что такое безбарьерная среда в школе

Руководства по адаптации учебного заведения для инвалидов по программе «Доступная Среда»

Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Тифлоцентр «Вертикаль» разрабатывает проекты по доступности учебных учреждений для маломобильных групп населения. Для этого необходимо заполнить техническое задание на проектирование или оставить заявку на нашем сайте.

что такое безбарьерная среда в школе. vhod small. что такое безбарьерная среда в школе фото. что такое безбарьерная среда в школе-vhod small. картинка что такое безбарьерная среда в школе. картинка vhod small. Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Входная группа учебного заведения

Безбарьерный доступ к входу учебного заведения – важнейший фактор для детей (молодых людей), имеющих ограничения по здоровью (зрению, слуху, ОДА, когнитивные расстройства).

что такое безбарьерная среда в школе. parkovka small. что такое безбарьерная среда в школе фото. что такое безбарьерная среда в школе-parkovka small. картинка что такое безбарьерная среда в школе. картинка parkovka small. Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Парковка для МГН у школы

Парковка автомобилей для МГН – важный элемент, о котором многие часто забывают при проектировании доступной среды.

что такое безбарьерная среда в школе. holl small. что такое безбарьерная среда в школе фото. что такое безбарьерная среда в школе-holl small. картинка что такое безбарьерная среда в школе. картинка holl small. Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Холл в учебном заведении

Специальное оборудование для слабовидящих и незрячих людей в холле должно не только тактильно (тактильные указатели), но и контрастно выделяться среди общего оформления интерьера.

что такое безбарьерная среда в школе. coridor small. что такое безбарьерная среда в школе фото. что такое безбарьерная среда в школе-coridor small. картинка что такое безбарьерная среда в школе. картинка coridor small. Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Коридор в школе

Коридор в образовательном учреждении – важный связующий элемент между кабинетами, столовой, санузлом и другими объектами. Также в коридоре размещается важная информация о схеме.

что такое безбарьерная среда в школе. lestnica small. что такое безбарьерная среда в школе фото. что такое безбарьерная среда в школе-lestnica small. картинка что такое безбарьерная среда в школе. картинка lestnica small. Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Лестница в школе

Лестница – опасный и при этом важный объект для передвижения людей с ограниченными возможностями. Первая и последняя ступени лестничного марша обязательно должны.

что такое безбарьерная среда в школе. class small. что такое безбарьерная среда в школе фото. что такое безбарьерная среда в школе-class small. картинка что такое безбарьерная среда в школе. картинка class small. Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Учебный класс

что такое безбарьерная среда в школе. medcabinet small. что такое безбарьерная среда в школе фото. что такое безбарьерная среда в школе-medcabinet small. картинка что такое безбарьерная среда в школе. картинка medcabinet small. Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Медицинский кабинет в школе

В учебном учреждении помощь квалифицированного медработника должна быть доступна всем. Особенно это касается детей с ограничениями. Входная группа в кабинет и само.

что такое безбарьерная среда в школе. bassein small. что такое безбарьерная среда в школе фото. что такое безбарьерная среда в школе-bassein small. картинка что такое безбарьерная среда в школе. картинка bassein small. Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Бассейн в учебном заведении

Современные учебные заведения часто оборудуют бассейном для организации отдельного направления физкультуры. Однако людям с ограниченными возможностями тяжело воспользоваться.

что такое безбарьерная среда в школе. obshepit small. что такое безбарьерная среда в школе фото. что такое безбарьерная среда в школе-obshepit small. картинка что такое безбарьерная среда в школе. картинка obshepit small. Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Столовая в школе

Помимо обучения подрастающее поколение должно расти в едином социуме без каких-либо преград. Поэтому объекты общественного питания также должны быть адаптированы для всех.

что такое безбарьерная среда в школе. zal small. что такое безбарьерная среда в школе фото. что такое безбарьерная среда в школе-zal small. картинка что такое безбарьерная среда в школе. картинка zal small. Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Актовый зал в школе

Актовый зал – объект большого скопления обучающихся для проведения совместных научных и развлекательных мероприятий. Поэтому актовый зал также должен быть адаптирован для.

что такое безбарьерная среда в школе. sanuzel small. что такое безбарьерная среда в школе фото. что такое безбарьерная среда в школе-sanuzel small. картинка что такое безбарьерная среда в школе. картинка sanuzel small. Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Санузел в школе

Санузел – важный и сложный элемент организации доступной среды для МГН. Это помещение, где человек с нарушениями зрения или ОДА должен иметь возможность находиться без помощи.

Для адаптации учебного заведения необходимо решение задач:

что такое безбарьерная среда в школе. uchebnie zavedeniya cover. что такое безбарьерная среда в школе фото. что такое безбарьерная среда в школе-uchebnie zavedeniya cover. картинка что такое безбарьерная среда в школе. картинка uchebnie zavedeniya cover. Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Дети (молодые люди) с ограниченными возможностями должны иметь возможность не только свободно получать образование, но и заниматься спортом. Для этого необходимо соблюдение ряда мер:

Источник

Безбарьерная среда в школе

по обеспечению доступности

МАОУ «Чечулинская СОШ» для детей-инвалидов

Цель-создание условий для обеспечения безбарьерного доступа детей-инвалидов к образовательным услугам.

Создание и ежегодное пополнение базы данных на детей-инвалидов, проживающих на территории микрорайона образовательного учреждения

Выявление детей-инвалидов с трудностями передвижения, слабовидящих детей, проживающих на территории микрорайона

Изучение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов

Организация обучения детей-инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации

Выявление существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для детей-инвалидов в образовательном учреждении.

Создание межведомственной комиссии по обследованию образовательного учреждения

Оценка потребности ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для детей-инвалидов в образовательном учреждении

Создание автостоянки для посетителей

ВХОДНАЯ ГРУППА (для доступа в зону оказания услуги)

Установка п андуса наружного с реконструкцией входа в школу

Установка поручней с двух сторон при входе в школу

Установка не скользкого покрытия на крыльце и входной площадке

ПУТИ ДВИЖЕНИЯ В ШКОЛЕ (для доступа в зону оказания услуги)

Контрастная окраска первой и последней ступеней на лестнице

Установка рельефных (тактильная) полос перед маршем, вверху и внизу (ширина) на лестницах

Оборудование разворотных площадок

Установка поручней с двух сторон:

( горизонтальные завершения вверху и внизу, с не травмирующим окончанием)

Оборудование мест отдыха и ожидания (не реже, чем через 25 м):

Контрастная окраска крайних ступеней на лестницах

Установка пандуса внутреннего к главной лестнице

Установка пандуса внутреннего к запасной лестнице

Оборудование подъемника для инвалидов

Установление знака доступности помещения

По окончанию оборудования без барьерной среды

Приобретение парт, столов необходимых размеров

Реконструкция освещения (высота, установка местного, дополнительного освещения)

Установка поручней, крючков для костылей в необходимом количестве в классных комнатах

Реконструкция ширины дверного проема в санузлы

Тактильная направляющая полоса к кабине, ощущаемая ногой или тростью (ширина)

Оборудование раковины в санузле на определённом уровне, оборудование зона у раковины для кресла-коляски

Оборудование кабины в санузле

зоны для кресла-коляски рядом с унитазом,

прикрепить крючки для костылей

Установка тактильной направляющей полосы к писсуару, ощущаемая ногой или тростью (для мужского туалета)

Знак доступности кабины

По окончанию оборудования без барьерной среды

СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

Установка необходимых надписей (размещение на высоте, высота прописных букв, освещенность)

Установка необходимых указателей, пиктограмм (размещение на высоте, высота прописных букв, освещенность)

Установка тактильных средств информации о предоставлении услуги:

• маркировка кабинетов приема со стороны ручки

• на поручнях лестниц

• на кабинах санитарно-бытовых помещений

Установка текстофона (текстового телефона)

Установка телефона с усилителем звука и увеличенными тактильными клавишами

Установка речевых информаторов и маяков

Установка звукового маяка у входа (динамик с радиотрансляцией) с зоной слышимости до 5 м 2

Установка световых текстовых табло для вывода оперативной информации

Директор Епифанцева О. Е.

доступности объекта для инвалидов и маломобильных групп населения

МАОУ «Чечулинская СОШ»

Учредитель ____________ Э.Н. Касумова (подпись) «____» _________ 2012 года

доступности объекта для инвалидов и маломобильных групп населения

МАОУ «Чечулинская СОШ»

(полное юридическое наименование объекта почтовый адрес, телефон, факс, e-mail)

3. Вид деятельности _ образование ____________________________________

4. Характеристика объекта отдельно-стоящее здание, 3 этажа, 1976 год постройки ____________________________________________________________

отдельно стоящее здание (встроенное, пристроенное, этаж в здании),

количество этажей, год постройки (капитального ремонта)

5. Объем предоставляемых услуг _ 241 человек __________________________

(количество обслуживаемых посетителей в день, вместимость и др.)

6. Доступность услуги для категорий инвалидов


на кресле-коляске (К)

с поражением опорно-двигательного аппарата (О)

с поражением зрения (С)

с поражениями слуха (Г)

7. Доступность элементов общественного здания для различных категорий инвалидов

(Таблицу заполнять на каждый элемент парка. Доступные элементы отметить знаком «х»)

Наименование элементов территории образовательного учреждения

Фактическая доступность для инвалидов

на кресле-коляске (К)

с поражением опорно-двигательного аппарата (О)

с поражением зрения (С)

с поражениями слуха (Г)

Средства информации и телекоммуникации


8. Заключение о доступности общественного здания для инвалидов (Нужное отметить знаком «х»)

Степень доступности общественного здания

Объект полностью доступен

Объект частично доступен, требуется частичная адаптация

Объект не доступен, требуется адаптация

Паспорт составлен на основании анкеты обследования № ____ от «_ 19 __»_ сентября __2012 года
Руководитель объекта __________________________________ О.Е. Епифанцева (подпись) М.П.
Дата составления паспорта «_ 19 _» _ сентября __ 2012 года

обследования объекта социальной инфраструктуры в отношении его доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Чечулинская средняя общеобразовательная школа»

Почтовый адрес, телефон, факс, е- m а il _ 173525 д. Чечулино, д.8 Новгородского района, Новгородской области тел./факс 749-724

Ведомственная принадлежность объекта _ Новгородский муниципальный район в лице комитета образования Администрации Новгородского муниципального района _________________________________________________________________________________________________ Вид деятельности __ образование __________________________________________________________________________________________

государственное (муниципальное) управление, организация временного проживания) Форма собственности объекта _ муниципальная _______________________________________________________________________________

(государственная, муниципальная, ведомственная, частная и т.д.) Размещение объекта __ отдельно стоящее здание, 3 этажа, 1976 год постройки, несущие конструкции – кирпич, бетонные блоки ____________

(отдельно стоящее здание, количество этажей (встроенное; пристроенное; этаж в здании); год постройки (капитального ремонта),

материал несущих конструкций)

Объем предоставляемых услуг ___ 241 человек ________________________________________________________________________________

(количество обслуживаемых посетителей/день, вместимость и др.)


Источник

Доступная среда в школах

Каждый ребенок в нашей стране имеет право получить общее образование. И ограничения физических, психических, интеллектуальных возможностей, а также культурно-этнических и иных особенностей не должны создавать барьеры и препятствовать этому. При этом важно помнить: для того чтобы дети, имеющие инвалидность, могли реализовать свое право на образование, в школах для них должны быть созданы специальные условия и безбарьерная среда.

Требования к созданию доступной среды в школе

Официальные документы, в которых закреплены требования к безбарьерной среде на объектах социальной инфраструктуры, в т. ч. в школах:

Безбарьерная среда: как ее создать?

Те, кто уже изучал данный вопрос, понимают, что в большинстве школ создание безбарьерной среды для обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата требует серьезную и затратную реконструкцию здания и территории. Для инвалидов по зрению адаптация школы также требует внесения корректив, но менее значительных по затратам. Дети с любыми ограничениями физических возможностей имеют право на получение комфортных условий, компенсирующих ограничения.

Разумеется, выполнить все методические рекомендации 181-ФЗ может далеко не каждая школа, но важно к этому стремиться. Не стоит забывать, что доступность школы нужна не только учащимся с инвалидностью, но и маломобильным категориям людей (бабушкам и дедушкам учеников, родителям с ограниченной мобильностью и т. д.), а также пожилым педагогам школы.

Источник

Доступная среда для детей с ОВЗ и инвалидов

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

что такое безбарьерная среда в школе. p33 18582 original. что такое безбарьерная среда в школе фото. что такое безбарьерная среда в школе-p33 18582 original. картинка что такое безбарьерная среда в школе. картинка p33 18582 original. Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

· Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)

· Инвалиды с нарушением зрения и слуха

· Лица преклонного возраста (60 лет и старше)

· Люди с детскими колясками

· Дети дошкольного возраста.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

· с нарушением слуха;

· с дисфункцией речи;

· с патологией опорно-двигательного аппарата;

· с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

· с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

· дети с сочетанными, сложными нарушениями развития

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

· закономерности психического развития,

· показатели здоровья дошкольников,

· уровень общего развития,

· коммуникативные особенности и речевое развитие,

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

Модель взаимодействия специалистов ДОУ

в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Учитель-логопед
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
• составляет индивидуальные планы коррекции речевого развития
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

Воспитатель
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей.
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве со специалистами индивидуальные образовательные маршруты по реализации образовательной программы
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов
• осуществляет социализацию воспитанников через сетевое взаимодействие с ОУ города
• применяет здоровье сберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе
• организует сотрудничество с семьей по вопросам развития и воспитания детей

Музыкальный руководитель
• осуществляет музыкальноеи эстетическое воспитание детей
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по музыкальному воспитанию детей
• использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.

Инструктор по физической культуре
• осуществляет укрепление здоровья детей
• совершенствует психомоторные способности дошкольников
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по физическому развитию детей
• организует взаимодействие с семьей в вопросах физического воспитания

Медицинский персонал
• проводит профилактические и оздоровительные мероприятия в соответствии с Планом оздоровительно-профилактических мероприятий ДОУ
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм и правил

Источник

Рекомендации по созданию безбаръерной среды для физически ослабленных лиц

Отдел образования Дзержинского районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района»

Школа, доступная для всех

ВВЕДЕНИЕ

Свободно и комфортно человек ощущает себя только тогда, когда его ограниченные физические возможности не служат препятствием полноценному участию в жизни общества.

Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, ну­ждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализирован­ных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на се­годняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.

Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в общеобразовательное учреждение, потому что оно не обо­рудовано пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, независимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно, и в этой брошюре мы расскажем, как эти условия можно создать.

10 июня 1994 г. на «Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество» в Саламанке (Испания) бы­ла принята Декларация «О принципах, политике и практической дея­тельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех» — учреждений, которые объединяют всех, учитывают индивидуальные различия детей, содействуют процессу обучения и со­ответствуют индивидуальным потребностям.

Второй пункт Декларации гласит:

«Каждый ребенок имеет право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний», «лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

Обычные общеобразовательные учреждения с такой инклюзивной ориентацией являются наи­более эффективным средством борьбы с дискриминационными воззре­ниями, создания благоприятной атмосферы в сообществе, обеспечения образования для всех. Более того, они обеспечивают реальное образо­вание для большинства детей, повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования».

В своей брошюре мы рассмотрим вопросы архитектурной и информационной доступности учреждений образования для комфортного обучения в них детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, незрячих и неслышащих.

Мы надеемся, что информация, которую собрана в бро­шюре, поможет сделать более доступными учреждения образования, и дети-инвалиды смогут учиться и воспитываться в них вместе со своими сверстниками и соседями.

ЕСЛИ ПРИШЕЛ УЧИТЬСЯ РЕБЕНОК С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Теодор Рузвельт заметил, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам.

Предлагаем читателям ответить на несколько вопросов:
• Есть ли в вашем окружении человек с нарушениями развития?
• Общались ли вы когда-нибудь с такими людьми? Что вы при этом чувствовали?
• Отдали бы вы своего ребенка в школу интегративного типа, где обучаются здоровые дети и дети с нарушениями развития (естественно, по разным программам, но какое-то количество времени проводящие вместе)? Если нет, то чего вы опасаетесь?

Печальный факт состоит в том, что при общении с людьми с серьезными нарушениями, особенно интеллектуального и психического развития, мы испытываем страх, неловкость и брезгливость. Родители ребенка-инвалида стараются скрывать его от глаз соседей, а поездка в общественном транспорте становится истинным испытанием.

Проблемы, проблемы, проблемы

Мифы, от которых надо отказаться

Проблема образования остается одной из самых серьезных для детей с ограниченными возможностями. Но есть, на наш взгляд, более важные вопросы, в решении которых каждый из нас может и должен принять участие. Мы имеем в виду наше отношение к таким людям. Ведь от способности каждого принять такого человека и спокойно, на равных общаться с ним, во многом зависит решение большинства проблем. В сознании людей существуют мифы, которые подкрепляют негативное отношение к таким людям. Перечислим наиболее часто встречающиеся (в основном они касаются людей с нарушениями интеллектуального и психического развития).

Большинство из нас, никогда не сталкивавшихся в жизни с людьми, имеющими психические и интеллектуальные нарушения, разделяют миф о том, что эти люди агрессивны, неконтролируемы и опасны для общества. На практике же оказывается, что они гораздо более беззащитны и предсказуемы, чем так называемые практически здоровые. Многие родители отвечают, что не отдали бы своего ребенка в интегрированный класс, руководствуясь именно страхом перед агрессивностью и неконтролируемостью детей с нарушениями развития. Хотя и в массовой школе ребенок подвергается гораздо большей опасности из-за невозможности контроля большого количества детей, а также агрессивности, зачастую стимулированной существующей системой образования. Люди с нарушениями развития «заразны». Этот миф разделяют родители, которые боятся, что их ребенок «нахватается» у детей с нарушениями развития. Опыт показывает, что здоровые дети не только «не нахватываются», но и еще приобретают полезный опыт помощи ребенку, у которого не все получается. Этот истинно педагогический опыт ребята смогут использовать в дальнейшем при воспитании своих детей. Дети с нарушениями развития появляются в основном в неблагополучных семьях. Придется расстаться и с этим мифом (как это ни тяжело, ведь проще считать, что здоровый образ жизни и современная медицина способны предотвратить появление детей-инвалидов). К сожалению, это не так. И мы сталкиваемся с нездоровыми детьми в благополучных, интеллигентных семьях, а в семьях неблагополучных чаще встречается педагогическая запущенность, а не тяжелые нарушения развития.

Итак, что же получают наши дети от общения со своими, «обиженными природой» сверстниками?

Самое главное, когда в учреждение образования приходит ре­бенок с инвалидностью — создать общий настрой — и одноклассников (воспитанников), и учителей (воспитателей), и администрации учреждения. Если к ребенку с инвалидностью от­носиться как к самому обычному школьнику (воспитаннику) (с некоторыми особыми потребностями), то такое отношение передается и педагогам и однокласс­никам ребенка. Тогда и дети будут оказывать посильную помощь, и ре­бенок будет себя ощущать более свободно, да и отношение однокласс­ников к специальным архитектурным устройствам будет более уважи­тельное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке.

По мнению педагогов школ, в которых уже учатся такие дети, это главное условие комфортного обучения в общеобразовательной школе детей-инвалидов. А о создании условий архитектурной доступ­ности мы расскажем ниже.

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКОЙ, КОСТЫЛЯМИ, ТРОСТЬЮ. )

Итак, в школу пришел учиться ребенок, который пользуется инва­лидной коляской, костылями или просто ходит медленно. Как можно приспособить здание школы, чтобы ребенок в школе себя чувствовал наиболее комфортно?

НАЧНЕМ СО ВХОДА В УЧРЕЖДЕНИЕ

Вход в любое учреждение обычно начинается с лестницы, которая явля­ется серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с на­рушением опорно-двигательного аппарата, использующих при пере­движении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособле­ния. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у входа в школу.

Поверхность пандуса должна быть нескользкой, но и не слишком шероховатой, без заметных неровностей, создающей оптимальное сцепление подошвы обуви или колеса кресла-коляски с покрытием.

Бортик на пандусе выполнятся высотой не менее 5см для предотвращения соскальзывания колеса кресла-коляски, костыля или ноги. Особенно важно наличие бортика, когда ограждение пандуса отсутствует.

Пандус, располагаемый вдоль лестницы или откоса, должен иметь сплошное сетчатое ограждение от уровня бортика до нижнего поручня.

Высота прохода пандуса до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,4 м.

Покрытие пандуса, ведущего к общественному зданию и расположенного под открытым небом, следует проектировать с подогревом в зависимости от местных природно-климатических условий. (Рис 1, 1 «а»Рис 1, 1 «а»)

Пандус должен быть достаточно пологим (10-12 о ), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Чтобы этого добиться, нужно учитывать следующие требования: уклон пандуса (соотношение высоты подъема пандуса (H) к длине протекции наклонного участка пандуса (L) не должен превышать 12 о ).

Пандус всегда состоит из трех частей:

Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми ат­рибутами пандуса являются ограждающий бортик и поручни. Огражда­ющий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Если архитектура здания не поз­воляет построить правильный пандус (например, узкая лестница), то можно сделать откидной пандус. Но тогда детям-инвалидам по­требуется посторонняя помощь.

Если для инвалидов оборудован отдельный вход, то он должен быть обозначен знаком доступности.

Еще одна немаловажная деталь — двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Можно оборудовать вход звонком.

Двери в здания и помещения на путях движения инвалидов не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства, высота порога не должна превышать 0,025 м.

Тамбуры

Глубина тамбуров должна быть 1,8 м. не менее при ширине не менее 2,2 м.

После того, как инвалид вошел в тамбур, он должен закрыть входную дверь, а затем открыть следующую дверь в вестибюль здания.

В полотнах входных дверей в зданиях должны быть предусмотрены смотровые панели из противоударного стекла, нижняя часть которых должна располагаться не выше 0,9 м от уровня пола. В качестве остекления дверей следует применять закаленное или армированное стекло. Нижняя часть дверных полотен на высоту 0,3 м. должна быть защищена противоударной полосой.

Ручки дверей должны иметь поверхность, удобную для схватывания рукой, и позволять легко открывать дверь движением кисти руки или предплечья. Максимальное усилие для открывания и закрывания двери должно быть не более 2,5 кг.

ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

Вдоль коридоров желательно сделать поручни по всему перимет­ру, чтобы человек, который плохо ходит, мог, держась за них, передви­гаться по школе.

Ширина полосы движения здорового человека составляет 600–700 мм; человека, пользующегося вспомогательными приспособлениями, увеличивается до 700–950 мм; инвалида на кресле-коляске без сопровождающего лица — 900 мм, с сопровождающим — 850 мм, при двухстороннем движении без сопровождающих — 1800 мм, с сопровождающими — 1700 мм

Ступени лестниц на путях движения инвалидов рекомендуется делать глухими, ровными и с нескользкой поверхностью.

Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05м. По боковым краям лестничного марша, не примыкающим к стенам, ступени должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.

Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние эта­жи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащих­ся). Однако, далеко не во всех школах это возможно сделать. Поэтому, по возможности, можно переносить занятия для классов, где учится ребенок-инвалид на первый этаж.

Хороший выход — установление на лестницах подъемников. И подъемники — и особенно лифты, дорогостоящее оборудование, и мы понимаем, что далеко не любая школа может позволить себе его. Однако это было бы решением проблемы передвижения школьника-инвалида внутри школы.

Можно использовать мобильные (переносные) пандусы либо складные пандусы (аппарели).

ШКОЛЬНАЯ РАЗДЕВАЛКА

В раздевалках инвалидам нужно выделить зону в стороне от прохо­дов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также, можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ

В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащих­ся-инвалидов. Ширина прохода между столами для свободного пере­движения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м.

Также, желательно, чтобы эти столы находились в непосредст­венной близости от буфетной стойки в столовой. В тоже время неже­лательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

В некоторых школах, где учатся дети-инвалиды, есть практика при­носить завтраки всему классу непосредственно в классные кабинеты. Это, конечно, не соответствует санитарно-гигиеническим правилам, за­то способствует сближению детей.

ШКОЛЬНЫЙ ТУАЛЕТ

В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализиро­ванную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-дви­гательного аппарата, в том числе и инвалидов-колясочников. На кабине туалета должен быть знак доступности

В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также оборудование кабины поручнями, крючками для одежды, костылей.

Ширина двери в специализированной кабине — не менее 900 мм. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть обо­рудована поручнями.

Опорные поручни размещаются на высоте 75см. Около унитаза со стороны посадки используются откидные поручни.

Все эти элементы должны быть прочно закреплены.

Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на вы­соте 0,8 м от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

Для инвалидов, которые пересаживаются с кресла-коляски на унитаз или имеющих проблемы с тазобедренными или коленными суставами, необходим унитаз высотой 45см.

СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ

Детей-инвалидов необходимо также задействовать и на уроках физкультуры. Они могут выполнять посильные упражнения и участво­вать в различных играх вместе с классом.

Это поможет им не отделяться от сверстников и выполнять школь­ную программу в более полном объеме.

Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для де­тей, пользующихся инвалидными колясками, надо немного переобо­рудовать.

В душевой, так же, как и в туалете, одну кабинку необходимо оборудовать так, чтобы ребенок инвалид мог ей воспользоваться, т.е. ширина двери должна быть не менее 90 см и коляска должна вхо­дить в кабинку целиком.

Желательно, чтобы в раздевалке все проходы были не уже 90 см.

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Читальный зал школьной библиотеки тоже желательно оборудо­вать с учетом доступа учащихся-инвалидов: часть кафедры выдачи книг в абонементе рекомендуется понизить до уровня не выше 0,7 м. Один-два стола сделать высотой не менее 0,7 м.

Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

КЛАССНЫЕ КАБИНЕТЫ

Около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д.

Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудо­вание находится на возвышении, это возвышение необходимо обору­довать съездом (например, положить и закрепить наклонную доску). Это могут сделать и одноклассники на уроке труда.

Главное, что надо помнить, когда в школу приходит ребенок со слабым зрением, это то, что он будет испытывать затруднения в ориен­тации в пространстве.

Поэтому для комфортного пребывания в школе ему надо помочь именно в этом плане.

В начале учебного года с ребенком надо пройти по зданию школы (устроить «экскурсию»), для того, чтобы он запомнил месторасположе­ние кабинетов и помещений, которыми он будет пользоваться. Все пре­пятствия и повороты должны быть озвучены. Желательно дать ребенку возможность пощупать двери и углы. Также, если по каким-либо причи­нам месторасположение этих помещений изменится, надо будет еще несколько раз пройти по новому маршруту.

При использовании дверей с застекленными полотнами на стене на высоте 1,6 м от уровня пола должна быть предусмотрена горизонтальная непрозрачная предупредительная полоса шириной 0,15 м.

Удобнее всего перила круглого сечения с диаметром не менее 3-5 см. Длина перил должна быть больше длины лестницы на 30 см с ка­ждой стороны.

Для слепых и слабовидящих лестничные марши вверху и внизу, а также участки поручней, соответствующие первой обозначаться участками поверхности с выраженным рифлением (тактильная полоса) и контрастной окраской. Желательна также контрастная окраска ступеней (светлые проступи и темные подступенки). Возможно использование подсветки ступеней. Лестницы должны иметь не менее трех ступеней. Контрастная окраска крайних ступеней

Открытые ступени на путях движения инвалидов недопустимы.

Люди, которые носят протезы или которые имеют проблемы с тазобедренными или коленными суставами подвергаются риску споткнуться на открытых ступеньках

Рельефная (тактильная) полоса

Перед лестничным маршем должна быть расположена рельефная тактильная полоса шириной 60 см.

Изменение фактуры должно ощущаться ногами и предупредить слепого инвалида о препятствии. Может быть выполнена из рельефной тротуарной плитки, различных ковриков, которые должны быть надежно закреплены, можно использовать покрытие «Стоунгрип», «Мастерфайбер».

Количество ступеней в лестничных маршах на пути следования инвалидов по зрению должно быть одинаково. В местах поворота лестничных поручней на каждом этаже рекомендуется устанавливать пластины с указанием номера этажа, выполненные рельефными арабскими цифрами.

Под маршем лестницы в зоне, имеющей высоту не менее 2,10 м, следует установить предупредительный барьер. Тактильные указатели

Рельеф тактильной плитки, предупреждающей слепого о препятствии: (лестница, дорога, дверь, лифт и пр.)

Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на них яркой краской надо пометить открывающиеся части.

ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо видит, мог, держась за них, ориентиро­ваться при передвижении по школе. Еще одним способом облегчения ориентации инвалида по зрению внутри школы может являться разно­образное рельефное покрытие полов. То есть при смене направления меняется и рельеф пола.

Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки.

Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасить в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами.

Еще одним решением проблемы передвижения по лестнице плохо-видящего или незрячего ребенка может быть организация дежурств старшеклассников, которые по очереди будут сопровождать ребенка на лестнице. Желательно, чтобы на классных кабинетах таблички бы­ли крупным шрифтом контрастных цветов или таблички с надписью шрифтом Брайля.

ШКОЛЬНАЯ РАЗДЕВАЛКА

В раздевалках учащимся с плохим зрением нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Желательно, чтобы этой зоной пользовались только одни и те же люди. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил.

Визуальная информация о кабинетах, лифтовых холлах, туалетах и пр. должна быть выполнена контрастным шрифтом, с высотой прописных букв не менее 7,5см

Рекомендуется использовать пиктограммы, голосовые сообщения

Информация должна быть продублирована шрифтом Брайля

Высота прописных букв надписей на указателях, размещенных под потолком помещения на высоте более 2м, измеренной от пола до нижней кромки указателя, должна быть не менее 0,075м.

ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ

В столовой у ребенка-инвалида по зрению должно быть свое по­стоянное место, которым будет пользоваться только он. Также, жела­тельно, чтобы это место находилось в непосредственной близости от бу­фетной стойки в столовой, но в тоже время нежелательно детей-инва­лидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Жела­тельно также, чтобы ребятам с плохим зрением в столовой помогали ра­ботники или дежурные.

КЛАССНЫЕ КАБИНЕТЫ

Здесь тоже важно учесть, что инвалиду по зрению необходимо создать условия для ориентации в пространстве. Для создания доступ­ной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные из общей пло­щади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием по­верхности пола.

Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за ко­торым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном.

Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с пло­хим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофо­ном — это его способ конспектировать. Желательно, чтобы пособия, которые используются на разных уроках, были не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

НЕСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ

Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о на­чале и конце уроков. Слабослышащего ребенка лучше сажать на первую парту. Места для тех, чей слух совсем слабый, могут быть оборудованы электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками.

Для инвалидов по слуху звуковая информация должна быть продублирована на светодинамических табло или других средствах вывода оперативной информации.

ТЕРРИТОРИЯ ШКОЛЫ

Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории, прежде всего, следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пеше­ходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены.

Ребра решеток, на пешеходных дорожках, должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара дол­жен быть устроен съезд, уклон которого не более 1:10, как у пандуса, ши­рина не менее 90 см.

Детей с полной или частичной потерей зрения необходимо провести по территории, чтобы они запомнили маршрут и препятствия.

Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направля­ющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской.

Оптимальными для маркировки считаются цвета ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пока в городе нет школ, доступных для детей с инвалидностью. Мы надеемся, что идея инклюзивного образования найдет в нашем городе своих сторонников во всех структурах касающихся образования.

Требования к учебно-тренировочным физкультурно-спортивным сооружениям и площадкам, используемым инвалидами

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *