Что такое франшиза в медицинской страховке
Экономим на страховке с помощью франшизы
Что такое франшиза?
Потребители чаще всего не знают, что такое франшиза, думая, что это просто скидка. Конечно, применение франшизы позволяет снизить стоимость полиса, прилично сэкономить на страховке. Но важно понимать, что полис с франшизой предполагает снижение цены взамен того, что при возникновении страхового случая, часть убытка не будет возмещена. Таким образом, франшиза в страховании – это часть страхового возмещения, которую клиент оплачивает самостоятельно.
Можно взять в качестве примера сегмент автострахования и говорить о применении франшизы в каско. Если обычно вы ездите аккуратно и рассчитываете, что страховой полис может и не пригодиться, то франшиза вполне ваш вариант. Вы заплатите за страховку небольшую сумму. В то же время, если страховой случай все-таки произойдет, вы можете быть уверены в том, что страховка, пусть и за вычетом франшизы, покроет ущерб.
Предлагая клиентам полисы с франшизой, страховщики, в свою очередь, привлекают значительно больше клиентов, чем если бы такой возможности снизить стоимость страхового полиса не было.
Виды франшиз
Франшизы разделяют на несколько видов. Бывают условная франшиза, безусловная и динамическая. Остановимся на каждой из них подробнее.
Условная франшиза. Страховщик указывает в договоре определённую величину франшизы. Например, вы получили ущерб, возмещение по которому составило бы 1 тысячу рублей. При этом размер установленной франшизы выше. В таком случае вы не получите возмещение ущерба. Однако, если ущерб превысил сумму франшизы, то страховая компания покроет его целиком.
Безусловная франшиза. Такая франшиза не выплачивается клиенту и действует на протяжении всего срока договора страхования. Например, в страховой компании «Согласие» франшиза по каждому страховому случаю позволяет экономить на стоимости каско до 40%. Франшиза не применяется в случае, если в ДТП водитель застрахованного авто невиновен, а виновное лицо установлено. Также франшиза не действует при повреждении стекол, рассеивателей фар / фонарей в случае их ремонта на СТОА вместо замены.
Динамическая франшиза. Это вид безусловной франшизы, которая применяется не с первого страхового события, а только со второго или третьего. С каждым новым убытком размер динамической франшизы может увеличиваться. Например, вы выбрали динамическую франшизу, заключив договор каско в страховой компании «Согласие». При заявлении первого события франшиза составит 0% от страховой суммы, второго события – 15 тысяч рублей.
В каких видах страхования встречается франшиза
Полисы с франшизой наиболее популярны в автостраховании, но существуют и во многих других видах страхования. Например, в страховании путешественников. В этом случае вам придется самостоятельно оплатить часть расходов при обращении за медицинской помощью в поездке.
Используется франшиза и в страховании имущества (квартир и домов), но не так часто. Все дело в том, что франшиза при страховании квартир и домов не влияет на стоимость полиса так существенно как в автостраховании.
Плюсы и минусы страховки с франшизой
Преимущества для страхователей
Главное преимущество полиса с франшизой для страхователя – снижение стоимости страховки. Кроме того, для таких полисов сроки оформления сокращенные, документов, которые необходимо предоставить для страховой, как правило, меньше. Это логично: страховая компания по упрощенной системе оформляет страховые полисы, которые накладывают на нее меньше ответственности.
Сокращение сроков оформления и количества документов. Так как страховая компания по полису с франшизой меньше рискует своими финансами, то и оформлять такой полис проще. Часто на это требуется меньше документов, а проверка идёт быстрее.
Преимущества для страховой компании
При страховом случае компания платит меньшую сумму, чем по договору без франшизы, а иногда не платит вовсе.
Недостатки для страхователя
Возмещение при страховом случае меньше, чем по страховке без франшизы. Иногда оно отсутствует полностью.
Недостатки для страховой компании
Страховка с франшизой стоит дешевле, страховая компания получает меньше денег. Это главный минус.
Вывод
Решить для себя нужно ли вам заключать договор страхования с франшизой можно, если думать не о моментальной выгоде. Оцените, насколько высоки ваши риски в страховой период. Наконец, обращайтесь только к проверенным страховщикам. Исчерпывающую информацию вы можете получить у страховых консультантов компаний. Опытный менеджер поможет вам принять окончательное решение о том, какой полис выбрать – с франшизой или без нее. Сайт компании должен содержать подробную информацию о том, как действует полис с франшизой. На сайтах страховщиков полис купить удобно и быстро – вы можете сделать это онлайн, не выходя из дома.
Как правильно использовать медицинскую страховку за границей
Миллионы россиян летом едут на пляжные курорты. И если с правилами обращения за медпомощью на российских курортах наши граждане знакомы, то за границей возникают проблемы. О том, как правильно использовать свой страховой полис за рубежом – в обзоре «Вестника АТОР».
В начале летнего пляжного сезона тема «что делать со своей страховкой и как обращаться за медпомощью за рубежом» становится как никогда актуальна. «Вестник АТОР» побеседовал об этом с Юлией Алчеевой, исполнительным директором крупнейшего игрока на рынке монотуристического страхования – страховой компании ERV. И вот что узнал.
Юлия Алчеева, исполнительный директор страховой компании ERV, крупнейшего игрока на рынке монотуристического страхования в России
ИЗУЧАЕМ ПОЛИС
В составе турпакета у каждого туриста есть страховой полис – «по умолчанию». В зависимости от того, с какой страховой компанией сотрудничает ваш туроператор, этот «базовый» полис будет содержать различные условия.
Сэкономим время читателей сразу: никакие базовые страховки, входящие в турпакет «по умолчанию», не покрывают спортивных рисков (прыжков с парашютом, полетов на дельтаплане, погружения с аквалангом и т.п.) и не покрывают риски осложнений беременности (кроме базовых страховок компании ERV, которые включают риски осложнений беременности на сроке до 12 недель). Для всех этих рисков вы должны будете купить (строго до отпуска!) отдельный страховой полис – через турагента или непосредственно в страховой компании. О страховании беременных и рисках можно прочесть здесь.
Прочитав правила и условия страхования (и, если надо, позвонив в страховую компанию до отпуска), стоит уяснить для себя, входят ли в вашу страховку такие распространенные на пляжном отдыхе в южных странах риски как: солнечные и тепловые удары и солнечные ожоги, травмы, полученные на водных горках, инфекционные заболевания. Важно также и то, чтобы страховка покрывала риски обострения хронических заболеваний: по статистике страховой компании ERV (кстати, у этой компании все эти риски в базовую страховку входят), именно на обострения различных хронических заболеваний приходится до 50% обращений туристов к врачам на отдыхе.
Если вас по каким-либо причинам не устраивают условия вашей базовой страховки, вы можете попросить турагента заменить вам страховку на расширенную от той же компании. Однако практика показывает, что гораздо проще и дешевле купить второй полис на сайте страховой компании. Почему выгодно иметь на отдыхе несколько полисов – читайте здесь.
О том, что покрывают, а что не покрывают страховки, и как выбрать полис, можно узнать вот здесь.
ФРАНШИЗА И ЛОЖНАЯ ЭКОНОМИЯ
Туристу сразу следует узнать у турагента, с франшизой ли его страховка, входящая в пакет или без нее. Как правило, базовые страховки идут с франшизой: это означает, что расходы на медицинские услуги зарубежных врачей до определенной суммы чека (как правило, 30 долларов или евро) вы будете нести самостоятельно, а уже услуги на сумму свыше этого «порога» будет брать на себя страховая компания.
«Следует понимать, что та страховка, которая идет у туриста в турпакете – это не привычный ОМС. Зарубежная медицина платная, а «базовые» полисы почти всегда идут с франшизой. Поэтому туристу заранее следует озаботиться наличием на отдыхе денежных средств на оплату услуг врачей», – говорит Юлия Алчеева, исполнительный директор страховой компании ERV.
Эксперт особо отмечает, что в практике страховщиков было немало случаев, когда туристы пытались по тем или иным причинам сэкономить на «неопасных», с их точки зрения случаях, за которые, как они считали, им пришлось бы платить свои деньги, и это приводило к печальным последствиям, а иногда и смерти.
«Здоровье и жизнь – своя и близких – не стоят 30 долларов. Пропущенные самими туристами симптомы могут оказаться признаком очень серьезных заболеваний. Поэтому за рубежом никогда не стоит прибегать к самолечению», – говорит г-жа Алчеева. Статистика страховщика знает достаточно случаев, когда из-за экономии 30 долларов «на франшизе» человек в итоге попадал в больницу надолго или, увы, уходил в мир иной.
ЗАЧЕМ ТУРИСТУ ДЕНЬГИ В ОТПУСКЕ
Вопрос для темы «как использовать страховку в отпуске» совсем не праздный, а как раз первоочередной. В практике страховщиков, увы, часто встречаются случаи, когда туристы, отправляющиеся на отдых за рубеж (особенно это распространено в странах, предлагающих отдых по системе «все включено» – Турция, Тунис, Греция, Мексика, Доминикана и пр.) практически не берут с собой даже минимальные суммы денег. Более того, даже не утруждаются пополнить баланс телефона, чтобы совершать звонки в роуминге (рассчитывая на то, что в отеле «есть Wi-Fi»).
Такая установка часто приводит к тому, что у туриста не оказывается с собой денег на те действия, которые ему наверняка понадобится совершить за границей, чтобы получить медицинскую помощь.
Так, туристу понадобятся деньги на балансе телефона, чтобы позвонить и поговорить с сотрудником call-центра страховой компании (потом эти деньги возместят, но это потом, а звонить надо здесь и сейчас).
Кроме того, элементарные соображения безопасности говорят о том, что деньги на балансе телефона туристу могут пригодиться в самых разных ситуациях – позвонить гиду, если отстал от экскурсии, срочно позвонить родственникам, находясь вне зоны покрытия wi-fi и пр.
О ценах на роуминг этим летом и сколько нужно иметь денег на балансе – можно узнать здесь.
Далее, у туриста должна быть с собой (в номере, в кошельке) некоторая сумма наличных (минимум 100 долларов или евро), чтобы вызвать такси, которое отвезет его в клинику.
«Россияне, особенно жители мегаполисов с «круглосуточной» жизнью, по правде говоря, не до конца осознают, что и ритм жизни, и ритм работы медучреждений за рубежом сильно отличается от наших реалий. Лишь в немногих странах типа Турции врач сможет приехать к вам в отель (но и то далеко не всегда и не везде). Стоит понимать, что совсем не все частные клиники работают круглосуточно или в выходные, часто надо будет добираться до государственной больницы. В Доминикане, Таиланде, в Греции и других странах туристу практически всегда придется брать и оплачивать на месте такси, чтобы доехать до клиники, которую ему посоветовали в страховой компании, либо до ближайшей из них. В ERV мы возмещаем такие расходы – причем и на обратную дорогу до отеля – но туристу нужны деньги в отпуске, чтобы сперва оплатить это такси», – подчеркивает Юлия Алчеева из ERV.
Достаточная сумма денег должна быть и на банковской карте туриста.
«Отнюдь не всегда турист попадает в ту клинику, у которой есть прямой договор с его страховой компанией. Например, в случае травмы на экскурсии или иной серьезной ситуации в отеле скорая доставит человека в ближайшую клинику и там может потребоваться оплата на месте. Да, после отпуска мы тоже возместим эти расходы по чеку, но банковская карта всегда должна быть на этот случай с собой», – добавляет исполнительный директор ERV.
Но совсем не всегда туристу вообще надо звонить в страховую. Об этом – далее.
КУДА И КАК ОБРАЩАТЬСЯ ЗА МЕДПОМОЩЬЮ ЗА ГРАНИЦЕЙ: ТРИ СЦЕНАРИЯ
Алгоритм поведения на отдыхе при травмах и других инцидентах, а также при первых признаках недомогания – такой же, как и в России.
1. «Скоропомощная» ситуация
«Если у вас ситуация, при которой вы бы в России вызвали скорую помощь (укус морского ежа, змеи, травма с обильным кровотечением, сердечный приступ, острые боли в животе и пр.) – то ее надо немедленно вызывать и не тратить время на звонки в страховую компанию. Во всех курортных странах есть бесплатный номер вызова скорой помощи – в большинстве случаев это номер 112, редко – 911. Если вы не знаете иностранного языка, не стоит волноваться. Можно попросить позвонить сотрудника отеля, любого человека, находящегося рядом. Самому назвать название своего отеля несложно, а слово help по-английски знает каждый. Кроме того, стоит знать, что при звонках на такие номера местоположение абонента сразу пеленгуется – экстренные службы уже знают, откуда вы звоните», – поясняет Юлия Алчеева из ERV.
«Помните, скорую помощь по номеру 112 страховая компания к вам просто физически не сможет вызвать – это можно сделать, только находясь в стране пребывания», – добавляет она.
На этом этапе у туриста есть только одна цель – получить помощь. Самому пострадавшему или его родственникам (если пострадал ребенок) стоит на этом этапе думать исключительно о ней. Запомните – в «скоропомощной», экстренной ситуации не надо звонить в страховую компанию, так как помощь вам окажут в любом случае.
И только после ее оказания (диагностики, госпитализации, капельниц, операции и пр.) возникнет вопрос об оплате услуг врачей – вот здесь вступит в дело страховой полис туриста. Его достаточно иметь в телефоне и показать персоналу клиники.
Клиника сама заинтересована получить деньги с вашей страховой компании, в случае, если сумма составляет несколько тысяч евро – и сама будут заключать с ней отдельный договор, если общего договора не было. В отдельных случаях и странах, если сумма не слишком большая, клинике необходимо будет заплатить карточкой (например, за наложение швов) или наличными, а уже после отпуска эти деньги вам компенсирует страховая (поэтому всегда сохраняйте чеки об оказанных услугах).
2. «Ситуация сомнения»
Бывают ситуации, когда симптомы могут настораживать, но именно в данный момент человек не решил, нужна ли ему скорая помощь, госпитализация и т.д. Здесь уместен звонок в круглосуточный call-центр страховой компании. Помните – звонить в страховую компанию должен сам турист или его родственник, находящийся с ним – если речь о ребенке. Ни отель, ни гид туроператора этого делать не обязаны – если только турист не находится в состоянии, когда он не может говорить. И для такого звонка туристу потребуются деньги на его балансе мобильного телефона.
«В call-центрах таких компаний, как ERV, работают, в том числе, и врачи. Задача специалистов центра – попытаться уточнить симптомы и проверить наличие полиса у звонящего. Далее специалист либо направит туриста в работающую в данный момент клинику, у которой есть договор со страховой компанией (вот здесь туристу понадобятся деньги на такси или общественный транспорт), либо посоветует ему немедленно вызвать скорую помощь по номеру 112», – объясняет Юлия Алчеева.
Поиск клиники может занять некоторое время – в отличие от России, в подавляющем большинстве стран мира частные клиники (с которыми у страховых компаний, в основном, и заключены договора об обслуживании туристов) не многопрофильные, не работают круглые сутки, поэтому найти нужного специалиста пациенту относительно недалеко от его отеля бывает непросто.
Поэтому специалист страховой компании, чтобы не тратить время и деньги туриста на ожидание, может записать информацию и перезвонить ему позже, когда клиника и врач будут найдены.
«Если во время ожидания звонка состояние ухудшается, следует перезвонить в страховую компанию и сообщить эту информацию, либо, в зависимости от степени ухудшения, не терять время и сразу вызывать скорую по 112», – советует исполнительный директор ERV.
«Ситуация сомнения» – самый сложный момент и для туриста, и для страховщика, так как она требует быстрого, но в то же время спокойного принятия решений.
«Следует всегда делать оценку своего состояния с поправкой на страну и возраст туриста. Например, повышение температуры в Турции может быть следствием обычной простуды или перегрева на солнце, а вот в Таиланде – уже признаком тропической лихорадки, которая требует немедленной госпитализации. Если для взрослого рвота – еще не повод паниковать, то для ребенка обезвоживание на жаре губительно и требует срочного обращения к врачам», – добавляет Юлия Алчеева.
3. «Амбулаторная» ситуация
Если ситуация оценена туристом как не требующая немедленного обращения к врачу (мелкие травмы без большой потери крови, некоторые заболевания ЖКТ, простуды и пр.), лучше всего обратиться в свою страховую компанию (телефон call-центра указан в полисе).
В ряде случаев специалисты страховой компании вызовут врача в отель (там, где это можно сделать, чаще всего такой сценарий возможен в Турции).
В других случаях – спокойно подберут туристу ближайшую клинику в округе, располагающую необходимым оборудованием и специалистами с удобным графиком работы. В этом случае туристу придется проехаться до нее на такси. Если сумма оказанных услуг превысит порог франшизы, то страховая по окончании отпуска компенсирует деньги на проезд (в случае ERV – и туда, и обратно в отель) – не забудьте только взять документы, подтверждающие поездку (чек, квитанцию и т.п.).
ПАМЯТКА ОТ ERV: ЧТО НАДО ЗАПОМНИТЬ ТУРИСТУ О МЕДПОМОЩИ ЗА РУБЕЖОМ
ВНИМАНИЕ:
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале «Академия АТОР».
Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.
КАСКО с франшизой
Это способ экономии на страховке каско, работающий очень просто: если наступит страховой случай, выбранный вами размер франшизы страховая компания вычитает из суммы выплаты. Получается, что если при страховом случае ущерб составит, например, 100 000 рублей, то страховая компания вычтет из этой суммы франшизу, а оставшуюся часть выплатит в качестве возмещения. Так, при франшизе 10 000 рублей, сумма выплаты по этому случаю составит 90 000 рублей.
Размер и преимущества франшизы.
Например, каско на Mitsubishi Outlander ASX (2015 года выпуска, стоимостью 1 030 620 рублей) с водителем в возрасте 36 лет и стажем вождения 7 лет стоит 77 386 рублей, а с максимальной франшизой на 56% дешевле — 34 298 руб.
Аккуратным водителям
По статистике, у 75% наших клиентов за год происходит не более одного страхового случая. Потому что большой опыт или просто аккуратное вождение сводят почти до минимума вероятность ДТП. Для таких водителей страховка каско нужна, скорее, на крайний случай. И если вы уверены в себе, то cтандартная франшиза («Безусловная») для вас – лучший вариант экономии на страховке.
Например, страховка каско на Nissan Juke (2014 года выпуска, стоимостью 780 800 рублей) с водителем в возрасте 38 лет и стажем 15 лет стоит 40 645 рублей, а с франшизой 20 000 – всего 22 391 рублей.
Уверенным водителям
Если вы хотите сэкономить на стоимости каско и уверены в своем опыте и навыках вождения, но не уверены в действиях других водителей, мы можем рекомендовать франшизу виновника. Эта франшиза действует только в случае, когда происшествие произошло по вашей вине или виновник не был установлен. Во остальных случаях франшиза не действует.
Например, если в ДТП окажется виновен второй участник, ваш автомобиль будет отремонтирован полностью и вам не нужно будет оплачивать сумму франшизы. А если автомобиль будет поврежден неизвестными лицами, например, во время стоянки, то ремонт будет выполнен также в полном объеме, но вам нужно будет оплатить сумму франшизы.
Неопытным водителям
Если вы пока не уверены в своем опыте и вам нужна страховка, но также есть желание сэкономить, то мы можем предложить вариант, когда ваш первый страховой случай мы возмещаем полностью, а второй и следующие – за вычетом франшизы. Франшиза «Со второго случая» обеспечит вам необходимую защиту и поможет сэкономить на страховке.
Как купить страховку с франшизой?
При расчете страховки просто выберите один из подходящих вам вариантов франшизы:
и определите приемлемый для вас размер от 10 000 до 75 000 рублей.
Обратите внимание! Нельзя купить страховку с франшизой на автомобиль, приобретаемый в кредит или по которому еще выплачивается кредит.
Что делать при страховом случае?
Страховка с франшизой ничем не отличается от обычной страховки. Поэтому вы просто обращаетесь к нам с заявлением о страховом случае. После принятия решения о возмещении ущерба, мы отремонтируем ваш автомобиль, а вы оплатите в нашу кассу или кассу технического центра сумму франшизы.
Практические аспекты применения франшизы в страховании
Анастасия АБРАЗОВСКАЯ, ведущий специалист
отдела сопровождения договоров страхования
финансовых рисков БРУПЭИС «Белэксимгарант»
В данной статье раскрывается понятие франшизы в страховании, виды франшиз, а также расчеты страхового возмещения с учетом применения франшиз на примере разных видов страхования.
Понятие «франшиза» широко распространено, при этом может иметь весьма разнообразные значения. В страховании данное понятие также используется, но законодательно не закреплено. Франшиза в страховании представляет собой часть убытка страхователя, которая не возмещается страховой организацией, т.е. риски ее получения несет сам страхователь. Другими словами, это доля собственного участия страхователя в покрытии возможных убытков. Франшиза может быть установлена в абсолютных или относительных величинах к страховой сумме, а также в процентах к величине возможного ущерба.
Франшиза в договоре страхования обеспечивает | |
Для страховщика: | Для страхователя: |
— право страховщика снизить размер страхового возмещения; — отсутствие заинтересованности страхователя в наступлении страхового случая; — активное содействие страхователя в работе по взысканию убытков с виновных лиц и обеспечению прав требования страховщика к ним | возможность «удешевления» страховки, т.е. уменьшение страхового взноса |
Из представленной в таблице информации следует, что франшиза в большинстве случаев выгодна страховщику, а страхователю необходимо обращать внимание на наличие условия о франшизе в договоре страхования.
Виды франшиз
Наиболее часто используемая в страховании классификация франшиз — условная и безусловная.
Условная франшиза предполагает установление размера ущерба, превышение которого влечет выплату страхового возмещения в полном объеме. То есть обязательства страховщика по договору страхования не возникают до тех пор, пока размер ущерба не превысит размера франшизы. При этом страховщик полностью компенсирует фактический размер ущерба независимо от того, в каком размере была установлена франшиза.
Франшиза в автостраховании: выгодно или есть подвох?
При оформлении полиса КАСКО в страховых компаниях автовладельцу иногда предлагают сэкономить и рассмотреть вариант страховки с франшизой. Многих это ставит в тупик. Как? Страховщики идут на уменьшение своей прибыли? Наверное, в чем-то подвох. Считали и разбирались вместе с экспертами.
Франшиза на подъеме
Франшиза — часть страховой суммы, которую автовладелец оплачивает при возможном ущербе за свой счет. Размер франшизы определяется при заключении договора со страховой компанией. Схема работает так: если убыток ниже размера франшизы, ремонт оплачивает автовладелец из личных средств. Если убыток выше, оставшуюся часть компенсирует страховщик.
Франшиза в автостраховании была законодательно определена 21 января 2014 года — при вступлении в силу поправок в ФЗ № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Хотя этот финансовый инструмент появился в стране давно.
Как разъясняет Александр Михайлов, старший вице-президент автофинансовой компании «Европлан»: «Франшиза появилась на рынке больше десяти лет назад, но широкое распространение получила в последние три года. Трудно было объяснить и продавцам, и клиентам выгоды страхования с франшизой, наладить взаимодействие со СТОА при урегулировании франшизных убытков. Но когда люди „распробовали“, популярность франшизы стала расти очень быстро».
Рост интереса к экономному КАСКО произошел в то время, когда Россию «накрыл» очередной финансовый кризис, и стоимость страховых полисов, увеличилась.
«Из-за падения курса рубля выросла стоимость запчастей, а вслед за этим и тарифы на страхование. Только с начала 2015 года полисы КАСКО подорожали, в среднем, на 10%-30%, в зависимости от марки и модели автомобиля, превратившись для многих в непозволительную роскошь. Как результат — продажи полисов рухнули более чем на 30%», — рассказывает начальник управления андеррайтинга автострахования АО «СОГАЗ» Юрий Стрекалов
Экономический кризис, «ударивший» по доходам, заставил автовладельцев пересмотреть отношение к КАСКО. Одни решили, на свой страх и риск, ограничиться полисами ОСАГО, другие же заинтересовались новым предложение страховых компаний. Изменили взгляд на страхование автомобилей и банки, предоставляющие автокредиты. По мнению Юрия Стрекалова «ранее они редко соглашались на страхование с франшизой. Ведь если автовладелец не сможет покрыть за свой счет даже небольшой ущерб автомобилю, это отразится на рыночной стоимости предмета залога». Ситуация изменилась, и «банки, потерявшие заметную часть прибыли от продаж полисов, тоже стали лояльнее относится к продуктам с франшизой».
Еще об одной причине, по которой страховые компании активно предлагают клиентам заключение договора КАСКО с франшизой, говорит Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование»: «Макроэкономическая ситуация изменила поведение людей. В условиях неопределенности они стремятся обновить автомобили за счет страховых компаний. В результате этого увеличилась частота заявлений о повреждениях».
Эксперимент: КАСКО с франшизой и без
Чтобы проверить выгоду франшизы, мы решили «застраховать» гипотетический подержанный седан, и позвонили в пару страховых компаний: «Ингосстрах» и «INTOUCH». Попросили сделать предварительный расчет стоимости полиса КАСКО — с франшизой и без нее. Результат: в компании «Ингосстрах» полная страховка стоит почти 49 тыс. руб. в первом случае и почти 37 тыс. руб. — во втором. Сумма франшины — 10 тыс. руб., оплачивать ее необходимо второго страхового случая. Первый раз компания починит повреждения на автомобиле полностью за свой счет.
В «INTOUCH» клиенту предлагается выбрать порог, выше которого компания оплачивает авторемонт за счет своих средств: 10, 20, 30 и 50 тыс. руб. Действует франшиза с первого обращения по страховому случаю. Стоимость полиса КАСКО в нашем случае составила: с франшизой- 25 тыс. руб., без нее — 48 тыс. руб.
Сэкономить на аккуратных
Выгода для клиента, на первый взгляд, налицо. Ведь разница в стоимости полиса, в разных страховых компаниях в нашем случае составила 12 и 13 тыс. руб. В чем же выгода для страховых?
Илья Афанасьев, управляющий партнер, юрист компании «Антистраховщик» уверен, что «самая главная причина, по которой страхователям предлагают франшизу, — снижение риска обращений к страховщику с малозначительными убытками, такими, как повреждения стекол, мелкие царапины на бамперах и потертости на кузовных элементах».
И это так: ведь владельцы полиса КАСКО (без франшизы) несколько раз в год могли обращаться в страховую компанию, чтобы, к примеру, покрасить бампер, на котором были потертости. А вот с более дешевым полисом КАСКО (с франшизой), автовладелец подумает-подумает и решит, что можно ездить и с поцарапанным бампером. Ведь стоимость его ремонта, скорее всего, ниже обозначенной в договоре суммы франшины. Отсюда вывод: страховая компания несет меньшие убытки на восстановление автомобиля своего клиента. А он, в свою очередь, старается ездить аккуратнее.
Кому выгодна франшиза
Оформлять полис КАСКО по сниженной стоимости, благодаря франшизе, выгодно опытным и аккуратным водителям, которые демонстрируют безаварийную езду. Александр Михайлов считает, что это решение подходит и «владельцам не новых машин, готовым, в случае чего, починить ее не у официального дилера. То есть людям, заявляющим, в среднем, менее одного страхового случая».
Кому невыгодна франшиза
Их много: неопытные водители, так называемые «подснежники» — те, кто садятся за руль исключительно в бесснежное время года, лихачи. Есть и еще одна категория автомобилистов, которым не стоит соглашаться на франшизу при автостраховании. Об этом говорит Александр Цыганов, заведующий кафедрой «Страховое дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор: «Есть интересный пример со страховой статистикой, которую проанализировали в отношении водителей-молодых мам. Оказалось, что для этих категорий водителей существенно растет убыточность из-за незначительных аварий, связанных с обращением внимания на ребенка, сидящего на заднем сидении, и отвлечением от дорожной ситуации».
Какую франшизу выбрать
Кроме безусловной франшизы существуют и другие виды: условная, франшиза со второго случая, льготная и временная.
Условная франшиза не «прижилась» среди российских автостраховщиков.
Разъясняет Александр Михайлов: «Условная франшиза в автостраховании — утопия. Рассмотрим жизненную ситуацию: у клиента автомобиль с условной франшизой 15 тыс. руб., т. е. при наступлении страхового случая с убытком меньше 15 тыс. платит клиент, если больше — страховая компания, причем всю сумму. Например, клиент поцарапал бампер, покраска которого стоит 10 тыс. руб. Каковы его действия? Идеально честный клиент сам оплатит ремонт. Неблагонадежный клиент, скорее всего, намеренно добавит немного повреждений (например, дополнительно задев забор), чтобы бампер пришлось менять полностью. Для мошенника это прямая экономия 10 тыс. руб., для страховой компании — убыток примерно на 50 тыс. руб. Если же в любом случае вычитать 15 тыс. руб. из каждого страхового случая при безусловной франшизе, такого соблазна у клиента не возникнет».
Франшиза со второго случая, она и предлагалась нам во время звонка в компанию «Ингосстрах», предполагает, что ущерб при первом страховом случае полностью возмещает страховщик, а франшиза начинает действовать со второго случая и далее.
Льготная франшиза в автостраховании устанавливается только в том случае, если автовладелец является виновником ДТП. Если авария произошла по вине другого водителя, страховая компания полностью возмещает ему ущерб.
Временная франшиза основана на том, что страховая компания возмещает ущерб только в определенное время — к примеру, в будни. Если страховой случай произошел в выходной день, клиент самостоятельно оплачивает ремонт автомобиля.
На деле страховые компании в основном предлагают безусловную франшизу, иногда продавая франшизу со второго случая.
Илья Афанасьев объясняет это так: «Безусловная франшиза гораздо выгоднее страховщику, чем клиенту. Прикрываются страховщики тем, что франшиза дает страхователю скидку при покупке полиса».
Будет ли расти франшиза
Минувший год наглядно показал, как на фоне нестабильной экономической ситуации быстро подскочила стоимость страхования автомобиля. И тут же автовладельцам стали предлагать «спасительный круг» — франшизу, как способ удешевления полиса КАСКО. Так ли будет всегда? Или ее стоимость тоже вырастет? Это разъясняет Александр Цыганов: «Франшиза обычно формируется в процентах от стоимости полиса. И если цена на него будет расти, будет расти и франшиза — это в абсолютных цифрах. Если франшиза условно привязывается к стоимости ремонта, как цена покраски 1-2-3 простых деталей, то ее размер объективно будет расти с ней».
Воспользоваться франшизой при автостраховании или нет — вопрос непростой. Разумеется, основным фактором при принятии положительного решения будет стоимость полиса КАСКО. Но если она окажется подходящей, не спешите сразу страховать машину — почитайте отзывы о страховой компании. А вдруг она просто продает полисы и вовсе не горит желанием возмещать вам ущерб? И чтобы добиться возмещения, придется не раз спорить и отстаивать свои права. И, конечно же, честно признайтесь себе, насколько вы аккуратный водитель. Есть ли доступ к управлению у членов семьи? Будут ли они внимательны за рулем? Если положительных ответов больше, чем отрицательных, тогда с франшизой вы сможете сэкономить на полисе КАСКО. Безаварийной вам езды/