Что такое художественная деталь в литературе
Деталь (литература)
Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке. В отличие о подробности, которая действует всегда с другими подробностями, составляя полную и правдоподобную картину мира, деталь всегда самостоятельна. Среди писателей, которые мастерски использовали деталь, можно назвать А.Чехова и Н.Гоголя.
По композиционной роли детали можно разделить на два основных вида: детали повествовательные (указывающие на движение, изменение картины, обстановки, характера) и детали описательные (изображающие, рисующие картину, обстановку, характер в данный момент). Деталь может возникать в тексте одноразово, а может повторяться для усиления эффекта, в зависимости от замысла автора. Детали могут касаться быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи.
В разные периоды истории литературы роль детали менялась: Гомер использовал подробные бытовые описания для воспроизведения картины реальности, реалисты же перешли к «говорящей» детали, такой, которая служила конкретной цели реалистичного изображения типичного человека в типичных обстоятельствах, а модернисты использовали нелогичные, контрастные, метафоричные детали, что позволило им ещё более сократить текст без ущерба для идеи.
деталь художественная
Смотреть что такое «деталь художественная» в других словарях:
деталь художественная — см. художественная деталь … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
деталь — [де], и, ж. 1) Мелкая подробность, частность. Изложить все в деталях. Оживить рассказ деталями. Уточнить детали военной операции. Синонимы: обстоя/тельство, то/нкость 2) Мелкая часть механизма, машины, прибора. Запасные детали … Популярный словарь русского языка
Деталь (литература) — У этого термина существуют и другие значения, см. Деталь (значения). Художественная деталь (фр. detail часть, подробность) особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении,… … Википедия
художественная деталь — одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности, запоминающаяся черта внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка. Рубрика: композиция и сюжет Целое … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Пояс (деталь одежды) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пояс. Пират с красным поясом Пояс полоса ткани или другого материала, шнур или в … Википедия
АБСТРАКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — (от лат. abstractio отвлечение) способ худож мышления и по строения образа реальности в иск ве Подобно научной абстракции А. х. предполагает отвлечение от второстепенного, несущественного в информации об объекте, акцентирование существенно… … Эстетика: Словарь
ОБРАЗ — художественный, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. О. также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто … … Литературный энциклопедический словарь
Луккано-пизанская школа живописи — Деталь «Креста», нач. XIII в. Мастерская Маргаритоне д Ареццо(?). Кастильон Фьорентино, Пинакотека. Пизанская (луккано пизанская) школа живописи одна из художественных школ Итал … Википедия
Портрет итальянского Ренессанса — Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского … Википедия
Казахская Советская Социалистическая Республика — (Казак Советтик Социалистик Республикасы) Казахстан (Казакстан). I. Общие сведения Казахская ССР образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920; 5 декабря 1936 АССР была преобразована в… … Большая советская энциклопедия
Категории художественной формы. Художественная деталь
Вы будете перенаправлены на Автор24
Художественная деталь – это самая малая единица предметного мира художественного произведения.
Понятие художественной детали
Слово «деталь» в переводе с французского означает мелкую составную часть чего-либо, частность, подробность. Отнесение детали к метасловесному, предметному миру художественного произведения является принципиальным. Образная форма художественного произведения включает три стороны – систему композиционных приемов, систему деталей, речевой строй.
К художественной детали преимущественно относятся предметные подробности, такие как подробности пейзажа, быта, портрета. Тропы, поэтические приемы, стилистические фигуры к художественной детали, как правило, не относятся.
Детализация не является украшением, это – суть образа. Писатель не в состоянии воссоздать предмет во всех его подробностях и особенностях, в именно деталь и совокупность деталей в тексте замещают целое, тем самым вызывая у читателя ассоциации, нужные автору. Степень детализации изображения, особенно внешнего мира, в тексте может быть мотивирована местом, откуда ведется повествование, то есть временной или пространственной точкой зрения рассказчика, повествователя, лирического субъекта, персонажа.
Детализация в произведении сходна с крупным планом в кинематографе, и так же нуждается в «общем плане». В литературоведение существует понятие генерализации.
Генерализация – это краткое сообщение о тех или иных событиях, суммарное обозначение предметов.
Благодаря чередованию генерализации и детализации создается ритм изображения.
Готовые работы на аналогичную тему
Художественная деталь – это выразительная подробность, при помощи которой автор создает художественный образ. Она помогает читателю представить картину, характер или предмет, изображаемый автором в его неповторимой индивидуальности. Деталь способна воспроизводить черты внешности персонажа, особенности его одежды, обстановки, его поступка или переживания. Деталь является фрагментом внешнего ил внутреннего мира персонажа. То, что на первый взгляд не является существенным, частность, мелочь имеет большое значение, так как дает возможность создать емкий образ, рассказать читателю больше, чем даже самое подробное описание.
Часто в произведении детали имеют такое же большое значение, как и символы, размещенные автором в центре повествования. Деталь, как и символ, работает на раскрытие писательского замысла, дополняет, уточняет создаваемую картину действительности, предоставляет читателю дополнительную информацию о времени, герое, событиях, эпохе, историческом контексте.
Однако деталь отличается от символа тем, что не имеет скрытого смысла. Например, в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева красные руки Базарова подчеркивают крестьянское происхождение героя, его готовность к труду. Однако при этом нет какого-либо намека на скрытую информацию, дополнительного подтекста, до которого читатель должен додуматься. То есть «красные руки Базарова» в этом случае – это просто покрасневшие от работы, обветренные руки крестьянина. Автор ничего не подразумевает под этим образом, а, например, в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина буран, или метель в «Белой гвардии» М. А. Булгакова, являются символами, означает торжество беззакония, стихийный разгул жестокости. Метель и буран символизируют о том, как неуправляемая сила готова стереть с земли привычный мир. в этом случае буран является не просто снежной бурей, а символом торжества пугачевской вольницы.
Художественная деталь выполняет следующие функции:
Классификация деталей
Классификация деталей часто повторяет структуру предметного мира произведения – действия персонажей, их психологические характеристики, характеры, речевые особенности, портреты, события, пейзаж, интерьер и т.д. При этом какие-то виды деталей в данном произведении могут отсутствовать, тем самым подчеркивается условность мира.
Во время литературоведческого описания стиля часто объединяют родственные детали. Подобную классификацию предложил А. Б. Есин. Он выделили три группы деталей:
Преобладание какого-либо типа обусловливает соответствующую доминанту стиля:
Перечисленные свойства в пределах одного произведения могут и не исключать друг друга.
Деталь свои значения раскрывает в ряду последовательности. В процессе анализа рассматривается фрагмент текста, где присутствует сопоставление или противопоставление деталей.
Исходя из критерия единичность/множество, Е. С. Добин предложил типологию деталей. Для обозначения выделенных типов он применял разные термины.
Существуют следующие виды детали:
Композиционные приемы, такие как крупный план, повтор, монтаж, ретардации и т.д., способствуют заметности детали, которая в какой-либо степени контрастирует с общим фоном.
Деталь, повторяясь и приобретая дополнительные смыслы, становится мотивом и часто вырастает в символ.
Например, в романе Достоевского «Идиот» поначалу читателю может показаться довольно странным способность Мышкина имитировать разные почерки. Но при прочтении всего произведения ему становится ясно, что главным талантом Мышкина является понимание разных характеров и разных стилей поведения, а воспроизведение почерков является намеком на это. Символическая деталь иногда выносится в заглавие произведения: «Легкое дыхание» Бунина, «Крыжовник» Чехова.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 30 10 2021
Что такое художественная деталь в литературе
Деталь — (от фр. с1е1а) подробность, частность, мелочь.
Деталь художественная — одно из средств создания образа, которое помогает представить воплощенный характер, картину, предмет, действие, переживание в их своеобразии и неповторимости. Деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. Деталь важна и значима как часть художественного целого. Другими словами, смысл и сила детали в том, что бесконечно малое раскрывает целое.
Различают следующие виды художественной детали, каждый из которых несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку:
а) деталь словесная. Например, по выражению «как бы чего не вышло» мы узнаем Беликова, по обращению «соколик» — Платона Каратаева, по одному слову «факт» — Семена Давыдова;
б) деталь портретная. Героя можно определить по короткой верхней губке с усиками (Лиза Болконская) или белой маленькой красивой руке (Наполеон);
в) деталь предметная: балахон с кистями у Базарова, книжка про любовь у Насти в пьесе «На дне», шашка Половцева — символ казачьего офицера;
г) деталь психологическая, выражающая существенную черточку в характере, поведении, поступках героя. Печорин при ходьбе не размахивал руками, что свидетельствовало о скрытности его натуры; стук бильярдных шаров меняет настроение Гаева;
д) деталь пейзажная, с помощью которой создается колорит обстановки; серое, свинцовое небо над Головлевым, пейзаж- «реквием» в «Тихом Доне», усиливающий безутешное горе Григория Мелехова, похоронившего Аксинью;
е) деталь как форма художественного обобщения («футлярное» существование мещан в произведениях Чехова, «мурло мещанина» в поэзии Маяковского).
Особо следует сказать о такой разновидности художественной детали, как бытовая, которая, в сущности, используется всеми писателями. Яркий пример — «Мертвые души». Героев Гоголя невозможно оторвать от их быта, окружающих вещей.
Бытовая деталь указывает на обстановку, жилище, вещи, мебель, одежду, гастрономические предпочтения, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица. Примечательно, что у Гоголя бытовая деталь никогда не выступает как самоцель, дана не как фон и украшение, а как неотъемлемая часть образа. И это понятно, ибо интересы героев писателя-сатирика не выходят за пределы пошлой материальности; духовный мир таких героев настолько беден, ничтожен, что вещь вполне может выразить их внутреннюю сущность; вещи как бы срастаются с их хозяевами.
Бытовая деталь выполняет прежде всего характерологическую функцию, то есть позволяет составить представление о морально-психологических свойствах героев поэмы. Так, в усадьбе Манилова перед нами предстают господский дом, стоящий «одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам», беседка с типично сентиментальным названием «Храм уединенного размышления», «пруд, покрытый зеленью». Эти детали указывают на непрактичность помещика, на то, что в его имении царят бесхозяйственность и неустроенность, а сам хозяин способен лишь на бессмысленное прожектерство.
О характере Манилова можно судить и по обстановке комнат. «В доме его чего-нибудь вечно недоставало»: не хватило шелковой материи для обивки всей мебели, и два кресла «стояли обтянуты просто рогожею»; рядом с щегольским, богато украшенным бронзовым подсвечником стоял «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону». Такое сочетание предметов вещного мира в барском поместье причудливо, абсурдно, алогично. Во всех предметах, вещах чувствуется какая-то беспорядочность, непоследовательность, раздробленность. И сам хозяин под стать своим вещам: душа Манилова такая же ущербная, как и убранство его жилища, а претензия на «образованность», изысканность, изящество, утонченность вкуса еще более усиливает внутреннюю пустоту героя.
Среди прочих вещей автор особо подчеркивает какую-то одну, выделяет ее. Эта вещь несет повышенную смысловую нагрузку, перерастая в символ. Иначе говоря, деталь может приобретать значение многозначного символа, имеющего психологический, социальный и философский смысл. В кабинете Манилова взору открывается такая выразительная деталь, как горки золы, «расставленные не без старания очень красивыми рядками», — символ пустопорожнего времяпрепровождения, прикрытого улыбкой, приторной вежливостью, воплощение праздности, безделья героя, отдающегося бесплодным мечтаниям.
По преимуществу бытовая деталь у Гоголя выражена в действии. Так, в образе вещей, принадлежавших Манилову, запечатлено определенное движение, в процессе которого раскрываются существенные свойства его характера. Например, в ответ на странную просьбу Чичикова продать мертвые души «Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут. Наконец Манилов поднял трубку с чубуком и поглядел снизу ему в лицо. но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею». В этих комических позах помещика великолепно проявляются его недалекость, умственная ограниченность.
Художественная деталь является способом выражения авторской оценки. Уездный мечтатель Манилов не способен ни к какому делу; праздность стала частью его натуры; привычка жить за счет крепостных развила в его характере черты апатии и лени. Имение помещика разорено, всюду чувствуется упадок и запустение.
Художественная деталь дополняет внутренний облик персонажа, целостность раскрываемой картины. Она придает изображаемому предельную конкретность и одновременно обобщенность, выражая идею, основной смысл героя, сущность его натуры.
Художественная деталь
Художественная деталь в литературе
Теория литературы дает такое определение: художественная деталь – выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Художественная деталь помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, особенности одежды, обстановки, переживания или поступка.
Чем отличается художественная деталь от символа
Слово «деталь» происходит от французского «detail», то есть часть, подробность. Художественная деталь в литературном произведении играет роль выразительной подробности. Деталь – это фрагмент внешнего мира или внутреннего мира героя. То есть что-то на первый взгляд несущественное, мелочь, частность играет важную роль, так как позволяет создать ёмкий художественный образ, рассказать читателю о персонаже или событии больше, чем самое подробное описание.
Детали в произведении играют подчас такое же значение, как и символы (символ в переводе обозначает «знак»), помещенные писателем в центр повествования. Также, как и символ, деталь работает на раскрытие авторского замысла, уточняет, дополняет создаваемую картину действительности, дает читателю дополнительную информацию о герое, времени, эпохе, событиях, историческом контексте.
Но в отличие от символа художественная деталь не наделена скрытом смыслом. Красные руки Евгения Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» подчеркивают незнатное (крестьянское) происхождение героя и его готовность к труду. Но здесь нет никакого подтекста, намека на дополнительную, скрытую информацию, до которой читатель должен додуматься. Красные руки Базарова – это просто руки крестьянина, покрасневшие от работы, химических опытов и обветренные во время долгих пеших прогулок. Под этим образом ничего не подразумевается. В то время, как символ, например буран в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», а равно с ним и метель в «Двенадцати» А.А.Блока и «Белой гвардии» М.А. Булгакова символизирует стихийный разгул жестокости, торжество беззакония: некая неуправляемая сила готова смести с лица земли старый привычный мир. То есть буран – это не просто снежная буря, а символ торжества пугачевской вольницы. А красные руки Базарова – это просто красные руки, без подтекста.
Функции детали:
Виды детали:
В «Бойцовском клубе» Чака Паланика выразительной психологической деталью, передающей внутреннее состояние героя, становится отпечаток счастливого плачущего лица рассказчика на футболке Боба. В романе безымянный герой-рассказчик мучается от бессонницы, причина которой неизвестна (на самом деле он страдает от бессмысленности потребительского существования), и по совету врача отправляется на встречи групп поддержки людей, больных смертельными заболеваниями, чтобы увидеть тех, кому по-настоящему тяжело. Один из этапов терапии в группах – коллективный, освобождающий плач. Рассказчик посещал собрания, но не плакал.
«А потом был Боб. Это был первый раз, когда я пришёл в группу рака яичек «Остаёмся мужчинами вместе». И Боб, здоровенный такой жлоб, надвинулся на меня и заревел. Это всё, что я помню. Боб обнял меня со всех сторон, и его голова накрыла мою. И вдруг — я потерян внутри, растворился в тёмном тихом полном забвении. И когда я, наконец, отодвинулся от его мягкой груди, на майке Боба остался мокрый отпечаток плачущего меня. Я никогда больше не ходил к врачу. Я никогда не жевал корень валерианы. Это была свобода. Потерять всякую надежду было свободой».
Отпечаток на футболке становится деталью, позволяющей дополнить образ героя-рассказчика и создать образ обретенной им на время свободы, ощущения реальности бытия.
А.П. Чехов про детали
Мастер меткой фразы и точного образа А.П. Чехов в письме брату Александру 1886 года советовал избегать в описаниях природы «общие места». Чехов рекомендует:
«Хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. Например, у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки».
В этом письме Чехов почти дословно цитирует свое описание в рассказе «Волк»: «На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени, на середине ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки».Такое же описание мы встречаем в реплике Треплева из чеховской «Чайки»: «Тригорин выработал себе приемы, ему легко… У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова». Три раза использованное описание почти в одних и тех же словах одного и того же пейзажа говорит о том, как высоко Чехов ценил найденные им образы, которые удавалось создать за счет правильно подобранных деталей.
Так незначительная деталь позволяет писателю любой эпохи создать выразительный, выпуклый, зримый образ, который запускает работу внутреннего кинематографа в голове читателя, помогает ему увидеть героя, ощутить атмосферу эпохи, создает нужные писателю эмоции и ощущения, помогает донести до читателя важную для автора мысль.