что такое аудирование по русскому языку

АУДИРОВАНИЕ

Смотреть что такое «АУДИРОВАНИЕ» в других словарях:

Аудирование — восприятие на слух и понимание устной речи. См. также: Речевая деятельность Устный перевод Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

АУДИРОВАНИЕ — [ Словарь иностранных слов русского языка

АУДИРОВАНИЕ — (от лат. audire слышать), прослушивание озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух (главным образом в учебном процессе) … Энциклопедический словарь

аудирование — сущ., кол во синонимов: 4 • аудит (5) • восприятие (20) • преподавание (11) • … Словарь синонимов

АУДИРОВАНИЕ — (от лат. audire – слышать). Рецептивный вид речевой деятельности; смысловое восприятие устного сообщения. А. состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания. При обучении иностранному языку конечной целью… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

аудирование — АУДИРОВАНИЕ, я, ср Форма обучения иностранным языкам, состоящая в прослушивании учащимися озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух. Больше всех занятий по иностранному языку Катя не любила аудирование … Толковый словарь русских существительных

аудирование — I ср. Рецептивный вид речевой деятельности, заключающийся в понимании звучащей речи; слушание (в методике обучения языку или изучения языка). II ср. Независимая экспертиза финансовой отчётности какого либо предприятия, или учреждения, какой либо… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Аудирование — (см. Слушание) … Педагогическое речеведение

аудирование — ауд ирование, я … Русский орфографический словарь

аудирование — восприятие на слух и понимание устной речи … Толковый переводоведческий словарь

Источник

Понятие аудирования и его роль в изучении русского языка.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Понятие аудирования и его роль в изучении русского языка.

Термин «аудирование» происходит от латинского «audire» – «слышать». В методической литературе аудирование понимается как один из видов речевой деятельности, которому необходимо обучать. В лингвистических словарях, аудирование рассматривается в широком и узком значении. К наиболее распространенному пониманию аудирования можно отнести трактовку М. Р. Львова, определяющим аудирование как восприятие и понимание речи на слух и рецептивный вид речевой деятельности (Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997. 240 с.).

Обучение аудированию иностранцев – одна из сложных и актуальных проблем в преподавании РКИ.

В настоящее время этот вид речевой деятельности выделяется как самостоятельный, так как основная задача преподавания русского языка как иностранного – выход в коммуникацию.

Аудирование является рецептивным видом речевой деятельности, состоящим из восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания.

Гальскова Н. Д., Гез Н. И. выделяют следующие цели обучения аудированию:

‒ понимание высказываний собеседника в различных ситуациях общения, в том числе при наличии незнакомых языковых средств.

‒ понимание учебных и аутентичных текстов с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание. Уровни понимания аудиотекста определяются коммуникативной задачей, типом аудиотекста и условием его восприятия.

‒ овладение умением аудирования с общим, полным и критическим пониманием таких текстов, как теле-, радиопередачи, видеофильмы познавательного, страноведческого и публицистического характера, доклады, сообщения.

При выполнении заданий на аудирование нужно развивать у учащихся и другие умения и способности:

1. Прогнозировать содержание дискурса.

2. Догадываться о значении незнакомых слов и фраз.

3. Использовать свои когнитивные знания как основу для понимания.

4. Понимать отношения говорящему к предмету речи.

5. Понимать ударения и интонация говорящего.

6. Уметь делать записи во время прослушивания.

Зимняя И. А. выделила следующие характеристики аудирования как вида речевой деятельности:

‒ аудирование реализует устное и непосредственное общение;

‒ оно является реактивным и рецептивным видом речевой деятельности в процессе общения;

‒ основная форма протекания аудирования.

— внутренняя, неравномерная. (Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: 1991г.)

Аудирование связано с деятельностью памяти. Память можно разделить на следующие составляющие: кратковременная– представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени; оперативная– рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока; долговременная– это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При использовании ее для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли (поэтому, ее функционирование не ограничено); зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, музыкальных и речевых. Характеризуется тем, что человек ею может быстро и точно запомнить смысл предъявляемого ему текста и т.п., что в отношении аудирования очень важно, так как детям в первое время приходится на слух запоминать звучание звуков и слов; эмоциональная память – это память на переживания. На ней непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более долгий срок.

