Что такое фонд нко
Что такое фонд нко
П. 1 ст. 7 не распространяется на учредителей Московского фонда реновации жилой застройки в части привлечения к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве.
1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
2. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.
Уставом фонда, имеющего статус международного фонда, может быть предусмотрено создание иных органов фонда. Наличие попечительского совета международного фонда не является обязательным.
(абзац введен Федеральным законом от 26.11.2019 N 378-ФЗ)
4. Особенности создания, регистрации, деятельности, структуры органов управления, порядка управления имуществом фондов отдельных видов, особенности управления ими, а также особенности осуществления учредителями своих прав в отношении таких фондов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 26.11.2019 N 378-ФЗ)
Особенности правового статуса некоммерческих фондов
Законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ«О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, порядок создания и деятельности фондов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и другими специальными законами.
Следует отметить, что после вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве учредителя некоммерческого фонда могут также выступать представительные органы муниципальных образований. Однако, законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.
Если классифицировать фонды по целям, с которыми они создаются, безусловно, наиболее многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды).Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Источники формирования имущества благотворительных фондов также определены в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», однако они отличаются от источников формирования имущества, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и действие Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены ограничения в распоряжении имуществом, в частности, благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, не может участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами и др.
Также имеют место некоторые особенности в отношении деятельности высшего органа благотворительного фонда. Так, высший орган управления благотворительного фонда должен быть в обязательном порядке коллегиальным. При этом члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).
Кроме того, члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.
К некоммерческим фондам вполне можно отнести и негосударственные пенсионные фонды. Особое правовое положение негосударственного пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения. По своему статусу НПФ отвечает всем признакам некоммерческой организации в форме фонда: является некоммерческой организацией, не имеет членства, целевая направленность деятельности, ограничены права учредителей на имущество фонда, полная имущественная ответственность негосударственного пенсионного фонда и разграничение ответственности фонда и учредителей. Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является разновидностью фонда как некоммерческой организации с особыми целями.
Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонд вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций.
В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.
Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Учредительным документом фонда является устав. Устав фонда помимо основных сведений, указанных в пункте 3 статьи 14 Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.
Фонд как некоммерческая организация имеет отличия в налоговом режиме от других налогоплательщиков.
Для некоммерческих организаций существует список необлагаемых доходов, указанный в статье 251 НК РФ. Обязательным условием для льготирования по налогу на прибыль средств целевого финансирования и целевых отступлений является раздельный учет. НК РФ требует организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), а также раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ).
Следует отметить, что порядок ликвидации фонда (в том числе общественного фонда) имеет значительное отличие в сравнении с другими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом законодательством установлен перечень оснований, по которым может быть ликвидирован фонд, а именно:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Наиболее часто встречающимся основанием для ликвидации фонда является недостаточность имущества для осуществления его целей, другими словами, фонду не удалось привлечь необходимые для достижения своих целей средства.
Так, в 1 полугодии 2012 года Управление Министерства юстиции по Владимирской области (далее – Управление) было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в 3 делах по исковым заявлениям о ликвидации фонда в связи с тем, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.
По состоянию на 29.08.2012 общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов составляет 112, из которых 43 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляет 20, из которых 9 являются благотворительными фондами. Для сравнения: общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов по состоянию на 29.08.2011 составляло 101, из которых 37 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляло 19, из которых 9 являются благотворительными фондами.
Необходимо выделить также обязанность фондов представлять ежегодную информацию в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе в Управление.
Если учредителями (участниками, членами) фонда не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также фонд не имел в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств такого фонда в течение года составили до трех миллионов рублей, то пунктами 3.1 и 3.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определена обязанность представлять в Управление заявление, подтверждающее соответствие фонда указанному пункту и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, а также ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Общественные фонды представляют информацию в Управление согласно требованиям абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» по форме ОН0003, утвержденной Приказом, в аналогичные с некоммерческими фондами сроки. Кроме того, общественные фонды ежегодно информируют Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного фонда в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Если в соответствии с учредительными документами фонд осуществляет благотворительную деятельность, тогда соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.09.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», фонд обязан представлять отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
— финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительного фонда;
— персональном составе высшего органа управления благотворительным фондом;
— составе и содержании благотворительных программ благотворительного фонда (перечень и описание указанных программ);
— содержании и результатах деятельности благотворительного фонда;
— нарушениях требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Отчет представляется в Управление в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности (в течение 90 дней по окончании года, следующего за отчетным), представляемый в налоговые органы.
Еще одна ежегодная обязанность фондов установлена абзацем 2 пункта 2 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Некоммерческой организацией является юридическое лицо основной целью, которого не может быть извлечение прибыли в интересах бенефициаров (учредителей). Некоммерческие организации создаются для достижения социально-ориентированных целей. В России исключением являются общественные организации без образования юридического лица. Некоммерческие организации могут заниматься деятельностью, приносящей доход, но только с целью финансирования своих социально-ориентированных целей.
Это в двух словах. На самом деле, вопросов, связанных только с определением, что такое НКО, очень много. Эта статья ответит на 100 главных вопросов о некоммерческих организациях. Ответы будут короткие и максимально понятные. Следите за ссылками в ответах, они будут вести на статьи с максимально развернутыми ответами, которых более 200.
Эти и все остальные ответы писали практикующие юристы, бухгалтера, фандрайзеры(люди отвечающие за сбор средств), эксперты и аудиторы нашей Общероссийской общественной организации по содействию в создании и развитии НКО «ПАРТНЕР». Отвечаем не как где-то записано, а как есть на практике!
Для удобства перед Вами главные разделы. Можете сделать закладку и использовать эту статью как оглавление нашего сайта.
Некоммерческие организации и чем они являются
Некоммерческие организации создаются в социальных целях, основные направления следующие:
Образование, культура, спорт, благотворительность, защита прав граждан, медицина, наука, искусство, здоровый образ жизни, экология и защита животных, и.т.д.
Такие организации еще называются Социально-ориентированные некоммерческие организации, они поддерживаются государством, имеют определенные льготы, могут получать гранты и пожертвования.
Учредить НКО могут физические и юридические лица. Учредители некоммерческой организации не являются собственниками организации или его имущества. Исключением являются только Частные учреждения. Они не отвечают за обязательства НКО, а в 2021г. НКО основанные на членстве не имеют учредителей в ЕГРЮЛ.
Некоммерческая организация может быть создана одним или несколькими, физическими или юридическими лицами. Зависит от формы НКО.
Некоммерческая организация может принимать взносы и пожертвования, на них реализовывать некоммерческие программы и проекты. Также заниматься деятельностью приносящей доход в рамах своих уставных направлений, например, оказывать образовательные, спортивные или культурные услуги.
Возможна прибыль в НКО, она облагается налогами, а потом направляется на финансирование некоммерческого проекта организации.
Некоммерческие организации сильно отличаются от коммерческих. Местом регистрации, структурой органов управления, полномочиями руководителя, отчетностью перед госорганами, налогами, ответственностью и способом ликвидации. Это совсем другой вид юридического лица, в котором нет дивидендов.
Суть некоммерческой организации
Некоммерческая организация создается, развивается и двигается вперед для достижения определенной социальной цели. Она никому не принадлежит. Всё имущество НКО используется для достижения этих целей. Оно может быть реализовано, но денежные средства также направляются на уставные цели.
Для реализации своих целей и задач некоммерческая организация может выплачивать зарплату сотрудникам, производить закупки товаров и услуг, привлекать волонтеров.
В большинстве своем некоммерческие организации создают неравнодушные люди, которые стремятся решить социальные проблемы, улучшить среду, в которой мы живем или помочь другим людям. Вторая причина, в некоторые области образования, спорта, социальных проектов, гос. финансирования допускаются только некоммерческие организации.
В Некоммерческой организации можно зарабатывать и получать справедливую оплату своего труда, но это должно быть косвенным следствием и необходимой составляющей некоммерческой деятельности. Это в равной степени касается и руководителя НКО.
Управляют некоммерческой организацией руководитель и органы управления. Основные решения принимают органы управления некоммерческой организации. Текущая деятельность и реализация решений лежит на руководителе НКО. Бывает, что единоличный орган управления и руководитель это одно лицо, тогда он является «бессменным управляющим». Это возможно в АНО и Фонде. На практике руководитель обладает большими полномочиями и возможностями.
Некоммерческую организацию нельзя оставить в наследство, но можно ввести наследников в состав органов управления. В случае смети руководителя, наследники смогут выбрать нового руководителя и продолжить деятельность.
Некоммерческая организация действует в регионе своей регистрации. Регион регистрации определяет юридический адрес НКО. В зависимости от формы, некоммерческие организации могут зарегистрировать филиалы или открыть отделения без регистрации.
Формы некоммерческих организаций
НКО это целое семейство из множества форм организаций. Форм некоммерческих организаций существуют много. Создать организацию в форме НКО нельзя!
Бывают основанные на членстве и не основанные на членстве некоммерческие организации. Это важно!
Основанные на членстве объединения могут менять состав членства внутренним голосованием без внесения изменений в уставные документы. Члены таких организаций принимают решение об избрании руководителя и прочих главных вопросах. Внешнему наблюдателю сложно понять состав и численность принимающего решения членства. У этого есть как плюсы, так и минусы. В таких организациях членов может быть очень много.
В организациях, основанных не на членстве количество голосующих может быть совсем не большим или же все может решать вообще один человек. Их смена происходит через внесение изменений в уставные документы, учредители могут иметь статус и отражаться в ЕГРЮЛ.
Опишу только основные формы некоммерческих организаций, которые регистрируются в Минюсте. Начну с самых популярных и опишу чем они занимаются.
Виды некоммерческих организаций по направлениям деятельности
Основные некоммерческие организации:
Единственная форма, которая может принимать обезличенные средства в реальную или онлайн коробку (благотворительный ящик). Так же, обязана проходить аудит при обороте более 2млн в год.
Другие формы НКО могут принимать благотворительные взносы и пожертвования, но с корректными основаниями и идентификацией плательщика. В противном случае поступления будут признаны налогооблагаемой выручкой.
Только в форме общественной организации создаются движения и спортивные федерации.
Единственная форма, которая может быть создана без регистрации юридического лица. У нее очень много ограничений и она замкнута только на себя, но тем не менее.
Членство в общественной организации меняется внутренним голосованием, которое выбирает себе лидера в лице руководителя НКО. Законодательно сильно защищена от внешнего давления. Такие организации редко обладаю крупным имуществом и активами. Предрасположена к направлению по защите законных интересов и прав граждан, например по защите прав потребителей, дольщиков, незащищенных слоев населения и т.д.
Саморегулируемая организация (СРО) создается только в форме Ассоциации (Союза).
Льготы и субсидии некоммерческим организациям
Что могут некоммерческие организации
Порядок организации НКО
Отчетность некоммерческих организаций (Кто контролирует некоммерческие организации)
Регистрация фонда
Фонд — достаточно распространенная форма некоммерческих организаций. В России успешно ведет деятельность множество благотворительных фондов, а также фондов, созданных для оказания содействия определенным видам деятельности, общественным сферам жизни или социальным группам населения (например, фонды поддержки развития науки, образования, культуры, спорта и др.). Количество зарегистрированных частных фондов в последние годы увеличивается.
Особенности фонда как некоммерческой организации
Фонд — это унитарная некоммерческая организация, т.е. организация, не имеющая членства. Фонд может быть учрежден гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Таким образом, фонд можно рассматривать в качестве своеобразного «объединения имущества», а не «объединения лиц».
Деятельность фонда должна быть направлена на общественно полезные цели, заявленные в уставе: благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные цели. Например, наиболее популярны с точки зрения целей их создания:
Особенностью фонда, кроме отсутствия членства и специфических целей создания и деятельности, также является его имущественная обособленность. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют имущественных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд вправе использовать имущество лишь для целей, определенных в его уставе. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями.
Как правило, вначале фонд создается на средства учредителей, а в дальнейшем привлекает другие финансовые ресурсы, например, пожертвования, поступления от проводимых мероприятий, доходы от предпринимательской деятельности и прочее.
При этом, фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, но только той, которая необходима для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан отраженных в его уставе, и которая соответствует этим целям (социальным, благотворительным, культурным, образовательным и иным). При этом, однако, следует иметь в виду, что фонд, как и любая некоммерческая организация, не вправе заниматься профессиональной предпринимательской деятельностью, требующей получения разрешения или лицензии государственного органа (например, осуществлять банковские и (или) финансовые операции, строительную, медицинскую деятельность и т.д.). Для осуществления такой деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонд не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную и финансовую помощь.
Распоряжаться своим имуществом фонд может самостоятельно, через органы управления. Например, он вправе выделять гранты (целевые средства) другим общественным или благотворительным организациям для поддержки благотворительных проектов, учреждать различные стипендии и премии.
При этом фонд обязан ежегодно в открытом доступе публиковать отчёты об использовании своего имущества (отчёты о поступлениях и тратах фонда).
Особенности управления фондом
Создание фонда осуществляется в результате его учреждения по решению учредителей. Фонд может быть создан и единственным учредителем. Однако, функции учредителей ограничиваются процедурой создания юридического лица, далее они не участвуют в управлении его деятельностью. Управление фондом осуществляется органами управления, предусмотренными его уставом, при этом фонд свободен в выборе своих органов управления.
Например, высшим органом управления может быть Правление фонда, определяющее основные направления его работы. Текущее руководство деятельностью фонда может осуществлять единоличный исполнительный орган – Президент или Директор, или коллегиальный орган – Дирекция и т.п. Для управления определенными видами деятельности фонда могут быть созданы специальные комитеты, советы и т.д. (например, Совет по использованию целевого капитала, который определяет цели и порядок использования дохода от целевого капитала, сформированного за счет добровольных пожертвований).
Кроме того, фонд обязан иметь внешний надзорный орган — попечительский совет фонда, в функции которого входит надзор за деятельностью фонда и его должностных лиц: надзор за принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, контроль за использованием средств фонда, за соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда ведет свою деятельность на общественных началах, а порядок его формирования и деятельности определяется уставом.
Общие положения о регистрации некоммерческих организаций, а также полный перечень услуг по регистрации НКО смотрите на странице «Регистрация некоммерческих организаций».