продукция, которая предполагает производство в условиях наиболее приближенных к естественным природным условиям, и при ее производстве запрещено использование ГМО, пестицидов, антибиотиков, гормонов и усилителей роста.

1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон N 280 «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый в 2018 году. Эти полтора года переходного периода были необходимы для того, чтобы производства могли подготовиться к выпуску органической продукции. С тех пор, как начал действовать закон, в реестре производителей органической продукции зафиксировано 52 производителя, причем у некоторых производителей до 279 товаров в линейке. Реестр постоянно пополняется: кто-то находится в работе прямо сейчас и вот-вот получит новый сертификат.

Как получить сертификат на органическую продукцию?

Органический сертификат выдается на конечную продукцию, но для сертификации необходимо провести оценку всего процесса, и начинается он от почвы. Правда, на саму почву сертификат не выдается, поскольку она не является продукцией, но она должна пройти переходный период, который в некоторых случаях, например, для растениеводства, составляет до трех лет.

Производитель обращается в орган по сертификации, аккредитованный в Российской Федерации, для того, чтобы его поставили на конверсию, например, зафиксировали, что с этого момента почва ставится на конверсию. Есть также ограничения, которые предусмотрены в ГОСТ 33980-2016, где полностью прописаны требования, которым должен соответствовать продукт, чтобы называться органическим. Это стандарт, который распространяется и в Российской Федерации, и в ряде других стран СНГ.

Сертификат могут выдавать только органы по сертификации, акредитованные нашей Росаккредитацией. Таких органов на сегодняшний день действует всего четыре. Один из них создан на базе Роскачества, и он единственный, который охватывает полностью все направления сертификации органической продукции: аквакультуру, пчеловодство, животноводство, растениеводство и их переработку.

что такое органический сертификат. b172f91b. что такое органический сертификат фото. что такое органический сертификат-b172f91b. картинка что такое органический сертификат. картинка b172f91b. В связи с возросшей популярностью правильного питания и образа жизни сегодня большим спросом пользуется органическая продукция. Однако не каждый товар может носить такое название. Для использования знака органик-маркировки производителю необходимо получить соответствующий сертификат. Настоящая статья поможет понять, что такое органическая сертификация, насколько она развита в России, а также узнать каких видов бывает.

Национальный лейбл «органик», утв.Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 19 ноября 2019 г. № 634 «Об утверждении формы и порядка использования графического изображения (знака) органической продукции единого образца”

Кто регулирует законодательство об «органике»?

Существует международная организация IFOAM, которая является автором и первоисточником основных стандартов по производству органической продукции. Более того, она является неким мировым движением, это целая философия, связанная и с концепцией устойчивого развития человечества: посколько производство органики более трудоемкое, оно способствует обеспечению населения трудовыми местами, оздоровлению образа жизни и здоровья нации, а также обеспечению продовольственной безопасности и т.д.

Наиболее популярные в мире стандарты по производству органической продукции: это европейский регламент, который сейчас меняется (новый вступит в силу 1 января 2022 года), американский NOP, который выпускает Министерство сельского хозяйства США, также популярностью в мире пользуются китайский, японский и индийский стандарты. По большому счету, требования к органической продукции универсальны для всех.

У России с другими странами пока нет взаимного признания стандартов, поэтому импортеры и экспортеры вынуждены проходить сертификацию заново в той стране, в которую они осуществляют поставки. Т.е. российские производители, даже если их продукция сертифицирована, как органический продукт, в Российской системе, при осуществлениии экспорта за рубеж должны заново пройти сертификацию. Точно так же, когда к нам поступает иностранная продукция, даже если это сырье, должна пройти нашу сертификацию, иначе готовый продукт не получит свой сертификат.

Почему органическая продукция дороже?

Такие товары стоят дороже вполне обоснованно. В данном случае это не маркетинговый ход, наоборот, фактически органические продукты стоят дороже, чем продаются. Сейчас, к сожалению, производители не могут ставить на органическую продукцию тот ценник, который должен быть с учетом затрат. Во-первых, это требует больше человеческого труда, больше рабочих мест, т.к. нельзя использовать пестициды или средства для травли жучков — их нужно собирать вручную. Во-вторых, процесс созревания таких растений или рост животных до зрелого возраста сам по себе дольше: например, убойный возраст обычной курицы наступает на 28 день, а органическая курица должна дожить до 71 дня — соответственно нужно больше бытовых ресурсов: воды, корма, света и т.д. Это все сказывается на конечной стоимости продукта. И пока потребитель не понимает, из чего складывается цена, производитель не может настраивать ту маржинальность, которая соответствует продукции.

Как будет развиваться ситуация с органической продукцией в России?

Созданный на базе Роскачества Национальный центр компетенции в сфере органической продукции замыкает на себе все сферы деятельности: стандартизацию, сертификацию, образование и продвижение таких продуктов и производителей.

Стандартизация. На Роскачество возложена функция секретариата технического комитета ТК40 «Производство органической продукции», который занимается как раз разработкой и совершенствованием существующего ГОСТа 33980, поскольку основная цель — признание нашего стандарта организацией IFOAM, чтобы мы могли дальше вести межгосударственный диалог об эквивалентности наших сертификатов. Также мы занимаемся разработкой новых стандартов: например, сейчас ведется работа по разработке стандартов по дикоросам и биопрепаратам, применение которых разрешено при производстве органической продукции. Если у кого-то есть потребность сообщить нам о каких-либо несовершенствах, которые также нужно отразить в ГОСТе, можно обратиться в Роскачество по электронной почте и внести свои предложения.

Образование. Поскольку для России это новое направление, мы стремимся дать как можно больше информации, но пока что у нас очень мало экспертов — знаний не хватает. Наш центр компетенции стремиться восполнить все пробелы. Мы имеем свою собственную базовую программу, лекции начитывают наши эксперты, которые задействованы в тех или иных областях, связанных с сертификацией органической продукции, стандартами и исследованиями. Также мы стремимся передать лучшую мировую практику, которая может быть использована с пользой и у нас: проводим образование с привлечением иностранных экспертов, у нас уже прошли семинары с итальянскими и немецким экспертами. В Европе это направление развивается примерно на одно столетие дольше, чем у нас, и там довольно зрелая политика и зрело развита сама отрасль. Сейчас мы проводим семинары онлайн, но ждем восстановления мировой ситуации для того, чтобы привезти экспертов в Россию и организовать встречу с ними на производствах. Также мы планируем организовывать поездки на органические проивзодства за границу, собирать делегации из России наиболее заинтересованных лиц и устраивать выездные семинары непосредственно «в полях».

Продвижение. Для нас важно продвигать российских производителей органик на внешних рынках: Роскачество занимается администрированием подготовки российского участия в крупнейшей международной органической выставке BioFach, которая ежегодно проходит в Нюрнберге (Германия) в феврале — в 2021 году она пройдет в онлайн-формате. Мы стремимся продвигать само понятие «органик», поскольку в России пока мало кто из потребителей знаком с таким термином, а те, кто знаком, чаще всего не идентифицируют российскую маркировку «органик». Также мы стремимся к продвижению органического способа производства среди производителей, для того, чтобы в России появлялось больше таких производств — это является инвестицией в наше будущее и будущее следующих поколений.

Источник

Российская органика — миф или реальность?

Еще не так давно отечественная продукция органического происхождения казалась утопией в реалиях российской действительности. Но принятый в 2020 году федеральный закон об органической продукции №280 заставил сказку стать реальностью. Что же изменилось после вступления закона в силу? В России стал обязательным стандарт, гарантирующий органическое происхождение продукции — ГОСТ 339802016 “Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации”. Только сертификация по данному стандарту дает право официально называть продукты питания органическими и маркировать их знаком “ОРГАНИК/ORGANIC”.

Казалось бы, такой закон должен облегчить поиски и выбор органических продуктов питания для граждан, но на практике нововведения столкнулись с рядом проблем.

Какие лазейки недобросовестные производители нашли в новом законе?

Как государство осуществляет надзор за производителями органическими продуктами питания?

Будет ли российский ГОСТ об органической продукции приравниваться к другим международным экосертификатам?

Для того, что ответить на эти вопросы и разобраться в этой теме более тщательно, мы обратились к Олегу Викторовичу Мироненко — исполнительному директору Национального Органического Союза.

Интервью взяла Анна Алябьева, руководитель сайта green-club.su и идейный вдохновитель проекта @info_green_washing.

На сегодняшний день ФЗ №280 (Федеральный закон 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») регулирует только одно слово — “органический”. Это было сделано специально, потому что на практике большинство других стран фиксируют только одно слово. Есть определенные страны, в которых применяются два слова “эко” и “био”, как например в Германии, но все равно в большинстве стран мира (а это более 50% стран) в основном регулируется только одно слово — “organic”. Уже когда идут вопросы взаимопризнания (когда на территорию другой страны приходит органическая продукция с другим названием), то в рамках определенного соглашения оговаривается, что на полке в ритейле данные названия эквивалентны. Например, “эко” продукция Германии будет приравниваться к “органической” продукции в Великобритании.

Почему в России было выбрано именно слово “органический”? По языковым принципам к нам ближе английский язык, поэтому было выбрано именно это слово. К тому же большинство базовых стандартов, на основании которых создаются национальные законодательства, используют название “organic”.

Кроме этого, названия “эко” и “био” уже были использованы ранее в рамках существующего законодательства. К примеру, в стандарте 2003 года название “био” было закреплено за молочной продукцией, которая использует живые бактерии для создания кисломолочного продукта. Очень много в системе законодательных актов, в которых используются названия “эко”. Например, всем известные экоофисы, эколинолеумы. Основная причина присвоения названия “эко” — вопрос отрицательного влияния на окружающую среду при производственном процессе.

Слово “органический” имеет более широкое понятие: это и здоровье животных, и экология, и здоровье человека, и безопасность продуктов питания. В связи с этим было принято решение, что в России будет регулироваться только одно название — “органический”.

Предупреждая ваши вопросы, сразу скажу, что ближайшее время эквивалентность понятий “органик”, “эко” и “био” вводить в России не планируется.

Все зависит от того, с какой целью в названии бренда используется данное слово.

Если внутри бренда зашито слово “органический” с определённой маркетинговой целью, а именно позиционирования товара в определённой категории, то бренд обязан подтвердить органическое происхождение и свойства своей продукции в соответствии с федеральным законом ФЗ-280 и национальным ГОСТ 33980-2016. В противном случае его можно будет привлечь к административной ответственности.

Любая маркировка продукции словами “органический” и производными от него должна быть подтверждена производителем, что такие продукты произведены в соответствии с законом. За нарушение закона предусмотрено наказание за обман потребителя с точки зрения доведения до него неверной информации о свойствах товара.

Административная ответственность подразумевает штраф, который насчитывает минимум 100-500 тысяч рублей и касается не только недобросовестных производителей, но и продавцов, выставляющих такую продукцию на своих полках.

Вокруг этого вопроса идет много споров, поэтому нужно внимательно смотреть на сам текст закона.

Текст ФЗ-280 направлен на регулирование производства органической продукции внутри Российской Федерации. Более того, в статье, связанной с реестром, четко указаны характеристики предприятий, которые свойственны только для российских компаний (ИНН, ОГРН и т.д.) и не распространяются на импортную продукцию.

По правилам маркировки, которые действуют в Таможенном союзе, следует: любая продукция, имеющая особые характеристики и входящая на территорию стран Таможенного союза, должна быть подтверждена соответствующими документами. Пока других правил по этому поводу не установлено.

Соответственно импортная органическая продукция, входящая на российский рынок, должна быть подтверждена соответствующими органическими сертификатами.

С переводом импортных продуктов возникает только одна единственная проблематика, связанная со словом “органический”. Название “органик” пока спокойно размещается на этикетке с переводом по той простой причине, что импортная продукция не регулируется ФЗ-280.

Предусматривалось дальнейшее развитие законодательства в рамках ФЗ-280, в котором должны были быть введены правила и для импортной продукции. К сожалению, дальнейшие действия так и не были запущены ни в прошлом году и видимо уже ни в этом. В связи с этим возникает много разночтений.

Роспотребнадзор не имеет четкой позиции, как поступать с импортной продукцией на российских полках. Неоднозначна позиция и Минсельхоза по этому поводу.

Мнение наших экспертов подтверждает, что закон на сегодняшний момент не распространяется и не регулирует импортную продукцию.

В какой-то период возникнет ситуация необходимости регулирования импорта на российских полках, например, как это было сделано в ЕС в 2007 г., когда были введены в действие органические стандарты для третьих стран. Я думаю, это произойдет через 4-5 лет. Но в данный момент нет проверок импортной продукции с точки зрения органичности.

что такое органический сертификат. 009. что такое органический сертификат фото. что такое органический сертификат-009. картинка что такое органический сертификат. картинка 009. В связи с возросшей популярностью правильного питания и образа жизни сегодня большим спросом пользуется органическая продукция. Однако не каждый товар может носить такое название. Для использования знака органик-маркировки производителю необходимо получить соответствующий сертификат. Настоящая статья поможет понять, что такое органическая сертификация, насколько она развита в России, а также узнать каких видов бывает.

У нас на законодательном уровне определены два основных “наблюдательных” органа за производством и продажей пищевой продукцией — Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Не смотря на это, в рамках нашего закона они до сих пор, к сожалению, не вступили в силу и не проводили проверок.

На сегодняшний день действенным механизмом контроля являются только сертификаторы, которые проверяют производство продукции и которые вносят информацию в базы данных Минсельхоза, и непосредственно ритейл. Только сертификаторы имеют право лишать производителей органических сертификатов, которые не соответствуют стандартам ГОСТ 33980-2016. Других полномочий у сертификаторов нет, и они имеют право работать только с той продукцией, которую сертифицируют. К сожалению, большинство фальсификата, который мы видим на полках сегодня — это как раз те производители, которые не проходят сертификацию. Некоторые бренды используют маркетинговые уловки и незаконно наносят неправомерные знаки для того, чтобы продать свою продукцию дороже.

В данный момент уже существует достаточно разделов в административном кодексе, где указано, каким образом и за что можно привлекать производителей в случае, если они незаконно используют слово “органический”. Однако проверяющие органы пока не занимаются соблюдением производителями 280-ФЗ. Этот вопрос сейчас поднимается на различных уровнях: Минсельхозе, Государственной Думе, Совете Федерации, но пока не урегулирован.

Как итог скажу, что в настоящее время система контроля и проверок со стороны контролирующих органов, к сожалению, практически не работает. Надеемся, что хотя бы в этом году официально вступит в силу работа проверяющих органов.

Для того, чтобы разобраться с вопросами взаимопризнания, нужно понимать — для чего это происходит.

Один из вопросов, связанных с взаимопризнанием, это вопрос признания российских стандартов организацией IFOAM International (Международная Федерация Движения за органическое сельское хозяйство), которая держит базовые стандарты в сфере органики.

Мы надеемся что в течение 2-3 лет российский ГОСТ 33980-2016 будет признан комиссией IFOAM, как ГОСТ, соответствующий базовым понятиям органики, и включен в перечень ГОСТов семейства IFOAM.

Нам это необходимо для того, чтобы продукция, сертифицированная в России, могла выставляться на всех международных выставках, которые проводит IFOAM, без какой-либо дополнительной сертификации.

Зачем это нужно:

Поднимая документы IFOAM мы обнаружили интересные таблицы, которые связаны с тем, каким образом на сегодняшний момент идет система взаимопризнания во всем мире. Хотелось бы отметить, что в системе взаимопризнания из 187 стран, которые производят органическую продукция, участвует всего 17 стран и ЕС (27 стран, имеющих единое органическое законодательство). Очень многие страны вообще не занимаются процессом взаимопризнания, так как не считает это необходимым. Взаимопризнание необходимо с тот момент, когда есть одинаковые потоки движения органической продукции в обе стороны.

Ярким примером этому может служить Китай, который на сегодняшний день поставляет много азиатской продукции на международный рынок, но не идет на вопрос взаимопризнания.

На данный момент активными двигателями взаимопризнания являются лишь 2 территории — США и Евросоюз, которые со многими странами пытаются подписать такие соглашения.

Все остальные страны четко определяют, какие виды продукции они хотят поставлять на приоритетные рынки, и решают для себя, стоит ли идти на сложный процесс взамопризнания.

Сегодня Россия поставляет продукцию на заграничные рынки в рамках сертификации этих стран. Объемы достаточно маленькие, мы экспортируем органическое сырьё на 25-35 млн долларов, а ввозим в 5-6 раз больше, поэтому в данный момент для России точно нет смысла идти на взаимопризнание. Достаточно того, чтобы нас признавал IFOAM.

Мое мнение, что на сегодняшний момент вопросам взаимопризнания уделяется неправильное внимание. Поскольку нет точного понимания о том, что это и для чего это необходимо.

Еще раз подчеркну, чтобы главными вопросами в этой теме являются:

Существует два вида сертификации — для внутреннего рынка (в соответствии с ФЗ-280) и для экспорта

Для внутреннего рынка аккредитацию в Росаккредитации прошли 8 сертифицирующих компаний, причем каждая из них имеет разные области аккредитации. Компаний, которые имеют аккредитацию по всем направлениям (растениеводство, животноводство, переработка) всего только 3. Таким образом, из 8 компаний только 3 имеют право сертифицировать весь объем продукции.

Для экспорта сертифицируют продукцию уже другие компании — международного или европейского уровня, которые имеют разрешение, например, европейского сообщества или Министерства сельского хозяйства США (USDA) для работы с Россией. Таких компаний на сегодняшний день 17.

Вопрос достаточно сложный по причине того, что существует много факторов, которые влияют на конечную стоимость сертификации.

В зависимости от типа и количества этапов производства, готовности предприятия к сертификации, вида продукта и т.д., и даже на один товар цена сертификации может быть разной. Например, стоимость сертификации овощей и молочной продукции будет существенно отличаться друг от друга (например, из-за наличия разных процессов переработки).

Важным фактором, на который нужно обращать внимание производителям, это вопрос прослеживаемости в системе производства товара — от поля до прилавка. К сожалению, нынешние фермеры ведут документацию достаточно плохо, это является одной из первых проблем, которые обнаруживает сертификатор. И если документация непрозрачная, проверяющая комиссия вынуждена тратить больше времени на проверку, что существенно влияет в том числе и на стоимость сертификации.

Для новых и опытных производителей — разницы в стоимости сертификации практически нет. Опыт здесь влияет только на знание, как именно работать с сертификатором, что сильно упрощает работу инспекторов и количество дней на проверку.

Наличие европейского сертификата дает в этом вопросе только одно преимущество — позволяет избежать конверсионного периода, потому что данный сертификат (Евролист) подтверждает его прохождение. Например, конверсионный период в земледелии составляет минимум 2 года. По сути в этом случае просто происходит переход от одного сертификатора к другому без дополнительных требований.

Хотел бы сразу отметить, что международная сертификация в 3-5 раз дороже отечественной, и, если российская проходит 1 раз в год, то европейская 2 раза.

Сегодня такого понятия «как выгодней» не существует. Вы обязаны сертифицироваться под тот рынок, где планируете работать. Для российского рынка в соответствии с 280 ФЗ, для экспорта в соответствии с законодательством тех стран, куда планируете поставлять продукцию.

Ситуация могла бы измениться в сторону удешевления процесса сертификации в том случае, если бы кто-то из зарубежный сертификаторов аккредитовался в РФ или наших, например, в ЕС. Т.е. в рамках одной инспекции можно было бы получить и российский, и международный сертификат. Также проблема могла бы быть решена, если бы, например, между РФ и ЕС было бы подписано соглашение о взаимопризнании.

Существует ошибочное мнение, что большинство российской органической продукции уходит на экспорт. По нашим данным из всего объема производимой в России продукции как раз большинство продается на внутреннем рынке. Около половины органической продукции, которая продается у нас — это молочная и мясная продукции.

На сегодняшний день экспортировать данный вид продукции не имеет никакого смысла, потому что цены на внутреннем рынке на такие товары у нас выше, чем, например, в Европе. Органическое молоко в Европе стоит — 1 евро 10 центов или около 100 рублей. А в России (в частности в Москве) органическое молоко можно найти по цене — 136-150 рублей. К тому же, такой вид продукции является скоропортящимся, поэтому экспортировать его достаточно тяжело.

Вопрос даже не в том, как сделать так, чтобы продукция осталась на российских полках. Я бы поставил вопрос иначе — как сделать так, чтобы органическая продукция вообще появилась на российских полках.

На сегодняшний момент мы уже видим по многим магазинам, что потребителям начинать не хватать органической продукции, произведенной в том числе и в Российской Федерации.

Для стимуляции производителей для начала необходимо выполнять 280-ФЗ: для того, чтобы сектор заработал, должна осуществляться государственная поддержка.

В первую очередь, на что следует обратить внимание — это выровнять ситуацию с государственной поддержкой между органическим и индустриальным сельским хозяйством. В отличие от промышленного сельского хозяйства, например, органическое каждый год проходит платную сертификацию.

Второе, о чем следует упомянуть, это то, что государство активно выделяет субсидии на закупку минеральных удобрений для использования в индустриальном сельском хозяйстве. А вот на закупку биопрепаратов и биоудобрений деньги не выделяются совсем.

В то время как в Европе при переходе от одного типа хозяйствования к другому (что является очень затратным мероприятием) идет максимальная помощь от государства. У нас же в России, к сожалению, производитель все эти затраты должен нести сам. В результате мы видим, что российская органическая продукция в магазине дороже, чем аналогичная продукция в Европе. А это существенно влияет на приток потребителей.

Поэтому государство, которое хочет быть конкурентоспособным, должно оказывать поддержку тем предприятиям, которые хотят перейти от индустриального сельского хозяйства к органическому. Такая поддержка обеспечит рост количества производителей органической продукции и снижение цен на конечный продукт. Эти меры сделают органику для основной массы населения более доступной, как по ассортименту, так и по цене.

Усложняет процесс перехода на органику еще и то, что Россия находится на начальной стадии органического производства. Это отражается на технологиях, которые мы применяем, ведь они не позволяют эффективно использовать наши природные ресурсы. В то время как Европа имеет не только столетний опыт в производстве органической продукции, но и более современные технологии.

Недопустима фумигация — это обработка складов или других мест хранения органической продукции химическими или синтезированными элементами для того, чтобы решить проблему с вредителями.

В органическом сельском хозяйстве существуют свои способы борьбы — биологические средства (микробные, природные), тепловые и т.д. Органика вообще намного инновационней индустриального.

Семена в органическом сельском хозяйстве могут использоваться только органические и желательно районированные, т.к. они более устойчивы к вредителям.

что такое органический сертификат. 007. что такое органический сертификат фото. что такое органический сертификат-007. картинка что такое органический сертификат. картинка 007. В связи с возросшей популярностью правильного питания и образа жизни сегодня большим спросом пользуется органическая продукция. Однако не каждый товар может носить такое название. Для использования знака органик-маркировки производителю необходимо получить соответствующий сертификат. Настоящая статья поможет понять, что такое органическая сертификация, насколько она развита в России, а также узнать каких видов бывает.

За всем следит сертификатор. Кроме сертификатора за этим не следит никто, не считая самого производителя. Существуют разные области сертификации. Переработка — отдельная область сертификации, которая может выдаваться как производителю, который производит сырье, так и компании, которая использует это сырье в переработке. При этом сертификатор приезжает на производство и проверяет соблюдение ГОСТ 33980-2016.

При переработке есть основные требования:

С точки зрения и переработки, и фасовки, любые действия (фасовка, изменение качеств сырья и другие операции) должны пройти сертификацию.

К примеру, разберем ситуацию. Производитель произвел органическую продукцию, расфасовал ее в большие пакеты и доставил в таком виде в магазин. Как только вскрывается пакет, и продукция проходит хоть какую переработку (даже если это обычная перефасовка в более мелкую тару), то в этом случае компания, которая совершает эти действия, тоже обязана получить сертификат на переработку.

Иными словами, если органический продукт был расфасован несертифицированным переработчиком, то в этом случае данный продукт уже теряет статус органического.

С точки зрения складирования, основное требование, что органика должна храниться отдельно от индустриальной продукции.

На сегодняшний момент в российский реестр внесено 64 компании, которые получили 82 сертификата. Некоторые компании получали на разные виды продукции разные сертификаты. Если брать в расчет все сертифицированные компании в России, которые получили еще и международные сертификаты, то таких компаний порядка 130.

В своей основе большую часть компаний составляют производители и переработчики: компании, которые выпускают молочную и мясную продукции, детское питание.

Удивлением было то, что в 2020 году на сертификацию активно пришли компании, выпускающие органическую водку, что нельзя назвать здоровым видом продукции. Но мы пришли к выводу, что органическая водка имеет право на жизнь, так как такие компании поддерживают производителей органического зерна.

Информацию, какие именно компании внесены в реестр производителей органической продукции, можно найти на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. К сожалению, реестр пока не очень удобен с точки зрения поисковых систем, в нем сейчас отсутствует возможность проводить аналитику.

Нарушением это считаться не будет. Действительно, на сегодняшний день производитель “АгриВолга” выпускает свою молочную продукцию под несколькими брендами, среди которых марки “Углече Поле”, “Зеленая линия” в Перекрестке, “Вита Organic” в Глобусе. Данный случай не является нарушением потому, что сертифицируется не сам продукция, а процесс её производства у конкретного производителя.

Если проверить QR-код с молока “Зеленая линия” в Перекрестке, то вы попадете в карточку производителя “АгриВолга”, где перечислена вся выпускаемая ими органическая продукция.

Кроме того, производитель “АгриВолга является не единственным производителем, который выпускает свою продукцию под разными брендами. В данном случае это вопрос маркетинга и взаимоотношения с сетями.

Производитель сам определяет, как именно в реестре обозначать продукцию и под каким брендом. Проходить дополнительную сертификацию в этом случае нет необходимости. Исключением являются только случаи, когда происходит дополнительная переработка или перефасовка органической продукции в другую упаковку.

что такое органический сертификат. 008 1. что такое органический сертификат фото. что такое органический сертификат-008 1. картинка что такое органический сертификат. картинка 008 1. В связи с возросшей популярностью правильного питания и образа жизни сегодня большим спросом пользуется органическая продукция. Однако не каждый товар может носить такое название. Для использования знака органик-маркировки производителю необходимо получить соответствующий сертификат. Настоящая статья поможет понять, что такое органическая сертификация, насколько она развита в России, а также узнать каких видов бывает.

Из 280-ФЗ следует, что маркировка состоит из трех частей.

В 280-ФЗ четко указано, что государственная поддержка должна быть осуществлена на федеральном и на региональном уровнях. За те 1,5 года, что существует закон, поддержки на федеральном уровне не было — до сих пор ни одной программы для органического сельского хозяйства нет.

Некоторые территории за счет собственного бюджета приняли свои региональные программы без федеральной поддержки. Среди огромной территории России насчитывается только 5-6 таких областей.

Лидером является Воронежская область, у которой программа действует уже второй год. Администрация области предоставляет субсидии для прохождения российской сертификации в размере 100% и субсидии на закупку биопрепаратов и биоудобрений в размере 50%. Такая поддержка способствовала тому, что за 1 год 14 компаний сразу вошли в период конверсии, чтобы получить статус органики.

Но большинство территорий все-таки ждет запуска федеральной программы.

В начальный период времени — да. В 2020 году мы видели всплеск интереса к органическому сектору. Если до принятия закона приход был около 4-5 новых компаний в год, то в прошлом году число компаний составило порядка 15-20.

К 2021 году ситуация изменилась — количество сертификаторов увеличилось до 8, а вот приход новых компаний в текущем году составил всего 3. Это объясняется тем, что до сих пор отсутствуют меры государственной поддержки и федеральной программы.

Период конверсии зависит от того, какой тип хозяйства мы рассматриваем.

В области растениеводства срок конверсии обычно составляет 2 года, на третий год урожай считается органическим.

При переходе из индустриального в органическое сельское хозяйство, срок конверсии устанавливает инспектор сертификационной компании.

В случае животноводства конверсионный период составляет 6 месяцев при условии, что у производителя уже есть кормовая база. Если кормовой базы нет, то срок конверсии будет зависеть от периода конверсии растениеводства.

Есть конверсионные периоды и для других типов производства, например, аквакультур, птицы и т.д. Но по сравнению с растениеводством они не значительны.

Точное число предприятий, которые подали заявки, определить достаточно сложно. Конверсионные компании в реестр не входят. По нашим оценкам в периоде конверсии находятся приблизительно от 30 до 50 предприятий.

Эта история про индустриальную продукцию, у которой пытаются улучшить те или иные характеристики. Причем какие конкретно, в законе не сказано. Закон часто называют законом о «зеленой» продукции. Но в мире нет четкого установившегося определения, что такое «зеленая» продукция.

В каждой стране, на каждом континенте подразумевают свое значение. И часто эти значения сильно отличается от страны к стране. В отличие от этого, определение органической продукции едино для всего мира, оно описано в базовых документах и базовых стандартах, держателями которых является Международное органическое движение IFOAM.

Более того оно закреплено на международном уровне в рамках Комиссии Кодекса Алементариуса — межправительственной организации, насчитывающая около 180 членов, учрежденная Продовольственной и Сельскохозяйственной организацией объединенных наций (FAO) и Всемирной организацией здравоохранения.

Также непонятно, почему часто данный закон называют «зеленым», ведь если следовать букве предлагаемого закона улучшить можно что угодно (вкус, цвет, размер и т.д.), для этого всего лишь надо зарегистрировать соответствующий стандарт, привязать его к данному закону, и дальше называй данный продукт «улучшенным».

В связи с отсутствием четких формулировок и определения, что же такое продукция с улучшенными характеристиками, сегодня невозможно оценить долю рынка таких товаров. В связи с этим вообще невозможно оценить, как повлияет принятие закона на появление на полках более качественной продукции и какова будет доля такой продукции.

Более того, в связи с тем, что Закон о продукции с улучшенными характеристиками является клоном по всем основным разделам (сертификация, знак, реестр и т.д.) Закона об органической продукции, мы ожидаем отрицательное влияние принятия данного закона на органическую полку.

Сегодня потребитель ещё не разобрался в отличиях органической и индустриальной продукции, еще не заработал органический закон, а ему уже предлагают некий новый вариант уже не совсем индустриальной, но ещё и не органической продукции, но имеющий все ее внешние признаки на упаковке.

Существующие сегодня стандарты в рамках данного закона (а их аж 6 и все они не соответствую названию закона, так как называются стандартами об экологически чистой продукции, а по 280 ФЗ – это органическая продукция), за исключением стандарта об улучшенных минеральных удобрениях, также как и закон, не дают четкого понимания о предмете регулирования.

Тем, кто хочет купить такую продукцию, необходимо будет самому разобраться и точно понять, что ему нужно на самом деле. В рамках принимаемого закона индустриальную продукцию, в которой применяют более хорошего качества (хотя все это очень условно) агрохимикаты, пестициды, антибиотики, можно будет купить по более высокой цене. Но если покупатель хочет продукцию без всего этого, тогда ему дорога к органическим полкам.

что такое органический сертификат. 003. что такое органический сертификат фото. что такое органический сертификат-003. картинка что такое органический сертификат. картинка 003. В связи с возросшей популярностью правильного питания и образа жизни сегодня большим спросом пользуется органическая продукция. Однако не каждый товар может носить такое название. Для использования знака органик-маркировки производителю необходимо получить соответствующий сертификат. Настоящая статья поможет понять, что такое органическая сертификация, насколько она развита в России, а также узнать каких видов бывает.

Стоит отметить, что сфера органики в нашей стране только зарождается, и Россия, как и все новички на начальном этапе, сталкивается с некоторыми трудностями. Не смотря на все сложности в этом вопросе, выбранный путь развития в данном направлении определен правильно.

Благодаря новому закону в России стал соблюдаться и регулироваться ряд требований, связанный с отечественной органической продукцией. Появился российский сертификат, подтверждающий и дающий гарантию органического происхождения.

В перспективе ожидается увеличение ассортимента органической продукции на российских полках и уменьшение стоимости конечного продукта.

Но главные проблемы, с которыми сталкиваются производители в сфере развития органической пищевой отрасли — это отсутствие должного надзора и финансовой поддержки со стороны государства. И пока эти вопросы не будут решены, мир органики в России будет развиваться медленно.

Отдельная благодарность в подготовке материала:

что такое органический сертификат. Mironenko Oleg. что такое органический сертификат фото. что такое органический сертификат-Mironenko Oleg. картинка что такое органический сертификат. картинка Mironenko Oleg. В связи с возросшей популярностью правильного питания и образа жизни сегодня большим спросом пользуется органическая продукция. Однако не каждый товар может носить такое название. Для использования знака органик-маркировки производителю необходимо получить соответствующий сертификат. Настоящая статья поможет понять, что такое органическая сертификация, насколько она развита в России, а также узнать каких видов бывает.

Олегу Викторовичу Мироненко — исполнительному директору Национального Органического Союза

Автор публикации:

что такое органический сертификат. avtor staty nezvanova. что такое органический сертификат фото. что такое органический сертификат-avtor staty nezvanova. картинка что такое органический сертификат. картинка avtor staty nezvanova. В связи с возросшей популярностью правильного питания и образа жизни сегодня большим спросом пользуется органическая продукция. Однако не каждый товар может носить такое название. Для использования знака органик-маркировки производителю необходимо получить соответствующий сертификат. Настоящая статья поможет понять, что такое органическая сертификация, насколько она развита в России, а также узнать каких видов бывает.

Незванова Анастасия Юрьевна — экоблогер @anastasia_osmanova, специалист по ароматерапии, выпускник курса «Здоровье кожи и волос» 4fresh School.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *