Что такое фразовая речь у ребенка
Нормы развития речи ребенка от 0 до 7 лет: памятка родителям
Этапы речевого развития ребенка
Первый год жизни малыша
Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».
Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.
Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.
Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.
Младший дошкольный возраст
Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).
Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.
Старший дошкольный возраст
Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.
Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).
Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.
Признаки задержки речевого развития
К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся:
Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.
Возраст от 2-х до 3-х лет считается критическим в плане речевого развития и именно в это время рекомендуется прийти на первый визит к логопеду для проверки все ли хорошо с речью. У детей до 2 лет проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью. При наличии слов определяется:
Специалист проведет диагностическое обследование речи ребенка и определит соответствует ли речь ребенка его возрасту.
Если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, то это не укладывается в нормативы: требуется консультация логопеда. Занятия в этом возрасте направлены на:
Неисправленное неправильное звукопроизношение может остаться на всю жизнь.
Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики.
В 6 лет мама привела Никиту к логопеду. У мальчика были нарушены свистящие – «с», «ц», «з» и сонорные звуки – «л», «ль», «р», «рь», не были автоматизированы шипящие – «ч», «щ». За месяц были уточнены и частично автоматизированы шипящие. Работа над свистящими звуками, в целом, заняла два месяца. Затем занятия продолжились над звуками «л», «ль». Следующие три месяца шла автоматизация звуков «р», «рь». Никита посещал занятия 2 раза в неделю, а также занимался с мамой дома. За год удалось произвести коррекцию всех звуков. В школу ребенок пошел с чистой речью.
За два месяца до школы Елена Антоновна с дочерью Ирой обратились к логопеду, чтобы поставить звуки «р», «рь». Звуки были поставлены, но автоматизация не была завершена, так как они уехали к морю на отдых, а после прекратили занятия. К другому специалисту они также не обращались, просто оставили всё, как есть. В результате, у ребенка так и осталось горловое искажение звуков.
Анна Ивановна привела свою дочку Дарину в 3 года на обследование к логопеду, обеспокоенная тем, что девочка мало разговаривает. Специалист отметил, что Дарина действительно старается общаться больше с помощью жестов, чем словами. У девочки был бедный активный словарь, хотя пассивный был в норме: то есть Дарина понимала всё, но не говорила. За полгода интенсивных занятий с логопедом (3 урока в неделю) и выполнения упражнений дома, активный словарь увеличился и стал соответствовать норме.
Гордей в 5 лет пришел к логопеду с нарушением всех групп звуков. Педагог отработал с мальчиком полгода. Занятия посещались нерегулярно, Гордей часто болел, а после совсем перестал ходить на уроки. За это время удалось только поставить шипящие звуки, но не автоматизировать их. В настоящее время ребенок продолжает посещать детский сад, старшую группу с теми же нарушениями, что были у него год назад.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Задержка развития речи (ЗРР) у детей: симптомы, причины, лечение и прогноз
Что такое задержка речевого развития?
Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).
То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.
Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.
Какие есть нормы развития речи?
Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.
Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.
Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.
Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.
С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.
В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).
После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).
Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.
Основные причины задержки развития речи
Задержка развития речи у детей негативно отражается на развитии их психических процессов. Именно поэтому, часто наблюдается совместное присутствие ЗРР и ЗПР (задержка психического развития). Оно обозначается как «задержка психо-речевого развития» (ЗПРР).
Причины ЗПРР подразделяются на органические и социальные факторы. К органическим факторам относятся:
Социальные факторы также могут стать причиной задержки речевого развития. К ним относятся:
Симптомы задержки речевого развития
Для задержки речевого развития характерна следующая симптоматика:
Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка
Королева Марианна Борисовна
логопед высшей категории, клинический психолог
Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка:
Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев.
Появление слов взрослого лексикона (молоко – моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики – часики) начало с 1 года 7/9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
Рост словаря ребенка от года и старше
1,5 года от 20 до 40 (у разных авторов)
2 года от 50 до 200 слов
3 года от 800 до 1000 слов
Развитие фразовой речи
К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы «почему?» «когда?», использует практически все части речи, предлоги и союзы.
Использует единственное и множественное число.
К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста
Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно.
Возникает вопрос, что делать, если малыш не укладывается в приведенные нормы? Прежде всего, вы должны сказать о своих опасениях своему педиатру. Возможно, врач сочтет нужным назначить дополнительные обследования малыша. Безусловно, одним из первых должно быть обследование слуха. Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка.
Стимуляция гуления
Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда.
Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. Повторяйте звуки, которые произносит ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи.
Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.
Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления.
Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении.
Стимуляция лепета
Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.
Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.
В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а_________, получились слоги ба-ба-ба.
Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками.
Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.
Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы.
Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.
Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания.
От лепета к лепетным словам
Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции.
Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его «речевую продукцию»:
Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.: ма, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га.
Качаться, качели кач-кач
Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.
Появление слов взрослого лексикона (после полутора лет)
Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком».
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала).
Для появления слов взрослого лексикона можно поиграть в игру «Повторялки»*
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит «Большая», говорит «аяя» и все довольны, вместо слова «трактор», говорит «такта», или «тата» и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.
Есть дети, которых я бы назвала максималистами «или все или ничего». Похоже, что они думают так: «Я не умею говорить «большая», и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию».
Что делать? Мы не можем попросить «скажи «аяя», предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать «кусочек взрослого слова.
Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым.
Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!».
Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка.
Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа.
Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га».
Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного).
Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить.
Делайте это в таком порядке:
Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.
* Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово «вылетит» непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.
Логопед клиники для детей медицинского центра «ЛОТОС», логопед высшей категории Королева Марианна Борисовна
Акции
Акционный пакет включает следующие услуги: УЗИ гинекологическое Прием акушера-гинеколога с осмотром/Прием акушера-гинекол.
А что с вашими легкими и сердцем? До сих пор многие люди, перенёсшие Covid-19 в любой форме, даже не знают о последствиях. Часть из них месяцами ж.
Качественные платные медицинские услуги европейского уровня стали доступны для отдаленных районов области. Медицинский центр ЛОТОС открыл новый фи.
Вы мечтаете о ребёнке, но долгожданные две полоски не появляются? Вам поставлен диагноз «бесплодие»? Запишитесь на бесплатную консул.
Что такое фразовая речь у ребенка
Принято считать, что элементарные фразы из двух-трех слов в речи ребенка появляются в период от 18-ти до 22-х месяцев. И только у 7% процентов малышей фразовая речь формируется позднее. Чаще всего потому, что в семье с детьми мало общались. Мы же научимся делать это правильно, весело и с пользой.
Некоторые малыши еще до полутора лет запоминают фразы, которые часто слышат и произносят их. Например: «Иди гуляй!», «Кошка говорит мяу» и т.п. Эти выражения кажутся вам правильными с точки зрения грамматики, и вы радуетесь тому, что ребенок по-настоящему говорит. На самом деле, он просто пока повторяет за вами.
На самом деле фразовая речь у ребенка развивается из высказываний, которые дети создают самостоятельно. Например: «Мишка бух», «Папа нет работа». Часто дети слагают фразы с использованием «замороженных» (неизменяющихся) морфологических форм: «Аня деда забрал», «Баба кетя не дал». Грамматически эти выражения не совершенны, но именно они со временем преобразуются в правильные фразы.
Постепенно жесты заменяются словами. И тогда малыш говорит: «Зая бежит», вместо того, чтобы показывать это. Для первых фраз ребенок использует самые нужные ему глаголы. Те, которые выражают его желания и указывают на перемещение в пространстве.
Чтобы в речи малыша было достаточно глаголов, родителям нужно комментировать действия. «Ванечка кушает», « Маша пьет», «Папа читает» и т.д.
Всего за полтора-два с половиной месяца свои первые фразы ребенок может превратить в правильные грамматические конструкции. Но для этого у него должен быть пример. Потому необходимо как можно чаще использовать простые фразы в игре.
Предлагаем вам несколько игр, направленных на развитие фразовой речи.
Игра «Что делают игрушки?»
Благодаря этой игре ребенок учит глаголы. Нужно показывать различные действия, которые совершают игрушки и комментировать их: «Мишка топает», «Мишка спит» и т.д. То же самое могут сделать и любые другие игрушки, которые есть у малыша.
Эта игра поможет понять, что двухсловную фразу можно применять в разных ситуациях. А чтобы у ребенка был стимул говорить именно фразами, делайте вид, что вы не понимаете его, если он опять заговорит однословными предложениями.
Игра «Волшебный мешочек»
Это усовершенствованный вариант предыдущей игры. В красивый мешочек, нужно сложить игрушки, а потом доставать их и задавать правильные вопросы. Сначала родители сами будут отвечать на эти вопросы, а потом этому научится и ребенок.
– Большой (пушистый, коричневый, добрый) мишка.
– Мишку зовут Топтыжка ( Тедди, Пантелей, Барни).
Кладем мишку на бочок.
Игра «Кто убежал?»
Для игры перед ребенком нужно выложить несколько игрушек. Например: куклу, мишку, зайку. Сначала попросите, чтобы ребенок показал вам нужную игрушку.
Спросите: «Где кукла? Где мишка? Где зайка?»
Потом уберите игрушку на глазах у ребенка и произнесите: «Зайка убежал».
Спросите малыша: «Кто убежал?» и дождитесь полного ответа.
Повторите игру с другими игрушками. Сначала ребенок будет повторять за вами, потом самостоятельно отвечать на вопрос.
Вы сможете усложнить игру, используя больше игрушек, или попросив ребенка закрывать глаза, когда убираете игрушку.
Можно задавать дополнительные вопросы: «Куда убежал зайка? Какой зайка убежал?» Вместо игрушек можно использовать картинки или предметы быта.
Игра «Оденем куклу»
Даже такой «сложный» для ребенка процесс, как одевание, можно превратить в развивающую игру. Для этого нужно всего лишь сопровождать все свои действия комментариями и начинать одевание с игрушек.
Разложите заранее выбранную одежду и предложите ребенку помочь одеться кукле.
Для этого попросите найти нужный предмет:
«Найди платье (рубашку, шорты, носки)».
Когда ребенок выполнит задание, скажите: «Давай оденем куклу».
После того, как на кукле окажется нужный предмет одежды, прокомментируйте: «Мы надели платье. Кукла в платье».
Точно также можно одевать и самого ребенка. Не забывайте улыбаться и подбадривать ребенка, с хорошим настроением и одеваться быстрее, и овладевать правильной речью легче.
Игра «Стихотворный пример»
Развитие фразовой речи можно стимулировать чтением стихотворений. Для этого во время чтения знакомых стихов останавливайтесь в конце строчки. Пусть ребенок говорит последнее слово. Малыш может повторить не слово, а несколько строк. Игра расширяет словарный запас, дает пример правильного построения фраз и развивает чувство прекрасного. Рекомендую также познакомиться с другими играми на развитие словарного запаса.
Существует мнение, что мальчики начинают разговаривать фразами только после трех лет. Это не так. Девочки могут опережать мальчиков в речевом развитии, но не более чем на два-три месяца. Потому, конечно, не стоит ждать трехлетия. Овладение фразовой речью является важным этапом в когнитивном (познавательном) развитии малыша. Помогут в этом также словесные игры по развитию речи. Играйте в предложенные речевые игры регулярно, тогда и результаты будут впечатляющими и у девочек, и у мальчиков.