Указанные виды памяти играют основополагающую роль в обучении аудированию, без их достаточной развитости невозможно освоить язык, а тем более речь. Можно сделать вывод, что основными психическими процессами, которые задействованы при аудировании, являются следующие: память, воображение, восприятие и мышление. Таким образом, активизируя эти особенности психики человека, мы одновременно развиваем их, что и является основополагающим фактором всестороннего развития личности. И, следовательно, можно считать аудирование неотъемлемой частью развивающего обучения.

Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти учащихся.

Принципы обучения аудированию должны быть отнесены к частным разновидностям при соблюдении общих принципов в качестве исходных понятий. Сформированы три принципа обучения аудированию иноязычного текста по И.А. Гончар:

1) исключения письменной опоры;

2) использования валидных текстов;

3) системности и систематичности (в реализации первых двух).

Роль аудирования в изучении языка считается наименее понятной из всех языковых навыков. Аудирование играет важную роль в изучении не только языков, но и любой отрасли знаний. Когда студенты посещают занятия, они должны понимать и сохранять информацию из лекций.

Следует подчеркнуть, что понимание передаваемых сообщений может основываться на тоне голоса и акценте; и это возможно только тогда, когда мы слушаем. Слушание не только используется в качестве языкового навыка для обучающихся, но также считается важным жизненным навыком. Овладение этим навыком имеет решающее значение для понимания сообщений, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Кроме того, он играет роль в преодолении пробелов в контекстных значениях, когда мы используем жесты, мимику и язык тела, когда говорим с другими.

Когда мы говорим о механизмах прослушивания, необходимо иметь в виду трудности этого процесса, среди которых, как правило, выделяются следующие три группы: первая группа: слуховые трудности, вызванные лингвистическими особенностями устной речи (фонемные трудности: расхождение графического и акустического образа слова в его неполном произношении); ритмические интонационные особенности; трудности лексического характера, связанные с полисемией, использованием статей и т. д.; г) трудность восприятия экспрессивной и стилистически окрашенной речи, порождаемой, например, идиомами; вторая группа: трудность понимания смыслового аспекта информации, обусловленная пониманием объективного содержания информации; понимание логики изложения; понимание общей идеи сообщения, понимание мотивов говорящего, а также формирование у них отношения к услышанному;третья группа: коммуникативные трудности, связанные с условиями общения из-за однократного представления информации (нет возможности анализировать каждое слово); темп говорящего (необходимость воспринимать речь в навязанном скоростном режиме); отклонение от привычного речевого, нормативного стиля; случаи несовпадения различных языковых компонентов в разных языковых культурах; отсутствие визуальной поддержки и обратной связи от источника информации. В связи с этим педагогу следует иметь в виду все вышеперечисленные проблемы, которые усложняют работу психофизиологических механизмов слушания, поскольку в реальном слушании механизмы общения работают практически одновременно. Обучение аудированию (система упражнений) аудирование, то есть понимание речи требует владения языковыми средствами. Работа по аудированию включает в себя: 1) языковые единицы, их усвоение в виде навыков; 2) умение понимать речь, используя эти навыки. Процесс прослушивания начинается с восприятия. Это может быть правильная, неправильная, точная оценка. Правильное восприятие основывается на базе тщательной работы по формированию слуховых и произносительных навыков. Восприятие должно быть быстрым, оно должно быть равно скорости речи говорящего. Восприятие сопровождается процессом распознавания слов и фраз. В то же время идет процесс понимания. Понимание возможно, когда нет перевода слова, но объединение слов в смысловые единицы (предложение).

Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на русском языке. Поскольку речевое общение — процесс двусторонний, то недооценка аудирования, то есть восприятия и понимания речи на слух, может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке иностранных студентов. Так как часто именно несформированность аудитивных навыков является причиной нарушения общения. Очень часто во время урока высказывания студентов о том, что они порой не понимают обращённых к ним вопросов, подтверждает тот факт, что пониманию речи на русском языке нужно учить специально. Также надо отметить, что аудирование — очень трудный вид речевой деятельности. При обучении аудированию возникают трудности, связанные с языковыми аспектами и трудности, связанные с особенностями речи.

Трудности, связанные с языковыми аспектами могут быть разделены на три группы:

Фонетические. Под этим предполагается отсутствие четкой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи. Различаются два аспекта слуха: фонематический (восприятие отдельных языковых явлений на уровне слов и структур) и речевой, который включает в себя процесс узнавания целого в контексте. Необходимо отметить, что при обучении аудированию на аутентичных материалах нужно развивать именно речевой слух. Индивидуальная манера речи может быть очень разнообразной и представлять трудности для ее восприятия и понимания. На родном языке эта трудность компенсируется огромной практикой в слушании, однако опыт слушания русской речи у иностранных студентов очень ограничен. Естественно, что любая индивидуальная особенность произношения, тембр голоса, достаточно быстрый темп и определенные дефекты речи будут затруднять ее понимание. Для того, чтобы преодолеть трудности, связанные с пониманием речи носителей языка, необходимо уже с начала обучения слушать их речь, постепенно сокращая количество учебных текстов, предъявляемых преподавателем. Следует помнить и то, что чем больше носителей языка будет слушать обучающийся, тем легче он адаптируется к индивидуальной манере речи. Поэтому необходимо широкое применение учебно-аутентичных и подлинно аутентичных записей.

Грамматические. Ряд грамматических трудностей связан прежде всего с наличием грамматических форм, не свойственных их родному языку. Воспринимая фразу, студент должен расчленить ее на отдельные элементы, то есть информативные признаки звучащей фразы, которые физически выражены соответствующими речевыми качествами. Существует три физически выраженных речевых параметра: интонация, наличие пауз и логическое ударение.

Лексические. Именно на наличие многих незнакомых слов студенты указывают как на причину непонимания текста. Нам представляется необходимым осветить эту проблему подробнее. Основная сложность при восприятии русской речи заключается в том, что языковая форма долгое время является ненадежной опорой для смыслового прогнозирования, потому что именно на ней концентрируется внимание студентов, хотя изменить ее они не могут. Поэтому необходимо вырабатывать у них способность принимать информацию и при наличии незнакомых языковых явлений, путем ее фильтрации, селекции и приблизительного осмысления. Студентов необходимо специально обучать умению понимать на слух речь, содержащую незнакомую лексику. Невоспринятые или неправильно воспринятые части речевого сообщения (слово, словосочетание, фраза) восстанавливаются ими благодаря действию вероятностного прогнозирования (способность предугадывать новое в опоре на уже известное), следовательно, нужно добиваться прогнозирования смысла высказывания, когда форма и содержание образуют полное единство.

Под социолингвистической компетенцией понимается знание норм пользования языком в различных ситуациях и владение ситуативными вариантами выражения одного и того же коммуникативного намерения, соответственно слушающий должен знать эти варианты и понимать причины использования одного из них в контексте определенной ситуации общения. Социокультурная компетенция подразумевает знание правил и социальных норм поведения носителей языка, традиции, истории, культуры и социальной системы страны изучаемого языка. Следовательно, обучающийся должен обладать умениями воспринимать и понимать устный текст с позиции межкультурной коммуникации, для чего ему необходимы фоновые знания. Только обладая этими знаниями, слушатель может правильно интерпретировать речевое и неречевое поведение носителя языка.

Навыки аудирования формируются только в процессе восприятия речи на слух. При этом есть потребность понимать речь разного темпа, разного интонационного оформления и разного уровня правильности. Всякий, даже самый минимальный, уровень овладения аудированием на русском языке предполагает сформированность ряда операций, основополагающих для данного вида речевой деятельности:

1) опознание звукового потока;

2) восприятие значения аудируемых единиц;

3) выявление значимой информации в аудируемом тексте.

А. А. Леонтъев говорит о необходимости выделения фаз контроля в процессе аудирования:

1) фазу установления связей на уровне предложения (связь между элементами предложения);

2) на уровне абзаца (смыслового звена);

3) на уровне текста (связь между смысловыми звеньями);

4) фазу смыслоформулирования.

В зависимости от конкретных учебных задач и по признаку полноты понимания информации различаются два вида аудирования:

‒ аудирование с полным пониманием;

‒ аудирование с пониманием основного содержания текста.

На сегодня современная методика выделяет ещё один вид аудирования — аудирование с целью извлечения нужной или интересующей информации. Несмотря на то, что процесс аудирования может протекать без внешних проявлений, это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий. В ходе аудирования, слушающий выполняет сложную перцептивно-мнемоническую деятельность и мыслительные операции анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения, противопоставления, абстрагирования, конкретизации и т. д.

Механизм аудирования как процесс распознавания слуховых образцов очень сложный и представляет собой многоступенчатое отображение речевого воздействия:

1) восприятие звучащего текста;

2)преобразование исходного сигнала в спектрально-временное представление;

3)слияние и сличение с находящимися в памяти;

4)обработка речевого сигнала в соответствии с уровнями языковой иерархии;

5)вероятностное прогнозирование: контекстуальное или ситуационно-обусловленное;

6)извлечение нужной информации

Существует семь причины, которые препятствуют эффективному аудированию:

Во-первых, слушатели не могут контролировать скорость речи.

Во-вторых, слушатели не всегда могут повторять слова. Это серьезная проблема обучения в ситуациях.

В-третьих, у слушателей ограниченный словарный запас. Говорящий может выбирать слова, которых слушатель не знает.

В-четвертых, слушатели могут не распознать сигналы, указывающие на то, что говорящий перемещается из одной точки в другую. В неформальных ситуациях или спонтанных разговорах сигналы более расплывчаты, как в паузах, жестах, повышенной громкости и т. д. Эти сигналы могут быть легко пропущены, особенно менее опытными слушателями.

В-пятых, слушателям может не хватать контекстуальных знаний. Обмен взаимными знаниями и общим контекстом облегчает общение. Даже если слушатели понимают поверхностный смысл текста, они могут испытывать значительные трудности в понимании всего смысла отрывка, если они не знакомы с контекстом. Невербальные сигналы, такие как выражение лица, кивки, жесты или тон голоса, также может быть легко неправильно истолкованы слушателями из разных культур.

В-шестых, слушателям может быть трудно сосредоточиться на иностранном языке. Концентрация легче, когда студенты находят тему прослушивания интересной, однако студенты иногда чувствуют, что слушание очень утомительно, даже если они заинтересованы, потому что это требует огромного количества усилий, чтобы следовать смыслу.

В-седьмых и в-последних, у студентов могут быть определенные привычки к обучению, такие как желание понять каждое слово. По традиции учителя хотят, чтобы ученики понимали каждое слово, которое они слышат, повторяя и произнося слова тщательно.

Источник

Обучение аудированию на русском языке

что такое аудирование по русскому языку. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. что такое аудирование по русскому языку фото. что такое аудирование по русскому языку-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка что такое аудирование по русскому языку. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Аудирование — восприятие на слух и понимание устной речи. См. также: Речевая деятельность Устный перевод Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь что такое аудирование по русскому языку. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. что такое аудирование по русскому языку фото. что такое аудирование по русскому языку-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка что такое аудирование по русскому языку. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Аудирование — восприятие на слух и понимание устной речи. См. также: Речевая деятельность Устный перевод Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь что такое аудирование по русскому языку. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. что такое аудирование по русскому языку фото. что такое аудирование по русскому языку-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка что такое аудирование по русскому языку. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Аудирование — восприятие на слух и понимание устной речи. См. также: Речевая деятельность Устный перевод Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь что такое аудирование по русскому языку. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. что такое аудирование по русскому языку фото. что такое аудирование по русскому языку-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка что такое аудирование по русскому языку. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Аудирование — восприятие на слух и понимание устной речи. См. также: Речевая деятельность Устный перевод Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

что такое аудирование по русскому языку. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. что такое аудирование по русскому языку фото. что такое аудирование по русскому языку-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка что такое аудирование по русскому языку. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Аудирование — восприятие на слух и понимание устной речи. См. также: Речевая деятельность Устный перевод Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

что такое аудирование по русскому языку. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. что такое аудирование по русскому языку фото. что такое аудирование по русскому языку-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка что такое аудирование по русскому языку. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Аудирование — восприятие на слух и понимание устной речи. См. также: Речевая деятельность Устный перевод Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

1. Аудирование как компонент устного речевого общения. Виды слушания.

2. Некоторые психологические особенности аудирования.

3. Условия аудирования. Система упражнений, направленная на формирование навыков и умений аудирования.

1. Архипова Е.А. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

3. Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М.,

1. Обучение учащихся русской устной речи как форме речевого общения

предусматривает специальную работу по обучению как говорению, так и аудированию

Термин «аудирование» появился сравнительно недавно. В отличие от простого слушания этот термин означает слушание с пониманием или понимание речи на слух.

Аудирование как компонент устного речевого общения – это сложный мыслительный процесс восприятия и понимания речи на слух, в результате которого слушающий приходит к определенным умозаключениям.

Аудирование занимает в коммуникативной деятельности человека одно из ведущих мест: в повседневной жизни человеку приходиться больше слушать, чем говорить. В учебном процессе аудирование является одним из основных источников получения знаний по всем предметам, поэтому аудированию как виду речевой деятельности надо специально учить. На уроках русского языка следует развивать глобальное, детальное и критическое восприятие речи.

Глобальное слушание предполагает восприятие текста в целом. Ученики отвечают на вопросы типа: о чем шла речь, какова его основная мысль, как можно озаглавить услышанное и т.д.

Детальное слушание – это осознание, если не всех, то самых главных блоков текста, зависит от установки, которая дается говорящим. Детальное восприятие мы наблюдаем, когда проводятся такие виды работы, как пересказ или изложение текста, пересказ объяснения учителя и др.

Критическое слушание основывается и на глобальном, и на детальном восприятии, оно требует критического осмысления на слух: выражение согласия или несогласия с мнением автора; выражение своей точки зрения на то, о чем говорится в тексте.

Итак, для организации эффективной работы по обучению аудированию учителю необходимо знать, какие психологические и методические условия необходимы для успешного решения этой задачи.

2. Аудирование как вид речевой деятельности имеет свою структуру и свои механизмы. В отличие от говорения, аудирование является как бы производным, вторичным в процессе речевой коммуникации: содержание его полностью определяется говорением.

По внутренней структуре аудирование характеризуется трехчастностью: 1) 1-я часть – мотивационно-побудительная; 2) 2-я часть – аналитико-синтетическая; 3) 3-я часть – исполнительская.

В мотивационно-побудительной части аудирования ставится цель слушания: что слушать и зачем. В зависимости от содержания воспринимаемой речи слушающий намечает цель аудирования: запомнить факты и частные детали или уловить основную мысль речи, слушать для развлечения или углубления и расширения знаний и т.д. Конкретизация цели слушания подготавливает к восприятию речи.

В аналитико-синтетической части аудирования происходит обработка поступающего на слух речевого сообщения. Этот процесс проходит несколько этапов: восприятие, осмысление и понимание звучащей речи.

Слушающий узнает на слух только те слова, которые воспринимались прежде в той форме и в том значении, в каком они употреблены в данном аудиотексте. Наличие незнакомых слов, словоформ и синтаксических конструкций затрудняет ее восприятие. Значит, психологической основой восприятия речи на слух является узнавание (или припоминание) употребленных в ней языковых средств.

В любой речи непременно встречаются новые элементы, с которыми слушающий сталкивается впервые. Если таких незнакомых элементов незначительное количество, то понимание речи не исключается – слушающий догадывается о значении незнакомых элементов по форме и смыслу контекста. При наличии же большого количества незнакомых языковых элементов восприятие и понимание иноязычной речи на слух невозможно.

Восприятие речи на слух значительно облегчается, когда слуховые ощущения сопровождаются зрительными, т.е. когда слушающий видит лицо говорящего, следит за положением его губ, за мимикой и жестами.

что такое аудирование по русскому языку. 640 1. что такое аудирование по русскому языку фото. что такое аудирование по русскому языку-640 1. картинка что такое аудирование по русскому языку. картинка 640 1. Аудирование — восприятие на слух и понимание устной речи. См. также: Речевая деятельность Устный перевод Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Осмысление воспринимаемой речи происходит на основе взаимодействия слуховых ощущений и мышления. Для предметного понимания речи требуется знание того явления действительности, о котором сообщается в речи (предметное понимание опирается на жизненный опыт слушающего). На основе предметного понимания слушающий образно представляет все то, о чем сообщается в речи. Отсутствие нужного предметного понимания может привести к ошибочному пониманию всего содержания воспринимаемой речи. Этот фактор выдвигает свои требования к отбору речевого материала для обучения аудированию.

Завершающим этапом понимания является понимание общего содержания и общей идеи высказывания. Понимание всего содержания устного речевого сообщения базируется на кратковременной (оперативной) и долговременной памяти: на протяжении всего прослушивания сообщения нужно хранить в памяти содержание каждой фразы; из понимания каждой отдельной фразы складывается понимание всего сообщения.

Итак, рассмотренные нами особенности механизма восприятия речи на слух несомненно следует учитывать при обучении аудированию на уроках русского языка.

3. При аудировании, особенно иноязычной речи, затрудняет многое: содержание речи, языковой материал, темп речи, характер речи (монолог, диалог), объем воспринимаемой речи и др. При разработке методики обучения аудирования необходимо учитывать те моменты, которые могут вызвать у учащихся затруднения, и создавать в учебном процессе благоприятные условия по преодолению этих затруднений.

Трудности могут вызвать следующие стороны воспринимаемой на слух иноязычной речи:

— языковой материал, особенно на начальном этапе формирования навыков аудирования, должен состоять из знакомого языкового материала.

Предварительная отработка в разных контекстах языкового материала воспринимаемого на слух речевого сообщения составляет одно из первых обязательных условий выработки навыков аудирования иноязычной речи.

— содержание речи: для полноценного понимания содержания речи необходимо знание тех понятий и реалий, о которых идет речь в сообщении.

Речевые сообщения, используемые в целях аудирования, должны быть по содержанию доступными пониманию учащихся данного возраста, соответствовать их интересам. Содержание информации должно содержать элемент новизны, расширять кругозор школьников.

— объем сообщения: в зависимости от класса тексты, рассчитанные для слушания, должны быть от 3 до 10 минут.

— характер речи: для аудирования желательно давать преимущественно динамичные тексты с простой фабулой.

— источник речи: для аудирования речевое сообщение может быть предъявлено из разных источников (из уст говорящего (учителя, докладчика, рассказчика), с экрана, магнитофонной ленты и т.д. Гораздо легче воспринимается речь непосредственно из уст говорящего, знакомый голос (например, голос учителя) воспринимается лучше, чем незнакомый, поэтому при обучении аудированию сначала целесообразно научить детей воспринимать речь при непосредственном общении (из уст учителя), затем постепенно переходить к предъявлению речи для слушания из различных источников звукозаписи.

— темп речи: наиболее благоприятными для восприятия речи на слух являются такие условия, когда темп речи говорящего и темп проговаривания слушателем воспринимаемой речи совпадают. На первых порах для прослушивания следует давать речь в несколько замедленном темпе, т. к. артикуляционно-произносительные навыки русской речи у школьников еще несовершенны. По мере приобретения определенных навыков аудирования темп речи для восприятия на слух ускоряется до нормального, естественного уровня.

— способ предъявления речи: роль зрительных опор и экспрессивности речи при аудировании настолько велика, что, по мнению психологов, они несут больше информации, чем язык (вплоть до 50% и более информации).

Сказанное убеждает в необходимости широко использовать при обучении аудированию зрительных опор всех видов (жесты, мимика, интонация говорящего и т.д.)

Система упражнений на аудирование должна предусмотреть постепенное преодоление указанных трудностей. Система упражнений на аудирование представлена в методике следующими видами упражнений:

— прослушать текст и ответить на данные вопросы;

— прослушать текст, задать вопросы к тексту и ответить на них;

— определить, правильно ли поставлены вопросы к тексту. Какие из них неуместны?

— составить план к прослушанному тексту;

— выбрать из нескольких данных формулировок основной мысли наиболее удачную;

— выразить свое отношение к содержанию прослушанного текста;

— определить, какая из данных иллюстраций отражает содержание текста;

— кодирование (символическое изображение) информации (таблицы, схемы, рисунки) и др.

Как видим, перечисленные упражнения способствуют выработке умения понимать речевое сообщение. Кроме того, обучение аудированию требует озвученных упражнений, которые предполагают широкое использование технических средств обучения, в первую очередь применение звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.

Итак, эффективность обучения аудированию во многом зависит от систематичности выполнения упражнений, учета психологических особенностей данного вида речевой деятельности и факторов, вызывающих у учащихся затруднения при аудировании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *