что такое боробудур на острове ява
Чудеса Явы: Невероятный Боробудур
Весь рассказ о нашей поездке в Индонезию:
После нескольких дней на Бали мы летим на остров Яву, в город Джокьякарту (Jogyakarta), рядом с которым находятся два всемирно-известных храма: Боробудур и Прамбанан (оба — в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО). Да и сама Джокьякарта при ближайшем рассмотрении оказалась любопытным местом для посещения.
Перебраться с Бали на Яву оказалось совсем несложно: расстояние между этими островами совсем небольшое, из Денпасара (Бали) в Джокьякарту летают несколько самолетов в день (см. карту 1).
Буддистский храм Боробудур — это один из трёх «великих» храмов Юго-Восточной Азии, наряду с Баганом в Бирме и Ангкор Ватом в Камбодже. При этом из всех них он самый древний.
История возникновения Боробудура теряется в глубине веков, но даже сейчас, со всеми нашими современными технологиями он производит ошеломляющее впечатление. Что же могли чувствовать, глядя на него, люди в 8-9-м веках, когда он был построен (рис. 1)? И какой величины усилия потребовались от этих людей, чтобы переместить 60 тысяч кубических метров камня и 2 миллиона каменных блоков для строительства храма и украсить его тысячами орнаментов и барельефов, а также сотнями статуй Будды? Зачем были затрачены такие гигантские усилия, если храм был оставлен людьми лишь через несколько десятков лет после завершения строительства? Возможно, когда-нибудь историки найдут на это ответы. Хотя Боробудур был возведён позже объектов из списка чудес Древнего мира, он вполне заслуживат права занять в нём достойное место по соседству с египетскими пирамидами.
Пока самой популярной причиной того, почему люди покинули эти места и такой великолепный храм, остается версия мощного извержения вулкана. Под подозрением самый активный в Индонезии вулкан Мерапи высотой почти 3000 м (его конус виден на фото 9 и 14), расположенный в непосредственной близости.
Как в сказке о спящей красавице, храм Боробудур примерно 900 лет пребывал в небытии, пока в начале 19-го века его, засыпанного вулканическим пеплом и заросшего джунглями, впервые не обнаружили англичане и провели пробные раскопки, которые затем продолжили голландцы.
Наше посещение Боробудура началось таким образом. Боробудур находится в 40 км от Джокьякарты. Заказав тур в гостинице, мы стартовали на другой день в середине ночи с тем расчетом, чтобы прибыть к Боробудуру в районе 5 утра. При этом преследовались две цели: встретить рассвет на вершине храма (это очень красиво, особенно в хорошую погоду) и успеть осмотреть его до прибытия толп туристов. В ранние утренние часы действительно было хорошо: прохладно и немноголюдно (фото 1–2).
При взгляде на Боробудур с близкого расстояния он кажется ступенчато-каменистым холмом в форме несколько придавленной пирамиды, с правильно чередующимися башенками, хорошо выделяющимися на фоне неба. Сказать, что храм поражает архитектурно при первом знакомстве, было бы неправдой с нашей стороны. А вот скульптурное оформление Боробудура ошеломляет сразу.
Нам с восходом не очень повезло: было облачно, и конусы окружающих гор не просматривались. Но все равно: картины незабываемые (фото 7–9).
На круглых верхних террасах, где мы ждали рассвета, расставлены 72 относительно небольшие ступы, почти в каждой из которых сидит Будда (фото 10–13). По-научному, эти ступы называются перфорированными. В них действительно есть отверстия, через которые можно заглянуть внутрь. Верх у некоторых ступ намеренно открыт, чтобы Будда был виден каждому (фото 12–13).
Но это только туристы вроде нас начинают осмотр храма с его вершины. По правилам буддизма, делать это надо совершенно в другом порядке.
Охватить одним взглядом строение Боробудура можно только с одной точки зрения — сверху, откуда становится видно, что храм построен в виде огромной буддистской ступы — квадратной в основании со стороной 118 м и как бы «надетой» на холм (фото 14). Снизу вверх ступенчато поднимаются шесть постепенно уменьшающихся квадратных террас, украшенных барельефами и статуями Будды. Три верхних террасы, самые духовно важные, сделаны круглыми, с 72 малыми ступами, в каждой из которых находится сидящий Будда. Вся эта конструкция высотой около 40 м увенчана массивным центральным куполом, символизирующим нирвану. Со всех четырех сторон храма от самой земли до его верхних террас поднимаются лестницы (фото 14–15).
Боробудур — это храм, но необычный, в котором нет внутреннего пространства со святилищем, а поклонение происходит под открытым небом в процессе кругового обхода вдоль ярусов храма. Предполагается, что буддистский паломник заходит в Боробудур с восточной стороны на нижнюю террасу, и постепенно поднимаясь, проходит все их по часовой стрелке, «впитывая» при этом буддистское учение. Продолжается этот подъём до тех пор, пока наконец на круглых верхних террасах он не обретет просветление. В процессе этого восхождения послушник должен пройти порядка 5 км, осмотреть примерно 2,5 тысячи барельефов под неусыпным взглядом 432 Будд, находящихся в нишах по верху галерей (фото 16). Тяжелое послушание, и мало кто ему теперь следует.
Рассматривая храм, невозможно не заметить, что некоторые статуи отсутствуют, и не все Будды сохранились неповрежденными (у многих отбиты головы, фото 20–29). Злоумышленники в большинстве случаев неизвестны, но скорее всего, детали статуй растащили на сувениры или для продажи.
Вандализм в отношении храма начался еще в 19-м веке, когда частные и государственные организации проводили фрагментарные раскопки, принесшие Боробудуру больше вреда, чем пользы: раскопанные части стали разрушаться дождем и ветром, плюс начался масштабный грабёж памятника. Не остались в стороне даже королевские особы. Так, известно, что в 1886 году король Сиама (нынешняя Бирма/Мьянма) вывез большое количество статуй, орнаментов и барельефов.
Первая капитальная голландская реставрация Боробудура в 1907—1911 гг. была в целом успешной, однако стабилизировать огромную конструкцию, возведенную вокруг холма, тогда не удалось. Затем две мировые войны прервали все работы над памятником, и лишь гигантский международный реставрационный проект под эгидой Юнеско в 1973—1984 гг. завершился успехом. Была проведена полная разборка сооружения, укрепление холма бетоном, устройство дренажной системы и масштабная реставрация барельефов и статуй. По итогам этого восстановления в 1991 г. Боробудур получил статус объекта Всемирного наследия Юнеско.
Каждый из ярусов храма имеет обход, представляющий собой галерею — своеобразный коридор без крыши, который образуется стеной храма и балюстрадой с краю. Балюстрады каждого следующего яруса служат продолжением стены более нижнего яруса. Все стены галерей и балюстрады украшены прекрасными барельефами, общая площадь которых составляет около 2 500 кв.м. На рис. 2 схематично показано устройство ярусов этого храма, где статуи Будд помечены буквой B, а места расположения барельефов обозначены красным цветом.
Ряды барельефов в галереях видны на фото 30–31. Какие ассоциации навевает эта бесконечная череда вырезанных из камня сцен, событий, происшествий? Больше всего это похоже на христианские фрески в соборах и церквях, с помощью которых неграмотных прихожан пытались обучить основам веры и пересказать в картинках евангельские события. Вероятно, и неграмотных яванских крестьян нужно было обучать основам буддизма с помощью каменных барельефов (фрески были неприменимы по климатическим причинам).
Понять, что изображено на стенах галерей (фото 32–35), нелегко. Требуется предварительная подготовка по основам буддизма плюс грамотный экскурсовод. Наш, похоже, тоже с трудом во всей этой премудрости разбирался. Однако впечатляет качество и масштаб проделанной работы. «Дизайнеры» и строители действительно пытались убедительно донести своё послание до людей.
Барельефы, вырезанные на галереях, являются подробным изложением буддистской доктрины, жизненного пути принца Сиддхартха по его превращению из простого смертного в Будду. Можно сказать, что Боробудур — это не имеющее аналогов гигантское наглядное пособие для посвященных, воплощение в камне основ теории и религиозной практики буддизма. Это дополняется эпизодами жизни того времени, различных легенд в исполнении множества принцев, музыкантов, танцовщиц, животных и т. д. Многие рассказанные на барельефах сюжеты похожи на незамысловатые народные сказки, которые в повествовательной и развлекательной форме несут нравственные истины о том, как нужно поступать и каких пороков избегать.
Храм Боробудур (Candi Borobudur)
На острове Ява в Индонезии, в 40 км от Джокьякарты, находится самый большой буддийский храм в мире — Боробудур. Ежедневно к его подножию приходят приезжают тысячи паломников и туристов. Candi Borobudur — величественное и загадочное культовое сооружение доисламского времени в настоящее время является одной из главных достопримечательностей острова Ява. Название «Боробудур» одни исследователи переводят как «много Будд», другие — связывают с санскритским выражением «Вихара Будда Ур», что означает «Храм на вершине холма».
Все знания современных ученых о точном времени создания храмового комплекса Боробудур и о причинах его забвения являются только гипотезами. Письменных исторических свидетельств о судьбе буддийского культового сооружения не сохранилось. Предполагается, что храм строили в Ⅸ в., во времена правления династии Сайлендра в Центральной Яве и расцвета буддизма и индуизма на территории Индонезии.
Разные версии существуют о причинах забвения Боробудура. По одной из них храм пришел в упадок и был покинут в ⅩⅣ в., после распространения в Индонезии ислама. Другая версия относит его гибель к 1006 г., когда произошло крупное извержение вулкана Мерапи, во время которого окрестности и храмовый комплекс покрылись толстым слоем пепла, а люди надолго покинули эти места. Буйная растительность быстро выросла на плодородном вулканическом грунте и на сотни лет спрятала уникальный исторический памятник и крупнейшее культовое сооружение буддизма от человеческих глаз. Кстати, в 2010 г. вулкан Мерапи вновь проснулся, и после его извержения храм, как в далеком прошлом, засыпало пеплом. Но в этот раз волонтеры при помощи мощных промышленных пылесосов быстро его очистили.
История открытия
Заслуга открытия буддийского комплекса Боробудур принадлежит европейцам. На большой холм, покрытый зарослями джунглей обратили внимание в 1814 г. английские военные. Среди непролазных зарослей из-под земли выглядывали фрагменты резных камней. Раскопки начали пришедшие на смену британцам голландские солдаты. К 1835 г. основная часть гигантского культового сооружения была освобождена от зарослей и толстого слоя вулканического пепла. В середине ⅩⅨ в. многочисленные барельефы храма были зарисованы художником Вильзеном, а в 1873 г. появились его фотографии.
Изучив конструкцию Боробудура, голландские власти хотели его полностью разобрать, чтобы перевезти из джунглей в другое место или раздать по частям в музеи мира. К счастью, этот проект не был осуществлен и величайший храм буддизма остался на своем месте. В 1907—1911 гг. проведена его первая масштабная реставрация, а в 1973–84 гг. — вторая. Был укреплен холм, несущий на себе гигантское каменное сооружение объемом 55000 куб. метров, выполнена защита от размывания грунтов. Архитектурный памятник был включен в список Всемирного наследия Юнеско.
Архитектура храма Боробудур
В основе архитектуры Боробудура лежат основополагающие постулаты философии буддизма о восьми ступенях Просветления, поэтому древнее сооружение насчитывает восемь ярусов-этажей. Храм квадратный в плане, со стороной у основания 118 м, своей конструкцией напоминает фигуру мандалы — символа буддийского мироздания. Всего в нишах и ступах храма было установлено 504 статуи Будды, часть из которых на сегодняшний день утрачены, а у некоторых скульптур отсутствует голова. Конструкция сложена без раствора из 2 миллионов блоков, выпиленных из камня серого цвета вулканического происхождения.
Барельефы, вырезанные на стенах повествуют о мирской жизни людей и 12 земных воплощениях Будды. Исследователи насчитывают 1460 барельефов с различными сюжетами, чтобы их все внимательно рассмотреть, понадобится не один десяток путешествий по террасам Боробудура. Паломники и экскурсанты движутся с нижних ярусов на верхние по спирали обходя террасы и постепенно приближаясь к вершине.
Нижний ярус — Камадхату (уровень страстей) — на барельефах изображена мирская жизнь и кармические пути и судьбы обычных людей.
Средний уровень — Рупадхату (уровень формы) — повествует о преодолениях и испытаниях, которые прошел Будда в своих земных воплощениях.
Верхний ярус из трех террас — Арупадхату (мир без форм) или Нирвана — символизирует высший мир, который непостижим человеческим разумом. На верхних террасах установлены 72 прорезные каменные ступы, в каждой из которых сидит Будда. Венчает сооружение самая большая, но пустая ступа, в которой находится Ничто — высший символ буддийского Просветления.
Храм окружен красивым парком, по которому приятно прогуляться и отдохнуть от зноя в тени деревьев. Путешественники, вдохновленные буддийской философией, и просто романтики встречают в Боробудуре рассвет. К сожалению, популярность этого уникального места и толпы туристов не всегда позволяет погрузиться в медитацию и совершить свой путь к Просветлению на вершине храма, а стоимость посещения на рассвете отличается в большую сторону от обычной экскурсии.
Стоимость билетов
Кроме Боробудура по такому билету можно посетить храмовый комплекс Прамбанан, либо дворцовый комплекс Рату Боко. Такую цену за билеты платят иностранные туристы, местным жителям посещение буддийского храма обходится значительно дешевле.
На панораме Google ступы храма Боробудур
Как добраться
Чтобы посетить храм Боробудур, сначала нужно добраться до одного из ближайших к нему городов. Это — Джокьякарта (Yogyakarta, 40 км), Семаранг (Semarang, 90 км) или Магеланг (Magelang, 17 км). Чаще всего путешествие к храму начинают в Джокьякарте, куда за 40 долларов можно долететь из Джакарты — столицы Индонезии. Из аэропорта Джокьякарты Адисуципто (Адисуджипто) на автобусе Trans Jogja нужно доехать до автовокзала Джомбор. От него отправляются местные рейсы до автовокзала в Боробудуре. От автобусной станции до храма можно дойти пешком, доехать на велорикше или индонезийской конной повозке. Существует прямой автобусный рейс из аэропорта до Боробудура кампании «Damri».
На выходе с территории храма находится целый лабиринт из лавочек с тематическими сувенирами, работают туалеты, здесь же можно купить прохладительные напитки и перекусить.
Боробудур
Боробудур (Borobudur)
Боробудур – солидное украшение провинции Центральная Ява. Этот храмовый комплекс считается древнейшим среди буддийских святынь. О колоссальных размерах сооружения и вовсе не стоит говорить! Боробудур наглядно иллюстрирует пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Храм признан образцом индонезийской средневековой архитектуры и поэтому с 1991 года внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под №522.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Боробудур
Основная информация
Боробудур возвышается в одном из живописных регионов острова Ява – священной долине Кебу – в 40 км от Джокьякарты. Обнаружение храма напоминает сюжет приключенческого романа об Индиане Джонсе. Долгое время Боробудур скрывался под вулканическим пеплом среди густых джунглей Явы и повторно увидел свет лишь в начале XIX века. Сейчас буддийский «каменный лотос» – одна из наиболее популярных достопримечательностей Индонезии.
Происхождение названия храма до сих пор остаётся загадкой и порождает новые гипотезы. Первая версия предполагает, что слово «боробудур» произошло из забытого диалекта индонезийского языка и означает «Тысячи Будд». Вторая теория гласит: «боро» – наименование территории, «будур» переводится как «древность». Соответственно, название буддийского храма означает «древняя территория». Третья версия наиболее логичная: так, словом «боро» называли комплекс монастырей, а вот «будур» – видоизменённая форма балийского наречия «бедухур» – «наверху».
История Боробудура
В документальных источниках не сохранилось точных сведений о периоде, который затронуло строительство храмового комплекса. Эпоху установили ориентировочно, опираясь на результаты сравнения резных рельефов скрытого подножия Боробудура и надписей, которые встречались в королевских грамотах VIII-IX вв. Вероятно, первый камень храма заложили в 800 году, когда власть над королевством Матарам находилась в руках династии Сайлендра. Строительство предположительно затянулось на 75 лет.
Историю Боробудура нельзя назвать счастливой. Пик популярности храмового комплекса среди паломников сменился длительным периодом запустения, когда жрецы-брахманы ушли из священного места. Причины так и остаются загадкой. В X-XI вв. король Мпу Синдок перенёс столицу Матарама в район Восточной Явы, опасаясь извержений вулканов. Во время очередного пострадал и Боробудур: его частично скрыл толстый слой пепла из вулкана Мерапи.
Впрочем, храм продолжал жить в памяти людей, но уже как источник суеверий, связанных с несчастьем и невезением. На этом месте казнили участников восстания против короля Пакубувоно I; после визита к «спрятанному» Боробудуру заболел и скончался наследный принц Монконагоро… К храмовому комплексу всё реже приходили любопытные путники, а джунгли и вовсе сделали это место недоступным. Так продолжалось вплоть до начала XIX века, когда Ява стала подчиняться британской короне.
В то время губернатор Т. С. Раффлз проявлял интерес к истории острова. Поскольку англичанин коллекционировал антиквариат, он нередко путешествовал по Яве и общался с местными жителями. Судьбоносной стала поездка в Семаранг, где Раффлзу рассказали о легендарном храме, спрятанном в джунглях неподалёку от деревушки Бумисегоро. Губернатор решил проверить, правдивы ли слухи, и отправил на разведку голландского инженера Г. Корнелиуса. Тот, заручившись помощью 2 сотен человек, значительно проредил растительность и начал раскопки Боробудура.
Опасаясь обрушения стен древнего храма, Корнелиус не рискнул освободить от вулканического пепла и земли все галереи. Впрочем, полученного результата было достаточно для рапорта, включавшего и детальные рисунки сооружения. Хотя Раффлз вскользь упомянул участие инженера, губернатору всё же приписывают повторное открытие храма и славу человека, который привлёк к Боробудуру внимание всего мира.
Работу голландца продолжил житель региона Кеду – К. Л. Хартманн, – и к 1835 году раскопки храмового комплекса завершились. За изучение и зарисовки памятника индонезийской архитектуры взялись Ф. К. Винсел и Я. Ф. Г. Брумунд. Они завершили исследование Боробудура в 1859 г. Впрочем, статья о храме так и не была опубликована: Брумунд в последний момент отказался от сотрудничества. Составление монографии поручили более сговорчивому учёному – К. Лимансу. Её опубликовали в 1873 г., а спустя год перевели на французский язык. Первую фотографию Боробудура сделали в тот же период.
Древний храмовый комплекс стал своеобразным магнитом для воров и охотников за сокровищами, желавших нажиться на «сувенирах» из Боробудура. Деятельность некоторых вандалов была даже одобрена колониальным правительством. Так, в 1896 году король Сиама Чулалонгкорн нанёс визит на остров и вернулся домой в сопровождении 8 телег, нагруженных скульптурами из храма. Среди них – статуи привратника (дварапалы) и львов, горгулья, изображения основателя буддизма, рельефные панели и даже водосточные трубы! Сейчас большинство экспонатов входит в коллекцию Национального музея Бангкока.
Пренебрежительно относился к святыне и инспектор культурных экспонатов. Говоря о нестабильном состоянии памятника, он предложил «разобрать» храм до основания, а скульптуры и барельефы – сделать частью музейных экспозиций. Лишь вмешательство В. П. Гроеневельда спасло Боробудур от незавидной участи. Куратор археологической коллекции Батавского общества искусств и наук провёл тщательное исследование святыни. Отчёт показал, что опасения инспектора безосновательны, поэтому храм не тронули.
Боробудур привлёк внимание в конце XIX века, когда председатель Археологического общества в Джокьякарте Я. В. Ижерман обнаружил скрытое подножие. Тогда же были приняты меры по охране религиозного памятника. В 1900 году по его инициативе создали комиссию для оценки состояния Боробудура. В неё вошли инженер Б. В. ван де Камер, офицер Т. ван Эрп и историк Я. Л. А. Брандес.
Реставрация святыни заняла около пяти лет (1907-1911). После того как стены галерей храма «провисли», а на рельефах появились трещины, реконструкцию Боробудура возобновили, но ненадолго. Вторая мировая война и индонезийская национальная революция приостановили восстановительные работы. Это привело к тому, что в середине XX столетия буддийский храм столкнулся с неизбежной угрозой разрушения. Инициатива представителей ЮНЕСКО и кампания Соэкмоно «Спасите Боробудур» помогли сохранить памятник.
С 1975 года началась масштабная реконструкция храмового комплекса. Спонсорами частично выступили Германия, Франция, Кипр, Бельгия и Австралия. Восстановление Боробудура обошлось в 6,9 млн долларов. В 1991 году храм внесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас Боробудур признан наиболее посещаемой достопримечательностью Индонезии. Популярен «каменный лотос» и среди буддийских паломников.
Архитектура Боробудура
Храмовый комплекс занимает площадь 1,5 га. Он возведён в форме огромной ступы из 2 млн каменных блоков, а с высоты птичьего полёта напоминает мандалу (буддийскую модель Вселенной). Архитектором храма считают Гунадхарму. К сожалению, об этом человеке мало что известно. Даже его имя восстановлено не из официальных документов, а из яванских народных сказок. Фундамент Боробудура выполнен в форме квадрата, каждая сторона которого равна 118 м. На этом основании возвышаются 9 ярусов: 6 квадратных и 3 круглых. С увеличением высоты над землёй уменьшается площадь уровней храма.
Верхняя платформа «приютила» 72 ступы небольших размеров, которые окружают центральную ступу покрупнее. Их отличают колокообразная форма и многочисленные ромбовидные отверстия (вероятно, играющие роль декоративных элементов). Статуи Будды притаились за этими резными «ограждениями». Среди туристов распространено поверье: если незаметно просунуть руку в одно из отверстий ступы и дотронуться до каменных пальцев духовного учителя, вам будут сопутствовать счастье и удача.
Боробудур примечателен тем, что не имеет внутреннего пространства. Храмовый комплекс возвели вокруг холма, предварительно обложенного камнями. В результате получилось некое подобие пирамиды, которая возвышается над землёй более чем на 30 м. Каждая из сторон Боробудура сориентирована по сторонам света, имеет лестницу и вход на верхние ярусы. При этом центральные «ворота» в буддийский храм расположены с восточной стороны. Они открыты только для монахов. Лестницы проходят под арочными воротами, украшенными 32 скульптурами львов. В верхней части каждой арки установлена голова Кали, по бокам выступают фигурки макаров – мифических морских чудовищ.
Поднимаясь по ярусам Боробудура от центральных ворот, можно полюбоваться рельефами, повествующими об истории развития буддизма. Примечательно безукоризненное соблюдение сюжетной линии, которая растянулась более чем на 5 км. Она условно делится на три уровня – Камадхату, Рупадхату и Арападхату.
Первый уровень, представленный основанием храма, символизирует мир страстей. На 160 панелях изображались порочные соблазны и кармическое наказание за них. Второй – так называемая сфера форм, означающая борьбу с желаниями, – расположен на пяти квадратных платформах. Здесь повествуется о нескольких воплощениях Будды, в которых духовный учитель по-разному раскрывает принципы буддизма и рассказывает о странствиях в погоне за мудростью.
Третий уровень, занимающий круглые ярусы Боробудура, означает сферу без форм и предвкушение нирваны. Здесь нет барельефов, но без символического значения всё же не обошлось. Статуи Будды, спрятанные в небольших ступах, – воплощение абсолютной безмятежности и отрешённости от земного мира. Центральный «колокол» полностью скрывает скульптуру.
На первый взгляд статуи духовного учителя одинаковы. Если же внимательно приглядеться к ним, можно заметить разницу между мудрами – ритуальными расположениями кистей рук. В буддизме известны пять групп мудр, каждой из которых присуще символическое значение:
Мудры ориентированы на пять основных точек компаса, согласно одному из направлений религии – махаяне. Четыре балюстрады украшают скульптуры Будды с первыми четырьмя мудрами. Пятую балюстраду и ступы на верхней платформе – статуи с последней мудрой.
Раскопки на территории Боробудура показали: прежде храмовый комплекс был окрашен в чёрный, зелёный, красный, синий и золотой пигменты, нанесённые на белоснежную штукатурку. На протяжении столетий проливные тропические дожди смыли краску, превратив храм в тёмно-серую груду вулканического камня. Несмотря на свой невзрачный облик, Боробудур до сих пор считается главным религиозным сооружением индонезийской культуры.
Храмовый комплекс снабжён дренажной системой с многочисленными ливневыми стоками. В каждом углу храма установлено специальное «горлышко», украшенное небольшой резной скульптурой горгульи, гиганта или макары.
Музеи Боробудура
В нескольких сотнях метров к северу от храма расположен музей Кармавибхангга. Здесь хранятся фотографии барельефов Боробудура, каменные фрагменты и археологические артефакты, найденные в окрестностях храмового комплекса. Помимо этого, экспозиция музея включает документацию, которая повествует не только об архитектуре и структуре Боробудура, но и об официальном проекте реставрации храма.
В западной части Кармавибхангги находится и второй музей – Самудра Ракса. Его экспонаты рассказывают туристам о древней морской торговле между Индонезией, Мадагаскаром и Восточной Африкой (так называемый коричный торговый путь). Посещение обоих музеев входит в стоимость билета.
Практическая информация
Территория вокруг храмового комплекса ограждена забором, который образует археологический храм Боробудура. Вход сюда возможен только после приобретения билета (22 EUR), дающего право однократного посещения. Прогулка по территории комплекса в составе экскурсии обойдётся дешевле: в 6-8 EUR. За возможность увидеть Боробудур на рассвете или закате придётся заплатить больше: около 30 EUR.
Храм открыт для посещения с 6:00 до 17:00, но Manohara Hotel любезно предоставляет неофициальный тур для визита в Боробудур до или после закрытия. Им можно воспользоваться даже в том случае, если вы остановились в другом отеле. Всё, что требуется, – подъехать ко входу в Manohara Hotel как можно раньше (желательно около 4:00-4:30) и приобрести билет, когда откроются кассы. После встречи рассвета нужно выкупить стандартный билет и, при желании, забронировать экскурсию на закате.
Если вы мечтаете сэкономить на путешествии, стоит обратить внимание на возможность посетить не только Боробудур, но и Прамбанан (конечно же, по одному билету). В этом случае вы заплатите на 9-10 EUR меньше. Билет действителен в течение двух дней (включая день его покупки), но предоставляет право лишь однократного прохода на территорию обоих храмов. По неизвестным причинам продажа этих билетов не афишируется, так что придётся уточнить у кассира наличие Ticket Package Borobudur – Prambanan.
Как добраться до Боробудура
Доехать до храмового комплекса можно несколькими способами:
Посещение Боробудура возможно и в составе экскурсий. Их отправная точка – остров Бали или известные туристические города Явы.