что такое безбарьерная среда в школе
Руководства по адаптации учебного заведения для инвалидов по программе «Доступная Среда»
Учебное заведение (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ) – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех. Учреждения и прилегающую инфраструктуру необходимо организовывать таким образом, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.
Тифлоцентр «Вертикаль» разрабатывает проекты по доступности учебных учреждений для маломобильных групп населения. Для этого необходимо заполнить техническое задание на проектирование или оставить заявку на нашем сайте.
Входная группа учебного заведения
Безбарьерный доступ к входу учебного заведения – важнейший фактор для детей (молодых людей), имеющих ограничения по здоровью (зрению, слуху, ОДА, когнитивные расстройства).
Парковка для МГН у школы
Парковка автомобилей для МГН – важный элемент, о котором многие часто забывают при проектировании доступной среды.
Холл в учебном заведении
Специальное оборудование для слабовидящих и незрячих людей в холле должно не только тактильно (тактильные указатели), но и контрастно выделяться среди общего оформления интерьера.
Коридор в школе
Коридор в образовательном учреждении – важный связующий элемент между кабинетами, столовой, санузлом и другими объектами. Также в коридоре размещается важная информация о схеме.
Лестница в школе
Лестница – опасный и при этом важный объект для передвижения людей с ограниченными возможностями. Первая и последняя ступени лестничного марша обязательно должны.
Учебный класс
Медицинский кабинет в школе
В учебном учреждении помощь квалифицированного медработника должна быть доступна всем. Особенно это касается детей с ограничениями. Входная группа в кабинет и само.
Бассейн в учебном заведении
Современные учебные заведения часто оборудуют бассейном для организации отдельного направления физкультуры. Однако людям с ограниченными возможностями тяжело воспользоваться.
Столовая в школе
Помимо обучения подрастающее поколение должно расти в едином социуме без каких-либо преград. Поэтому объекты общественного питания также должны быть адаптированы для всех.
Актовый зал в школе
Актовый зал – объект большого скопления обучающихся для проведения совместных научных и развлекательных мероприятий. Поэтому актовый зал также должен быть адаптирован для.
Санузел в школе
Санузел – важный и сложный элемент организации доступной среды для МГН. Это помещение, где человек с нарушениями зрения или ОДА должен иметь возможность находиться без помощи.
Для адаптации учебного заведения необходимо решение задач:
Дети (молодые люди) с ограниченными возможностями должны иметь возможность не только свободно получать образование, но и заниматься спортом. Для этого необходимо соблюдение ряда мер:
Безбарьерная среда в школе
по обеспечению доступности
МАОУ «Чечулинская СОШ» для детей-инвалидов
Цель-создание условий для обеспечения безбарьерного доступа детей-инвалидов к образовательным услугам.
8. Заключение о доступности общественного здания для инвалидов (Нужное отметить знаком «х»)
Степень доступности общественного здания
Объект полностью доступен
Объект частично доступен, требуется частичная адаптация
Объект не доступен, требуется адаптация
Паспорт составлен на основании анкеты обследования № ____ от «_ 19 __»_ сентября __2012 года
Руководитель объекта __________________________________ О.Е. Епифанцева (подпись) М.П.
Дата составления паспорта «_ 19 _» _ сентября __ 2012 года
обследования объекта социальной инфраструктуры в отношении его доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Чечулинская средняя общеобразовательная школа»
Почтовый адрес, телефон, факс, е- m а il _ 173525 д. Чечулино, д.8 Новгородского района, Новгородской области тел./факс 749-724
Ведомственная принадлежность объекта _ Новгородский муниципальный район в лице комитета образования Администрации Новгородского муниципального района _________________________________________________________________________________________________ Вид деятельности __ образование __________________________________________________________________________________________
государственное (муниципальное) управление, организация временного проживания) Форма собственности объекта _ муниципальная _______________________________________________________________________________
(государственная, муниципальная, ведомственная, частная и т.д.) Размещение объекта __ отдельно стоящее здание, 3 этажа, 1976 год постройки, несущие конструкции – кирпич, бетонные блоки ____________
(отдельно стоящее здание, количество этажей (встроенное; пристроенное; этаж в здании); год постройки (капитального ремонта),
материал несущих конструкций)
Объем предоставляемых услуг ___ 241 человек ________________________________________________________________________________
(количество обслуживаемых посетителей/день, вместимость и др.)
Доступная среда в школах
Каждый ребенок в нашей стране имеет право получить общее образование. И ограничения физических, психических, интеллектуальных возможностей, а также культурно-этнических и иных особенностей не должны создавать барьеры и препятствовать этому. При этом важно помнить: для того чтобы дети, имеющие инвалидность, могли реализовать свое право на образование, в школах для них должны быть созданы специальные условия и безбарьерная среда.
Требования к созданию доступной среды в школе
Официальные документы, в которых закреплены требования к безбарьерной среде на объектах социальной инфраструктуры, в т. ч. в школах:
Безбарьерная среда: как ее создать?
Те, кто уже изучал данный вопрос, понимают, что в большинстве школ создание безбарьерной среды для обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата требует серьезную и затратную реконструкцию здания и территории. Для инвалидов по зрению адаптация школы также требует внесения корректив, но менее значительных по затратам. Дети с любыми ограничениями физических возможностей имеют право на получение комфортных условий, компенсирующих ограничения.
Разумеется, выполнить все методические рекомендации 181-ФЗ может далеко не каждая школа, но важно к этому стремиться. Не стоит забывать, что доступность школы нужна не только учащимся с инвалидностью, но и маломобильным категориям людей (бабушкам и дедушкам учеников, родителям с ограниченной мобильностью и т. д.), а также пожилым педагогам школы.
Доступная среда для детей с ОВЗ и инвалидов
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
· Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
· Инвалиды с нарушением зрения и слуха
· Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
· Люди с детскими колясками
· Дети дошкольного возраста.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
· с нарушением слуха;
· с дисфункцией речи;
· с патологией опорно-двигательного аппарата;
· с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
· с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
· дети с сочетанными, сложными нарушениями развития
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
· закономерности психического развития,
· показатели здоровья дошкольников,
· уровень общего развития,
· коммуникативные особенности и речевое развитие,
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
Модель взаимодействия специалистов ДОУ
в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Учитель-логопед
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
• составляет индивидуальные планы коррекции речевого развития
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
Воспитатель
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей.
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве со специалистами индивидуальные образовательные маршруты по реализации образовательной программы
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов
• осуществляет социализацию воспитанников через сетевое взаимодействие с ОУ города
• применяет здоровье сберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе
• организует сотрудничество с семьей по вопросам развития и воспитания детей
Музыкальный руководитель
• осуществляет музыкальноеи эстетическое воспитание детей
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по музыкальному воспитанию детей
• использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.
Инструктор по физической культуре
• осуществляет укрепление здоровья детей
• совершенствует психомоторные способности дошкольников
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по физическому развитию детей
• организует взаимодействие с семьей в вопросах физического воспитания
Медицинский персонал
• проводит профилактические и оздоровительные мероприятия в соответствии с Планом оздоровительно-профилактических мероприятий ДОУ
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм и правил
Рекомендации по созданию безбаръерной среды для физически ослабленных лиц
Отдел образования Дзержинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района»
Школа, доступная для всех
ВВЕДЕНИЕ
Свободно и комфортно человек ощущает себя только тогда, когда его ограниченные физические возможности не служат препятствием полноценному участию в жизни общества.
Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.
Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в общеобразовательное учреждение, потому что оно не оборудовано пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, независимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно, и в этой брошюре мы расскажем, как эти условия можно создать.
10 июня 1994 г. на «Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество» в Саламанке (Испания) была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех» — учреждений, которые объединяют всех, учитывают индивидуальные различия детей, содействуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным потребностям.
Второй пункт Декларации гласит:
«Каждый ребенок имеет право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний», «лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Обычные общеобразовательные учреждения с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в сообществе, обеспечения образования для всех. Более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей, повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования».
В своей брошюре мы рассмотрим вопросы архитектурной и информационной доступности учреждений образования для комфортного обучения в них детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, незрячих и неслышащих.
Мы надеемся, что информация, которую собрана в брошюре, поможет сделать более доступными учреждения образования, и дети-инвалиды смогут учиться и воспитываться в них вместе со своими сверстниками и соседями.
ЕСЛИ ПРИШЕЛ УЧИТЬСЯ РЕБЕНОК С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Теодор Рузвельт заметил, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам.
Предлагаем читателям ответить на несколько вопросов:
• Есть ли в вашем окружении человек с нарушениями развития?
• Общались ли вы когда-нибудь с такими людьми? Что вы при этом чувствовали?
• Отдали бы вы своего ребенка в школу интегративного типа, где обучаются здоровые дети и дети с нарушениями развития (естественно, по разным программам, но какое-то количество времени проводящие вместе)? Если нет, то чего вы опасаетесь?
Печальный факт состоит в том, что при общении с людьми с серьезными нарушениями, особенно интеллектуального и психического развития, мы испытываем страх, неловкость и брезгливость. Родители ребенка-инвалида стараются скрывать его от глаз соседей, а поездка в общественном транспорте становится истинным испытанием.
Проблемы, проблемы, проблемы
Мифы, от которых надо отказаться
Проблема образования остается одной из самых серьезных для детей с ограниченными возможностями. Но есть, на наш взгляд, более важные вопросы, в решении которых каждый из нас может и должен принять участие. Мы имеем в виду наше отношение к таким людям. Ведь от способности каждого принять такого человека и спокойно, на равных общаться с ним, во многом зависит решение большинства проблем. В сознании людей существуют мифы, которые подкрепляют негативное отношение к таким людям. Перечислим наиболее часто встречающиеся (в основном они касаются людей с нарушениями интеллектуального и психического развития).
Большинство из нас, никогда не сталкивавшихся в жизни с людьми, имеющими психические и интеллектуальные нарушения, разделяют миф о том, что эти люди агрессивны, неконтролируемы и опасны для общества. На практике же оказывается, что они гораздо более беззащитны и предсказуемы, чем так называемые практически здоровые. Многие родители отвечают, что не отдали бы своего ребенка в интегрированный класс, руководствуясь именно страхом перед агрессивностью и неконтролируемостью детей с нарушениями развития. Хотя и в массовой школе ребенок подвергается гораздо большей опасности из-за невозможности контроля большого количества детей, а также агрессивности, зачастую стимулированной существующей системой образования. Люди с нарушениями развития «заразны». Этот миф разделяют родители, которые боятся, что их ребенок «нахватается» у детей с нарушениями развития. Опыт показывает, что здоровые дети не только «не нахватываются», но и еще приобретают полезный опыт помощи ребенку, у которого не все получается. Этот истинно педагогический опыт ребята смогут использовать в дальнейшем при воспитании своих детей. Дети с нарушениями развития появляются в основном в неблагополучных семьях. Придется расстаться и с этим мифом (как это ни тяжело, ведь проще считать, что здоровый образ жизни и современная медицина способны предотвратить появление детей-инвалидов). К сожалению, это не так. И мы сталкиваемся с нездоровыми детьми в благополучных, интеллигентных семьях, а в семьях неблагополучных чаще встречается педагогическая запущенность, а не тяжелые нарушения развития.
Итак, что же получают наши дети от общения со своими, «обиженными природой» сверстниками?
Самое главное, когда в учреждение образования приходит ребенок с инвалидностью — создать общий настрой — и одноклассников (воспитанников), и учителей (воспитателей), и администрации учреждения. Если к ребенку с инвалидностью относиться как к самому обычному школьнику (воспитаннику) (с некоторыми особыми потребностями), то такое отношение передается и педагогам и одноклассникам ребенка. Тогда и дети будут оказывать посильную помощь, и ребенок будет себя ощущать более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам будет более уважительное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке.
По мнению педагогов школ, в которых уже учатся такие дети, это главное условие комфортного обучения в общеобразовательной школе детей-инвалидов. А о создании условий архитектурной доступности мы расскажем ниже.
РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКОЙ, КОСТЫЛЯМИ, ТРОСТЬЮ. )
Итак, в школу пришел учиться ребенок, который пользуется инвалидной коляской, костылями или просто ходит медленно. Как можно приспособить здание школы, чтобы ребенок в школе себя чувствовал наиболее комфортно?
НАЧНЕМ СО ВХОДА В УЧРЕЖДЕНИЕ
Вход в любое учреждение обычно начинается с лестницы, которая является серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособления. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у входа в школу.
Поверхность пандуса должна быть нескользкой, но и не слишком шероховатой, без заметных неровностей, создающей оптимальное сцепление подошвы обуви или колеса кресла-коляски с покрытием.
Бортик на пандусе выполнятся высотой не менее 5см для предотвращения соскальзывания колеса кресла-коляски, костыля или ноги. Особенно важно наличие бортика, когда ограждение пандуса отсутствует.
Пандус, располагаемый вдоль лестницы или откоса, должен иметь сплошное сетчатое ограждение от уровня бортика до нижнего поручня.
Высота прохода пандуса до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,4 м.
Покрытие пандуса, ведущего к общественному зданию и расположенного под открытым небом, следует проектировать с подогревом в зависимости от местных природно-климатических условий. (Рис 1, 1 «а»Рис 1, 1 «а»)
Пандус должен быть достаточно пологим (10-12 о ), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Чтобы этого добиться, нужно учитывать следующие требования: уклон пандуса (соотношение высоты подъема пандуса (H) к длине протекции наклонного участка пандуса (L) не должен превышать 12 о ).
Пандус всегда состоит из трех частей:
Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик и поручни. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Если архитектура здания не позволяет построить правильный пандус (например, узкая лестница), то можно сделать откидной пандус. Но тогда детям-инвалидам потребуется посторонняя помощь.
Если для инвалидов оборудован отдельный вход, то он должен быть обозначен знаком доступности.
Еще одна немаловажная деталь — двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Можно оборудовать вход звонком.
Двери в здания и помещения на путях движения инвалидов не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства, высота порога не должна превышать 0,025 м.
Тамбуры
Глубина тамбуров должна быть 1,8 м. не менее при ширине не менее 2,2 м.
После того, как инвалид вошел в тамбур, он должен закрыть входную дверь, а затем открыть следующую дверь в вестибюль здания.
В полотнах входных дверей в зданиях должны быть предусмотрены смотровые панели из противоударного стекла, нижняя часть которых должна располагаться не выше 0,9 м от уровня пола. В качестве остекления дверей следует применять закаленное или армированное стекло. Нижняя часть дверных полотен на высоту 0,3 м. должна быть защищена противоударной полосой.
Ручки дверей должны иметь поверхность, удобную для схватывания рукой, и позволять легко открывать дверь движением кисти руки или предплечья. Максимальное усилие для открывания и закрывания двери должно быть не более 2,5 кг.
ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ
Вдоль коридоров желательно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по школе.
Ширина полосы движения здорового человека составляет 600–700 мм; человека, пользующегося вспомогательными приспособлениями, увеличивается до 700–950 мм; инвалида на кресле-коляске без сопровождающего лица — 900 мм, с сопровождающим — 850 мм, при двухстороннем движении без сопровождающих — 1800 мм, с сопровождающими — 1700 мм
Ступени лестниц на путях движения инвалидов рекомендуется делать глухими, ровными и с нескользкой поверхностью.
Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05м. По боковым краям лестничного марша, не примыкающим к стенам, ступени должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.
Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся). Однако, далеко не во всех школах это возможно сделать. Поэтому, по возможности, можно переносить занятия для классов, где учится ребенок-инвалид на первый этаж.
Хороший выход — установление на лестницах подъемников. И подъемники — и особенно лифты, дорогостоящее оборудование, и мы понимаем, что далеко не любая школа может позволить себе его. Однако это было бы решением проблемы передвижения школьника-инвалида внутри школы.
Можно использовать мобильные (переносные) пандусы либо складные пандусы (аппарели).
ШКОЛЬНАЯ РАЗДЕВАЛКА
В раздевалках инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также, можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.
ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ
В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширина прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м.
Также, желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В тоже время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.
В некоторых школах, где учатся дети-инвалиды, есть практика приносить завтраки всему классу непосредственно в классные кабинеты. Это, конечно, не соответствует санитарно-гигиеническим правилам, зато способствует сближению детей.
ШКОЛЬНЫЙ ТУАЛЕТ
В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе и инвалидов-колясочников. На кабине туалета должен быть знак доступности
В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также оборудование кабины поручнями, крючками для одежды, костылей.
Ширина двери в специализированной кабине — не менее 900 мм. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями.
Опорные поручни размещаются на высоте 75см. Около унитаза со стороны посадки используются откидные поручни.
Все эти элементы должны быть прочно закреплены.
Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 0,8 м от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.
Для инвалидов, которые пересаживаются с кресла-коляски на унитаз или имеющих проблемы с тазобедренными или коленными суставами, необходим унитаз высотой 45см.
СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ
Детей-инвалидов необходимо также задействовать и на уроках физкультуры. Они могут выполнять посильные упражнения и участвовать в различных играх вместе с классом.
Это поможет им не отделяться от сверстников и выполнять школьную программу в более полном объеме.
Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей, пользующихся инвалидными колясками, надо немного переоборудовать.
В душевой, так же, как и в туалете, одну кабинку необходимо оборудовать так, чтобы ребенок инвалид мог ей воспользоваться, т.е. ширина двери должна быть не менее 90 см и коляска должна входить в кабинку целиком.
Желательно, чтобы в раздевалке все проходы были не уже 90 см.
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
Читальный зал школьной библиотеки тоже желательно оборудовать с учетом доступа учащихся-инвалидов: часть кафедры выдачи книг в абонементе рекомендуется понизить до уровня не выше 0,7 м. Один-два стола сделать высотой не менее 0,7 м.
Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
КЛАССНЫЕ КАБИНЕТЫ
Около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д.
Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом (например, положить и закрепить наклонную доску). Это могут сделать и одноклассники на уроке труда.
Главное, что надо помнить, когда в школу приходит ребенок со слабым зрением, это то, что он будет испытывать затруднения в ориентации в пространстве.
Поэтому для комфортного пребывания в школе ему надо помочь именно в этом плане.
В начале учебного года с ребенком надо пройти по зданию школы (устроить «экскурсию»), для того, чтобы он запомнил месторасположение кабинетов и помещений, которыми он будет пользоваться. Все препятствия и повороты должны быть озвучены. Желательно дать ребенку возможность пощупать двери и углы. Также, если по каким-либо причинам месторасположение этих помещений изменится, надо будет еще несколько раз пройти по новому маршруту.
При использовании дверей с застекленными полотнами на стене на высоте 1,6 м от уровня пола должна быть предусмотрена горизонтальная непрозрачная предупредительная полоса шириной 0,15 м.
Удобнее всего перила круглого сечения с диаметром не менее 3-5 см. Длина перил должна быть больше длины лестницы на 30 см с каждой стороны.
Для слепых и слабовидящих лестничные марши вверху и внизу, а также участки поручней, соответствующие первой обозначаться участками поверхности с выраженным рифлением (тактильная полоса) и контрастной окраской. Желательна также контрастная окраска ступеней (светлые проступи и темные подступенки). Возможно использование подсветки ступеней. Лестницы должны иметь не менее трех ступеней. Контрастная окраска крайних ступеней
Открытые ступени на путях движения инвалидов недопустимы.
Люди, которые носят протезы или которые имеют проблемы с тазобедренными или коленными суставами подвергаются риску споткнуться на открытых ступеньках
Рельефная (тактильная) полоса
Перед лестничным маршем должна быть расположена рельефная тактильная полоса шириной 60 см.
Изменение фактуры должно ощущаться ногами и предупредить слепого инвалида о препятствии. Может быть выполнена из рельефной тротуарной плитки, различных ковриков, которые должны быть надежно закреплены, можно использовать покрытие «Стоунгрип», «Мастерфайбер».
Количество ступеней в лестничных маршах на пути следования инвалидов по зрению должно быть одинаково. В местах поворота лестничных поручней на каждом этаже рекомендуется устанавливать пластины с указанием номера этажа, выполненные рельефными арабскими цифрами.
Под маршем лестницы в зоне, имеющей высоту не менее 2,10 м, следует установить предупредительный барьер. Тактильные указатели
Рельеф тактильной плитки, предупреждающей слепого о препятствии: (лестница, дорога, дверь, лифт и пр.)
Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на них яркой краской надо пометить открывающиеся части.
ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ
Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо видит, мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе. Еще одним способом облегчения ориентации инвалида по зрению внутри школы может являться разнообразное рельефное покрытие полов. То есть при смене направления меняется и рельеф пола.
Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки.
Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасить в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами.
Еще одним решением проблемы передвижения по лестнице плохо-видящего или незрячего ребенка может быть организация дежурств старшеклассников, которые по очереди будут сопровождать ребенка на лестнице. Желательно, чтобы на классных кабинетах таблички были крупным шрифтом контрастных цветов или таблички с надписью шрифтом Брайля.
ШКОЛЬНАЯ РАЗДЕВАЛКА
В раздевалках учащимся с плохим зрением нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Желательно, чтобы этой зоной пользовались только одни и те же люди. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил.
Визуальная информация о кабинетах, лифтовых холлах, туалетах и пр. должна быть выполнена контрастным шрифтом, с высотой прописных букв не менее 7,5см
Рекомендуется использовать пиктограммы, голосовые сообщения
Информация должна быть продублирована шрифтом Брайля
Высота прописных букв надписей на указателях, размещенных под потолком помещения на высоте более 2м, измеренной от пола до нижней кромки указателя, должна быть не менее 0,075м.
ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ
В столовой у ребенка-инвалида по зрению должно быть свое постоянное место, которым будет пользоваться только он. Также, желательно, чтобы это место находилось в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой, но в тоже время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Желательно также, чтобы ребятам с плохим зрением в столовой помогали работники или дежурные.
КЛАССНЫЕ КАБИНЕТЫ
Здесь тоже важно учесть, что инвалиду по зрению необходимо создать условия для ориентации в пространстве. Для создания доступной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола.
Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном.
Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать. Желательно, чтобы пособия, которые используются на разных уроках, были не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
НЕСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ
Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков. Слабослышащего ребенка лучше сажать на первую парту. Места для тех, чей слух совсем слабый, могут быть оборудованы электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками.
Для инвалидов по слуху звуковая информация должна быть продублирована на светодинамических табло или других средствах вывода оперативной информации.
ТЕРРИТОРИЯ ШКОЛЫ
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории, прежде всего, следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены.
Ребра решеток, на пешеходных дорожках, должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд, уклон которого не более 1:10, как у пандуса, ширина не менее 90 см.
Детей с полной или частичной потерей зрения необходимо провести по территории, чтобы они запомнили маршрут и препятствия.
Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской.
Оптимальными для маркировки считаются цвета ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пока в городе нет школ, доступных для детей с инвалидностью. Мы надеемся, что идея инклюзивного образования найдет в нашем городе своих сторонников во всех структурах касающихся образования.
Требования к учебно-тренировочным физкультурно-спортивным сооружениям и площадкам, используемым инвалидами