что такое опорные слова 2 склонения
При выборе различных тем сочинений стоит учитывать не только его жанр. Основным помощником в этом деле является основная тема, или мысль. Именно по ней выбирается структура текста и стиль написания сочинения. Но на чем строится основная мысль? Опорные слова — это основа всех основ. Очень важно помочь детям разобраться, что это такое.
Что такое опорные слова
Это главная основа всего текста. Так звучит теория. На практике же объяснить одним предложением, что такое опорное слово в русском языке, не получится. Чаще всего для точной передачи мысли необходимо использовать несколько опорных слов, называемых также ключевыми. Само название показывает, что данные слова призваны помочь определить главный смысл сочинения. Именно их используют в роли фундамента любого текста.
Еще одна важная функция опорных слов — это определение порядка важности тех или иных мыслей и предложений. С их помощью можно понять, на что обращать внимание в первую очередь при написании сочинения.
Разобраться, что такое опорные слова, поможет определение фраз, без которых в тексте нельзя было бы обойтись. Если исключить их из сочинения, уйдет и смысл. Текст без опорных слов — это блуждание около темы без попадания в суть вопроса. И наоборот, если из сочинения убрать все описательные, вставные и уточняющие слова, останутся только опорные.
Вам будет интересно: Лейденский университет. История и современность
Объяснение ребенку темы простым языком
Чем меньшего возраста ученик, тем проще нужно излагать для него тему. Проблема в том, что многие взрослые сами не до конца понимают, что такое опорные слова и как найти их в тексте. При таком раскладе предстоящее объяснение кажется еще более неподъемной задачей. Разобрать со школьником тему можно в два основных этапа:
Когда школьник упражняется с ключевыми словами, то начинает понимать методы избегания смысловых повторов, создания благозвучных сочинений. Лучше реальных примеров в этом вопросе нет ничего. Только на практике ребенок сможет до конца прочувствовать тему.
Готовый алгоритм поиска ключевых слов
Чтобы понять данную тему, ребенку не хватит одной теории. Чем больше реальных текстов он изучит, тем проще сможет находить ключики в будущем.
Для подобной работы с ребенком можно использовать готовую последовательность действий, проверенную опытными преподавателями:
Опорные слова для определения падежей
Есть в русском языке одна загвоздка на тему опорных слов: так называют не только главные фразы текста. Важно не перепутать, ведь второй вариант служит для помощи в склонении по падежам.
Вопрос может возникнуть в том случае, если ударение приходится не на последний слог. Опорные слова помогут избежать заучивания всех окончаний на память. Чтобы решить вопрос, необходимо только найти слово того же склонения, что и спорное, но с ударным последним слогом. После определения с окончанием, та же самая задача ставится и для проблемного слова.
Например, дано спорное слово “железо”, которое необходимо поставить в дательном падеже. Для решения задачи можно воспользоваться планом действий:
Заключение
Не все вопросы легко объяснить ребенку. Однако приложив немного усилий и фантазии, можно будет порадоваться успехам школьника.
Особенно трудно может быть заинтересовать юный ум, ведь в этом возрасте больше желания играть, чем учиться. Превратив процесс обучения в игру, можно добиться расположения ребенка и его внимания. Если занятия будут для ребенка интересными, он быстро усвоит, что опорные слова — это главный ключик от текста.
Окончания существительных 2 склонения опорные слова
Второе склонение имен существительных: окончания, примеры
Русский язык во всем мире считается сложным для изучения. Такой неформальный статус этот предмет заслужил по причине обилия нелегких тем, различных правил. Второе склонение имен существительных – не исключение. Эта тема изучается при прохождении школьной программы 3-х и 4-х классов.
Склонение – изменение формы слова путем меняющегося окончания, изредка – добавления суффикса, зависящее от падежа, в котором существительное находится.
Особенности существительных 2-го склонения
Таблица падежных окончаний
Для наглядности изменения окончаний имен существительных 2 склоненияниже приведены две таблицы.
Мужской род
Падеж | Единств. число | Множ. число |
---|---|---|
Именительный | Волк Карандаш Календарь Рюкзак Дом | Волки Карандаши Календари Рюкзаки Дома |
Родительный | Волка Карандаша Календаря Рюкзака Дома | Волков Карандашей Календарей Рюкзаков Домов |
Дательнй | Волку Карандашу Календарю Рюкзаку Дому | Волкам Карандашам Календарям Рюкзакам Домам |
Винительный | Волка Карандаш Календарь Рюкзак Дом | Волков Карандаши Календари Рюкзаки Дома |
Творительный | Волком Карандашем Календарем Рюкзаком Домом | Волками Карандашами Календарями Рюкзаками Домами |
Предложный | О волке О карандаше О календаре О рюкзаке О доме | О волках О карандашах О календарях О рюкзаках О домах |
Средний род
Падеж | Единств. число | Множ. число |
---|---|---|
Именительный | Стекло Молоко Горе Море | Стекла Молоко Горе Моря |
Родительный | Стекла Молока Горя Моря | Стекол Морей |
Дательный | Стеклу Молоку Горю Морю | Стеклам Морям |
Винительный | Стекло Молоко Горе Море | Стекла Моря |
Творительный | Стеклом Молоком Горем Морем | Стеклами Морями |
Предложный | О стекле О молоке О горе О море | О стеклах О морях |
Случаи вариантных окончаний
Каждое слово, находящееся в одном и том же падеже, имеет неизменное окончание – это логичный вывод. Однако русский язык включает отступления от правил, окончания при аналогичном падеже и одинаковом смысловом значении могут быть разными.
Добавить перца – добавить перцу. Значение обоих словосочетаний не меняется, задаваемый вопрос остается одинаковым, но концовка части речи принимает разную форму. Вариант с окончанием -у (перцу) выглядит непривычно, зачастую применяется при использовании разговорного, неформального стиля общения или письма, но не является грамматической ошибкой.
Стандартное написание называют основным – добавить перца.
Случай с возможностью изменить последнюю частицу слова называют вариантным – добавить перцу.
Кроме вышеуказанного случая, для дополнительного примера приведены следующие словосочетания:
Также подобные случаи часто употребляются при использовании фразеологизмов:
Чередование суффиксов в основе
Русский язык имеет отдельные группы слов, суффикс которых в разных падежах и формах (единственного и множественного числа) способен менять форму, исчезать или добавляться. Это явление называется чередованием суффиксов в основе и происходит, как правило, при образовании множественного числа. Большая часть слов русского языка, которые обладают подобным свойством – существительные 2 склонения. Для закрепления этого понятия ниже даны примеры для нескольких отдельных групп.
Отдельные существительные во множественном числе способны образовывать две формы путем изменения окончания. При этом различия могут быть не только в написании, но и в значении слова:
В первом случае слова во множественном числе различны не только стилистически, но и по смыслу. Листы – альбомные листы, листья – опавшие листья. Второй же случай различается только по написанию.
Слова из числа 2 склонения существительных с таким суффиксом используются при классификации людей по национальному признаку либо по месту жительства (исключение – семьянин):
Во множественном числе частица -ин теряется
Родительный падеж характеризуется отсутствием окончания имен существительных.
2 склонение существительных
К существительным 2 склонения в русском языке относятся существительные мужского рода, которые имеют в начальной форме (в И. п. единственного числа) нулевое окончание, а также существительные среднего рода с окончаниями -о (-е). Второе склонение имен существительных относится к продуктивным типам склонения и является постоянным признаком существительных.
Падежные окончания существительных II склонения
Падежные окончания существительных 2-го склонения в единственном и во множественном числе представлены в таблице с примерами.
Мужской род | Средний род | ||
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число |
И. п. | Актер, |
Леса,
Леса,
Лесов,
Лесу,
Лесам,
Леса,
Лесом,
Лесами,
О лесе,
О лесах (в лесу)
Особенности имен существительных 2 склонения рассматриваются в 4 классе.
Тест по теме
Оценка статьи
Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.
Опорные слова при склонении имен существительных
1, 2, 3 склонение имен существительных
1, 2, 3 склонение имен существительных различают по родовой принадлежности слова и окончанию в форме именительного падежа единственного числа. Рассмотрим, как определить 1-е, 2-е, 3-е склонение существительных.
Склонение является постоянным грамматическим признаком имени существительного. Большинство слов этой самостоятельной части речи имеют грамматическую категорию 1, 2 или 3 склонения.
Чтобы понять, какое склонение имеет слово, обозначающее предмет, определим его родовую принадлежность. В русском языке все существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трех родов:
Начальной формой имени существительного является именительный падеж единственного числа. В соответствии с родовой принадлежностью и окончанием начальной формы слова́ этой самостоятельной части речи относят к 1, 2 или к 3 склонению.
1 склонение существительных
Первое склонение объединяет имена существительные мужского и женского рода с твердой или мягкой основой, которые имеют окончание -а/-я в начальной форме.
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам существительные 1 склонения.
В русском языке слов мужского рода первого склонения немного:
и все короткие мужские имена такие, как Коля, Толя, Ваня, Саня, Федя, Яша, Витя и пр.
Большую часть 1 склонения составляют одушевленные и неодушевленные существительные женского рода:
В русском языке имеются существительные с окончанием -а/-я, которые обозначают носителей каких-либо качеств:
В одной и той же грамматической форме они могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола:
Это существительные общего рода, которые в соответствии с их грамматической формой отнесём к первому склонению.
Отметим особенности склонения существительных женского рода с конечным буквосочетанием -ия:
У таких слов в форме дательного и предложного падежа окончание -и, а не -е, как у большинства существительных первого склонения.
Сравним:
2 склонение существительных
К этому типу склонения принадлежат слова мужского рода с твердой и мягкой основой, кроме существительного «путь», с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам существительные второго склонения.
Обратим внимание на особенности склонения существительных, заканчивающихся сочетанием -ий, -ие.
Ко второму склонению принадлежит большая группа существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -ие:
В русском языке существительные среднего рода на -ие и мужского рода на -ий склоняются по-особому. Если изменить слова «сознание» и «солярий», то увидим, что в форме предложного падежа единственного числа они имеют окончание -и, а не -е.
Сравним со словом «крыльцо», которое имеет ударные падежные окончания:
3 склонение существительных
3 склонение объединяет существительные женского рода, которые заканчиваются мягким согласным или шипящим, с нулевым окончанием в начальной форме:
После шипящих согласных пишется мягкий знак, который указывает на женский род слова и его принадлежность к третьему склонению в отличие от слов мужского рода второго склонения (багаж, борщ, обруч).
В формах трех падежей единственного числа, родительном, дательном и предложном, существительные третьего склонения имеют одинаковое окончание -и (у пристани, к пристани, о пристани).
Видеоурок «Склонение имен существительных»
Опорные слова: что это такое и чему способствует применение методики составления рассказов по опорным словам
Каждый текст — это последовательность предложений, имеющих логическую и смысловую связь между собой. Предложения состоят из слов, и именно слова определяют смысл всего текста и отдельных предложений. Но в каждом тексте есть особые — опорные — слова. Что это такое и в чем их особенность, рассмотрим на примере детских сказок. Почему именно детских сказок? Потому, что тема «Опорные слова» является частью школьной программы второго класса общеобразовательной школы.
Опорные слова — что это такое
Если в сказке вычеркнуть все прилагательные, она потеряет свои краски, лишится эмоций. Но смысл все равно сохранится и будет понятен даже ребенку. Затем можно вычеркнуть все повторяющиеся слова, оставив только по одному, исключить все слова, относящиеся к служебным частям речи.
Урок как сказка
Дети легче запоминают информацию, которая преподнесена им в игровой форме. Поэтому объяснить ученикам тему «Опорные слова», что это такое, научить их определять тему повествования и выделять опорные слова в тексте на уроке, построенном как сказка, — отличная идея, которая увенчается успехом. Можно рассказать детям сказку о том, как злой маг заколдовал сказки и почти все слова превратились в каменные глыбы.
Дети с радостью вовлекутся в такую игру. Каждый ребенок готов сразиться со злым волшебником и сделать все возможное для победы добра над злом. К окончанию урока класс наполнится настоящим волшебством — дети научатся снимать злые чары со сказок. «Сказочный» урок позволит детям легко усвоить понятие «опорные слова», что это такое и как при помощи опорных слов составлять рассказы на заданную тему.
Цели урока по изучению опорных слов
Изучение любой темы в программе начальной школы преследует три основные цели — образовательную, развивающую и воспитательную. Достижение воспитательной цели целиком и полностью зависит от примера, на основе которого будет изложен материал урока. Например, если основой изложения новой темы станет произведение изобразительного искусства или музыкальное произведение, то можно смело утверждать, что учитель старается привить детям любовь к искусству. Например, он может продемонстрировать ученикам картину известного художника и попросить назвать, что они видят на картине. Картина должна быть понятна детям этой возрастной категории. Можно выбрать пейзаж, как на картине И. Левитана «Золотая осень».
Все же, основная цель — образовательная. В ходе урока дети должны научится определять тему повествования по опорным словам, составлять рассказ на основе опорных слов, определять межпредметные связи. Составить рассказ по опорным словам — работа творческая. Она развивает память, внимание, креативность мышления, речь.
Падежные окончания и опорные слова
Но не нужно путать опорные слова для составления рассказа на заданную тему со словами, которые помогают запомнить правильное написание безударных падежных окончаний существительных разных склонений.
В русском языке кроме того, что существительные изменяются по родам и числам, они изменяются и по падежам. И часто так случается, что окончание существительного безударное, поэтому на письме могут возникнуть определенные трудности с написанием таких имен существительных в разных падежах. Но не стоит отчаиваться, на помощь придут опорные слова для проверки правильности написания слов. Секрет прост: существительные одного склонения в одних и тех же падежах имеют одинаковые окончания.
Шаг 1 | определи склонение |
Шаг 2 | определи падеж |
Шаг 3 | вспомни окончание для слова в этом падеже и склонении |
Шаг 4 | проверь написание окончания опорным словом |
Если просклонять опорные слова по падежам, то обнаружится приятная закономерность — в родительном, творительном, дательном и предложном падежах у них окончание ударное. Опорные слова нужны только для существительных первого и второго склонения. Например, для первого склонения в качестве опорного подойдет слово «земля», а для второго — «ведро».
Опорные слова при склонении имен существительных
Имена существительные изменяются по падежам. Падеж — форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж — категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:
2. Склонение имён существительных
Склонение — это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существительных и их окончания в именительном падеже единственного числа.
Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание -и (о гении, в санатории, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также оканчиваются на -и (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).
4. Разносклоняемые имена существительные
При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён): имена — имён, знамени — знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.
5. Несклоняемые имена существительные
Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:
Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя.
Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица
6. Склонение существительных во множественном числе
1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:
1-е скл. ж. р. аббревиатуры, армии, м. р. мужчины, юноши
2-е скл. м. р. малыши, отцы ср.р. поля, стекла
3-е скл. ж. р. степи, дочери
3. Различаются по значению существительные:
4. В именительном падеже множественного числа возможны двоякие формы окончаний:
Склонение имен существительных во множественном числе. Таблица
Конспект урока «Падеж и склонение имен существительных». Следующая тема: