Что такое физическое развитие определение

Научная электронная библиотека

Что такое физическое развитие определение. file 5792fa3edf8fb. Что такое физическое развитие определение фото. Что такое физическое развитие определение-file 5792fa3edf8fb. картинка Что такое физическое развитие определение. картинка file 5792fa3edf8fb. Сетко Н. П., Сетко А. Г., Булычева Е В., Бейлина Е Б., Сетко И. М.,

Сетко Н. П., Сетко А. Г., Булычева Е В., Бейлина Е Б., Сетко И. М.,

2.1. Оценка физического развития

Физическое развитие, обусловленное ростовыми и дифференцировочными процессами, является критерием оценки состояния здоровья растущего организма, поэтому отклонение от физиологической траектории развития основных показателей физического развития может служить признаком неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды (Сетко Н.П., Булычева Е.В., 2008). Многочисленными исследователями доказан научный факт тесной взаимосвязи между физическим развитием и критическими факторами среды обитания, при условии их постоянного, комплексного и интенсивного воздействия, что характерно для образовательной среды (Анторопова М.В. с соавт., 1999; Ковалева Г.А., Лукьянов А.В., 2001; Максимова Т.М., Белов В.Б., Лукшина Н.П., 2004; Кучма В.Р., 2005; Денисов А.П., Спинов В.И., Стороженко А.Е., 2008). Уровень и гармоничность физического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организме и его функциональное состояние. В связи с этим, антропометрические данные могут быть использованы в качестве индикаторов оценки здоровья и диагностических критериев при распознавании различных отклонений.

В настоящее время под физическим развитием рассматривается комплекс морфофункциональных особенностей организма, характеризующий определенный этап биологического развития (Кучма В.Р., 2003).

Основными показателями физического развития являются соматометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки, ширина плеч, таза, бедер, окружность головы), соматоскопические (жироотложение степень развития подкожно-жировой клетчатки, распределение; степень развития мускулатуры, половое развитие) и физиометрические (жизненная емкость легких, артериальное давление, мышечная сила рук).

При измерении показателей физического развития необходимо соблюдать следующие правила:

1. Измерения должны проводиться на обнаженных детях в утренние часы в комфортных условиях.

2. Для измерения должны использоваться только общепринятый инструментарий с высокой точностью измерения.

3. Необходимо соблюдать основные правила техники измерения.

На протяжении всей истории оценки физического развития специалистами проводилось отдельное измерение всех показателей, на основании чего центильным методом «вручную» давалось заключение об уровне развития и степени гармоничности физического развития. Для того чтобы правильно пользоваться центильными таблицами, необходимо определить точный возраст ребенка и отнести его к соответствующей возрастной группе. Существенно облегчает данную задачу предложенная А.А. Барановым и Л.А. Щеплягиной (2006) специальная таблица для установления календарного возраста (табл. 1).

Определение календарного возраста на момент обследования

При ее использовании из года обследования нужно вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или к нему прибавить число месяцев, указанное на пересечении горизонтальной (месяц рождения) и вертикальной (месяц обследования) строк.

Пример: Ребенок родился 12.05.2000 г., обследование проводилось 17.02.2008 г. Вычитая год его рождения из года обследования, получаем 8 лет. На пересечении горизонтальной (V) и вертикальной (II) строк таблицы находим цифру «–3», значит, до 8 лет недостает 3 месяцев (12 – 3 = 11) – возраст ребенка на момент обследования 7 лет 11 месяцев.

После определения точного возраста детей и подростков проводят возрастную группировку (табл. 2).

10 лет 5 мес. 29 дн.

11 лет 5 мес. 29 дн.

12 лет 5 мес. 29 дн.

13 лет 5 мес. 29 дн.

14 лет 5 мес. 29 дн.

15 лет 5 мес. 29 дн.

16 лет 5 мес. 29 дн.

17 лет 5 мес. 29 дн.

Сущность центильного метода заключается в распределении показателей физического развития, функционального состояния основных систем организма по так называемым центильным коридорам. Все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда, который охватывает весь диапазон колебаний признака. Указанный ряд делят на 100 интервалов, попадание в которые имеют равные вероятности, размеры таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли, или процента (центиля), детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до
75-го центиля. В полной форме центильная шкала представлена семью фиксированными центилями: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах. Между фиксированными центильными вероятностями (табл. 3) образуются 8 промежутков, которые получили названия центильных интервалов (коридоров).

Центильная вероятность (центили)

Выделяют семь неодинаковых по величине центильных интервалов (коридоров).

«Коридор» 1 очень низких величин встречается у здоровых детей редко, лишь в 3 % случаев. Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и по показаниям обследование.

«Коридор» 2 (3–10-й центиль) – интервал низких величин, встречается у 7 % здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья.

«Коридор» 3 (10–25-й центиль) – интервал величин ниже среднего, свойственных для 15 % детей и подростков.

«Коридор» 4 (25–75-й центиль) – интервал средних величин, свойственных 50 % здоровых детей.

«Коридор» 5 (75–90-й центиль) – интервал величин выше среднего, свойственных 15 % детей.

«Коридор» 6 (90–97-й центиль) – интервал высоких величин, встречается у 7 % здоровых детей.

«Коридор» 7 (от 97-го центиля) – интервал очень высоких величин, свойственных не более 3 % детей и подростков.

Гармоничность физического развития определяется на основании разности между коридорами показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки. Если разность номеров коридоров не превышает 1 единицы, то физическое развитие считается гармоничным; 2 единицы – дисгармоничным; 3 единицы – резко дисгармоничным.

Гармоничное физическое развитие в зависимости от оценки показателей подразделяется на следующие уровни: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое, очень низкое.

При дисгармоничности физического развития необходимо установить за счет какого показателя. Так, если значения массы тела находится в четвертом коридоре, а рост в седьмом, то дисгармоничность обусловлена очень высоким ростом; если рост находиться в 5 коридоре, а масса тела в 7, то дисгармоничность обусловлена очень высокой массой тела.

Дети с дисгармоничным физическим развитием относятся к группе риска и должны быть обследованы педиатром для выяснения и коррекции причин отклонений. Дети с резко дисгармоничным физическим развитием нуждаются в консультации эндокринолога.

Безусловно, в условиях массовых скриннинговых профилактических осмотров метод приобретает особую трудоёмкость в хронологическом плане и риска ошибок вследствие человеческого фактора. В связи с этим, в настоящее время появились ряд аппаратно-программных комплексов, позволяющих на основании показателей физического развития, измеренных приборами, входящих в комплекс, автоматически дать заключение о степени развития и гармоничности физического развития.

Источник

Физическое развитие

Что такое физическое развитие определение. 220px. Что такое физическое развитие определение фото. Что такое физическое развитие определение-220px. картинка Что такое физическое развитие определение. картинка 220px. Сетко Н. П., Сетко А. Г., Булычева Е В., Бейлина Е Б., Сетко И. М.,

Что такое физическое развитие определение. magnify clip. Что такое физическое развитие определение фото. Что такое физическое развитие определение-magnify clip. картинка Что такое физическое развитие определение. картинка magnify clip. Сетко Н. П., Сетко А. Г., Булычева Е В., Бейлина Е Б., Сетко И. М.,

Содержание

Общие сведения

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции.

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Основные параметры

Физическая подготовленность и физическая готовность

Так как понятия «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность — это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью.

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели.

Физическая работоспособность

Работоспособность человека — умение человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью.

Источник

Физическое развитие

Смотреть что такое «Физическое развитие» в других словарях:

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — человека, совокупность морфол. и функциональных показателей организма, определяющих запас его физич. сил, выносливость и дееспособность. Ф. р. растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биол. возраст) и… … Демографический энциклопедический словарь

Физическое развитие — Оценка физического развития в армии США: измерение роста и взвешивание. Физическое развитие динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и … Википедия

Физическое развитие — I Физическое развитие совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Каждому возрастному периоду индивидуального развития соответствует определенная степень Ф … Медицинская энциклопедия

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — процесс роста организма, наращивание ловкости и силы, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности. В него входит также и специальное физическое развитие, направленное на выполнение особых видов… … Профессиональное образование. Словарь

физическое развитие — fizinis ugdymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinių ypatybių, gebėjimų, reikalingų sudėtingai žmogaus veiklai, ugdymas fiziniais pratimais. atitikmenys: angl. physical education; physical training vok. Körpererziehung, f; … Sporto terminų žodynas

физическое развитие — fizinis išsivystymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kompleksas morfologinių ir fiziologinių savybių, tam tikru mastu apibūdinančių organizmo fizinio ir lytinio subrendimo būklę, fizinį pajėgumą ir harmoningumą. Fizinį… … Sporto terminų žodynas

физическое развитие — fizinis išsivystymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Vystymosi rezultatas – morfologinių požymių (visuotinių kūno dydžių, kūno dalių proporcijų, konstitucijos) ir fiziologinių savybių visuma tam tikru gyvenimo momentu (metu) … Sporto terminų žodynas

физическое развитие — fizinis vystymasis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus organizmo morfologinių ir funkcinių savybių dėsningas kiekybinis ir kokybinis kitimas, vykstantis visą gyvenimą dėl natūralaus augimo, fizinio aktyvumo, gyvenimo… … Sporto terminų žodynas

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — 1) закономерный процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физических качеств и физических способностей, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни; 2) в узком значении физическое состояние человека,… … Психомоторика: cловарь-справочник

физическое развитие — 1) процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития; 2) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и… … Большой медицинский словарь

Источник

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Физическое развитие — совокупность морфологических и функциональных признаков организма, позволяющих определить запас его физических сил, выносливость и работоспособность.

Физическое развитие является одним из показателей состояния здоровья населения (см.). Физическое развитие человека характеризуется весом и формой тела, состоянием нервной регуляции и утомляемостью. Размеры тела как конечный результат процесса роста (см.) тесно связаны со всем комплексом функциональных свойств: основным обменом (см.) и отдельными видами метаболизма (см. Обмен веществ и энергии), гормональными и нейротрофическими регуляторами (см. Гормональная регуляция, Трофика) и др. Вследствие этого морфологический тип имеет основное значение в характеристике Физического развития человека, а физиологические тесты характеризуют отдельные свойства организма. При высокой и положительной связи структурных и функциональных показателей организма морфол. характеристика позволяет дать непосредственную оценку запаса физических сил. Для определения морфологического (структурного) типа используют показатели основных размеров тела. Ф. р. детей и подростков отражает закономерность роста и развития, процесс созревания организма, а также его морфофункциональное состояние в каждом возрастном периоде. Ф. р. человека в онто- и филогенезе зависит как от биол. факторов (наследственность, изменчивость), так и от сложного комплекса социальных, экономических, гигиенических, климатогеографических и других условий окружающей среды (см.). Под влиянием неблагоприятных факторов оно снижается, улучшение условий способствует повышению уровня Ф. р. Зависимость Ф. р. от социальных факторов была установлена рядом отечественных и зарубежных ученых. В конце 19 века Ф. Ф. Эрисман, изучавший физическое развитие рабочих-текстилыциков разных профессий Глуховской мануфактуры и их детей, установил, что физическое развитие рабочих, и особенно их детей, в значительной степени зависит от социально-бытовых условий — чем хуже условия жизни, тем более низкими были показатели Ф. р. В Англии, по данным Дейли (W. A. Daley, 1944), дети рабочих имели меньшие вес тела и рост, чем дети из зажиточных семей. Рабочая молодежь Парижа имела более низкие показатели Ф. р., чем молодежь богатых районов.

В СССР в период Великой Отечественной войны с ухудшением условий быта и питания отмечалось снижение уровня Физического развития населения, особенно детей в прифронтовых районах и на временно оккупированных территориях. Специальные меры Советского государства по ликвидации санитарных последствий войны (см.) способствовали быстрому восстановлению уровня Ф. р. детского населения. Уже в 1946 г. выявились положительные сдвиги в показателях Ф. р. детей, а к началу 50-х гг. почти во всех возрастных группах детского населения было отмечено их соответствие показателям довоенного периода. К середине 50-х гг. почти повсеместно Ф. р. детей превзошло данные предвоенных лет и продолжало улучшаться. В последние 30 лет в СССР и других социалистических странах отмечается благоприятная динамика Ф. р. детей, этому способствует дальнейшее повышение жизненного уровня населения, рациональное питание (см.), благоприятные условия для воспитания и обучения подрастающего поколения, широкое развитие физической культуры и спорта (см.). Улучшение показателей Ф. р. детей всех возрастов происходит не только за счет благоприятной динамики процессов роста организма, но и за счет ускорения его развития (см. Акцелерация).

Взаимосвязь Ф. р. и состояния здоровья особенно проявляется в растущем организме. Наличие хрон. заболеваний отрицательно влияет на уровень Ф. р. детей, нарушаются сроки возрастного развития, отмечается дисгармоничность морфофункционального статуса.

При изучении Физического развития применяется унифицированная методика антропометрических исследований (см. Антропометрия). Из всего многообразия морфологических и функциональных признаков чаще всего определяются: длина тела (рост), вес тела (см.), окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (см.), мышечная сила рук, становая сила (см. Мышечная работа); оцениваются особенности телосложения, состояние опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника, грудной клетки, ног, осанка; определяются степень жироотложения и развития вторичных половых признаков. Программа исследования Ф. р. может меняться в зависимости от обследуемых контингентов и целей исследований. Индивидуальная оценка Ф. р. проводится путем сопоставления показателей отдельных признаков со стандартами или типовыми средними величинами. Для получения средних показателей Ф. р. проводится обследование больших групп практически здоровых людей в относительно короткий срок (генерализирующий метод). Результаты измерений обрабатываются методами вариационной статистики (см. Статистика санитарная). Полученные средние показатели являются стандартами Ф. р. соответствующих групп населения. Общепринятых стандартов Ф. р. не существует. Для каждой возрастно-половой группы населения данной территории рассчитываются шкалы регрессии Ф. р. (см. Корреляционный анализ), по к-рым проводится индивидуальная и групповая оценка Ф. р. населения.

Особую ценность представляет разработка так наз. зональных стандартов Ф. р. населения однотипных территорий, сходных по географическим, экономическим и экологическим условиям.

При изучении Ф. р. детей и подростков применяют также индивидуализирующий (продольный) метод, т. е. метод динамического наблюдения в течение ряда лет. Этот метод позволяет выявить особенности роста и развития каждого индивидуума, связанные с конкретными условиями жизни (характером питания, режима, перенесенными заболеваниями и др.). Стандарты Ф. р. и разработанные на их основе специальные оценочные таблицы (таблицы корреляции или шкалы регрессии по длине тела) широко используют в практике медицинских учреждений (особенно детских) для индивидуальной оценки Ф. р.

Для оценки Физического развития индивидуума раньше использовался метод индексов, основанный на сопоставлении двух и более антропометрических величин, исходя из существующих между ними связей. В последующем получил распространение метод оценки по величине сигмальных отклонений: антропометрические показатели Ф. р. индивидуума сравниваются со средними показателями возрастно-половой группы, полученную разницу делят на среднее квадратическое отклонение (сигму), по величине полученного результата судят о степени приближения данного признака к среднему (стандартному). Недостаток этого метода заключается в изолированной оценке каждого показателя физического развития, вне корреляционной связи с другими, поэтому предпочтительнее пользоваться шкалами регрессии. Однако их применение нежелательно при оценке Ф. р. лиц, с непропорциональным телосложением.

На основе шкал регрессии и стандартов физического развития разрабатываются графические сетки, диаграммы роста, график каналов и уровней Ф. р. Они наглядны и относительно удобны в работе. Более современным методом оценки Ф. р. является использование нелинейной регрессивной модели для оценки одновременно трех показателей основных размеров тела (вес, рост, окружность грудной клетки) — метод множественной корреляции или многомерный корреляционный анализ (см.). В последние годы предложен комплексный метод оценки Физического развития, позволяющий определять биологический уровень развития и гармоничность морфофункционального статуса организма человека.

Библиогр.: Апанасенко Г. Л. Оценка физического развития, Гиг. и сан., № 12, с. 51, 1988; Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека, М., 1962, библиогр.; Куркин П. И., Статистика физического развития рабочего населения, М., 1925; Максимова Т. М. и др. Некоторые вопросы изучения статистического распределения основных признаков физического развития населения, Сов. здравоохр., № 4, с. 31, 1981; Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР, сост. А. Б. Ставицкая и др., в. 3, М., 1977; Физическое развитие современных школьников, под ред. Г. П. Сальниковой, М., 1977, библиогр.; Цейтлин А. Г. Физическое развитие детей и подростков, М., 1963.

Источник

Физическое развитие

Физическое развитие [ править | править код ]

Для понимания сути физической культуры, механизмов ее функционирования и предназначения в жизни общества немаловажное значение имеет понятие физического развития, которое представляет собой биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Организм беспрерывно совершает возрастную эволюцию. Каждому отрезку жизненного пути свойственны свои показатели физического развития. При этом они могут отражать как прогрессивные, поступательные изменения, так и регрессивные, приводящие к старению и деградации тканей и функций организма.

Детский и юношеский возраст характеризуется большой активностью обмена веществ, энергией роста и поступательным развитием всех органов и систем. Но уже с первых дней жизни возникают и прямо противоположные процессы. Накапливаясь многие годы, эти вначале мелкие количественные изменения постепенно приводят к качественно новой физиологической стадии развития организма — к старости.

Показатели физического развития имеют очень большое значение для оценки качества жизни того или иного общества. Уровень физического развития наряду с такими показателями, как рождаемость, заболеваемость, смертность, является одним из основных показателей социального здоровья общества.

Физическое развитие обусловлено множеством факторов как биологического, так и социального характера. В зависимости от всей совокупности этих факторов и условий физическое развитие может быть всесторонним, гармоничным или односторонним, ограниченным и дисгармоничным.

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс в целях управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения.

Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *